Сообщества сатанистов построены на началах строгой иерархии, включающей несколько степеней. Верх иерархической пирамиды замещают руководители, колдуны, колдуньи, магистры, ниже - «ученики», «бесы» и т.д. В самом низу - «стадо». «Стадо» в целях конспирации разбито на первичные группы (ячейки, тройки, пятерки, ковены).
В «Церкви сатаны» существует деление на ковены - мелкие группы, в свою очередь, состоящие из троек или пятерок. Членов ковена обычно бывает тринадцать: бог или богиня, шесть мужчин и шесть женщин [370].
«Общество сатаны» возглавляется главным жрецом и пятнадцатью его приближенными (телохранители, младшие жрецы, палач и др.) [68].
Часто на верхние уровни выбирают женщин, примером может служить «Черный ангел» в России, образованный около 1974-1975 гг. в Москве и Твери, где верховная жрица - женщина 25-30 лет [67]. Известно, что в Брянске проживает верховная жрица другой сатанистской секты.
Ориентировочно, «Южный крест» представляет собой разветвленную структуру, состоящую из 10-15 мелких групп по 20-50 человек, номинально являющихся самостоятельными, реально подчиненными единому руководству, что проявило себя, в частности, в том, что адептам других сатанистских групп Москвы и Подмосковья их руководством предлагалось посетить в качестве экскурсии или своего рода обмена опытом «храм» «Южного креста» в Медведково (Москва).
Основная группа «Южного креста» имеет пятиступенчатую структуру:
5-я ступень (высшая) - высший руководитель (Руслан В.) и 2 его преданных помощника;
4-я ступень - 4 человека;
3-я ступень - 6 чел.;
2-я ступень - 8 чел.;
1-я ступень - «стадо», молодые люди - адепты и интересующиеся.
Другая действующая в Москве сатанистская секта, насчитывающая до 60 адептов, имеет четырехступенчатую структуру:
4-я ступень посвящения - руководитель;
3-я ступень посвящения - 10-15 человек ближайших, наиболее преданных помощников, являющихся его заместителями по различным вопросам;
2-я ступень посвящения - массив активных «продвинутых» адептов;
1-я ступень - неактивные адепты, неофиты, сочувствующие.
Некоторые сатанистские тайные общества подразделяются на три «касты». Первый, низший уровень - это «солдаты». Совсем еще молодые люди в возрасте от 14 до 20 лет. Интеллектуальный уровень «солдат» зачастую невысок; вполне возможно, они просто не знают о существовании организаторов или знают лишь понаслышке. Следующий слой - «посвященные». Это люди, прошедшие через дьявольское посвящение. После этого они получают второе, тайное, имя. «Посвященные» непосредственно руководят «солдатами». Наконец, существует «элита» ордена, «жрецы». Как правило, это хорошо образованные люди, к тому же обладающие экстрасенсорными способностями. В их узкий круг непосвященным доступ наглухо закрыт [30].
Количество начальных степеней в разных сектах может быть различно. Но здесь следует отметить, что руководители этих групп, занимая у себя высшие места, параллельно обладают определенным градусом посвящения (степенью, ступенью) в общемировой иерархии сатанизма или в крупных ассоциативных международных сатанистских сообществах. Так, в одном из сатанистских течений Румынии существует 7 степеней посвящения, из которых высшая позволяет вступить в аналогичную организацию в любой стране, если она там существует [57].
Названия конкретных ступеней так же может быть разным в зависимости от принадлежности к той или иной секте.
В ордене Алистера Кроули, например, ступени имели следующие названия в порядке возрастания значимости: Ученик, Послушник, Неофит, Ревнитель, Практик, Философ, Владыка Предела, Адепт (вне ордена), Адепт (в ордене), Адепт Старший, Адепт Свободный, Мастер Храма, Маг, Ипсиссимус [369].
Все члены секты подчинены совету, который имеет право назначения местных руководителей сатанистов, причем выбор определяется обычно богатством и общественным положением кандидатов на эти посты. В «Церкви сатаны» это - Совет Девяти.
Как и столетия назад, существует разделение по профессиям - на специалистов по черной и белой магии. Первые могут по заказу причинять ущерб врагу, вторые - способствовать деловым успехам. Члены Совета отвечают за определенные направления в деятельности организации: демонологию, астрологию, некромантию, рекрутирование новых членов, охрану обрядовых действ. Как правило, у каждого члена подобного Совета есть помощники из числа простых членов общины [177].
Адепт сатанистского ордена «Черный Дракон»: «В некоторых группах существует, так называемый, Совет Девяти. Каждый человек в этом Совете несет определенные обязанности. Например: отвечает за некромантию, астрологические исследования, демонологию, охрану обрядовых действ, привлечение новых членов в группы. У каждого ответственного есть свои помощники - рядовые члены групп» [71].
Сатанисты первого уровня становятся адептами с момента вступления в сообщество сатанистов (группу, орден). Иногда для вступления в него кандидат должен сдать экзамен. После этого он получает коричневое облачение с капюшоном, перевязанное тонкой черной веревкой, символизирующей принятие кандидата в «собрание сатанистов».
Если кто-либо из членов «собрания» проявляет качества лидера, он получает черное облачение с капюшоном и возможность перейти на новый уровень.
Очень немногие люди переходят на третий, а впоследствии - на четвертый уровень. Для этого требуются многие годы обучения под руководством сатаниста пятого уровня, а это оказывается под силу только тем, кто обладает необычайными «способностями».
Сатанисты шестого уровня встречаются очень редко. Некоторые исследователи считают, что такие адепты способны видеть сатану и общаться с ним, а также обладают властью над «мелкими бесами» [332,336]. Некоторые эксперты считают, что на этих ступенях перед нами уже не люди.
Начиная с 3-4 ступеней сатанист имеет право основать свою собственную группу ([369], с.55).
Режим секретности в сатанистских сектах регламентирует то, что каждый адепт знает лишь ограниченное число других адептов его уровня посвящения в своем подразделении, плюс 1-2 руководителей. Если вдруг этим «звеном» заинтересуются правоохранительные органы, то вытащить всю цепь будет крайне затруднительно. Жесткая конспирация определяет и то, что во многих сатанистских сектах вместо настоящих имен и фамилий адептов используются клички. Поэтому многие из них, даже длительное время общаясь, так и не знают настоящих имен друг друга.
Как правило, личность настоящего главы сатанистского сообщества держится в тайне в течение всего периода его руководства (так, например, обстоит дело в «Южном кресте»). Для того, чтобы посвятить определенную территорию сатане, требуется организовать на ней несколько сатанистских сообществ. Обычно их требуется тринадцать или пятнадцать.
Существуют сатанистские сообщества, состоящие преимущественно из «черных» сатанистов или потомственных колдунов-одиночек, не имеющие жесткой структуры. Такие образования представляют собой некую коллегиальную форму, имеющую совещательный характер.
Отличаются структурой от собственно сатанистских сект и колдовские сообщества.
В 1991 году «Политиздат» огромным тиражом выпустил в свет книгу Еремея Парнова «Трон Люцифера» [315], которая не столько рассказывала об оккультизме и сатанизме, сколько их популяризировала. Парнов писал:
«В современном чародействе три ступени посвящения, восходящие по степени важности: жрец и волшебник великой богини: королева-волшебница, а если речь идет о мужчине - маг и, наконец, высвшая жрица или высший жрец. При начальном посвящении обнаженным кандидатам связывают за спиной руки и завязывают глаза. Затем по знаку высшего жреца их вводят в «круг силы». После произнесения различных заклинаний от главы «шабашников», именуемого злыми языками «колдовской задницей», неофит получает четыре перекрестных поцелуя (ноги, колени, грудь, губы) и еще один - а-ля мессир Леонард, как бы рушащий последние запреты. Затем следуют четыре удара кожаным бичом, и будущий жрец и волшебник произносит такие патетические слова: «Я, имярек, в настоящем один из могущественных, по моей свободной воле и в согласии с торжественной клятвой, буду хранить в тайне и никогда не разглашу секреты Искусства, исключая посвященных должным образом лиц, если за них ручаются братья и сестры по Искусству. Я клянусь моими надеждами на будущую жизнь исполнить мои намерения, и пусть поразит меня магическое оружие, если я нарушу эту торжественную клятву». Настоящая присяга на верность родному флагу. На поверку, впрочем, совершенно бессмысленная, ибо тайны магического «Искусства» давным-давно разглашены миллионами книг, прессой, кино и телевидением. Равно как и сами слова «секретной» клятвы. Пока кандидат отбарабанит требуемое, ему успеют вручить «атрибуты Искусства»: нож с черной рукояткой - атаме и чертеж, сделанный по указаниям Кроули-Гарднера и известный как «ключ Соломона». Высший жрец поясняет, что с помощью этих предметов можно порабощать и карать всех мятежных духов и демонов и убеждать ангелов и добрых духов. В конце церемонии объявляется, что кандидат стал жрецом и волшебником великой богини.
Вторая степень требует уже своего рода «очищения», если таковое слово уместно в отношении черного ремесла. Жреца и волшебника спрашивают, желает ли он «страдать и очищаться, постигая орденское учение»? После положительного ответа он тут же получает 40 ударов по мягкому месту.
Закончив экзекуцию, исполнитель отдает плеть и со словами: «В колдовстве нужно троекратно воздавать за полученное» - покорно подставляет спину. И только что выпоротый кандидат на вторую ступень начинает отсчитывать свои 120 ударов. Эта процедура носит название «Легенды богинь» и воспринимается как важнейшая акция. В ней действительно можно различить отголосок классического мифа о Персефоне, о чем напоминают и заключительные слова обряда: «Есть три великих события в жизни человека - любовь, смерть и воплощение в новое тело. Маг управляет всем этим. Для совершенной любви нужно вернуться в то же самое время и место, где вы любили однажды, вспомните прошлое, и любовь вновь придет к вам». Исполнив предписанные действия, испытуемый обходит круг, что именуется «одним из могущественных элементов», и уже как новый маг или королева принимает поздравления. Третья степень концентрируется на обряде, имитирующем сексуальное сближение мага с высшим волшебником. В чашу с вином опускают магический нож со словами: «Как женщина для мужчины, так чаша для атаме» ([315], с.288-291).
Московское издательство «ПаломникЪ» издает новые тома энциклопедии, приобретая которые, вы получаете доступ к полной версии энциклопедии, обширным аналитическим материалам, информации о сотнях новых культовых групп, огромной базе документов и массиву фотографий. Приобрести книгу, как в розницу, так и оптом, жителям Украины удобнее в Интернет-магазине «Благовест», оплатив стоимость пересылки книги из России, или в самом издательстве «ПаломникЪ». Главный редактор издательства - Павел Николаевич Роговой. Адрес издательства: 127015, Москва, ул. Бутырская, 86 Б, тел. (499) 972-36-45, e-mail: [email protected].
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИИ ДЕСТРУКТИВНОГО, ОККУЛЬТНОГО И НЕОЯЗЫЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА»