Класс «Экология духа, оккультизм и оккультное целительство».
Подгруппа О-5 «Псевдомедицинские группы и оккультные целители» с признаками подгруппы О-1 «Устойчивые организации и группы (секты)».
Руководство неизвестно. Скорее всего, единого руководства у множества организаций, практикующих оккультно-религиозную практику «Рэйки», нет.
Возможно, существуют некие коллегиальные органы - советы мастеров «Рэйки».
За последние 25 лет система «Рэйки» распространилась в США, Европе, стала появляться и в России (Москва и др.).
В Москве:
Бережковская наб., 28;
занятия в районе м. «Чертановская», т.315-20-14 («мастер»);
школа целителей Александра Мартынова: ДК «Динамо», м. «Автозаводская», конт.тел.275-79-73;
«Школа целителей по христианским методикам»: т.471-42-82, м. «Медведково».
Другие конт.тел. 494-28-50, 286-50-20, 233-45-97, 285-07-72, 285-38-82.
Уже к 1996 году в Москве действовало около 60 мастеров «Рэйки»: Татьяна Копцева, Александр Мартынов, Е.Дубровский, Ма Тхьян Ранвита, Юрий Губа (Киринг), Елена Балашова (ныне, ориентировоно, вышла из секты), Н.Козина, Григорий А. Тер-Карапетянц, Элеонора Харазян, Владимир Савенков, Наталья Балановская, В.Козлов, Виктор Батаев, Наталья Шелевна Сугробова (Айша), Леонид Игнатьев, Евгений Шолкин и др. Ныне их число, возможно, уже перевалило за сотню.
Вероучительная основа «Рэйки» носит оккультно-религиозный характер.
Изначально «Рэйки» - японское слово. Первый иероглиф «Рэй» означает: «Таинственная сила или Трансцендентальный дух», «высшая вибрация», второй иероглиф «Ки» значит: «Жизненная Сила, Свет или Энергия биоплазмы». Говорится, что соединение этих двух начал открывает доступ к универсальной энергии жизни и дает человеку «необыкновенные способности, похожие на те, которыми обладали Христос и Будда». В целом, как сообщают учебные пособия, Рэйки - это некая «Универсальная Сила» или «Энергия жизненной силы» [4].
Хотя последователи Усуи утверждают, что он в сущности ничего не придумал, а лишь «заново открыл старинное средство целительства с помощью наложения рук», по мнению православного исследователя сект протоиерея Александра Шабанова: «Весь понятийный аппарат, терминология и концептуальные выкладки заимствованы из теософии и соответствуют доктринам групп религиозного движения «Нью Эйдж» [4].
Утверждая, что «Рэйки» являются не религией, а скорее «подарком, сделанным Усуи людям», рэйкисты сами же себя и опровергают в своих наставлениях и руководствах по «лечению», говоря, в частности: «Не забывай, запросив энергию Рэйки, обратиться к каналу с благодарностью до и после исцеления... Целитель начинает сеанс с поклона, складывая руки перед грудью, с обращения к каналу Рэйки, ожидая ощущений поступления энергии в ладони». В этих наставлениях ясно просматриваются обращения к невидимой духовной абстрактной сущности, называемой «Канал Рэйки». Рэйки - это своего рода магия, и ее последователь должен прежде всего верить в «канал», «силу», в действенность знаков и мантр.
Стремясь придать своему учению более или менее респектабельный вид, Усуи в рекламных целях провозгласил 5 этических правил, которые назвал принципами Рэйки [1]: «Именно сегодня не беспокойся. Именно сегодня не сердись. Уважай своих родителей, учителей и старших. Честно зарабатывай себе на жизнь. С благодарностью относись ко всему живому».
Родоначальником системы «Рэйки» является японец Микао Усуи, личность которого сознательно окружена ореолом таинственности и практически обожествляется.
Усуи был протестантским пастором японского города Киото, преподавателем местного университета. По словам последователей Усуи, знамение, происшедшее с ним прямо на лекции, подвигло его отречься от пастырского сана, оставить университет и начать поиски тайн целительства. Усуи отправился в Чикаго, где стал изучать древние языки и защитил докторскую диссертацию. В результате своих духовных исканий Усуи столкнулся с буддийскими текстами, но не найдя в них полных ответов на свои вопросы, уехал за этим на Тибет, где после долгих поисков он нашел некие доселе неизвестные буддийские тексты, «сделанные со слов самого Будды неизвестным учеником». Это первое «чудо», на которое указывают рэйкисты. Усуи исследует находку и якобы обнаруживает в ней особые формулы и символы целительства Будды. Вернувшись в Японию, Усуи поднимается на священную гору Курияма, где в течение 21 дня постится и молится. По истечении срока, согласно учению «Рэйки», «некий луч света коснулся лба Усуи», введя его в транс. В этот момент Усуи увидел вспышки символов и формул из найденных текстов и приобрел способность лечить себя и других. Усуи назвал свою систему «Рэйки».
Из книги епископа Ветлужского Аркадия, который провел глубокое исследование истории оккультной системы «Рэйки» и ее опасности для духовного и физического здоровья пациентов и практикующих:
«Рассказывают, что семь лет потом Усуи исцелял бедных в трущобах Киото. После этого он сделал вывод: «Недостаточно исцелить физически человека, в процесс исцеления должен быть вовлечен дух человека». Через некоторый период времени Усуи сформировал окончательно свою систему и назвал ее «Рэйки». Он установил тайные обряды посвящения, причем только для мужчин, видя в «Рэйки» вполне определенное религиозное действо. Рэйкисты везде величают своего гуру-основателя «доктором», но надо заметить, что звание доктор у Усуи является синонимом понятия «гуру», «шифу», «сэнсей», а вовсе никакой не научной степенью. И таких «докторов» как в Японии, так и в Южной Корее, Индии и др., хоть пруд пруди.
В 1922 году Усуи открыл в Токио свою школу, где подготовил некоторое количество учеников. Среди первых учеников Микао Усуи были Игучи, Такетоми, Хайаши и Гуида. Перед смертью Усуи дал мастерское посвящение шестнадцати из своих учеников. Среди этих шестнадцати был и отставной моряк Чуджиро Хайаши (в другой транскрипции Куйиро Хайяши). До того, как прийти в «Рэйки», Хайаши (1878-1940 гг.) был офицером (по крайней мере, об этом пишут рэйкисты) на японском Императорском военно-морском флоте. Основную инициацию Хайаши получил от Усуи в 47-летнем возрасте. Перед своей смертью в 1926 году Усуи попросил его, чтобы он сохранил традиции «Рэйки».
9 марта 1926 года в Фукуяме Усуи умер. Ставший после смерти Микао Усуи гранд-мастером «Рэйки», Хайаши открыл собственную клинику в Токио и начал «целительскую» практику. Он совершил первые в истории «Рэйки» инициации над женщинами, посвятив в «Рэйки» свою жену и Хавайо Такату. Хайаши также инициировал в мастера Тацуми, умершего 3 октября 1996 года.
В 1940 году Чуджиро Хайаши совершил над собой сэппуку (более правильное название явления, которое мы обычно называем как харакири). Причиной самоубийства стал банальный страх перед призывом в армию (надвигались серьезные боевые действия на Тихоокеанском театре военных действий). Рэйкисты, правда, стараются всем навязать несколько иную точку зрения: «Д-р Хайаши ощущал приближение войны между Соединенными Штатами и Японией. Мастер Рейки не мог примириться с мыслью о том, что ему, офицеру-отставнику, нужно будет возобновить службу в Военно-морском флоте. И он решил привести в порядок свои дела. В это время на Гавайях госпожа Таката видела яркий сон, глубоко тронувший ее сердце. Она поняла, что должна ехать в Японию и быть рядом с доктором Хайаши. Когда она приехала, д-р Хайаши сказал ей, что грядет война и кто в ней будет победителем, что она должна делать и куда уехать, чтобы избежать опасности, ведь она была японкой американского происхождения, да еще живущей на Гавайях. Все это он предвидел и передал госпоже Таката для ее защиты и сохранения Рейки. После того, как д-р Хайаши уладил все свои дела, он позвал свою семью вместе с Мастерами Рейки. Высказав им последние свои пожелания и признав госпожу Таката его преемником в Рейки, он попрощался со всеми. Сидя в официальной японской позе, одетый в традиционную японскую одежду, он закрыл глаза, и его дух покинул тело» ([4], с.11).
На Запад эту систему принесла Хавайо Таката, получившая посвящение от Чуджиро Хайаши. Хавайо Таката родилась в декабре 1900 года на острове Кауаи, Гавайи. Ее отец был японским иммигрантом и работал на производстве сахарного тростника. Таката получила сертификат мастерской степени 21 февраля 1938 года. Следуя указаниям Хайаши, она закончила свою работу в Японии и отплыла на Гавайи. Она приехала туда уже мастером «Рэйки» и демонстрировала свою преданность учению, обучая и практикуя «Рэйки» на протяжении всей жизни. Как пишут рэйкисты, она стала «могущественным целителем и великим учителем, несущим дар Рейки западному миру».
Только с 1970 года до момента своей смерти 11 декабря 1980 года Хавайо Таката инициировала в мастера «Рэйки», помимо своей сестры, еще 21 человека. Ими стали: Джордж Араки, Барбара МакКалоу, Бит Грей, Урсула Байлоу, Пол Митчел, Ирис Ишикура, Фрэн Браун, Барбара Вебер Рэй, Этель Ломбарди, Ваня Твэн, Вирджиния Сэмдал, Филлис Лэй Фурумото, Дороти Бэбэ, Мари МакФэйден, Джон Грэй, Рик Бокнер, Битель Файт, Хэрри Кабой, Патриция Ивинг, Шинобу Сайто, Барбара Браун. Оставшиеся после смерти Такаты двадцать два учителя стали посвящать других. С тех пор система «Рэйки» широко распространилась по Северной и Южной Америке, Европе, Новой Зеландии, Австралии и других частях мира. В мире практикуют 5 тысяч мастеров «Рэйки» и примерно 500 тысяч адептов этой системы более низких уровней посвящения. По другим данным, в мире около 3 тысяч мастеров этой оккультной системы.
Одной из наиболее активных продолжателей дела Хавайо Такаты стала ее внучка - Филлис Лай Фурумото: «Совсем юной Филлис Фурумото получила инициацию первой степени от своей бабушки, Хавайо Таката, и лечила ее, когда та приходила в гости. Жизнь Филлис была направлена по пути карьеры: колледж и т.д. И хотя госпожа Таката часто спрашивала, не желает ли Филлис изучить Рэйки, та чувствовала себя слишком занятой для такого посвящения. Затем она все же приняла инициацию второй степени. Таката начала обучение внучки. Весной 1979 года, после месяца размышлений, Филлис решила попутешествовать и поработать со своей бабушкой. И перед первой поездкой госпожа Таката инициировала Филлис как Мастера. После этого началось обучение всерьез. При обучении в следующем году Филлис узнала, что должна будет стать преемницей Хавайо Таката в Рэйки. Вскоре после признания Филлис как Мастера Рэйки дух Таката оставил тело в декабре 1980 года. За эти годы после ухода Таката Филлис достигла полного признания своей роли и понимания ответственности своего положения. Она служит примером того, что происходит, когда кто-либо принимает силу энергии Рэйки как учителя и руководителя в жизни» ([4], с.11).
В 1981-82 годах Филлис Фурумото основала организацию «Рэйки-альянс» - крупнейшее из всех существующих организаций «Рэйки» (в мире существует 6 крупных организаций). В настоящее время она признается великим мастером (гранд-мастером) «Рэйки» в этой организации. В 1932 г. Барбарой Рэй (США) была основана Американская международная ассоциация «Рэйки» (AIRA) сменившая в 1994 г. свое название на TRTAI (The Radiance Technique Association International). Показательно, что с 1992 г. Барбара Рэй говорит уже не о «Рэйки», а о «техниках излучения», что в некоторой степени проливает свет на магический, оккультный характер этой практики.
Западное течение «Рэйки», идущее от Такаты, разрослось и раскололось на два «пути». Первый именуется АИРА (Американская ассоциация), второй - «Рэйки-Альянс». У обоих свои гранд-мастера. Плюс к этому на Западе существует 6 независимых крупных организаций. Да еще множество мелких самодеятельных.
С начала 1990-х годов система «Рэйки» распространилась и в России - в Москве, Санкт-Петербурге, Твери, Кургане, Новосибирске, Салавате и др. У нас в стране действует несколько организаций «Рэйки», представляющих собой разные направления этой системы, но все они, по-видимому, представляют собой западные течения «Рэйки». Изначально «Рэйки» пришло к нам из Германии».
Руководители различных российских направлений в «Рэйки» постоянно устраивают между собой споры и разборки по поводу того, кто из них имеет большее право называться самой легитимной и аутентичной школой «Рэйки».
Рэйкисты постоянно обвиняют друг друга в «фальшивости», «примазывании» и т.п.:
«По существу дела даже нельзя вводить такие понятия «истинное» или «неистинное» Рэйки. И хотя в жизни эти понятия широко используются в повседневном применении, в реальности есть только Рэйки и не-Рэйки: шелуха, подделка, примазывание, примыкание, имитация, попытка загримироваться под Рэйки, использовать честь и славу Рэйки в своих целях» [2];
«Образуются группы, старающиеся растащить Рэйки по национальным и религиозным «квартирам», возникает даже некое противостояние и борьба между такими группами под лозунгами типа «наше Рэйки - самое лучшее Рэйки в мире! В результате размывается, выхолащивается духовная основа Рэйки, снижается ответственность мастеров и, тем более, учеников Рэйки. При этом не люди подтягиваются до высоких духовных уровней, а Рэйки пытаются низвести до удобного потребительского уровня, до приемов бытовой магии. Это процесс аналогичный процессу обмирщения религий. Этим путем идет большинство» [2].
На самом же деле, все они являются не только сектами по сути, но, что самое примечательное, не имеют никакого отношения к Микао Усуи. Никакой преемственности у российских рэйкистов нет.
И здесь мы вновь процитируем отрывок из книги епископа Ветлужского Аркадия:
«Руководители и последователи ветвей «Рэйки» в Японии относятся весьма скептически к последователям Такаты, утверждая, что ее задание распространять «Рэйки» в Америке никоим образом не давало ей право представляться официальной преемницей Усуи через Хайаши. Японские рэйкисты называют учение преемников Такаты «модифицированным и примитивизированным». Японские мастера «Рэйки» утверждают, что история «Рэйки» распространяется с точки зрения (и, конечно же, с соответствующими поправками) западного течения «Рэйки». И прежде всего, они доказывают, что такого звания, как «гранд-мастер», в системе Усуи, которая правильно называлась Усуи-Шики-рю, никогда не существовало. Этот титул выдумал Чуджиро Хайаши, который был одним из уважаемых учеников Усуи, но не более того. Зато очень горазд был на выдумку. По их мнению, на самом деле первым официальным преемником сэнсея Усуи был Джусабуро Ушида, вторым - Иичи Такемоти, третьим - Йошихари Ватанабе, четвертым - Тоичи Ванами. Нынешний преемник - Кимико Кояма. Японские рэйкисты говорят, что и в самой Японии сегодня существует множество течений «Рэйки» (или точнее - Усуи-Шики-рю), но сомнений в правопреемственности Коямы в «Японском Рэйки Обществе» ни у кого нет».
Принять «Рэйки» может любой заинтересовавшийся человек вне зависимости от его национальной принадлежности, вероисповедания и пола. Первая ступень посвящения еще недавно стоила 200-300 тысяч рублей, вторая - более тысячи германских марок, степень «мастера» - 10 тысяч долларов. Степень «мастера» дает право посвящения других. Оплатив первую ступень, человек посещает четырехдневный семинар, на котором он получает первичные знания о системе «Рэйки». Говорится, что «ему открываются четыре чакры», он проходит посвящение, пишет небольшое сочинение на определенную тему, связанную с «Рэйки», получает стандартные «корочки» диплома и пакет методической литературы. Затем он, подобно Усуи, молится и постится 21 день, лечит самого себя и может начинать опыты излечения животных и других людей. Согласно доктрине культа [1], «посвящаемый в традицию Рэйки соединяется с источником абсолютной духовной силы жизни, и руки его начинают излучать невидимые, но хорошо ощутимые вибрации. Они могут быть теплыми и прохладными, покалывающими и легкими настолько, что кажется, что ваши руки растворились в пространстве, совсем исчезли. Эти вибрации успокаивают боли, глубоко расслабляют тело, снимают энергетические блоки, останавливают кровотечение, несут покой и счастье расстроенной психике. Рэйки не просто помогает устранить следствия неправильного, больного восприятия мира и себя самого, своего поведения, не соответствующего высшей этике человечества, результатом которых и является болезнь. Эта энергия помогает осознать причину болезни, найти и почувствовать, где и когда мы нарушили свою внутреннюю гармонию».
Вторая ступень, на которой «открываются оставшиеся три чакры», проходит в течение одного семинара. Посвященные на этой ступени изучают уже не только техники лечения наложением рук, но и определенные знаки, мантры, которые «помогут им оказывать воздействие на расстоянии».
Следующая ступень - «Мастер». Мастера «Рэйки» образуют свой профессиональный кастовый круг, проводят собственные семинары, на которых обсуждаются профессиональные и административные вопросы. Только мастера вправе проводить инициацию, которая немного напоминает масонские мистерии. Получив инициацию, рэйкист не должен останавливаться. Он лечит и продолжает работу над собой. Следует отметить, что среди рэйкистов, по крайней мере в мире, практически отсутствуют люди с медицинским образованием. Через год-два практик у рэйкиста появляются различные видения, слышания, что руководителями объясняется как «открытие третьего глаза». На этом этапе рэйкиста убеждают, что он становится обладателем уже совершенно другой кармы, судьбы, и что тот, кто прошел хотя бы первую инициацию, является уже как бы обреченным, потому что, согласно учению Микао Усуи, «открывшийся канал у инициированного становится пожизненным» [4].
По мнению священника Александра Шабанова [18], ритуал посвящения в мастерскую степень напоминает масонские мистерии. Как правило, на чьей-то квартире собираются кандидаты. Горят свечи, курятся благовония. Мастер весь в белом, посвященные закрывают глаза и под медитативную музыку слушают установки, наподобие следующей: «Мы - частица Вселенной, в нас входит энергия...». В результате обряда бывает, что посвящаемые впадают в транс, истерический хохот или абсолютно меланхолическое состояние.
Прошедшие посвящение регулярно собираются на различные культовые мероприятия. Тот мастер, от которого рэйкист получил посвящение, становится его духовным наставником, в обязанность которого вменяется консультирование по любым вопросам, как профессиональным, так и личным, причем делается это через медитацию.
Семинары «Рэйки» обязательно включают в себя беседы о трудах и заслугах Усуи, фотография которого находится на алтаре, перед которым совершают свои обряды рэйкисты.
Оздоровительный сеанс Рэйки выглядит примерно следующим образом. Начинается сеанс с того, что мастер помогает пациенту максимально расслабиться. В комнате царит полумрак, играет тихая музыка, горят свечи и ароматические палочки. Пациент лежит на кушетке с небольшой подушкой под головой и валиком под коленями. Целитель несколько минут проводит в медитации, «глубже соединяясь с Рэйки», и возлагает руки на пациента, постепенно переходя от одной позиции к другой. Сеанс обычно длится около часа и заканчивается медитацией благодарения Рэйки [1].
Хотя рэйкисты исступленно спорят, что не являются сектой и не имеют отношения к оккультизму, они сами же подобного рода утверждения и опровергают в своих книгах:
«Только энергия и тело пациента решают, что именно должно произойти во время сеанса. Это отличает Рэйки от многих других практик целительства. Целитель сам ничего не делает, он - только наблюдатель работы высшей силы и пациента... Здесь нет страха... навлечь на себя наказание, сделать что-то неправильно. Все, что делает целитель, позволяет пациенту через свои руки взять из Вселенной то, на что у него самого не хватало сил» [1];
«Перед тем, как приступить к непосредственному положению рук, необходимо сложить их вместе не раздвигая пальцев (большие пальцы тоже вместе), приложишь их к своей груди и попросить Рэйки прийти и лечить: «Я обращаюсь к Рэйки (Богу, Высшим силам, Космосу, Абсолюту). Прошу прийти ко мне и лечить через мои руки». Так держать руки до тех пор, пока в них не почувствуется присутствие Рэйки. После окончания самооздоровления не забудьте сложить руки вместе (все пальцы вместе), приложить их к груди, склонить голову и поблагодарить Рэйки за работу, участие, помощь» ([5], с.20).
Одна из ранних мастеров «Рэйки» Хавайо Таката, ставшая преемницей линии «Рэйки» после Чуджиро Хайаши, писала в своем дневнике [22]:
«Я верю в существование Одной Сверхсущности - Абсолютной Беспредельности, некой Динамичной Силы, которая управляет миром и вселенной. Это - невидимая вибрирующая духовная энергия, и другие энергии так незначительны, что бледнеют в сравнении с ней. Именно поэтому она - Абсолют! Эта энергия бездонна, неизмерима и, будучи универсальной жизненной силой, непостижима для человека. Однако каждое отдельное живое существо принимает ее благодеяние ежедневно во сне и наяву.
Различные учителя и мастера называют ее:
Великим Духом, Всеобщей Жизненной Силой, Жизненной Энергией, потому что, когда она воздействует, то оживляет всю систему;
Эфирной Волной, потому что она облегчает боль и погружает вас в глубокий сон, как бы воздействуя анестезией;
Космической Волной, потому что она излучает вибрации, дающие чувство ликования, и доводит вас до гармонии.
Я буду называть это «Рэйки», потому что я обучалась под знаком именно этого слова. Рэйки - это излучение, подобное радиоволне. Оно может действовать избирательно или как коротковолновое излучение, поэтому возможно успешное лечение им на расстоянии.
Рэйки - это не электричество, не радиоактивность и не рентгеновское излучение. Оно проникает сквозь шелк и парусину, фарфор и свинец, дерево и сталь, ибо оно исходит из Великого Духа, из Непостижимого.
Будучи универсальной силой Великого Божественного Духа, это принадлежит всем, кто ищет и желает научиться искусству врачевания.
Эта сила не знает ни цвета, ни вероучения, ни старости, ни молодости. Когда обучающийся будет готов принять ее, ему будет указан путь. Контакт осуществляется посредством священной церемонии инициации. Не может быть ошибки, не может быть сомнений, так как мы связаны с Божественным Духом. Ибо это - Абсолют!» ([3], с.4-5).
Облачение рэйкистами своей системы в одежды «божественной сущности», «божественного духа» и т.п. уже само по себе доказывает оккультно-религиозный характер «Рэйки».
Объективно, использование практик «Рэйки» для лечения небезопасно для здоровья, хотя бы уже по тем причинам, что среди практикующих эти методики нет специалистов-медиков, и что данные методики не апробированы в клинических условиях, не прошли соответствующее лицензирование регулирующими государственными органами.
Система «Рэйки» квалифицирована как деструктивная и оккультно-религиозная в:
● Обращении участников Конференции «Духовная безопасность России» (г. Москва, 11 декабря 1998 г.) к Президенту, Правительству, Федеральному Собранию, Совету безопасности и Генеральной прокуратуре России;
● Обращении к участникам Республиканской научно-практической конференции «Беларусь: религиозное сектантство и молодежь» (Минск, 18-19 декабря 1996 г.) [7];
● статье известного сектоведа протоиерея Александра Шабанова «Рэйки - оккультная терапия» [4];
● книге епископа Ветлужского Аркадия «Неошаманизм по имени «Рэйки»;
● Заключении Комитета по спасению молодежи (г. Москва) №28/169а от 10 декабря 1997 г. по секте «Рэйки»;
● Заключении Комитета по спасению молодежи (г.Москва) №29/15 от 10 марта 1998 г. по секте «Рэйки»;
● Экспертном заключении Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий №60-э от 5 августа 1998 г.;
● отзыве от 12 августа 1999 г. на характер деятельности оккультных целителей, составленном бывшим экстрасенсом, а ныне православным человеком, народным лекарем-костоправом Анисовым Андреем Андреевичем;
● Экспертном заключении Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий №55-э от 14 мая 1998 г. на характер вероучения и деятельности оккультно-религиозных организаций «Рэйки», выполненное по запросу председателя Комитета по спасению молодежи Т.И.Кушнирской.
В своем письме руководитель Городской службы лицензирования и аттестации образовательных учреждений, педагогических кадров и учащихся Московского комитета образования С.М.Пипман к прокурору г.Москвы С.И.Герасимову классифицировала движение «Рэйки» как «сектантскую оккультную среду» [6].
К разделу «Рэйки»
1. Исцеляющие руки // Тайная власть. - 1995.- №11.- С.11.
2. Ларкин В. Система естественного исцеления Усуи. Слово о «Рэйки» // http://www.deol.ru/users/kiring/wofr.htm, 1997.
3. Митчел П.Д. Рэйки. Специальный выпуск альманаха «Феномен». - М.: Информационно-рекламное издательство «Импульс», 1992. - 16 с.
4. Шабанов А. Рэйки - оккультная терапия // Вестник Информационно-аналитического центра святителя Марка, епископа Ефесского (Приложение к газете «Православная Тверь»), декабрь 1996 г. - №12(37).
5. Рэйки - система естественного исцеления. Самооздоровление, лечение 1 и 2 ступеней (Лечебно-оздоровительный практикум). - 136 с.
6. Письмо руководителя Городской службы лицензирования и аттестации образовательных учреждений, педагогических кадров и учащихся С.М.Пипман №64 от 23 декабря 1997 г. прокурору г. Москва С.И.Герасимову.
7. Материалы Республиканской научно-практической конференции «Беларусь: религиозное сектантство и молодежь» (Минск, 18-19 декабря 1996 г.). - Минск: Государственный комитет по делам молодежи Республики Беларусь, 1997.
8. Исцеления истинные и ложные. Оккультизм в медицине: Статьи / Сост. Т.П.Калашникова. - Пермь: Православное общество «Панагия», 1998. - 160 с.
Московское издательство «ПаломникЪ» издает новые тома энциклопедии, приобретая которые, вы получаете доступ к полной версии энциклопедии, обширным аналитическим материалам, информации о сотнях новых культовых групп, огромной базе документов и массиву фотографий. Приобрести книгу, как в розницу, так и оптом, жителям Украины удобнее в Интернет-магазине «Благовест», оплатив стоимость пересылки книги из России, или в самом издательстве «ПаломникЪ». Главный редактор издательства - Павел Николаевич Роговой. Адрес издательства: 127015, Москва, ул. Бутырская, 86 Б, тел. (499) 972-36-45, e-mail: [email protected].
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИИ ДЕСТРУКТИВНОГО, ОККУЛЬТНОГО И НЕОЯЗЫЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА»
Том 2. Оккультизм
Оккультные организации и группы - по названиям с «П» по «Р»