Сегодня, 5 июня 2011 года, в Молдавии проходят выборы в местные органы власти. Впервые за весь период молдавской государственности они, помимо политико-идеологических, осложнены конфессиональными проблемами.
14 марта этого года министерство юстиции республики зарегистрировало первую мусульманскую организацию - Исламскую лигу Молдовы. Теперь мусульмане могут открыто исповедовать свою религию и строить мечети. Целью лиги, по заявлению её лидера Тимура Турдугулова, является "обеспечение и защита прав мусульман Молдовы".
Решение минюста было встречено в обществе крайне негативно. Почти одновременно было принято решение о легализации буддизма, однако регистрация Исламской лиги вызвала наибольший резонанс.
Впервые мусульмане обратились в молдавское министерство юстиции с просьбой зарегистрировать Общество исламской культуры еще в 1995 году, однако получили отказ. В 2005 году в регистрации было отказано Духовному управлению мусульман Молдовы. Неформальный лидер мусульман Талгат Машаев обратился в Европейский суд по правам человека, но и там его иск отклонили как необоснованный. Не имея юридической возможности собираться открыто, мусульмане встречались на частных квартирах. Было несколько довольно громких случаев, связанных с задержанием полицией участников таких собраний.
При этом, с 2008 года в республике действует (в угоду европейским принципам "свободы и демократии") закон № 125-XVI о культах, в котором не делается различий между тоталитарными, деструктивными, сатанинскими и псевдорелигиозными культами, подводя все их под понятие "свобода вероисповедания". По нему сумели получить регистрацию (в виде различных добровольных обществ, сообществ, культурных, реабилитационных и прочих центров) представители более двух десятков культов - евангелисты, католики, баптисты, лютеране, кришнаиты, унификационисты, пресвитериане, мармоны, мессианские иудеи, пятидесятники, адвентисты, Свидетели Иеговы и др.
Молдавия - православная страна. Регулярные социологические опросы подтверждают, что не менее 96 процентов населения исповедуют именно эту религию. В молдавской земле, где, как точно подметил Пушкин "смесь одежд и лиц, племен, наречий, состояний", никогда не исповедовали ислам. Даже за почти трёхсотлетний период османского владычества не было построено ни одной мечети, а особо почитаемый молдаванами средневековый государь Штефан Великий фактически создал в своем княжестве независимые от мусульман очаги развития православной культуры. Православная вера в течение многих веков объединяла жителей всех молдавских княжеств независимо от их национальности. Аналитики отмечают, что православие укоренилось в обществе и в сердцах настолько прочно, что большинство жителей даже не подозревают о существовании в республике каких-либо конфессий. Распространителей "чуждых вер" жители гонят от своих дверей, и знания о сектах в основном сводятся к представлениям о забавных хороводах кришнаитов.
На вопрос, сколько проживает сегодня на территории республики мусульман, затрудняются ответить даже в статистических организациях. Социологи говорят о двух тысячах человек, не более. В первую очередь, это предприниматели из Турции и арабских стран, то есть приезжие. А мусульман-граждан Молдавии - около 300 человек. Большей частью это те, кто увлекся этой религией и привёл в неё своих детей, так называемые "новообращенные". Финансирование Исламской лиги, без сомнения, будет происходить из-за рубежа, считают наблюдатели. (Молдавское правительство никогда не утруждало себя тратами на церковь, даже на поддержку культурных памятников православия.)
Руководство Русской православной церкви в Молдавии высказалось крайне негативно относительно регистрации ислама как одной из официальных конфессий на территории страны. Митрополит Кишиневский и Молдавский Владимир назвал это "настоящим унижением для христиан". 23 мая несколько православных священников из разных городов страны заявили о том, что перестанут упоминать имена руководителей страны в своих молитвах до тех пор, пока не будет отменено решение о регистрации Исламской лиги.
Следует особо отметить реакцию населения и властей в Гагаузии. Гагаузов считают этническими турками, их язык очень схож с турецким, и трудовые мигранты охотнее уезжают на заработки именно в Турцию, где им легче адаптироваться. При этом гагаузы всегда особо подчеркивают свою принадлежность православию. Общественная организация Союз православных христиан Буджака (СПХБ) одной из первых выразила протест против легализации ислама. Они назвали решение минюста "крайне опасным и в известной степени провокационным", а также заявили "о готовности принять все допускаемые законами страны меры к ограничению распространения ислама на территории гагаузской автономии".
Политические наблюдатели полагают, что в большинстве районов Молдавии строительство, а затем и функционирование культовых мусульманских сооружений пройдет относительно безболезненно, но в Гагаузии можно с большой точностью прогнозировать бурные, в том числе и силовые акции против таких строек. Это подтверждается многочисленными резкими заявлениями представителей епископата, местной власти и общественных организаций. В тексте декларации Кагульской и Комратской епархии, принятой на совместном соборе священнослужителей и мирян, говорится, например, что "получив официальный статус, ислам не будет соблюдать иной закон, кроме Корана. А Коран призывает к уничтожению неверных, и мы в их смысле неверными и являемся".
Член Конституционного суда, экс-министр юстиции Александр Тэнасэ, подписавший документ о регистрации как раз перед своей отставкой, утверждает, что оснований для отказа не было, поскольку Исламская лига - это не экстремистская организация. По мнению Тэнасэ, "крестовый поход", объявленный священнослужителями, организован политиками с единственной целью – "засветиться с лучшей стороны" в разгар кампании по местным выборам.
Его мнение разделяют многие наблюдатели, так как протесты начались не в марте, когда лига была зарегистрирована, и не в апреле, когда об этом узнали в обществе. Священнослужителей поддержали, в первую очередь, оппозиционные коммунисты, которые за период своего правления не позволили мусульманам легализоваться. Кандидат в мэры Кишинёва Игорь Додон заявил, что в случае его победы на выборах "в столице мечети не будет".
Представители большинства оппозиционных партий также высказались негативно, в целом их заявления сводятся к тому, что "на действия правительства Владимира Филата по узакониванию ислама следует возложить всю ответственность за возможное взрывоопасное развитие межрелигиозной ситуации в Молдавии".
Следует упомянуть также статью главного редактора влиятельной газеты "Тимпул" Константина Тэнасе под названием "Европа посыпает голову пеплом", которая особо накалила дискуссию. "Европа поняла и открыто признала, что политика мультикультурализма потерпела поражение, она противоречит национальным интересам и представляет собой реальную угрозу для национальной безопасности государства". Тэнасе недвусмысленно призвал молдаван "делать выводы". Его главные оппоненты из правоцентристского альянса "За европейскую интеграцию" заявили в ответ, что "поставить под сомнение поликонфессиональный характер современной Европы значит нанести удар по всей европейской конструкции".
В любом случае политики всех мастей, втянувшие межконфессиональные отношения в контекст предвыборных баталий, хорошо осознают так называемую "электоральную прибыльность" этого фактора. Однако, видимо не учитывают, что как раз конфессиональные проблемы и носят в будущем самый трудноразрешимый характер. А на фоне длительного гражданского противостояния в республике эти проблемы способны будут взорвать даже самые устойчивые государственные структуры.
Ирина Катанина
Власти Молдавии расправляются с епископом за отсутствие «толерантности» к