Другие названия: «Международный институт души Атма», «Великое Белое Братство», юсмалиане, юсмалитяне.
Класс - «Экология духа, оккультизм и оккультное целительство».
Подгруппа О-1 «Устойчивые организации и группы (секты)».
Руководители «Белого Братства» до 1993 года: Мария Дэви Христос (Марина Цвигун), Иоанн (Юоанн) Свами (Юрий Андреевич Кривоногов, специалист в области микроэлектроники, кандидат технических наук [9]), «папа живой церкви Иоанн Петр II» (Виталий Ковальчук, ставший одним из руководителей к 1992 г.). Анализ множества фактов показывает, что вышеперечисленные лица не являлись высшими руководителями, а исполняли чью-то волю. Реальные руководители не известны.
Мария Деви Христос - Марина Викторовна Цвигун родилась в 1960 году в городе Донецк. Там же жила и работала. Девичья фамилия - Мацко (по данным справочника РАГС [9] - Мамонтова). Первый муж Марины - водитель Донецкого автотранспортного предприятия. У Марины Цвигун есть сын, от которого мать отреклась, как от блудного сына, потому что он не встал в ряды ВББ. Марина Цвигун была членом КПСС, членом Союза журналистов СССР, в последние годы перед «перевоплощением» работала редактором радиовещания Донецкой камвольно-прядильной фабрики. Вот что рассказывает она о себе в одном из посланий «к верным»: «Прошла десятилетний путь журналиста, а перед этим библиотечного работника... Политика стала еще одной сферой Моего проявления и борьбы за справедливость. Как депутат демократического блока в 1989 -1990 годах, Я вела борьбу с партократией. Это дало опыт для еще более глубокого понимания безвыходности грешного мира» [29].
Юрий Андреевич Кривоногов родился в 1941 г. в селе Старая Криуша Воронежской области. В 1978 г. защитил кандидатскую диссертацию в Харьковском Институте радиоэлектроники (тема диссертации связана с системами оперативного диспетчерского управления). Религиозную деятельность начал в 1990 г. В 1991 г. создал в Киеве Институт души Атма, ставший впоследствии прообразом «Белого Братства».
Среди руководителей рангом поменьше, со слов бывших «белых братьев», известны Гибар (Геннадий Полищук), Вулам (Афанасьев Виктор Лазаревич) - один из наиболее высоких (фактически) руководителей «Белого Братства» после Цвигун, его сын - Афанасьев Даниил Викторович, Карнаухов Александр Владимирович, Иерофан (Сергей Соловьев) и некий Израиль (Журавель).
Возникнув в Киеве, «Белое Братство» быстро распространилось по Украине, Белоруссии и России. Судя по звонкам в Общественный комитет защиты молодежи от псевдорелигий, редакции газет, к лету 1993 года «Белое Братство» распространилось как минимум в 45 городах России. Данные, естественно, неполные. Экстраполируя, можно утверждать, что филиалы «Белого Братства» существуют практически в каждом областном городе.
Известно, что в настоящее время небольшие (от нескольких адептов до десятков человек) незарегистрированные группы «Белого Братства» в условиях строжайшей конспирации действуют в следующих городах:
Астрахань и Астраханская область, Барнаул и населенные пункты Алтайского края, Белгород, Владивосток, Волгоград, Воронеж, Екатеринбург и города Свердловской области, Красноярск, Курган, Москва, Нижний Новгород, Новосибирск, Пермь, Петрозаводск, Псков, Санкт-Петербург, Саратов, Ставрополь, Тюмень, Челябинск, Улан-Удэ, Ярославль и др. Известно, что в настоящее время законспирированные группы адептов «Белого Братства» действуют более чем в 50 городах России.
В Москве в 1996 году сборы адептов «Белого Братства» отмечались в районах станции метро «Сокольники» и Фрунзенской набережной, а также в одном из подуличных переходов вблизи Савеловского вокзала (под улицей Верхняя Масловка). Точное месторасположение центров, явочных квартир и собраний определить крайне сложно, почти невозможно, так как вся информация об этом тщательно скрывается.
В Москве контактный адрес: Северное Чертаново, д.4, корпус 2, сектор 9, кв.299 (Солоновой Нине) [27].
Общее число адептов культа не поддается оценке вследствие тщательной конспирации внутри «Белого Братства», хотя по примерным подсчетам на территории Украины количество их составило порядка 3200 человек (около 30 сект) [11].
Точных данных по численности адептов «Белого Братства» в России нет, хотя известно, что примерная суммарная численность активно действующих адептов «Белого Братства» в Москве и Московской области - около 100-150, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области - около 70-100, в Екатеринбурге и Свердловской области - около 100 человек, в Воронеже - 20-30, в Астраханской области - не более 10, в Челябинске - 30, в Петрозаводске - 20, в Ярославле - 10, в Перми - 100-120, в Красноярске - около 10. Другие источники дают несколько другие цифры, например, по данным [25], в Санкт-Петербурге - 8 «белых братьев», но эти данные неполные, так как зачастую адепты одной группы не знают адептов других групп.
Печатные органы: «Атма» и «Юсмалос».
Учение «Белого Братства» называется - «Юсмалос», что является аббревиатурой, которая расшифровывается белыми братьями следующим образом: Юс - Юоанн Свами, искаженное в псевдовосточном духе «Иоанн Святой» (Креститель), то есть лидер учения - Кривоногов («свами» - получивший посвящение и давший обет отречения); Ма - Мария Дэви Христос, также от искаженного «Дева Мария», она же - живое воплощение Иисуса Христа, одновременно - его мать и невеста, а именно - Марина Цвигун; Лос - сокращение от слова «Логос» (греч.) - «слово» - одна из ипостасей Бога. Таким образом, название как бы включает в себя идею новой божественной Троицы. Оно также используется адептами в качестве мантры (мистической формулы), при длительном ритмическом повторении которой адепт впадает в транс, что расценивается как слияние с Богом и растворение в божественной сути [9].
В основе теологического учения «Белого Братства» лежат следующие известные уже доктрины:
1. Основные догматы восточных религий, таких, как йога и буддизм [2]:
● учение о карме («Ибо ваша Карма - наша карма» [3]);
● учение о реинкарнации («Разве не хватало вашим предкам, души которых воплотились в вас» [3]);
● учение о нирване.
2. Идеи гностиков, получившие свое дальнейшее развитие в теософии, антропософии и доктринах розенкрейцеров:
● учение о логосах и сефиротах («Логосы 7-й расы сольются с богом. Править миром будут Сефироты. Постепенно весь мир будет вдыхаться Богом. Господь вдыхает в себя весь мир» [4]);
● учение об энергетических эгрегорах («Хотят привлечь к утратившему силу эгрегору абстрактного мертвого бога» [3]);
● учение об ауре и энергии «фохат» («Особо сильны действия фохата в зоне действия ауры юсмалианина» [3]).
3. Христианские ереси:
● тринитарные ереси, то есть ереси, искажающие отношения (субординацию) между Лицами Святой Троицы и извращающие учение о едином Боге в Трех Лицах;
● извращенное толкование ветхозаветных пророков и Апокалипсиса (см. [3,5]).
Суть воззрений юсмалиан изложена в «Учении о Фохате». Особое место в этом учении занимает в ярких деталях нарисованный конец света, а центральной частью этого учения является не теоретическая часть, а детально разработанная культовая практика. Используя элементы культовых обрядов и учений различных религиозных движений, Кривоногов организовал эффективную систему формирования религиозного сознания [9].
С 1 июля 1990 г. лидеры «Белого Братства» провозгласили («включили») «Программу спасения Земли - Юсмалос», направленную на «фохатизацию» («насыщение светом») избранного человечества Земли (144000 человек) и рассчитанную на 3,5 года (1260 дней). По словам адептов культа, «фохат - это энергия Живого Бога, излучение которой насыщает пространство, бытовые сооружения и все места, где юсмалитяне живут, крестят, проповедуют» [3]. Эта энергия «смертоносна для демонических личностей» [3], то есть для тех, кто не верит в учение культа. При этом «только любящие Марию Дэви Христос получают дозу фохата и одухотворяются. Остальные же люди облучаются фохатическими излучениями и очень скоро гибнут. Причем смерть их мучительна и происходит от самых неизлечимых заболеваний» [3]. Вообще в доктрине «Белого Братства» четко прослеживается человеконенавистничество и злоба ко всему человечеству, за исключением 144 000 «избранных» [2]. Проповедуется, что за неверие должны убиваться энергией фохат не только те, «кто клевещут на пророков... Погибнет весь регион (вся страна, город), где совершена злобная акция на пророков или их учеников» [3].
144 тысячи юсмалитян, по словам Марии Дэви Христос, «...получат наши печати при жизни». Они «трансцендентны и не сентиментальны, легко расстаются с близкими и родными, их невозможно искусить, а если ум и заиграет, то властью Марии Дэви Христос он будет обуздан» [3]. То есть упомянутые 144 000 наиболее преданных адептов - это фактически зомбированные, лишенные воли люди, полностью подвластные руководству «Белого Братства», это, по сути дела, одержимые, управляемые чужой волей, волей руководства культа. 12 тысяч из них сразу обрекаются на смерть: «Эти юсмалитяне 12 тысяч душ и сейчас погибнут в качестве жертвы за свидетельство Матери Мира... Готовьтесь к этому, Мои дорогие детки. Это ваш долг, омыть кровью своей грехи нечестивого человечества» [4].
Доктрина утверждает, что в «Золотой век», последующий за страшным судом, попадут лишь 144 000 юсмалиан, которые и составят новую расу. В проповедях - призывы убивать всех, кто против «Белого Братства», не жалеть «демонических родителей». Адептам индоктринируется убеждение, что у юсмалиан нет родины.
Наибольшую опасность для психического и физического здоровья адептов и общества представляет в доктрине «Белого Братства» тема жертвоприношения, которая на все лады муссировалась в газетах «Белого Братства» («Атма», «Юсмалос»), листовках, брошюрах. В частности, в листовке, датированной 1992 годом, Кривоногов писал: «Земле нужны жертвы за грехи человеческие. На эту жертву согласны только истинные христово-богородичные братья и сестры...!» - и далее: «Дети мои! Вас будут мордовать и рубить вам головы! Но эта кровь нужна земле! Мы с Марией Дэви «уйдем» последними. Наши трупы пролежат на улице три дня. Затем мы воскреснем и вознесемся. Начнется преображение Земли» [1].
Появление «Белого Братства» подготовлено трудами Блаватской и Рерихов. Само название, белая экипировка, многие положения доктрины были заимствованы у Рерихов. «Белые братья» даже использовали в защиту своего учения те же провокационные доводы, что и последователи Рерихов, в частности клишированные фразы типа: «а это не отвергается сейчас даже самыми отсталыми учеными», «согласно древнему знанию» и т.п.
Возникшее на Украине в 1989-1990 гг. «Белое Братство» является одним из наиболее скандально известных новых религиозных движений в России и странах СНГ [9]. Относится к «доморощенным» культам, то есть не привнесенным из-за границы, а созданным в самой России, и характеризуется наличием значительных финансовых средств.
«Белое Братство» классифицировано как деструктивная религиозная организация в: ● Итоговом заявлении участников российской научно-практической конференции «Тоталитарные секты (деструктивные культы) и права человека», прошедшей в Санкт-Петербурге 11-12 января 1996 г. [12], а также в официальных «Обращении к россиянам...» и «Обращении к средствам массовой информации...» участников этой конференции [13]; ● Аналитическом вестнике Государственной Думы РФ «О национальной угрозе России со стороны деструктивных религиозных организаций», 1996 г. [14]; ● Информационном материале Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации «К докладу о социально-медицинских последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье личности, семьи, общества и мерах обеспечения помощи пострадавшим», 1996 г. [23]. ● книге А.И.Хвыли-Олинтера «Опасные тоталитарные формы религиозных сект» (1996 г.) [22]; ● Ответе депутатам Государственной Думы РФ из Генеральной прокуратуры за №27/2.416.97 от 21 октября 1997 г.; ● выпущенном в 1997 году Главным информационным центром МВД РФ сборнике «Правоохранительные органы и религиозные организации» [32]; ● Обращении участников Конференции «Духовная безопасность России» (г.Москва, 11 декабря 1998 г.) к Президенту, Правительству, Федеральному Собранию, Совету безопасности и Генеральной прокуратуре России.
Во главе движения до конца 1993 - начала 1994 гг. стоял киевлянин Ю.А.Кривоногов. Далее вся власть перешла к Цвигун. В мае 1991 г. Кривоногов, выступая с лекцией по экстрасенсорике, получил записку от женщины, которая писала, что имела опыт общения с Богом. Эта женщина впоследствии стала «живым богом» новой религии, созданной Кривоноговым. После встречи с Кривоноговым она оставляет семью, уезжает в Киев и начинает «служение» в качестве «богородицы» и «живого боговоплощения» [9].
Крупные слеты «белых братьев» проходили в Николаеве в 1991 г., под Владимиром весной 1993 г. и в Москве в августе 1993 г. [16].
Иерархическую структуру можно упрощенно описать следующим образом. После первых трех лиц (Кривоногов - до 1994 г., Цвигун и Ковальчук), существует звено «сефиротов» из числа самых доверенных и приближенных, затем - звено апостолов (по некоторым данным, их - 12), далее «воины Ильи и Еноха - рыцари», это - рядовые юсмалиане, которые делятся на категории «крестителей», вербовщиков и пр., разбиваются на группы со старшими во главе. Еще одна категория - сочувствующие, но колеблющиеся юсмалиане, так называемые «крысы».
Средний возраст адептов - молодежь, 20-летние юноши и девушки гуманитарного склада ума.
Неофиты набирались, главным образом, среди молодежи 15-16-19 лет. Первоначально они появлялись в секциях восточных единоборств, йоги. Затем устремились в школы. Неразборчивые учителя и директора школ предоставляли новым «духовным инструкторам» школьные аудитории вплоть до третьего класса, где детям рассказывали о грядущем Страшном Суде и прочих ужасах. Во спасение желающих тут же «крестили», выводя по одному в коридор. Эта практика особенно широко распространилась на Урале и в Поволжье. Протрезвление от благодушия началось, когда стали пропадать дети. В Нижнем Тагиле после одноразовой обработки «крестители», обладающие, как правило, зачатками способностей гипнотического внушения, едва не увезли целый класс [1]. Само действо «крещения», по рассказам бывших братьев, проводилось по-разному, например, заключалось в следующем: один из «старших братьев» прикладывал руку ко лбу «крестимого», что-то вещал, неотрывно глядя тому в глаза, затем совершал руками пассы вдоль его позвоночника и окроплял водой из фляжки.
«Белое Братство» является крайне опасной для психического здоровья ее адептов сектой, для выздоровления покинувшему «Белое Братство» требуется в среднем 2 года. Адепт может подвергаться культовому воздействию и вне общения с другими адептами путем регулярного прослушивания культовых аудиокассет.
Ниже приведен фрагмент из опубликованного в газете «Рабочая трибуна» заключения специальной комиссии группы специалистов Украины, подписанного, в том числе, кандидатом психологических наук Артуром Жажковым, директором НМЦ «Сенсэко» НИИ психологии Украины (цитируется по [24]):
«Комплексное обследование, проведенное группой специалистов, показало, что попавшие под влияние руководителей общества «Сознание Кришны» и «Великого Белого Братства» подверглись глубокому зомбированию психоэнергетическими средствами, в результате чего в структурах личности, прежде всего интеллектуальных..., произошли существенные изменения. Наибольшие проявляются в механизме нервной регуляции поведением и жизнедеятельностью: извращается природный механизм функциональной асимметрии (подобные результаты наблюдались у подопытных доктора Камерона при применении им шоковой, нейрологической и других форм вмешательства в психику)... Снижаются высшие интеллектуальные функции и вербальный интеллект, что ведет к снижению критичности, повышению догматизма и стереотипии в интеллектуальной деятельности; изменяется соотношение интеллектуального рационально-логического и иррационально-интуитивного контуров вертикальной иерархии нервной регуляции. Огрубленно, поведение становится определяемым механизмами ВНД (высшей нервной деятельности, - прим. авт.), более приближенными к роботизированным. Но в то же время ухудшается адекватность общего реагирования на факторы среды, подавляются механизмы интеграции, снижается критичность. Реагирование становится стереотипным. Таким образом подавляется творческая индивидуальность, особенно творческое воображение, механизмы выдвижения и критической проверки гипотез, интуиция, пластичность поведения, активность и способность сопротивляться стрессам. Все эти изменения глубоко физиологичны и вытекают из примененных методов зомбирования и принятого в сектах образа поведения и жизни. Зомбирование ведется с применением психоэнергетических и иных средств, что является нарушением психологической безопасности, принципов свободы совести. Насильственное вмешательство в психику и зомбирование ведут к состоянию «беспомощности по психологическим причинам», поэтому лица, подвергшиеся зомбированию и проявляющие его результаты в поведении, должны рассматриваться как временно недееспособные в связи с временной утратой критичности, самостоятельности, способности правильно воспринимать, оценивать и предвидеть результаты своих действий. Они... самопроизвольно не способны выйти из измененного состояния сознания и психики» [24].
Вполне соответствует этому заключению мнение доктора медицинских наук, профессора, главного специалиста НИИ МВД России Леонида Гримака (цитируется по [24]):
«Руководители «Белого Братства» стали в непримиримую оппозицию к традиционным формам религии и органам власти, ведут неприкрытую и жесткую охоту за душами верующих в молодежной среде. Применение в отношении завербованных в секту людей недозволенных методов психологической обработки приводит к провоцированию психических заболеваний, к разрушению молодых семей, к уходу несовершеннолетних из дома. Психотеррор, осуществляемый прямо и косвенно, включает комплекс воздействия и сопряжен с непосредственной угрозой для здоровья и жизни приобщаемых к так называемому учению «Юсмалос», проповедуемому «Белым Братством». Посредством гипнопрограммирования, кодирования и иных воздействий они попадают в жесткую психологическую зависимость от своих руководителей... Знакомство со звуковыми письмами и литературой «братства» подтверждает предположение о том, что их авторы - носители паталогической раздражительности,... и жестокости, выражающихся в крайних формах: «Кто угрожает моим детям божьим,... утонет в испражнениях и собственной крови! Гной будете есть, гной будете пить». Налицо мания величия и бред преследования...» [24].
Организационная структура «Белого Братства» строго засекречена и построена по образцу тайных масонских обществ. Низшие не знают высших, а только нескольких своих «братьев». Насаждается жесткая конспирация и взаимная слежка среди адептов. «Белое Братство» имеет крайне сложную и запутанную структуру даже на уровне одной низовой группы, которая включает в себя несколько подгрупп - так называемые «кольца» I, II, III. Все имеют свои клички - «имена», которые получили при посвящении. «Белые братья» более высокой степени посвящения знают низших и свой круг, плюс одного «брата» более высокого уровня посвящения, от которого получают команды. Все это обеспечивает высокую конспирацию. Недаром Кривоногов и Цвигун столь безуспешно разыскивались правоохранительными органами Украины и Интерполом [2].
Вся деятельность организации жестко координируется, для поддержания дисциплины применяются наказания - запрет на ношение белых одежд, отлучение от проповеди [9], и более жесткие. Известны случаи самоубийства адептов, в частности осенью 1993 г., когда адепт «Белого Братства» из Каменец-Подольска бросился под поезд, после того как его выгнали из секты.
Селились «юсмалиане» на заранее снятых квартирах человек по двадцать - тридцать. Квартиры то и дело менялись. Диспетчерские, где стояли контактные телефоны, функционировали круглосуточно. Старшие групп вели вахтенные журналы. В них записывали маршруты поездок по СНГ, кто и сколько продал литературы и т.д. Эти сводки регулярно проверялись специальными координаторами. Среди московских координаторов наиболее активными были Вулам (Виктор) и некая Анна Ивановна. У них хранились списки «юсмалиан», продукты, вещи [20].
Адепты «Белого Братства» принуждались своим руководством к разрыву семейных и родственных связей. Стремясь удержать свои позиции, руководители культа настраивали своих адептов против их родных, представляя родителей «исчадиями ада», «приспешниками сатаны», пытались стравливать родителей «белых братьев» из разных городов страны. Вот строки, написанные Кривоноговым и опубликованные в газете «Юсмалос» [17]: «Сейчас модно стало регистрировать спецорганизации «родителей», которые хотят сами или через наемных убийц бороться с Великим белым братством «Юсмалос». Только за то, что туда ушли рожденные ими дети. А так как юсмалиане рассеяны по всему СНГ, то московские родители намерены убивать питерских детей, питерские - московских, киевские - донецких или днепропетровских, херсонские - тульских и т.д. То есть убивать своих же... только чужими руками» [18].
Особенность «Белого Братства», отличающая эту организацию от прочих деструктивных религиозных организаций, состоит в чрезвычайной мобильности «Белого Братства», которая обеспечивается тем, что руководство и адепты организации постоянно переезжают с места на место, придерживаясь правила «не более 3 дней в одном городе», меняют конспиративные квартиры, вообще вся организация постоянно находится в динамичном состоянии, что также крайне затрудняет в критической ситуации задержание руководства и адептов, подозреваемых в преступной деятельности [1].
Для руководителей «Белого Братства» их секта кроме всего прочего является еще и отличным бизнесом. До тюрьмы Кривоногов и Цвигун ездили на «Тойоте», имели в Киеве огромный дом, построенный руками белых братьев, окруженный колючей проволокой. По информации А.А.Бухтоярова, лишь 10% из заработанных и пожертвованных ребятами денег расходуется на проживание, остальные тут же конвертировались и уходили в одну из скандинавских стран [31].
Всю историю «Белого Братства» до настоящего времени условно можно разделить на пять периодов.
Первый период: от начала 1989 г. по весну 1993 г. Происходило накапливание сил, набор необходимого количества адептов, этот период в рассказах адептов характеризуется исключительно как некий «очень светлый, возвышенный и радостный». На первом этапе деятельности «Белого Братства» адептов этой секты можно было узнать по специфичного покроя свободным белым одеждам, но уже к лету 1993 года произошла переэкипировка адептов, которые сняли белые одежды, переодевшись в однотипные спортивные костюмы, кепи, за плечами у них появились однотипные рюкзаки [1].
Второй период: с весны 1993 г. до событий осени 1993 г. и ареста руководителей. Сильное воздействие на психику юсмалиан началось после московской встречи руководителей «Белого Братства» на Пасху 1993 г. [19], после приезда в Москву тогда же некоего Гибара, одного из помощников руководства всего культа [20].
Третий период: с осени 1993 г. по 1996 год, характеризуется следующим:
● отход от движения некоторой части адептов;
● резкое сокращение миссионерской деятельности;
● в литературе «Белого Братства» началось активное цитирование Блаватской и Рерихов (примерно с 1994 года);
● активные попытки адептов добиться освобождения М.Цвигун из тюремного заключения;
● перенесение всей деятельности оставшегося «Белого Братства» в жесткие условия конспирации и подполья, введение системы паролей и закрытия телефонных переговоров от непосвященных;
● усиление контроля сознания и поведения оставшихся адептов секты ее руководством;
● проведение комплекса подготовительных мероприятий по реанимированию «Белого Братства» (например, в структуре движения «Иванов Стотысячных» и др.);
● появление новых «пророков».
Четвертый период: приблизительно с лета-осени 1996 года по август 1997 года, когда Марина Цвигун вышла из заключения. В этот период был проведен комплекс мероприятий по реанимированию «Белого Братства». По всей стране рассылались гонцы к бывшим и настоящим «белым братьям», Марина Цвигун посылала индивидуальные послания, в том числе даже тем, кого ранее осуждала. Поднимались старые списки всех адептов, к которым и отправлялись письма и гонцы с целью вновь рекрутировать в организацию. Они приглашались на некие «духовные встречи», в летние лагеря и т.п. Явно ощущалась резкая активизация деятельности «Белого Братства». Гонцы постоянно курсировали между Санкт-Петербургом и Киевом. «Белое Братство» активно начало осваивать Казахстан... К своему выходу Цвигун получила в свое распоряжение (не посредством общения с помощью писем, а практически) несколько сократившуюся в численности, но в несколько раз более сплоченную и фанатично преданную ей организацию с железной дисциплиной, аналогов которой, если сравнивать по этим критериям, в мире мало.
В настоящее время продолжается уже пятый период (с момента выхода Марины Цвигун из заключения). Чем он ознаменуется, не знает никто, кроме хозяев Цвигун и Кривоногова. И двумя, далеко не самыми маловероятными вариантами (скорее - наоборот), здесь могут явиться следующие:
● повторение трагедий сект Джима Джонса и Дэвида Кореша, но только в гораздо более серьезных масштабах;
● использование фактически зомбированных «белых братьев» какими-либо политическими силами, стоящими за «Белым Братством», в общей операции по дестабилизации политической, криминальной и социальной обстановки на Украине и в России.
Летом 1993 года по православным храмам прокатилась волна драк и потасовок, спровоцированных адептами «Белого Братства» по приказу своего руководства. Группы «белых братьев», среди которых были и девушки, умышленно идя на конфронтацию, врывались в храмы и устраивали дебоши прямо в алтаре, бесчинствовали, срывали богослужения. Делалось это, по словам самих же адептов секты, для того, чтобы православные их убивали на месте же, что якобы принесло бы адептам возможность попасть на небеса в качестве «святых». Но крови им добиться тогда так и не удалось, прихожане прогоняли «белых братьев», не доводя дело до крови. Примером может служить инцидент в Храме Всех скорбящих радости в Москве, когда во время вечернего богослужения группа ворвавшихся в храм «белых братьев» напала на священника Даниила Калашникова, повалив его на амвоне, «белые братья» нанесли ему ряд телесных повреждений. Показателен также случай, происшедший в Йошкар-Оле, где «белые братья» устроили хулиганскую выходку в одном из православных храмов.
«Белые братья» пытались сорвать Божественную литургию в Богоявленском соборе в Москве: громко кричали, прорывались на кафедру, оскорбляли священников. Подобное происходило в Уфе, Днепропетровске и других городах [21].
Известны случаи столкновения адептов «Белого Братства» с последователями «Богородичного Центра», наиболее яркая провокационная акция произошла в Санкт-Петербурге, где в июне 1993 года проходил «Всероссийский покаянный собор» Богородичного центра. «Белые братья» пытались ворваться в зал, к алтарю и на сцену, где разыгрывалось музыкальное действо литургии, кричали: «Церковь сатаны!», громко называли Иоанна Береславского-Янкельмана «жидом», всячески стремились устроить потасовку. Береславский в ответ назвал Марину Цвигун «Блу-Деви» и «блудницей». «Богородичники» повязали буянов и сдали их сотрудникам милиции [1].
В ноябре 1993 г. в Киеве едва не состоялось массовое самоубийство «белых братьев». Тогда же в Киеве адептами «Белого Братства» были устроены беспорядки. Страшный суд был запланирован на 24 октября 1993 года, затем был перенесен на более поздний срок, но, к счастью, грандиозного кровавого шоу с вознесением Марии Дэви, знаменующим начало Страшного суда не состоялось, оно было предотвращено в зачатке, хотя «белые братья» были однозначно настроены на смерть [1]. Кульминацией событий стал приход 10 ноября 1993 года 25 сектантов во главе с Цвигун и Кривоноговым в Софийский собор в Киеве. Милиция, усиленная сотрудниками ОМОНа «Беркут», прогнала их из храма и арестовала. Собору был нанесен ущерб в ценах 1993 г., по разным оценкам, от 50 млн. [11] до 69 млн. карбованцев [15]. Началось следствие по делу о «Белом Братстве», деятельность которого была приостановлена. Вскоре последовали сенсационные разоблачения о нанесении сектой ущерба душевному и физическому здоровью людей.
Украинская милиция задержала 616 человек, 137 объявили сухую голодовку в знак протеста против насилия [10]. 10 ноября 1993 г. были задержаны руководители «Белого Братства».
Начались массовые выходы адептов из культа, хотя довольно большая часть их все же осталась. Юсмалиане продолжают печатать и распространять свою газету «Юсмалос», раздают листовки - так называемые, «христовочки», аудио- и видеокассеты с записями речей и стихов Цвигун, занялись написанием протестов в разного рода общественные организации, в том числе и зарубежные, с требованиями освобождения Цвигун.
Почти сразу после событий в Киеве, в 1993-1994 гг. Цвигун провела корректирование доктрины «Белого Братства» с целью недопущения потери влияния на своих адептов. Цвигун тогда разорвала брачные узы с Кривоноговым и списала на него все негативное, все грехи братства. «Никакого Иоанна Свами нет, - сказала она, обращаясь к своим адептам, - это лжеучитель. Вы находились под его обольщением. Чего же вы подчиняетесь сатане, дьяволу? Разве я заставляла вас голодать? Разве я требовала, чтобы вы погибали во имя мое? Да никогда такого не было! Я не знаю, откуда эта идея вообще взялась. Это дьявол вам подкинул ее».
Марина Цвигун была осуждена Киевским городским судом приговором от 9 февраля 1996 г. по статьям 187-5, 209, 101-ч.1 УК Украины к четырем годам лишения свободы в ИТК общего режима. До суда М.Цвигун содержалась в СИЗО-1 УВД Киевской обл. Суд длился 9 месяцев.
Следует отметить, что в отношении самого Кривоногова уголовное дело было возбуждено еще в 1992 г. [15].
Этим же приговором суда В.В.Ковальчук был осужден на шесть лет усиленного режима, а Ю.А.Кривоногов - на семь лет усиленного режима [6].
Однако киевский прокурор С.В. Лотюк опротестовал этот приговор, считая его слишком мягким для повышенно общественно-опасного лица, каким стала для общества Марина Цвигун. Осенью 1996 года на Украине проводилась амнистия, под которую подпадала Цвигун, как мать несовершеннолетнего ребенка, однако в амнистии ей было отказано, так как к тому времени он достиг 16 лет. Она подавала кассационную жалобу, обращалась через местных «правозащитников» к Генпрокурору Украины и даже в Международный Суд Совета Европы в Страсбурге.
В своей кассационной жалобе в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного суда Украины на протест прокурора г.Киева от 1996 г. Цвигун М. вновь отреклась от Кривоногова: «В этом веке Ю.А.Кривоногов вновь исполнил свою предательскую роль Иуды, пригвоздив Меня к стенам тюрьмы... Сегодня все мои верующие знают и почитают Ю.А.Кривоногова за Иуду... Но я победила его... Вопреки «кривоноговщине», Я дала Церкви полную свободу выбора во всем», списав всю вину за события осени 1993 г. на Кривоногова: «Ю.А.Кривоногов созвал без моего согласия в Киев всех верующих в меня на покаяние. Я препятствовала этому, представляя, какие репрессии ждут верующих, но помешать сбору не могла, так как он свою идею предал широкой огласке. Посему я шла 10 ноября 1993 г. под стражу, как Агнец на Заклание, шла встретить смерть».
С начала судебного процесса «Белое Братство» разделилось на два течения: поддерживающие Марину Цвигун и поддерживающие Кривоногова.
Своими письмами из женской колонии Днепродзержинска «Матерь Мира» распустила «монастыри», велела всем возвратиться по домам: «Я направила вас передать Мир вашим ближним, навестить их, возлюбить, вопреки каиновым (Кривоногова) догмам». Однако Великое Белое Братство вовсе не исчезло. Все годы суда и тюремного заключения Марины Цвигун оно неустрашимо вело кампанию сначала за ее оправдание, а потом - за освобождение. Продолжала выходить подпольная газета «Юсмалос». Было подано несколько тысяч обращений в высшие государственные инстанции и международные организации по защите прав человека. Сейчас ведется такая же активная деятельность в попытках зарегистрировать в Киеве общину ВББ. Добавим, что Министерство иностранных дел Украины получило даже ноту Управления верховного комиссариата ООН по правам человека по поводу «случаев нарушения свободы совести» [26].
Несмотря на изоляцию лидеров, «Белое Братство» продолжает активно действовать, на территории России оно запрещено не было.
По мнению специалистов правоохранительных органов Украины и Российской Федерации, «Белое Братство» отличается крайне высокой вероятностью участия в антиобщественных акциях, в том числе в организации террористических актов. К этому адептов «Белого Братства» готовят практически: даются инструкции по поведению в тюрьмах, изоляторах временного содержания, психиатрических лечебницах и т.п. [16]. По словам адептов, в некоторых местных организациях «Белого Братства» адептам давались указания на самоуничтожение в случае ареста правоохранительными органами [19].
По мнению специалистов, руководство «Белого Братства» апробировало на своих приверженцах методы насильственного управления психикой и поведением, психотронной и психофизической обработки, использования изощренных методов гипнотического внушения. Люди, знавшие Кривоногова, утверждают, что он был знаком с последними достижениями в области психоэнергетики. Одна из его рукописей называется «Методы психофизической диагностики и регуляции состояний живых биоэнергетических систем».
Родителями и бывшими адептами, покинувшими «Белое Братство» отмечалось использование в культе наркотических веществ и психоэнергетических средств, в том числе так называемой «Иорданской воды» и «живых аудиокассет». «Белое Братство» поначалу задумывалось как организация людей, обладающих экстрасенсорными способностями, - Центр саморегуляции и высшей йоги.
Заведующая отделением 12 клинической больницы Москвы Э.И.Панченко, ряд других московских психиатров, имеющих пациентов из «Белого Братства», не исключают использования в «вине причастия» психотропных средств [1].
МВД Украины в объявлении о розыске Кривоногова указывало: «В совершенстве владея биоэнергетикой и гипнозом, Кривоногов подчиняет людей своей воле, добиваясь беспрекословного выполнения приказов и религиозных установок изуверского толка» [30].
В середине августе 1997 года Марина Цвигун-Кривоногова была досрочно, по амнистии, освобождена из Днепродзержинской женской исправительно-трудовой колонии. 18-летний сын встретил Марину Цвигун у ворот колонии. «Живая богиня» Мария Дэви Христос была освобождена по амнистии в связи с годовщиной Конституции и возвращается, как утверждают те, кто пристально следит за ее судьбой, в «Белое братство». Новый избранник Марины Апостол Петр II, мирское имя которого она даже не упоминает, тоже освобожден по амнистии после отбывания срока в колонии общего режима. Как утверждают свидетели, Марина Цвигун отбыла на легковом автомобиле с ближайшими родственниками в Киев [7,8].
В заключении Цвигун вела себя вполне смиренно. С другими заключенными, осужденными за воровство, а то и убийство, компании не водила, но и никого не осуждала. Четко выполняла все требования надзирателей и в «Белое братство» подруг по тюрьме не зазывала. С утра до вечера плела авоськи, мастерила другие поделки, но нормы никогда не выполняла, в чем ее серьезно упрекали женщины из других камер. В общую молельню Марина не ходила, поклонялась образам уединенно в своей камере. Забывшись, как бы в полусне, пела религиозные гимны собственного сочинения. Очень обижалась, когда ее называли Мариной Цвигун, а не Дэви Мария Христос, но потом привыкла [8].
Специалисты прогнозируют три варианта поведения Цвигун [8]. Она может закрыться в своем фантастическом веровании, как черепаха в панцирь, и никому не принесет вреда. Но это маловероятно - слишком привыкла Марина властвовать над отравленной религиозным дурманом толпой. Второй вариант - Мария Дэви Христос откажется от религиозного экстремизма и даже попытается официально зарегистрировать «Белое братство». И, наконец, третий, наиболее вероятный, состоит в том, что адепты «Белого Братства» еще глубже уйдут в подполье, и Украина с Россией могут получить собственные аналоги японской «АУМ Синрике», но только в гораздо более серьезных масштабах. Близится конец второго тысячелетия. Какие мысли придут в голову Цвигун, сейчас не скажет никто.
Называя журналистов не иначе, как каиновым племенем, Марина все же не устояла перед соблазном и накануне своего освобождения выступила по днепропетровскому региональному телевидению. Появление ее на экране, прямо скажу, впечатляет. Симпатичная почти 40-летняя женщина, высокое светлое чело. Голос тихий, но каждое слово будто наэлектризовано. По части массового телегипноза Марина Цвигун не уступает Кашпировскому. Она почти открытым текстом призвала братьев чистить белые одежды от скверны и безбожия и готовиться к приходу Марии Дэви Христос [8].
Если уже несколько лет назад эксперты (например, автор [25]) были уверены, что состояние «Белого Братства» уже тогда напоминало структуру кадрированного полка, где на каждого офицера приходится всего по два-три бойца, но в случае боевых действий он молниеносно разворачивается за счет мобилизации, то в настоящее время «Белое Братство» полностью мобилизовано, продолжает свою прозелитическую деятельность. В настоящее время проходит корректировка структуры.
Руководители местных филиалов «Белого Братства» между тем начали кампанию борьбы с журналистами, критикующими в своих статьях их секту. Так, в конце 1998 года в редакцию еженедельника «Семья» пришли трое так называемых «священников» «Белого Братства», которые стали предъявлять свои претензии по поводу недавно опубликованной статьи (вполне безобидной, носящей общий характер, описательного свойства) Екатерины Чечулиной [28]. В качестве возмещения морального вреда она потребовали от редакции 10 тысяч долларов США [27].
3. Юсмалос (газета Института Души «Атма». - Вектор, 1993.- Экстренный выпуск.
4. Юсмалос (газета Института Души «Атма». - Вектор, 1993.- №1.
5. Свами Ю. Пророчества ветхозаветного пророка Иеремии о конце славянских народов. - «Белое Братство», 1992.
6. Пронина Л.И. Приговор оглашен. Святая троица переезжает в... колонии // Рабочая трибуна, 13 февраля 1996 г.
7. Гордеева Л. Марина Цвигун-Кривоногова, одна из главарей печально известной секты «Белое Братство» досрочно освобождена из женской исправительно-трудовой колонии // Сообщение ИТАР ТАСС («Новости-1») от 17 августа 1997 г.
8. Амнистирована, но опасна. Мария Дэви, она же Марина Цвигун, вышла на свободу // Известия, 21 августа 1997 г.
9. Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России: Справочник / Под рук. Н.А.Трофимчука.- М.: Изд-во РАГС, 1996.- 286 с.
10. Анисимов В. Белое Братство накануне «страшного суда» // Мегаполис-Экспресс, 24 ноября 1993 г. - №46.- С.7.
11. Современные секты в России. Издание 2-е, дополненное. - Санкт-Петербург: «Православная Русь», 1995.
12. Итоговое заявление участников российской научно-практической конференции «Тоталитарные секты (деструктивные культы) и права человека» (Санкт-Петербург, 11-12 января 1996 г.) // Миссионерское обозрение (Белгород).- 1996.- №3.- С.4-6.
14. О национальной угрозе России со стороны деструктивных религиозных организаций: Аналитический вестник / Федеральное собрание - Парламент Российской Федерации: Аналитическое управление. Серия: «Оборона и безопасность - 8».- Выпуск 28.- М., 1996.
15. «Белые Братья» собирались на небеса, но сели на скамью подсудимых // Рабочая трибуна, 4 марта 1995 г.
16. Самозваные «боги» на скамье подсудимых // Рабочая трибуна, 20 января 1996 г.
17. Юсмалос. - 1993.- №11.
18. Рабочая трибуна, 15 июня 1994 г.
19. Рабочая трибуна, 1 апреля 1994 г.
20. Рабочая трибуна, 14 сентября 1994 г.
21. Васильев А. «Белое Братство»: точка или многоточие? // Миссионерское обозрение (Приложение к газете «Православная Москва»), март 1996 г. - №7-8(67-68).- С.3.
22. Хвыля-Олинтер А.И., Лукьянов С.А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. - М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1996.- 83 с.
23. Информационный материал «К докладу о социально-медицинских последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье личности, семьи, общества и мерах обеспечения помощи пострадавшим» (1996 г.) / Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации // Служба религиозной информации «Метафрасис». Спецвыпуск к Первому съезду епархиальных миссионеров, ноябрь 1996 г. - С.5-12.
24. Рабочая трибуна, 22 октября 1993 г.
25. Филатов С. Современная Россия и секты // Иностранная литература. - 1996.- №8.- С.201-219.
26. Кацман В. Второе пришествие Цвигун не за горами // «Время-MN», 4 августа 1998 г.
27. Открытое письмо священников Вселенской Церкви Великое Белое Братство Юсмалос Устиновского Ю.Б, и Тищенко И.А. главному редактору газеты «Семья» Абрамову С.А., вх. №17г/с от 29 декабря 1998 г.
28. Чечулина Е. Торговцы верой // Семья. - 1998. - №49.
29. Гудзик К. После конца света // Московские новости, 10 марта 1998 г.
30. Киевские ведомости, 29 июня 1993 г.
31. Николаенко И. Кто такие «белые братья»? // Советская Башкирия, 8 апреля 1993 г.
32. Правоохранительные органы и религиозные организации: Сборник материалов. - М.: ГИЦ МВД РФ, 1997. - 127 с.
Московское издательство «ПаломникЪ» издает новые тома энциклопедии, приобретая которые, вы получаете доступ к полной версии энциклопедии, обширным аналитическим материалам, информации о сотнях новых культовых групп, огромной базе документов и массиву фотографий. Приобрести книгу, как в розницу, так и оптом, жителям Украины удобнее в Интернет-магазине «Благовест», оплатив стоимость пересылки книги из России, или в самом издательстве «ПаломникЪ». Главный редактор издательства - Павел Николаевич Роговой. Адрес издательства: 127015, Москва, ул. Бутырская, 86 Б, тел. (499) 972-36-45, e-mail: [email protected].
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИИ ДЕСТРУКТИВНОГО, ОККУЛЬТНОГО И НЕОЯЗЫЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА»
Том 2. Оккультизм
Оккультные организации и группы - по названиям с «А» по «Б» (включая названия, начинающиеся с цифр)