Другие названия: «Рiдна украiнська національна вipa», «Родная украинская национальная вера».
Основатель, главный идеолог и глава организации - Лев Силенко, проживающий в США, под Нью-Йорком [5,7].
Адепты организации так описывают его биографию: «Родился на Кировоградщине в казацкой семье, его отца репрессировали, поступил в библиотечное училище, но был исключен, работал на стройках в Москве, во время мобилизации в Великую Отечественную ушел на фронт, попал в плен, бежал и весной 1942 года объявился в Киеве, сотрудничал с проукраинской газетой «Наше слово», деятели которой были арестованы и погибли, а Льва Силенко живым выпустили из гестапо - освободили по молодости его лет. Затем он уехал на западную Украину, перешел границу и очутился в Германии, расшифровывал санскритские письмена, создал учение РУНВіры и свою церковь, которая купила большой участок земли в 130 километрах от Нью-Йорка, назвал ее «Орияной» и построил там огромный храм. Теперь пребывает в нем во благе и шлет наставления своим ученикам» [7].
Как справедливо указывает журналистка Я.Соколовская, совершенно неясно, каким образом изгнанный даже из библиотечного училища человек мог расшифровывать санскрит и как ему удалось живым выйти из гестапо?
Руководитель украинской «РУНВіры» - Пинчук Степан Петрович.
Первый заместитель руководителя «РУНВіры» - П.В.Рубан (инициированное имя - Святослав) [3].
Собрание членов «РУНВіры» носит название «Священная Рада» [8].
Культовое сооружение - Собор святой матери Украины - находится в г.Спринг-Глен (штат Нью-Йорк), есть академия, издательство. Последователи «РУНВіры» есть в США, Австралии, Канаде, Англии, в странах СНГ, т.е. в местах компактного проживания украинцев.
Адрес в США: Samobutnia Ukraina-Rus, P.O. Box 60, Gillette, NJ 07933. Tel/Fax: 1 (908) 647-1215; eMail: [email protected]
В Украине действует сорок восемь общин «РУНВіры» [5], в том числе, в Киеве, в Днепропетровской, Донецкой, Запорожской, Житомирской, Львовской, Одесской, Полтавской, Харьковской и некоторых других областях [10].
Один из самых крупных языческих пантеонов был в самом центре Киева в районе нынешнего расположения МИДа, английского посольства и дома, где живут некоторые высшие руководители Украины. Другой, по словам рунвистов, - рядом с селом Чайкино, где родился президент Кучма [7].
Контактный телефон в Киеве: 011-380 (44) 228-6987.
Есть филиалы «РУНВіры» в Канаде, Беларуси и России.
В России - в Москве, Тюмени, Санкт-Петербурге и других городах.
Вероучение «РУНВіры» - представляет собой неоязычество.
Последователи поклоняются Дажбогу и выступают за полную замену христианства язычеством [6].
Льва Силенко его последователи почитают как «посланного Богом Учителя и Пророка, воплощение вечного Духа Орияны - Скитии - Руси-Украины» [10].
Согласно учению «РУНВиры», украинцы имеют свое понимание Бога, который им представлен под именем Даждьбога. Это дает им возможность обновлять и совершенствовать силу своего собственного бытия. Даждьбог - это сознание мира, вечная энергия осознанного и неосознанного бытия, святая правда, это Святой Дух Украины-Руси, а вера в него - святая и родная, своими глубокими историческими традиционными ценностями определяет философию культуры и морали украинца. «РУНВира» устанавливает для украинцев отдельное место в религиозной жизни человечества. Имея родную веру, украинец не подчиняет себя иностранным религиозным авторитетам, догмам, канонам. По мнению Силенко, «на протяжении столетий рабская христианская религия сформировала «человека-раба». Христианская религия «не является родной для украинца. Те, кто предал Даждьбога, способствовали колонизации Украины». Последователи «РУНВиры» не признают изображение Даждьбога, так как он - Святой Дух, Свобода, Правда, Любовь, Милосердие [10].
Символом «РУНВиры» является трезубец на солнечном диске. Последователи данного учения, ссылаясь на исторические труды и археологические находки, а также на толкование слов по санскриту, называют ее «Трисутью» (аналог, санскрит - Трисутта), считая ее такой же древней, как история культуры и цивилизации. Этот символ грех сущностей бытия присутствовал и в эмблеме Скитского рода Гаутаммы Будды. Философское трактование этого символа - триединство основы человеческого бытия - три сущности, сути - три главы: НАВ (духовное бытие), ЯВ (явное, материальное бытие) и ПРАВ (правила духовного и материального бытия). В этой эмблеме, по учению, воплощена духовная заповедь предков с нестареющим смыслом: «разумными правилами и (законами) самосовершенствуй свою духовную и телесную силу, следовательно, победивши силу тьмы - осчастливишься добром» [10].
Священные книги рунвировцев - «Мага вера» (в переводе - могучая вера) и «Обрядник». Пинчук заверяет, что именно в них описана «вся правда славянской жизни», именно они «должны возродить дух украинской нации и избавить ее от «омоскаливания». «Наша вера - исконная, а христианская, московская - захватническая», - проповедует Пинчук [7].
«Мага Веры» (Могущественная вера) - основной труд Льва Силенко. Основная цель книги: «представить читателям освобожденную от позднейших наслоений и христианского влияния подлинную религию Украины-Руси, в центре которой поклонение Единому Богу - Даждьбогу» и «познакомить украинцев с «подлинной» историей Украины - от Вещего Олега до 1775 года». По словам автора, книга опирается на многочисленные источники и материалы, изученные в библиотеках, хранилищах, учебных заведениях - ряда стран Европы, Азии и США [10].
«РУНВира» - неоязыческая религиозная организация.
За рубежом общины «РУНВиры» организовались и были признаны официальными властями в середине 60-х годов в г. Чикаго (США). Затем они появились в ряде других штатов - Иллинойс, Нью-Джерси, Пенсильвания и других. С 70-80-х годов общества и представительства РУНВеры начали действовать в Канаде, Австралии, Англии, Германии, Новой Зеландии. На первом Соборе членов «РУНВиры», проходившем в г. Чикаго (США) в 1972 г., были приняты основные документы, регламентирующие внутреннюю жизнь церкви, среди них - «Семь законов правильной жизни», «Святые заповеди». В мае 1992 г. Совет по делам религий при Кабинете Министров Украины зарегистрировал объединение «Церковь Верных Родной Украинской Вере» (РУНВира) [10].
Финансирование деятельности «РУНВиры» осуществляется, по некоторым данным, из США.
Исследовательница Янина Соколовская пишет [7]: «Языческие церкви возродились в Украине четыре года назад, но силу набрали только сейчас. Судя по высказываниям их «отцов», они вполне уверенно идут к своей основной цели - изгнанию «захватнической христианской церкви» со всей исконной территории Киевской Руси. Руководимые из далекого американского центра, они неплохо материально обеспечены и в свои ряды пускают не абы кого, а людей с хорошим положением и, предпочтительно, высшим образованием. В их рядах - писатели, художники и прочий цвет интеллигенции страны. В сферу интересов «поборников исторической правды на Киевской Руси» входят и Россия, и Белоруссия, где они пытаются создать свои представительства. Ряды язычников уверенно растут - для их выступлений и лекций отдаются лучшие залы, время в радиоэфире и на телевидении. Но основные действа происходят не там, а на квартирах, где «просвещенные отцы» собираются вдали от чужих глаз... Художники, поэты и писатели стали костяком неоязыческой церкви, сформировавшейся в Киеве на основе Союза писателей Украины. РУНВира объединила очень почитаемых в стране литераторов - Сергея Плачинды, Анатолия Качана, Николая Луговика и многих других. Ход организаторов церкви был стратегически правильным - сделав основой церкви людей с громкими именами, называемых цветом украинской интеллигенции, они гарантировали приток в нее новых и новых людей».
В своих посланиях Лев Силенко подчеркивает, что не относит членов своей организации ни к идолопоклонникам, ни к язычникам, «поскольку все они верят в единосущного Даждьбога» [5].
В РУНВире свои обряды венчания, крещения и похорон, свои молитвы и праздники. Так, отсчет нового года начинается в день весеннего равноденствия. Сейчас по календарю РУНВиры идет 10997 ориянский год. Календарные праздники условно делятся на несколько групп: языческие праздники - День праотца Ория (День Ярила), День Перуна, «Великий день Света Даждьбожьего» и т.п.; праздники, которые, по мнению последователей, христианство присвоило себе - Рождество Христово (соотв. Рождество Света Даждьбога), Вербная неделя, Купала, Троица, а также дни памяти украинских поэтов и просветителей - Т.Шевченко, Л. Украинки, И. Франко и др. [10]
По описанию журналистки Янины Соколовской: «Собрания происходят таким образом: для начала зачитывается молитва «Даждьбоже мой», затем цитируется священная книга «Мага вера», под магнитофонный аккомпанемент распеваются песни, возвеличивающие Льва Силенко, после - молитва и переход к пункту «разное». Как сказал мне один из представителей Госкомрелигий Украины, сначала ему казалось, что эти собрания смахивают на отчетно-выборные сходки в колхозе. Позже стало понятно, что происходящее в «РУНВире» - достаточно серьезно» [7].
Жрецы («рунпапы») организации носят на цепях кулоны с символикой организации - солнце с национальным трезубом в середине.
Организация отличается экстремизмом и воинствующим антихристианством. Например, лидеры «РУНВиры» требуют, чтобы православные храмы были превращены в музеи или в новоязыческие капища [4].
По словам Степана Пинчука, его организация выдвигает требование: «Христианские церкви должны быть или закрыты, или превращены в музеи, либо в них должны исчезнуть иконы и появиться рунвистские знаки - солнышка с трезубами» [7].
«РУНВира» активно поддерживает контакты с неоязыческими сообществами России. Регулярно проводятся совместные акции. Например, презентация «московського журналу «Спадщина Предкiв» («Наследие предков») проходила в актовом зале Дома ученых, где собралось около шестидесяти человек. В основном это были завсегдатаи клубов, явившиеся на очередное заседание согласно заранее разосланной программе. Были: председатель Всеукраинской общественной организации «Нациократия» и первый заместитель «Рунвиры» П.В.Рубан (Святослав), представитель газеты «Вечiрнiй Киiв» журналист В.Н.Сердюк, юрисконсульт В.А.Хотемский и другие. «Наследие предков» представляли три человека: П.В.Тулаев (Москва), Ю.А.Шилов (Киев) и заместитель Р.Н.Куконеску (киевский корпункт издания «Наследие предков») [3].
В начале 1998 года руководство «РУНВиры» направило президенту Украины Леониду Кучме обращение, в котором выразило недовольство религиозной политикой Кучмы, в частности тем, что «в украинской армии вводятся должности капелланов, которые навязывают воинам православное вероисповедание, на средства государства строятся христианские храмы», а сам Президент неоднократно подчеркивал «свое толерантное отношение к православному христианству». Допуская право Леонида Кучмы «на исповедание избранной им религии», сторонники язычества тем не менее утверждали, что Президент, являясь «избранником всего украинского народа, в том числе и последователей РУНВиры», не имеет права «делать свой личный выбор выбором всего украинского народа». «Поэтому, - говорится далее в обращении к Кучме, - мы расцениваем Вашу неприкрытую симпатию и конкретные действия на пользу одной религиозной конфессии (в свое время грубо навязанной нашему народу огнем и мечом) как нарушение соответствующих статей Конституции, гарантом, которой Вы призваны быть» [8,9].
Постепенно неоязычники, которых никто не принимал всерьез, стали выходить на государственный уровень. Кроме потешных писем президенту с требованиями убрать с украинских гривен изображение князя Владимира-Крестителя, «поневолившего» родную страну, они сделали кое-что посущественнее. По заявлению рунвиста Анатолия Лысенко, называемого «официальным представителем Духовного Учителя в Киеве», изучение РУНВиры теперь вошло в вузовские программы: «Львовские преподаватели во главе с рунвистом Федорченко разработали и подали в минобразования программу курса «религиоведение», куда включено и наше учение. Министерство эту программу утвердило, преподавание по ней ведется с прошлого года. Этот курс достаточно большой - 78 часов». Сам «официальный представитель» преподает религиоведение с рунвистским уклоном в киевском училище культуры. По словам Анатолия Лысенко, что он - лишь один из очень многих людей, официально преподающих неоязыческое учение - его коллеги-соратники работают в университетах Киева, Львова и Ужгорода, в Черкасском пединституте, Киево-Могилянской академии. «Очень многие из их студентов приходят в РУНВиру и создают свои общины». Сколько в Украине, России и Белоруссии рунвистов, государственным чиновникам неизвестно, а сами «рунпапы» не распространяются об этом. Лишь намекают, что их паства - это десятки тысяч людей [7].
«РУНВира» квалифицирована как неоязыческая деструктивная религиозная организация в:
● ответе заместителя начальника Центра криминальной информации ГИЦ МВД полковника внутренней службы А.И.Хвыли-Олинтера №34/3-127 от 26 июля 1999 г. профессору кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации М.Н.Кузнецову по поводу действующих в России неоязыческих групп;
● экспертном заключении специалистов религиоведческой научной группы Института развития личности Российской академии образования И.А.Галицкой и И.В.Метлика от 9 октября 1997 г.;
● ответе Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий №42/12-э от 1 августа 1999 г. профессору кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации М.Н.Кузнецову по поводу деятельности в России неоязыческих религиозных организаций;
● письме председателя Миссионерского отдела Ярославской епархии священника Олега Разумова от 24 января 2000 г. руководителю Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий священнику Олегу Стеняеву;
● заявлении заместителя исполнительного директора Общественной организации «Севастопольский Центр Православного Просвещения» Оксаны Гроник №10 от 3 августа 1999 г. по поводу неоязычества;
● ответе директора Пермской общественной организации Православное общество «Панагия» М.Медведева №14 от 12 декабря 1999 г. профессору Кафедры государственного строительства и права РАГС при Президенте РФ М.Н.Кузнецову по поводу неоязыческих сект в РФ;
● статье А.Федорова «Нашествие неоязычников» [1];
● статье «Нашествие неоязычников», опубликованной в газете «Православная Москва» [2];
● письме члена Комитета по спасению молодежи С.Л.Максимова №374-56/у от 17 августа 1999 г. заместителю начальника Главного управления юстиции г.Москвы В.Н.Жбанкову.
К разделу «РУНВира»
1. Федоров А. Нашествие неоязычников // Русский вестник. - 2000.- №1-2.
2. Нашествие неоязычников // Православная Москва, февраль 2000 г. - №4(214).
5. Язычники на Украине // Русь Православная, 15 мая 1998 г.
6. Степаненко С. Неоязычники // Радиоцерковь. Славянок, Украина, 2 сентября 1998 г.
7. Соколовская Я. Новые язычники против христианской церкви // Известия, 31 октября 1997 г.
8. Украинские язычники обвиняют президента // Радонеж, январь 1998 г. - №1-2(67).
9. Украинские язычники недовольны Кучмой // Русская мысль, 22 января 1998 г. - №4206.
10. Новые религиозные культы, движения и организации в России / Под ред. Н.А.Трофимчука. - (2-е издание, дополненное и переработанное). - М.: Изд-во РАГС, 1998. - 346 с.
Московское издательство «ПаломникЪ» издает новые тома энциклопедии «Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера», приобретая которые, вы получаете доступ к полной версии энциклопедии, обширным аналитическим материалам, информации о сотнях новых культовых групп, огромной базе документов и массиву фотографий. Приобрести книгу, как в розницу, так и оптом, жителям Украины удобнее в Интернет-магазине «Благовест», оплатив стоимость пересылки книги из России, или в самом издательстве «ПаломникЪ». Главный редактор издательства - Павел Николаевич Роговой. Адрес издательства: 127015, Москва, ул. Бутырская, 86 Б, тел. (499) 972-36-45, e-mail: [email protected].
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИИ ДЕСТРУКТИВНОГО, ОККУЛЬТНОГО И НЕОЯЗЫЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА»
Том 3. Неоязычество
Неоязыческие организации - по названиям с «К» по «Р»