Известная американская анархистка Эмма Голдман как-то заметила, что «преступление - это не что иное, как энергия, направленная в ложное русло» [306]. Высокая криминогенная опасность сатанистских сект обуславливается самой их природой. Когда учение секты определяет необходимость убивать людей, разрушать храмы, надругаться над кладбищами, нельзя ожидать от ее адептов, что они будут заниматься исключительно только вышиванием гладью.
В некоторых сатанистских сектах существует такая форма жертвоприношения сатане, когда адепт превращается в безумное орудие убийства и убивает всех, кто попадается ему под руку. Адепт превращается в эдакого берсерка, сеющего вокруг смерть и разрушения.
Возможно, одним из таких был «чернобыльский терминатор» Анатолий Оноприенко, на счету которого свыше 50 жертв. Осенью 1996 года в Украине было закончено следствие по его делу. Вламываясь глухой ночью в окраинные сельские хаты, он с порога расстреливал картечью их взрослых обитателей, потом ножом или лопатой добивал детей, забирал нехитрый домашний скарб, обручальные кольца и деньги, поджигал дом и исчезал. Он мнил себя Чернобыльским терминатором. Со своей дикой миссией Оноприенко посетил с десяток украинских селений. С утонченной жестокостью он уничтожил, как считает следствие, 53 человека, перекрыв рекорд знаменитого маньяка Чикатило. Львовское село Братковичи от встречи с ним потеряло больше людей, чем во время Великой Отечественной войны. Оноприенко арестовали в апреле 1996 г. К ноябрю 1996 года следствие было практически завершено. Насколько можно судить из его материалов, оно раскрыло новые неожиданные подробности «дела Оноприенко» [54].
Хроника его деяний, уничтожавших людей не поодиночке, а целыми семьями, в милицейском изложении выглядит так. 5 октября 1995 года Оноприенко украл у жителя Народичей Кушнира винтовку ТОЗ-34Е и сделал из нее обрез. 14 октября Оноприенко убил в Малинском районе начальника местной станции техобслуживания и его главбуха. В ночь на 25 октября в том же районе он расстрелял семью Зайченко - мужа, жену, трехлетнего ребенка. Их трехмесячного малыша убийца задушил и изрезал ножом. 30 декабря и 17 января 1996 года Оноприенко посещал село Братковичи, где вырезал и расстрелял семьи Пилат и Кричковских - всего девять человек. В ночь на 20 февраля он убил из винтовки в Олевске семью Дубчаков. С 26 на 27 февраля расстреляна в Малине семья Бондарчуков, жертвами стали двое взрослых и двое спавших малышей. 14 марта в райцентре Овруч из этой винтовки убит Цялко. 22 марта в городке Бузьк Оноприенко уничтожил семью Новосад. Это основные известные милиции прегрешения «терминатора», не считая одиночных убийств, совершаемых им на дорогах, - Оноприенко не оставлял в живых никого, кто его мог узнать и выдать, даже случайных встречных. Сколько людей он уничтожил на самом деле, не знает даже сам Оноприенко. Он оказался просто не в состоянии запомнить учиненные им смерти, путался в хронологии убийств: «Одним больше, одним меньше - ни я, ни Бог не заметит». На допросе Оноприенко заявил, что кроме корыстных мотивов у него были и какие-то высшие религиозные цели. «Я убивал людей для того, чтобы познать себя. Человек - это игрушка. Пусть о моих деяниях узнают все», - заявил Оноприенко корреспондентам [54].
Можно себе представить, к чему приведет отряд таких «оноприенок»!
В 1986-87 годах упорное сопротивление войскам правительства Уганды оказывал 5-тысячный отряд под командованием Алисы Лаковены. Бывшая проститутка и официантка переквалифицировалась в жрицу вуду. Она сколотила свою собственную секту, вскоре превратившуюся в настоящую боевую единицу. Ей удалось убедить своих последователей, что они заговорены от пуль. Одурманенные и зомбированные заклинаниями и наркотиками повстанцы буквально лезли на автоматы и гибли тысячами [340].
Факторами, потенциально превращающими некоторые сатанистские группы в высококриминальные и высокоэффективные террористичекие сообщества, являются:
1. Четкая установка, внедренная в сознание адептов, на то, что человеческая жизнь никакой ценности не имеет, что все, не поклоняющиеся сатане, не имеют права на существование, а задача сатаниста - постоянная борьба против христианства, Церкви, общества и государства. Индоктринация ненависти среди адептов к внекультовому социуму. Пропаганда полезности совершения грехов. Все это обуславливает готовность адептов некоторых деструктивных религиозных организаций принести в жертву ради достижения целей своего культа любое количество несатанистов.
«Черная библия» Ла Вея априори снимает все грехи последователей сатаны, то есть сколько бы преступлений адепт-дьяволопоклонник не совершил, провозглашается, что ответственности он не несет, так как ему разрешены все грехи: «Сатана величайшей милостью разрешает и дарует человечеству все так называемые «грехи», которые ведут человека к физическому, интеллектуальному или эмоциональному удовлетворению».
2. Жесткая иерархическая структура, строгая дисциплина и беспрекословное повиновение лидерам.
3. Распространение среди адептов сатанистских сект психических расстройств, вызванных участием в обрядах, связанных с жертвоприношениями, в том числе человеческими, некрофилией и т.п. Отсутствие у сатанистов всяких моральных сдержек, вплоть до полной «отморозки» психики.
4. Полная непредсказуемость действий и высокая вероятность участия адептов сатанистских сект в антиобщественных выступлениях, террористических актах, массовых убийствах или самоубийствах.
5. Конспирация, взаимная слежка среди адептов, наличие собственной службы безопасности. Это сводит к минимуму или полностью исключает возможность утечки информации о готовящемся террористическом акте и затрудняет последующее расследование властями деятельности группы. В ряде сатанистских сект существуют собственная разведка и контрразведка. В руководящих советах некоторых сект есть специальная должность человека, отвечающего за безопасность и охрану проведения сатанистских ритуалов и сборов.
6. Контроль сознания адептов, вплоть до превращения части из них в «биороботов», запрограммированных на беспрекословное выполнение любых приказов, включая готовность отдать свою жизнь за секту и за сатану.
Использующийся в сатанистских группировках контроль сознания адептов не столько стирает прежнюю личностную идентификацию, сколько создает новую, чтобы подавить старую. Научные данные позволяют утверждать, что в результате достаточно длительного применения в некоторых деструктивных религиозных организациях техник контроля сознания собственная личность завербованного А., которую можно назвать «собственно А.», доводится до состояния психической беспомощности, обессиливается и дискредитируется. Вместо нее целенаправленно выстраивается личность «культовый А.», которая предназначена для исполнения идей и воли лидера (лидеров) культа, и которая обладает не собственной, а иллюзорной, культовой «самостоятельностью». При интенсивном процессе результат достигается иногда за несколько дней, в большинстве случаев хватает нескольких недель или месяцев.
Существует и такое явление, как индоктринация в сознание адептов (преимущественно низших ступеней посвящения) сатанистской секты психологического принципа «удвоения», позволяющего избежать адепту комплекса вины за совершаемое преступление и оправдать любые свои (и других адептов и лидеров культа) действия, совершаемые во имя «правильных целей» секты, подвести адепта к почти бесконфликтному принятию идеи самоубийства.
Сатанисты высоких уровней посвящения людьми в определенном смысле уже не являются. И в критической ситуации они с радостью приносят себя в жертву сатане, превращаясь в камикадзе.
Использование смертников, то есть лиц, несущих под одеждой взрывчатку и подрывающих себя вместе с намеченными жертвами, вообще является особенностью ряда террористических групп в мире, в частности, террористической деятельности повстанческой организации «Тигры освобождения Тамил Илама» на Шри-Ланке. Использование смертников, уничтожающих вместе с собой окружающих, является характерным почерком и ближневосточной террористической организации ХАМАС. Ислам, как и большинство мировых религий, самоубийство осуждает, и, чтобы снять подобную коллизию, один из хамасовских руководителей имам Ахмед Баха заявил: «Такие действия не являются самоубийством. Мы называем их акциями джихада. Коран рекомендует джихад в борьбе против врага, Аллах разрешает отвечать врагу ударом на удар. Это месть Аллаха, а не человека. Именно он выбирает героя, который приносит себя в жертву, и никто больше. Воля Аллаха должна исполняться...» [304].
7. Специальная подготовка адептов (методы шпионажа, конспирации, слежки, ухода от слежки, поведения при аресте и пр.).
Незадолго до рокового дня Оптиной Пустыни пожертвовали несколько черных военно-морских шинелей, которые выдавались паломникам в качестве рабочей одежды. Так вот, убийца-сатанист Аверин, одетый в черную шинель, что для всех значило - свой, пробрался в мужское общежитие в скиту и украл шинель одного рабочего и трудовую книжку другого. Целью его было - увести следствие по ложному следу, представить преступление делом рук оптинских людей. С этой же целью он отрастил бороду, хотя раньше никогда ее не носил. Когда явившиеся на место преступления оперативники подобрали шинель с трудовой книжкой в кармане, оба рабочих были тут же задержаны. Но в ходе следственных экспериментов была установлена их невиновность.
Аверин трижды делал попытку совершить убийство, каждый раз тщательно его готовя. Однако каждый раз что-то срывало его планы. В четвертый раз ему удалось осуществить свое намерение.
8. Высокая мобильность сатанистских сообществ, крайне затрудняющая в критической ситуации задержание руководства и адептов, подозреваемых в преступной деятельности.
9. Подготовка адептов к столкновению с правоохранительными органами, вплоть до изучения соответствующих законов и т.п.
10. Наличие эффекта сниженного болевого порога у адептов некоторых деструктивных религиозных организаций, находящихся в состоянии транса. Известно, например, что жители островов Фиджи во время религиозных танцев без всякого вреда ходят по камням, раскаленным добела.
11. Наличие значительных финансовых средств, что дает возможность широко использовать подкуп отдельных должностных лиц при подготовке террористического акта и обеспечивает высокий уровень технической подготовки планируемой акции.
12. Наличие связей ряда сатанистских сект с аналогичными зарубежными организациями и иностранными спецслужбами.
13. Наличие в сатанистских сектах практики «замазывания кровью», когда адепта заставляют убить кого-нибудь, а это снимается на видео и или берется орудие с отпечатками пальцев убийцы. В последующем шантаж этой информацией превращает, наряду с прочими факторами, адепта в послушное орудие.
14. Использование в сатанистских сектах специальных наркотических веществ.
То, что наркотики превращают людей в невменяемых, известно давно. Но в 1997 году на российском наркорынке появилось нечто новое. Препарат называется «Торнадо». Он представляет собой комбинацию кокаина и амфетамина. «Торнадо» вызывает полную «отморозку» психики. Человек становится невосприимчив к боли. Он делается неуправляем. Он способен на любой агрессивный поступок. Одно из западных специзданий утверждает, что принявшего Торнадо человека можно остановить только выстрелом в голову. Исследователь Андрей Иванов предполагает, что во время чеченской войны и та и другая сторона «подкармливали» своих бойцов чем-то подобным. Отсюда и та невероятная жестокость, которую явили миру и федералы, и чеченские боевики. Но это всего лишь предположение. А действие, оказываемое «Торнадо» на человека, является действительно страшным и непредсказуемым [295].
Возможные мотивы участия сатанистской секты в организации и осуществлении террористического акта:
1. Приказ вышестоящей Ложи или вышестоящего руководства сатанистского сообщества, в том числе из-за рубежа.
2. Ритуальное жертвоприношение, приуроченное к какому-либо сатанистскому празднику. Такой ритуал может сопровождаться массовыми убийствами людей, множественными террористическими актами (поджогами, взрывами, осквернениями и пр.) культовых объектов традиционных для России религиозных организаций, прежде всего - Русской Православной Церкви, старообрядцев, мусульман.
3. Попытка самостоятельного осуществление по каким-то своим религиозным мотивам «конца света» или «возмездия врагам веры» и т.п. акций (группой или адептом-одиночкой, действующими по приказу руководства сатанистского сообщества).
4. Один из промежуточных этапов в общей операции по захвату власти, в том числе в сотрудничестве с другими деструктивными религиозными организациями или политическими группировками.
5. Ответная акция, в том числе акция «возмездия», на преследование сатанистской секты властями после ее попытки захвата власти или участия в других беспорядках или террористических актах (массовые самоубийства части ее адептов, захват заложников или другие террористические акты), либо после запрещения деятельности данной деструктивной религиозной организации в судебном порядке или на законодательном уровне по иным причинам.
6. Захват опасного промышленного или военного объекта или объекта социальной сферы с целью последующего экономического или политического шантажа правительства страны угрозой его подрыва.
7. Действия сатаниста - военнослужащего военного объекта или оператора опасного промышленного объекта - в состоянии психической невменяемости, вызванной участием в культовой деятельности (самостоятельная акция без приказа руководства секты). В американской печати уже описывался случай, когда в состоянии сильного психического расстройства сержант ВВС США выстрелом из пистолета в ядерный боеприпас «пытался с треском свести счеты с жизнью». Хотя связи сержанта с сатанизмом не отмечались, тем не менее описанный прецедент достаточно показателен.
8. Организация террористической акции или хищения образца военной техники на заказ от третьих лиц (зарубежная спецслужба, преступная группировка, националистическое бандформирование и др.).
Московское издательство «ПаломникЪ» издает новые тома энциклопедии, приобретая которые, вы получаете доступ к полной версии энциклопедии, обширным аналитическим материалам, информации о сотнях новых культовых групп, огромной базе документов и массиву фотографий. Приобрести книгу, как в розницу, так и оптом, жителям Украины удобнее в Интернет-магазине «Благовест», оплатив стоимость пересылки книги из России, или в самом издательстве «ПаломникЪ». Главный редактор издательства - Павел Николаевич Роговой. Адрес издательства: 127015, Москва, ул. Бутырская, 86 Б, тел. (499) 972-36-45, e-mail: [email protected].
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИИ ДЕСТРУКТИВНОГО, ОККУЛЬТНОГО И НЕОЯЗЫЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА»