Одитинг представляет собой дианетическую терапию; это процесс, устраняющий источники отрицательных эмоций, психосоматических заболеваний, раздражительности, депрессий и т.п. «Одитинг: применение дианетических и / или саентологических процедур, для того чтобы помогать людям измениться к лучшему». [1, с. 301].
Основной догмат Саентологии состоит в том, что мир обречен на уничтожение. Считается, что Рон Хаббард разработал единственно возможный путь к спасению. В «Дианетике» он дал способ «раскрытия неиспользуемых интеллектуальных способностей и гениальных возможностей». Он понимает человеческое здравомыслие как банк данных, который единственный может решить все проблемы, если обеспечен полной и правильной информацией.
Работу сознания Хаббард рассматривает через функционирование двух частей: «аналитического» ума, который ответствен за решение жизненных проблем, и «реактивного» ума. «Реактивный» ум хранит чувственные записи болезненных событий, так называемые «энграммы», которые рассматриваются как помеха решению жизненных проблем и причина психологических проблем. Поэтому целью Дианетики является удаление энграмм. «Одитор сначала разряжает болезненные эмоции поздней жизни в том виде, в каком они обнаруживают себя в «сознательные» моменты. Он работает над этими периодами, как над настоящими инграммами до тех пор, пока они больше не оказывают действия на пре-клира. Потом он пытается получить бэйсик-бэйсик, самую первую инграмму. По дороге к этой цели он сокращает все инграммы, с которыми сталкивается» [12. С. 259].
Основными терапевтическими техниками Дианетики являются:
1. «Релиз - осуществляется, так или иначе, за счет освобождения наибольшего возможного количества единиц жизни из периодов потерь с минимальным обращением к самим инграммам» [2, с 320].
2. «В клиринге одитор пытается найти бэйсик-бэйсик инграмму, разряжает не только эмоциональные заряды, но и весь инграммный банк» [2, с. 216].
3. «Асист: он делается после травмы или болезни, следующей за травмой, или просто во время болезни с целью ускорения заживания или выздоравливания; для помощи телу в его восстановительных процессах» [2, с. 216].
Среди представленных выше дианетических терапевтических техник ключевой является процедура «клиринга». Основная идея одитинга звучит следующим образом: «Мы имеем «Я» в ревери; мы возвращаем его в какой-то период его жизни по тракту времени; файл-клерк выдает инциденты, которые пре-клир повторно переживает; одитор заставляет пре-клира проходить инграмму до тех пор, пока она не облегчена или не «исчезла» (все инграммы со временем «исчезнут» после того, как бэйсик-бэйсик стерта); все новое, что выдается файл-клерком, даже во время повторных прохождений по инцидентам, одитор адресует пре-клиру с тем, чтобы он пережил это опять. Таково полное описание активной деятельности в Дианетике» [2, с. 260].
В результате такого процесса очищения предполагается появление индивидуума со сверхчеловеческими способностями, свободного от каких-либо физических и умственных расстройств, так называемого «клира». «Цель терапии Дианетики - получение состояний релиза и клира. Релиз - человек, который после применения терапии Дианетики избавился от своих наиболее сильных волнений, переживаний. Клир - человек, который в результате Дианетической терапии не имеет активных или потенциальных психосоматических заболеваний и аберраций» [2, с. 213].
Цель данной статьи провести социально-психологический анализ процедуры проведения дианетического одитинга. Анализ процедуры одитинга, проводился путем сравнения и обобщения доступных материалов как отечественных, так и зарубежных источников.
Опубликованные экспертизы и аналитические материалы, которые критически оценивают дианетический одитинг, можно свести к следующему:
1. Одитинг является вариантом гипнотического воздействия.
«Метод Сайентологии является фактически гипнотическим методом, и Хаббард не изменил его природу, он изменил только название». [3]. «По мнению Ф.В. Кондратьева, В.Г. Василевского, Т.А. Смирновой и И.Г. Виноградова «одитинг» можно считать вариантом гипнотического воздействия». [4]
2. В процессе процедуры одитинга применяются психотерапевтические приемы.
В процессе процедуры одитинга (4, 5, 6 этап) осуществляется управление зрительными образами в субъективном пространстве «пре-клира», посредствам визуализации, что широко используется в различных психотерапевтических методиках [5]; Применение приема поведенческой психотерапии - погружение, а также систематической десенсибилизации [5]; «Использование модальностей (зрительная - вопрос «одитора»: «что видите?»; слуховая - «...что слышите?») роднит «процедуру одитинга» с техниками нейро-лингвистического программирования (НЛП)» [4].
3. Процесс проведения одитинга происходит в форме внушения либо самовнушения.
«Открываемые трансовыми состояниями сознания могут использоваться для самопознания (медитация), самовнушения или лечебного внушения [5, с. 144]. «Преклиры подвергаются внушению и поэтому с готовностью вызывают в воображении случаи из прошлой жизни, по направлениям, предложенным ревизором» [15].
4. «Одитинг» является методом воздействия на личность, теоретические принципы которого подобны психотерапевтическим способам.
В качестве примера приведем следующие психотерапевтические способы:
1. «Первичная терапия Янова». Она строится на том, что человек должен заново пережить первичную травму, возвратиться в ситуацию, вызвавшую ее, и освободиться от нее при помощи крика. Если это ему удается, считается, что он стал «настоящим» [6, с.346].
2. «Интенсивная Психотерапия Фромма-Райхманна», Используются следующий прием: «…актуализация забытых переживаний; исследование опасений, связанных с вспоминанием забытого эмоционального опыта» [6, с.162].
3. Имплозивная терапия Стампфла: «Цель имплозивной терапии - вызвать интенсивный страх, который приведет к уменьшению страха в реальной ситуации. Угашение страха происходит в результате длительного пребывания в ситуации…» [6, с.155].
4. Рационально - эмоциональная психотерапия [6, с. 533]. «Необходимость возвращения в процессе проведения одитинга к все более раннему «происшествию», имевшему место в жизни «пре-клира», вполне соответствует достижению внушенного возрастного регресса, используемого в различных вариантах ауто- и гетеро-суггестивной терапии» [4].
5. В ходе одитинга отмечается проявления феномена роботизации.
Роботизация приводит к деиндивидуализации и деперсонификации людей, превращению их в податливые объекты манипулирования. «Создаются непродуктивные стереотипы, которые все равно предполагают не учет и взвешивание реальных обстоятельств, а бездумную форму реагирования, сопровождаемую сужением сознания и аффектом, отключающим мышление и приводящим к снижению комбинаторных возможностей и степени «сознания реальности» [5, с. 145]. Подтверждением данного явления служит также исследование, проведенное Андерсоном (Kevin Victor Anderson): «Преклир, будучи обработанным, развивает качества автомата» [3].
6. Дианетический одитинг является методикой контроля сознания.
Посредством одитингов саентологи получают информацию, которая создает эмоциональную уязвимость их адептов, а также «…позволяет программировать сознание в соответствии с целями организации, не встречая сопротивления со стороны самих адептов» [5, с. 150]. Данный факт подтверждается в исследовании Андерсона: «Исповедальный материал, раскрытый в ревизии, хранится в отчетах, которые могут быть использованы в некоторых случаях, чтобы вызвать потенциальное и хроническое беспокойство и возможно психосоматические симптомы у преклира» [3].
В ходе проведенного анализа нами были выделены ряд проблем, которые недостаточно описаны в исследуемых материалах. Одной из таких проблем является время, которое необходимо затратить на проведение дианетического одитинга. Анализируя процедуру одитинга, нами отмечено, что нет четкого определения времени, необходимого для проведения сессии.
В книге «Дианетика» в разделе «Терапия» приведена процедура одитинга, но нет четких данных о количестве времени, которое должен потратить одитор на пре-клира в течение одной сессии. «Количество времени, которое требуется для того, чтобы сделать клира, довольно сильно различается для разных пре-клиров. За счет разрядки зарядов отчаяния и работая над немногими ранними инграммами, одитор может добиться лучшего самочувствия пре-клира, чем добивались любые другие терапии за 20 или 30 часов (10-15 сессий или 1 - 1,5 месяца; 2 часа одна сессия, каждые три дня прим. автора): это релиз. Такое состояние сравнимо с результатами двух или трех лет прошлой терапевтической работы.… В соник-кейсе, когда рикол в хорошей форме, можно получить клира за 100 часов(50 сессий или 5 месяцев; прим. автора). В кейсе с сильно перекрытыми риколами клиринг в крайних случаях может занять до 1000 часов (500 сессий или 4 года; прим. автора)» [2, с. 502].
Участвовавшие в процедуре одитинга пациенты приводили следующие данные: 2 часа (жен. 23 года), 4 часа (муж. 34 года), 3 часа (жен. 21 год), 4час 30мин. (муж. 27 лет). Одитинг проводился строго по брошюре «Дианетический семинар Хаббарда. Из работ Л.Рона Хаббарда». Процитируем следующий отрывок, который в некоторой степени позволяет понять, сколько необходимо дианетического одитинга: «…пожалуйста, на этом семинаре проведите и сами получите столько дианетического одитинга, сколько пожелаете. Тогда цели семинара будут достигнуты к вашему полному удовлетворению. После многих часов проведения и получения одитинга вы поймете, чего можно достичь с помощью Дианетики» (Дианетический семинар Хаббарда // Из работ Л.Рона Хаббарда).
В ходе одитинга, особенно при фиксации на какой-либо инграмме в течение длительного времени (3 - 4 часа), т.е. ограничении круга воспроизводимых ситуаций, цикличности воспроизведений, а также регулярном возврате к ним, происходит сужение эмоционального спектра реагирования. Это приводит к изменениям в поведении, а так же к искажению процесса мышления и человек начинает воспринимать все буквально, не делая никаких выводов и не критикуя. «…При сужении сознания снижается количество и качество осознаваемых явлений, а также уменьшается число анализируемых вариантов» [5, с.144]. Данное мнение очередной раз показывает деструктивную направленность дианетического одитинга.
Важно отметить еще одну проблему (речь идет о профессиональной подготовке одиторов): «Говоря же о сроках подготовки одиторов, Хаббард отметил, что одитор готовится иногда год, иногда больше. И затем учеба завершается в организации более высокого уровня, где он занимается больше года» [5, с.127]. Учитывая, что одитинг является методом воздействия на личность, данное воздействие вызывает у пре-клира « измененные состояния сознания, что, в свою очередь, предъявляет к процедуре «одитинга» требование обязательного участия врача-психотерапевта или психиатра. «Обязательное участие врача соответствующего профиля в процедуре «одитинга» продиктовано необходимостью квалифицированно управлять состоянием человека, находящегося в измененном состоянии сознания для предупреждения спонтанных трансформаций состояния его сознания, недоучета последствий использования эффекта отсроченных внушений, либо неоправданного его использования» [4].
Важно отметить, что дианетический одитинг является одним из видов услуг, предлагаемых «Центром Дианетики», и проводится он в комплексе с другими курсами, такими как «Терапевтические тренировочные упражнения» (ТУ) или рутинные подготовительные курсы (РПК). Данный подход обеспечивает комплексное воздействие на личность. Это еще одна проблема, которая требует дальнейшего анализа в рамках проводимого исследования.
Вывод:
«Одитинг» является методом воздействия на личность, теоретические принципы которого подобны известным психологическим учениям и психотерапевтическим способам воздействия на личность.
Процедура «одитинга» представляет собой эклектическое сочетание психотерапевтических приемов: внушения, самовнушения, визуализации, погружения, систематической десенсибилизации, техник нейро-лингвистического программирования, вызывающих трансовое состояние с целью осуществления личностной трансформации [7-16].
Деструктивная направленность Дианетики характеризует одитинг как одну из техник контроля сознания, которая применяется в деструктивных культах с целью программирования сознания адептов в соответствии с целями организации.
«Одитинг» является методом воздействия на личность, не прошедшим официальную апробацию, и поэтому не может быть разрешен к применению.
Слисенко К.Н. Кременчугский государственный политехнический университет, преподаватель, г. Кременчуг, Украина
Литература: 1. Хаббард Л.Рон. Дианетика 55! - М.,2001. - 357 с. 2. Хаббард Л.Рон. Дианетика. Современная наука душевного здоровья: Учеб. по Дианетике: Пер с англ. / Под общ. ред. М.И. Никитина. - М., 1993. - 576 с. 3. Report of the Board of Enquiry into Scientology by Kevin Victor Anderson, Q.C. - State of Victoria, Australia, 1965. 4. Заключение комплексной медицинской экспертизы ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского от 30 июня 1999 г. 5. Анти-Саентология. Критика доктринальных основ и технологий хаббардизма. - СПб.: Изд. Центр СПбГМТУ, 1999. - 306 с. 6. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского - СПб.: Питер, 1998. - 752 с. 7. Волков Е. Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах // Журнал практического психолога. - М.: Фолиум, 1996. - № 3. - С. 76-82. 8. Волков Е. Н. Консультирование жертв интенсивного манипулирования психикой: основные принципы, особенности практики // Журнал практического психолога. - М.: Фолиум, 1997. - № 1. - С. 102-109. 9. Доценко Е. Л. Психологическое определение манипуляции // Психологический журнал. - 1993. - № 4. 10. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. - СПб.: Питер, 2000. - 448 с. 11. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1996. - С. 684. 12. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - 1996. 13. Хассен С. Освобождение от психологического насилия. - СПб.: Питер, 2001. - 400 с. 14. Тоталитарные секты: свобода от совести. - М., 1997. 15. Чалдини Р. Психология влияния. - СПб.; Питер, 1999. 16. An Experimental Investigation of Hubbard’s Engram Hypothesis (Dianetics) Jack Fox, Alvin E. Davis, and B Lebovit Psychological Newsletter. - 1959. - № 10. - Р. 131-134.