Впервые об африканском культе «вуду» европейцы узнали в 1884 году из книги английского миссионера С. Ст. Джона «Гаити или Черная Республика». По утверждению автора, гаитянские рабы поклонялись дьяволу и во время «черных месс» приносили в жертву младенцев, не брезговали каннибализмом. Немалую роль в популяризации вудуизма сыграл американский кинематограф - с начала 50-х годов ни один голливудский триллер не обходится без участия злых гаитянских колдунов [206].
Культ вуду, или воу-ду, что значит Бог, возник в середине XVIII века в Вест-Индии, на острове Гаити, несколько столетий назад в результате слияния христианских традиций и мировоззрений вывезенных из Дагомеи негров-рабов, которые, несмотря на крещение, продолжали верить в своих африканских богов. В каком-то смысле вуду явилась своеобразным ответом черного человека на те унижения, которые пришлось пережить африканцам во время расцвета работорговли.
Известно, что в 1731 году почти 500 тысяч чернокожих рабов были доставлены с Африканского континента во французскую колонию Таити в Вест-Индии. Среди них были вожди племен, колдуны, свободолюбивые воины - словом, люди, привыкшие не повиноваться, а повелевать. И вот в этой бесправной по отношению к новым хозяевам массе установилась традиционная для африканского общества жесткая иерархическая структура. Однако как могли бывшие лидеры подчинить себе других? У них ведь отсутствовали традиционные атрибуты власти - тюрьмы, суды и прочее. В этих условиях, по-видимому, и стали использоваться древние психологические приемы устрашения... Просто убийство, само по себе, в ситуации бесправной и жестокой жизни никого испугать не могло. Необходимо было нечто более ужасное, чем смерть. Тут-то и появился феномен зомби - живого покойника. Тот, кого считали неугодным, внезапно умирал. Его хоронили, соблюдая соответствующие обряды. Спустя несколько дней, якобы по указанию свыше, колдун повелевал откопать его - происходил обряд оживления, и бывший покойник начинал новую жизнь. Но теперь он становился зомби - всеми отверженным, приводившим в ужас живым мертвецом [359].
На рубеже XVIII и XIX веков, после свержения господства французских колонизаторов и провозглашения независимости, все находившиеся на Гаити священнослужители были вынуждены покинуть остров, что вознесло культ вуду на пьедестал государственной религии, который она удерживает и по сей день [327]. Вудуизм исповедуют более чем 90% населения Гаити [74].
Специалисты оценивают количество последователей вуду в 50 млн. человек. Основной ареал распространения: Западная Африка, Вест-Индия и юг США. Вудуизм является официальной религией государства Бенин [206].
В основе вуду лежит странная смесь из традиционных верований дагомейской народности яруба и католических церемоний. Так, приверженцы Вуду празднуют Рождество, во время Великого Поста вудуистские святилища закрыты и пр. [74]. Вуду очень сложно привязать к какой-то одной системе, потому что вуду - это одновременно и празднества в честь богини любви Эрзули, под маской которой можно заметить черты и египетской Изиды, и греческой Афродиты, и римской Венеры, и христианской Девы Марии; и одновременное поклонение змее, заглатывающей собственный хвост, - Уроборосу, древнему оккультному и колдовскому символу гармонии Вселенной и Вечности. Сами гаитяне утверждают, что их религия древнее и глубже христианства, говоря при этом, что они католики лишь на 90 процентов, а на 110 - дагомейцы, впитавшие в себя лучшее из всех религий прошлого и настоящего.
Уроборос, или, как его называют гаитяне, Дамбалла, - главный и обязательный элемент во всех таинствах вуду, потому что он есть начало и конец всех вещей: Океан Вечности, со всех сторон окружающий материальный мир; безбрежное пространство, из которого все вышло и к которому все рано или поздно вернется вновь. Дамбалла - это источник Силы и местонахождение всех духов, или, пользуясь креольским языком, распространенным на Гаити, лоа, как помогающих в чем-либо, так и противодействующих, которых можно призвать барабанным боем, заклинаниями, жертвоприношениями и сотворением веве - рисунком, выполненным на земле при помощи пшеничной муки и кукурузной крупы [327].
Вудуисты верят, что мир населен добрыми и злыми духами - лоа, и от их настроения зависят здоровье и благосостояние каждого человека. Напрямую общаться с духами могут лишь специальные люди - белые колдуны хуганы (или унганы) и колдуньи мамбо.
Во время церемоний, совершая жертвоприношения и танцуя ритуальные танцы, хуганы впадают в транс и просят у лоа покровительства в тех или иных житейских делах. И если церемония проведена правильно и духи остаются довольными, то в успехе нового начинания можно не сомневаться. Рыбакам покровительствует бог моря Агве, и они возвращаются домой с богатым уловом, бог здоровья Огу Баланджо защищает людей от малярии, а в случае неожиданной смерти хранитель моря Барон Субботу заботится об успокоении усопших. Иногда вудуисты просят о помощи злых духов. Они обращаются к черным колдунам бокорам, и тогда-то их недругам приходится несладко. Бокор может наслать на человека порчу, используя специальную восковую куклу или напугать своего врага с помощью зомби - ожившего мертвеца, полностью подчиненного воле своего хозяина.
Согласно учению Вуду, считается, что от действия злых сил может защитить только более могущественная сверхъестественная сила. В некоторых странах Западной Африки еще в первой половине XX века для защиты от злых колдунов и ведунов из соседних общин обращались к своим ведунам - мбацав. Они организовывали ночные «защитные» тайные церемонии с человеческими жертвоприношениями. Жертвы приносились божествам. Мбацав выбирали человека и, очевидно, с помощью ядов вводили его в состояние клинической смерти. Его хоронили, и он становился зомби (дословно «живой мертвец»), после чего мбацав «вызывал» умершего из могилы и его приносили в жертву [73].
Практика превращения человека в зомби распространилась за пределы Африки. На Таити жертву убивали с помощью яда рыбы-пузана, во много раз более сильного, чем цианистый калий. На островах Карибского бассейна, куда в свое время было вывезено много африканских рабов, в частности на Гаити, считалось, что похороненных зомби можно вернуть к жизни и они всегда будут слепо подчиняться тому, кто околдовал и убил их. Многие гаитяне верили, что многолетний диктатор острова Франсуа Дювалье, объявивший себя «помазанником африканских богов и потусторонним существом», был наделен сверхъестественной силой и что убитых им людей он превращал в зомби и делал их своими невидимыми шпионами [73].
Так как в религии вуду Дамбалла предстает как доброй, так и злой Силой одновременно, в зависимости от самого призывающего, есть и обратная, скрытая от посторонних глаз сторона вуду - черная магия, которая и составляет основную суть вуду. Ею могут заниматься только верховные жрецы и высокопоставленные особы, что на Гаити, по сути, одно и то же. Такой особой был бывший правитель острова Франсуа Дювалье, который в полной мере использовал силу вуду не только во внутренней, но и во внешней политике. До сих пор, хотя со дня его смерти прошло уже несколько десятилетий, гаитяне приходят в ужас при воспоминании о нем самом и о его помощниках-оборотнях, прозванных в народе тонтон-макуты, которые на протяжении добрых пятнадцати лет держали в страхе все население острова [327].
Темная сторона таинств вуду получила широкую известность в цивилизованном мире, когда американские фармацевтические компании заинтересовались методом получения порошка, посредством которого человека можно было приводить в состояние зомби - управляемого биологического робота. К тому времени были официально обследованы десятки людей, подвергшихся воздействию не известного науке препарата, который блокировал определенные участки мозга, отвечающие за жизнедеятельность организма, такие как сердцебиение, дыхание, кровообращение и т.д., но, странным образом, оставлял нетронутым сознание, в результате чего человек как бы умирал, а потом, по истечении некоторого времени, оживал, частично не помня своей прошлой жизни или не помня таковой вообще. Таких людей-роботов использовали на Гаити в качестве бесплатной рабочей силы на плантациях, где они день и ночь собирали сахарный тростника за хлеб и воду. Самым известным из людей-зомби был Клавдиус Нарцисс, который весной 1962 года внезапно скончался и после соответствующего обследования в больнице Порт-о-Прэнса был похоронен как умерший. Вскоре Нарцисс был похищен из могилы и увезен на одну из отдаленных ферм, на которой он очнулся от своего «сна» и, не помня себя, работал с сотнями других таких же, как и он сам, в течение восемнадцати лет. Осознание действительности вернулось к нему неожиданно. Он сбежал с плантации, но родные, хотя и признали в нем Клавдиуса Нарцисса, побоялись иметь с ним дела. Нарцисса поместили в госпиталь на восстановительное лечение, а его фотография, на которой он был запечатлен сидящим рядом со своей могилой, облетела весь мир. Очевидность этого и многих других подобных случаев подтолкнула американские деловые круги к решительным действиям. В конце восьмидесятых годов одному из исследователей удалось подкупить одного из хуганов за 1000 долларов (Гаити - одна из беднейших стран мира), который открыл ему секрет приготовления магического зелья; причем самому исследователю впоследствии пришлось пережить все муки погребенного заживо, а жреца покарали за измену культу вуду мучительной смертью тонтон-макуты. В ингредиенты порошка зомби входили морская жаба Борджиа, жалящий морской червь полихет (очевидно, для усиления токсичности), обилие трав (к сожалению, более подробных сведений о травах нет), кости черепа недавно умершей мамбо и, главное, рыба-собака (тэтрадон хистрикс), чучело которой на любом восточном базаре можно купить за 5 долларов. Все это тщательно перемешивалось и перемалывалось в течение трех дней под ритуальные песнопения и сотворения веве до образования однородного желтого порошка. Потом полученное вещество опускалось на один день в гроб с покойницей, у которой ранее была изъята голова, для пропитывания состава исходящей из трупа силой, после чего снадобье становилось готовым к употреблению. Порошок не подмешивался в пищу намеченной жертвы, как считалось ранее, а наносился на ее кожу, через которую он проникал в кровь. Через 10 - 15 минут жертва колдовства псевдо-умирала, а хуган призывал лоа смерти - Барона Субботы, который помогал ему запечатать душу несчастного в бутыль, пробкой для которой служил предмет, ранее принадлежавший заживо погребенному. С помощью этой бутыли черный маг вуду получал контроль над сознанием и телом жертвы, которая через 12 часов восстанавливала свои двигательные способности и становилась рабом у хозяина души. Весь процесс зомбирования в лабораторных условиях совершить пока не удалось, а химический анализ порошка показал, что большую его часть составляет очень сильный нервно-паралитический яд - тетродотоксин. Эксперименты над шимпанзе подтвердили, что тетродотоксин действительно обладает поразительной способностью временно тормозить все органические процессы организма, вплоть до полной нулевой активности мозга, а впоследствии восстанавливать их до прежнего уровня. Но секрет порошка зомби, позволяющий манипулировать человеческой психикой после «воскрешения из мертвых», точно так же, как и тайна сосудов, в которые вызванный Барон Субботы вкладывает душу заживо погребенного, так и остался секретом по сей день [327].
Точное число последователей вуду в России неизвестно. Но, предположительно, их численность можно оценить не более, чем в несколько десятков человек на всю Россию.
Небольшие группы (до 10 человек) поклонников культа «Вуду» есть в Москве и Санкт-Петербурге, преимущественно в ВУЗах.
Наиболее широко разрекламирован у нас некий Серафим Кассандрэ, самоприсвоивший себе такие титулы как: «единственный в России жрец вуду», «доктор Иерусалимской академии парапсихологии и Мюнхенского общества парапсихологов». Перечень его услуг в рекламных объявлениях традиционен для всех прочих колдунов - «наказание врагов, защита от оружия, власть над людьми, против супружеской неверности, для магов, борьба с конкурентами» [324,325]. Поэтому, чтобы отличаться от прочей челяди нечистого, Кассандрэ выдал нечто очень нетривиальное - он получил официальное свидетельство Российского авторского общества за №2957: «О депонировании и регистрации произведения - объекта интеллектуальной собственности - рекламного слогана под названием «вуду», «woodoo» «voudou», автором которого, по его собственному заявлению, является Серафим Кассандрэ» [323].
То, что он единственный вудуист в России, Кассандрэ, конечно же, пытается ввести публику в заблуждение, ибо в газетах публикуются рекламные объявления некой «ведьмы Арго - потомственной в четвертом поколении, члена Ордена 7-го легиона, Трех Ветров, «Ширан Ха Ли», «Вуду» [187]. Есть еще руководительница Салона Высшей магии «Ширан Ха Ли» Селен Вамп, так же, по ее заявлениям в прессе, занимающаяся вудуизмом [326].
Московское издательство «ПаломникЪ» издает новые тома энциклопедии, приобретая которые, вы получаете доступ к полной версии энциклопедии, обширным аналитическим материалам, информации о сотнях новых культовых групп, огромной базе документов и массиву фотографий. Приобрести книгу, как в розницу, так и оптом, жителям Украины удобнее в Интернет-магазине «Благовест», оплатив стоимость пересылки книги из России, или в самом издательстве «ПаломникЪ». Главный редактор издательства - Павел Николаевич Роговой. Адрес издательства: 127015, Москва, ул. Бутырская, 86 Б, тел. (499) 972-36-45, e-mail: [email protected].
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИИ ДЕСТРУКТИВНОГО, ОККУЛЬТНОГО И НЕОЯЗЫЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА»