«Когда же народ стал сходиться во множестве, Он начал говорить: род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был знамением для Ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего» (Лк. 11, 29-30)
На территории постсоветского пространства упоминания о Ванге (Вангелине Пандеевой Гущеровой, 1911-1996 г.г.) начинают появляться в периодических изданиях в период перестройки и гласности (с 1985 г.), когда в погоне за рейтингом даже серьезные издания печатали информацию о паранормальных явлениях. На лотках появились книги по черной и белой магии, медитации, восточным единоборствам. На улице, за символическую плату, положив руки на металлические пластины, можно было определить свой энергетический потенциал и здесь же купить руководство о том, как развить в себе сверхъестественные способности.
Целители, маги, ясновидящие прочно закрепились на территории тогда еще единой, но уже разрушавшейся страны. Они выступали в актовых залах и на стадионах, лечили и предсказывали с экранов телевизоров и по фотографиям. Годы безбожия и антирелигиозной пропаганды дали свою обильную поросль. В один момент на людей обрушилась лавина информации, в которой был обещан духовный рост и материальное благосостояние. Ванга, Джуна, Кашпировский, Чумак, Глоба ставились в один ряд с уже умершими Гермесом Трисмегистом, Нострадамусом, Мессингом, и т.д. и т.п. Да разве всех их назовешь? И надо ли?
Но и спустя десятилетия, в наши дни, когда Слово Божие проповедуется открыто, когда открыты храмы и строятся новые, информация о подобных людях постоянно появляется в СМИ. Тайные доктрины, мистика, паранормальные явления до сих пор увлекают умы обывателей, не дают забыть о потустороннем мире. Такой ли уж потусторонний «тот» мир?
В 2009 году на ежегодной научно-практической конференции «Бердянские чтения» в г.Бердянске ( Украина, Запорожская обл. ) в одном из своих докладов доктор философских наук, профессор православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (Москва) Владимир Николаевич Катасонов, обсуждая методы современной науки в применении к познанию веры в Бога, заявил буквально следующее: «...как интерпретировать высказывания знаменитой болгарской христианской пророчицы Ванги, к которой чуть ли не весь мир ездил за исцелениями и советами. Почему на одни вопросы она отвечала, а на другие воздерживалась и говорила: «Мне об этом запрещено говорить…» Кем запрещено? И как возможны эти ее предсказания и советы, которые в большинстве своем, сбывались и оправдывались?.. Как это изучать? Как говорить об этом на языке науки? Как научно изучать мистику? Мы знаем только, что в мистическом опыте человек сам внутренне меняется.» (ссылка: http://bogslovo.com/berd/source/katasonov/03.pdf).
О провидице Ванге литературы не так уж много. В основном это были повествовательные статьи в газетах и журналах, в 1974 году о ней был снят документальный фильм. Уже после ее смерти появились жизнеописания, написанные ее родственниками и последователями. Коротко остановимся на основных датах в жизни ясновидящей.
Вангелия Пандева Гущерова родилась 31 января 1913 г. в городе Струмица, который сейчас находится на территории Македонии, в семье земледельца. В трехлетнем возрасте она потеряла свою маму Параскеву, а вскоре на фронт (шла Первая мировая война) мобилизовали ее отца. Ванга до трех лет жила в семье соседки-турчанки.
После возвращения с войны отец женился во второй раз; семья стала зажиточной, но благополучие продлилось недолго, бедность стала постоянным спутником. В поисках работы семья переехала в село Ново. Жила она трудно, едва сводя концы с концами. Отец ухаживал за скотиной, а 12-летняя дочь ежедневно развозила бурдюки с молоком.
Однажды Ванга с двумя двоюродными сестрами шла к ханскому роднику, находившемуся недалеко в поле. Вдруг поднялась страшная буря, смешавшая все вокруг в невообразимую круговерть. Вангу отбросило на два километра в поле. Когда буря утихла, ее нашли обезумевшей от страха под завалом ветвей и земли. Жестокая боль наполняла ее глаза, и она была не в состоянии их открыть; всевозможные промывки не помогали. К вечеру глаза девочки налились кровью. Отчаявшийся отец вернулся со своей семьей в Струмицу.
Многократные попытки вернуть зрение Ванге оставались безуспешными. Отчаяние семьи было полным. Ванга постоянно молилась, чтобы произошло чудо, но результата не было. Долгие месяцы она не могла примириться, что является обузой для своей семьи и ничем не может ей помочь.
В 1925 г. Ванга была принята в Дом слепых в г. Земун. Здесь она впервые пошла в школу для слепых девочек, и в течение трех лет освоила азбуку Браиля для слепых, научилась играть на пианино, овладела разными практическими навыками, необходимыми в домашнем хозяйстве.
В 1928 г. она попросила отца благословить ее выйти замуж за одного слепого парня Димитра из того же Дома слепых, но тот настоял, чтобы она вернулась домой. Его вторая жена умерла во время родов, и в отцовском доме Вангу нашли бедность и трое больных детей. Она должна была стать для них всем.
Вскоре после переезда к отцу Ванга начала выступать как оракул, и ее «пророчества» стали производить впечатление на окружающих людей. Свои необычные способности сама Ванга объясняла присутствием вокруг нее особых прозрачных существ, происхождение которых было ей не известно. Они якобы посылали ей ту информацию о людях, которую она не могла не передать страждущим. Откуда и как она приобрела эти способности, которыми до того не обладала, является вопросом.
Началом проявления пророческого дара ее родственники называют 1941 г., а именно 6 апреля. Вот как об этом рассказывает ее сестра Любка. Однажды Ванга разбудила ее, чтобы идти в школу, и, сидя на кровати, она увидела, что та очень возбуждена и ее всю лихорадит. Ванга спросила: «Любка, ты видела, как отсюда выезжал всадник?». «Какой всадник?» – удивилась Любка – «Наверное, тебе это приснилось». «Может, и приснилось,- сказала Ванга, – «но это был очень странный сон. Высокий русый и божественно красивый всадник в доспехах древнего солдата, которые блестели как лунный свет, остановился перед нашими дверями, сошел с коня и вошел в темную комнату. От него шел такой свет, что стало ясно, как днем. Он повернулся ко мне и заговорил: «Скоро мир запутается и много народу исчезнет. На этом месте ты будешь стоять и предсказывать о мертвых и живых. Не бойся, я буду рядом и буду говорить тебе, что делать».
Вскоре после этого события немецкие войска вошли в Струмицу и его жители покинули свои дома, кроме Ванги и Любки. Когда спустя несколько дней они вернулись в город, то заметили, что Ванга изменилась: она дни и ночи, без отдыха и сна, с пустыми глазами стояла под зажженной лампадой и что-то говорила низким, мужским голосом, ее тело было сильно напряжено. В течение года она вообще не спала.
С тех пор для Ванги стало характерным впадать в транс. В одном интервью она говорила, что в эти мгновения ею овладевали большие и малые силы, и эти силы говорили ей, что она должна говорить, и что она только это и передавала. В эти моменты ее голос менялся и становился чужим; он часто описывался ее родственниками как голос другого человека. Когда «силы» овладевали ею, ей становилось плохо, а когда отпускали, весь день она была вне себя. Обессиленная, она полностью находилась под их властью. После трансового состояния ей было трудно вспомнить что-либо. Посетители и присутствующие часто не помнили ни слова из того, что было им сказано ею, некоторые запоминали лишь отдельные фразы. Сама Ванга тоже ничего не помнила и не могла воспроизвести сказанное. Надо отметить, что речь ее была наполнена цинизмом, она говорила словно под гипнозом.
Свидетельства очевидцев подтверждают у Ванги способности к ясновидению, когда она с точностью пересказывала посетителям увиденное ими в снах и рассказывала о действиях людей, находившихся до этого далеко от нее. Пророчества же будущего выглядят туманными и неопределенными.
«Феномен» Ванги полностью укладывается в классические рамки опытов общения с падшими духами. Обитатели потустороннего мира открывали Ванге настоящее и прошлое людей. Будущее же, как учат святые отцы, демонам не ведомо. Демоны не знают будущего, известного Единому Богу и тем разумным Его тварям, которым Бог благоволил открыть будущее; но как умные и опытные люди из событий совершившихся или совершающихся предусматривают и предугадывают события, имеющие совершиться: так и хитрые, многоопытные лукавые духи могут иногда предполагать с достоверностью и предсказывать будущее (Vita sanct. Pachomii, cap. 49, Patrologiae, Tom 73). Часто они ошибаются; весьма часто лгут и неясными провещаниями приводят в недоумение и сомнение. Иногда же они могут предвозвестить событие, которое уже предназначено в мире духов, но между человеками не приведено еще в исполнение (Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово о чувственном и о духовном видении духов). Поэтому предсказания Ванги не только туманны, но и фантастичны.
Все время она принимала людей, которые приходили отовсюду. Город Петрич находился в пограничной зоне, и вход в него был возможен только с разрешения милиции. Способностями Ванги в то время заинтересовались и некоторые ученые. Профессор Георгий Лозанов объявил, что Ванга должна стать объектом научного исследования. 3 октября 1967 г. Ванга назначена старшим научным сотрудником Института суггестологии и парапсихологии с заработной платой в размере 300 левов, средняя заработная плата в то время была 150 левов.
Ванга становится «государственной гадалкой», в том же году, в качестве подарка на день рождения, ей определили личного телохранителя. Горсовет составлял списки тех, кто хотел ее посетить, и определил цену в 10 левов за каждое ее посещение. Кроме этого, люди давали деньги и Ванге, а также непосредственному ее окружению. Таким образом она превратилась в «машину для печатания денег». Деньги шли в республиканский бюджет. В 1974 г. был сделан первый фильм о Ванге, который, надо заметить, ей не понравился.
В те времена Ванга вошла в сформировавшийся теософский кружок вокруг дочери главы страны Людмилы Живковой, тогда министра культуры. В нем часто устраивались встречи гадалки из Петричей с разными высокопоставленными людьми.
Теософией, в узком понимании этого слова, называется учение Е.П.Блаватской, основавшей в 1875 году Теософское общество, получившее свое развитие в 1970-х годах как движение «Нью Эйдж» (Новый Век) и которое Православной Церковью характеризуется как секта.
Елена Петровна Блаватская в числе многих литературных творений, является автором труда «Тайная доктрина». Вот только несколько цитат из её многотомного опуса: "Разъясним этот вопрос раз и навсегда: тот, на кого священство всех догматических религий, преимущественно христианских, указывает как на Сатану, врага Бога, в действительности является высочайшим божественным Духом — Оккультною Мудростию на Земле — которая естественно антагонистична каждой земной, преходящей иллюзии, включая и догматичные или церковные религии" (Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Рига, 1937, т.2, с.473), "Именно сатана является Богом нашей планеты и единым Богом, и это без всякого аллегорического намека на его злобность и развращенность. Ибо он един с Логосом" (Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Рига, 1937, т.2, с.293), "Естественно рассматривать Сатану, Змия в Книге Бытия как истинного создателя и благодетеля, Отца Духовного Человечества" (Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Рига, 1937, т.2, с.303-304), "Дьявол не есть Бог этого периода, ибо это есть Божество всех веков и периодов с момента появления человека на Земле" (Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Рига, 1937, т.2, с.609).
Кроме того, Е.П.Блаватская основала периодическое издание «Lucifer» и являлась его редактором совместно с Анни Безант вплоть до своей смерти в мае 1891 года. В.П.Желиховская приводит фрагмент из письма Е.П.Блаватской с объяснением этого названия. "Что вы на меня напали за то, что я свой журнал Люцифером назвала? Это прекрасное название. Lux, Lucis — свет; ferre — носить: «Носитель света» — чего же лучше?.. Это только благодаря мильтоновскому «Потерянному раю» Lucifer стал синонимом падшего духа. Первым честным делом моего журнала будет снять поклеп недоразумения с этого имени, которым древние христиане называли Христа. Эасфорос -греков, Люцифер — римлян, ведь это название звезды утра, провозвестницы яркого света солнечного. Разве сам Христос не сказал о себе: «Я, Иисус, звезда утренняя» («Откров. Св. Иоанна XXI I ст. 16)?.. Пусть и журнал наш будет, как бледная, чистая звезда зари предвещать яркий рассвет правды -слияние всех толкований по букве, в единый, по духу, свет истины!» (В. П. Желиховская. «Радда-Бай (правда о Блаватской)»).
После демократических перемен в стране, у Ванги появилась возможность построить желаемую церковь. В 1991 г. был сделан первый шаг в ее строительстве без участия духовных лиц. Само это действо Ванга назвала «жертвоприношением». Перед закладкой основания церкви был составлен список всех присутствующих, и он был зарыт в землю вместе с монетами. Но в тот же вечер ей «явилась пресвятая Параскева», и указала для церкви другое место. Это явление смутило и подавило Вангу. Очевидно, «пророчица» не ожидала, что ее действия будут под пристальным вниманием Небесных сил.
Закладной камень церкви был положен 20 августа 1992 г. тогдашним Неврокопским митрополитом Пименом. Отмечу, что в тот год в Болгарской Церкви произошел раскол, и митрополит Пимен был одним из его организаторов.
Создается впечатление, что пишущие о Ванге не понимают и не хотят понять ее феномен, не всегда вспоминают все то, что было ею сказано; они лишь точно пересказывают ее пророчества и приписывают ей безграничные способности лечить все болезни самыми простыми средствами. Естественно, приводятся описания различных случаев, например, когда по совету Ванги ее сестра собрала указанную ей целебную траву и, натерев ей ногу, выздоровела. Травы, вода, и различные незамысловатые предметы (кукла, скатерть и др.) – вот, что использовала Ванга для лечения всех болезней. И никто не пишет о том, какие слова она бормотала, держа в руках «незамысловатые» предметы, якобы придающие ей силу.
Итак, кем были те существа, которых Ванга принимала за посланцев свыше, и какова духовная природа их откровений? Мы знаем, что Ванга была малограмотной (она даже не умела писать, вместо подписи ставила отпечаток пальца), слепой и бедной женщиной из глухой болгарской провинции. Она не имела ни опыта христианской духовной жизни, ни познаний, которые могли бы помочь ей в критической оценке непонятных явлений, внезапно властно вторгшихся в ее жизнь. Дом, в котором Ванга жила, по ее мнению, был построен на месте древнего языческого капища. Сохранились свидетельства о том, что многие люди, приходя в это место, чувствовали себя угнетенно.
Как мы уже писали, в своей практике ясновидения Ванга активно использовала сахар, позволявший ей увидеть прошлое и будущее человека. Известно, что сахар имеет кристаллическую структуру, а, как утверждают экстрасенсы, говоря о Ванге, «свой магический кристалл был у каждого уважающего себя колдуна или волшебника». Нет сомнений в том, что сами экстрасенсы считали Вангу колдуньей. Источник ясновидения Ванги экстрасенсы оценивали так: «Как объяснить ясновидение Ванги, когда она видит умерших родственников и получает от них сведения? ... Лучше всего эти явления объясняет гипотеза существования информационного банка Земли – своеобразного информационного банка». Гипотеза вполне в духе общеоккультных представлений. Из откровений Ванги можно выделить, как минимум, несколько заявлений, которые прямо противоречат Божественному Откровению.
Например, ее утверждение о предопределенности человеческой судьбы. Прежде всего, если судьба человека предопределена, то многие советы самой Ванги выглядят непоследовательно. Вот, например, один случай из ее практики: некий врач собирался поехать отдыхать на море, Ванга рекомендовала ему этого не делать, а поехать в горы. Врач не прислушался к ее словам, поехал на море, сразу после этого заболел и умер. Если жизнь человека предопределена, то что может в ней изменить следование советам, если ничего, – то зачем советы давать? Ведь, по мнению самой Ванги, никто не свободен в своих действиях. Вместе с тем, из учения о предопределенности судьбы следуют серьезные нравственные выводы. Если человек не волен в своих поступках, то кто виновен в его злых деяниях? Очевидно, не он.
Но если есть Бог, который управляет человеком и полностью лишает его свободы нравственного выбора, то кто виновен в творимом зле, как не Он? Вряд ли сама Ванга осознавала логические следствия из своих собственных откровений. Показательна и туманность предсказаний Ванги: если судьба человека предопределена, и силы, «одарившие» Вангу способностью ясновидения, точно знали, что произойдет, что мешало предсказаниям быть четкими? Изучая практику прорицаний Ванги, нетрудно заметить, что по сути она являлась марионеткой этих таинственных сил, говоривших через нее, когда они сами желали, и оказывавших чрезвычайно негативное влияние на состояние ее физического здоровья. Мы не можем считать источником предсказаний Ванги Бога.
Во-первых, изучая образ библейских пророков, мы видим, что Бог не использует человека как марионетку. Даже если человек уклоняется от исполнения воли Божией (Иона.1:1-3; Иер. 20:7-9), Бог ждет его согласия, так или иначе пытаясь привести волю человека к согласию со Своей. Пророчества Бога через Его избранника не есть результат насилия Бога над человеком. Во-вторых, даже почитатели Ванги признают существование значительного процента лжепророчеств, произнесенных ею. Но мы знаем из Священного Писания: «Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, – не бойся его» (Втор.18:22).
Далее, Ванга не скрывала своего общения с мертвыми. В Священном Писании тоже можно найти примеры такого общения, например, волшебница из Аэндора вызвала дух пророка Самуила по просьбе иудейского царя Саула (1Цар.28:14). Помимо того, Ванга уважала деятельность экстрасенсов, хотя она чужда христианству. И, наконец, ярого борца с христианством и основоположника оккультного учения «Живая этика» Николая Рериха Ванга считала пророком. Да, Ванга занималась прорицаниями и часть ее предсказаний сбывалась, но с точки зрения библейского учения, этот факт сам по себе еще не доказывает духовную чистоту источника предсказаний, например, в Библии мы читаем о служанке, одержимой «… духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим» (Деян.16:16).
Подчеркнем, что дух прорицательный покинул женщину после повеления ап. Павла, произнесенного им именем Иисуса Христа: «Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И [дух] вышел в тот же час» Деян. 16:18). Учитывая симпатии Ванги к оккультизму и экстрасенсорике, можно сделать вывод, что в основе ее духовного феномена действовали те же силы, которые питают оккультизм и магию, а потому, будь Ванга на месте той новозаветной служанки, ее постигла бы та же участь. Впрочем, на эту тему можно даже не гадать. Однажды, случайно оказавшись недалеко от креста, имевшего частицу Честного и Животворящего Креста Господня, Ванга потребовала, чтобы его от нее удалили, так как она не может прорицать.
Вот как описывает этот факт профессор Александр ДВОРКИН, завкафедрой сектоведения ПСТГУ (г.Москва): «Я уже писал в «Афонских рассказах» о митрополите Неврокопском Нафанаиле (Ванга проживала на территории Неврокопской епархии), как незадолго до смерти Ванги к владыке пришли посланцы от нее и передали, что Ванга нуждается в его совете и просит приехать к ней. Через несколько дней митрополит Нафанаил приехал и вошел в комнату Ванги. В руках он держал крест-мощевик с частицей Честного Креста Господня. В комнате было много народу, Ванга сидела в глубине, что-то вещала и не могла слышать, что еще один человек тихо вошел в дверь, и уж точно не могла знать, кто это. Вдруг она прервалась и изменившимся – низким, хриплым – голосом с усилием проговорила: «Сюда кто-то зашел. Пусть он немедленно бросит на пол ЭТО!» «Что «это»»? – спросили у Ванги ошеломленные окружающие. И тут она сорвалась на бешеный крик: «ЭТО! Он держит ЭТО в руках! ЭТО мешает мне говорить! Из-за ЭТОГО я ничего не вижу! Я не хочу, чтобы ЭТО было в моем доме!» – вопила старуха, суча ногами и раскачиваясь. Владыка развернулся, вышел, сел в машину и уехал».
Известно, что если рядом с Вангой начинали читать православные молитвы, она так же теряла свой дар. Признание Ванги в кругу экстрасенсов и колдунов, магический характер ее целительства не оставляют сомнений в том, что к ней вполне применимы следующие слова Священного Писания: «…не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего» (Втор.18:10-13). После смерти Ванги, по свидетельству ее сестры Любки, по Ванге служились заупокойные сорокадневные литургии, но покойная прорицательница явилась во сне Любке и сказала: «Любка, хватит, хватит литургий. Я на дне ада, и мне это не помогает, только больше сгораю».
В 2008 году на экраны России вышел документальный фильм режиссера Игоря Верещаки «Великие пророчицы Ванга и Матрона». В названии фильма святая блаженная Матрона Московская упомянута в одном ряду вместе с Вангой. Оставим это на совести авторов фильма, сами же обратимся к жизнеописанию святой чудотворицы и пророчицы Матроны.
В жизнеописании святой блаженной Матроны Московской говорится о ее богоизбранности, о видениях, которых удостоилась ее матушка еще до рождения младенца. Кроме того, вся жизнь святой провидицы неразрывно связана с Православной Церковью, с участием в жизни Церкви и Церковных Таинствах, а пророческий дар и труды святой служат для приведения людей к Богу, к покаянию в своих грехах и к молитве.
Святых пророков всегда избирал Бог для исполнения Своей воли, выражавшейся в призыве людей к покаянию, к отречению от греха и жизни по заповедям Божьим, а также для благовествования о исполнении Божьего обетования. Кроме того, получение дара пророчества предварялось подвижнической жизнью во славу Божию.
О Ванге можно совершенно определенно сказать, что у нее не было познаний церковного вероучения и серьезного опыта христианской жизни. Основанием для подобных выводов служат слова самой ясновидящей о предопределенности человеческой судьбы, прямо противоречащие Божественному Откровению. Кроме того, известна симпатия Ванги к оккультизму и экстрасенсорике, ее благосклонность к учению Блаватской и Рерихов, к Джуне Давиташвили. Методики, которыми пользовалась Ванга для исцеления, также не имеют отношения к духовному врачеванию. В пророчествах присутствует большое количество ложных. Согласно данным одного исследования, каждое пятое предсказание Ванги было ложным, согласно данным другого, в ходе которого исследовались 823 сообщения, истинными оказались 445, 288 были альтернативными, 90 ошибочными. Подчеркнем, что эти данные приведены людьми, которые были почитателями Ванги. Ванга не любила документации своих предсказаний и, к сожалению, вряд ли кто-то уже сможет предоставить более точную статистику.
Ее поклонница Величка Ангелова в своей книге “Пророчества Ванги – единственная связь между небом и землей” описывает случаи, когда вышеупомянутые силы заставляли Вангу сметать паутину ночью, затем раздеваться и снова одеваться. Бессмысленные вещи. Когда Ванга пыталась сопротивляться, они, по ее рассказам, столкнули ее с лестницы и она сломала себе ногу. Все эти вещи показвают темную природу этих сил.
Бог не держится так со своими созданиями. Бог не держится как тиран. Хорошо известно, что Ванга впадала в транс. Это не божественное состояние, а напротив: медиум (в данном случае Ванга) впадает в транс под влиянием темных сил, которые используют его тело как бездушную вещь. Именно поэтому появляется эффект чужого голоса. Она говорит чужим голосом, потому что темные силы владеют некоторыми мозговыми центрами, голосовыми струнами и т.д. Именно из-за темных сил она говорит не своим голосом.
Никто нарочно не хочет очернить Вангу – ее поклонницы сами пишут об этих вещах. Пишут, потому что не понимают их истинную сущность. Величка Ангелова описывает момент, когда Ванга рычит как собака, угрожает окружающим, что сделает им зло, ломает кости. Эти моменты показывают людям, кто была на самом деле Ванга – несчастная женщина, мучимая злыми силами. Много раз она жаловалась на головную боль. После транса чувствовала себя плохо. Все это очень важно для понимания того, была ли она святой или нет.
Из всего сказанного вывод напрашивается сам собой. Ванга с момента начала пророческой деятельности находилась под воздействием нечистого духа, который использовал ее для обмана людей и отвращения их от Бога.
Любые параллели в жизни Ванги и святой блаженной Матроны Московской, а тем более объявление Ванги святой недопустимо и граничит с богохульством. Конечно, читатель может возразить, что Ванга стремилась делать добро и, судя по всему, будет прав. Но ведь и сатана принимает вид ангела света (2Кор.11:14). Именно поэтому Православие предупреждает всех христиан хранить трезвенность и бдительность: «Пока не очищено сердце от страстей, не следует доверять никаким …мечтаниям или видениям. Это предостережение действенно. Не выпускайте его из виду, ибо оно основано на показаниях святых отцов и может служить для вас в случае недоразумений благонадежнейшим средством к истреблению в душе самомнения, тщеславия и гордости».
Годы жизни, проведенные в покаянии и молитве, – путь православного подвижника к очищению от страстей. Постижение очищенным разумом и сердцем смысла Священного Писания дает ориентиры для различения ангелов Божьих и бесов. Но всего этого не было у Ванги, поэтому, как для нее, так и для всех тех, кто полагался на ее водительство, дар Ванги – не Божие благословение, а, скорее, проклятие, соединявшее через Вангу обращающихся к ней за помощью людей не с Богом, а с бесами. Как Ванга, так и ее последователи, за мишурой дешевых предсказаний не разглядели главное: силу, от которой эти предсказания исходили, силу, которая в обмен на временное облегчение болезни или рассказ о нескольких моментах будущего, да и то далеко не всегда сбывавшийся, получала главное – доверие человека, а значит, и доступ к его душе. Но для протянувшего руку дьяволу хотя бы раз в жизни иллюзорна надежда, что на ней не останутся следы его когтей.
И все же около миллиона людей воспользовались услугами болгарской ясновидящей. Люди шли к ней в поисках ответов на свои наболевшие вопросы, шли с нуждой за советом, за разрешением проблем.
Тот кто искал духовного утешения, кто стремился сбросить с себя бремя грехов и исцелить душу, им пришлось уходить ни с чем. Все они стали жертвой обмана, беседы с нечистым духом, который, как известно, отец лжи.
Из-за своей связи с бесами Ванга могла “помогать”, но душа исцеленных телесно людей оказывалась связанной с бесовским влиянием. Мы должны смотреть не только на то, что стало с телом некоторых людей, но и на то, что произошло с грешной душой. Бог не случайно говорит, что люди вызывающие мертвых, впадают в грех перед Ним. Можно ли пренебречь Божьими словами и начать думать своим человеческим мышлением? Бог думает вечными категориями, а человеческая мысль направлена на земной мир.
Ввиду всего изложенного, вызывает недоумение позиция профессора ПСТГУ (г.Москва) В.Н.Катасонова, объявившего в 2009 г. в своем докладе на международной научно-практической конференции в г.Бердянске (Украина) Вангу «знаменитой болгарской христианской пророчицей». Хочется искренне верить, что утверждение «христианская» преподавателя православного богословского университета явилось результатом досадного недоразумения, а не является его религиозным убеждением.
Причиной обращения к Ванге и подобных ей гадателям явилась невоцерковленность всех этих людей, стремившихся за советом и помощью. Невоцерковленность – это неучасние в жизни Православной Церкви и в Ее таинствах: крещении и мирропомазании (для некрещеных) и в исповеди и причастии Святых Даров (для крещеных).
Такие люди, даже если и считают себя религиозными, являются адептами других религий или сект.
Бог не творил много церквей. Бог сотворил только одну Вселенскую Апостольскую Православную Церковь. Сотворил Ее единой и неделимой. Утвердил Ее Своей кровью. А все религии, возникшие не на основе веры в Иисуса Христа и в Бога Святую Троицу, а также все христианские секты, отколовшиеся от Православной Церкви (в том числе и западная католическая ветвь) являются безблагодатными и в истине не стоят.
«Бог у меня в душе, мне не надо никуда ходить»,- распространенное в наши дни мнение среди тех, кто в церковь не ходит. Нежелание таких людей участвовать в Таинствах исповеди и Причастия Святых Даров как раз и указывает на отсутствие всякого понятия о природе греха и о его влиянии на человеческую душу.
Есть и другие, которые знают о действии греха на душу, но тем не менее не желают с ним расстаться (гордость и кичение, сребролюбие и любостяжание, блуд, лицемерие и т.п.) и ищут «обходных путей» к Богу. Таким Православная Церковь четко указывает на их состояние, но они, не желая бороться с грехами, создают новые религиозные движения, секты, где разрешено многоженство и не надо исповедоваться, где достаточно механически исполнить перечень правил поведения в течении дня, и ты уже с Богом, где достаточно только читать Библию и не признавать Церковь с Ее душеспасительными Таинствами.
Душа страждущая, душа, ищущая истинного Бога, в своем стремлении к единению со своим Творцом, обязательно примкнет к Православной Церкви, потому что вся полнота Божественного Откровения, необходимого для спасения души в жизни вечной, хранится именно во Вселенской Апостольской Православной Церкви.
Спасайте ваши души, братья и сестры. И да помилует нас Господь Бог наш Иисус Христос.
Виталий Житомирский, по поручению Всеукраинского Апологетического центра во имя Святителя Иоанна Златоуста при Синодальном отделе УПЦ по делам молодежи
При написании статьи использованы следующие материалы: 1. Питанов В.Ю. «Ванга: кто дергал за веревочку?». 2. Архимандрит Варнава (Сатиров). «Ванга – весть со дна ада.» 3. Стоянова К. Ванга. «О болгарской ясновидице и прорицательнице.» Рига. 1991. 4. Белявская В.Ф. «Практические советы великой Ванги.» Минск. Литература. 1997. 5. Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Глинская пустынь. 6. Иеромонах Иов (Гумеров). Ответы на вопросы. (http://www.pravoslavie.ru/answers/6781.htm) 7. Иеромонах Виссарион: “Ванга – несчастная женщина, жертва темных сил” (http://www.pravoslavie.ru/smi/45426.htm) 8. Диакон Андрей Кураев «Сатанизм для интеллигенции. О Рерихах и православии.» 9. Материалы с сайта ru.wikipedia.org. 10. Доклад доктора философских наук В.Н.Катасонова на научно-практической конференции «Бердянские чтения» в 2009г. (http://bogslovo.com/berd/source/katasonov/03.pdf)
Современные секты и культы постсоветского пространства
29.05.2006, Секты
Дьявольское очарование Ванги
23.09.2011, Статьи
Белая Криница: блеск и нищета старообрядческого Иерусалима
09.03.2016, Статьи
Личностное мировоззрение человека
03.02.2016, Статьи
Нет комментариев. Не желаешь оставить первый комментарий?
Перед публикацией, советую ознакомится с правилами!