Вернуться к началу раздела «Кастанеды Карлоса последователей группы» Остановка внутреннего диалога также способствует овладению неделанием. В психологическом отношении оно схоже с «недеянием» древних даосов. Эти психологические идеи и психические техники находится в одном ряду. Концепция неделания также обусловлена представлениями о человеке, как существе, способном к иным восприятиям реальности. Привычный образ мира является результатом молчаливого соглашения людей по этому поводу - следствием уже ставшего бессознательным делания мира, обладающего колоссальной инерцией. С другой стороны, возможно преодолеть эту инерцию, не соглашаясь с привычными описаниями мира, культивируя в себе намерение рассматривать привычное делание мира как только одно из бесчисленного ряда возможных систем восприятий. Для этого следует уделять особое внимание тем деталям в нашем привычном мировосприятии, которые считаются несущественными. Например, не самим предметам, а их теням. Остановка потока рационального мышления позволяет остановить привычный поток восприятий. В этом состоянии перед адептом открываются возможности чувствования иных «слоев реальности» - видения. «Неделание очень просто, но и очень сложно. Дело здесь не в понимании, а в овладении этим. Видение, конечно, является конечным достижением человека знания. И видение достигается только тогда, когда он остановил мир. Пользуясь техникой неделания» [3].
Еще одной психологической техникой, которая является «венцом учений дона Хуана и дона Хенаро» называется выслеживание. Это некий вариант постоянного самоконтроля человеком всего окружающего и самого себя. Прием используется для освобождения от привычек, которые не способствуют накоплению силы. Например - неумеренность в пище. Одна из учениц дона Хуана для того, чтобы избавиться от ожирения действовала таким образом «Она сказала, что Нагваль предложил, чтобы она сначала занялась наибольшей частью этой привычки, связанной с ее работой, как прачки; она всегда ела, когда ее клиенты угощали ее, в то время как она ходила по домам, разнося белье... В течение многих лет она не могла ничего придумать, что ей сделать, чтобы выследить свою слабость однако однажды она сделалась такой больной и усталой от того, что она толстая, что отказалась принимать пищу 3 дня. Это было начальное действие, которое разрушило ее фиксацию. Затем у нее возникла идея засунуть в рот губку, чтобы ее клиенты поверили, что у нее испорченные зубы и она не может есть. Эта уловка сработала не только с клиентами, которые перестали давать ей пищу, но и с ней самой, поскольку она имела ощущение еды, когда жевала губку. ...она ходила везде с губкой, засунутой в рот, в течение нескольких лет, пока ее привычка чрезмерного едения не разрушилась» [4]. Применив такую оригинальную процедуру и научившись есть как воин, эта женщина сумела похудеть. «Воин ест молча, медленно и понемногу за раз. Я привыкла говорить, когда ела и ела очень быстро, и съедала огромное количество пищи за один прием. Нагваль сказал мне, что воин делает 4 глотка за один раз. Немного спустя он делает следующие 4 глотка и т.д. Таким же точно способом, каждый день... Моя слабость к еде никогда не позволяла мне делать прогулки. Я сломила ее тем, что ела 4 глотка пищи каждый час и тем, что делала прогулки. Иногда я ходила весь день и всю ночь. Так я согнала жир с моих ягодиц» [4].
Также ключевой техникой Кастанеда выделяет сталкинг. «Искусство сталкера было представлено мне, как ряд приемов и установок, которые позволяют наилучшим образом выходить из любой вообразимой ситуации [5].
На определенном этапе возможно (не для всех магов) освоить технику видения, о котором говорилось выше. Приобретение этой способности обусловлено наличием достаточного количества силы и еще некоторыми факторами, делающими возможным для мага стать человеком знания. Это знание, собственно, и определяется видением. Оно, в отличие от обычного смотрения позволяет познать всю относительность смыслов, целей и задач людей в нашей жизни - даже и магов. «Смотреть означало тот обычный способ, которым мы привыкли ощущать мир, в то время как видеть заключало в себе сложный процесс, путем которого человек знания мог непосредственно воспринимать сущность вещей мира». Как уже было сказано, практически все психологические упражнения у Кастанеды тесно связаны с употреблением галлюциногенных наркотиков: «В период второго цикла ученичества дон Хуан сделал упор на том, чтобы убедить меня, что использование курительной смеси являлось необходимым условием для виденья. Поэтому я должен курить ее как можно чаще» [2]. Помимо наркотиков, желающий научиться видению может использовать внимательное наблюдение за миром вокруг - часами всматриваться в камень, травинку, затем - туман, облако и иные подвижные природные объекты.
Все перечисленные выше психологические методики, техники, упражнения и приемы сосредоточены на одной цели - расшатать умственную ориентировку человека, расстроить работу органов чувств и изменить сознание в направлении отрыва личности от любых опор в обычае, традиции, культуре. «Раскачка сознания» по методам Кастанеды имеет вполне конкретные психологические последствия для тех, кто будет практиковать эти упражнения: нарушения пространственно-временной ориентации, интеллектуальная парализация и ее следствия - невозможность общения с другими людьми, формирование психологической замкнутости и социальная дезадаптация. Это случится во всяком случае, а вот полетит ли адепт, начитавшийся на ночь Кастанеды, в своем сновидении на Луну или просто свалится со своего балкона, научится он проходить сквозь стены или расшибет себе голову о них - большой вопрос.
Одно и основных следствий социальной дезадаптации при усвоении подобного образа жизни: полное «гражданское самоуничтожение» человеком самого себя. Книги Кастанеды обращены, прежде всего к молодым людям (они имеют силу), а среди них - образованным, начитанным, интересующимся философией, религией. Это особенно актуально в нашей стране и в наше время. Превратить хотя бы часть образованной русской молодежи в «астральных пилотов», означает убедить их в том, что полеты в «измененной реальности» и есть ее истинное «высокое человеческое право», но никак не право быть хозяином в своей стране. Лучше, подобно американским аборигенам, сидеть в своих резервациях и блуждать в своих сновидениях, но никак не определять реальную политическую и общественную жизнь в стране. Другие люди, более примитивные и «приземленные», будут обладать собственностью, использовать наши природные ресурсы, «делать деньги», управлять государством.
Так достояние, за которое наши предки отдавали жизни, жертвовали своей кровью имея ввиду не только свое будущее, но и своих потомков, в том числе и современных «астральных пилотов» - незаметно уводят от нас, используя, помимо всего остального, мистификацию сознания молодежи. По мнению наших неоязыческих «доброжелателей», гораздо лучше потратить лучшие годы жизни не на получение хорошего образования, создание крепкой семьи, воспитание детей, службу Отечеству, а на то, чтобы испробовать все наркотики, полностью разрушить свой рациональный разум, «отказаться от собственной важности» для того, чтобы впасть в манию величия, по ночам превращаться в ворону и облетать окрестности. А в конце концов - «растянуть себя по всем направлениям» в «бесконечном путешествии», нирване.
Для введения человека в мир сновидения, формирования способности различать дубля от настоящего человека, а также для иных целей маги могут использовать провокации, которые должны разрушить у адепта привычное восприятие или вызвать необходимые эмоциональные состояния. Ученика можно и нужно обманывать «для его же блага», всячески дурить якобы для того, чтобы разрушить привычное восприятие мира и вещей - помочь остановить мир.
Рассказ о масштабной провокации, в которой на протяжении нескольких дней принимали участие все маги «команды дона Хуана» - сотоварищи Кастанеды по его учебе, составляет большую часть книги «Второе кольцо силы» [4]. Ее целью было развить способности в сновидении. Имеет смысл подробнее ознакомиться с некоторыми фрагментами этой истории, как типичного примера, чтобы лучше представить себе стиль, содержание и лексику писаний Кастанеды. Именно эта «свободная» стилистика и форма, не говоря уже о мистифицированном содержании, является главной приманкой Кастанеды-писателя. Она безотказно работает, заставляя скучающих западных снобов и любителей всего «запредельного» чувствовать себя психическими великанами, подниматься над «серой массой», мысленно разрывать бессмысленную ткань своего существования в давящей пошлости «общества потребления».
Провокацию ему, якобы, устроили остальные ученики дона Хуана по прямому приказу «учителя». Это, как он пишет, было «...финальным нападением на мой разум, концентрированной атакой, замышленной самим доном Хуаном. Его ученики, направленные им, при его отсутствии самым методическим и точным образом разрушили за несколько дней последний бастион моего разума. За эти несколько дней они раскрыли мне один из двух практических аспектов своей магии, искусство сновидений, которое является ядром данной работы». Провокация начинается, когда Кастанеда прибывает в дом своих сотоварищей по учебе у дона Хуана - Паблито и Нестора - и находит там только мать Паблито. Она выглядит не совсем обычно. Вместо привычного вида старой массивной женщины Кастанеда находит ее худощавой и подвижной и рассыпается в комплиментах. Матушка Паблито также приветствует его: «Она сделала пару шагов передо мной и обратилась ко мне лицом: «Дай мне посмотреть на тебя, - сказала она, - Hагваль (дон Хуан - прим. авт.) сказал нам, что ты дьявол».
После такого обмена любезностями мать Паблито ведет его в дом и показывает клетку с койотом, и рядом - собаку. Затем заводит в свою комнату и, немного поговорив с ним... показывает свои гениталии. Кастанеда записывает: «Я был ошеломлен. Донья Соледад, старая индейская женщина, мать моего друга Паблито, стояла полуобнаженной в нескольких футах от меня, показывая свои гениталии. Я уставился на нее, неспособный сформулировать никакой мысли... - Ты не знаешь, что делать, - сказала она, указывая на свое лоно. - Мы являемся одним здесь. Она обнажила свои крепкие груди. - Донья Соледад, я тебя умоляю! - воскликнул я. - Что с тобой происходит? Ты же мать Паблито! - Нет! - отрезала она. - Я ему не мать. Она села и посмотрела на меня горящими глазами. - Я, как и ты, часть Нагваля, - сказала она. - Нам предназначено соединиться. Она раздвинула свои ноги, и я отскочил».
Кастанеда мужественно выдержал эту атаку. Затем разыгрывается сцена нападения на него обиженной доньи Соледад. Вмешивается пес, который, набрасывается на женщину-мага, а Кастанеда убегает в дом. Затем пес нападает уже на него, забирается к нему в машину. После долгих попыток Кастанеды уехать, он снова оказывается с женщиной в доме.
Донья Соледад открывает ему страшную тайну: «- Нагваль не человеческое существо, - сказала она. - Что заставляет говорить тебя это? - Нагваль - дьявол, кто знает, с какого времени. Ее утверждения бросили меня в озноб... Он изменил твое тело. В твоем случае ты даже не знаешь, что он сделал это. Но он вошел в твое старое тело. Он что-то вложил в него. То же самое он сделал со мной. Он оставил нечто во мне, и это нечто взяло верх. Только дьявол может сделать это...». Кроме всего этого, оказывается, что в выдолбленной тыкве, которую дон Хуан всегда носил за поясом, сидят два ужасных олли.
Затем она рассказывает ему историю о том, как дон Хуан обратил на нее внимание и привлек к занятиям магией. «Однажды Нагваль и Хенаро пришли в дом, когда я была одна. Я слушала их за дверью, словно подкрадывающихся ягуаров. Я перекрестилась; для меня они были двумя демонами...». Дон Хуан стал ухаживать за ней, несмотря на то, что «...у Нагваля были юные девушки». Для ученичества Хуан, якобы, отвез ее в горы, раздел догола и поставил на ветру. «Ветер был живой, он облизывал меня с головы до моих пяток. А затем он вошел внутрь моего тела. Я была подобна воздушному шару, и ветер выходил из моих ушей и моего рта и других мест, которые я не хочу упоминать. Я думала, что нахожусь на пороге умирания, и я бы удрала, если бы Нагваль не прижал меня к скале. Он говорил мне на ухо и успокаивал меня. Я спокойно легла и позволила ветру делать со мной все, что угодно... Ветер движется внутри тела женщины. Нагваль говорит, что это потому, что женщины имеют матку. Когда ветер находится внутри матки, он просто учит тебя и говорит тебе делать разные вещи. Чем более спокойна и расслабленна женщина, тем лучше результаты. Ты можешь сказать, что внезапно женщина оказывается делающей вещи, которые раньше она не представляла, как делать».
Можно представить, как наши ярые последовательницы мексиканской магии где-нибудь в Подмосковье или под Киевом, забравшись на пригорок, дают нашим холодным ветрам «делать с собой все, что угодно». И это не анекдот, такие группы уже есть.
После «посвящения» посредством «северного ветра» мать Паблито стала магом. «С того момента ветер приходил ко мне все время. Он говорил мне в моей матке и рассказывал все, что я хотела знать. Нагваль видел с самого начала, что я была северным ветром». Донья Соледад излагает скрупулезно записывающему все это на ее кровати Кастанеде теорию четырех магических ветров: «...четыре ветра являются женщинами. Именно поэтому женщины-воины ищут их. Ветры и женщины родственны друг другу. Это также причина того, что женщины лучше, чем мужчины. Я сказала бы, что женщины учатся быстрее, если они верны своему специфическому ветру».
Далее она переходит к рассказу об отношениях женщин и мужчин в группе магов-учеников дона Хуана, из которого следует, что все друг друга или боятся, или ненавидят, хитрят и обманывают. События, которыми все это сопровождается, напоминают сожительство больных из дома умалишенных.
Продолжается магическое испытание Кастанеды новой попыткой соблазнения, которая снова оборачивается насилием - донья Соледад вдруг начинает душить его своей лентой для волос. Кастанеда, наконец, «выходит из тела» и наносит ей мощный удар в лоб. Ради этого «астрального выхода» все и затевалось. «Я ощущал, что она дала мне, намеренно или бессознательно, крайне важный урок. Под ужасным давлением ее попытки убить меня я, фактически, действовал на нее с уровня, который был бы недостижим при нормальных обстоятельствах. Я был почти удушен; что-то в ее проклятой комнате сделало меня беспомощным, и все же я выкарабкался. Я не мог вообразить, что произошло. По-видимому, как всегда утверждал дон Хуан, дело было в том, что мы имеем дополнительный потенциал, нечто, что находится в нас, но редко используется. Я действительно ударил ее, находясь в позиции фантома».
Всю оставшуюся ночь благодарный Кастанеда записывал эту историю. А донья Соледад каялась, что это Хуан приказал ей душить его до того момента, как он не выдаст астрального «дубля» или не «отбросит коньки». «Все, что оставалось мне сделать, было взять твою силу и потом убить тебя. - Но зачем тебе нужно делать такую ужасную вещь? - Потому что я нуждаюсь в твоей силе для своего собственного путешествия. Нагваль устроил это таким образом. Ты одинок, в конце концов, я, фактически, не знаю тебя. Ты ничего не значишь для меня. Так почему бы мне не взять то, в чем я так отчаянно нуждаюсь, у кого-то, кто не имеет никакого значения? Это были собственные слова Нагваля».
Оказывается, можно заимствовать магическую энергию у своих сотоварищей по магии, убивая их. Поскольку у «обычных людей» мало энергии, можно надеяться, что до убийств простых обывателей дело не дойдет. Во всяком случае, мы должны быть заинтересованы в распространении книг и развитии групп последователей Кастанеды, поскольку можно надеяться, что вначале они поубивают друг друга, прежде чем примутся за нас - «выжатых лимонов» по выражению «Учителя».
«Мне нужна была твоя сила и поэтому я должна была убить тебя. Нагваль сказал, что даже если ты не умрешь, ты должен пасть жертвой моих чар и стать моим пленником на всю жизнь, если я захочу. В любом случае твоя сила должна была стать моей. - Но какая тебе могла быть польза от моей смерти? - Не от твоей смерти, а от твоей силы. Я сделала это, т.к. я нуждаюсь в поддержке, без нее мое путешествие будет адски трудным». Итак, для того, чтобы «магу» не попасть в ад или отсрочить «путешествие» туда, ему нужно убивать других людей. Это мировоззренческое положение следует интерпретировать как типично сатанистское.
Наутро женщина открывает ему еще более страшную тайну. Так, оказывается, что сын доньи Соледад в их «магических отношениях» - ее смертельный враг. «Паблито мой враг не потому, что его глаза устремлены в противоположном направлении (одного этого было бы достаточно! - прим. авт.), а потому, что он мой сын. Вот что я должна была рассказать тебе, даже если ты не понимаешь, о чем я говорю. Я должна войти в другой мир. Туда, где сейчас находится Нагваль, где сейчас находятся Хенаро и Элихио. Даже я должна уничтожить Паблито, чтобы сделать это... Нет ничего более важного для нас, живых существ, чем войти в тот мир. Видишь ли, для меня это смысл жизни. Чтобы попасть в тот мир, я живу так, как научил меня Нагваль. Без надежды на тот мир я ничто, ничто. Я была старой жирной коровой. Теперь мне эта надежда дает путеводную нить, направление, и хотя я не могу взять твою силу, я не оставила своей цели».
Пропаганда таких религиозных взглядов, помноженная на расшатывание психики специальными упражнениями, вполне может довести кого-либо из желающих стать магами до убийства. Однако ни Кастанеда, ни публикаторы их изданий не будут привлечены к ответственности. Как всегда окажется, что это «несчастный случай», а убийца был просто «ненормальным». Вопрос в том, как он стал таким!
Далее Кастанеда деланно «удивляется», что для магического развития требуется уничтожать близких людей. На это женщина отвечает ему, что «один из них должен сегодня умереть» - дон Хуан сказал это. Затем она сообщает ему, что оказывается дон Хуан вселился в его тело и теперь он, Кастанеда - и есть дон Хуан: «Ты больше не сын своего отца. Ты теперь сам Нагваль, - сказала она».
Вскоре приезжают другие ученики - «сестрички»-колдуньи, жившие с доньей Соледад, и все начинается сначала. Непонятные видения, нападения, «выходы из тела», для которых необходима жестокая драка. По ходу дела одна из колдуний - Горда -объясняет Кастанеде вред рождения детей. «От этого в теле человека образуются дыры. Ты имел коричневую дыру с правой стороны твоего живота, - продолжала она. - Это означает, что тебя опустошила женщина. Ты сделал ребенка женского пола». Особенно жалко выглядят люди, которые имеют много детей: «Эти люди выглядят, как два светящихся участка, разделенных чернотой. Это ужасное зрелище». Таким образом, читателю уточняют, на кого следует обратить особое внимание в магических поисках силы. Ведь найти хорошего мага и придушить его не так просто, да и опасно. Начать следует со своих родственников и детей.
Оказывается, рождение детей уродует человека, отнимает у него силу. «Мальчик похищает большую часть своего острия у отца, а девочка - у своей матери. Нагваль сказал, что люди, которые имеют детей, могли бы сказать, если бы они не были такими упрямыми, что в них чего-то не хватает. Некоторая помешанность, некоторая нервозность, некоторая сила, которую они имели раньше, ушли. Они обычно имели это, но где оно теперь?» Человеку нужно, как считает Кастанеда, вернуть эту нервозность и помешанность, тогда у него появится сила делать все те вещи, которые он предлагает в своих книжках. Добавим, появится и ум, чтобы платить ему деньги за такую «науку».
Это внушение ненависти к детям будет особенно хорошо воспринято у нас, в вымирающей России. Тем более, что подобные идеи - ненависти к родной матери, пренебрежения к своей семье, распространяет множество иных доморощенных и иностранных деструктивных сект («Церковь Объединения» Муна и т.д.). Однако наблюдается одно противоречие. По книгам Кастанеды, чуть не все индейцы являются, в том или ином виде магами. В то же время Мексика - страна с одним из самых высоких приростов населения в мире.
Итак, чтобы человеку «восстановить свою полноту» и вновь получить возможность для магических занятий, следует отказаться от детей, которых уже успел завести. Одна из колдуний просвещает Кастанеду, как ей самой удалось «залатать свои дыры» под руководством мудрого и доброго дона Хуана. «Он вел меня к тому, чтобы я сделала это, и первое, что он заставил меня сделать, это отказаться от своей любви к своим тем двум детям. Я должна была это сделать в сновидении. Мало-помалу я научилась не любить их, но Нагваль сказал, что это бесполезно, надо научиться не заботиться и не ненавидеть. Когда эти девочки не стали ничего значить для меня, я должна была увидеть их снова, обратить свои глаза на них и положить на них свои руки. Я должна была мягко погладить их по голове и позволить своей левой стороне вытащить острие из них». В доказательство того, что она «вытащила острие» и теперь полностью «залатана» колдунья демонстрирует ему свое крепкое девичье тело и вновь непорочное влагалище. Кастанеда вынужден согласиться с ее правотой и отметить этот «научный факт» в своих записях.
Тут же становится понятной и причина ненависти доньи Соледад к своему сыну Паблито, о которой говорилось раньше - она тоже «должна забрать свое острие у Паблито, если она хочет войти в Нагваль». Маг, убивая другого мага может «увеличить силу своей светимости» - поэтому жестокая мамаша вполне могла убить и его, Кастанеду. Возможно, что в этом пункте своей теории Кастанеда заимствовал сюжет мистического сериала «Горец» где «бессмертные» рубят друг другу головы и потом трясутся в электрических разрядах магической силы. Становятся сильными для того, чтобы суметь снести голову следующему сопернику. Или напротив, создатели этого головастого «Горца» сами успели начитаться книжек Кастанеды. Колдунья Горда сообщает Кастанеде - что все люди - «тусклые солнца». Задача каждого, набрать как можно больше «светимости». Здесь также можно усмотреть заимствование из оккультных теорий или, например, учения Г.Гурджиева.
Затем устраивается коллективная «встреча с силой» - четыре джинна-олли, выпущенные из тыквенных бутылок дона Хуана и другого мага - Хенаро - налетают на Кастанеду и его подругу. «Первый, с которым я столкнулся, был олли дона Хуана: это была темная прямоугольная масса, 8-9 футов высотой и 4-5 футов в поперечнике. Она двигалась с сокрушительной тяжестью огромного валуна и дышала так, что это напоминало мне шум кузнечных мехов». Второй олли «был длиннолицый плешивый чрезвычайно высокий человек с толстыми губами и огромными опущенными глазами. Он всегда был одет в штаны, слишком короткие для его длинных тощих ног». «Другие два олли были неуловимыми. Я видел их только один раз - гигантского черного ягуара с желтыми горящими глазами и огромного хищного койота. Эти два зверя были предельно агрессивными и неодолимыми. Ягуар был олли дона Хенаро, а койот - олли дона Хуана».
Единственное средство выдержать нападение этих джиннов оказалось крайне оригинальным - следовало мочиться в свои руки и одновременно сильно щелкать пальцами. Это проделала сначала магическая подруга Кастанеды, а потом, правда, не без некоторых усилий - и он сам. Израсходовав на магическую защитную процедуру всю свою мочу, Кастанеда с подружкой должны были обратиться в бегство, причем он бежал, а она стояла у него на плечах. Добравшись до машины, друзья возвращаются в дом, отдыхают и опорожняют желудки посредством вызывания рвоты, засовывая два пальца в рот - поскольку «напряжение от олли было чрезмерным».
Оправившись, они вновь обращаются к магическим наукам, на сей раз - к «богословию по Кастанеде». Оказывается, что когда люди «видят бога», это означает, что им удалось заметить «человеческий шаблон» - род астрального двойника человека. «Он (дон Хуан - прим. авт.) сказал, что если мы называем его богом, то это правда. Шаблон является богом». Колдунья говорит, что это откровение дона Хуана заставило ее - ревностную католичку, полностью пересмотреть все свои взгляды на христианскую религию. «У меня был почти приступ ужаса, когда я слушала Нагваля, потому что я была очень религиозной женщиной. У меня не было ничего на свете, кроме моей религии. Поэтому, когда я слышала то, что Нагваль обычно говорил, это бросало меня в дрожь. Но потом я стала полной и силы мира стали толкать меня, и поняла, что Нагваль был прав. Шаблон - это бог».
Все эти приключения занимают примерно половину книги «Второе кольцо силы».
Во второй половине книги (некоторые западные почитатели Кастанеды - ученые профессора предлагают считать его сочинения «священным писанием») к магическим разговорам и упражнениям присоединяются мужчины. Женщин они сторонятся, называют злобными колдуньями и ненавистными суками. Один из них жалуется, что именно он был назначен заместителем дона Хуана, но женщины не признают его правопреемства и отказываются вступать с ним в половую связь. Мужчины рассказывают ему ужасающие истории о действиях колдуний, которые нападают на них. Вот пример одной: «Я был там действительно счастлив с одной девушкой, на которой хотел жениться. Я нашел работу, и все было прекрасно до того дня, когда я пришел домой и обнаружил, что эти четыре мужеподобные уродки, словно хищные звери, нашли меня по моему следу. Они были в моем доме, мучая мою женщину. Эта сука Роза (одна из «сестричек»-колдуний - прим. авт.) положила свою мерзкую руку на живот моей женщины и заставила ее нагадить в постель. Их лидер, двести двадцать задниц (прозвище другой из «сестричек» за полноту, которой наградил ее «Учитель»), сказала мне, что они прошли через весь континент, разыскивая меня». Зачем колдуньям проходить весь американский континент (что само по себе сомнительно), не легче ли было облететь его?
Другой из товарищей-магов живописует свои ощущения, когда он в состоянии сновидения превращался в койота: «Я посмотрел на свои руки, которые были на земле передо мной. Они изменили форму и стали похожи на лапы койота. Я увидел койотную шерсть на руках и груди. Я был койотом! Это наполнило меня таким счастьем, что я стал кричать, как должен кричать койот. Я ощущал у себя зубы койота, его длинную заостренную морду и язык».
Мужчины открывают Кастанеде свою тайну. Оказывается все они - толтеки. «Нагваль сказал нам, что мы толтеки. Все мы - толтеки. Он сказал, что толтек - это получатель и хранитель тайн. Нагваль и Хенаро - толтеки». Воспитанник американского университета, Кастанеда «вспоминает», что слово «толтек» относится к «культуре людей, говорящих на языке нагуатль, в центральной и южной Мексике, которая уже угасла ко времени завоевания» Мексики испанцами. Цивилизация угасла, а маги остались.
Имеется в виду, что все они во главе с Кастанедой являются последним звеном в религиозной традиции древнего американского племени и теперь должны «открыть» это уникальное, тайно передававшееся на протяжении тысячелетий знание всему миру. Разумеется, за определенную плату (см. ниже о бизнесе «на толтеках»). На этой мажорной ноте Кастанеда расстается со своими товарищами до следующих магических встреч.
При этом остается не понятно, почему столь могучие маги древности, о которых толкует Кастанеда и продолжателем традиции которых представляет индейца Хуана Матуса, позволили неграмотным конкистадорам когда-то уничтожить их цивилизации? Как получилось, что кучки искателей приключений смогли привести к повиновению целые страны? Что стоило для магов, обладающих теми способностями, которые расписывает Кастанеда, показать первым европейским колонистам такую «козу», от которой они стремглав убрались бы восвояси? Почему, умея летать куда угодно и воспринимать там все, что угодно, эти летуны не усмотрели европейское нашествие в Америку, не углядели коней и ружей, от которых потом долго прятались по лесам? Или иначе - почему они не явились испанцам в образе Иисуса Христа или Богородицы? Тогда их, индейцев, европейцы объявили бы богами или ангелами, а не наоборот. И если бы не поклонялись им, то уж, по крайней мере, отнеслись бы с большим уважением. Но всего этого не было. Напротив, оказалось, что грубые и неотесанные вояки-колонизаторы были вначале обоготворены индейцами. Когда же европейцы проявили свою жадность к золоту, а с другой стороны - познакомились поближе с давно забытыми в Европе языческими обычаями - человеческими жертвоприношениями, сниманием скальпов и т.п., взаимная неприязнь привела к войне, в результате которой местное население загнали в горы и резервации.
Известно, что основатель Общества Сознания Кришны высказывался в том смысле, что свое «вторжение» в США и Европу он рассматривает как некую компенсацию, ответный удар европейцам за те унижения, которые они принесли своим колониальным правлением в Индии. Получается, что и Кастанеда, увлекая американцев и европейцев в индейский шаманизм, занимается тем же самым - мстит за своих обиженных сородичей тем, что сводит с ума незадачливых потомков конкистадоров и американских пионеров.
Явление, когда образованные люди европейской культуры бросаются в омут неоязыческих фантазий, свидетельствует только о падении духовной культуры в нашем обществе (и европейских обществах вообще). И тогда умные и грамотные люди оказывается беззащитными перед невежественными, но хитрыми шарлатанами. Подобно тому, как дама в богатой шубе соглашается, чтобы ей «погадала судьбу» обтрепанная и грязная цыганка. У этой дамы, возможно, с двумя университетскими образованиями, но без «царя в голове» не возникает вопроса - Если эта цыганка такая умная, то почему она такая грязная? Почему ее проницательность не помогла ей достойно и обеспеченно устроить жизнь, стать кем-то, кроме попрошайки и воровки? Что она может «нагадать»? Перед ней вовсе не смиренный праведный старец или блаженный провидец - а только несчастный человек, стремящийся получить с нее десятку-другую, а если повезет - украсть и весь кошелек. Еще лучше - снять шубу. Дама это понимает, но все равно - протягивает руку...
Бизнес-направление в системе Кастанеды
В упомянутом выше предисловии к (10) его автор с огорчением пишет об этой стороне «системы Кастанеды»: «А тут еще появилась «Cleargreen Corp.»; из глубины веков, как туз из рукава, выскочили на арену «магические пассы», из них образовались семинары «напряжения целостности», вернулась из «второго внимания» Кэрол Тиггс, - в общем, как говорится, бизнес пошел. Теперь аккредитованные и сертифицированные навигаторы управляют энергетическими полями, Намерением Земли и корректируют эгрегор. До махатм, Шамбалы и Короля Мира остается один шаг...» ([10], с.9).
Тем не менее, его сожаление не оправдано. Чуть раньше он сам утверждает, что истинное «Учение» (имея в виду, в частности, учение Кастанеды) «...обзывает тебя не просто идиотом, а законченным идиотом... Учитель при этом может пить водку, лежать на коврах, охотиться на хорошеньких учениц и грязно ругаться» ([10], с.7). Почитатель Кастанеды и Кроули должен же понимать, что для того, чтобы «учитель» мог спокойно лежать на коврах с хорошенькими ученицами и пить водку, нужны деньги. Может он думает, что кто-то будет платить просто за его безупречное намерение лежать на коврах?
Нет, надо сочинять и печатать книги, снимать видеокассеты, организовывать юридическую защиту своего магического «ноу-хау», вести судебные тяжбы за «авторские права» и подкупать чиновников. Нужно проводить всяческие семинары, съезды, курсы повышения квалификации адептов, проводить рекламу в СМИ и т.п. Кто-то должен делать все это. В частности, например, писать предисловия к очередному магическому «талмуду» в шестьсот страниц, что тоже, наверно, какой никакой труд. Впрочем, с этой задачей сам автор-маг предисловия не справился без ошибок. Как, впрочем, и маг-редактор. На странице 7 цитированного предисловия написано: «Вернемся к Гурджиеву...», хотя нигде до этого о Гурджиеве не говорится ни слова.
Только магическими пассами или одним колдовским намерением вытрясти из среднего американца в «стране желтого дьявола» достаточное количество долларов не удастся даже самому сильному магу. О масштабах бизнеса Кастанеды и бизнеса «на Кастенеде» дают представление дайджесты, издаваемые его поклонниками. Они пестрят рекламными вывесками все новых и новых книг «астральных навигаторов» и сновидцев, денежными спорами, «опровержениями полномочий», объяснениями с конкурентами и разборками с вышедшими из-под контроля корпорации «Кастанеда и К° « бывшими учениками.
Отдельной статьей дохода, кроме публикаций книг, являются семинары специальных физических упражнений для развития способности накапливать и удерживать магическую энергию - Тенсегрити (иногда пишется как «тансегрити»). Название составлено из двух слов - tension (напряжение) и integrity (целостность). Это совокупность нескольких десятков «магических пассов», которым обучают специальные инструктора. Выполнение пассов сопровождается комментированием текстов Кастанеды или лекциями. Данная форма получения дохода от магической теории оказалась достаточно эффективной, поскольку одни лекции скучны для публики.
По официальной версии эти движения были разработаны индейскими шаманами, жившими в Мексике до прихода европейцев «от семи до десяти тысяч лет назад». Факт, что научные данные подтверждают существование человеческой цивилизации на Американском континенте не ранее, чем около 3 тысяч лет до Рождества Христова, во внимание не принимается. Публике система эти движений была представлена вначале тремя женщинами - ученицами Кастанеды. «На плечах Кайли Лундел, Рени Мюрез и Найн Мюрез лежит, вместе с тем, ноша первыми применить в повседневной жизни некоторые движения, называемые магическими пассами, которые были открыты и разработаны шаманами, жившими в Мексике в давние времена. Этим трем женщинам выпали также счастье и честь представить эти магические пассы широкой публике» [11]. С их помощью можно «на мгновение отключить свою систему преобразования входящего энергетического потока в чувственные данные, характерные для того класса существ, к которому мы относимся (что до нас, то мы относимся к обезьянам)». Самое время вспомнить о том, как «учитель» Кастанеды дон Хуан прыгал по верхушкам деревьев.
В другой статье сборника ([11], с.18), составленной по всем правилам американской рекламной индустрии расписываются прелести обучения тенсегрити. Некий электрик из Калифорнии Грег Мамишьян делится своим опытом блужданий во сне. Сообщается о возможности записаться «на мастерскую» через Интернет - дается адрес. Участница семинара восхищается элегантностью движений, «напоминающих свиней, роющих носом землю, при выполнении пасса «Бытие на подножном корму». По тренировочному залу и на автостоянке снуют продавцы рубашек с надписями «Чувство собственной важности убивает! Делайте Тенсегрити!», «Энергетическое тело - не там, где Вы находитесь... Делайте Тенсегрити!».
Лекции проводят ближайшие ученицы Кастанеды - Кэрол Тиггс, Флоринда Доннер-Грау, Тайша Абеляр. Иногда на сцену выходит и сам «маэстро» - «в зависимости от энергетической конфигурации момента». У каждой из его «ведьм» (по выражению Кастанеды) есть своя приманка для публики. Тиггс погружает слушателей в «момент безмолвия» и заставляет смотреть в свой левый глаз. Грау рассказывает, что «Когда существо «крот-кролик» из мира ее сновидений появилось на улицах Лос-Анджелеса, один из ее партнеров увидел его; он был так потрясен, что болел почти неделю». Абеляр «тихо появляется на сцене; стоя в одиночестве, она описывала свои путешествия на грань бесконечности с воином-догом по кличке Манфред... Эмоции и страсти насыщали воздух, когда Абеляр рассказывала нам о своих прощальных минутах с Манфредом, магом, воплотившемся в теле дога, который стал ее учителем, компаньоном и другом». Заканчивается это цыганское шоу явлением молодой женщины «Блу Скаут» - Голубой Лазутчицы. Она сообщает аудитории, что «живет в двух мирах» - «В этом мире она является дочерью Кэрол Тиггс и Карлоса Кастанеды». Дочь Кастанеды читает магические стихи, которые она публикует в журналах, издаваемых отцом.
Итак, семейное предприятие работает... Вот только непонятно, каким образом у Кастанеды магом оказались и он сам, и его дочь, да еще и ее мать - Кэрол Тиггс? Ведь маг, если ранее «завел детей», должен «вытащить у них острие» магической силы (см. выше). Может быть, эта Лазутчица пролезла в мир магов потому, что она незаконнорожденная дочь? Или Кастанеда, на самом деле, не ее отец, на что намекает ее голубая окраска?
Следует отметить, что Кастанеда, хотя везде в своих книгах говорит о необходимости полового воздержания для эффективного накопления личной силы и о нежелательности в тех же видах иметь детей, судя по всему, сам ни в чем этом себе не отказывает. За ним вился целый рой «учениц». Учеников-мужчин, в сравнении с женщинами, гораздо меньше. Это можно только приветствовать, учитывая часто встречающуюся специфическую склонность основателей новых культов к ученикам-мальчикам. Теперь, после его смерти, многочисленные ученицы, жены и их дети (грани между ними как-то магически размыты) ведут споры за участие в наследственном «магическом предприятии».
Не остались без внимания корпорации Кастанеды и наши соотечественники. Книги его самого и последователей печатаются массовыми тиражами. На Украине, как сообщается в том же дайджесте, прошел пятидневный семинар-тренинг «Женские Энергии». Его провела «Патриция Террено, международный лидер Vivation, руководитель Центра Личностного Развития в Турине, исследователь древних практик толтеков и ессеев, участница семинаров Кастанеды в 1995-1996 гг.». В нем приняло участие около сорока женщин, которых гостья ласково называла «Украинскими Ведьмами».
Ведьмы занимались в зале, обучались упражнениям - «13-ти магическим движениям, организованным в отдельные четыре группы упражнений» и вели записи. «После каждой сессии «девочки» бегают покурить на лестницу, а в большие перерывы в зал просачиваются мужья - проверить, все ли в порядке с их спутницами жизни...». Результат занятий, если бы эти мужья о нем знали, вряд ли бы обрадовал их: «Расставались счастливые и ошеломленные знакомством со своими поразительными возможностями - тысячелетия подавлялись они то инквизицией, то тиранией мужских самодовольных ценностей...».
Среди замеченных позитивных изменений в личной жизни автор отчета об этой сессии выделяет следующие: «те из нас, у кого были проблемы с гинекологией, за очень короткий срок просто забыли о них. И курить стали значительно меньше. А некоторые поправили семейные отношения или освободились от тягостных привязанностей» - то есть надоевших любовников.
В результате повышения осознанности ловкие украинские ведьмы сумели ловко обхитрить свою наставницу в деле распространения «13-ти пассов». «Видеокассеты с Женскими Пассами пока еще нет и в США. Патриция же, естественно, не позволила снимать себя на видео, и мы, собравшись после окончания семинара, записали их в своем собственном исполнении, которое, несомненно, грешит многими неточностями. Когда эта кассета появится в продаже...». Вот так наши хохлушки «обули» мага Патрицию. Она торговала магическими пассами в Киеве в качестве «участницы семинаров Карлоса Кастанеды», а наши киевские ведьмы будут торговать уже своими кассетами в качестве «участниц семинаров Патриции Террено, участниц семинаров Карлоса Кастанеды».
Группы адептов Карлоса Кастанеды квалифицированы как неоязыческие деструктивные религиозные организации в:
● ответе заместителя начальника Центра криминальной информации ГИЦ МВД полковника внутренней службы А.И.Хвыли-Олинтера №34/3-127 от 26 июля 1999 г. профессору кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации М.Н.Кузнецову по поводу действующих в России неоязыческих групп;
● экспертном заключении специалистов религиоведческой научной группы Института развития личности Российской академии образования И.А.Галицкой и И.В.Метлика от 9 октября 1997 г.;
● ответе Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий №42/12-э от 1 августа 1999 г. профессору кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации М.Н.Кузнецову по поводу деятельности в России неоязыческих религиозных организаций;
● ответе директора Пермской общественной организации Православное общество «Панагия» М.Медведева №14 от 12 декабря 1999 г. профессору Кафедры государственного строительства и права РАГС при Президенте РФ М.Н.Кузнецову по поводу неоязыческих сект в РФ;
● статье А.Федорова «Нашествие неоязычников» [16];
● статье «Нашествие неоязычников», опубликованной в газете «Православная Москва» [17];
● заявлении заместителя исполнительного директора Общественной организации «Севастопольский Центр Православного Просвещения» Оксаны Гроник №10 от 3 августа 1999 г. по поводу неоязычества.
Исследователь Д.Давыдов пишет: «Когда умер Карлос Кастанеда, некоторые из тех, кому сообщили эту новость, удивлялись, что он до сих пор был жив. Другие усомнились в самом бытии человека по имени Карлос Сесар Сальвадор Арана Кастанеда, а следовательно, и в прекращении его (земного) существования. Всё, связанное с этим человеком, неясно и двусмысленно. Двусмысленны и обстоятельства его смерти. Адвокат Кастанеды, Дебора Друз, лишь спустя два месяца после кончины мага сообщила об этом факте прессе. По крайней мере, мы можем надеяться, что дата смерти, 27 апреля, верна. С датой (и местом, кстати говоря) рождения дело обстоит значительно хуже - даты рознятся от 1925 до 1931 года, от Перу до Бразилии; день, впрочем, известен - 25 декабря. Биография, подробности научной работы - всё зыбко, всё в тумане. По одной легенде Кастанеда никогда не был в Мексике. По другой - он побывал там, но значительно позже, чем принято думать. Кастанеда избегал фотоаппаратов и телекамер, не любил давать интервью; вообще, сторонился публичности. В отличие от Борхеса, которого фотографирование (как и отображение в зеркале) раздражало постольку, поскольку оно умножает действительность, Кастанеда не терпел фиксации во времени, противопоказанной колдуну. Борхес боялся утратить самоидентичность, Кастанеда - сохранить ее. Главное создание Кастанеды, многотомное повествование об учении дона Хуана, - тоже узел неясностей. В немногочисленных интервью Кастанеда настаивал на реальности дона Хуана; в то же время общим стало мнение, что дон Хуан - плод творческой фантазии Кастанеды, виртуозная мистификация, изящная словесность под видом этнографии. Карлос Кастанеда представляется учеником дона Хуана. Получается очень интересная модель - ученик собственного фантома. Многие истолковывают эту модель так: в Кастанеде содержатся два человека, два начала - цивилизованно-интеллектуальное (Карлос) и природно-магическое (дон Хуан). Будто бы, отслоив одного от другого, Кастанеда смог попеременно принимать облик обоих. Но, вероятно, всё сложнее и проще. Вероятно, Кастанеда был и тем и другим одновременно. Он учился у себя, прежде чем транслировал знания вовне. Дон Хуан, как писал Кастанеда, не умер, а ушёл, «поглощённый внутренним огнём». В интервью Бенджамину Эпстейну Кастанеда сказал: «Поскольку я идиот, я, наверное, умру; мне бы очень хотелось обладать целостностью, чтобы уйти так, как ушёл он... Я очень боюсь, что у меня так не получится. Но мне бы этого хотелось. Я стремлюсь к этому, очертя обе моих головы». Сейчас, после смерти мага, поднимется волна аналитических высказываний, в каковых Кастанеда предстанет уникумом, единственным прецедентом в мировой культурной практике. Но это не так. Кастанеда конечно же уникален. Однако эта уникальность - частный случай более общей системы» [22].
По данным специалистов, исповедание религиозного вероучения Кастанеды несет серьезную опасность для психики человека. Так, лидер группы «Ноль» Федор Чистяков, начитавшийся Кастанеды, на вылазке пырнул ножом свою спутницу. Ему померещилось, будто та вступила в половую связь с ветром. И это не единичный случай патологического поведения последователей Карлоса Кастанеды, учение которого специалисты-религиоведы относят к «темному течению в современном шаманизме» [23].
К разделу «Кастанеды последователей группы»
1. Кастанеда К. Учение дона Хуана.
2. Кастанеда К. Отдельная реальность.
3. Кастанеда К. Путешествие в Икстлан.
4. Кастанеда К. Второе кольцо силы.
5. Кастанеда К. Дар орла.
6. Кастанеда К. Искусство сновидения.
7. Кастанеда К. Внутренний огонь.
8. Кастанеда К. Сила безмолвия.
9. Кастанеда К. Сказка о силе.
10. Кастанеда К. Учение дона Хуана. Отдельная реальность. Путешествие в Икстлан. Пер. В. Максимова. - М.: - Локид, Миф, 1999. - 622 с.
11. Мир Карлоса Кастанеды. Дайджест №3. Пер. с англ. - К.: - София, 1996. - 196 с.
12. Мир Карлоса Кастанеды. Дайджест №4. Пер. с англ. - К.: - София, 1996. - 192 с.
13. Кастанеда К. Учения дона Хуана. Путь знания индейца племени яки. - Киев: - Ковчег, 1992. - 208 с.
14. Доннер Ф. Сон ведьмы.
15. Абеляр Т. Магический переход. (Путь женщины-воина). Предисловие Карлоса Кастанеды. Пер. с англ. - К.: - София, 1994. - 320 с.
16. Федоров А. Нашествие неоязычников // Русский вестник. - 2000.- №1-2.
17. Нашествие неоязычников // Православная Москва, февраль 2000 г. - №4(214).
18. Скончался писатель-колдун // Сегодня, 20 июля 1998 г.
19. Солнце М., Михайлович Д. Путь воина. Карлос Кастанеда // Энциклопедия для детей. Том 6, часть 2. Религии мира.
20. Карлос Кастанеда, один из наиболее популярных и известных писателей-мистиков современности, умер в возрасте 72 лет // Сообщение ИТАР-ТАСС от 19 июня 1998 г.
21. Искушение «тайным» знанием. - М.: Одигитрия, 1997.
22. Давыдов Д. Колдун-иллюзионист // Новое время. - 1998 г. - №27.
23. Иванов В. Нужно ли возрождать язычество // Воронеж/Липецк Православный, июль 1998 г. - №7(15).
Московское издательство «ПаломникЪ» издает новые тома энциклопедии «Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера», приобретая которые, вы получаете доступ к полной версии энциклопедии, обширным аналитическим материалам, информации о сотнях новых культовых групп, огромной базе документов и массиву фотографий. Приобрести книгу, как в розницу, так и оптом, жителям Украины удобнее в Интернет-магазине «Благовест», оплатив стоимость пересылки книги из России, или в самом издательстве «ПаломникЪ». Главный редактор издательства - Павел Николаевич Роговой. Адрес издательства: 127015, Москва, ул. Бутырская, 86 Б, тел. (499) 972-36-45, e-mail: [email protected].
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИИ ДЕСТРУКТИВНОГО, ОККУЛЬТНОГО И НЕОЯЗЫЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА»
Том 3. Неоязычество
Неоязыческие организации - по названиям с «К» по «Р»