Верующие в Тенгри украинцы раскололись по политическим предпочтениям
Тенгрианцы - это неоязычники, основой религиозного мировоззрения которых является набор вероучительных идей и религиозных обрядов, возникших в результате попыток реанимировать и реконструировать древние религиозные учения и ритуальные практики (доисламские, дохристианские и добуддийские) тюркских и монгольских народов. Приверженцами этой разновидности неоязычества как правило являются представители этих народов. Свое мировоззрение адепты этого течения называют словом «тенгрианство», которое образовано от имени Тенгри - верховного божества неба у тюркских и монгольских народов. Данная статья посвящена конфликту, возникшему в сообществе тенгрианцев Украины и Крыма на фоне политического кризиса на Украине.
Почти с самого начала событий «евромайдана» у тенгрианцев Украины (включая и тенгрианцев Крыма, который тогда еще не был новым регионом России) было единомыслие по вопросу об отношении к этим «протестным» акциям в поддержку «евроинтеграции». Все тенгрианцы единодушно считали что «евроинтеграция» принесет с собой на Украину зло - в виде дальнейшего упадка экономики и дальнейшего упадка нравственности, с легализацией в ближайшей перспективе однополых браков и гей-парадов на улицах городов. Однако через несколько месяцев на начало «антитеррористической операции» (АТО) киевских властей против населения Донбасса тенгрианцы Украины отреагировали по-разному, продемонстрировав противоположные взгляды по данному вопросу.
Сообщество тенгрианцев Украины начало формироваться в конце 90-х годов ХХ века. По словам самих тенгрианцев, первые приверженцы нового религиозного движения появились одновременно в Крыму и в Одессе. Зарождение этой секты сами адепты связывают с появлением на Украине книги (на русском языке) под названием «Тэнгрианство - религия тюрков и монголов», которую еще в 1997 году написал «шаман тенгрианства», проживающий в Татарстане выходец из Азербайджана Рафаэль Безертинов. Данная книга является культовой для адептов тенгрианства в России, Украине, Азербайджане, Казахстане и Киргизии. С начала 2000-х годов тенгрианцы Украины и Крыма стали называть свою организацию - «Общество Тенгри» (данная религиозная организация все эти годы никогда не была официально зарегистрирована).
Тенгрианцы Украины и Крыма все эти годы представляли собой единое сообщество, скрепленное общим мировоззрением. Эта мировоззренческая система основана не только на древних верованиях тюркских народов и ритуалах поклонения языческим божествам. Для нее характерная идеология, которую можно считать разновидностью евразийства. В основе этой идеологии лежит идеализация Золотой Орды и культ Чингисхана, и негативное отношение к интеграции России и Украины со странами Запада, с декларацией необходимости интеграции со странами Востока. Характерен и пантюркизм - «Общество Тенгри» декларирует необходимость создания единого тюркского государства в составе Евразийского союза. Кроме того, характерен культ «отца турецкой нации» Мустафы Кемаля Ататюрка, который объявлен «борцом с арабо-исламским мракобесием» и «отцом всех тюркских народов» (а не только турок).
Самым большим по численности является сообщество тенгрианцев в Крыму. В нем состоят представители крымско-татарского населения, 1 турок-месхетинец и 2 поволжских татар (из числа поселившихся в Крыму еще в советское время). Фактически полноправными членами крымского тенгрианского сообщества являются и двое граждан Турции (коммерсанты), которые большую часть времени проводят в Крыму. В Николаевской области среди приверженцев тенгрианства мы видим представителей народов Дагестана (кумыков и ногайцев), турок-месхетинцев и 1 азербайджанца. Наиболее полиэтническим по составу является кружок тенгрианцев Одесской области, состоящий из крымских татар, гагаузов, поволжских татар, 1 туркмена и 1 чуваша. По некоторым данным, всего численность адептов «Общества Тенгри» (в Крыму и в указанных регионах Украины) составляет около 50 человек.
«Общество Тенгри» с самого начала своего существования поддерживало связи с единоверцами из России. Более того, духовным наставником тенгрианцев Украины и Крыма примерно с середины 2000-х годов стал гражданин России Фирдус Девбаш (на фото), про которого известно что он - инженер-механик, переквалифицировавшийся на работу переводчиком с турецкого языка. Также известно, что Девбаш является учеником упомянутого выше Рафаэля Безертинова. Тенгрианцы России, Украины и Казахстана считают Девбаша шаманом. Известно, что «Девбаш» - это не фамилия, это - ритуальное шаманское имя. Как рассказывают сами тенгрианцы, «Девбаш» (тат. «Большая Голова») - это «тенгрианское имя», которое было присвоено духовному лидеру неоязычников после проведения «тюркского ритуала имянаречения». Ритуал проводился другими тенгрианскими шаманами у памятника Чингисхану в одном из сельских районов Татарстана, после чего Девбаш и получил право называть себя словом «кам» («шаман тенгрианства»).
Девбаш является духовным наставником также и для тенгрианцев Тюменской и Челябинской областей РФ, и для части тенгрианцев Татарстана. Все эти годы встречи тенгрианцев Украины со своим духовным наставником обычно ежегодно проходили на территории Турции (хотя один раз произошло исключение из этого правила, и встреча с гуру произошла в одной из татарских деревень на территории Челябинской области РФ). В остальное время общение с шаманом происходило через интернет.
Во время встреч с адептами «кам» Девбаш проводил для своих последователей мастерклассы по «получению энергии из космоса», «защите от сглаза и порчи», учил медитации на образ тюркской богини Умай. Известно, что на каждую встречу для проведения медитаций и «камланий» Фирдус Девбаш привозил компакт-диски с восточной медитативной музыкой, за которые адепты платили немалые деньги.
Именно книги написанные Девбашем выполняют роль священных писаний для тенгрианцев Украины и Крыма. Это - две книги Девбаша, одна под названием «Мы рождены для счастья», другая - «Татарские молитвы». Следует уточнить, что словом «татары» (или «тюрко-татары») в учении Фирдуса Девбаша называются все тюркские народы. Кроме того, в качестве своеобразного катехизиса в данном неоязыческом сообществе используется книга Р.Безертинова «Тэнгрианство - религия тюрков и монголов».
Возвратимся к теме конфликта среди тенгрианцев Украины. Присоединение Крыма к России тенгрианцы живущие в этом регионе восприняли положительно, посчитав что вхождение в состав РФ увеличит благосостояние местного населения, включая и их самих. Тенгрианцы Одесской и Николаевской областей разделились в этом вопросе примерно поровну - в каждом из двух регионов часть членов общины посчитала, что присоединение Крыма к России является актом агрессии со стороны соседнего государства. Дискуссии на эту тему и послужили поводом для конфликта.
С началом «антитеррористической» операции («АТО») киевских властей разногласия лишь усилились. Тенгрианцы Крыма крайне негативно отнеслись к попыткам силовым путем подавить самоопределение Донбасса, а вот тенгрианцы Одесской и Николаевской областей разделились в мнениях. Среди членов «Общества Тенгри» в указанных двух регионах Украины дискуссия в основном велась вокруг двух вопросов. Во-первых, вопрос о том - должны ли тенгрианцы поддерживать государство (гражданами которого они являются) в силовой операции направленной на борьбу с «сепаратизмом» и на сохранение целостности страны. Также дискуссии велись по вопросу - как воспринимать официальную интерпретацию событий со стороны украинских телеканалов. Конфликт усугубился в связи с тем что духовный наставник неоязычников Фирдус Девбаш занял резко пророссийскую позицию, осудив проведение «АТО» со стороны новых властей Украины. После этого часть тенгрианцев в Одесской и Николаевской областях отказались считать его своим гуру.
В итоге в неоязыческой секте «Общество Тенгри» возник раскол, в результате которого образовалась новая мелкая секта (из числа жителей Одесской и Николаевской областей), члены которой позиционируют себя как «патриоты Украины». Оппоненты последних из числа тенгрианцев Одесской и Николаевской областей сохраняют единство с тенгрианцами Крыма, продолжая считать себя членами «Общества Тенгри», и признавая своим духовным наставником Фирдуса Девбаша.
Аркадий Бондаренко, религиовед
«Красная тропа»
05.01.2009, ---
«Индейское эхо» Клуб
05.01.2009, ---
Крымские мусульмане раскололись и обвиняют друг друга в сектантстве
04.06.2011, Новости
«Алькатраз»
04.01.2009, ---
Нет комментариев. Не желаешь оставить первый комментарий?
Перед публикацией, советую ознакомится с правилами!