Киево-Печерская Лавра Киевская Духовная Академия и Семинария
В настоящее время мы, собравшиеся по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, участники Круглого Стола «Православие в Украине: актуальность современной апологетики», констатируем, что первый период восстановления Церкви после семидесяти лет гонений минул. Он ушел на воссоздание разрушенных храмов и монастырей. Церковь решала свою главную задачу – литургическую, давая возможность всем стремящимся вкусить Тело и Кровь Христовы, подойти к Евхаристической Чаше.
Уже не первый год общество наблюдает начало второго этапа восстановления – активизацию православного социального служения и проповеди, обращенной как к церковной пастве, так и за границы Церкви. Образование и катехизация, миссионерство и благотворительность, апологетика и социальное служение, работа с молодежью и многое другое постепенно выстраиваются в Церкви, преодолевая множество препятствий и становясь шире и сильнее с каждым годом. Но если смысл, цели, задачи, средства и границы большинства из названных видов церковного служения вполне ясны сами по себе, то апологетическое служение в условиях современности нуждается в уточнениях и определениях целей, задач, направлений и границ. В противном случае его развитие также невозможно, как и плаванье корабля, лишенного навигации.
Исторический опыт Церкви, накопленный за более чем 2000 лет ее существования, свидетельствует о богатстве и актуальности апологетических трудов святых Отцов, бесценных как в богословии, так и в самых разных сферах церковной жизни. Исходя из церковного опыта, можно с уверенностью сказать, что обетование Христа: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матф.16:18), – исполнилось кровью мучеников, духовным подвигом аскетов и богословскими и деятельными трудами апологетов.
Термин «апологетика» часто используется как синоним к понятию «основное богословие». Богословие Церкви не есть некий теоретический набор знаний и представлений, а прямое отображение духовного опыта богообщения святых отцов. И без него сложно представить духовную жизнь христианина. Человек не способен уподобиться Христу без аскетических знаний об уподоблении и без богословского понимания, Кому он стремиться уподобиться. Именно в Православии богословие было и есть не столько знаниями о Боге, сколько познанием Бога.
Со времен ранней Церкви апологетика отвечала на вызовы и гонения со стороны внешних сил, власть имущих мира сего, стремящихся отвергнуть православную веру. Апостолы и Евангелисты отвечали на вызов иудеев, отвергающих Новый Завет. Апологетической была и проповедь Апостолов в языческом мире, в котором приходилось полемизировать как с народным многобожием, так и более интеллектуально изысканной языческой философией. Апологетам приходилось оппонировать эпикурейским воззрениям древнего прототипа современного мира потребления и аскетическим изуверским сектам.
И Апостолы, и еще в большей мере Апостольские мужи столкнулись с необходимостью апологетики в спорах с гностиками, предтечами современного оккультизма, как извне атаковавших Церковь, так и подтачивающих ее изнутри. В борьбе с возникшими внутри Церкви ересями сложилась апологетическая традиция как преодоление губительного заблуждения савелиан и ариан, несториан и иконоборцев и многих других.
От св. Игнатия Богоносца и св. Киприана Карфагенского до Св. Илариона Троицкого и прочих святых наших дней Церковь оппонировала раскольникам.
В церковной апологетической полемике формулировались и обосновывались основные догматы Церкви – догмат о Святой Троице и Божественности Христа, догмат о Воскресении Христовом и единстве Церкви. Все то, что ныне составляет богатый мир православного понимания Бога.
С апостольских времен мы видим вызов столь свойственного равнодушию и язычеству синкретизма. Послания Апостола Павла содержат в себе полемику и назидание против ересей, привносимых в Церковь новообращенными христианами, и ересей возникающих внутри самой Церкви.
«Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». (Пс. 13:1;52:2), – говорит псалмопевец о новой апологии Церкви Христовой в ХХ веке – апологии от нападок безбожников и псевдоученых.
В истории Церкви аскетика предотвращала духовные ошибки, а апологетика стала на страже человеческого ума от всевозможных заблуждений способных отвести от Истины. Апологетическое служение в истории Церкви состояло не только в аскетических трудах и теологической полемике, но и в деяниях. Наглядно свидетельствуют об этом жития таких святых, как Афанасий Великий, Киприан Карфагенский, Николай Чудотворец, Марк Эфесский, Иоанн Златоуст, Иосиф Волоцкий, Геннадий Новогородский, Мелетий Рязанский и многие другие.
Не только обличение губительных заблуждений, просвещение паствы и проповедь Истины исторически входит в опыт церковной апологетики, но и защита интересов и учения Церкви посредством гражданских законов, защита храмов и православных святынь, взаимодействие со светской властью, прямое противодействие хулителям, видим мы в том же опыте. Это наглядно свидетельствует нам о разнообразии и многовекторности апологетического служения.
Из опыта Церкви вытекает: цель современной апологетики, которая состоит в защите учения, интересов и прав Церкви, защите умов людей от современных вызовов, которые в своем большинстве, аналогичны историческим вызовам. Ереси и расколы, внутрицерковные секты и суеверия, тоталитарные секты и деструктивные культы, пропаганда оккультизма и потребительства, кощунство и популяризация наркотиков, алкоголя, разврата и извращений, абортов и секуляризации, антицерковных настроений в различных формах – вот вызовы современного общества Церкви.
Спектр задач современной апологетики состоит в уведомлении общества о неправославности подобных явлений, их губительности и, следовательно, православные христиане должны находить и предпринимать всевозможные шаги для полного их преодоления как в обществе в целом, так и в отношении конкретного человека. И здесь в арсенале современного апологета могут быть не только знание православного богословия, но и средства юридические, информационные, психологические и многие другие, главным из которых является воцерковленность и благочестие, а также личная активность.
Увы, иногда ложное смирение выступает обоснованием для отсутствия апологетического служения, как и какого-либо иного служения, будь-то миссионерское, социальное или иное. В подобных ошибочных интерпретациях некоторые люди предпочитают смиряться не со своими личными скорбями, а с невзгодами, постигающими Церковь и паству Христову, не желая подвизаться в деле того или иного вспоможения защите интересов и прав Церкви. Гонения, постигшие Церковь в недавней отечественной истории, наглядно свидетельствуют о пагубности подобного отношения.
Безусловно, помимо желания православному мирянину, как и священнику, требуется знание собственной веры. Источником этих знаний для миллионов православных прихожан могла бы служить катехизация. Именно катехизация опровергает народные суеверия, еретические заблуждения, препятствует отпадению от Церкви в секты и расколы, подверженность пропаганде оккультизма и секуляризации. Позволяющая познать и возлюбить Православие катехизация – сегодня лучшая и наиболее действенная форма апологетики.
Содействие катехизации «захожан» – это и наиболее действенный путь, как апологетики, так и содействия миссионерству. Ведь речь идет преимущественно о православных лишь по крещению, но идущих, пусть пока и с неверным пониманием, в православные храмы, а не в другие места. А значит уже имеющих определенный потенциал воцерковления.
В силу этого содействие катехизации, в первую очередь апологетическая катехизация, является путем как качественного, так и количественного возрастания паствы Церкви Христовой. Изучение собственной веры для ее защиты от ересей и суеверий может оказаться на самом деле мостиком для многих прихожан к пониманию истин основного богословия.
Серьезной целью современной апологетики также можно считать сохранение в общественном сознании православного статуса нашего общества. Ведь пропаганда секуляризации, оккультизма и различных ересей ежегодно минимизирует знаковость этого статуса.
В силу вышесказанного, мы считаем, что епископат и духовенство УПЦ должно содействовать становлению и развитию всевозможных апологетических и апологетически-катехизаторских организаций и инициатив. Одной из них является создание апологетических центров как при структурах Священного Синода УПЦ, так и епархиальных апологетических центров, центров при благочиниях и крупных приходах.
При этом указанные организации и объединения должны действовать в рамках церковной дисциплины и иерархии, при активном участии духовенства, во избежание уже имеющегося печального опыта некоторых организаций, которые начали с защиты интересов Церкви, а впоследствии превратились в антицерковные сообщества. В частности, деятельность подобных объединений не должна касаться внутрицерковных споров и диспутов неапологетического характера, должна быть чужда маргинальности, кадровых и политических вопросов, и уж тем более не должна становиться борьбой за чужое благочестие, вместо собственного, или превращаться в тотальный, нездоровый поиск эсхатологических знаков.
Определяющую роль в подобных объединениях должно играть духовенство, так как только постоянное участие человека в Таинствах Церкви может быть надежной защитой от искушений и соблазнов, свойственных апологетическому служению.
Апологетическое служение может стать как поводом для катехизации молодежи, так и путем выхода энергии, свойственной молодому возрасту. Под опытным духовным окормлением её следует направлять на созидательные для Церкви и общества цели, таким образом давая молодежи возможность послужить Господу и избежать рисков и крайностей, свойственных юношескому поиску личного призвания.
Приложение №1:
Цели, задачи и возможные направления деятельности современного апологетического движения в украинском Православии
Основными целями современных апологетических организаций и центров в Украинской Православной Церкви являются: защита учения, интересов и прав Церкви, и защита человеческих умов от всевозможных заблуждений, способных отвести от Истины.
А именно: миссионерское и катехизаторское содействие воцерковлению т.н. «захожан», содействие катехизации прихожан, содействие внешней проповеди, пресечение распространения в ограде Церкви ересей и суеверий, ограничение деятельности тоталитарных сект, культов, раскольнических и других деструктивных групп; защита интересов и прав канонической Церкви, при их ущемлении со стороны каких-либо групп, инстанций или лиц; содействие возрождению в обществе традиционных христианских моральных и культурных ценностей.
Достижению поставленных целей сопутствуют такие задачи:
1. Содействие катехизация прихожан православных приходов в вопросах апологетического характера; 2. Преодоление попыток ересей и сект, проникновения в церковную ограду и распространения в ней; 3. Борьба с суевериями в церковной и светской среде; 4. Выявление и свидетельство о неправославном и антиправославном характере различных лжеучений и заблуждений, маскирующихся под Православие; 5. Мониторинг, анализ и распространение информации о деятельности тоталитарных сект и деструктивных культов с акцентированием внимания на их пагубности; 6. Консультативная помощь пострадавшим от деятельности деструктивных групп, а также информативная поддержка родных и близких пострадавших; 7. Развитие апологетического образования в УПЦ; 8. Информационная профилактика и противодействие прозелитизму различных сект, инославных течений и религий в отношении православных христиан; 9. Препятствование противозаконному проникновению тоталитарных сект и деструктивных культов в систему образования, вооруженные силы, органы власти, другие государственные и муниципальные учреждения; 10. Информационное противодействие пропаганде и распространению оккультизма и пагубных суеверий; 11. Информирование о псевдоправославном характере раскольнических групп и организаций, называющих себя «Церквями»; 12. Правовая поддержка и информативная защита интересов прав канонической Церкви при их ущемлении со стороны каких-либо инстанций и лиц; 13. Защита церковных интересов и имущества при посягательстве со стороны раскольнических групп и организаций; 14. Противодействие пропаганде безнравственности, кощунства и подрыву традиционных моральных и культурных устоев и др.
Направления деятельности
Для реализации поставленных целей и задач следует:
● вести апологетическую деятельность по катехизации и миссионерству совместно с Синодальными отделами УПЦ, епархиями, благочиниями и приходами; ● взаимодействовать с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, судебной администрацией, правоохранительными органами и другими инстанциями по вопросам, связанным с деятельностью Центра; ● заниматься законотворчеством и взаимодействовать с Верховной Радой Украины и местными советами, в вопросах законодательных инициатив, связанных с защитой интересов и прав Украинской Православной Церкви и граждан Украины; ● вести научную и научно-исследовательскую деятельность; ● оказывать консультативную, психологическую, информационную, юридическую и иные виды помощи гражданам и юридическим лицам, пострадавшим от социально-негативных последствий: деморализации общества, деятельности сект, пропаганды оккультизма, антицерковных учений и доктрин; ● распространять информацию о тоталитарных сектах, о раскольнических и других деструктивных группах, а также любую другую информацию в рамках реализации поставленных перед АЦ целей. Распространение может проходить, как через собственные медиа-проекты, так и посредством взаимодействия со средствами массовой информации; ● заниматься издательством материалов, книг, публикаций, брошюр, буклетов и другой печатной, а также аудио- и видеопродукции, направленной на реализацию апологетических целей и задач; ● проводить научно-практические конференции, семинары, тренинги и лекции; ● вести просветительскую работу в системе образования, с целью профилактики или пресечения негативных явлений, а также с целью формирования представлений о нормах духовной безопасности личности; ● вести просветительскую работу в воинских частях и подразделениях, медицинских учреждениях и трудовых коллективах с целью профилактики или пресечения негативных явлений, формирования представлений о нормах духовной безопасности личности; ● с благословения священноначалия проводить публичные акции и мероприятия, в том числе, дискуссии просветительского характера; ● сотрудничать с общественными организациями, казачеством, молодежными и профессиональными организациями с целью реализации апологетических задач.
Участники Круглого Стола:
Председатель Учебного комитета при Священном Синоде УПЦ, ректор Киевской духовной академии и семинарии
Архиепископ Бориспольский Антоний
Председатель Богословско-канонической комиссии при Священном Синоде УПЦ и Синодального отдела УПЦ по взаимодействию с вооруженными силами и другими военными формированиями Украины
Архиепископ Львовский и Галицкий Августин
Председатель Синодального миссионерского отдела УПЦ и Синодального отдела религиозного образования и катехизации УПЦ
Архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп
Председатель Синодального отдела УПЦ по делам семьи
Епископ Васильковский Пантелеимон
Председатель по охране здоровья и пастырской опеке медицинских учреждений
Епископ Дрогобычский Филарет
Председатель Синодального отдела УПЦ по делам молодежи
Епископ Обуховский Иона
Председатель Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ
протоиерей Георгий Коваленко
Председатель Синодального отдела УПЦ протоиерей пенитенциарной системы
протоиерей Виктор Яценко
Председатель Синодального отдела УПЦ по благотворительности и социальному служению