- Здесь все белое. Снаружи - тьма, - так говорил Люк Журе своим ученикам, хорошо образованным, обеспеченным, горячо верящим в метафизику Новой Эры [1], собравшимся в церемониальных костюмах в потайном зале на торжество.
- Мы находимся в огненном круге. Все подлежит уничтожению. Мы вот-вот совершим прорыв в макроэволюцию, - так говорил Журе, красивый мужчина с мягким голосом, борец за чистоту окружающей среды, сорокашестилетний врач-гомеопат со сверкающими глазами, вьющимися темными волосами и добрым лицом. Этот человек ни за что не сломал бы ветку на дереве, но он без малейших сомнений приговорил пятьдесят трех человек - мужчин, женщин и детей - к мучительной смерти от пуль и огня.
Последователи Журе, члены группы «Храм солнца», совершили свой великий прорыв холодной ночью в начале октября 1994 года. Их смерть сопровождалась настоящей оргией убийств и самоубийств на двух континентах.
- Смерть может представлять собой важный этап жизни, - говорил Журе в одной из десятков агитационных аудиозаписей, которые он и его последователи распространяли через книжные магазины Новой Эры.
Как обычно, представители властей, копавшиеся в пепле и пытавшиеся опознать тела, только головами качали от удивления. Они не могли понять, что заставило тесно сплоченную группу людей пойти за каким-то человеком на смерть без каких-либо очевидных причин, если не считать слепой веры. По меньшей мере несколько членов группы оставили предсмертные записки, которые стали приходить по почте в правоохранительные органы и информационные агентства после того, как в двух местах в Швейцарии и в одном в Канаде были найдены трупы. «Мы покидаем этот мир, чтобы в полном сознании и по собственной воле отправиться на поиски новых измерений истины и абсолюта, прочь от лицемерия и гнета этого мира, чтобы увидеть всходы будущих поколений», - гласила одна из них. Документ, полученный газетой «Нью-Йорк таймс», был озаглавлен «Переход в будущее» и предсказывал, что вскоре Земля будет разрушена, как библейские Содом и Гоморра. В других документах сообщалось, что Люк Журе и другие лидеры секты предпочли «преждевременно покинуть этот мир», потому что подвергались преследованиям.
Конечно, не все жертвы ушли из жизни добровольно. Как обычно, были и протестующие. В одном из документов «Храма солнца», попавшем в газеты, можно было увидеть намеки на это обстоятельство. В документе говорилось, что некоторых из тех, кто пошел на смерть той ужасной ночью, пришлось «по-доброму» убить, для их же собственного вечного блага.
Один из ведущих швейцарских специалистов по религиозным сектам Жан-Франсуа Майер рассказал журналистам, что получил по почте три подобных послания уже после страшных событий. Они были подписаны «Г-н Уходящий».
Кем были люди, называвшие себя «рыцарями Христа» и полагавшие, что знают путь к вечной жизни? Почти все, оставшееся после них, мучительно знакомо: склады оружия, заготовленного на случай воображаемого нападения; свидетельства фанатичной, параноидальной веры в приближающийся конец света и в то, что именно им предстояло сыграть главную роль в этой великой драме; заявления о преследованиях. Но в конце тысячелетия, с ростом числа сект, ожидающих светопреставления, «Храм солнца» стоит особняком. В эту секту входили не полубезумные фанатики, потрясающие Библией на заброшенной ферме, собираясь сразиться с сатаной. Ее членами были достойные люди, в основном хорошо образованные и обеспеченные. Новомодная секта смертников точно соответствовала духу 80-х годов - “Храм солнца” был тесно связан с международными финансовыми и экономическими структурами и приспособил для своих нужд характерные для 90-х годов элементы мистицизма и экологизма Новой Эры.
Ночь, когда они погибли, была кошмарной.
Первым забил тревогу фермер по имени Фернан Тьеррен. Ночью 5 октября 1994 года он решил выпить на сон грядущий рюмочку коньяку, сидя у окна своего дома в пасторальной швейцарской деревушке Шейри, примерно в пятидесяти милях к северо-востоку от Женевы.
Тьеррен заметил на холме, в полутора километрах от дома, красное зарево. Потом он увидел языки пламени, взметнувшиеся в темное ночное небо. Он сразу же позвонил в пожарное отделение и сам поехал к месту происшествия.
Оказавшись первым у пылающего фермерского дома, Тьеррен пробился внутрь и нашел в спальне тело хозяина, семидесятидвухлетнего Альбера Жакобино, бывшего бизнесмена. Густой дым и испуг не помешали Тьеррену понять - причиной смерти был не огонь. Жакобино застрелили.
Когда пожарным удалось справиться с огнем, в доме и прилегающих постройках были проведены более тщательные поиски. В большом амбаре, не тронутом огнем, пожарные обнаружили часовню со стенами, затянутыми красным атласом. На красном ковре был начертан магический пятиугольник. Двадцать три тела, образовывавшие как бы лучи солнца, лежали вокруг треугольной кафедры, под изображением Христа с чашей в руке и с розой над головой; он был удивительно похож на Люка Журе. Десять трупов принадлежали мужчинам, одетым в церемониальные одежды - красные, черные и белые, в зависимости от принятой иерархии. Двенадцать женщин были одеты в просторные золотые с белым платья. Кроме того, среди них была двенадцатилетняя девочка, которую позже опознали как дочь Жозефа Димамбро, адъютанта Журе.
У половины покойников на головах были пластиковые мешки. Некоторые умерли со связанными руками. У двадцати были пулевые ранения в голову; у некоторых их число доходило до восьми. Вокруг тел были разбросаны пустые бутылки из-под шампанского; их нашли также и в соседней часовне, где стены были зеркальными.
Огонь пощадил магнитофонную запись путаной лекции о Земле и астрологии с намеками на массовое самоубийство. Таинственность усугублялась тем, что полиция обнаружила на месте происшествия три винтовки, тогда как пятьдесят две гильзы, собранные с пола, принадлежали пулям от револьвера 22-го калибра, так и ненайденного. Где был этот револьвер и, что еще более важно, кто стрелял из него?
Ответ на эту загадку стал известен спустя четыре часа, когда поднимающееся солнце осветило острые горные вершины, нависшие над альпийским селением Гранж-сюр-Сальван, в пятидесяти милях к юго-востоку от Шейри. Внезапный взрыв прогремел в миле от деревушки; языки пламени вырвались из трех горнолыжных шале, которыми пользовались Журе и члены «Храма солнца».
Пробившись внутрь домиков и укротив огонь, пожарные нашли двадцать пять тел, в основном на кроватях. Пятеро из умерших были дети. Никто из этих людей застрелен не был, но на телах некоторых обнаружили следы жестоких побоев. На пепелище обнаружили запасы транквилизаторов, шприцы для подкожного введения лекарств, внутривенные капельницы. Людей накачали наркотиками, а потом сожгли заживо. У некоторых из них к лицам прикипели остатки пластика, что свидетельствовало о том, что они умерли с пластиковыми мешками на головах. На полу валялся револьвер 22-го калибра, который за несколько часов до этого сделал свое дело в Шейри.
Говорили, что во время своих церемоний члены секты надевали на головы пластиковые мешки, что должно было символизировать отрыв от земного окружения. Газета «Виллидж войс» саркастически отозвалась об этом как о «наиболее впечатляющем ритуале «Храма солнца»: исповедоваться в грехах против природы с пластиковым мешком на голове». Однако бойня 5 октября не ограничилась Швейцарией.
В Канаде, в горнолыжном шале в пятидесяти милях к северо-западу от Монреаля, входившем в состав обширных владений Журе и Димамбро, полиции предстала страшная картина, непосредственно связанная со свежими новостями, поступавшими из Швейцарии.
Ранним утром 5 октября в шале внезапно прогремел взрыв, после которого домик загорелся. Пожарные, приехавшие по вызову, нашли в спальне тела мужчины и женщины. У обоих на груди были медальоны с двуглавым орлом и первыми буквами названия «Храм солнца».
Но они были не единственными жертвами. Обыскивая шале, следователи нашли в подвале тела еще двух членов секты, тридцатипятилетнего швейцарца Антонио Дютуа и его тридцатилетней жены-англичанки Ники Дютуа. Антонио был шофером и подручным Димамбро, Ники - няней в его семье. Через несколько часов в подвале нашли еще одно тело, втиснутое за радиатор отопления под лестницей. Это был трехмесячный Кристофер Эммануэл, сын Дютуа. На головку ребенка был надет туго завязанный пластиковый мешок, сердце пронзено деревянным колом.
Родители мальчика также погибли еще до пожара, их зарезали ножом, найденным около трупов, а потом бросили в подвал рядом с телом ребенка.
Позже, в ходе допросов членов секты, местная полиция установила, что ребенка убили в ходе обрядового жертвоприношения за несколько дней до трагедии по приказанию Димамбро, утверждавшего, что это - антихрист, описанный в Апокалипсисе. Якобы Димамбро был возмущен тем, что родители решили зачать младенца, не получив его согласия.
Тщательный осмотр канадского шале позволил установить, что взрыв был подготовлен людьми, которые успели бежать с места происшествия. Взрывные устройства были сделаны из электропроводов и прикреплены к канистрам с бензином; часовой механизм был установлен на 5 часов утра.
В ночь, предшествующую обнаружению тел, люди видели Журе и Димамбро, уезжавших из шале. Следователи предположили, что они улетели десятичасовым рейсом в Швейцарию. Канадский домик взлетел на воздух в тот момент, когда их самолет должен был приземлиться в Цюрихе.
Вначале полиция считала, что два лидера секты — Журе и Димамбро, семидесятилетний финансовый гений и «движущая сила» «Храма», привели в действие план массового убийства и самоубийства, а затем сбежали. Однако исследование зубов обугленных до неузнаваемости трупов показало, что одним из них был Димамбро. Спустя несколько дней был опознан и труп Журе.
Странный дуэт - представительный молодой врач и суровый отошедший от дел бизнесмен со склонностью к насилию - тщательно спланировал события. В середине дня, вскоре после приезда в Швейцарию, Журе и Димамбро поехали в деревушку Сальван. Горнолыжный сезон еще не начался; первые лыжники ожидались в этом районе только через месяц или около того. Тем не менее Журе и Димамбро отправились в магазин, где вели себя как будто готовились к вечеринке. Среди покупок были десятки коробок с пластиковыми мешками для мусора. Потом, заявив, что потеряли ключи, они обратились к местному слесарю, чтобы тот помог им открыть дверь шале, притулившегося под горой. Позже слесарь вспоминал, что в домике сильно пахло бензином. После того как Журе и Димамбро открыли домик, к назначенному месту встречи стали съезжаться на машинах другие члены секты.
По мнению швейцарской полиции, после этого Журе и Димамбро совершили семидесятипятиминутную поездку на ферму в Шейри, где у секты был главный храм и конференц-зал, чтобы на месте проследить за ходом убийств, самоубийств и поджогом. Потом они вернулись в Сальван к последнему действию, включавшему и их собственную гибель.
В Сальване также нашлись свидетельства того, что не все люди пошли на смерть добровольно. В квартирах, которые снимали в деревушке некоторые из жертв, были найдены полностью упакованные чемоданы, что свидетельствовало о намерении их владельцев отправиться в более земное путешествие. Куда именно - так и осталось загадкой.
В деревушке Сальван, куда члены секты часто приезжали по выходным дням, они на протяжении многих месяцев привлекали внимание примерно сотни местных жителей. Им казались странными богатые автомобили и изысканные вкусы сектантов.
Члены «Храма солнца» вели себя благопристойно и ни разу не дали повода пожаловаться на них в полицию. Официантка в деревенском ресторанчике рассказывала репортерам:
- Доктор Журе был высоким красивым мужчиной, он вел себя совершенно нормально. Я никогда не замечала за ним ничего подозрительного.
Жители Шейри были шокированы и напуганы взрывами и пожаром, потрясшими их сельский покой, а также и непривычным вниманием журналистов со всего света.
- Господь общается с нами через события, и одним из таких событий является феномен существования сект, - сказал преподобный Клод Морель своим прихожанам в деревенской церкви.
Другой священник, преподобный Жан Ришоз, сказал своей пастве, что «секты - это знак влияния демонов».
Однако по мере того, как следователи подбирали ключи к разгадке тайны, становилось все более очевидно, что не только демоны, а и деньги стояли за ужасами 5 октября. К моменту массовой гибели «Храм солнца» насчитывал 400-500 членов, из которых около ста человек жили в Канаде. В последние месяцы группу стало беспокоить растранжиривание средств, немалую роль в котором играла привычка Журе и Димамбро к роскошному образу жизни.
Некоторые сектанты почувствовали приближение катастрофы и пытались избежать ее. В интервью французскому еженедельнику «Экспресс» Патрик Ворне, двадцатишестилетний бывший член секты, сказал, что на встречах членов «Храма солнца» за год до страшных событий «все чаще и чаще затрагивалась тема перехода от жизни к смерти» и что Журе заверял последователей в том, что смерти не надо бояться. Ворне - сын Жана Ворне, французского бизнесмена, олимпийского чемпиона по лыжному спорту. Ворне-старший сказал, что не имел понятия о том, что его сын - член секты.
Кем был Люк Журе?
Он родился в 1947 году в Бельгийском Конго, ныне Заире. Его брат вспоминает, что в детстве он был общительным, умным и азартным мальчиком. Молодым человеком Журе вернулся на родину своих предков, в Бельгию, и служил там в армии. Затем он изучал медицину в Брюсселе и в 1974 году закончил Свободный университет с дипломом врача. Вначале он намеревался посвятить себя акушерству, но со временем заинтересовался гомеопатией - суть ее состоит в использовании малых доз химических веществ, но главным образом продуктов естественного происхождения для лечения различных заболеваний.
Журе увлекался мистикой, его занимали ритуалы, интриги и создание тайных обществ, особенно восхищали его тамплиеры XIV века, французский военизированный орден, члены которого утверждали, что являются прямыми потомками рыцарей-храмовников времен крестовых походов. После завершения эпохи крестовых походов в XIII веке тамплиеры расселились по разным странам Европы и Средиземноморья, однако сохранили тесные связи друг с другом и использовали огромные средства, собранные ими, для установления тайных международных связей в финансовой и политической сферах. Наиболее значительным финансовым достижением тамплиеров было создание влиятельной международной банковской системы, контролировавшей национальный долг Франции и Англии на протяжении нескольких поколений.
В 1307 году французский король Филипп Красивый конфисковал имущество ордена тамплиеров; десятки лидеров ордена были публично казнены. Были убиты руководители тамплиеров и в других европейских странах. Организация практически прекратила свое существование. Однако преследования способствовали созданию вокруг тамплиеров романтического и мистического ореола, и с тех пор во всем мире стали возникать многочисленные секты - некоторые из них были просто братствами теологов или схоластов, тогда как другие, тайные, объединяли религиозных фанатиков, провозглашавших себя наследниками тамплиеров.
Именно такой сектой и стал «Храм солнца». Его члены утверждали, что корни их организации восходят к тайному ордену XIV века, который позже преобразовался в одну из ветвей европейского масонского движения, к участию в которой допускались только христиане. К началу 70-х годов Журе сумел связаться с французской организацией, называвшей себя Обновленным орденом тамплиеров. В Обновленном ордене мистические тенденции и присущие средневековым тамплиерам интриги не только усилились, но и получили подкрепление в виде неонацистского оккультизма и индийского трансцендентализма. Характерным для него было использование театральных приемов - костюмов, песнопений и ритуалов, как будто позаимствованных из голливудских фильмов ужасов. Штаб-квартира Обновленного ордена размещалась в средневековом французском замке, недалеко от границы с Бельгией. К тому времени, как Люк Журе стал членом ордена, его возглавлял бывший офицер гестапо по имени Жюльен Оригас.
Философское любопытство Журе не знало удержу. В 1977 году, проводя эксперименты по органическому питанию и траволечению, он съездил на Филиппины. Там его заинтересовали врачи-хилеры, которые утверждали, что могут лечить любые заболевания, включая раковые. За год Журе посетил несколько азиатских стран, прежде всего Индию, а затем объявил о своем духовном пробуждении. К моменту возвращения домой он уже решил отойти от своей практики и заняться гомеопатией. Он обосновался в деревушке в Арденнах. К этому времени он успел на недолгое время обзавестись семьей, ребенок его умер в младенчестве, и после этого он развелся с женой.
Тем временем положение Журе в секретной иерархии Обновленного ордена становилось все более прочным. К середине 80-х годов, после кончины Оригаса, в секте произошла драка за власть, и, не придя к согласию с другими членами ордена по финансовым вопросам, Журе с небольшой группой последователей основал собственную организацию. Они переехали в Швейцарию и создали Международный рыцарский орден солнечных традиций, сокращенно - «Храм солнца». Этот орден, в свою очередь, объединился с уже существовавшей в Женеве сектой «Основание золотого пути», которой руководил Димамбро. После слияния организацию возглавил Журе, ставший ее религиозным и философским лидером. К уже существовавшему мистическому фундаменту Журе добавил надстройку из современной смеси спиритуализма Новой Эры, апокалиптического экологизма, гомеопатии и - с учетом условий десятилетия, в котором организация достигла наибольшего расцвета, - высших финансовых интересов. Основная забота о финансировании секты легла на плечи Димамбро, процветающего инвестора, который держал под контролем банковские счета, а также следил за дисциплиной в группе.
Швейцарская группа, в которой Журе играл роль первосвященника, сплотилась вокруг идеи о скором конце света, долженствующем принять обличие колоссальной космической и экологической катастрофы. Организация «Храма солнца» была построена таким образом, чтобы еще больше увлечь лояльных членов центральной идеей подчинения. Это стало настоящей паранойей. По мере вовлечения в секту новым последователям все более настойчиво внушалось, что только здесь им помогут во вселенной, полной противоречий, найти истинную реальность. Ритуальные обряды часто заканчивались вином, шампанским, обильными пирами и оживленными беседами.
Теологией «Храма солнца» была экология.
«Сценарии экологической катастрофы стали все больше занимать современных сектантов, ждущих Апокалипсиса, особенно среди тех, кого вдохновляют идеи Новой Эры, - писал Майкл Беркан, специалист по расистским культам из Сиракузского университета, в «Лос-Анджелес таймс» уже после трагедии. - В то время как многие природные катаклизмы уже не пугают людей, а окончание «холодной войны» уменьшило страх перед ядерной войной, экологические катастрофы становятся впечатляющими провозвестниками грядущего конца света».
В отличие от таких харизматических лидеров старозаветных сект, какими были Джим Джонс и Дэвид Кореш, Люк Журе контролировал своих последователей с помощью методов группового принуждения и гипноза, которыми он в совершенстве овладел за годы деятельности в качестве свободного лектора и пропагандиста. Впрочем, привело это к тому же: по призыву Журе они отказались от всего, что удерживало их в жизни, и пошли за ним на смерть.
На протяжении многих лет Журе вербовал все новых и новых членов секты - людей с деньгами, которые могли заплатить «вступительный взнос». Многие из этих людей впервые попали под влияние Журе в его женевской гомеопатической клинике, где он говорил пациентам: - Врач должен быть также и пастырем.
Швейцария, с ее просторами, либеральным банковским законодательством, расположенная в центре Европы, с богатым населением и традиционной терпимостью к экстравагантным религиозным течениям, была идеальным местом для подобной организации. В последние годы Швейцария стала центром религиозной активности милленариев [2]. К ним со всего мира съезжались сторонники, убежденные в неизбежности скорого конца света. Страна, имеющая прочную репутацию убежища от военных катаклизмов, цитадель процветания и цивилизации, превратилась в международный центр новых религий и культовой деятельности.
Многие из новых сект - это гностические группы Новой Эры, утверждающие, что ведут свою родословную от дохристианских и языческих сект. Они, по словам Массимо Интровинье, руководителя Центра по изучению новых религий, ищут «безопасного места в Швейцарии».
В двух штаб-квартирах «Храма солнца», в Женеве и в Монреале, по словам того же Интровинье, «собралась богатейшая коллекция представителей эзотерических и гностических групп со всего мира».
Подобные группы утверждают, что в Швейцарии, с ее семью миллионами жителей, у них насчитывается около 200 000 последователей.
«Храм солнца», чьи моралистические проповеди органического земледелия соседствовали с политически корректными лозунгами движения «зеленых» в защиту окружающей среды, притягивал множество людей, хотя и потерявших часть своего состояния, но все еще обеспеченных, хорошо образованных.
Некоторые из них приехали в Швейцарию вслед за Журе, познакомившись с ним во время его многочисленных поездок по Европе, Канаде и Австралии.
- Он вербовал своих последователей не среди чернорабочих в Катманду, - сказал в интервью лондонской «Санди таймс» швейцарский историк, изучавший трагедию «Храма солнца». - Одним из самых удивительных моментов во всей этой истории было то, что это были уважаемые, иногда даже известные люди. Они вели самый нормальный образ жизни, а потом он обратил их в свою веру.
Впервые Журе привлек к себе внимание не в Швейцарии, а в Канаде, где у него были активные сторонники, но тем не менее ему казалось, что секта подвергалась преследованиям.
Примерно в 1986 году неутомимые Журе и Димамбро отвезли горсточку членов секты из Франции и Швейцарии в место, названное ими «Земля обетованная» в провинции Квебек. Там, по мнению Журе, было одно из немногих мест на земле, позволявшее укрыться от грядущих экологических бедствий, которые должны были разрушить остальной мир. Журе и Димамбро купили здание бывшего монастыря с 1000 акрами окультуренной земли в сельской местности примерно в 50 милях к северу от Монреаля. На этой земле члены секты выращивали овощи без применения химических удобрений. Там же открылась и пекарня. В то время как Журе и Димамбро наслаждались прелестями лыжного курорта, их последователи, которые, как ожидалось, должны были передать все свои мирские накопления в пользу «Храма», жили общиной.
- Мы знали, что там была какая-то религиозная община, но они никому не мешали, - сказал репортерам представитель городских властей. Однако одна из горожанок, Жанин Бренон, сказала журналистам «Торонто стар» совершенно иное: - Они пугали меня. Они все время вели мрачные разговоры о голоде, пожаре и апокалипсисе...
Журе и его сторонники нашли в Квебеке плодородную почву для своих философских изысканий. Там процветали группы целителей-гомеопатов, а также последователей органического питания и другие экологические движения, охватившие своей деятельностью буквально тысячи сельских коммун Новой Эры.
В Канаде Журе был известен как опытный оратор и выдающийся общественный «организатор», который быстро сумел пробиться из сельской среды обитания туда, где водились большие деньги. Он умело внедрился в систему расцветающего корпоративного агитационного бизнеса - туда, где лекторы-пропагандисты и так называемые «помощники» организуют семинары по усовершенствованию и самореализации, посещение которых многие бизнесмены вменяют в обязанность своим служащим.
Журе особенно преуспел в работе с «Гидро-Квебеком», крупной местной энергетической компанией. В 1988 и 1989 годах «Гидро-Квебек» наняла его, чтобы провести для своих служащих серию агитационных семинаров на тему «Самореализация и управление». Во время этих семинаров Журе постепенно определил для себя возможных кандидатов в члены своей секты, а затем приложил определенные усилия, чтобы увлечь их с философской периферии динамики бизнеса и взаимоотношений в коллективе в темные сферы авторитаризма, паранойи и окончательной зависимости. Всего в одной компании он настолько успешно провел обращение, что после массовой гибели людей в Швейцарии представители «Гидро-Квебека» сообщили, что семнадцать служащих компании по-прежнему сохраняют связи с «Храмом солнца».
В это же время Журе разъезжал по маленьким городкам, набирая сторонников на лекциях по гомеопатии и органическому питанию. Власти полагают, что Журе завербовал несколько сот сектантов в Квебеке. Эти люди добавились к трем сотням последователей «Храма» в Швейцарии и Франции. За годы, проведенные в Канаде, Журе и Димамбро часто ездили в Швейцарию, чтобы не утратить власть над сектой и следить за привлечением новых членов. К 1993 году культовая организация Журе завершила успешно начатое ранее слияние агрессивной финансовой энергии и нарциссизма Новой Эры. Для сохранения этого единства требовался обычный авторитаризм, в рамках которого действовали строго установленные правила относительно питания и поведения.
Все члены «Храма солнца» распределялись по трем иерархическим категориям. Членство на «низшем» уровне стоило примерно 50 долларов в неделю. К этому уровню относились в основном новообращенные, которые посещали лекции и покупали агитационные видеокассеты. Второй уровень назывался «Клуб Аркадия» - членство в нем обходилось примерно в 150 долларов в неделю. Принадлежность к этому уровню означала возможность более активного участия в религиозных ритуалах «Храма солнца» и в деятельности по привлечению новичков; кроме того, члены «Клуба Аркадия» работали на фермах секты, производящих органическую продукцию. Наивысший уровень, называвшийся «Золотой круг», предполагал плату 200 долларов в неделю, сектанты этого уровня назначались кавалерами ордена и проводили тайные ритуалы магического и оккультного содержания. Кавалеры ордена образовывали тесный внутренний круг секты, сплотившийся вокруг Журе и Димамбро.
Помимо оплаты взносов за счет своего повседневного труда или из других источников, члены двух высших уровней должны были пожертвовать свою собственность и сбережения «Храму солнца».
Впрочем, иерархическая структура «Храма солнца» не предполагала проявлений извращенности и промискуитета, характерных для руководства других культов-убийц, хотя некоторые члены секты и жаловались на то, что Журе присвоил себе право одобрять браки или рекомендовать их расторжение. Основная деятельность была направлена на обеспечение организованности и сплоченности, вся внутренняя структура была построена таким образом, чтобы поддерживать строжайшую дисциплину. В основе этой дисциплины лежала вера в то, что только сто человек из всей группы попадут в число избранных, которым будет позволено уйти из этого безумного мира и пережить конец света.
Общественность была почти не осведомлена о деятельности Журе в Канаде вплоть до 1993 года, когда полиция установила наблюдение за «Храмом солнца», подозревая его членов в нарушении законодательства о хранении оружия. Позже в том же году Журе был признан виновным во ввозе оружия в Канаду. Его приговорили к штрафу в 750 долларов, как за это преступление, так и за владение запрещенными законом ружейными глушителями.
Этот случай получил широкую огласку, и Розмари Клос, одна из прихожанок «Храма солнца», переехавшая в Канаду из Швейцарии вслед за Журе и Димамбро, рассказала репортеру канадского радио, что до того, как с отвращением покинула ряды сектантов, она и ее муж передали руководителям секты 500 тысяч долларов для вложения в фермерское хозяйство.
Журе говорил людям, что грядет страшная катастрофа и что только избранным суждено уцелеть в ней. Он убеждал людей уехать из Европы, все продать и вложить деньги в его проекты. Журе считал себя Иисусом Христом.
Позже канадская полиция предположила, что Журе и Димамбро стали обсуждать возможность массового самоубийства и убийства в марте 1993 года, когда полиция обнаружила пещеру для погребений, оборудованную орденом вблизи холмов Морин. После этого рейда полиции Журе и Димамбро отказались от мысли основать «Землю обетованную» в Канаде.
Раздраженный оглаской, которую Клос и другие критики придали деятельности «Храма» после истории с оружием, в конце 1993 года Журе, по-видимому, покинул Канаду и в последний год жизни бывал там только наездами.
Однако канадские неприятности потянулись за ним и в Швейцарию. Среди тех, кто погиб в швейцарских шале, были сектанты из Канады, успевшие рассказать друзьям, что летят в Швейцарию, чтобы разобраться в финансовой деятельности Журе. Среди этих канадцев были пятидесятилетний Робер Остиги, бизнесмен и мэр Ришелье, маленького городка в двадцати пяти милях к югу от Монреаля; сорокачетырехлетняя Жослин Гранмезон, журналистка из «Журналь де Квебек»; сорокасемилетний Робер Фалардо, мелкий служащий министерства финансов Квебека, оставивший работу и отправившийся в Швейцарию за несколько месяцев до трагедии, чтобы помочь решить «спорные» вопросы, относящиеся к деловой активности группы.
По данным монреальских газет, Остиги тайно вступил в секту в конце 80-х годов. Двое других также скрывали свою принадлежность к «Храму». По другим сообщениям, незадолго до всех событий Журе был смещен с поста Великого магистра канадского отделения «Храма», что еще больше усугубило раскол в рядах секты.
Некоторые расхождения могли носить чисто стратегический характер. Когда в 90-х годах стала падать в цене недвижимость, уменьшилась и стоимость авуаров, и доходы «Храма солнца» резко упали. Некоторые бывшие и оставшиеся в живых члены секты рассказывали о том, как росло напряжение в их рядах из-за того, что Журе и Димамбро могли потерять крупные суммы денег, инвестированные ими в недвижимость. Другие вспоминают, что в канадском отделении «Храма» усиливалось недовольство в связи с произволом и капризами Журе в отношении одобрения браков и рекомендаций по их расторжению.
Журе был неутомимым путешественником. В течение многих лет он вел активную деятельность в Австралии, куда они с Димамбро часто приезжали во второй половине 80-х годов, чтобы наладить связи между местными группами Новой Эры. В планы Журе входило проведение регулярных служб в Эйерс Роке, огромном поселении в пустыне национального заповедника Улуру-Ката Тжута, превратившемся в своего рода святыню для духовных лидеров Новой Эры. Впрочем, местная община аборигенов, контролирующая доступ в это поселение, не дала согласия. Тем не менее Журе по-прежнему продолжал ездить в Австралию и организовывать там религиозные группы.
Детонатором трагедии, разыгравшейся 5 октября 1994 года, были деньги. После массовой гибели людей следователи в Канаде быстро обнаружили депозиты на миллионы долларов, открытые Димамбро и Журе в банках на трех континентах. Димамбро, который в 1972 году провел 6 месяцев в канадской тюрьме по обвинению в мошенничестве, оказался владельцем более шестидесяти объектов недвижимости. К моменту гибели его личные расходы по кредитным карточкам составляли около 35 000 долларов в месяц.
Сообщалось также, что канадская полиция расследовала нелегальные финансовые операции Димамбро на сумму 95 миллионов долларов! Спустя несколько дней после того, как в Канаде и Швейцарии были обнаружены трупы, констебль Королевской канадской конной полиции Жиль Дезьель подтвердил репортерам в Монреале, что агентство федеральной полиции «проводит расследование о незаконных финансовых операциях, в которые были вовлечены некоторые члены ордена «Храма солнца». Однако он отказался назвать имена этих людей.
Кроме того, были сведения о том, что полиция подозревала Журе в связях с правой военизированной группировкой, которая собиралась взорвать передатчики «Гидро-Квебека» и угрожала правительственным чиновникам.
Между тем канадская полиция на протяжении многих лет получала предупреждения о том, что Журе и его последователи запасаются оружием и планируют внедриться в правительственные и деловые организации страны.
Спустя несколько дней после гибели людей во французское Министерство внутренних дел пришло письмо из «Храма солнца», отправленное из Швейцарии в день трагедии. В письме говорилось, что правительство «безжалостно» преследует секту.
«Перед лицом непрекращающегося запугивания со стороны полиции... мы в полном сознании решили уйти из этого мира» - эти слова из письма приводит «Торонто стар».
Большую часть 1994 года Журе и Димамбро провели в поездках между Канадой и Швейцарией. Во второй половине года Журе стал все чаще предупреждать своих последователей в Квебеке, что приближается «день катастрофы». Он понимал, о чем говорил.
Как стало известно позже полиции, сектантов убеждали в том, что, погибнув в пламени на Земле, они воскреснут на далекой планете под названием Сириус.
Робер Фалардо, мелкий служащий министерства финансов, которого считали лидером канадского отделения секты, судя по всему, вернулся в Канаду из Швейцарии в конце сентября 1994 года. Последнюю неделю этого месяца он провел в гостинице «Бонивар» в Вейтоксе. Служащие гостиницы рассказали, что в ночь на 26 сентября, после какого-то телефонного звонка, Фалардо спешно покинул гостиницу, сказав, что речь идет о срочном деле. По мнению полиции, в ту же ночь или на следующее утро он вылетел в Швейцарию.
Через несколько дней после этого Журе, Димамбро и еще семеро членов секты собрались за обедом в отдельной столовой гостиницы. Умберто Тиммонери, метрдотель, рассказал «Торонто стар», что «у них был напряженный и серьезный вид. Они явно были в плохом настроении. Я прихожу в ужас при мысли о том, что именно здесь они могли обсуждать окончательный план этой жуткой бойни».
А за два дня до бойни Димамбро и 12 его приближенных провели в Канаде ритуальную «тайную вечерю» в дорогом ресторане. Журе среди них не было.
Если рассматривать это дело только с точки зрения криминалистов, можно утверждать, что основной причиной трагедии стали деньги. Суммы были очень велики. Когда власти стали распутывать тайные дела, они установили наличие колоссального банковского счета в Австрии. По данным банка, переданным в швейцарские газеты, в 1993 году один из помощников Димамбро открыл этот счет, положив на него сразу же целое состояние - по некоторым сведениям, более 90 миллионов долларов; деньги были переведены из Швейцарии. По данным полиции, Журе и Димамбро провели большую часть зимы 1994 года в Австралии, в Квинсленде.
Но деньги не могут объяснить, почему такое количество сектантов в Швейцарии добровольно пошли на смерть. Денежные проблемы тщательно скрывались от членов «Храма» в Швейцарии и Франции. Они пришли по призыву Журе, потому что верили, что вот-вот действительно настанет Судный день и что «Храм солнца» позволит им «очиститься» космическим пламенем и подняться из пепла гибнущего человечества к более высоким формам жизни.
Некоторые специалисты утверждали, что культы Новой Эры - управляемые в соответствии с современными законами рынка, привязанные к экологическому морализму - распространяются быстрее, чем более старые культы милленариев, основанные на протестантизме и на буквальной интерпретации Апокалипсиса. Хотя большинство культов Новой Эры ставят в центр своей деятельности спиритуализм и самоусовершенствование, «Храм солнца» может служить напоминанием о том, что современные культы-убийцы могут принимать новые формы, но при этом доходить до той же степени экстремизма, которая привела к гибели сотен людей в Джонстауне и в Уэйко.
Профессор Питер Байер из отдела изучения религии университета Торонто сказал в интервью «Торонто стар»:
- Религиозный рынок широко открыт для предпринимателей, каждый из которых предлагает свою, уникальную продукцию.
Смертельная новая религиозная продукция рыночного гения Люка Журе точно соответствовала требованиям Новой Эры. Бывшие последователи культа вспоминают о поездках в Стонхендж, о полуночных церемониях при свете полной луны, в ходе которых служители культа, похожие на друидов, в балахонах с капюшонами, на которых были вышиты кресты, распевали псалмы, а Журе призывал всех готовиться к Апокалипсису.
Шестидесятитрехлетний житель деревушки Шейри вспоминал то утро и охватившее его смятение:
- Сначала огонь был небольшой, потом стал сильнее, потом взорвались баллоны с газом. Сначала я подумал, что они там что-то празднуют и устроили фейерверк. А тут уже все загорелось.
Спустя несколько часов он узнал о том, что произошло в действительности. - Это было ужасно, - сказал он, - настоящий храм смерти.
______________________________________
[1] Новая Эра (New Age - Нью Эйдж) - обобщающее название разных новых неканонических верований, возникших после второй мировой войны и включающих в себя элементы буддизма, индуизма, неоязычества, астрологии, исследований НЛО и т.д.
[2] Милленарии (от латинского Millenium - тысяча) - секты поклонников хилиазма - осужденного традиционным христианством учения о скором наступлении конца света и последующим за ним тысячелетнем совместном с милленариями царствовании Христа на Земле.