Обсуждение законопроекта «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» во время его презентации в Мажилисе почему-то обязательно заканчивалось дискуссиями о предметах гардероба верующих, отмечает «РеспубликаKZ».
Одним из первых «одежный» спор завел депутат Бекболат Тлеухан. Тему он выбрал самую «больную» - хиджаб. И чем так провинились перед нашей властью казахстанские женщины, что им запретили его носить под предлогом его «нетрадиционности»?
- Вот кимишек - головной убор женский - откуда он к нам пришел? - вопрошал мажилисмен. - Он же не из арабских стран, это же мы создали, наш казахский народ! Мы же не подражали кому-то! Каждая одежда носит традиционный характер. Почему мы такие жесткие условия ставим нашим казахским девушкам и женщинам? Почему мы им запрещаем носить хиджаб? Это же их право!
Ситуация действительно возникает, мягко говоря, странная. Официально запрет на ношение хиджаба в государственных учреждениях в законодательстве не прописан, а то, что не запрещено, по логике вещей, разрешается. Однако Министерство образования запретило школьницам и студенткам носить на занятия головной платок. А после того как президент заявил, что ношение хиджаба не является казахской традицией, факт отсутствия законодательного запрета был просто забыт. Президент же сказал...
- Есть девушки, которые носят мусульманскую одежду, - возмущался Тлеухан. - Что, мы теперь должны их за это наказать? Это же ее конституционное право. Пусть носит. Мы не имеем права ее ограничивать в ношении одежды. Ведь в Конституции нашей страны права и свободы граждан расписаны!
Глава Агентства по делам религий Кайрат Лама Шариф попросил дискуссий не создавать и постарался уйти от «гардеробной» темы. «Ношение головного убора и ношение хиджаба - это две разные вещи», - вывел в итоге он. Правда, в чем принципиальная разница, объяснить так и не смог. И чем хиджаб заслужил такую опалу - тоже.
- Ношение хиджаба или другой мусульманской одежды - это право каждого человека! - подытожил свое пылкое выступление Тлеухан. - Почему вы не требуете, чтобы наши женщины и девушки закрывали пупок? Почему на это не обращаете внимания? Вы же прекрасно знаете, что казахская женщина не должна такое носить. Она должна соблюдать правила приличия в обществе!
Чуть позже Лама Шариф признал, что контролировать внешний вид девушек-мусульманок законодательство не может. Депутат Гульнар Сейтмагамбетова спросила его: как оградить молодежь (особенно иногородних студентов) от влияния их мусульманских однокашников?
- Сейчас очень многие родители волнуются о тех детях, которые поступили в учебные заведения Алматы и Астаны, - рассказывает она. - Они боятся, что их дети попадут в разные секты. Буквально недавно мне звонила такая родительница, ее дочь-отличница закончила школу со знаком «Алтын Белги» и поступила в Астане в Евразийский. Три девочки, ее подруги, носят хиджаб и усиленно пропагандируют ее войти в секту.
Увы, главе агентства утешить депутата оказалось нечем.
- Вопрос хиджаба, вы прекрасно знаете, вызвал очень много разговоров, - ответил он. - Поэтому я думаю, что одним только законом мы не можем регулировать ношение одежды. Я думаю, это на совести каждого человека.
Народных избранников такой ответ не устроил. Они заявили, что в данном вопросе давно пора расставить все точки над «i». Тут же посыпались предложения. В частности, поручить Духовному управлению мусульман Казахстана обдумать и сформулировать, какую религиозную одежду должна носить казахская женщина. Лама Шариф пообещал решить этот вопрос. Со временем. А совет женщин, которые принимают активное участие в создании женской модели религиозной одежды, уже объявил конкурс по этому поводу - осталось только немного подождать.
Но на этом дискуссия не закончилась. Депутат Сатыбалды Ибрагимов, по собственному признанию, пришедший в рабочую группу по обсуждению законопроекта в основном для того, чтобы защищать ислам, тоже не обошел «хиджабную» тему.
- По казахским обычаям девушка может не носить платок, - отметил он. - Но после замужества, становясь женщиной, она обязана его надевать. Мы должны соблюдать наши национальные традиции. Мы, не думая, поддаемся агитации Европейского союза. Зато у нас сейчас можно с открытой пуповиной ходить. Как в ЕС. И мы все должны подчиняться, все должны бежать и шить своим дочерям и матерям одежду «с пупками»?
С хиджаба Ибрагимов плавно перевел разговор на внешний вид мусульман вообще.
- В наших мечетях надо подумать о том, чтобы сшить для духовных работников определенную форму одежды, - предложил он. - И через тридцать лет никто не докажет, что это было сделано в 2011 году, все подумают, что в третьем веке до нашей эры, потому что привыкнет народ. А то один мулла у нас ходит в джинсах, другой - в галстуке. Посмотрите на православие, как они одеты, приятно на них смотреть!
«Посмотреть на православие» и служителей других религий народные избранники могли буквально здесь же, в зале, не вставая с мест. Представителей разных религиозных конфессий также пригласили на обсуждение законопроекта. Вот только дать им слово почему-то забыли.
- Для нас было бы полезно услышать и их (представителей конфессий - ред.) мнение, - спохватилась к финалу обсуждения депутат Багила Баймагамбетова. - Но мы почему-то их не послушали.
В ходе обсуждения народные избранники забыли про многое. «Хиджабом накрыло» массу проблемных вопросов - таких как взаимоотношения религий и государства, нарастающий религиозный и антирелигиозный экстремизм, и многое другое. Этому почти не нашлось места в обсуждении. Вывод напрашивается неутешительный: новый закон опять-таки не станет реальным, работающим механизмом, а будет только красивой декорацией - как шелковый платок. Видимо, то, что казахстанская девушка-мусульманка носит на голове, для депутатов важнее того, о чем она этой головой думает.
Безграмотность - основа религиозного экстремизма
23.09.2011, Статьи
В Кыргызстане сближаются религия и образование
24.09.2011, Статьи
Казахстанский парламент рассмотрит законопроект о противодействии сектам
16.09.2011, Новости
Мнение Госдепа США о религиозной свободе на Кавказе: их вновь не спрашивали,
20.09.2011, Статьи
Нет комментариев. Не желаешь оставить первый комментарий?
Перед публикацией, советую ознакомится с правилами!