Первым украинцем, поселившемся в 1902 г. в Монреале на постоянной основе, был Иосиф Созанский, который умер в 1970 г. Приход св. Архистратига Михаила появился 16 июля 1911 г. как первая греко-католическая парафия в Монреале и в провинции Квебек, и как четвертая на территории сегодняшней епархии Торонто и Восточной Канады. Первая - Покрова Богоматери появилась в Судбуре в 1909 г., вторая - Преображения Господня в Тандер-бей в 1909 г., третья - св. Иосафата в Торонто в 1911 г. Основоположником прихода следует считать митрополита Андрея Шептицкого, который был участником Евхаристического Конгресса в Монреале осенью 1910 г. Встретившись с украинскими жителями Монреаля, митрополит поручил им создать приходскую общину. Первое собрание для организации прихода прервала группа противников этого дела, и потребовалось вмешательство полиции, чтобы их прогнать. В конце концов, 16 июля состоялось второе собрание Украинской греко-католической общины, на котором был избран первый Церковный комитет во главе с Иваном Зьолковским. Община официально назвала себя "Греко-католическая русская церковь св. Михаила". Первым настоятелем стал о. д-р Кирилл Ермий, который принял этот пост по поручению самого митрополита Андрея Шептицкого. Богослужения отправлялись во францисканской римско-католической церкви св. Антония (сегодня уже не существует). А. д-ру Ермию помогал о. Двулит, который отправлял богослужения в окрестностях Пойнт-Сен-Шарль. После отъезда в июне 1912 г. о. д-ра Ермия из Монреаля священниками были о. д-р Адони Сабурен, о. Артур Демари, о. д-р Амвросий Редкевич и о. д-р Иван Перепелица, и снова о. д-р А.Редкевич. Заслугой о. А. Демари было то, что он купил землю на углу улиц Гошеляга и Ибервиль под строительство церкви (1913 г.), а о. д-р И. Перепелица основал 13 декабря 1913 г. в Пойнт-Сен-Шарль общество "Просвита" им. Тараса Шевченко. Во время первой мировой войны были насильственно выселены 60 украинских семей вместе с детьми в Спирит-Лейк, где впоследствии (1935 г.) появился приход Покрова Богоматери в Валь-д'Ор. В этом время попали в военный плен 1500 мужчин из Монреаля. 10 апреля 1916 г. за о. д-ра А. Радкевича владыка Никита Будка освятил краеугольный камень церкви и выдал эректильную грамоту новому приходу. К концу 1916 г. строительство подвала, где пока размещалась церковь, и дома священника было в основном закончено. Торжественное открытие церкви состоялось на Пасху 1917 г. Церковный комитет тех пор состоял из 8 членов: три из Пойнт-Сен-Шарль, три из Фронтнак (где построена церковь) и два из центра города. На строительство церкви были заимствованы у банка деньги, но выплатить их было очень тяжело, и самой главной заботой приходского руководства был поиск фондов для покрытия долгов. В это время, когда приход боролся за свое существование, часть верных покинула его и в мае 1925 г. организовала отдельную парафию, которая, приняв название св. Софии, перешла под юрисдикцию православной церкви. Но приход пережил с Божией помощью эти тяжелые времена и даже в 1929-30 годах построил за одолженные деньги дом с солеей (залом). Такой дом был необходим для общины. Приход разрастался и в 1930 г. была основана миссионерская станица для закарпатцев и словаков (с 1949 г. приход Вознесения), а в 1931 г. прихожане из Пойнт-Сен-Шарль создали свой отдельный приход св. Духа. Произошло это при о. Михаиле Григорийчуке, при котором для украинцев был отведен специальный отдел на католическом кладбище Кот-де-неж. Была возведена священническая резиденция. В это время наступил экономический кризис, депрессия и казалось, что ничто не сможет спасти численно уменьшившийся приход, который имел 35 тысяч долларов долга, от лицитации. Но Божье Провидение не допустило этого. 1 августа 1932 г. содержание прихода взяли на себя отцы василиане. Они не только спасли церковь и существенно уменьшили ее задолженность, но и сумели приобрести для прихода 640-акровую ферму в Лаврентийских горах и организовать на ней первый в провинции Квебек украинский дом отдыха. В частности велики заслуги в этом деле о. Иосафата Тимочко и о. Иосафата Жана. Приход рос и дальше: в 1932 г. появилась миссионерская станица в близлежащем городе Ляшин, в 1935 г. - миссионерская станица в Виль-Эмар (с 1943 года - приход св. Иосафата, прекратил существование в 1998 г.), а 7 октября 1951 г. - в центре (перестала существовать в семидесятых годах). С 1948 г. начался сильный наплыв украинских эмигрантов и церковь св. Михаила не могла уже вместить всех верующих. В 1950 г. епископ Исидор Борецкий выделил из прихода три новых: Успения Божией Матери в Розмоне, св. Иоанна Крестителя в Парк-Экстеншен и св. Василия Великого в Ляшине; при приходе остался только Фронтнак, пригород Лясаль и центра города. В 1952 г. настоятелем стал о. Николай Кушнирик, уроженец Монреаля. Хотя фонды для завершения строительства церкви (тогда был только подвал) собирали еще василиане, возведение репрезентационного храма было завершено только при о. Кушнирике. Он сумел привлечь своих прихожан к большей жертвенности на строительство церкви и ее украшение. Новую церковь благословил владыка Исидор 25 сентября 1954 г., а иконостас - 24 ноября 1957 г. во время храмового праздника. Церковь расписывал художник-маляр Владимир Мазепа, а иконостас вырезали мастера-резчики Богдан Билошевский и Альфред Шройдер. В 1962 г. был перестроен приходской притвор. При о. Кушнирике очень многочисленными были Украинское католическое юношество, Алтарная дружина, Сестричествл и Лига украинских католических женщин. 19 декабря 1963 г. епископ Исидор создал новый приход в Лясале - св. Николая (вскоре он перестал существовать), поэтому количество прихожан св. Михаила снова уменьшилось. Кроме того, началось сначала медленное, но все ускоряющееся переселение прихожан, а главное их детей, из рабочего Фронтнака и центра города в новые, более богатые участки обширного города, которые лежали вне территории прихода св. Михаила. Количество прихожан уменьшалось. 7 февраля 1969 г. скончался о. Николай Кушнирик и на его место 1 июня 1969 г. пришел молодой энергичный о. д-р Игорь Мончак, бывший прихожанин этой парафии. Большой его заслугой было упорядочение приходского делопроизводства, индексирование книг крестин, венчаний и похорон. Он тоже ввел с 1971 г. публикацию (сначала на циклостиле, а затем на ординаторе - они используются до сих пор) ежегодных отчетов прихода, в которых были не только отчеты прицерковных организаций (ЛУКЖ, БУК, УКЮ, Сестричество, Алтарная дружина, приходская школа), список крестин, венчаний и похорон, но и полный финансовый отчет прихода с подробными разъяснениями, а также список пожертвований прихожан. Бережливым хозяйствованием отец довел до того, что приход избавился от всех своих долгов и даже начал хранить сбережения в банке. За них были приобретены хорошие вышитые фелоны из Украины. О. д-р Мончак, который был священником дольше всех - 21 год, заботился не только о хозяйственной деятельности прихода, но и о духовном его росте. Под его руководством околоцерковные организации развили очень активную деятельность: Братство украинских католиков им. о. Маркиана Шашкевича вело ежемесячные широкие сходы, на которых о. д-р Мончак, а также д-р Юрий Левицкий, председатель БУК, зачитывали рефераты на религиозные, церковные актуальные национальные темы, а также организовали помощь для украинских студентов в Бразилии и Аргентине. Лига украинских католических женщин, кроме своих ежемесячных интересных сходов, вела хорошую библиотеку, организовала различные паломничества, занималась помощью нуждающимся в приходе, в городе, в Канаде или в Украине, а кроме того готовила праздничные приемы, щедрые ужины и освящения. Члены ЛУКЖ также вышили несколько комплектов скатертей и полотенец, четыре красивые хоругви в церковь. В 1990 году о. д-ра Мончак был переведен в приход св. Василия Великого в Ляшин, а в приход св. Михаила пришел о. Иван Чировский, первый женатый настоятель в этом приходе, который имел большие планы привлечь прихожан к активному участию во всех богослужениях, приготовляя тексты для распространения их между верными. Но ввиду состояния его здоровья его в 1993 году перевели в южные штаты в США. В 1993 г. настоятелем стал молодой священник из Украины о. Петр Двирнык. При нем была приобретена очень хорошая плащаница, изготовленная в Греции. Церковный совет (комитет) взял на себя всю хозяйственную часть жизни прихода. Он держал постоянный контакт со всеми прихожанами, помимо того что обслуживал еще и миссионерскую станицу св. Андрея Первозванного в западной части города (Уэст-Айленд). В 2003 г. о. Двирныка перевели в Торонто, а администратором прихода св. Михаила стал настоятель прихода св. Духа о. Владимир Витт, хороший проповедник, музыкант и поэт. В сентябре 2006 г. епископ Степан назначил настоятелем о. Игоря Ощипко. Резюмируя, можно без всякого преувеличения сказать, что парафия св. Архистратига Михаила в Монреале стала матерью всех других приходов в этом городе, как греко-католических, так и православных, так как все их прихожане были когда-то членами Свято-Михайловской общины. Путем разделения первоначального прихода и переселения молодого поколения из бедных рабочих участков в другие, современнее и богаче, из-за ухода пионеров прихода в Вечность - количество членов уменьшилось: список жертвователей в 2005 году насчитывал уже только 180 имен. Когда-то многочисленные и очень активные околоцерковные организации, такие как Сестричество, Алтарная дружина, Украинское католическое юношество перестали существовать, ЛУКЖ и БУК прекратили свою деятельность 25 декабря 2004 года. Очень мало представителей т.н. четвертой эмиграционной волны стали членами прихода…
Юрий-Мирослав Левицкий
Умер предстоятель Украинской Православной Церкви митрополит Владимир (Сабодан)
05.07.2014, Новости
Греко-католики обвиняют львовскую власть в захвате храма