Татьяна Калиниченко, Религиозно-информационная служба Украины
Шпили древних костелов на фоне стекла и блеска бизнес-центров Варшавы, обширные парки вместе с напряженным трафиком без засилья авто класса «люкс». Современная Польша вовремя распрощалась с советским наследием, не приняв либеральную раскованность Европы. Сдержанность и другой уровень комфорта привлекают многих украинцев. Религиозные общины стали национальными центрами для мигрантов, местом для общения «со своими».
Польша традиционно остается католической, где 86,7% населения (данные на конец 2011 года) идентифицируют себя как католики. Присутствие других конфессий едва ощутимо: 0,14% польских граждан определяют себя греко-католиками, а 1,31% православных относятся к Польской автокефальной православной церкви (ПАПЦ). Протестантом официально является один из 263 поляков (0,38%). По государственной статистике, в конце 2011 года в Польше находились 49 тысяч украинцев, хотя по неофициальным данным от 200 тысяч до миллиона человек. Центрами их культурного и духовного притяжения стали греко-католические и православные общины. Однако вера и поддержка духовных братьев могут стать жертвами политических и богословских споров.
Если бы не табличка, храм на улице Медовой было бы легко пройти. В узком коридоре сразу бросается в глаза широкая доска объявлений. Клочки бумаги на знакомом языке предлагают аренду квартиры, эконом-стрижку, попутки во Львов и Франковск, языковые курсы. Это вход в приход Украинской греко-католической церкви - храма и монастыря отцов василиан, где ежедневно звучат молитвы за мир в Украине и мире. Деятельность организации не ограничивается служением - в планах общины сооружение памятника жертвам противостояния на Майдане с революционной брусчаткой.
- Не каждое воскресенье, но хотя бы тысяча украинцев ходит в наш приход в Варшаве, - рассказывает о. Петр Кушка, приход Успения Пресвятой Богородицы. - Последний год активно обращаются вынужденные переселенцы, с материальными проблемами. Однажды в храме начала собираться молодежь, после вечерних молитв. Впоследствии собрание превратились в религиозные встречи для всех желающих.
Для храма вечерние сборы украинцев стали привычными. На Медовой собираются представители различных конфессий и не относящиеся к религиозным сообществам. Экуменизм органично продолжил духовную жизнь общества. Священник Петр объясняет, что к исповеди может прийти каждый:
- Были православные семьи, которые просили крестить ребенка. Иногда во время исповеди признаются, что являются православными. Тогда я спрашиваю, знает ли человек, в какой церкви находится и намерен ли исповедоваться - больше нет никаких препятствий. Каждый берет ответственность на свое сердце и совесть.
В противовес «условно своим», православные общины остаются для поляков «чужими» ячейками. Местным еще трудно различать последние, потому что почти все прихожане православных и греко-католических храмов имеют другие корни, отмечает социолог Дариуш Туловецкий. Большая часть мигрантов из Украины приезжает на год-другой, зарабатывает средства и возвращается на родную землю, говорит он. Никто не думает о религии, потому что они здесь временно и ради достатка. Риски недоразумений могут возникать у прихожан УПЦ КП или УАПЦ. Их выбор достаточно ограничен: посещать Польскую православную церковь, ходить к римо-католикам, присоединиться к греко-католикам или не идти никуда.
- В случае духовной жизни украинцев встает вопрос политической направленности Церкви, - говорит Дариуш Туловецкий. - В Польше очень немногие, можно сказать никто, не различает православные церкви. Но проблема некоторых православных общин Украины - это неканоничность. Понятие канона вызывает много вопросов, никто этого точно не понимает. Однако царит четкое представление, что православие всегда очень тесно связано с властью. Поэтому мы и видим спекуляции на примере украинской ситуации. Религиозная жизнь не должна зависеть от власти.
Польская автокефальная православная церковь возникла в первой половине 20-х гг. ХХ в. после возрождения Польши из обломков различных империй. В 1930-е годы в ПАПЦ на украинских землях развернулось активное движение за украинизацию. А в 1942 году на ее основе образовалась УАПЦ, которая в условиях войны не могла долго просуществовать. После войны она попала в зависимость от РПЦ, от которой повторно получила автокефалию в 1948 году.
- ПАПЦ - это самостоятельная автокефальная церковь, - рассказывает советник украинского посольства в Польше Николай Ярмолюк. - Она находится в единстве с Московской церковью. Надо понимать, через что прошли православные в Польше. До 1989-го года они были гонимые, чужие. Несмотря ни на что общины появлялись. Теперь мы не можем услышать во время проповеди о причинах конфликта в Украине. Он осуждается как ужас, где льется кровь, но на фоне молитв за мир мы не слышим о виновных в этой войне.
Пан Николай течение восьми лет преподавал во Львовской богословской академии УПЦ КП. Он не теряет надежды на объединение Церквей в Украине, потому что «у Москвы не хватит столько денег, чтобы всех подкармливать». По его мнению, деление на канонические и неканонические непонятно для многих.
В Польше насчитывается шесть епархий и 237 прихода ПАПЦ. Центральным является собор св. Марии Магдалины в Варшаве. Службы совершаются и на украинском. Приход является инициатором встреч мигрантов по юридическим вопросам, курсам украинского языка, духовным беседам и тому подобному. Протоиерей Дорофей Савицкий убежден, что украинцы должны «чувствовать как дома», более того, приход раньше считался Варшавско-Почаевским. Украинский раскол в православной среде повлиял на польскую ситуацию. Клирики ПАПЦ не готовы допускать к исповеди и причастию верующих, принадлежащих к УПЦ КП или УАПЦ.
- Нет вины человека, если он в неканонической Церкви, - объясняет о. Дорофей. - Мы сочувствуем, что жизнь заставила пойти их в этот храм. Если это сознательный выбор человека, то мы разговариваем и толкуем, как это должно быть по правилам. Если он понимает и готов жить в русле канонической Церкви, то исповедуется и причащается, становится единым с мировым православием. И если он по возвращению обратится к своей церкви, мы не можем поделиться с ним нашим дорогим сокровищем. Да, мы будем его приглашать на молитвы, надеясь, что Бог коснется сердца и ума. Сначала должен быть Бог, а потом политические структуры.
Священник рассказывает о практике молитв за мир с акцентом на Украину. Он добавляет, что еще в начале Майдана понял, что «будет большая беда».
- Это было повторение ситуации на Балканах, разделение единого народа, - говорит о. Дорофей. - Жаль, что тогда брат поднял руку на брата. Политические структуры могут меняться, но люди останутся. Поэтому мы молимся за мир. Неважно, каким образом он придет, кто виноват - страдают все одинаково. Кровь проукраинского или пророссийского активиста одинаково красная. Сейчас мы организовываем помощь на Восток, которую передаем церквам.
Каждое воскресенье у входа в собор стоит белый микроавтобус, анонсирует сбор помощи Донецку и Луганску от православного братства св. Кирилла и Мефодия в Польше. В интервью председатель братства Василий Пивник подчеркивает аполитичность организации. Именно поэтому помощь передают негосударственными путями - через приходы УПЦ (МП) в Украине. Грузы проходят в Донецкую и Луганскую епархии через Россию, поскольку, по словам волонтеров в Варшаве, «Украина заблокировала перевозки гуманитарной помощи, а затем 48 фур исчезли под Запорожьем». Подтверждения этой информации найти не удалось, а официальная помощь от Польши пересекает границу без проблем.
Координатор помощи, которая живет в Польше более 16 лет, убеждена, что во всем, что происходит в Украине, виновны «бандеровцы». По ее словам, поляки не хотели помогать соседнему государству, а стали нести вещи и продукты только тогда, когда проект назвали помощью Донецку и Луганску. Гуманитарной помощью организация ограничилась, однако украинскими переселенцами в Польше заниматься не собирается, мол, «это вопрос компетентности консульства».
Дискуссии отдельных прихожан о каноничности Церквей не беспокоят римо-католиков. Клирики в разных местах как один отвечали: никто не будет спрашивать человека о принадлежности к определенной деноминации, таинство Причастия открыто для всех. Греко-католики и православные свободно приходят на службы к отцу Яну Домбалю, настоятелю прихода святых мучеников Фавиана и Себастьяна в Остроге. На протяжении трех лет служения в Одессе священник открыл кафе при приходе. В нем могли встречаться и дискутировать о вере христиане разных конфессий, агностики и атеисты. По его мнению, всем служителям надо обратить внимание на работу с молодежью.
- Важно, чтобы среди христианских общин не было вражды, потому что есть единый Иисус Христос, единая вера, - делится о. Ян Домбаль. - Но для тех, кто не принадлежит к церкви, надо искать новые пути обращения к вере. Украина, как и Польша, очень разнообразна. В Писании нет деления на русских, украинцев, поляков. Есть общая вера и общий Бог. Мы должны давать людям надежду, на фоне того, что политика всегда вредит - потому что она непостоянна. Нужно выходить к людям, вдохновлять их, пока власть будет меняться.
Священник вспоминает времена дискуссий относительно того, могут ли Рим и Константинополь помочь решить вопрос Киева. Тогда стало понятно, что Кремль до конца будет выступать против предоставления автокефалии Украине.
- Рано или поздно Москва уступит, так как большинство их верующих находятся как раз в Беларуси и Украине, по сравнению со всей Россией, - подчеркивает отец Ян. - Только Бог может помочь решить этот вопрос. Я лично молюсь за Украину и стараюсь помочь друзьям.
С Эдитой Томчик мы познакомились в парке, когда церковные колокола звали на утреннюю службу. Прохладные залы костелов в периоды служения стали для нее убежищем и временем бесед с Богом. Она приехала в Польшу два года назад. Несмотря на стабильное экономическое положение, украинка до сих пор чувствует себя чужой.
- Поляки имеют свою духовную идентичность, а потому и собственное культурное пространство, - делится Эдита, разглядывая толпу забавных оранжевых жилетов - пришла школьная экскурсия. - Мы же, несмотря на свою веру, не принадлежим к определенной конфессии. И поэтому для меня встал вопрос воспитать своих детей в равном восприятии всех людей, независимо от их убеждений.
Церковь остается важным культурным центром для польских семей. Степенные польские горожане, жители престижных новостроек не бросают привычки ходить на воскресные службы. Для украинцев храм является и своеобразной соцсетью - в нем образуются хобби-сообщества: кулинария, пение, фольклор.
- Вера для украинцев - это их связь с матерью, с отцом, с Родиной, - говорит Эдита. - Поэтому церкви - место культурных собраний, образования общины. Религия должна возвращаться к потребностям человека и делать все, чтобы он чувствовала себя родным ментально для определенной среды. Поляки имеют ощущение целостности и, видимо, обращаясь к религии, они чувствуют принадлежность к определенной группе. Поэтому так важно сохранять свободу подобных собраний без притеснений, особенно политических.