Основатель - Мирза Хусейн Али Нури, больше известный под именем Баха-Улла («Слава Господа», 1817-1892 гг.), объявивший в 1863 г. публично, что он является «проявлением божественного откровения».
Председатель «Духовного собрания Бахаи в России» - Фаттахов Шамиль Лотфулович. Ответственный секретарь «Духовного Собрания Бахаи Российской Федерации» - Посельский Сергей Михайлович.
Первый бахаистский молитвенный Дом был сооружен в 1908 г. в Ашхабаде (разрушен землетрясением в 1948 г.). В настоящее время действует 7 бахаистских молитвенных Домов (в Индии, Австралии, США, ФРГ, Панаме, Уганде и Западном Самоа), около 166 национальных духовных собраний [2] и несколько тысяч местных духовных обществ (состоящих в основном из нескольких человек).
Начиная с 1991 г. местные общины бахаи начали появляться в некоторых крупных городах России и других государств СНГ (в Беларуси - в Минске, Бресте и др.). Если в 1990 г. в России было зарегистрировано 1 объединение «Бахаи», то на 1 января 1996 г. было зарегистрировано в Российской Федерации уже 20 таких объединений [1]. Местные Духовные собрания избраны в сорока из шестидесяти общин, Духовное собрание бахаи России, в юрисдикцию которого по решению Всемирного Дома Справедливости входят общины бахаи Армении и Грузии, было зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации в апреле 1993 г. [1].
В настоящее время в России имеется более 350 общин бахаи, большинство из которых не зарегистрировано [2].
Община последователей веры «Бахаи» в Москве: ул. Володарского, 38-40 (Канцебовский Станислав Яковлевич).
«Духовное собрание Бахаи в России»: Москва, ул.Бирюлевская,52, кор.3, кв.488, тел. 327-09-75;
«Духовное Собрание Бахаи Российской Федерации»: ул. 1я Останкинская, 37/39, кв. 23; почтовый адрес: 107014, Москва, а/я 125; тел.956-24-96, 916-43-77, 283-74-72, 186-53-83, 361-75-00 (издательский отдел, Виктор), ф.283-74-72;
конт. тел. центра Бахаи 466-38-72;
в Санкт-Петербурге община Бахаи : ул.Б.Морская, 59, т.311-45-58;
в Перми община Бахаи - т. (3422) 45-02-50.
Центры и общины «Бахаи» действуют в следующих городах России:
Екатеринбург, Ижевск, Краснодар, Красноярск и Красноярский край (Канск, Шарыпово), Москва, Мурманск, Пермь, Санкт-Петербург, Челябинск, Чита, Южно-Сахалинск и др. города о.Сахалин (Холмск), Ярославль и др.
Бахаисты утверждают, что во всем мире их около 4-6 млн. человек, на самом же деле эта цифра значительно завышена.
Известно, что примерная численность активных бахаи в Екатеринбурге составляет около 50 (1 зарегистрированная община), на Сахалине около 30 бахаистов, в Челябинске - 45, в Красноярском крае - 70, Мурманске - 20.
По мнению известного сектолога Уолтера Мартина, «бахаизм является иранским трансплантантом в Соединенных Штатах, синкретической религией, нацеленной на объединение всех вероисповеданий во всемирное братство и дающей в результате людям право соглашаться или нет с тем, что в бахаизме считается второстепенными вопросами, но придерживаться основных великих истин мировых религий, почитая Баха-Уллу как Мессию нашего времени» [5].
Адепты организации проповедуют, что «Бахаи» является независимой религией, а не сектой какой-либо другой веры. На самом же деле бахаизм - мессианское ответвление ислама шиитского толка. Провозглашает принципы и основы Нового мирового Порядка - якобы Царства Божьего, обещанного Зороастром, Моисеем, Христом, Мухаммедом.
Как утверждают последователи этой религии, бахаизм является самой молодой из самостоятельных мировых религий. Бахаисты считают, что основатель этой религии Баха-Улла (1817-1892) продолжает ряд Посланников Бога: Авраама, Моисея, Зороастра, Будды, Христа, Мухаммеда. Основная мысль учения бахаизма заключается в том, что человечество едино и настало время объединения всех людей планеты во всемирное общество. Баха-Улла писал: «О, противоборствующие народы и племена земные! Обратите лица свои к единению, и да озарит вас сияние света его. Соберитесь же воедино и ради Господа решитесь искоренить то, что служит причиной раздоров меж вами. Не может быть и тени сомнения в том, что народы мира всех рас и религий черпают вдохновение из одного Божественного источника и подвластны единому Господу» [3].
Организация продекларировала следующие свои «важные принципы для достижения этого мирового единства»:
«признание общего источника и неопровержимого единства всех основных религий мира;
самостоятельный поиск истины каждым верующим;
отказ от всех видов предрассудков (расовых, национальных, религиозных, классовых и др.);
признание того, что истинная религия всегда находится в гармонии с разумом и научным знанием;
значимость и необходимость всеобщего образования;
осуществление равноправия мужчин и женщин;
устранение крайних форм бедности и богатства;
установление федеральной системы мирового сообщества, основанной на принципах всеобщей безопасности и международной справедливости;
необходимость для каждого индивидуума следовать высоким личным моральным принципам;
всеобщий вспомогательный язык, с помощью которого люди разных народов свободно смогут понимать друг друга» [1].
Учение бахаи отбрасывает традиционные представления о Боге и считает всякие попытки описать Его бесполезными. Считается, что «Бог непознаваем и непостижим, он выше попыток человека определить Его телесное существование, Его приход и восхождение, исход и возвращение» [3].
Говоря о человеке и его предназначении, бахаи учат, что физическое тело есть форма существования людей на Земле, но изначальная сущность каждого человека - это душа, которая и делает людей отличающимися от животных. Жизнь в этом мире, по мысли Баха-Уллы, подобна жизни ребенка во чреве матери: нравственные, интеллектуальные и духовные качества, которые человек с помощью Бога воспитывает в себе, будут «органами», необходимыми для развития его души в мирах за пределами земного существования. После того, как тело умирает, душа продолжает жить. Она отправляется в путь к Богу через множество миров или плоскостей существования. Успешное духовное путешествие к Богу в традиционных терминах подобно жизни в раю. В случае неуспеха душа остается вдалеке от Бога, и ее существование становится адом. В свою очередь, душа развивается и крепнет только через отношения человека с Богом, которые осуществляются посредством молитв, медитаций, изучения откровений пророков, моральной самодисциплины и служения человечеству в той сфере, где каждая личность может наилучшим образом реализовать свои способности [3].
Когда бахаи говорят, что все религии составляют одно целое, то не имеют в виду, что различные религиозные учения похожи друг на друга. Они верят, что существует одна вера, и все посланники Бога раскрывали ее сущность. Согласно доктрине бахаи: «Для бахаи индусского происхождения Баха-Улла является новой инкарнацией Кришны. Для бахаи, являющихся выходцами из среды христиан, Баха-Улла воплощает обещание Христа возвратиться «во славе Отца», соединить всех людей, чтобы были «одна паства и один пастырь» [3].
Насколько отличается бахаистская религиозная и культурная концепция, можно судить, например, по бахаистскому календарю, состоящему из 19 месяцев по 19 дней в каждом. Месяцам присвоено название атрибутов Бога. Например, месяца: Баха (Блеск), Джагал (Великолепие), Гоул (Речь), Ала (Величественность) и т.д. [4].
Последователи данного движения называют себя бахаи или бахаистами.
Молодой торговец Сейд Али Мухаммад, известный под именем Баб (по арабски «Врата») 23 мая 1844 года в персидском городе Ширазе провозгласил скорое появление Посланника Бога, «ожидаемого народами мира». Исламское духовенство враждебно встретило проповедь Баба и использовало свое влияние на правительство для организации преследования Баба и его приверженцев. 9 июля 1850 г. он был расстрелян в Тебризе. Был казнен тогда и целый ряд его последователей. Однако смерть Баба лишь придала уверенности его последователям в справедливости пророчества Учителя о том, что со временем появится «Обещанный», который объединит всех людей и сам будет проявлением единственно истинного и живого Бога [1,2]. Современный бахаизм считает, что пророчество Баба исполнилось в Мирзе Хусейн Али (1819-1850), которого посвященные чаще зовут Баха-Аллахом (Баха-Улла ). Он признан как пророк, продолжающий ряд посланников Бога, как избранник Бога и «Обещанный у всех народов» [1, 2].
В 1863 г. в Багдаде Баха-Улла провозгласил себя «Тем, о Ком пророчествовал Баб». Бахаисты также подверглись преследованиям, и более девяти тысяч их было убито в 1850-х годах. Однако путем эмиграции в Америку в лице сына Баха-Уллы бахаизм получил второе рождение [6]. В 1852 г. царское правительство России предложило убежище Баха-Улле, томившемуся в то время в тегеранской тюрьме Сиях-Чаль. Когда в Туркестане была установлена русская администрация, там, начиная с 1882 года, стали селиться первые бахаи - беженцы из Ирана. Через некоторое время Ашхабад стал настоящим убежищем для бахаи [1].
Большую роль в проповеди бахаизма сыграл старший сын Б аха-Уллы Аббас Эфенди (1844-1921), принявший имя Абдул- Баха («слуга Бахи»). Отправившись в путешествие по Европе и Америке (1911-1913) и широко проповедуя учение Баха-Уллы, Абдул- Баха способствовал распространению новой религии [1]. Впоследствии Баха-Улла объявил его своим преемником и толкователем учения [2].
В Иране после исламской революции 1979 г. адепты «Бахаи» фактически оказались вне закона - им были инкриминированы связи с Америкой и финансовая поддержка рухнувшего шахского режима [9]. 21 июля 1998 года иранские власти казнили через повешение адепта «Бахаи» Ровхани по обвинению в том, что он пытался обратить мусульман в свою веру. Еще семь адептов этой организации были приговорены к смерти за «сионистскую деятельность» [8].
Организация аккредитована при Экономическом и Социальном Совете и Международном Детском Фонде ООН в качестве международной неправительственной организации с консультативным статусом [1].
У бахаи нет духовенства. В каждой стране, где существует достаточно большая община бахаи, раз в год (21 апреля) тайным голосованием всех взрослых членов общины избирается национальный совет из девяти членов, называемый Национальным Духовным Собранием. Раз в девятнадцать дней вся община собирается для богослужения, совещаний по делам общины и углубления дружеских взаимоотношений между бахаи [2].
Бахаистские общины возглавляет Всемирный Дом Справедливости, избираемый в количестве 9 человек на съезде в г.Хайфе (Израиль) председателями национальных бахаистски х общин. Съезд проходит раз в пять лет, первый состоялся в 1963 году. Дом справедливости располагается в резиденции на склоне горы Кармел (Израиль). Он направляет деятельность Всемирной общины Бахаи, опекает святые места бахаистов в Акке и Хайфе, связанные с жизнью Баха-Уллы и Абдул- Бахи [1].
Раз в 5 лет все действительные члены Национальных Духовных собраний избирают тайным голосованием членов Международного Собрания - Всемирного Дома Справедливости.
В структуре Бахаи существует институт советников («выдающиеся и преданные бахаи, назначаемые каждые 5 лет Всемирным Домом Справедливости»). В 1990 году, по данным самих адептов, их было 81. Девять из них - во Всемирном Центре Бахаи в Хайфе, остальные ведут работу на разных континентах: 18 - в Африке, 17 - в Северной и Южной Америке, 18 - в Азии, 9 - в Австралии и Океании, 10 - в Европе [4].
Каждая континентальная коллегия советников назначает на пятилетний срок членов вспомогательных коллегий, помогающих им в работе по поощрению и выдаче советов местным духовным собраниям и отдельным бахаи. В 1990 г., по данным последователей Баха-Уллы, в мире насчитывалось 702 члена вспомогательных коллегий: 180 - в Африке, 171 - в Северной и Южной Америке, 216 - в Азии, 63 - в Австралии и Океании, 72 - в Европе [4].
Храмы, именуемые Домами Преклонения, открыты для всех народов. Хотя архитектурное решение в каждом случае свое, общим для Домов Преклонения является наличие девяти входов и центрального купола, символизирующего единство и разнообразие человеческого рода. Культовая практика включает молитвы, медитации, чтение отрывков из Священных Писаний бахаи и других мировых религий [1].
Бахаи пропагандируют свой образ жизни: ежедневные молитвы, участие в мероприятиях совместно с людьми различных национальностей и социального положения, отказ от алкоголя и наркотиков, святость брака [1]. Раз в год, с 2 по 20 марта, бахаи соблюдают пост, воздерживаясь от приема пищи и питья от восхода солнца до заката. Всякая работа, выполняемая в духе служения, рассматривается как богослужение [2].
Организация «Бахаи» квалифицирована как деструктивная религиозная организация в:
● Обращении к участникам Республиканской научно-практической конференции «Беларусь: религиозное сектантство и молодежь» (Минск, 18-19 декабря 1996 г.);
● выпущенном в 1997 году Главным информационным центром МВД РФ сборнике «Правоохранительные органы и религиозные организации» [6];
● изданной Государственной Думой РФ в 1998 году книге «Религиозная среда обитания: Оценка угроз и поиск мер защиты» [7].
К разделу «Бахаи»
1. Религиозные организации Российской Федерации: Справочник. Под общ. ред. М.М.Прусака; В.В.Борщева; Сост. Иваненко С.И. и др. Аналитический вестник №24. Специальный выпуск. - М.: Республика, 1996. - 271 с.
2. Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России: Справочник / Под рук. Н.А.Трофимчука. - М.: Изд-во РАГС, 1996.- 286 с.
3. Лайнер Л. Слуги Единого Господа // Тайная власть. - 1996.- №7.
4. Корнев В. Неизвестная нам религия // Азия и Африка сегодня. - 1996.- №5.- С.68-71.
5. Мартин У. Царство культов. - Санкт-Петербург: СП «Логос», 1992.- 352 с.
6. Правоохранительные органы и религиозные организации: Сборник материалов. - М.: ГИЦ МВД РФ, 1997.
7. Религиозная среда обитания: Оценка угроз и поиск мер защиты. - М.: Издание Государственной Думы РФ, 1998. - 176 с.
8. Брифинг в Госдепартаменте // Сообщение ИТАР-ТАСС от 24 июля 1998 г.
9. Сергеев Д. Так начинался «новый мировой порядок» // НГ-религии, 18 февраля 1998 г. - №2(14).
Московское издательство «ПаломникЪ» издает новые тома энциклопедии «Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера», приобретая которые, вы получаете доступ к полной версии энциклопедии, обширным аналитическим материалам, информации о сотнях новых культовых групп, огромной базе документов и массиву фотографий. Приобрести книгу, как в розницу, так и оптом, жителям Украины удобнее в Интернет-магазине «Благовест», оплатив стоимость пересылки книги из России, или в самом издательстве «ПаломникЪ». Главный редактор издательства - Павел Николаевич Роговой. Адрес издательства: 127015, Москва, ул. Бутырская, 86 Б, тел. (499) 972-36-45, e-mail: [email protected].
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИИ ДЕСТРУКТИВНОГО, ОККУЛЬТНОГО И НЕОЯЗЫЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА»