Существует еще одна проблема, связанная с восприятием подавляющим большинством людей, воспитанных в христианской традиции (да и в мусульманской тоже), многих направлений неоиндуизма как закамуфлированного сатанизма. В первую очередь это касается тех неоиндуистских религиозных организаций, которые поклоняются индуистским божествам разрушения и смерти или божествам, которым еще в прошлом веке в Индии традиционно приносились человеческие жертвы (Шива, Ганеша, богиня тления и смерти Кали [81]). Поэтому, хотя на самом деле эти организации к сатанистским можно относить лишь с очень большой натяжкой, ни в коем случае нельзя замалчивать эту проблему. И особенно интересно здесь описание объектов поклонения неоиндуистских и индуистских сект в России.
В индуистском пантеоне функция зла воплощена в целом ряде богов. Более того, злу отведено место в тримурти - индуистской троице. Помимо Брахмы, создателя мира, и Вишну, его хранителя, здесь присутствует Шива - бог смерти и разрушения. Его часто изображают в момент танца разрушения, с ожерельем из человеческих черепов [228]. Шива - предводитель демонов: «Шива - наивысший объект почитания для шайвов... Изначальное тело Шивы, или Его тонкая Сущность - это Лингам... Лингам - высший объект почитания; почитая Его - почитают непроявленного, непознаваемого умом и чувствами Шиву... В Своей ужасающей форме Шива - обитатель мест сожжений..., сопровождаемый повсюду свитой духов и демонов, супруг ужасной Кали... Он - всепожирающий Чанда» ([2], с.47-51).
Другим черным божеством - воплощением зла (если говорить строго, то в индуизме нет понятия зла, разделение на «добро» и «зло» более свойственно христианской традиции, с точки зрения которой мы и будем давать оценку), которому поклоняются индуисты, в первую очередь - тантристы является Кали (Черная), иначе Махакали (то есть Великая Кали), также Шьяма (Черная) - одно из имен супруги Шивы, в образе которой воплощается наиболее грозная сторона характера богини [224]. Поклонение Кали в Индии и, в частности, среди тантристов имеет мощную традицию. Ее изображают в виде четырехрукой, опоясанной кобрами нежити женского рода с ужасающим лицом, оскаленными зубами, высунутым языком, жаждущим крови, с серьгами из тел младенцев и ожерельем из человеческих черепов ([223], с.41-46):
«Слово Кали буквально означает «черная», «темная», «темно-синяя»... Слово кали - это женский род от кала - одного из имен Шивы, означающего «черный», «время», «судьба», «смерть»... Кали изображается черной, так как в черном цвете исчезают все различия. Она - вечная ночь, посреди которой Она стоит на «небытии»... Она освобождает о всех ужасов существования и страха смерти... Формы Кали многочисленны и охватывают все сферы деятельности и существования во вселенной... Вот несколько форм Кали, даваемых в шакта-Тантрах для медитации.
Дакшинакалика. Она украшена ожерельем из человеческих голов, у Нее длинные выступающие зубы... В нижней левой руке Она держит отрубленную человеческую голову, в верхней левой руке Она держит меч... На ней пояс из рук мертвых тел... Ее местопребывание - место сожжения трупов. Она стоит на груди Махадэвы (Шивы), лежащего как труп, Ее окружают шакалы, Ее лицо ужасающе, кровь стекает с уголков Ее губ... Другой образ Дакшинакалики выглядит следующим образом: у Нее темный цвет кожи,... в Своих правых руках Она держит кинжал... и человеческий череп; гирлянды из человеческих голов украшают Ее голову и шею; ожерелье из змей на Ее груди... Своей левой ногой Она стоит на груди трупа, Своей правой ногой - на спине льва, облизывающего труп.
Сиддхакали. Она пьет кровь из черепа, который держит в левой руке...
Гухьякали. Она черна, как грозовая туча... У Нее впалые глаза, свирепые зубы, высунутый свисающий язык... На Ней ожерелье и священный шнур из змей, Она сидит на ложе из змей. Пучок Ее спутанных волос касается неба. Она прихлебывает вино из черепа. На ней гирлянда из 50-ти человеческих голов... Ее со всех сторон окружают капюшоны змей... Мертвые тела служат украшением для Ее ушей... Когда Она смеется, Ее громкий хохот наводит ужас.
Бхадракали. У Нее впалые глаза, Ее лицо темно, как чернила. Ее зубы подобны черным ягодам джамбу... Она плачет, говоря: «Я не удовлетворена. Я проглочу весь этот мир залпом, как маленький кусок еды!» В своих двух руках Она держит аркан...
Шмашанакали. Она черна, как гора черной мази, Ее местопребывание - место сожжения трупов. У Нее растрепанные волосы, иссушенное тело и устрашающий вид. У Нее впалые красные глаза. Она держит в правой руке череп, наполненный вином и в левой руке - свежеотрубленную голову. С улыбающимся лицом, Она постоянно жует сырое мясо... Обычное место для поклонения Ей - это место кремации, где поклоняющийся должен совершать ритуалы, будучи обнаженным.
Ракшакали или Махакали. Она черного цвета... В своих левых руках Она держит кинжал и череп... На Ней ожерелье из змей... Ее левая нога - на груди трупа».
Умилостивление богини Кали можно было бы объяснить страхом перед смертью. Однако на самом деле страх не единственная эмоция в поклонении ей. Индуизм предписывает не только трепет перед Кали, но и любовь к ней. В самом деле, ведь и она есть проявление Абсолюта, а в другой ипостаси Кали одновременно и Великая Мать [228].
Свами Вивекананда говорил: «Я поклоняюсь Ужасающей! Ошибочно полагать, что всеми людьми движет только тяга к наслаждениям. Столь же многие имеют врожденную тягу к мукам. Будем же поклоняться Ужасу ради него самого. Немногие дерзали поклоняться Смерти, или Кали! Будем же поклоняться Смерти!.. Есть еще кое-кто, кто смеется над существованием Кали. Но ведь сегодня она здесь, в толпе. Люди вне себя от страха, и солдаты призваны сеять смерть. Кто может утверждать, что Бог не может проявлять себя в виде Зла, как и в виде Добра? Но только индуист осмеливается поклоняться ему как Злу». По рассказам ученицы Вивекананды, сестры Ниведиты, он заклинал: «Приди, о Мать, приди! Ибо имя твое Ужас!». Его идеалом было «слиться с Ужасной навсегда» [228].
Кали ублажают жертвоприношением козлов. В оправдание этого Вивекананда говорил: «Почему бы и не пролить немного крови для полноты картины?» [229]. Лишь в индуизме мы встречаемся с поклонением злу ради его самого. Более того, это поклонение иногда принимало форму совершения зла как жертвы Кали. Например, секта тхагов (иначе - тагов, душителей) занималась принесением людей в жертву богине смерти.
В восточном мистицизме от Абсолюта исходит все - как добро, так и зло. Этим обстоятельством определяется отношение индуистов к страданию. Вот, например, что пишет на этот счет Рам Дасс (Ричард Альперт): «Кали является аспектом Божественной Матери, но какой матери! Она поистине ужасна. Она всколыхивает целый ад у миллионов людей. Знаете, почему? Потому, что они хотят придерживаться того, чем себя считают. Она - огонь очищения. Она заберет у них их самих, и останутся лишь чистые души, возносящиеся в Единое. В тот миг, когда вы не привязаны больше к своей отдельности, к своим индивидуальным различиям, к навязыванию миру того, каким он должен быть, вы вдруг перестаете видеть эту форму Кали. вы смотрите прямо сквозь нее и видите Золотую Богиню. Сначала, когда вы только начали этот обратный путь к Богу, вы всякий раз видите Кали, которая сталкивает вас со всем, чего вы боитесь — с бедами, случайностями: вас ограбят или изнасилуют, вы потеряете работу или случится еще что-то «ужасное». Вы скажете: «О, уйди от меня. Я хочу счастья. Я хочу удовольствия. Я не знал, что это имеет отношение к нашей сделке». Впоследствии, когда вы станете сознательнее, вы скажете: «А ну, детка, дай это мне». В этот момент вы признали, что страдание - это милость» [230]. Надо сказать, что такая позиция очень сильно коррелирует с сатанистскими вероучениями.
А вот какой нежити поклоняются кришнаиты (облик Кришны подробно описан в кришнаитских книгах): «Я вижу в твоем теле много-много рук, чрев, ртов, глаз, простирающихся повсюду, без предела... Я вижу, как Ты изрыгаешь пламя и сжигаешь всю эту вселенную Своим собственным сиянием... Все планеты и их полубоги ввергнуты в смятение видом Твоей великой формы с ее многими ликами, глазами, руками, бедрами, ногами, чревами и многими устрашающими зубами... Твои зияющие рты... Все люди устремятся в твои зевы, подобно мотылькам, летящим на огонь, чтобы погибнуть в нем... Вижу, как ты поглощаешь людей со всех сторон своими пылающими ртами... Я не могу сохранять равновесие при виде Твоих пламенеющих смертоносных ликов... Наши главные воины устремляются в Твои устрашающие зевы. И я вижу, как головы некоторых, застревая между Твоими зубами, сокрушаются ими» ([225], гл.11, тексты 16, 19, 23, 24, 25, 26, 27, 29, 30). Довершает это кошмарное зрелище ложе из змей, на котором восседает Кришна ([225], гл. 11, текст 15).
Оказывается, облик Кришны соответствует его сущности, об этом прямо написано у самих кришнаитов: «Я - Яма, Бог смерти... Я - всепожирающая смерть», а также в главе 11, текст 32: «Я есть время, великий разрушитель миров, и Я пришел сюда, чтобы уничтожить всех людей» ([225], гл.10, текст 29,34, гл.11, текст 32). У Кришны вообще много разных подозрительных для россиянина качеств: «Самой яркой чертой материального мира является секс, и он тоже в Кришне... В Кришне секс подлинный» ([227], с.40); «Сложившиеся обстоятельства были превыше клятв. Кришна больше известен под именем бхакта-ватсала - тот, кто любит Своих преданных, и Он предпочел остаться бхакта-ватсалой, а не мирским моралистом, никогда не нарушающим своей клятвы» ([226], комм. к тексту 13 гл.8); «Его зачастую пугается сам страх». ([226], комм. к тексту 31 гл.8). А вот описано следующее прямо-таки ужасающее, какое-то даже вампирическое качество: «Он убил ведьму Путану, не смотря на то, что она смазала свои груди ядом, рассчитывая отравить Его. Господь стал сосать ее грудь, как обыкновенный ребенок, и вместе с молоком высосал ее жизнь» ([226], комм. к тексту 19 главы 8). Комментарии здесь излишни, хотя напрямую к сатанизму кришнаитов и не отнесешь.
Экспертное заключение религиоведческой группы Института развития личности РАО по содержанию вероучения и практике деятельности религиозной организации «Общество сознания Кришны», июнь 1997 г.: «Сравнительно-религиоведческие сопоставления позволяют сделать вывод о том, что все теистические религии, в том числе христианство с его культом вечной жизни, преодоления смерти, воскресения, находятся в определенной оппозиции языческой религиозности, более подчеркивающей силовой, карающий, беспощадный аспект божества. Так, например, в христианстве «Бог есть любовь» прежде всего, и лишь затем - сила, совершающая возмездие за грехи и лишь в том случае, если человек не раскаивается в них: Бог «долготерпелив и многомилостив» (ср., в исламе - «Аллах милосердный»). Здесь Бог не может обладать качествами лживости (обетования Бога «верны», «неизменны»), коварства, полного «равнодушия» к страданиям людей. Напротив, в вероучении ОСК, божество может «подстрекать», «сеять вражду», «вводить в заблуждение», нарушать клятвы, быть равнодушным к миру, людям. Более того, высший религиозный идеал в вероучении ОСК персонифицируется как божество разрушения и смерти: «Я - Яма, Бог смерти... Я - всепожирающая смерть»; «...смерть - это Сама Верховная Личность Бога». Такое отождествление божества со смертью немыслимо в теистических (библейских) религиозных традициях, где носителем тления, начала разрушения и смерти выступает сила, принципиально враждебная Богу (дьявол, бесы и т.п.). Поэтому не исключено, что приверженцы традиционных конфессий в России, имеющих библейско-теистическую основу, в свою очередь, будут склонны интерпретировать вероучение ОСК в своих терминах как форму «сатанизма» и соответственно резко негативно относиться к самой организации ОСК».
Но все же наиболее близки по целому ряду критериев к сатанизму именно тантрические секты. И вот почему.
Специалисты считают, что, исключая словесную часть обрядов, культовые практики тантристов весьма напоминают сатанистские следующими чертами:
1. Использование в обрядах предметов, сделанных из человеческих костей. По словам отца Олега Стеняева, в Москве существует тантрическая секта, где культовые обряды проводятся с использованием, кроме сосудов из человеческих черепов, также и ритуальных дудочек, сделанных из человеческих берцовых костей. В листовках «Тантра Сангха» написано, что эта организация оказывает весь спектр оккультно-магических услуг.
2. Кровавые жертвоприношения. Интересно, что в культовой литературе тантристов написано: «Среди всех тантрических практик есть такие, которые являются особенно тайными, их надлежит оберегать от непосвященных»). Помня, что даже в прошлом столетии отмечались человеческие жертвоприношения тантристов, возникает подозрение, что в некоторых тантрических группах человеческие жертвоприношения практикуются и сейчас.
3. Облик и качества самого объекта поклонения, что имеет в этом сравнении важное значение, потому что тантристы во время своих культовых служений отождествляют себя с объектом поклонения: «Тантрическая медитация предполагает отождествление себя с объектом медитации, то есть с Абсолютом в той или иной личной форме».
4. Использование во время тантрических культовых обрядов ритуала майтхуна, представляющего собой сексуальные контакты во время обряда адептов, участвующих в нем. В различного рода религиоведческих справочниках отмечается, что нынешние тантристы полностью изжили такого рода практики, но вот что написано в культовом тантрическом источнике, датированном 1992 годом: «Чакра - это мистический «круг», состоящий из посвященных садхаков и садхика, то есть имеющих тантрическое посвящение мужчин и женщин, которые вместе образуют единый божественный союз... Майтхуна (сексуальное единение) является самым сакральным и кульминационным действом всего обряда... Тантры запрещают такие действия как принятие вина или секс вне чакры. Однако, внутри чакры - в богонаправленном сознании, с самоконтролем и под руководством гуру - такие действия являются способствующими совершенству в вира-садхане... Что касается последнего элемента обряда панчататтва (шешататтва), называемого майтхуна (сексуальное единение), то он заслуживает отдельного описания, так как является завершением всего обряда и обладает особым значением... Согласно некоторым Тантрам, например Маханирване, в Кали-югу садхака должен иметь майтхуну только со своей женой. Однако, в той же Маханирване далее указывается, что вира-садхака, владеющий собой и обладающий сиддхи (совершенствами), может совершать майтхуну внутри чакры также и с парастри, т.е. с другой посвященной в чакру женщиной, которая не была до этого его женой. Совершение шэша-таттвы с парастри, посвященной в чакру - разрешается для вира и в ряде других Тантр». В ряде тантрических сект, действующих на территории России, именно так и происходит.
Примером так же может послужить описание индийской секты «агора», которая также является шиваитской. Когда в черноте ночи растворяется дым от погребальных костров на берегах Ганга и мгла накрывает кварталы священного города Варанаси, из темени появляются те, кто панически боится дневного света. «Агора» как сомнамбулы бредут на места кремации людей, чтобы начать там свою полуночную трапезу. В качестве приправы к человеческим останкам они используют камфорное масло. Каннибалы-призраки приступают к пиршеству. Адепты индийской секты «агора» не знают иного пути к «просветлению» и «соединению души с Богом», кроме вот такого способа - поглощения уцелевших в погребальных кострах останков. Впрочем, эти, похожие только внешне на людей, существа поедают любую мертвечину, не сторонятся мяса собак, ворон и грифов. Это у «агора» называется «шав садхана» - потреблять в пищу все то, что посылает им великий бог Голода. Кого только не встретишь во многоликой Индии, о ком не узнаешь. «Агора» попадаются на индийских перекрестках чрезвычайно редко. Их в стране всего несколько сотен, но узнать этих смахивающих на зомби каннибалов легко по бусам из костей змей и человеческим черепам в руках, которые члены секты используют при приготовлении «пищи». Череп человека у «агора» почитается как источник приобретения «джананджаи пранвайю» - невиданной силы. Сектанты даже составили реестр черепов представителей различных индуистских каст. Чем выше кастовая принадлежность скончавшегося обладателя этого «аксессуара», тем больше вероятности для «агора» получить магическую силу наилучшей пробы. Черепа выходцев низших каст у сектантов абсолютно не в цене. Как и тела умерших преступников, которыми «агора» демонстративно брезгуют [110].
Поразительно, но все члены этой малопочтенной секты в давнем или не столь отдаленном прошлом были нормальными людьми. На некоторых нынешних каннибалов раньше нашло «просветление свыше» и они, бросив семью и привычный образ жизни, переквалифицировались в поедателей трупов. Но прежде чем стать стопроцентным «агора», надо пройти три стадии испытаний, которые связаны с подавлением брезгливости и потреблением в пищу того, что невозможно для остальных людей. Вершина для вступившего в секту - это поедание человеческого мяса, что является составной частью их ритуалов. Во время этих ритуалов, как говорят сектанты, укрепляется их магическая сила, и «агора» становятся истинными «избранниками бога Шивы». Индийские законы вполне лояльно настроены к этим каннибалам. Наказаний за их деяния не предусмотрено. Большинство к «агора» настроено терпимо, хотя прикоснуться к ним для правоверного индуиста смерти подобно. Но вот недавно произошла сенсация, когда «агора» стал не кто иной, как бывший губернатор Гоа и в прошлом член индийского правительства Бхану Пракаш Сингх. «Агора» считают, что нет в природе ничего противоестественного, а любые их поступки благословляет сам Шива. Так и живут «агора», пробираясь каждую ночь к погребальным кострам, чтобы совершить там нечто угодное своему божеству [110].
Московское издательство «ПаломникЪ» издает новые тома энциклопедии, приобретая которые, вы получаете доступ к полной версии энциклопедии, обширным аналитическим материалам, информации о сотнях новых культовых групп, огромной базе документов и массиву фотографий. Приобрести книгу, как в розницу, так и оптом, жителям Украины удобнее в Интернет-магазине «Благовест», оплатив стоимость пересылки книги из России, или в самом издательстве «ПаломникЪ». Главный редактор издательства - Павел Николаевич Роговой. Адрес издательства: 127015, Москва, ул. Бутырская, 86 Б, тел. (499) 972-36-45, e-mail: [email protected].
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИИ ДЕСТРУКТИВНОГО, ОККУЛЬТНОГО И НЕОЯЗЫЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА»