• UkrSekta.info


Авторизация
Иудаизм

Иудаизм - одна из древнейших религий, сохранившаяся до наших дней и имеющая значительное число приверженцев главным образом среди еврейского населения в разных странах мира. Иудаизм фактически является государственной религией Израиля.


История иудаизма

Одной из основных канонических книг в иудаизме признается Танах (Ветхий Завет Библии), важнейшей частью которого является Тора или Пятикнижие Моше (Моисея). В III веке н. э. иудейскими богословами были написаны комментарии к Торе, получившие название Мишна (повторение закона). Затем была составлена еще одна книга - Гмара, назначение которой - углубленное комментирование Мишны. Мишна и Гмара вместе составляют Талмуд. Тора и Талмуд регламентируют все стороны жизни религиозного еврея, в том числе и те, которые в других религиях обычно считают относящимися к сфере этики, морали, гражданского и уголовного права.
В Талмуде различают галаху и агаду, которые переплетаются друг с другом. Галаха - это закон, касающийся религиозной, семейной, гражданской жизни. Агада определяет духовные основы иудаизма. К основным догматам иудаизма относится вера в Единого Бога Яхве, в бессмертие души, существование загробного мира и в приход Машиаха (Мессии). Сейчас все верующие евреи живут ожиданием скорого прихода Машиаха. Иудаизм учит, что это будет живой человек из плоти и крови, религиозный еврей, потомок царя Давида, который придет в наши дни и принесет всем людям долгожданный мир.
После рассеяния евреев, во II-VI веках происходит формирование талмудизма, характеризующегося обстоятельной систематизацией и нормативной ритуализацией иудейского культа, который из храмового священнодействия превратился во всепроникающую систему предписаний, иногда скрупулезно подробных, вплоть до требований подчеркивания своей принадлежности к «избранному Богом народу» с помощью особых деталей внешнего облика. Так, верующему еврею предписывается иметь бороду, отпускать длинные волосы на висках (пейсы), носить маленькую круглую шапочку (кипу), пройти обряд обрезания.
В VI - XIII веках возрастает роль раввинов (от древнееврейского «рабби» - мой учитель) - толкователей закона, возглавлявших иудейские общины. Рассеяние евреев по странам Старого Света (Европа, Азия, Африка), а потом и Нового Света (Америка) привело к образованию большого количества еврейских национально-религиозных общин. В древности центром иудейского культа был Иерусалимский Храм, где совершалось ежедневное жертвоприношение. Когда Храм был разрушен, место жертвоприношений заняла молитва, для совершения которой евреи стали собираться вокруг отдельных учителей - раввинов. Из этих собраний возникли иудейские молитвенные объединения, именуемые синагоги («собрания»). В иудаизме синагога представляет собой собрание евреев для совершения молитвы и изучения Торы и Талмуда. Такое собрание не предусматривает наличия специального здания и может проходить в любом помещении.
Для совершения публичного богослужения необходимо присутствие не менее десяти евреев мужского пола, достигших религиозного совершеннолетия (в 13-летнем возрасте). Они составляют первичную иудаистскую общину - миньян (буквально «число», то есть кворум, необходимый для богослужения). Исторически право совершать публичные богослужения закрепилось за раввинами - учителями и толкователями Торы. Кроме раввина, в персонал синагоги входят хазан, шамаш и габай. Хазан ведет общественную молитву и представляет всю общину в обращении к Богу. Шамаш - синагогальный служка, обязанности которого - наблюдать за порядком и чистотой в синагоге и заботится о сохранности синагогального имущества. Габай решает административные и финансовые вопросы синагоги.
Особое место в иудейской общине занимает коганим (единственное число - коген). По еврейской традиции, лица, носящие фамилию Коген (Коган, Кохен, Коэн, Кон), являются потомками (по отцовской линии) первосвященника Аарона, т.е. своего рода жреческой кастой. Во времена Иерусалимского Храма коганим кроме исполнения свое главной функции - ведения службы в храме - были также духовными наставниками народа, его судьями и учителями. Однако с течением времени духовное руководство еврейского народа перешло к пророкам, а затем к мудрецам и раввинам. Деятельность коганим была ограничена, в основном, службой в храме. После разрушения храма в 70 г. н.э. они лишились возможности исполнять и эту обязанность. В настоящее время коганим обязаны проводить обряд выкупа первенцев и благословлять народ в синагоге.
В условиях рассеяния (диаспоры) иудаизм сыграл главную роль в самосохранении евреев как этноса. Национальное и религиозное начало в душе верующего иудея совпадали, а отход от иудаизма означал выход из еврейства, что для воспитанных столетиями корпоративного быта евреев, в свою очередь, означало смерть. Поэтому отлучение от синагоги и от еврейства рассматривалось как самое страшное наказание.
Новый период истории иудаизма наступил в конце XVIII в. Он характеризуется политической эмансипацией европейских евреев в результате Французской революции и последовавшим за этим разрушением средневековой изоляции иудаистских общин, на которые были распространены юридические акты о свободе вероисповедания. Параллельно с этим в самих общинах возникло движение за ослабление системы ритуальных предписаний и запретов и внешнее сближение иудаистского богослужения с протестантским (так называемый «реформированный иудаизм»).
С XIX века еврейство Западной Европы, а затем и США, захватили процессы секуляризации и эмансипации. Стала фактом национальная самоидентификация евреев вне религиозных рамок. Западные народы все дальше отходили от христианства, и иудаизм, до этого времени оттесняемый из духовной жизни европейской цивилизации, начинает влиять на духовность и культуру.


Иудаизм в Украине

Первые контакты Руси с иудаизмом относятся к VIII-IX векам, когда она столкнулась с Хазарским каганатом, государством кочевников, в котором власть перешла к иудеям, объявившим иудаизм государственной религией. Хазары вели войны против православной Византии и подчинили себе Русь. Господство хазар над Русью длилось до 965 г., когда князь Святослав Игоревич одержал решающую победу над каганатом.
Уже в древнем Киеве существовала еврейская община торговцев. После разделов Польши в конце XVIII в. общее число еврейских подданных Российской империи составило более миллиона человек. К концу XIX века в империи насчитывалось до 7 млн. евреев. Российская империя позволяла им проживать только в т.н. «полосе оседлости», включавшей большую часть территории современной Украины.
События 1917 г. привели к ликвидации «черты оседлости» и других ограничений прав евреев. В первые годы советской власти иудеи явились единственной религиозной общиной, которой удалось построить в Москве новые молитвенные здания. Среди раввинов возникло течение «живая синагога», объявившее о поддержке советской власти как избавительницы евреев от «черты оседлости» и «погромов». Однако впоследствии «живая синагога», как и «живая церковь» в Православии, прекратила свое существование.
На территории современной Украины иудаизм появился в ІХ в., когда его приняли хазары. Тогда же сюда прибыли и караимы, религия которых является разновидностью иудаизма. Позднее, в средневековье, евреи попадали в Украину (которая находилась в Речи Посполитой) через Западную Европу, в частности, Германию, где на основании иврита и немецкого сложился их второй язык - идиш. В Галичине евреи впервые упоминаются в 1030 году. Со 2-й половины XIV в. они находились под опекой польских королей и магнатов. Весьма значительным было еврейское население Галичины и Буковины в составе Австро-Венгерской империи, составляя около 5% мирового еврейства. Стоит отметить, что общепринятым для определения этого народа здесь было слово «жиды» (от латинского корня iud), которое только со второй половины ХХ в., под влиянием прибывших евреев из СССР, приобрело обидный оттенок.
На сегодняшний день значительная часть евреев Украины не религиозна. Большинство верующих евреев составляют ортодоксы, то есть те, ко исповедуют древние предписания иудаизма. Большое количество общин входят в Объединение иудейских религиозных организаций Украины во главе с главным раввином Киева и Украины, главой Совета раввинов Еврейской конференции Украины Яковом дов Блайхом. Значительно меньшим является Всеукраинский конгресс иудейских религиозных организаций, который возглавляет Моше-Реувен Асман, раввин Центральной синагоги Бродского в Киеве.
Значительно распространен в Украине хасидизм - религиозное движение, которое возникло в XVIII веке среди евреев Польши и Западной Украины. Хасидизм - от древнееврейского слова «хасид» (благочестивый). Хасидизм возник как оппозиционное движение против ортодоксального иудаизма, в частности, против раввината. Вместо раввинов в хасидских общинах высшим авторитетом стали пользоваться цадики (по-древнееврейски «праведники»), обладающие сверхъестественными способностями. Для хасидизма характерны крайний мистицизм и религиозная экзальтация. Основал его раввин Исраэль бен Элизер (ок. 1700-1760) из Галичины, известный как Баал-Шем-Тов («владелец доброго имени»), сокращенно - Бешт. Другим основателем хасидизма был раввин Нахман из Брацлава (1772-1810), внук Бешта. Хасидизм учит, каким образом каждый еврей может служить Всевышнему. Один из базовых тезисов: простые обычаи евреев, через непорочность в Служении, изучение Внутренней Торы и связь с праведниками могут достичь истинной близости с Творцом.
В наши дни в г. Умани на Черкасщине сооружается грандиозный мемориал Равви Нахмана с синагогой на 5 тысяч человек, которая должна стать наибольшей в мире. Хасидское движение имеет множество ответвлений, основатели многих из них также проживали или имеют украинское происхождение, например, основателем Сквирского направления был раввин Нахум из Чебнобыля, Вижницкого - раввин из Косово.
Одно из ответвлений хасидизма - Хабад-Любавич - философия, движение и организация одновременно. ХаБаД - это аббревиатура названий трех первых сфирот (структур): Хохма (мудрость), Бина (понимание), Даат (знание), которая дала название основанному равви Шнеуром-Залманом с Ляд (1745-1812) направлению в хасидизме, где представления об этих сфирот занимают особенное место. Вторая часть названия происходит от польского городка, где в течение столетия находился центр этого движения. Последним из семи Любавицких Равви был Менахем Мендл Шнеерсон (1902-1994), родом из Николаева. Сам он развил мировую сеть Хабад Любавич с центром в Нью-Йорке, которая сейчас насчитывает в мире несколько тысяч ячеек. Однако многи е считают «Хабад Любавич» сектой, организованной по клановому принципу. В Украине ее представляет «Объединение хасидов «Хабад Любавич» иудейских религиозных организаций Украины во главе с раввином Азриэлем Хайкиным. В последние годы «Хабад Любавич» значительно развернулся, опередив другие организации по количеству общин и раввинов.
После того, как Галичина вошла в Габсбуржскую монархию, увеличилось влияние европейского просветительства, или Гаскалы. Это движение коснулось также религиозной жизни евреев, привело к распространению реформированного иудаизма. В синагогах этого течения применялась органная музыка, хоровое пение, порою женщины молились вместе с мужчинами. Реформированные синагоги возникли в нескольких крупных западно-украинских городах в основном вне традиционных еврейских кварталов. Синагоги строились в европейском стиле, а общей целью было подчеркнуть лояльность общины, приблизиться к немецкой культуре. Это, однако, не спасло реформированных иудеев от преследования нацистов. Сегодня в нашем государстве действует Религиозное объединение общин прогрессивного иудаизма Украины, которое возглавляет раввин Александр Духовный, президентом является Александр Злотник, исполнительным вице-президентом Борис Кутик.
В 2001 году в Ужгороде возникла первая конгрегация консервативного иудаизма, который возник на Западе как компромиссная реакция на реформистские движения.
Кроме собственно иудаизма, существуют несколько сект иудаистического происхождения, которые признают Иисуса Христа истинным Мессией еврейского народа. Например, «Миссия «Евреи за Иисуса». Эти секты можно отнести к псевдохристианским, и к псевдоиудаистским. Украинские культы мессианского иудаизма входят в Международную сеть «Шалом» (SNI).