Класс «Экология духа, оккультизм и оккультное целительство».
Подгруппа О-1 «Устойчивые организации и группы (секты)» с признаками подгруппы О-6 «Теософия, последователи Рерихов и Блаватской».
Основательница и глава «Школы духовного подвижничества» - Ольга Асауляк.
Основной ареал распространения - Украина, Сумская область. Центры расположены и в других городах Украины.
Периодически адепты секты появляются в Москве.
Вот как описывают вероучение Ольги Асауляк эксперты-богословы из Сумской епархии [2]: «Вероучение «Школы духовного подвижничества» - не систематическая философско-религиозная доктрина, а эклектическая смесь из элементов восточных мистических практик, разбавленная христианской символикой и терминологией. Акцент делается на некую практику достижения особых «духовных» состояний. Поэтому необходимо сравнить эту практику со святоотеческим опытом Богопознания святых Отцов Православной Церкви и в этом свете выявить подлинный смысл теорий Ольги Асауляк.
«Общие правила для вхождения в практику духовного созерцания» (иначе называемое «инсайт», от англ. «внутренний», «внутрь»), по учению Ольги Асауляк, имеет следующую схему (изложенную ею в лекциях для «учащихся» ее школы): 1. «Открыть каналы знаком креста»; 2. «Энергетический водопад 33 сек.» («водопад» сей есть представление себя как бы стоящим под потоком реального водопада, со всеми соответствующими ощущениями); 3. «Набор энергии через Иисусову молитву»... Далее следует собственно сам «инсайт», в котором «подвижник», чаще всего под музыку, представляет различные картины, действия, в основу которых положены религиозные сюжеты, схемы строения космоса, в центре которых помещается некий «делатель». При этом «делатель» изрекает такие вот откровения: «Я весь наполнен светом небесных сфер»; «Со всех сторон ко мне устремляются пульсирующие световые потоки»; «Я направляю луч своего устремления стучащему из сердца Христу» (обычно Христос стучит в сердце, жаждет войти, соединиться с человеком; здесь же Его «заперли» в сердечную клеть, откуда Он «пытается» выйти). Таким образом вся практика «инсайта» является не чем иным, как имагинацией (визуализацией, воображанием), при дальнейшем совершенствовании которой появляются некие «астральные выходы», встречи с «существами иных миров», так называемыми «кураторами» (которые курируют, т.е. направляют движение поисков ученика).
На своих лекциях Ольга Асауляк часто говорит о необходимости изучать творения святых Отцов. Однако, святые Отцы учат прямо противоположно тому, что проповедует и рекомендует Ольга Асауляк.
Так святой Григорий Синаит писал, что «преступающий к созерцанию без света Благодати да ведает, что он строит фантазии, а не имеет богосозерцания, мечтательным духом будучи опутываем». «Ум и сам по себе естественную имеет силу мечтать и может легко строить призрачные образы того, чего вожделевает...»
Получается, «инсайты» - не суть «созерцания» в православном смысле. Попробуем разобраться, что же это такое. Практика имагинаций была известна демонистам, оккультистам и языческим мистикам еще в глубокой древности. Известный маг прошлого века Элифас Леви считал воображение существенным принципом магии; одна из авторитетных оккультных книг «Свет Египта» выявляет даже интереснейшую (около-научную) этимологическую связь слов «маг», «магия» с латинским imago (образ) и, следовательно, «имагинацией». Таким образом, практика «инсайтов» Ольги Асауляк магическая - даже по собственной этимологии оккультизма.
Проводя дальнейшие параллели с оккультной мистикой, мы столкнемся с другим коренным их понятием - «медитацией» (от лат. meditare - «размышлять», «упражняться»). По сути, медитация также основана на деятельности воображения, в результате которой, по уверению современной псевдонауки парапсихологии, «сознание сможет связываться с подсознанием», так как «подсознание думает в образах и чувствах», больше того - «к самому подсознанию можно обращаться, только используя образы и чувства» (мнение института парапсихологии в Мюнхене).
Кстати, сама Ольга Асауляк, описывая свои первые «духовные практики», говорит: «Только потом я узнала, что все это называется медитацией». Любимые ее «духи-наставники» дают ей «программу упражнений для подготовки к испытаниям», среди которых «Духовное созерцание на грани реальности, переход из одного тела в другое через астрал до состояния глубокого погружения в тонкие структуры»; «Тренировка скрытого слуха»; «Тренировка сущности на пребывание в нескольких местах сразу» и прочие оккультно-религиозные практики.
Совершенно очевиден дьявольский характер того духа, который, общаясь с Ольгой Асауляк, называет себя «иерархом». Вообще же его слова и наставления весьма далеки от евангельской простоты и глубины (как и оккультные книги Асауляк вообще): «Задание выполнено с оценкой турбулентного анализа. Принимай программу на новый период включения в общей зоне. Готовься к Контакту через внутренние поля клеток при посредничестве станций ментального контроля. Проводник закодирован на О-защиту замкнутой тройной цепи. Жди указаний «Центра». Переходи к коллективному уровню донесения информации. Благодарим за прием. Иерарх».
Асауляк исповедует свою доктрину «Абсолюта», которая есть не что иное, как антиправославный пантеизм: «Существует прямая энергетическая связь всех составляющих человеческого организма с соответствующими составляющими Создателя. Вот почему вы, дети, называете Бога Отцом, сами являясь Его частью и отражением»; «Все живое в космосе есть клетки единого организма Творца» (из лекций Асауляк) [2].
Необходимо отметить, что учение Асауляк не является новым и оригинальным. Антропософия - антихристианское оккультно-мистическое учение о человеке, разработанное немецким теософом Р. Штейнером (1861-1925), как две капли воды схоже с исканиями новой «просветительницы». Здесь, по сути, мы имеем дело с попыткой соединить западные и восточные оккультные учения: Будды, Лао-Цзы, Гераклита, Пифагора, И.Лурье - одного из столпов каббалы и т. д. Асауляк рассматривает человека как носителя тайных духовных сил. Эти силы, по ее мнению, способствуют раскрепощению от традиционного христианского опыта, преодолению его как якобы не отвечающего мистическим запросам и интеллектуальным способностям современного человека [5].
«Школа духовного подвижничества» - это оккультно-религиозная организация, признанная деструктивной сектой целым рядом православных экспертов.
Рассказывая о себе, Асауляк вспоминает, что в детстве была замкнутой, но жила в ожидании чуда и готовилась к нему; никогда не упоминает она о том, что ее интересовала религия, что приходилось бывать в храме Божием, молиться. В 33-летнем возрасте она вдруг услышала «голос далекий, протяжный как эхо». Появился интерес к духовным знаниям. Были приобретены Библия, индийские Веды, кришнаитская литература, книги Рерихов, литература по Тибету, книги Е.Блаватской. Все чаще ощущалось чье-то присутствие. Ее контакты с теми, кого она называет «иерархами», носят поистине демонический характер. Абсолютная потеря аппетита, сильная тошнота, спазмы в животе - обычные проявления, сопровождающие подобные «общения». Постепенно она приучилась выполнять «приказы из космоса». Эти приказы шли сначала открытым текстом, затем «передавались» азбукой Морзе. Ей часто видится свет, в котором она находится как в сиянии, и даже когда она закрывает глаза, свет не исчезает. В эти моменты, если она берет кого-то из своих приверженцев за руку, его начинает бить мелкая дрожь. Как-то, выйдя на связь с «иерархом», она «удостоилась» посещения «пантеона», видела Рерихов, Блаватскую и самого сатану, вызвавшего у нее особые чувства симпатии и восторга. По указанию «иерарха»« она начала распространять свое учение. Была создана «школа единого принципа», как «надмирное явление», цель которого - очищение сознания человека, то есть подготовка почвы для «истинного» посева [5].
В 1998 г. члены оккультной секты Ольги Асауляк подверглись отлучению от Церкви. Указом правящего Архиерея Сумской Епархии УПЦ архиепископа Сумского и Ахтырского Ионафана всему православному духовенству властью Христовой запрещено причащать сторонников учения Ольги Асауляк или преподавать им отпущение грехов на исповеди без искреннего покаяния в оккультной ереси, равно как и удостаивать их погребения по православному обряду. Таков вердикт Православной Церкви в отношении Ольги Асауляк и ее учения [2,3,4]:
«1. Учение Ольги Асауляк cуть еретическое, неправославное и неспасительное, и, как таковое, его Мы отвергаем и анафематствуем.
2. Объявляем, что Ольга Асауляк, равно как и все последовавшие её лжеучению и распространяющие его, отлучили себя от Отца, Сына и Святого Духа и пребывают вне спасительной Православной Церкви Христовой впредь до совершенного и искреннего их покаяния на святой исповеди.
3. Всему православному духовенству Сумской епархии УПЦ властию Христовой, под страхом запрещения в священнослужении и совершения смертного греха, запрещаем преподавать еретикам-асауляковцам святые Таинства Церкви Христовой.
4. Возвещаем всем верным чадам Православной Церкви в Сумской епархии сущим, что молитвенное общение с еретиками-асауляковцами, равно как и посещение их собраний, отлучает их от Церкви Христовой. Да знают православные христиане, что таковые подвергают себя опасности лишения вечных благ и общения со Христом в Царствии небесном. Ибо не может быть ничего общего у Света со тьмою, учит Священное Писание (2 Кор. 6,14)».
На страницах епархиальной газеты «Православна Сумщина» был дан православный анализ учений Ольги Асауляк. Правящий архиерей Сумской епархии еще в Рождественском послании 1998 года упоминал «Школу духовного подвижничества» в одном ряду с оккультными антиправославными сектами [1].
Понимая, что в канонической Украинской Православной Церкви ее учение осуждено как еретическое, Ольга Асауляк «благословляет» своим последователям ходить в храмы раскольников из филаретовской УПЦ-КП, анафематствованной Вселенскими православными патриархами, и, конкретно в Сумах, к лишенному благодатного священного сана лжеепископу Геронтию (Хованскому), который приумножает таким образом свой авторитет и паству. Пытаясь ввести в заблуждение простых верующих, асауляковцы часто ссылаются на письма неведомых «афонских старцев» и «прозорливых», а свои контакты с анафематствованной УПЦ-КП выдают за благословение их чародейств от лица Православной Церкви [2].
К разделу «Школа духовного подвижничества»
1. Архиепископ Сумской и Ахтырский Ионафан отлучил от Церкви местных оккультистов // Метафрасис, 27 апреля - 3 мая 1998 г. - №8.
2. Православный анализ учений Ольги Асауляк // Православна Сумщина. - 1998. - №2.
3. Архиепископ Сумской и Ахтырский Ионафан отлучил от Православной Церкви главу оккультной «Школы духовного подвижничества» Ольгу Асауляк и ее нераскаявшихся последователей // Православная Москва, май 1998 г. - №13(145).
4. Оккультисты из Сум отлучены от Церкви // Радонеж, апрель 1998 г. - №8(73).
5. Белое братство, Виссарион, Ольга Асауляк... Кто следующий? // Запорожье православное. - 1997. - №14.