Чернигов. Ющенко лично приказывает захватывать православные храмы?
Украина, слава Богу, до сих пор не знает что такое религиозный терроризм, религиозные войны. У нас пока не взрывают дома шахиды, не стреляют друг в друга сторонники противоборствующих религиозных групп. Но религиозное чувство - одна из наиболее взрывоопасных мотиваций для ведения войны. И специалисты последнее время предрекали возникновение в Украине религиозных конфликтов. Особое внимание в этом отношении уделялось Крыму, где центральная власть, с легкомысленной уверенностью в том, что ситуацию удастся удержать под контролем, использует местных татар в качестве противовеса «российскому влиянию». Однако с 30 июня внимание украинской и мировой общественности приковано к религиозному конфликту в Чернигове.
Местный храм Святой Великомученицы Катерины является одной из древнейших святынь Украины. Построенный в XVIII веке храм даже в советский атеистический период находился под защитой государства как выдающийся архитектурный памятник и здесь вплоть до последнего времени размещался Музей народно-декоративного искусства Черниговщины.
Однако в апреле глава Черниговской облгосадминистрации Николай Лаврик подписал распоряжение о передаче православной святыни так называемому «Киевскому патриархату» - непризнанной мировым Православием религиозной группе, расколовшей в 1992 году Украинскую Православную Церковь. Разумеется, такое решение не могло не вызвать возмущенную реакцию православных верующих канонической Церкви, более известной по журналистским публикациям как Украинская Православная Церковь Московского Патриархата. Для канонической Церкви, как и для мирового Православия, передача древней святыни раскольникам - святотатство, оскорбляющее религиозные чувства верующих.
К защите интересов мирян канонической Церкви с 1 июля приобщились активисты блока Натальи Витренко «Народная оппозиция», Союза православных граждан Украины и крымского патриотического движения «Прорыв», которые блокировали палатками вход в Катерининский храм и организовали рядом с ним постоянное пикетирование. Детонатором конфликта стало сообщение о пребывании в Чернигове с 11 июля мощей святой великомученицы Варвары, которые пообещал доставить в город «епископ» Киевского патриархата (КП). Святые мощи должны были пробыть пять дней в Катерининской церкви.
В этом событии витренковцы увидели намерение последующего захвата храма представителями КП. 2 июля в Чернигове состоялся крестный ход прихожан и священнослужителей церквей Московского патриархата, которые обошли Катерининскую церковь и провели возле ее стен митинг.
4 июля появилась информация о возможности силового захвата храма «экстремистами-гастролерами» из западных областей страны, которая вызвала еще большее нагнетание обстановки. На площади вокруг храма собралось немало представителей общественности, органов власти, правоохранителей, журналистов, появились палатки Партии регионов и Социалистической партии. Чтобы разобраться в ситуации, которая сложилась, и найти мирные пути решения проблемы, в Чернигов прибыл народный депутат и первый секретарь Черниговского обкома СПУ Николай Рудьковский, который выступает категорически против передачи Катерининской церкви Киевскому патриархату. Заявление этого депутата и стало главной сенсацией черниговского конфликта. Депутат-социалист сообщил присутствующим возле храма, что есть личное требование Президента Ющенко о немедленном силовом захвате храма Святой Великомученицы Катерины и передаче его раскольникам!
Неудивительно, что решение черниговского губернатора, назначенного Президентом, которое не могло не привести к «разжиганию религиозной розни» (что было ясно даже дилетантам), не выльется в уголовное дело по соответствующей статье. В Украине президентских кумовей и зятьев не судили ни при старом «преступном» режиме, ни при новом, «народном».
Пока же эскалация конфликта в Чернигове продолжается. Во вторник, 4 июля, в Чернигов из Киева прибыла группа националистической молодежи. Боевики УНСО, «Поры» и иных националистических группировок разбили палаточный лагерь на берегу Десны, недалеко от Екатерининской церкви. Противоборствующие лагеря в любой момент могут вступить в рукопашную схватку.