кандидата психологических наук Гридковец Л.М. относительно применения манипуляционных технологий пасторами Церкви Нового поколения в ходе собрания 12.03.2008 г.
12 марта 2008 г. в Киеве, в Доме художника, состоялось широко разрекламированное в Интернет-изданиях и новостях богослужение «всемирно известного служителя освобождения Ансельма Мадубуко». В рекламных проспектах было заявлено о массовых исцелениях людей, которые придут на это богослужение. Сценарий мероприятия соответствовал классической схеме психологической манипуляции. Все богослужение состояло из двух основных этапов – разогрева и действия, каждый из которых заканчивался сбором средств.
1. Разогрев
Этот этап был разбит на три подэтапа:
Успокоение – характеризуется использованием спокойной музыки и слов, погружающих человека в состояние некоего покоя и постепенного отстранения от внешних событий. Ведущая была одета в белую блузу и белые сапожки, что в классических манипуляциях используется для визуального привлечения зрителей, а наряду с постоянным перемещением с одной стороны сцены в другую создает эффект маятника, применяемый в начале гипнотических сеансов. Это эффект усиливался периодическим спусканием сверху отдельных полосок цветной бумаги, которые преимущественно улавливаются боковым зрением и способствуют более глубокому погружению в подсознательный процесс взаимодействия с проводником.
Активация – осуществляется посредством использования громкой ритмичной музыки и пения, усиленных мощными ритмичными аплодисментами, которые, нарастая, постепенно создают эффект волны, которая, в свою очередь, будто поглощает участников и максимально активизирует их эмоционально-чувственную сферу. Песни были подобраны с целью достижения эффекта единого общего психологического поля. Чередование в песнях лирических куплетов с не соответствующими им музыкально-агрессивными припевами направлено на дестабилизацию психики участников, поскольку фаза куплета настраивает на лирические высокие чувства, а на фазе припева психика подвергается экстремальному шоковому воздействию, что в совокупности делает психологическую систему человека уязвимой. Таким образом, уже в конце этого подэтапа аудитория пребывала в эмоциональном состоянии, по своей сути, сходном с состоянием человека, находящегося в финале грандиозного рок-концерта.
Юморизация – предусматривает подачу информации в юмористическом контексте (как на концертах известных юмористов). Презентация какого-либо учения в юмористическом ключе ослабляет способность личности к анализу, а следовательно, приводит к некритическому восприятию информации. С помощью юмористических трактовок зал психологически готовят к сбору «пожертвований на развитие благих дел». При этом эксплуатируется не альтруизм жертвующих, а их алчность – за счет акцентирования на том, что чем больше они пожертвуют денег, тем больше у них прибудет, а если они хотят, чтобы их прибыль не иссякала, значит, их пожертвования должны литься непрерывным потоком. Кроме того, в этот момент происходят презентация печатной продукции и агитация по ее приобретению, поскольку «только сегодня у вас есть уникальная возможность получить автограф автора».
2. Действие
Этот этап, как и предыдущий, также разделен на три подэтапа:
Умиление – предусматривает приведение примеров исцеления (в данном случае речь шла о женщине, которая на протяжении многих лет не могла забеременеть). Основная цель – сначала активировать у слушателей чувства жалости и сочувствия к страдальцу, затем проследить путь борьбы, разочарования и «обновления веры» с помощью молитвы данной церкви, благодаря которой достигается желаемый результат. Кроме того, эта фаза готовит почву для активации следующих подэтапов, поскольку направляет мысли людей в русло поиска проблем с собственным здоровьем, так как именно здоровье является традиционным предметом эксплуатации человеческого сознания.
Основной игрок – предусматривает выведение на авансцену харизматичного лидера, который продолжает эксплуатировать тему человеческого здоровья. При этом библейские притчи об исцелении преподносятся посредством такого метода психотерапевтического направления, как психодрама. Основное внимание в таких презентациях акцентируется на демонизации человеческих недостатков, пороков и болезней. Таким образом, лишенные биологического или психологического основания, болезни переходят в разряд исключительно духовных искажений, которые и берется исправить данная церковь. К тому же, демонизация, по сути, снимает какую-либо ответственность личности за неадекватность собственных поступков, что формирует у нее потребительско-эйфоричный характер духовной коммуникации с Абсолютом. На этом этапе используется классическая схема манипулирования голосом: резкие переходы от полутонов до мощного громогласного звучания, периодическое неоднократное повторение ключевых слов (создание «якорей»). Происходит активное взаимодействие с залом, который за лидером повторяет отдельные слова (5-7 раз), например: «Аллилуйя», «Верую», «Я готов» и т. д., то есть наблюдаются общее проговаривание, выкрикивание, организованное поднятие рук и вставание с кресел. Посредством личного свидетельства пастора подобные действия приобретают позитивную окраску и вне богослужений. Кроме того, культивируется мысль о самодостаточности верующего, то есть навязывается идея о ненужности чужой молитвы, так как общения с Творцом можно добиться и самому. В конце концов, достигается максимальное звучание зала, то есть зал становится полностью зависимым от оратора.
Гипнотический транс – в данном случае был использован метод презентационной визуализации. На сцену были вызваны пастыри данной церкви, которые под девизом «Обновление Святым Духом» были введены в гипнотический транс (те из них, кто не вошли в это состояние, успешно его имитировали). Погружение в это состояние сопровождалось более громкими выкриками, толчками и ударами, что способствовало вхождению людей в транс, так как психика, пребывающая в неустойчивом состоянии, посредством резкого активатора легко поддается любой манипуляции. Наглядный пример пастырей – это мощный сугестатор для аудитории. В итоге, участники данного богослужения пребывали в состоянии готовности к дальнейшему вовлечению в манипуляционный процесс. Эффект усиливался благодаря использованию традиционной гипнотической техники счета. Кроме того, аудитории были предложены упражнения с глубоким дыханием (элементы холотропного дыхания), что в условиях замкнутого, перенасыщенного углеродом воздуха усиливает вероятность возникновения галлюциногенных переживаний. Аудитории постоянно навеивались различные мысли и реакции, например: «Не бойтесь кашлять – это из вас выходят демонические духи».
Процесс общего кашлянья начали два активатора из зала, что активизировало суггестированную установку у большинства людей. Сеанс закончился выведением из гипнотического транса, обращением адептов, а также эксплуатацией человеческих потребностей, в частности в деторождении и накоплении капитала. Интересной, с точки зрения психоанализа, была оговорка господина Мадубука, который отнес всех пасторов к сфере деятельности общего бизнеса. Таким образом, данная церковь является своеобразным успешным бизнес-проектом. Этап завершала очередная эмоционально насыщенная установка к добровольным материальным пожертвованиям.
Выводы
Использованные методы богослужения (12.03.2008 г.) в церкви Нового поколения во главе с пастором Ансельмом Мадубуко принадлежат к деструктивным манипуляционным методам психологического влияния как на личность, так и массы. Подобные сеансы основываются на методиках массового психотерапевтического воздействия и массового гипноза. Применение подобных методов может привести к нарушениям психического здоровья участников таких сеансов. Особый вред они наносят лицам, находящимся в состоянии психологического кризиса, а также больным онко- и сердечно-сосудистыми заболеваниями, поскольку могут побудить людей к отказу от врачебной помощи. Кроме того, перенасыщение во время подобных сеансов эмоционально-чувственной сферы активирует у лиц с неустойчивой психикой развитие психических патологий. Использование техник холотропного дыхания в условиях закрытых помещений способствует активной передаче инфекционных и вирусных заболеваний воздушно-капельным путем.
Наиболее сильное разрушительное влияние представленные на богослужении манипуляционные техники оказывают на несформировавшуюся психику детей, присутствующих на подобных «сеансах исцеления». Методики влияния Ансельма Мадубуко являются деструктивными и должны быть запрещены на территории Украины.
Заведующая кафедрой психологии КИБиТ, кандидат психологических наук, Гридковец Л.М.
Психологический анализ богослужения
07.12.2015, Статьи
Участники
06.12.2015, Статьи
В Тульском доме науки и техники сектанты вербуют горожан (фото)
03.05.2013, Новости
«Орлы Авакова» сорвали богослужение в харьковском храмовом комплексе
23.08.2014, Новости
Нет комментариев. Не желаешь оставить первый комментарий?
Перед публикацией, советую ознакомится с правилами!