В больничной палате люди знакомятся ещё быстрее, чем в поезде. В большой солнечной комнате нас пятеро: мы, трое седовласых ветеранов, и два юнца. Любопытство всегда берёт верх, тем более, двое парней кажутся пришельцами из другого отделения, но никак не пациентами кардиологического. Парни шустрые, процедур у них мало, частенько ходят на улицу покурить, а вечерами смотрят принесённый из дому телевизор.
Виталька из знаменитой Прохоровки, а Сергей - местный, живёт на Харьковской горе и на ночь иногда смывается домой, а рано утром играет нам подъём. Защищать свою родину - грех? Может, что-то и не в порядке у них со здоровьем: врачи в областной больнице толковые, обследуют, анализы часто берут. Раз попали юнцы в отделение, значит, надо лечить… Диагнозы у парней какие-то непонятные и Сергей как-то признался, что он просто-напросто «косит» от армии.
- Третий год уж пропускаю, - почти гордится он.
Виталька в больнице впервые. Они в силу своего возраста сдружились; койки их стоят рядом, интересов общих много, цель одна.
- Всего год нынче служить, разве это срок? Мы вот на три года в армию призывались, - говорю с ребятами.
- Да не в сроках дело-то, - разъясняет Сергей. - Религия нам не позволяет служить.
До меня не сразу доходит их мотивация. Как ни старался, но не смог я припомнить такой религии, которая бы не позволяла защищать свою Родину. Оказалось: посещают парни секту свидетелей Иеговы, и им внушили, что защищать Отчизну с оружием в руках - большой грех.
Сейчас появляются всякие конфессии, секты, которые растут как грибы после дождя на благодатной земле России. От нищеты жизни в умах у молодых разброд и ералаш, православная церковь пока ещё слаба после более чем 70-летнего гонения. Западная же церковь более богата в силу экономической стабильности и опыта. В России с 1917 года идёт духовное обнищание народа и конца-края этому не видно.
Да и не только духовное… Протестанты, католики, адвентисты и многие другие в силу крепкой материальной базы лучше организованы, более широко используют средства оргтехники, информатики, полиграфической базы. В частности, евангелистские передачи на страны СНГ ведутся круглосуточно. Самый известный евангелистский колледж в Пасадене (штат Калифорния) открыл в России своё представительство. В Атланте разработан план, согласно которому американцы готовят преподавателей свидетелей Иеговы и других направлений для каждого региона России с учётом проживания разных народов.
Вот и множатся чуждые духу русского человека всякого рода течения. Конечно, личное дело каждого выбирать ту или иную религию - Бог-то всё равно один, но что это за религия, которая вбивает в головы парней мысли о том, что защищать свою Родину - грех? Иудеи имеют армию, парни защищают свою страну, так же точно и мусульмане: в армиях стран исламского мира служат юноши самых разных национальностей. Сильные армии и там, где проповедуется католицизм.
Если придерживаться точки зрения, что в силу религиозных убеждений служить в армии грешно, то Россия проиграла бы войну Германии в 1941-1945 годах. А ещё раньше и Куликовскую битву. Давайте-ка напомним оболваненным юнцам про подвиг Пересвета и Осляби в 1380 году. Они были монахами Троице-Сергиевого монастыря, то есть глубоко верующими людьми. Но когда встал вопрос о защите Отечества - пошли на битву с татаро-монгольской ратью. Родион Ослябя уцелел в том осеннем бою, а в 1398 году в составе московского посольства ездил в Византию уже по мирским делам.
Нелишне напомнить, что А.В.Суворов в юности служи дьяконом в церкви, такой же непобедимый флотоводец Ф.Ф.Ушаков, уже в наше время причисленный к лику святых, был верующим человеком, не пропускал вместе с дедом ни одного церковного служения в мирную годину. Даже на флоте без молитвы не отходил ко сну. Подобных примеров святости защитников земли своей можно привести множество. История показывает, что все служители церкви были не только набожными, но и храбрыми воинами.
Во всём мире защита Отечества является священным долгом для каждого мужчины, независимо от вероисповедания. А ряд сект, конфессий, действующих на пространстве СНГ, хотят воспитать трусов. В Нижнем Новгороде молодые крепкие парни вместо службы в армии таскают ночные горшки в больнице и считают это альтернативой службы. И ещё позируют перед телекамерами. Но горшки и «утки» - это работа. А служба в армии - это служба.
Иногда с агитаторами-иеговистами приходиться вступать в дискуссии. Они спрашивают:
- Вот Вы крещёный? А в детстве крестили родители? Но Вы же ничего тогда не понимали, коли были младенцем, значит, Вам навязали веру, а не сами себе её выбрали?
Аргумент, сразу скажу, на молодёжь рассчитан. У православных, да и не только у них, таинство крещения принято проводить, когда ребёнку не исполнилось и года. Конечно, дитя ещё не разумеет и веру выбирает не оно. Но разве мы не доверяем своим родителям, давшим нам жизнь, которые дают нам свою веру? Так было всегда. Конечно, в силу каких-то обстоятельств бывают случаи, что взрослый человек меняет свою веру и принимает другую. Но это всего лишь отдельные случаи. В нашу же переходную пору от строительства социализма к капитализму сердца людей завоёвываются североамериканским и западноевропейским евангелизмом.
Для сообществ людей ничто не было так ценно, как вера. Это не просто надежда и опора. Это и реальная сила, с которой считаются. Вера помогает каждому индивидуму в трудную минуту. Она раскрывает перед нами смысл бытия, даёт возможность развить высокие моральные качества. В душе русского народа религия не умирала никогда, даже в партийную эпоху воинствующего безбожия. Истинная, не купленная за деньги и не подаренная вера дала русскому народу всё перетерпеть и выстоять, хотя, конечно, официальная политика властей вызвала массовое религиозное невежество, огрубление душ, оболванивание народа.
Вот сейчас и получается, что положение в России напоминает религиозный вакуум, огромное пространство, куда может быть внесена (и вносится) иная, чуждая духу русского народа религия. Как говорил поэт: «В ничем не занятое сердце враз проникает только мрак...». Православные отстаивают свою религию, оберегая в меру сил своих от чуждых духу течений и направлений. И очень жаль, что иные отступают от своих религиозных убеждений, предают в трудную годину свою веру, цепляются за ту, которая не позволяет даже защищать родную землю, отчий дом, своих родных и близких, свою Отчизну.