Противозаконная деятельность тоталитарных сект и методы правовой защиты общества и личности
В настоящий момент, в обществе сложилось окончательное мнение о том, что тоталитарные секты как мировое явление - несомненное зло, но главное, что тоталитарные секты - не являются религиозными организациями. Поэтому, оказывая им противодействие, защищая от них родину и сограждан, общественные организации, как представители структурированного гражданского общества, ни в коем случае, не борются с религиозными убеждениями и «инакомыслием».
Опираясь на знания и культурный опыт страны, они стараются отделить зерна от плевел, истинное от показного, законное от незаконного.
Перед ними стоят две основные правовые задачи:
1. Инициировать законотворческий процесс, который должен рано или поздно завершиться принятием эффективного и действенного (действенного в смысле работы государственных механизмов направленной на реализацию закона) в виде:
- четкой регламентации и контроля деятельности всех неорелигиозных организаций (в дальнейшем НО),
- устранения распространения в обществе негативных последствий , путем запрета деятельности тоталитарных сект, в том числе определив виды уголовной и гражданской ответственности за последующее занятие их руководителей и адептов этой запрещенной деятельностью в обществе,
- обязанности государства обеспечить человеку все виды помощи, в том числе и материальную, пострадавшему от деятельности тоталитарных сект.
2. Осуществлять реальную правовую помощь пострадавшим от тоталитарных сект, используя все возможности действующего законодательства Украины, вторичными целями которой должна быть:
во-первых, раскрутка тех государственных механизмов, что впоследствии будут законодательно зафиксированы,
во-вторых, выработка тех правовых (оценочных) критериев, что позволят отделить тоталитарные секты от остальных неорелигиозных организаций.
Соответственно, вторая задача, сейчас наиболее актуальна и осуществима. Что я имею в виду, говоря о правовой помощи пострадавшим? Лучшая помощь пострадавшим - это восстановление нарушенного права, в чем бы оно ни выражалось. Наиболее эффективно восстановление нарушенного права в суде. Кто в суде уполномочен защищать интересы личности? Адвокат. Кто интересы общества? Прокурор. Следовательно, представители общественных организаций, оказывая правовую помощь пострадавшим, должны быть и обвинителями и защитниками в одном лице, тем более, что методика построения обвинения и защиты одинакова, средства достижения цели у обеих сторон также одинаковые. Т.е. собирая доказательства конкретных нарушений или их негативных последствий, мы готовимся либо к защите, либо к обвинению.
Обличая правонарушителя, привлекая его к ответственности, мы защищаем общество и личность, защищая права отдельного человека или организации, мы устанавливаем юридические факты, которые могут служить доказательственной основой для последующего обвинения или разного рода ответственности.
Следовательно, выступая в защиту отдельного человека, пострадавшего от тоталитарной секты, мы собираем доказательства для последующего обличения (обвинения) самой тоталитарной секты. Накапливая такие негативные доказательства в интересах защиты общества, привлекаем внимание прессы и правоохранительных органов, совместными усилиями требуем инициировать процедуру снятия тоталитарных сект с государственной регистрации и лишения их льготного статуса религиозной организации.
Множественное снятие с регистрации - правовое основание для законодательного закрепления запрета деятельности организаций, имеющих такого рода негативные последствия воздействия на личность, семью и общество.
Для того, чтобы эффективно бороться с каким-либо явлением, нужно четко определить, какова его природа и почему (зачем) оно существует. Думаю, не вызовет долгих дебатов утверждение, что тоталитарные секты возникли и существуют под предлогом религиозной деятельности для получения и накопления денежных средств и материальных благ с последующей целью получения и накопления властных полномочий в государстве.
Собственно говоря, эти цели вполне сравнимы с целями любых мафиозных (использующих обман и насилие) структур. Поэтому религия в тоталитарной секте - это лишь декларация о намерениях, тот видеоряд, который позволяет в помпезных и утомительных шоу, используя авторитет религии и Бога, «многоговорением» или «мимоговорением» воздействовать на сознание, а главное на подсознание адептов, делая их эмоционально (психологически) зависимыми, несамостоятельными духовно и интеллектуально, разрывая все привычные родственные и дружеские связи, убеждая: «отдай все Богу (через пастора), чтобы Бог все дал тебе». Мы видим сугубо торгашеский принцип «Ты - мне, я - тебе».
Однако следует заметить, что не только и не столько обогащение лидеров тоталитарных сект идет путем финансовой эксплуатации адептов. Главное - создать видимость механизма получения денег, не подлежащих налогообложению («десятина - это пожертвования»). Этот псевдорелигиозный механизм не только оправдывает покупку домов и иномарок для пасторов сект, но может прекрасно служить (и служит) механизмом отмывания мафиозных средств, наркоденег и т.п. Это не иллюзия или выдумка, это грустная реальность, известная мне как адвокату по уголовным делам. Не будем обольщаться - ни «Белое Братство», ни иные тоталитарные секты, не существуют только на пожертвования рядовых адептов, а живут на пожертвования тех, кому они выгодны, кто накапливает капиталы и рвется к власти.
Поэтому, защищая интересы бывших адептов сект или их семей, допустимо противодействовать тоталитарным сектам как ведущим противоправную деятельность коммерческим фирмам, прикрытием которых являются шоу-программы с околорелигиозными темами и активным использованием психотехник.
Оказывая правовую помощь пострадавшим, следует учитывать то, что вся деятельность тоталитарных сект построена на обмане, а это не только злоупотребление доверием, но и повсеместное нарушение законодательства, использование отсутствия действенного контроля во всех сферах социальной деятельности тоталитарных сект.
Обман - жизненное кредо всех тоталитарных сект. Обещая все блага мира здесь и сейчас, тоталитарные секты беззастенчиво обирают как человека, так общество и государство. Умело манипулируя сознанием человека, они используют юридически значимые обстоятельства, позволяющие уходить от налогообложения, от лицензирования деятельности, которая явно нуждается в этом как коммерческая и психотепевтическая. А ведь чем только не занимаются нынче тоталитарные секты - и торговлей недвижимостью, и рекламным бизнесом, и туристическим.
Правонарушения в деятельности тоталитарных сект, также многообразны, как сама жизнь. А значит и методы борьбы с этими нарушениями многообразны. В этом случае главное - не лениться и обращаться с жалобами и заявлениями во все инстанции, чтобы, в конце концов, накопить доказательственную базу для судебного разбирательства. Тоталитарные секты сейчас всячески избегают публичных рассмотрений и огласки в деятельности, но именно поэтому, судебный процесс как луч прожектора может осветить их реальные нарушения, а решение суда, вступившее в законную силу, уже в дополнительных доказательствах не нуждается. Такое решение - само по себе доказывает то, что в нем установлено и о чем принято решение.
Поэтому если секты используют рабский труд и не оплачивают работу адептов, можно обращаться к трудовому законодательству и конвенции о запрете рабства. Если «лечат» или «спасают от наркотической и алкогольной зависимости» - к законодательству о здравоохранении и о лицензировании деятельности. Если шумят и нарушают общественный порядок - к административному законодательству. Если учат и воспитывают - к Семейному Кодексу и закону об образовании.
Анна Мулюн, юрист, бывший государственный обвинитель в судебном процессе Марии Дэви Христос и «Белого Братства»