Отзыв главного специалиста Московского комитета образования А.Ю.Соловьева от 14 октября 1999 г. на книгу Ш.А.Амонашвили «Школа жизни. Трактат о начальной ступени образования, основанный на принципах гуманно-личностной педагогики»
Трактат «Школа Жизни» адресован учителю. Одной из целей своего труда автор видит в том, чтобы описать базовое содержание образования и дать концептуальный взгляд на ребенка и его природу.
Налицо несомненное религиозно-оккультное содержание трактата. Книга обильно усыпана цитатами из творений Рерихов (с.22,46,59), Е.П.Блаватской (с.51), а так же оккультной терминологией: «Планетарный Дух» (с.27), «величайшая энергия Духа» (с.14). Характерная для религиозно-оккультных доктрин идея синтеза мировых религий пронизывает всю книгу Ш.Амонашвили: на страницах трактата читатель постоянно встречает тексты, подписанные именами Моисея, пророка Мухаммеда, Конфуция, Иисуса Христа, Е.П.Блаватской, Н.К.Рериха, Е.И.Рерих. Как пишет сам автор, «трактат строится на фундаментальных допущениях, фундаментальных аксиоматических началах, составляющих Испишу для Мировых Религиозных Учений и Предмет для многих духовно-философских учений» (с.13). В качестве содержания уроков духовной жизни автор предлагает, например, «легенды о Высших Существах, помогающим людям в эволюционном движении» (с.44), что является специфическим признаком оккультных практик «New Age».
В книге мы находим более чем странное толкование некоторых слов. выполненных в духе современных неоязыческих и оккультных доктрин. Суть понятия Урок автор трактата объясняет, например, следующим образом: «Слово это состоит из двух слагаемых - У+Рок. «У» в данном случае будет эквивалентом санскритского УРА, что значит Свет. В нем же мыслится Высший Логос, Слово, Бог, Жизнь. А «рок» следует понимать как Судьбу, которая складывается, зарождается именно в данное время. Таким образом, надо полагать, что изначальная семантика слова «урок» вмещает в себя следующее смысловое содержание: Свет Судьбы, Жизнь Судьбы, Первоначальное Божественное начало Судьбы; Судьба, зарождающаяся через Свет, через Логос» (с.34). Очевидно, что никакой ценности подобные антинаучные толкования понятий не имеют, но способствуют пропаганде оккультизма.
Вызывает обеспокоенность изложенное в тексте «трактата» обоснование техник выявления человеческих способностей, которые возникли в последние десятилетия и использовались объединениями, школами и отдельными лицами, являющимися частью распространенного во всем мире движения «New Age». Автора недвусмысленно говорит о том, что «Школа Жизни... приобщает ребенка к Духу Планетарному» (с.27). «Суть понятий Учитель и Ученик заключена в их едином ядре УЧ, которое, со своей стороны, несет в себе два начала; У и Ч. Первое начало У, как уже было сказано при определении понятия Урок, означает: Ура, Свет Логос, Слово, Жизнь, Любовь, Бог. Второе же начало Ч следует понимать как Чело, Дух. Исходя из этого, получается, что понятие Учитель имеет такую смысловую основу: Дух, творящий Свет, Жизнь (смысл Жизни), Любовь, Знания, Мудрость. Соответственно понятие Ученик означает: Дух, ищущий, принимающий Свет, Жизнь (смысл Жизни), Любовь, Знания, Мудрость» (с.58-59).
Несомненно, книга Ш.Амонашвили способствует популяризации оккультных учений и содействует приобщению детей к оккультным практикам «New Age». Необходимо отметить, что некоторые группы движения «New Age» классифицированы как деструктивные религиозные организации (тоталитарные секты, деструктивные культы) в Информационном материале Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации «К докладу о социально-медицинских последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье личности, семьи, общества и мерах обеспечения помощи пострадавшим», 1996 г. Оккультные практики приводят своих адептов к целому комплексу негативных психических последствий. Специалистами выявляется так называемый синдром оккультной обремененности - набор болезненных признаков, которые развиваются в результате соприкосновения с оккультным: депрессии, отвращение к жизни, мысли о самоубийстве, раздражительность, нарушения в сфере общения, пассивность воли, агрессивность, приступы страха, галлюцинации, функциональные заболевания психогенной природы. Оккультно-религиозная литература полна ненависти к христианству. Отличительной чертой этих течений является то, что они насквозь пропитаны злобой и нетерпимостью к традиционным религиям и тем самым сеют межрелигиозную вражду.
Книга Ш.Амонашвили носит оккультно-религиозный характер, вероучение данного религиозного направления содержит элементы, которые могут быть оценены как деструктивные. Применение образовательных материалов данной книги в педагогической практике общеобразовательной школы не будет способствовать гуманитарному образованию учащихся, их культурному развитию и нравственному совершенствованию. Напротив, использование книги может привести к дестабилизации психики детей, отрицательно сказаться на учебе, межличностных отношениях и провоцировать конфликты в семье.
Главный специалист Московского комитета образования Соловьев А.Ю.
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИИ ДЕСТРУКТИВНОГО, ОККУЛЬТНОГО И НЕОЯЗЫЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА»
Том 8. Вторжение религиозных новообразований в систему образования