Руководитель - Асов Александр Игоревич, инициированное имя - Бус Кресень. На одном из интернетовских сайтов указывалось, что по-настоящему его зовут Барашков Александр Игоревич. Сам Асов пишет: «Асов – это не псевдоним, это моя родовая фамилия. Я знаю много поколений Асовых по своему родословному древу. Все мои предки по отцовской линии были Асовыми. Вторая моя фамилия – Барашков. Она мне тоже не чужда. Это фамилия, которую носят мои родственники» [3].
Месторасположение центров: Москва.
Контактный адрес: 109004, Москва, Товарищеский, д.8 (Александру Асову) [9].
Основные положения неоязыческого религиозного вероучения Асова-Барашкова содержат изданные им книги «Велесова книга» [4], «Звездная Книга Коляды» [9], «Песни птицы Гамаюн».
Изданная Асовым «Велесова книга» содержит следующую аннотацию: «Велесова книга – полный литературный перевод на русский язык священных текстов новгородских волхвов IX века. Книга содержит ряд новых, ранее не публиковавшихся переводов. Тексты сопровождает обширный исторический, грамматический, палеографический комментарий. «Велесова книга» – источник, в котором отражена история и верования многих европейских и азиатских народов от конца II тысячелетия до нашей эры до IX века нашей эры» [4].
Однако текст «Велесовой книги» профессиональные историки, проводившие его лингвистический и исторический анализ, считают фальшивкой. Против подлинности «Велесовой книги» высказывались такие авторитеты по истории Древней Руси, как академики Б.А.Рыбаков [12], Д.С.Лихачев. Дмитрий Сергеевич Лихачев в брошюре «Философские проблемы древнерусской культуры» [7] назвал «Велесову книгу» «мнимым открытием».
С развернутой критикой «Велесовой книги» выступил ближайший ученик Д.С.Лихачева – О.В.Творогов [6,8]. Высказывались против подлинности этой книги и известный палеограф и языковед Л.П.Жуковская [11,12], кандидат философских наук А.В.Ситников [10], историки В.И.Буганов, Ф.П.Филин и другие.
Из отзыва преподавателя Российского православного университета св. Иоанна Богослова, кандидата философских наук А.В.Ситникова на «Велесову книгу» [10]: «В конце 50-х годов XX века в журнале «Жар-птица», издававшемся русскими эмигрантами в Сан-Франциско, была опубликована так называемая «Велесова книга». Издатели выдали это произведение за некое «священное писание древних славян», якобы вырезанное на буковых досках новгородскими жрецами в IX веке и обретенное только в первой половине XX века. Никаких «новгородских дощечек» с текстами никто, естественно, не видел. Выводы ученых не оставляют ни малейших сомнений в том, что это совершенно явная и грубая подделка. Однако находится немало поборников подлинности этой «священной» книги, для которых аргументы ученых ровным счетом ничего не значат. Очевидно, мы здесь имеем дело с феноменом религиозной веры; вопреки всем доводам кому-то хочется верить, что древнейшие славянские племена до крещения Руси имели свою высокую культуру и священное писание. По содержанию «Велесова книга» рассказывает об истории древних славян. В этом произведении дается негативная оценка христианству («греки хотят нас окрестить, чтобы мы забыли богов наших», [4], с.179), подробно и восторженно говорится о дохристианских верованиях славянских народов («Да святится имя Индры! Он бог наших мечей. Бог, знающий Веды», [4], с.37). Этот текст, придуманный поклонниками язычества XX века, содержит немало нелепостей. Цель подделки очевидна: создать значительное, освященное древностью «священное писание», альтернативное христианству, показать культурную и историческую состоятельность славянского язычества, его связь с ведической традицией. Но сама беспомощность и смехотворность этих попыток говорит о полной несостоятельности наших неоязычников» [10].
Подобно всем прочим неоязычникам, Бус Кресень активно подвергает нападкам христианство, он пишет: «Тут я, прежде всего, призываю не враждовать с христианами. С иудо-христианами воевать надо, а с русской православной традицией, которая древнее той, что начала утверждаться после крещения князем Владимиром, не стоит. По многим причинам» [3]. При этом упомянутая Бусом Кресенем «русская православная традиция» не имеет отношения к христианству вообще, а представляет собой некую виртуальную утопическую модель.
Бус Кресень стоит несколько особняком в языческой «тусовке». Он - историк-любитель (нечто вроде математика Анатолия Фоменко, который «реформировал» всю мировую хронологию, превратив ее в абсурдное и виртуальное умопостроение, ничего общего не имеющее с действительностью) и занимается как бы «наукой» - пытается детально реставрировать «традиционную русскую веру» [2].
В 1992 г. Бус Кресень издал книгу «Русские веды» [5], в которую вошли «Песни птицы Гамаюн» («воссозданные» им «космогонические мифы киевской ветви ведической религии») и «Велесова книга».
В 1994 г. он переиздал «Велесову книгу» [4], а в 1996 г. выпустил «Звездную книгу Коляды» [9].
Часто печатается в национал-патриотических изданиях.
Группа Буса Кресеня квалифицирована как неоязыческая деструктивная религиозная организация в:
● ответе заместителя начальника Центра криминальной информации ГИЦ МВД полковника внутренней службы А.И.Хвыли-Олинтера №34/3-127 от 26 июля 1999 г. профессору кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации М.Н.Кузнецову по поводу действующих в России неоязыческих групп;
● экспертном заключении специалистов религиоведческой научной группы Института развития личности Российской академии образования И.А.Галицкой и И.В.Метлика от 9 октября 1997 г.;
● ответе Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий №42/12-э от 1 августа 1999 г. профессору кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации М.Н.Кузнецову по поводу деятельности в России неоязыческих религиозных организаций;
● письме председателя Миссионерского отдела Ярославской епархии священника Олега Разумова от 24 января 2000 г. руководителю Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий священнику Олегу Стеняеву;
● заявлении заместителя исполнительного директора Общественной организации «Севастопольский Центр Православного Просвещения» Оксаны Гроник №10 от 3 августа 1999 г. по поводу неоязычества;
● ответе директора Пермской общественной организации Православное общество «Панагия» М.Медведева №14 от 12 декабря 1999 г. профессору Кафедры государственного строительства и права РАГС при Президенте РФ М.Н.Кузнецову по поводу неоязыческих сект в РФ;
● статье «Нашествие неоязычников», опубликованной в газете «Православная Москва» [1];
● письме члена Комитета по спасению молодежи С.Л.Максимова №374-56/у от 17 августа 1999 г. заместителю начальника Главного управления юстиции г.Москвы В.Н.Жбанкову.
К разделу «Буса Кресеня группа»
1. Нашествие неоязычников // Православная Москва, февраль 2000 г. - №4(214).
2. Прибыловский В. Русские язычники / Материал Информационно-аналитического центра «Панорама», 7 марта 1998 г. (http://www.roline.ru, 9 января 2000 г.).
3. Интервью с Александром Игоревичем Асовым // Наследие предков. – 1997.- №4. – С.25-28.
4. Велесова книга. Перевод и комментарии Александра Асова. - М.: Менеджер, 1994. - 320 с.
5. Русские веды. – М., 1992.
6. Творогов О.В. // Труды Отдела Древнерусской литературы. – 1990. – Т.43.
7. Творогов О.В. Когда была написана «Велесова книга»? // Философские проблемы древнерусской культуры. – Часть 2. – М., 1987. – (Там же помещен отзыв Д.С.Лихачева).
8. Творогов О.В. Что стоит за «Велесовой книгой»? // Литературная газета, 16 июля 1986 г.
9. Русские веды. Звездная Книга Коляды / Текст собрал Александр Асов. – М.: Наука и религия, 1996. – 432 с.
10. Отзыв преподавателя Российского православного университета св. Иоанна Богослова, кандидата философских наук А.В.Ситникова от 5 июля 2000 г. на издание: Велесова книга. Перевод и комментарий Александра Асова. - М., 1994.
11. Жуковская Л.П. Поддельная докириллическая рукопись: (К вопросу о методе определения подделок) // Вопросы языкознания. - 1960. - № 2.
12. Рыбаков Б.А., Буганов В.И., Жуковская Л.П. Мнимая «Древнейшая летопись» // Вопросы истории. - 1977. - № 6.
Московское издательство «ПаломникЪ» издает новые тома энциклопедии «Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера», приобретая которые, вы получаете доступ к полной версии энциклопедии, обширным аналитическим материалам, информации о сотнях новых культовых групп, огромной базе документов и массиву фотографий. Приобрести книгу, как в розницу, так и оптом, жителям Украины удобнее в Интернет-магазине «Благовест», оплатив стоимость пересылки книги из России, или в самом издательстве «ПаломникЪ». Главный редактор издательства - Павел Николаевич Роговой. Адрес издательства: 127015, Москва, ул. Бутырская, 86 Б, тел. (499) 972-36-45, e-mail: [email protected].
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИИ ДЕСТРУКТИВНОГО, ОККУЛЬТНОГО И НЕОЯЗЫЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА»
Том 3. Неоязычество
Неоязыческие организации - по названиям с «А» по «И»