Вероучение Общества «Вятичи» носит неоязыческий характер.
По словам адептов Сперанского, он занимается осмыслением язычества как мировоззрения, делает попытки возродить «эстетику язычества», считает, что языческая культура «в целом несет идею жизни в природе и отношения к ней как к божеству» [1].
На самом деле, Сперанский пытается разработать «новое ведическое славянское язычество», в основу чего делает попытки заложить некие ведические мифы:
«В целом, ознакомившись с ведическими мифами, мы можем сказать, что даже в зашифрованном виде ответы на многие наши вопросы там разыскать нельзя. В этом смысле Веды не являются чем-то достаточным для реконструкции/восстановления нашего нового славянского язычества. Сравнительным анализом ведической и европейской мифологий занимался, в частности, Афанасьев в своих знаменитых «Поэтических воззрениях». В нашем столетии началось усиленное мифотворчество якобы на основе Вед, в котором регулярно повторяется слово «ведический», но в этих работах, как правило, нет ссылок на текст Вед. Мы не будем обсуждать их здесь. Главный герой «Ригведы» - бог Индра в своих деяниях подобен славянскому богу Перуну. Бог Ваю - бог ветров, это славянский Стрибог. Богиня Ушас - это Заря, богиня утренней зари. Бог Парджанья - туча, изливает потоки дождя - подобен нашему богу Погоде. Вместе с этим он, как и Индра, владеет молниями, страшен в своих деяниях, но орошает мир водой, защищает людей и дает плодородие всему живому на земле. Бог Митра и бог Варуна - охранители истины и справедливости, стерегут небесные воды и организуют мировой порядок. Они подобны Велесу, Святовиту и Роду. Противоположной им оказывается богиня, разрушающая мировой порядок, богиня беззакония - Гибель, и различного рода вредные демоны и упыри, (ракшасы и атрины). Есть и другие боги; все они обычно дают человеку жизнь и свет, но иногда враждебны ему. Иной бог Рудра. Это - бог-разрушитель. Он красив и свиреп, но он и целитель(!), он помогает людям, если его просить об этом. Рудра несет в себе и известную триаду функций: смерть - плодородие - жизнь. Такая триада весьма характерна для индийских богов. Среди индийских богов такая разделенность наблюдается, только в ведический период. Позднее, в упанишадах, в идеологии тантризма, буддизма, индуизма она утрачивается и идет отказ от самой языческой идеи многобожия. Боги ставятся ниже Будды или Брахмана. По крайней мере тантризм и буддизм оказываются плохо совместимыми с русским язычеством и славянским вообще. Показ этого на примерах древней Индийской литературы является отдельной задачей... 8. Различие в том, что славяне признают жизнь и чувственное начало как данное богами благо и как самоценность. Чтобы люди могли развивать себя, боги научили их различным искусствам. Поэтому искусство способствует жизни и является самоценностью, на которой стоит мир русского язычества» [2].
Вместе с М.С.Васильевым, Ж.С.Георгисом и Г.В.Топорковым Николая Сперанский выпустил книгу «Русский языческий манифест» [5], где авторы предприняли попытку обобщить основы языческого мировоззрения и сформулировать принципы новой идеологии третьего тысячелетия. В этой книге содержится пророчество о гибели европейской цивилизации. Ссылаясь на «Ригведу» и «славянскую традицию», авторы Манифеста подвергают критике современное христианство и связывают будущее России с возрождением язычества. Они ставят национальные интересы и ценности выше общемировых. Отмежевываясь от фашизма и прочих форм политического консерватизма, Сперанский и его соратники утверждают, что русскому народу нет необходимости прибегать к черной магии, когда на его стороне светлые силы мироздания. В Манифесте излагается традиционная славянская космогония и выдвигается свой вариант языческого пантеона, дополненный культом «Великой богини России». Завершается Манифест практической программой культурного центра «Вятичи», направленной на изучение древнейших пластов фольклора, этногенеза славян, магии, боевых искусств, истории и экологии. Более основательно теоретические основы Манифеста изложены в книге Николая Сперанского «Слово почитателям древней культуры» [6], представляющей собой краткий по объему пропагандистский сборник положений славянского неоязычества с околофилософскими размышлениями и комментариями.
Суть вероучения Общества «Вятичи»:
«По славянским языческим представлениям, Мир и другие боги были сотворены двумя древнейшими богами в результате творческого состязания. Один из этих богов создал человеческие тела, другой вдохнул в них душу, и после смерти душа и тело разделяются, возвращаясь к своим творцам. Этих богов звали Белбог и Чернобог. Оба они являются равноценными творцами Вселенной. (В некоторых позднейших традициях Чернобог иногда стал пониматься как антибог, противник основного творца; Белбог же стал пониматься как основной творец мира. Эта версия идеализации условного «добра» и «зла» была следствием влияния монотеистических представлений о боге/богах; в изначальном же язычестве не существовало, а в современном не существует - разделения на «добро» и «зло» по отношению к богам). Безликий и двойственный первобог Род (Белбог+Чернобог и/или Сварог+Лада) не нуждается в молитвах, песнопениях и жертвах. Ему не ставили статуй, не было его календарных дней. Его, по-видимому, и не персонифицировали. Понимали, что он присутствует в Мире, но есть и вне Мира и, возможно, наблюдает за ним. Мир вечен, как вечен ПервоТворец. Условная вечность мира обусловлена действием в нем «нравственного закона» (Прави). В ведах, этот закон называется Рита, и дал его бог - творец Варуна, он отделил небо от земли и установил смену дня ночью, установил круговорот бытия. В древности, славяне так же понимали, что в мире действует нравственный закон, и мир цикличен: За ночью следует день, за смертью рождение, и так далее. Хранители нравственного закона Рода (Прави) проходят через все временные циклы. Они вечны. Их задача состоит в контроле над бытием Природы и устранении из нее всего того, что впадает в беззаконие (Кривь) (что, согласно ведам, называется Анрита). Хранителями нравственного закона являются боги Природы. Вместе с ними, эту роль исполняют еще и духи, которые регулярно встречаются с людьми и ставят им нравственные задачи, разрешить которые люди могут только на основе определенного «ПРАВильного» поведения. Не имея должного «нравственного» начала, исходящего из Прави, человек может погибнуть, (поскольку попадает во власть духов Анриты). Поучительными примерами такого рода изобилуют волшебные славянские сказки. Условно «нравственность», которую боги и духи требуют от человека, состоит во-первых в признании равенства себя с другими живыми существами Природы, признание себя с Природой единым целым» [4].
В вероучении организации значительная роль отведена попыткам адептов исказить историю нашей страны и антихристианским выпадам:
«Эта тенденциозная оценка роли христианства, и глупость - выкинуть из храма, что на Куликовом поле, музей великой битвы, невольно зародила сомнение. В самом ли деле именно христиане победили? Церковь говорит о Куликовской битве как о победе народа, объединенного святым князем, посланным на битву святым Сергием. Но, так ли оно было, на самом деле? Христианский ли дух победил на поле Куликовом? Этот вопрос требует разрешения. Для ответа придется провести историческое исследование. В результате открывается картина противоположного характера. Выясняется, что на Куликовом поле татар победили русские воины, ведомые не христианской, а языческой идеей (!), и все попытки церкви приписать себе эту победу несостоятельны… Христианские попы смиряли народ: объясняли, что татары - это бич божий и бороться с ними тоже, что против Христа идти. Церковь исполняла все татарские пожелания и этим предавала интересы русского народа. Это предательство продолжалось около двух столетий, пока не окрепло Московское княжество. Тогда церковь перешла на сторону сильнейшего. Такое бесстыдное поведение церкви не сопровождалось какими-то внутрицерковными несогласиями, ибо целиком умещалось в рамках заповедей христовых… Значит, не христиане, а язычники победили на поле Куликовом, и дали возможность сложиться русскому государству, которого могло и не быть! Со временем, наш безвольный христианский люд мог бы быть просто поделен между мусульманской ордой и языческой Литвой. Победу на поле Куликовом следует рассматривать как языческое чудо: как совместное проявление силы наших богов и воли народа» [3].
Подобного рода нелепые утверждения, основанные исключительно на собственных выдумках, выдаваемых за правду, переполняют материалы Общины «Вятичи».
Столь серьезная «дремучесть» в познаниях истории собственной страны просто оставляет грустное впечатление относительно общего уровня образования лидеров данной организации, и не более того.
Про Сергия Радонежского вообще написаны невообразимые глупости. Ему приписывается поклонение языческим божествам, а христианством он якобы все это только маскировал:
«Сергий был человеком необычным. Он жил два года отшельником в полном одиночестве. По легенде, Сергий приручал медведей и приказал змеям не появляться у своей лесной обители. Говорят, с тех пор никто не видал змей у его монастыря ближе, чем на семь миль. Этот приказ действует и в настоящее время. Власть над змеями, как известно, имеет и дает бог Перун, в простонародье - Егорий. Но, не случайна ли такая ассоциация, мог ли Сергий чтить Перуна или другого княжеского бога? Известно, что Сергий поклонялся Троице (где известно? кому известно? откуда известно? – прим. авт.). Если он понимал ее как аналог языческого Триглава - дид-дуб-сноп (Сварог, Перун, Велес), то, очевидно, его божество имело и военные функции. Сергий не принимал разделенности мира и хотел видеть его как единое целое. В то время, единое видение мира означало совмещение язычества и христианства. Так что Сергий был, скорее, двоеверец; «неформулируемый язычник». В этом нет ничего фантастического. Нельзя забывать, что Сергий был русским, и ничего с этим поделать не мог. Вера предков обязана была иметь для него значение. Языческие образы на стенах владимирских храмов говорят за то, что двоеверие в Залесской Руси носило почти официальный характер, и оно не могло исчезнуть там мгновенно. Только с помощью орды и Византии, церковь за века смогла преодолеть двоеверие внутри себя самой. Это известный этнографам и важный для нас сегодня факт. Попы при всем желании не могли отбросить, снять с себя язычество как нечто, вроде непригодной одежды» [3].
Ссылки на никому не известных «этнографов», которые якобы подтверждают выдумки Велимира; странная фраза о том, что Сергий Радонежский ничего не мог с собой поделать, потому что он был русским, и поэтому язычество «должно было иметь для него значение» - все это сплошные натяжки и глупые утверждения.
Опровержение подобного рода выдумок по существу уже было дано в начале настоящего тома справочника. Повторяться нет смысла.
Но Велимир продолжает, заявляя, что и Пересвет с Ослябей были язычниками, жрецами Триглава. Оснований так утверждать у Велимира не более, чем назвать их, например, китайцами, исповедовавшими вуду. Но своя рука - владыка. Как хочу, так и называю, тем более, что все равно все слова Велимира воспринимаются его адептами бездумно и на «ура».
«Вятичи» - неоязыческая религиозная организация. Основной задачей является пропаганда неоязычества.
Организация тесно сотрудничает с другими неоязыческими организациями: «Московская славянская языческая община», «Триглав», «Коловрат», Дружиной «Аркона», «Яровит», «Калужская славянская община», «Родолюбие» и др. ([7], с.8).
Общество «Вятичи» образовали люди, входившие в организацию «Эколого-культурный центр Царицыно», 14 июня 1995 года. В этот день на курганах вятичей в Царицынском парке были установлены идолы Бога Велеса и Богини Лады, и было объявлено о продолжении и наследовании обществом Языческих традиций русского народа. Инициатором и старейшиной общества стал художник и писатель Велимир (Николай Сперанский). Вскоре идеи общества «Вятичи» были выражены в «Русском Языческом Манифесте», изданном в 1997 году. Там общество объявило о первостепенной значимости Язычества для современной русской национальной культуры. Было провозглашено, что современные национальные ценности для русского народа должны стать первоочередными. Объявлено, что высшими ценностями для русского человека являются Родная Земля, Природа и народ, его историческое и Духовное наследие, его настоящее и будущее. Экономические и политические интересы при этом являются вторичными и подчиненными высшим - Духовным ценностям. Сегодня осуществляется развитие и ведется пропаганда этих положений. В «Манифесте» так же указаны направления деятельности общества в области возрождения и раскрытия славянского Языческого наследия. В планы общества входит научная, художественная, религиозная и экспедиционная работа по изучению сознания народа удаленных районов России. Осенью 1996 года, волхв Московской Славянской Языческой Общины Млад предложил обществу вступить в их Общину. Велимир дал предварительное согласие, но члены общества (порядка десяти человек) не согласились с этим. Позднее, вследствие только одного предварительного согласия старейшины, на съезде Язычников под Калугой 20 июля 1997 года, общество «Вятичи» уже не рассматривалось как самостоятельная Языческая организация. В связи с этим, был издан внутренний документ «О статусе общества «Вятичи». В нем говорилось: «Мы - общество, занимающееся творческим поиском в области древней культуры и Исконной Веры Руси. Мы можем молиться Родным Богам как в рамках других Общин, так и сами по себе. Среди нас допустимо появление представителей различных Языческих Общин. Наши обряды не есть для нас канон, что-то твердо установленное или, как убеждают нас иные - восстановленное, надуманное. Для нас обряд - это форма выражения нашего понимания Богов, Родной Земли и Природы, - форма, которая может изменяться. Мы не входим ни в какие общественные структуры, лишающие нас права личного мнения и права на самостоятельный выбор формы выражения своих переживаний» ([7], с.9-10).
Осенью 1997 года произошло объединение Общества «Вятичи» и неоязыческой организации «Коляда» в Общину «Коляда Вятичей», которая объявила, что сохраняет все религиозные идеи и культуру как общества «Вятичи», так и общины «Коляда». Николай Сперанский заявил: «В этом объединении не было ни поглощения одних другими, ни потери индивидуальности членов каждой из организаций. Осуществилось лишь взаимное дополнение. Совместно мы провели ряд праздников. Сегодня (в сентябре 1999 года) можно считать, что принципы, заложенные в основу нашего объединения оказались жизнеспособными» ([7], с.10).
В организации «Вятичи» сильно развита обрядовая сторона жизни адептов.
К разделу «Вятичи»
1. Немира В. Новые русские язычники // Ежедневная электронная газета «Утро» (http://www.utro.ru), 15 октября 1999 г.
2. Велимир. О ведических началах славянского язычества.
3. Велимир. Дух язычества - дух победы. Историческое исследование и версия известной истории, не претендующая на истину в последней инстанции, но - заставляющая задуматься над вопросами Истории.
4. Велимир. Славянское Язычество вчера и сегодня. Доклад на «Мировом Конгрессе Этнических Религий», Вильнюс, июнь 1998 г.
5. Николай Сперанский, Васильев М.С., Георгис Ж.С., Топорков Г.В. Русский языческий манифест. - М.: «Вятичи», 1997.
6. Николай Сперанский. Слово почитателям древней культуры. - Троицк, 1996.
7. «Коло славим!» / Под ред. И.Черкасова. - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 1999. - 200 с.
Московское издательство «ПаломникЪ» издает новые тома энциклопедии «Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера», приобретая которые, вы получаете доступ к полной версии энциклопедии, обширным аналитическим материалам, информации о сотнях новых культовых групп, огромной базе документов и массиву фотографий. Приобрести книгу, как в розницу, так и оптом, жителям Украины удобнее в Интернет-магазине «Благовест», оплатив стоимость пересылки книги из России, или в самом издательстве «ПаломникЪ». Главный редактор издательства - Павел Николаевич Роговой. Адрес издательства: 127015, Москва, ул. Бутырская, 86 Б, тел. (499) 972-36-45, e-mail: [email protected].
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИИ ДЕСТРУКТИВНОГО, ОККУЛЬТНОГО И НЕОЯЗЫЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА»
Том 3. Неоязычество
Неоязыческие организации - по названиям с «А» по «И»