Тоталитарный и деструктивный характер харизматического движения в Украине
Харизматические секты сегодня представляют собой довольно мощные организации, с налаженными системами управления, финансирования, вербовки и пропаганды. Эти секты руководствуются принципами так называемой теологии процветания - учения о «завоевании» земли и всех сфер мирской жизни для Царства Божьего, т.е. когда христиане целенаправленно занимаются политикой, большим бизнесом, армией, спецслужбами и т.д. Среди прочих категорий сектантов адептами харизматических сект сегодня являются некоторые политики, госслужащие, звёзды эстрады, бизнесмены.
Привлекает эти категории людей в харизматические секты прежде всего динамика сектантской деятельности, напоминающая шумное энергичное шоу, экстравертивная установка проводимых собраний, акцентуация на «позицию силы». Руководство сект всегда заинтересовано в привлечении наиболее преуспевающей прослойки населения. Бедность считается признаком греховности, слабости и богооставленности. Известны случаи исключения из сект неплатежеспособных членов. Никто не говорит в секте и про тех людей, кто так и не «исцелился» от алкоголизма и наркомании. А таковых множество! Но газеты сект никогда не дойдут до самокритики.
В харизматических сектах особенно развита система контроля за каждым адептом. Это обеспечивает пирамидальная организация руководства, «бомбардировка любовью» - психологическая имитация семьи или дружеского окружения, вмешательство в личную жизнь адептов, регулирование её, группа слежения, изучающая поведение толпы во время собраний, реакцию толпы на разные слова-стимулы, время наступления пограничного состояния сектантов, когда они совершают конвульсивные движения, разражаются истерическим смехом или плачем, дергаются в судорогах и т.д.
Имея солидную финансовую базу руководство сект готово всегда инициировать судебный процесс против всех недовольных деятельностью сект. Сегодня харизматические секты - это анклавы, что уже само по себе должно встревожить руководство страны и Службу Безопасности.
Харизматические секты вполне подпадают под сферу изучения массовой психологии как совокупности настроений, эмоций, реакций, принятых в обществе архетипов и образцов поведения, существующих внутри стихийно возникших или искусственно созданных скоплений людей. Феномены массовой психологии привлекли внимание психоаналитиков своим поразительным сходством с некоторыми невротическими переживаниями и симптомами человека. 3. Фрейд показал нивелирующее влияние массы, возможность появления массовых истерий, панических состояний, массовых галлюцинаций. К. Г. Юнг расценивал приход к власти фашистов в Германии как разновидность массового психоза, ведущего к преступлению, личности сектантских лидеров значат для сектантов то же, что и личность фюрера для фашистов. В. Райх называл поразивший массы фашизм «эмоциональной чумой».
Одна из основных идей 3. Фрейда при объяснении массовой психологии состояла в том, что поведение человека в толпе подвергается определенным регрессивным изменениям: сокращается сфера его сознания, утрачивается идентичность и самотождественность, возрастает роль аффективных бессознательных влечений; происходит регресс к более примитивной душевной деятельности, которая обнаруживается у дикарей или детей, именно поэтому псевдоглоссолалия, практикуемая неопятидесятническими сектами, есть возврат к детским паттернам подсознания, а это чревато отражается на состоянии сознания, которое насильно подавляется и нивелируется. Масса импульсивна, изменчива и крайне возбудима, выступает как «ожившая первобытная орда». Особое внимание создатель психоанализа обратил на такое свойство «психологической массы», как безусловное ее подчинение вождю, авторитету сильной личности.
Наиболее характерными примерами таких массовых образований и считаются тоталитарные секты, в которых насаждается один и тот же архетип: имеется верховный властитель, любящий каждого члена массы равной «отеческой любовью».
Используя психоанализ в сфере массовой психологии, 3. Фрейд показал, что социальные чувства, эмоции возникают и формируются в массе на основе особого механизма аффективной связи, уподобления членов группы с вождем, сделавших его «идеалом-Я». Все члены массы страстно ищут авторитет, подчинение, неограниченной власти над собой. Люди сегодня утрачивают способность оценить высокую роль свободы, которая является неотъемлемой составляющей духовной жизни Православия - они ищут добровольного рабства.
Как отмечал Э. Фромм, находясь в массе, человек проникается только животной симпатией, «теплом стойла», а не настоящей человеческой любовью, предполагающей в качестве своего основного условия свободу и независимость.
Исследуя с позиций психоанализа проблемы массовой психологии, 3. Фрейд выдвинул ряд плодотворных идей и гипотез. Он обратил внимание на то, что психология массы - это древнейшая человеческая психология, своими корнями уходящая в первобытную орду, и что вождь массы представляет собой подобие первобытного отца, которого масса боится и которому жаждет подчиняться. Основатель психоанализа выявил важные психологические механизмы всеобщего послушания человека в толпе. В частности, он подметил тот реальный факт, что человек массы теряет ощущение ответственности за совершаемые поступки, которые подменяются вседозволенностью силы и агрессивностью.
К особой разновидности массово-психологических явлений психоанализ относит «массовую психологию фашизма» (термин В. Райха). Э. Фромм и В. Райх рассматривали фашизм не столько как политический, сколько как особый массово-психологический феномен, возникший в результате неспособности масс к свободе, «бегства от свободы». Выдвинутые ими утверждения о боязни человеческой массы свободы и ответственности, ее патологическом страхе перед ними, подчинении вождю, сильной личности, были навеяны фрейдовской парадигмой о происходящем в массе регрессе психической деятельности к более ранним ступеням человеческого общества. Секта - это всегда явление анонимное, деградирующее, регрессивное, возвращающее человека к стадным инстинктам первобытной орды. Не секрет, что харизматическая практика глоссолалии и впадения в экстатическую истерику сходна с камланиями шаманов, элевсинскими и вакхическими мистериями, медиумизмом и т.п.
А что же может противопоставить этому Православная Церковь? Сегодня возможности Православной Церкви ограничены. Новым законом о свободе совести Православие поставлено в один ряд с прочими конфессиями и культами, и в своей внутренней политике государство Украина Православию не отводит никаких заслуженных историей привилегий и предпочтений, для государства Православие - это осколок культуры, иногда и ритуальный придаток, а в целом Украина в религиозной политике взяла за образец не европейский, а американский курс. Поэтому Православная Церковь не может предпринимать радикальные меры против деятельности сект, так как это немедленно будет расценено как разжигание вражды на религиозной почве. Пишутся статьи, книги, создаются сайты, говорятся проповеди, записывается на аудио- и видеокассетах полемические материалы. Мы можем повлиять частично на тех людей, кто находится в религиозных поисках, на тех, кто пришел в храм за советом, со своими вопросами. Отчасти мы можем помочь жертвам сект, то есть тем, кто покинул секту. Для таких, хотя и немногочисленные, но существуют консультационные и реабилитационные центры. Спасти от секты может и собственная критическая установка и правильное отношение к собственной свободе. Однако следует признать, что это только единицы людей, спасенных или вылеченных после сект. Гораздо большее количество продолжает или находиться в сектах, или, покинув их искалеченными духовно и психологически, продолжают в этом травматизме существовать в обществе. Утвердившихся в секте людей практически невозможно убедить в их опасном положении, у них напрочь отсутствует адекватное понимание происходящего там, критика лидеров и порядков секты строго запрещена. Задача сектантов не в диалоге с кем-либо, а в вербовке неофитов. Зачастую люди сами виноваты в затягивании себя в секту. Общая секуляризация общества, культ потребительства, упрощенчество культуры - всё это создаёт благоприятные условия для процветания сект. На фоне динамики харизматических сект Православие людям с банальной эрудицией представляется «неинтересным, устаревшим», Литургия не заменит дискотеку, а Библия интереснее им в упрощенном журнальном раскрашенном иллюстрированном виде или в устных комментариях хохочущего проповедника.
Потребительство подразумевает религиозную всеядность, но пожинать последствия этой всеядности будут не одни адепты сект, а все мы, всё государство. Тоталитарными и деструктивными секты являются для специалистов, но не для Госкомитета по делам религий, не для Верховной Рады, не для Кабмина. Сектанты современных сект не могут быть полноценными гражданами Украины, потому что культура и традиции Украины для них чужды, чужд им и патриотизм. Он появится у сектантов лишь тогда, когда страна полностью станет подконтрольной секте. На этот счет у сектантов свои политические амбиции. В то время, когда православные молятся о властях, сектанты харизматических сект считают нынешнюю власть безбожной, антихристианской и готовы эту власть вытеснить с политической арены. Что же касается культуры, то сегодня харизматы по указке своих лидеров сжигают православные иконы. А что, если сегодня они сжигают иконы, а завтра начнут сжигать портрет Т.Г. Шевченко, а потом и государственный флаг? Один из лидеров харизматических сект во всеуслышание молился об успехе американского оружия в Ираке, не дождавшись еще одобрения этой войны правительством Украины.
Наше общество вырастило монстра - харизматическое движение. Отрадно слышать, что не только православные люди бьют тревогу, но и светские организации. Будем надеяться, что конференция не пройдёт напрасно и мы сможем сегодня обсудить многие важные вопросы.
Священник Дионисий Дунаев Синодальный отдел УПЦ (МП) по делам молодёжи, ответственный секретарь, кандидат богословских наук, г. Киев, Украина