История сектантства знает множество ритуальных убийств и самоубийств, в том числе массовых. «Духовная жизнь» адептов в таких организациях включает в себя церемониальный секс и изнасилования, не исключая гомосексуализм и иные извращения. А психологическое насилие в этих «лабораториях веры» не уступает в жестокости насилию физическому, и с его последствиями современная психиатрия зачастую не в состоянии справиться, как, например, в случае с «Белым братством» Марии Дэви Христос. Причем, все перечисленные преступления и многие иные имели место не только в «мрачном средневековье», но и в последние десятилетия, а многие секты, в недрах которых происходили ужасные вещи, действуют и сегодня.
Секта-убийца
Впервые современный мир содрогнулся от преступления, совершенного, казалось бы, респектабельными «христианами» из общины «Народный храм» в 1978 году. Эта секта была основана в американском Миннеаполисе бродячим проповедником Джимом Джонсом. Основная масса адептов секты состояла из темнокожего малограмотного и социально необеспеченного населения. За эту «социальную работу» Джонса «полюбили» различные «либеральные» протестанты и даже отцы города.
Лидер секты назначался на различные руководящие посты в местном муниципалитете, состоял в различных комиссиях и советах, вел активную общественно-политическую жизнь. По причине высокого общественного авторитета Джонса ни городские власти, ни средства массовой информации, ни правоохранители вначале не восприняли всерьез слухи о суровом контроле над верующими, финансовых поборах, обожествлении лидера, жестоких наказаниях, сексуальном насилии и других нарушениях прав человека в секте.
Кстати, сектой ее тогда не называл никто, кроме узкого круга специалистов в области сектоведения, которые подвергались резкой критике за «нарушение свободы совести». Подобного рода чиновничью моду на сотрудничество с «нетрадиционными церквями» в «работе с обездоленными, больными, наркоманами», а также аналогичные обвинения в адрес сектоведов и боязливость журналистов при подготовке материалов по данной проблеме мы видим сегодня в украинском обществе.
Когда запахло скандалом, Джонс перевез своих обездоленных (уже им самим), но счастливых рабов в Сан-Франциско, где история полностью повторилась. К тому времени Джонс уже провозгласил себя реинкарнацией Христа, Будды, пророка Баба (основателя бахаизма), Ленина и Самого Всемогущего Бога. В конце концов, «Бог» объявил, что города наполнены пороками - развратом, корыстью, расизмом, социальной несправедливостью и преступностью, и спасение в них невозможно. В Латинской Америке, в джунглях Гайаны, «мессия» решил построить «божественный город», где будет возможно «спасение».
Новый город, названный в честь Джонса Джонстауном, сотни его адептов строили несколько лет. В изолированном от мира «раю Джонса» люди пребывали в положении рабов. Они подвергались избиениям, пыткам, сексуальной эксплуатации со стороны Джонса и его вооруженных помощников - «ангелов Господних», им почти не позволялось спать и есть. Бежать из этой тюрьмы возможности не было - город окружала колючая проволока и вышки с «ангелами», вооруженными автоматами, а вокруг города на добрую сотню километров простирались удушливые малярийные джунгли.
В конце концов, родственники заживо погребенных «верующих» добились от американского правительства официальной инспекции секты. В Джонстаун на двух небольших самолетах прибыла комиссия во главе с конгрессменом Лео Дж. Райаном. Комиссию сопровождали журналисты центральных СМИ США. Джонс впустил высокопоставленных гостей в свой город и пообещал, что все желающие могут вернуться в Америку, надеясь на запуганность своих адептов. Однако многие из них неожиданно стали открыто умолять конгрессмена забрать их домой.
Людей было гораздо больше, чем могло вместиться в два самолета Райана. Он отобрал самых больных, переписал имена остающихся и обещал вернуться за ними через день. Но и тех, кого отобрал конгрессмен, было слишком много для двух маленьких самолетов, находящихся в нескольких километрах от Джонстауна. Тем не менее все они направились к взлетной полосе. И тут начался «Джонстаунский Армагеддон». Автоматизированные «ангелы» были посланы Джонсом в погоню за «отступниками». Самолеты еще не успели взлететь. Кроме самих «предателей», многие члены комиссии, журналисты и сам конгрессмен были изрешечены пулями. Под автоматным огнем пилоты все же смогли поднять самолеты в воздух и доставить немногочисленных оставшихся в живых людей в столицу Гайаны.
Спустя несколько часов Джонстаун был окружен морскими пехотинцами. Однако воевать было не с кем. 912 оставшихся с Джонсом адептов были мертвы. Большинство из них покончило жизнь самоубийством, отравившись ядом по приказу своего «бога». Те, которые не пожелали умереть добровольно, были застрелены «ангелами». Маленьких детей их «верующие» матери сами напоили ядом. Последним отправился на Страшный Суд сам основатель «Народного храма» Джим Джонс. Это произошло 18 ноября 1978 года. В числе погибших было 276 детей. Кадры, снятые в мертвом городе, вошли в мировую историю наряду со съемками Освенцима и «полей смерти» Пол Пота.
Белая лилия в черной пыли
Лиля приехала в Запорожье в 13-летнем возрасте из Нижегородской области России. Поселилась в одном из спальных районов города. Отец остался в России, а мать основное внимание уделяла «устроению личной жизни», с которой у женщины хронически не «клеилось», а возраст, что называется, «поджимал». Зарабатывала мать достаточно, дочь была «накормлена и одета», и этим материнское чувство было полностью удовлетворено. В результате в «воспитательном процессе» мать Лиле заменила родительница ее подружки Кати.
Катю и ее маму вряд ли можно было назвать здоровой семьей, несмотря на неплохое финансовое положение и отсутствие вредных привычек. Девочка, как говорится, «рано стала взрослой» и, по ее собственному выражению, «была рождена для любви». Подружки, которым к тому времени исполнилось по 14 лет, гуляли в окрестностях медуниверситета, знакомились со студентами из Азии и арабских стран африканского континента, приглашали их домой к Кате, где мама демонстрировала свое гостеприимство и «уважение к выбору дочери и племянницы».
За племянницу выдавалась Лиля, а реальный возраст девушек иностранцам, понятное дело, не раскрывался. Во время таких визитов девочки выходили якобы в туалет и вынимали из студенческих кошельков небольшую часть денег, которые, вместе с алиментами и добровольной финансовой помощью отца Кати, и являлись основным источником существования Катиной семьи, а Лиле становились карманными деньгами. Большинство иностранцев определенное время делали вид, что не замечают исчезновения денег, а некоторые даже сами начинали финансово поддерживать «бедную семью невесты».
Впрочем, возможно, что девочки просто придумали эту версию для окружающих, чтобы скрыть реальные платные услуги, которые они, рано или поздно, открыто начали предлагать азиатам и арабам. А один из друзей девочек даже утверждал, что те сами рассказали ему о том, как после «любви» школьниц с иностранцами «разгневанная» мама Кати раскрывала иностранным Ромео реальный возраст Джульетт, после чего отказаться от предоставления финансовой «помощи» им представлялось затруднительным. Так или иначе, но именно в этот период один, очевидно, очень набожный индус успел довольно много рассказать подругам об «индуистской мистике». Не знаю, разобрались ли они в сложном пантеоне богов индуизма, но «тантрические» сексуальные оргии им точно пришлись по вкусу...
Тоталитарный рэп
Современные секты существенно отличаются от «классических», известных истории с древнейших времен. Двадцатое столетие «подарило» миру тоталитарные «государства-религии», где роль вождя была подобна роли «основателей» религий. После этого термин «секта» утратил свою актуальность. В сегодняшних реалиях его недостатком является то, что «секта» воспринимается как сугубо религиозный термин. Между тем признаками секты сегодня могут обладать политические организации, культурные и научные сообщества и вообще любая группа людей, обладающая определенными признаками.
Образно говоря, секту можно создать на основе курсов кройки и шитья или судомоделизма. Интересный пример: в США ведущие психологи, специализирующиеся в области контроля сознания, консультируют как жертв сект, так и супружеские пары, в которых один из супругов настолько подавил жизненную волю другого, что их отношения подобны отношениям культового лидера и его адепта. То же относится и к семьям с деспотичными родителями, группам, например, анонимных алкоголиков, в которых психотерапевт становится культовым лидером для пациентов. Поэтому современные сектоведы употребляют слово «секта» скорее как поэтический образ. Ключевым определением таких сообществ является их тоталитарность. Так, в отечественном сектоведении родились термины «тоталитарная секта» или «тоталитарная культовая группа».
Из вышеизложенного уже можно понять, что одним из ключевых признаков таких групп является наличие одного или нескольких культовых лидеров. Если секта невелика и автономна, жизнь адептов полностью подчинена такому лидеру. В зависимости от уровня тоталитаризма контролируются такие стороны жизни адептов, как профессиональная деятельность, взаимоотношения в семье, выбор спутника жизни, количество сна, отдыха, принимаемой пищи, работы на секту, молитвенного (медитационного и т.п.) времяпрепровождения, мыслительная деятельность, эмоции, поведение, изменение словарного запаса и смысла произносимых слов.
Для более эффективного контроля адептов ограничивается их сон, питание, общение с людьми, не состоящими в секте. На первом этапе поощряются бессмысленные повторения «молитв» или «мантр» для препятствования нормальной мыслительной деятельности и подавления критического мышления. В изолированных группах адептам не позволяется оставаться наедине с собой - спальные места в таких случаях - казарменные, а туалеты - подобные общественным, посещение которых часто осуществляется по графику и группой или же в компании «нового друга», «брата», «наставника» и т.п. с целью дружеской беседы «по пути».
В случае с крупными сектами, рассеянными по стране или даже по миру, для контроля сознания существует иерархическая лидерская вертикаль. Например, в наиболее распространенных в мире харизматических сектах низшей лидерской ступенью является «лидер ячейки». «Ячейка» состоит из 12 адептов, контроль над которыми осуществляет лидер ячейки. Члены ячейки регулярно (минимум два-три раза в неделю) собираются в квартирах лидеров ячеек. Сами лидеры ячеек контролируются пасторами.
Младшие пасторы, в свою очередь, контролируются старшими пасторами. В Запорожье существует около полутора десятков харизматических сект, действующих в основном в городских ДК. В каждой из них проводится общее, как правило, ежемесячное «богослужение», на которое являются все ячейки. Пасторы, возглавляющие запорожские харизматические секты, юридически независимы друг от друга, но фактический контроль над ними осуществляют пасторы из Киева, которые, в свою очередь, участвуют в координации деятельности харизматического движения во всем мире.
Путь дурака
Стать последовательницей индуизма Лиля не смогла бы даже при всем желании - эта религия «этническая», как, например, иудаизм. Догматы этих религий относятся лишь к индусам и евреям. А вот «самиздатовской» литературы по «Тантра-йоге», сомнительных семинаров на эту тему, самопровозглашенных «востоковедов», гастролеров, эксплуатирующих моду «на Восток» и лидеров псевдовосточных сект, сегодня хоть отбавляй. А Интернет - это вообще информационное Эльдорадо для практикующих «йогов».
Катя и раньше, безо всякой йоги и мистики, практиковала «свободную любовь» с ровесниками. Лиля же смогла увлечь всех рассказами о том, что люди, достигшие высокого мастерства в «тантре левой руки», в течение многих часов и даже дней задерживают завершение полового акта с помощью «специальных техник хатха-йоги», обучение которым занимает многие годы. Не знаю, получалось ли у них совершать подобные трюки и знали ли они о том, что в восточных практиках это делается с целью достижения мгновенной смерти, освобождающей таким образом от вечного перерождения, но вскоре о «практикующей тантристке» Лиле знала добрая половина районной молодежи.
Парни под видом «интереса к восточной мистике» «учились» у Лили «духовным практикам», открыто посмеиваясь над ней за спиной и называя ее очень распространенным и хлестким односложным словом. Вскоре районная шпана, особенно «одухотворившись» спиртным, частенько даже не интересовалась наличием у своей «гуру» желания «слиться в мистическом экстазе». В милицию Лиля в таких случаях никогда не обращалась - она «несла нелегкую высшую миссию». В конце концов, об установившихся в окрестностях нравах узнала даже мама незадачливой «йогини», и семья переехала в другой район.
Соседнюю квартиру на новом месте жительства арендовал... «бродячий садхак, практикующий сотиданандана-йогу». Звали его Олег, но юноши и девушки, собиравшиеся у него в квартире «внимать мудрости», называли его Ачарьей. Вернее, это единственная запомнившаяся мне часть его длинного «духовного имени». Вскоре Лиля целыми днями стала пропадать у него в гостях. Молодежь читала литературу, слушала увлекательные рассказы «учителя» о тайных «ашрамах» (храмах) под открытым небом в живописных местах России и Украины - в горах, лесах, на берегах озер, где такие же садхаки, как он, обретают великую духовную силу.
Ребята изготавливали различные амулеты - «неразменный пятак», дающий гарантию финансовой удачи, колокольчик, «заряжающий» владельца «положительной энергией», «карандаш красоты», «усиливающий сексуальность» владельца, «маятник» - помощник кладоискателей и т. п. Периодически они ездили в другие города на различные сектантские «тусовки», где все это продавалось. Деньги, разумеется, отдавались «садхаку» Ачарье. Лилина мать была довольна, что дочь «остепенилась», стала «верующей», а также тем, что «девочка стала много читать» и «за нее можно теперь быть спокойной».
Единственным, что ее немного смутило, стали названия любимой книги и газеты дочери - «Путь дурака» и «Газета для дураков». Но Лиля успокоила маму, рассказав, что книга художественная, в «прикольной» форме повествующая о «высших материях», а газета молодежная. Мама регулярно давала Лиле деньги на поездки, на «открытие третьего глаза», «снятие венца безбрачия», порчи и т.п., а также просто для «взносов на поддержку Школы». И вот однажды Лиля сказала маме, что их сосед-садхак «выполнил свою миссию в этом городе» и уезжает. Многих ребят он пригласил съездить в Россию - для встречи с «великим учителем», которого зовут Шри Джнан Аватар Муни.
По возвращении в Запорожье посвященные «самим великим учителем» в садхаки новые друзья Лили смогут сами учить своих сверстников «сотиданандана-йоге». К тому времени Лиле исполнилось 18 лет. Не знаю, что «нашло» тогда на мать девушки. Скорее всего, новая «вечная любовь», которая «наклевывалась» у женщины. «Тот самый мужчина» пригласил Лилину мать переехать к его родителям куда-то на север России. Так или иначе, но мать девушки сама попросила «просветленного» соседа отвезти ее дочь «на обучение» к неизвестному российскому «учителю». Мать с дочерью быстренько продали квартиру в Запорожье, Лиля записала адрес будущего отчима в России, пообещала после «получения духовного образования» приехать жить к маме. И эти две непутевые, так похожие друг на друга, несмотря на разницу в возрасте и в отношении к жизни, запорожанки отправились каждая навстречу своей новой манящей мечте...
Голова - предмет темный и исследованию не подлежит
Первые приемы психологического воздействия на людей, несмотря на кажущуюся простоту, весьма эффективны, и именно в первые часы пребывания в секте закладывается «фундамент» многолетней рабской зависимости человека от новой «семьи». Первое дело для вербовщика - заманить будущую жертву на территорию секты. Поэтому истинный характер своей группы вербовщики скрывают как можно дольше. Многочисленные афиши, раздающиеся на улице буклеты, устные приглашения зазывают людей на некие «творческие вечера», «лекции», «семинары» или «философские кружки».
Действия адептов секты после появления в дверном проеме новичка давно отлажены. Кто-то может предложить «поприветствовать гостя аплодисментами». Неожиданно оказавшись в центре внимания, неподготовленный человек теряет бдительность - ему льстит такой теплый прием. Все присутствующие спешат поздороваться с новичком за руку, наперебой говорят о том, какую они испытывают «радость от того, что ты с нами» (хотя пришедший еще перед дверью явно был далек от мысли «быть с ними» - с людьми, которых он только увидел). Обещания того, что гость «не пожалеет» о том, что пришел, чередуются с напоминанием о том, что это ему «очень повезло сегодня» оказаться в «самом лучшем месте».
Опытный вербовщик (да и просто любой искушенный в жизни человек) быстро определит имеющиеся у пришедшего проблемы - некоммуникабельность, проблемы во взаимоотношениях с противоположным полом, материальные проблемы и т.д. Именно такие слабые места и будут использоваться для вовлечения человека в секту. Некоммуникабельным юношам и девушкам сразу обещается обретение новых друзей, которые «будут как братья и сестры», что тут же подтвердят своим интересом к гостю сами «братья и сестры».
Одиноким недвусмысленно намекнут на то, что «только здесь» можно найти «свою верную, благочестивую половинку», «чистую вечную любовь». Во время общения все будут периодически касаться пришедшего руками - это значительно увеличивает доверительное восприятие информации. Если же пришедших двое или более человек, то их незаметно оттеснят друг от друга, приставив к каждому по опытному вербовщику. Подобного рода воздействие психологи называют love bombing - бомбардировка любовью. Все просто, не так ли?
И в это трудно поверить, но сотрудникам Центров, в которых занимаются помощью жертвам сектантства, известны случаи, когда молодые матери после одного такого вечера оставались в секте навсегда, отказываясь от своих детей. Необходимо помнить об этом всегда, потому что вышеупомянутые наиболее распространенные сегодня харизматические секты используют именно бомбардировку любовью. И рано или поздно любой запорожец может оказаться в одном из городских ДК и испытать на себе эффективность данного воздействия. Очевидно, именно под такую бомбардировку попала и наша героиня.
Вот пример еще одной эффективной манипуляции, логически проистекающей из love bombing. Человек, подвергшийся такой бомбардировке, воспринимает подобное восторженное отношение к нему со стороны «новой семьи», как естественное и постоянное. Но в случае возникновения необходимости «корректировки» его поведения «братья и сестры», по указанию лидера, становятся холодны с «провинившимся». «Холодный душ» вызывает у подопытного мучительное чувство вины и желание вернуть себе расположение «семьи». После публичной психологической экзекуции (правда, в некоторых, «менее тоталитарных», сектах адепт может отделаться простым пояснением того, что от него требуется) у адепта надолго формируется условный рефлекс на определенное «недостойное деяние».
Результатом вовлечения, например, в харизматическую секту становятся постоянные денежные пожертвования. Ежемесячно адепт секты понуждается к передаче десятой части своих доходов секте. Причем, это считается не заслугой, а минимальной обязанностью. Заслугой считаются пожертвования сверх «десятины». Кроме того, в харизматических сектах существуют так называемые «дни дарений», в которые необходимо что-либо «подарить богу» - деньги, ценности или недвижимость.
Понуждения к пожертвованиям проходят красной нитью сквозь всю жизнь адепта. Это обусловлено тем, что у харизматов существует так называемое «богословие процветания» - учение о том, что «истинно верующих» Бог благословляет материальным процветанием. Нищета, согласно этому учению, рассматривается как признак «греховности», которую можно преодолеть, жертвуя все больше и больше для того, чтобы Бог «вернул пожертвованное сторицей», то есть в сто раз больше. За выполнением «финансовых обязательств перед Богом» пристально следят как лидеры ячеек, так и сами «братья и сестры» жертвы.
Озабоченность сектоведов вызывают и харизматические богослужения. Сразу оговорюсь, что мы рассматриваем их исключительно с научной, психологической точки зрения. Во время таких массовых сеансов психологического воздействия используются такие внешние «физиологические» факторы, как сверхмощный уровень звука. Для преодоления «барьера» критического мышления у взрослых людей поощряется «детское» поведение - «топанье ножками», «хлопанье ручками». Воздействие (индуцирование - на языке психиатрии) осуществляется не только ведущим богослужение пастором, но и усиливается самими адептами, индуцирующими друг друга.
Именно это происходит, когда, например, пастор призывает людей в зале «обнять соседа, сказать ему: «Я люблю тебя, брат!». Поощряется доведение себя до экстаза, проявление сильных эмоций - смеха или слез (на языке секты - «торонтское благословение»), бессмысленное бормотание, произнесение нечленораздельных звуков (глоссолалия или «говорение на языцех»). После двух-трех часов тотального комплексного воздействия у части адептов всегда проявляется кратковременная потеря сознания, конвульсии («сошествие святого Духа»). Возникающая психологическая зависимость от подобного доведения себя до состояния эйфории не уступает силе наркотической зависимости и может заменить одну зависимость другой, чем и объясняется возможность «чудесного исцеления» от алкоголизма, табачной и наркотической зависимости и заболеваний психосоматического характера.
Однако лишение адептов нового «психологического наркотика» может вызывать у них состояния, подобные наркоманской «ломке», депрессии, суицидальные склонности. А у людей, которые до вовлечения в секту страдали душевными болезнями, подобные сеансы могут обострить течение болезни. Исследования, проведенные в Швеции (одном из двух государств, являющихся «духовным центром» харизматического движения, откуда это движение распространилось на постсоветское пространство), выявили, что процент бывших членов харизматических сект, оказавшихся пациентами психиатрических клиник или совершивших попытки суицида, гораздо выше средних показателей «бездуховного общества».
Великий учитель
«Великий учитель» Шри Джнан Аватар Муни , к которому отправилась Лиля, оказался основателем секты «Ашрам Шамбалы» . Настоящее имя - Константин Руднев , уроженец Новосибирска. С 1999 г. находился в федеральном розыске за «организацию объединения, посягающего на личность и права граждан» (ст. 239 УК РФ). Основанием для возбуждения уголовного дела послужили заявления родителей, отчаявшихся вернуть в лоно семьи своих детей, ставших на «путь дурака». С началом следствия секта ушла в глубокое подполье, ее руководители скрылись. Руднев вначале скрыться не успел и объявил себя душевнобольным, по причине чего был помещен в психиатрическую больницу. Воспользовавшись свободным режимом пребывания, бежал из больницы. Произошло это вскоре после отъезда Лили из Запорожья.
Константин Руднев родился в 1967 г. в семье алкоголика. Из армии его комиссовали по причине психического расстройства. Вернувшись в Новосибирск, он основал «Ашрам Шамбалы» , впоследствии действовавший под многочисленными названиями. На сегодняшний день количество адептов Руднева в России и Украине исчисляется многими тысячами, а его состояние - миллионами долларов. Скрипучий неестественный голос Руднева вызывал мистический ужас и поклонение адептов. Моральные и физические издевательства со стороны «гуру» они терпели безропотно.
Отношение к девушкам-адепткам Руднев выражал следующим образом: «свиноматки, способные только рожать детей». Тем не менее, «тантрический секс» со «свиноматками» является едва ли не основой «духовного развития» сектантов. Правда, от «традиционной» индуистской «тантра-йоги» в «Ашраме» он существенно отличается наличием садистских практик, порожденных больной фантазией «великого учителя». Российские сектоведы, в частности, из Новосибирска, рассказывают, что в гареме Руднева и его приближенных садхаков наложниц морят голодом, изощренно избивают, об их обнаженные тела тушат сигареты.
Иногда во время оргий совершается особый ритуал: молодой адептке вставляют в половые органы церковные свечи, зажигают их и совершают «моления» вокруг нее. Вряд ли Лиле удалось попасть в гарем «великого учителя» - это считалось «великой честью», о которой мечтали все адептки секты. Однако в гаремах «учителей» меньшего масштаба дела обстояли не лучшим образом.
Пять лет Руднев успешно скрывался от правоохранителей. Все эти годы он жил на даче под Новосибирском с девятью сектантками, младшей из которых едва исполнилось 18 лет, причем две из сожительниц Руднева считались пропавшими без вести. Но в 2004 г. при спецоперации сотрудников оперативно-розыскного бюро Главного управления МВД РФ по Сибирскому федеральному округу Руднев был задержан. Однако вскоре он был... отпущен на подписку о невыезде. Секта действует до сих пор. И до сих пор во всех концах России и Украины пылятся заявления родителей о пропавших в недрах секты детях. Когда завершится следственная бюрократия, неизвестно. Но, скорее всего, на процессе лидер секты снова будет признан психически больным, и его отправят лечиться.
Меня окружали милые симпатичные люди, медленно сжимая кольцо
Одним из характерных методов ведения сектами информационной войны против своих «гонителей» являются громогласные обвинения в «оскорблении религиозных чувств», «разжигании межрелигиозной розни» и т.п. Однако, с точки зрения сектоведения, психологии, науки в целом, в конце концов, общества, опасность сект определяется не проповедуемыми религиозными, политическими или иными мировоззренческими доктринами, а тем, что группа делает с личностью, то есть манипуляциями, психологическим насилием, давлением, обманом, утаиванием части информации или разделением ее на «уровни посвящения». Если в группе применяются неэтичные методы психологического воздействия, то неважно, какую вероучительную книгу в это время держит в руках культовый лидер - Библию, Коран, Тору, Велесову книгу или Веды.
Взрывоопасный характер деструктивных культов в своей основной, подводной части, хорошо замаскирован и лишь иногда прорывается наружу такими преступлениями, как страшный конец секты «Народный храм». И таких случаев в последние два десятка лет было великое множество. Всемирную известность за это время получили сразу несколько массовых смертей.
19 апреля 1993 г. в Уэйко (Техас), после 50-дневной осады полицией поместья секты «Ветвь Давидова», около 100 ее членов, в том числе не менее 25 детей, совершили самосожжение или были убиты по приказу лидера секты Дэвида Кореша .
5 октября 1994 г., в конце декабря 1995 г. и 22 марта 1997 г. в швейцарских кантонах Вале и Фрибург, во Французских Альпах под деревней Сен-Пьер-де-Шерен и в Сен-Казимире (Квебек) по решению своего лидера Люка Жюре сожгли себя или были сожжены 74 члена секты «Орден храма Солнца», в том числе не менее 13 детей.
20 марта 1995 г. секта «Аум синрике» по приказу лидера Секо Асахары устроила газовую атаку в токийском метро, в результате которой погибли 12 человек, более 5 тысяч получили отравления.
26 марта 1997 г. в Сан-Диего (Калифорния) 39 человек из секты «Небесные врата» по команде лидера Маршалла Эпплуайта совершили самоубийство, приняв яд.
17 марта 2001 г. в Канунгу (Уганда) около 500 членов секты «Движение за восстановление десяти заповедей Божьих» по приказу своих руководителей были сожжены заживо в здании церкви. Среди погибших найдены тела 11 детей. Тела еще стольких же сектантов были обнаружены при раскопках на принадлежащих секте земельных участках. Общее число жертв превысило 1000 человек. Этот «рекорд» пока не побит.
Только перечень «меньших» преступлений, совершенных в последние десятилетия лидерами и рядовыми адептами сект по «религиозным» мотивам, станет увесистой книгой. Шлейф убийств, изнасилований, грабежей, торговли наркотиками, растлений детей и прочих преступлений, совершенных по всему миру, тянется за «Обществом сознания Кришны» , которое запрещено или признано социально опасной группой в ряде цивилизованных стран. К тысячам смертей привел запрет на получение адептами некоторых видов медицинской помощи в секте «Свидетели Иеговы». Сотни из них были детьми. Кстати, многие «свидетели» потеряли зрение в результате некогда действовавшего запрета на некоторые хирургические операции на глазах. В конце концов, этот «божественный» запрет с легкостью был... отменен руководством секты. Об этом факте из истории секты не знает ни один из ее запорожских адептов.
Психологи и психиатры причины распространения сект видят в «растворении» в новых ценностях «старых» устойчивых групп и ориентаций. Одновременно возросли, по многим причинам, требования к самостоятельности, гибкости, подвижности и ответственности отдельной личности. Происходит глобальный переход от «общества групп» к «обществу личностей». Но при этом сохраняется групповой характер психики человека (помните, у Маркса «человек - существо коллективное»?), что выражается в потребности человека в присоединении к группе со стабильной системой ориентации.
Появление тоталитарных сект - криминальная реализация современных возможностей практической психологии, независимо от того, имеют ли лидеры таких групп формальную психологическую подготовку или нет. Психология и психотерапия не могут не принять этот вызов.
Читателям также полезно будет узнать, что большей опасности вовлечения в секту подвержены женщины. По статистике, они составляют более 60% рядовых членов сект. В то же время подавляющее большинство (более 90%) лидеров сект составляют мужчины. Существует распространенное заблуждение, что в секту попадают, в основном, необразованные люди. Это характерно только для «Свидетелей Иеговы», на «жаргоне» сектоведов именуемой «пролетарской сектой». К остальным современным сектам данное утверждение не подходит. Существуют даже «интеллигентские секты», в которых большинство адептов имеет высшее образование.
Всего в Запорожье действует более пятидесяти тоталитарных культовых групп, общее число адептов которых, по очень приблизительным подсчетам, приближается к десяти тысячам. Кроме вышеуказанных, наиболее активны из них «Церковь Иисуса Христа святых последних дней» (мормоны), «Трансцендентальная медитация», «Шри Чайтанья сарасват матх», «Церковь Божьей матери «Державная», «Центр Кришнамурти». Секты стремятся к сотрудничеству с государственными институтами, что положительно сказывается на их общественном имидже. Не является исключением и Запорожье, где в последнее время появились прецеденты участия представителей сект в официальных государственных мероприятиях, что запрещено Законом Украины «О свободе совести и религиозных организациях».
Запорожский центр помощи жертвам деструктивных культов «Диалог» - единственная организация, где, по мере сил, могут оказать консультацию людям, чьи близкие попали в секты. При Центре есть психолог. Находится «Диалог» по адресу: ул. Красногвардейская, 40, подвальное помещение со двора, тел. 13-47-99.
Дело чести
Пять лет назад я впервые постиг азы сектоведения, и некоторое время оно было моей основной профессией, хотя и с журналистским уклоном. Работая в центре «Диалог», я участвовал во многих научно-практических конференциях, посвященных данной проблеме в Украине и России. Будучи на одной из них в Москве в 2003 году, я встретился с одним из известнейших российских сектоведов из Новосибирска. Противодействие секте «Ашрам Шамбалы» , «подаренной» миру именно Новосибирском, являлось для этого человека «делом чести». Новосибирская делегация остановилась в Москве у одной из руководительниц московской «антисектантской» организации.
На конференции она подходила в коридоре к коллегам из других городов и стран СНГ, рассказывала о секте «Семья» и, заглядывая в глаза, говорила, что «это самая опасная секта». «Семья» - западный аналог «Ашрама». Вернее, наоборот, поскольку «Семья» появилась гораздо раньше. Но, несмотря на то, что адепты «Семьи» держат в руках Библию, а садхаки Руднева - «Путь дурака», роль женщины в сектах одинакова - привлечение путем соблазнения новых адептов и сексуальное обслуживание «посвященных». Именно этим более семи лет (на тот момент) занималась в «Семье» дочь этой женщины, исчезнувшая в недрах секты так же, как Лиля. Матери оставалось только надеяться на то, что дочь жива и когда-нибудь вернется домой. Нелегко рассказывать такое о своем ребенке, но для той женщины это тоже «дело чести». «Пожалуйста, не пускайте «Семью» в свой город», - просила она нас.
Историю Лили я узнал лишь в этом году. На один из моих старых «антисектантских» электронных адресов пришло письмо от Лилиного отца, живущего где-то в Нижегородской области России, который просил попытаться найти Лилю в Запорожье. Маленькая и очень старая отсканированная фотография Лили в детском возрасте, оставшаяся у отца еще со времен совместной жизни с Лилиной мамой, практически не позволяла даже рассмотреть изображение. Тем не менее, Лилю я узнал сразу. Именно потому, что сам видел ее почти ребенком. Было это около десяти лет назад.
Мы одновременно случайно появились в какой-то полузнакомой нам обоим компании в одном из городских парков. Вокруг пели песни под гитару, а мы играли в маленькие дорожные шахматы. Тогда ей было всего четырнадцать лет, и вся грязь, которая коснулась ее в жизни, тогда только ожидала ее впереди. Отнеслись к ней все как к ребенку. Люди, которых встречаешь всего один раз, обычно забываются. Но ее забыть было трудно. Все отметили, что в будущем она разобьет не одно мужское сердце.
Ее лицо, интонации, жесты, улыбка и заразительный смех производили впечатление детской невинности. Да и сама она была больше похожа на маленького ангела с лубочных картинок. За следующие три года мы случайно встречались еще раза три на улице. В последнюю встречу я уже услышал обрывки истории с азиатскими студентами, изучающими медицину в Запорожье. Именно по этой «примете», дошедшей до отца, когда Лиля с мамой меняли местожительства, и рассказанной им мне, я и убедился в том, что не ошибаюсь.
Я обещал «сделать все, что могу» и посоветовал написать в Новосибирский антисектантский центр, который содержит в Интернете сайт, разоблачающий «Ашрам Шамбалы» . На сайте есть раздел «Их ищут родители». Фотография Лили там так и не появилась. Не знаю, какие именно подробности удалось узнать Лилиному отцу, но вскоре от него пришло письмо, в котором он благодарил меня за готовность помочь и просил «больше не беспокоиться». Письмо заканчивалось словами: «Лили больше с нами нет. Помолитесь за упокой ее грешной души». Больше он на связь не выходил.
Потом я сидел на лавочке в парке, где мы увиделись с Лилей в первый раз. Думал о том, по какому пути могла бы пойти ее жизнь, если бы не... Если бы не многие обстоятельства, не только секта. Но именно секта подвела жуткий итог этой беспечной жизни, окончательно лишила ее шансов на возвращение в детский мир с прекрасными дамами и рыцарями без страха и упрека. Вспоминал, что она сама говорила в 14 лет о своих планах. И ведь была она в мечтах той самой дамой, и был в них принц. Мы тогда, конечно, посмеялись над «этой наивностью». Больше я над ней смеяться не буду.
Именно в таких размышлениях меня застали проходившие рядом две женщины с журналами в руках.
«Молодой человек, Вы не хотите поговорить о Боге?» - спросили они.
Мария Дэви Христос не активна в Прибалтике
18.09.2011, Статьи
Киевский «политех» наградил Марию Дэви Христос за вербовку студентов