Свобода - дарованная Богом способность человеческой воли к непринужденному избранию добра.
В древнегреческом языке служили для обозначения понятия «страсть» – τό πάθος (pathos) и τό πάθημα (pathema). Они образованы от древнегреческого глагола πάσχω, что значит «терпеть», «испытывать воздействие», «переносить», «страдать». Также, кстати, и в русском языке слово «страсть» является однокоренным со словом «страдание».
Любой человек хочет быть свободным или считать себя таким. У современного человека много возможностей быть свободным, но стал ли он таким? Сначала жизни молодому человеку современной общественно-государственной моралью разрешается; грубить родителям, воспитателям в детском садике, затем в школе; плохо учиться, прогуливать занятия, хамить учителям, покупать оценки, а далее еще больше; поддельные дипломы вузов, не беречь девственность, сексуальная распущенность, откосить от армии, стать знаменитым без труда и таланта, организовать секту, выпускать некачественные товары и продукты, жить в «гражданском браке». И что дальше? Проституция, банды, убийства, предательство, обман, аборты, гомосексуализм, коррупция, взяточничество, наркоторговля.
Почему все эти человеческие пороки-страсти буквально заполонили весь земной мир. А у нас в России, более того, делая все это, такие люди, могут принадлежать к так называемой «элите». Кстати, именно эта «элита» потворствует или даже зачастую организует всю эту богопротивную деятельность. Что это? Свобода? Каковы же плоды этой свободы? Сделала ли она нас счастливее? Плоды свободы индивидуальны для каждого человека. Потому что каждый пользуется ей по-своему. Свобода – она на то и свобода, что не заставляет. В том числе и не заставляет быть счастливым. И к сожалению, очень многие воспользовались свободой себе во вред. Психиатры наблюдают катастрофический рост числа порочно зависимых людей. Зависимости от алкоголя, от наркотиков, от табака, от компьютерных игр, от азартных игр, от Интернета.
Зависимость – это крайняя степень несвободы, это тюрьма, в которую человек загоняет себя сам. В основном корень у всех зависимостей один – несчастное детство и отсутствие должного воспитания. А несчастных и не воспитанных детей сейчас становится всё больше. По телевизору, через интернет, мобильные телефоны на людей неудержимым потоком льются вербальные тонко весьма искусно сконструированные образы страсти: к сексу, к обогащению, к красивой одежде, к славе, к власти. Все эти страсти – это тоже зависимости, только менее выраженные, но и они ограничивают реальную свободу человека, диктуя ему различные ограничения. Таким образом свобода превращается в свою противоположность. И это не удивительно. Ведь свобода – не конечная цель. Свобода – это возможность достигнуть той или иной цели. Если ставим правильную цель – свобода нам во благо, если ложную – во вред.
Люди часто заблуждаются и вместо правильных целей попадают во власть страстей. Страсть это сильное навязчивое желание, пристрастие, привычка. Но главное значение этого слова в русском языке - страдание. Мне представляется, что это и есть суть - страсть заставляет человека делать плохо самому себе, часто люди понимают это, но не могут сами побороть пагубность своих желаний и человек перестаёт быть свободным.
По учению христианских подвижников страсть есть «недуг души» или «болезненное состояние душевных сил». По словам святого Климента Александрийского, страсть есть возмущение против природы. Святой Иоанн Дамаскин называет страсть движением энергии против природы. Выделяя восемь основных страстей, к которым относятся гордость, тщеславие, сребролюбие, гнев, блуд, чревоугодие, уныние, печаль. Например: страсть к деньгам. Богатый человек может быть внутренне совершенно свободным. Но человек, пристрастный к деньгам, и даже не важно, богат он или беден, не свободен он раб этой страсти. Жадный человек страдает от самой возможности потерять деньги, и ограничивает свою свободу, чтобы их сохранить.
Зависть. Свободен ли завистливый человек? Нет! Народ сложил о страстях поговорки, например: «У соседа корова сдохла, мне легче стало». Зависть не позволит ему купить дешевую машину, если есть хоть какая-то возможность раздобыть престижную.
Тщеславие. Тщеславный делает все только ради тщеславия, а тщеславие и добро не совместимы. Тщеславный не свободен от страхов. Он обязан делать все так, чтобы нравиться другим, он не может испытать радости просто от доброго дела.
Сексуальная страсть – превращает многих людей в животных, а некоторых вообще в тараканов. Физиологическая потребность к продлению рода, которой свободный человек легко управляет, превратилась для многих в цель существования. Она заставляет их превращаться в кобелей и сучек, зависимых от этой животной страсти. Свободой здесь и не пахнет.
У каждого из нас – несколько страстей, ограничивающих нашу свободу. Свобода возрастает по мере освобождения от страстей. Противоположны страстям добродетели – щедрость, скромность, доверие, доброжелательность, целомудрие, терпение, милосердие. Вершина добродетелей – любовь. Чем больше у человека добродетелей, тем больше любви. Получается, что подлинная свобода – в любви. Не в любовных страстишках, не в любовной зависимости, а в настоящей любви.
Кто по-настоящему любит, тот по-настоящему свободен. Любящий бесстрашен. Он не привязан к вещам и может подарить другу то, что нужно и ему самому. Ему безразлична слава, и он свободен от мнения других. Он никому не завидует, поэтому не огорчается успехами других и не соперничает с ними. Любящий свободен даже в том, чтобы с мирным сердцем отпустить любимого туда, где тому будет лучше. Единственное, чего боится любящий, - потерять любовь и снова впустить в свое сердце зло. Но борьба за любовь – его свободный выбор.
Поэтесса Валентина Рожкова из города Славянск-на-Кубани в своем стихотворении «Страсть», очень наглядно раскрывает зависимость, а значит и несвободу человека. В пятой строчке она практически указывает, куда попадает человек, погрязший в порочных страстях.
Я знаю, что такое Страсть, Когда на перекрёстке взглядов Искра; и ты готов пропасть, И где серьёзной быть не надо
К чертям все принципы и честь, Когда играет кровь, гормоны. Здесь безрассудства перевес И музыкой – ночные стоны
Ты растворяешься в мечтах, Тебе неведом стыд и страх И вдруг, всё тает безвозвратно,
Что быстро вспыхивает, то Сгорает быстро и легко. Коварна Страсть и беспощадна…
Отказ от свободы, о котором идет речь, вполне закономерен, потому что страсти, порабощают человека.
Иван Аксаков, пророчески писал: "Прогресс - отрицающий Бога и Христа, в конце концов, становится регрессом. Цивилизация завершается одичанием, свобода - деспотизмом и рабством. Совлекши с себя образ Божий, человек неминуемо совлечет, уже совлекает с себя и образ человеческий и возревнует об образе зверином." Мне кажется, что современность как нельзя лучше подтверждает истинность его слов. О чем говорить, если дозволенным объявляются: пропаганда насилия, порнографии, гомосексуализм и даже сатанизм - мировоззрение, которое открыто, заявляет, что принципом его веры является совершение зла.
Подмена идеи духовной свободы идеей свободы похотей убийственна, но мы видим, что эта подмена является поистине знаменем нашего времени.
Всех верующих православных людей поздравляю с наступающим СВЕТЛЫМ ХРИСТОВЫМ ВОСКРЕСЕНЬЕМ Христос Воскрес! Христос Воскрес! щебечут ласточки с небес, и посветлел уж тёмный лес, Христос воистину воскрес! звонят в церквях колокола, идет богослужение, на радость людям мира- Христово Воскресение!
Катя Вивчарь, 13 лет
ИСТОЧНИКИ: Свобода Энциклопедия изречений Святых отцов и учителей Церкви, Виды нравственной свободы архимандрит Платон (Игумнов) Свобода в Церкви прот. Александр Шмеман, Вопрос о свободе воли митрополит Филарет (Вознесенский) О свободной воле человека П.В. Добросельский
Патриарх Кирилл: Зомбирование - это подчинение человеческой личности другой
14.04.2012, Статьи
Салафитская Германия
16.04.2012, Статьи
Урочище Лужки: скит св. Андрея Первозванного
16.04.2016, Статьи
«Русско-Арийский Союз»
07.01.2009, ---
Нет комментариев. Не желаешь оставить первый комментарий?
Перед публикацией, советую ознакомится с правилами!