На Западе существует несколько теорий происхождения сектантских движений. Одна из них, теория антикультового движения, ранее была уже рассмотрена. Другую концепцию выдвинули Родни Старк и Уильям Бейнбридж. Они предложили комплексное осмысление ряда факторов, влияющих, по их мнению, на появление новых религиозных и парарелигиозных групп. Такими факторами являются: секуляризация, нарушение прав человека и социальная дезорганизация.
Эти ученые утверждают, что «религия возникает в результате поиска редких или вовсе не существующих в реальности наград через отношения замены». Понятие «награда» в данном случае включает и подлинное благо, и понятие «компенсатор» или «желаемое воздаяние», например, «вечная жизнь»; т. е. понятие «награда» это собственно и благо, и то, что его компенсирует, замещает. Религия, таким образом, представляет собою «систему таких компенсаторов, опирающихся на сверхприродные предпосылки, и недоступных однозначной эмпирической проверке, которые заменяют реальные, хотя и недостижимые или труднодостижимые награды» 993.
Большое внимание эта концепция уделяет группам, для которых характерны крайне напряженные отношения с социокультурным окружением: сектам (движениям раскола) и культам (инновационным движениям). Касаясь такого фактора появления сект и культов, как секуляризация, они считают, что она развивается не беспрерывно, а ограничена появлением новых сект и культов. Пока коренная религиозная традиция сильна, она дает толчок на протяжении короткого промежутка времени к появлению расколов (сект), а на более протяженном отрезке времени, когда эта традиция заметно ослабевает и ее первичная «чистая» форма перестает удовлетворять людей, она порождает религиозную инновацию в виде культов, «черпающих свое вдохновение в рамках традиционной религии или создающих новые формы религиозной жизни».
Согласно данной концепции, количество охваченных религией лиц должно или оставаться прежним, или расти. Для статистического подтверждения этой гипотезы была предложена ранее не применявшаяся методика подсчета верующих. Количество верующих определялось методом подсчета адресов культовых центров на конкретной территории по телефонным книгам или методом анализа информации, собранной в Американской энциклопедии религий. Однако эта теория подвергается критике за попытку свести религию к ее сугубо земным и компенсаторным функциям, как это наблюдается у Маркса, Дюркгейма и Фрейда.
Кроме того, сомнительными «представляются определение уровня вовлеченности населения в культовые движения по количеству культовых центров на данной территории» и тезис о «самоограничении» процесса секуляризации. Ведь «в большинстве стран число участников культовых движений слишком мало, чтобы уравновесить отток приверженцев традиционных религий». Кроме того, часто трудно классифицировать какое-нибудь религиозное движение как церковь, секту или культ по причине отсутствия четких критериев этих типов религиозных организаций994.
Свое понимание появления новых религий предложили американские ученые А. Тоффлер (Toffler) и Д. Белл (Bell) 995. А. Тоффлер считает, что массовое появление новых религий, сект и культов является следствием «крупнейшего цивилизационного сдвига, означающего вступление западных стран в постиндустриальную фазу общественного развития». Он убежден, что в этом «спиритуальном супермаркете … взойдут семена новой позитивной культуры, соответствующей требованиям нашей эпохи» и более того, «уже можно мельком увидеть самое начало новой связанности и утонченности по мере того, как обломки индустриальной культуры сметаются историческими изменениями третьей волны» 996. Социолог Д. Белл, исходя из гипотезы о взаимосвязи исторических эпох и зарождающихся в них религий, полагает, что в XX в. начинается новый этап в их эволюции997 и так же, как А. Тоффлер, считает, что в ходе эволюции могут появиться качественно новые типы религии998.
Теория «новых религий» будущей «позитивной культуры» построена на гипотезе о взаимообусловленности эволюции общества и появляющихся в нем религий, ведет к утверждению об относительной ценности учения и нравственных норм всех религий. Эта теория ставит этические нормы религии в зависимость от развития общества, т. е. от мнения людей, подверженных непостоянству и изменениям по своей природе, несущей в себе последствия первородного греха. Только игнорируя факт поврежденности грехом человеческого естества, можно заявлять о якобы позитивной составляющей в появлении новых сект, идеи которых видятся религией нового общества.
При таком подходе говорить о делении религий на секты и ортодоксию, действительно, неуместно. Очевидно, что с христианской точки зрения эта теория неприемлема. Христианство утверждает, что является религией Откровения, и по причине его надмирности оно вне времени и тех изменений, которые происходят в мире. На этом основании оно отвергает идею «эволюции» духовных ценностей, ибо Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же (Евр.13,8). ____________________
993 Доктур Т. Новые религиозные движения в посткоммунистической Европе // Диа-Логос. Религия и общество. М., 1997. С. 341-343. 994 Доктур Т. Новые религиозные движения в посткоммунистической Европе // Диа-Логос. Религия и общество. М., 1997. С. 341-343. 995 Toffler А. The Third Wave. N.Y., 1980; Bell D. The Cultural Contradictions of Capitalism. N.Y., 1975. 996 Цит. по: Новые религиозные культы, движения и организации в России // Словарь-справочник. М., 1997. С. 8. 997 Радугин А. А. Введение в религиоведение: теория, история о современные религии. М., 1996. С. 251. 998 Впоследствии эта идея появится в концепции «тоталитарного сектантства», возникшего якобы под влиянием политического тоталитаризма.