Класс «Экология духа, оккультизм и оккультное целительство».
Подгруппа О-1 «Устойчивые организации и группы (секты)» с признаками класса «Деструктивные религиозные организации христианской и псевдохристианской ориентации».
В московской секте есть двое, оскопленные по всем правилам секты еще в 30-е годы, - некие Иван Калистратович и баба Оля [1]. Возможно, они занимают значимое место в общине, возможно, являются руководителями секты. Точные данные отсутствуют.
В Орле сектой скопцов руководит скопчиха по фамилии Родимая [3].
Общины действуют в Московской области (Москва, Ухтомская), Ставрополе, Орле и некоторых населенных пунктах Ставропольского края.
Точных данных нет, однако, можно предположить, что количество последователей секты скопцов по России (с учетом пожилых приверженцев секты, посвященных в нее в 30-е годы) составляет не более 400 человек.
В Орле проживает около 80 адептов секты [3].
Скопцы - деструктивная оккультно-религиозная секта изуверского характера. Ее деятельность образует состав преступления, предусмотренного статьей 239. «Организация объединения, посягающего на личность и права граждан» Уголовного Кодекса Российской Федерации.
Отличительной особенностью изуверского культа скопцов является кастрация мужчин (малая печать) и отрезание половых органов (большая печать), а для женщин, помимо отрезания наружных половых органов, еще и отрезание сосков (малая печать) и всей груди (большая печать).
Первые скопцы появились в Греции и Палестине на заре христианства. В России - при Екатерине II, когда произошел раскол в секте хлыстов, причиной которого стал вопрос о плотском грехе. По мнению одних, «свальный грех» (групповой секс) после молений-радений - божья благодать, другие во главе с Кондратием Селивановым утверждали, что спасти душу можно лишь борьбой с плотью путем оскопления [1].
Во второй половине 18 века в Орловской губернии существовал весьма многолюдный корабль (община) хлыстов. Этот корабль во время радения посетил крестьянин Кондатий Селиванов. Сначала он притворился немым, но потом заговорил и руководительницей собрания, богородицей Акулиной Ивановной, был признан за своего «сына Божия», рожденного от нее, непорочной девы, по наитию Святого Духа. Орловские хлысты назвали Селиванова «богом над богами, царем над царями, пророком над пророками». Возмущенный распространившимся среди хлыстов развратом, Селиванов превратно истолковал одну из строк Евангелия от Матфея и начал проповедовать оскопление как вернейшее средство избежать греха. Селиванов завел себе свой корабль, объявил себя сыном Божьим искупителем - оскопителем, который пришел в мир сокрушить душепагубного змея и ввести в мир огненное крещение [3].
Скопцы всячески распространяли свое учение. Завлекали в секту уговорами, подкупом, иногда даже выкупали у родителей детей. Почти все главари секты были людьми состоятельными: владельцы меняльных лавок и ювелирных мастерских, биржевые маклеры, зажиточные крестьяне. На первых порах оскопление состояло в ампутации яичек («удесных близнят») с частью мошонки посредством отжигания их раскаленным железом. Называли эту операцию «огненным крещением». Но очень скоро, «снисходя к слабости человеческой», Селиванов приказал раскаленный металл заменить на ножи, косы, серпы, бритвы и топоры. Удаление «удесных близнят» называли «малой печатью» или «первой чистотой». Поскольку эти повреждения не мешали скопцу вступать в половую связь, то Селиванов решил, что необходимо ампутировать «ключ бездны» - детородный орган. После этой операции на теле оставался овальный шрам - «царская печать». При оскоплении женщин вырезали, вытравливали кислотой или выжигали раскаленной проволокой соски или груди, большие или малые половые губы. Это была так называемая «вторая чистота». Чтобы окончательно заглушить зов плоти, скопцы истязали себя, выжигая на своем теле кресты [1].
Во время правления Александра I ссыльному старцу Селиванову пришло послабление. Он обосновывается в Петербурге, где беспрепятственно открывает несколько новых «кораблей». Столичная аристократия любопытствует старцем, за которым тянется шлейф высочайшей аскезы и мученичества за веру. К нему едут за правдой и товарищ министра, и царедворец, и помещик, и купец [4].
Но в 1797 г. на личной аудиенции у императора Павла I Селиванов предложил императору оскопиться. Свидание с царем закончилось тем, что Селиванова было велено препроводить в Обуховский дом сумасшедших. Позже, в 1802 г., оскопленный Селивановым, бывший камергер польского короля Елянский, предложил царю Александру I оскопиться и сделать скопчество официальной религией России, превратив ее в огромный скопческий корабль. Результатом этого «оригинального» проекта было то, что Елянский был отправлен под надзор монахов в Суздальский Ефимиев монастырь [3].
Закончилась свободная жизнь «христа» Селиванова, после того как у петербургского генерал-губернатора графа Милорадовича в секту скопцов попали два племянника. Раздосадованный губернатор заточил Селиванова до самой смерти в Суздальском Ефимиевом монастыре [3].
Николай I погнал скопцов вон из Петербурга и Москвы, и их «корабли» снова уплыли в пригород и далее, обильно растворясь в народном море. Но при этом скопцы чувствовали себя вольготней - в александровскую эпоху у них народился слой богачей-миллионщиков, купцов 1-й гильдии, успевших основать свои скопческие «династии». В Москве для «своих» в Черкизове они строили дома, приюты, также переводили изрядные суммы денег на возведение храмов, на позолоту куполов, за что были почитаемы Православной церковью. В то же время они продолжали рекрутировать в ересь все новых и новых адептов. Теперь это было сделать несложно, так как массам крестьян, замученным беспросветным бытом, мечталось вырваться в город, разбогатеть, «стать, как они» [4].
Обычно в секту заманивали уговором или обманом. Но были фанатики, считавшие, что народ надо оскоплять при каждом удобном случае. В то время имелось множество фактов самооскопления, а также насильного оскопления скопцами случайных людей. После того как в 1770-е годы сектанты сделали инвалидами массу народа, а десятки человек по ошибке отправили на тот свет, Екатерина II была вынуждена издать указ о том, что скопцы вредны и опасны своим изуверством, повелев местным властям их отлавливать и карать. За насильственное оскопление полагалась каторга от 10 до 15 лет [1]. Так, ст. 209 «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 года гласила, что «распространение раскола, сопровождающееся насильственными действиями» наказывалось ссылкой в каторжную работу на рудниках на срок от 12 до 15 лет и телесному наказанию плетьми с наложением клейм. Согласно ст.207, даже простая принадлежность к «ересям, соединенным со свирепым изуверством и фанатичным посягательством на жизнь свою и других», наказывалась ссылкой в Сибирь. Такая серьезность наказания была обусловлена сложностями в раскрытии правонарушений, совершаемых сектантами [2].
В свое время писатель Василий Розанов, интересуясь бытом и «экстазами» скопцов, писал: «Посещая дома скопцов - заметны признаки раскола: лестовки с треугольниками (особого рода четки): подручники - род подушечек, прикладываемых при земных поклонах под руки; кадильницы медные и глиняные, употребляемые при домашнем молитвословии; прибитые над вратами (косяками) осьмиконечные кресты; старинные книги, разные апокалипсические изображения, в том числе поражение Антихриста на коне; надписи над дверями с изречениями св. Отцов; беспрерывное повторение при входе (иного) молитвы: Господи Иисусе Христе, Сыне. Божий, помилуй нас» [4].
Журналист Александр Колпаков рассказывает о своих впечатлениях от посещения одного из радений современных скопцов:
«Вдруг все разом запели, поднимаясь, крестясь и кланяясь. Хор слабых голосов звучал довольно стройно:
Дай нам, Господи, Иисуса Христа,
Дай нам Сына, Государь Божий,
Пресвятая Богородица, упроси, Матушка,
об нас,
Света-сына своего, Бога нашего,
света нашего.
Это пение шло по нарастающей, оно подняло настроение, взвинтило дух. Минут через пять каждый из присутствующих стал выскакивать в центр комнаты и кружиться, раскинув руки Последний, судя по всему кормчий, кружась, принялся выкрикивать какие-то непонятности, среди которых отчетливо можно было различить лишь многожды повторенное: «Осподи Исуси, Осподи Исуси, дай Осподи». Агнец Анатолий наклонился к моему уху: «Видишь, как его Святой Дух пробирает?» Каждение продолжалось без перерыва час десять минут, после чего все «корабелы» качались и улыбались друг другу, как чокнутые. Пусть это не покажется богохульством, но я и сам ощущал в комнате чье-то присутствие, словно впрямь Святого Духа...» [4].
Православная Церковь объявила секту еретической. За период в почти 150 лет власти отправили в Сибирь десятки тысяч человек, но секта оказалась на удивление живучей. К 1917 году только в одном Черкизовском районе Москвы проживало свыше пятисот скопцов и скопчих. Большие общины существовали под Петербургом, на Украине, Северном Кавказе, в Орловской, Саратовской, Калужской, Тамбовской и других центральных губерниях. Советская власть скопцов не трогала до тридцатых годов, когда прокатилась волна процессов над ними [1].
Одним из современных ареалов распространения скопцов является Орловская область. В прошлом веке в Орле жил богатый скопец - купец Власов, который был главой секты. Проживал по адресу: ул. Пушкарная д.8. Этот дом до сего времени сохранился. Прожил этот купец около 100 лет. На собраниях в его доме собирались по 50 человек. Царское правительство отправляло всех скопцов в Сибирь. Власов благодаря своему состоянию откупался. На каждое большое собрание скопцов к Власову приходили жандармы, одетые в мундиры, с нагайками, и шашками на боку, бряцая шпорами, они наводили ужас и страх на собирающихся скопцов. И купец - скопец Власов, в виду архишаткого положения своей общины вынужден был всякий раз откупаться от жандармов. По учету царского времени в Орле на 1905г. было 600 человек скопцов. На Троицком кладбище имеется склеп скопцов, в котором похоронено 18 человек, в основном купцы Власовы. Ныне основная масса скопцов в Орле проживает по улицам: Пушкарная, Садово - Пушкарная, Энгельса, Зеленый берег. В основном в данной секте состоят старые люди. В связи с тем, что в данной секте, в силу естественных физиологических причин нет естественного прироста за счет молодежи, численность скопцов мало увеличивается. Увеличение численности происходит в основном за счет усыновления. Главой орловской секты до недавнего времени был некто Воробьев, живший по адресу: ул. Энгельса д. 54 А. Известно, что на него была наложена малая печать, хотя возможно наложение большой. Позже, настоящее время, может быть, уже и большая. Весной 1997 года Воробьев умер. Руководителем стала скопчиха по фамилии Родимая [3].
К разделу «Скопцы»
1. Белоусова Т. Скопцы // Совершенно секретно. - 1997. - №3.
2. Лукьянов С.А. Криминальная направленность современного сектантства // Миссионерское обозрение (Белгород), сентябрь 1996 г. - №9.
3. Подопригора Е. Секты, деструктивные культы и иноверческие религиозные организации на территории Орловской области: Аналитическая справка . - Орел, 1997.
4. Колпаков А. Выжженная плоть // Московский комсомолец, 22 апреля 1999 г.
Московское издательство «ПаломникЪ» издает новые тома энциклопедии «Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера», приобретая которые, вы получаете доступ к полной версии энциклопедии, обширным аналитическим материалам, информации о сотнях новых культовых групп, огромной базе документов и массиву фотографий. Приобрести книгу, как в розницу, так и оптом, жителям Украины удобнее в Интернет-магазине «Благовест», оплатив стоимость пересылки книги из России, или в самом издательстве «ПаломникЪ». Главный редактор издательства - Павел Николаевич Роговой. Адрес издательства: 127015, Москва, ул. Бутырская, 86 Б, тел. (499) 972-36-45, e-mail: [email protected].
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИИ ДЕСТРУКТИВНОГО, ОККУЛЬТНОГО И НЕОЯЗЫЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА»
Том 2. Оккультизм
Оккультные организации и группы - по названиям с «С» по «Ф»