«Сатана обладает невероятной хитростью, совершенной осторожностью, несравнимым умением скрывать свои самые гнусные деяния под благопристойным видом, он коварен и безгранично жесток по отношению к человеку, неумолим и неисправим» (Йохан Вейер, 1563 г.)
1. Основы вероучений
Современный сатанизм проповедует возрождение «старой религии» ведовства. Деструктивное учение сатанистов вырастает из крайних эгоистичных форм обыденного мировоззрения. «Церковь сатаны» носит последовательно материалистический и антихристианский характер. Ее философия жизни - поиск наслаждений, она извлекает выгоду из всего того, что входит в мир через посредство дьявола.
Постулаты сатанизма очень хорошо ложатся в сильно удобренную оккультными теориями об «энергоинформационных обменах», «астральных информационных потоках» и т.п. бреде, почву человеческого сознания: «Принято считать, что дьявол и черт - это энергетические образования, соответствующие эгрегору сатаны, а демон и бес - это энергоинформационные фантомы, созданные магом. В русской терминологии демон - это фантом, управляемый магом, а бес - фантом потерявший управление, но не рассосавшийся. Отсюда иногда разговоры о проделках бесов».
Основные положения сатанистского учения изложены в виде «Тринадцати заповедей сатаны» или Тридекалога:
1. Сатана есть в каждом. Выяви и познай Его.
2. Не признавай запретов.
3. Не признавай принуждения ни над собой ни над другими.
4. Не подавляй в себе стремлений и желаний.
5. Будь любопытен, хитер и мудр.
6. Будь добр лишь к тем, кто достоин этого. Люби лишь достойных любви.
7. Благословен тот, кто разбрасывает врагов своих и трижды проклят слабый.
8. Не прощай врагам своим.
9. Воздай другим то, что они воздали тебе.
10. Отвечай лишь перед теми, кто имеет право спросить с тебя.
11. Человек - не венец творения и не образ божий. Он такая же живая тварь, отделяемая от прочих лишь наличием разума.
12. Помни, что греха нет. Есть лишь желание и страх. Только они являются мерилом твоих поступков.
13. Загробной жизни не существует. Все блага и радости надо брать здесь и сейчас.
В некоторых сатанистских сектах настаивают на девяти основных положениях [13]:
● вседозволенность;
● животное существование;
● ничем не замутненная мудрость;
● доброта только к тем, кто этого заслуживает;
● мстительность;
● ответственность только по отношению к ответственным;
● животная природа человека;
● совершение всех так называемых грехов;
● лучший друг церкви тот, кто ее постоянно использует в своих целях.
Эксперты Главного информационного центра МВД России выделяют следующие основополагающие идеи сатанизма [2]:
сатана сильнее всех;
каждый сам по себе бог;
жизнь - это насилие;
необходимо потворствовать и подчиняться своим низменным инстинктам и влечениям;
необходимо поступать вразрез с требованиями общественных законов или хотя бы быть индифферентным к ним;
социальные структуры надо разлагать изнутри;
настоящая радость - месть своим врагам;
земная жизнь - подготовка к переходу в ад для истязания своих врагов;
все, связанное с официальными религиями, должно по возможности оскверняться;
главный враг - Православие.
2. Отношение сатанистов к христианству
Традиционно сатанизм рассматривается как поклонение злу, как религия, основанная на принципах, противоположных христианству. Некоторые исследователи (например, кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации) считают, что для современного сатанизма характерен специфический подход, выраженный в искажении и своеобразном «переворачивании» христианских ценностей, что проявляется в персонифицированном почитании зла - сатаны [177]. Но еще задолго до христианства существовали древне-языческие культы зла. Отголоски таковых доносятся и до нашего времени. Из всей массы сатанистских сект примерно 2-5% можно условно отнести именно к разновидностям древних изуверских сект, поклоняющихся абсолютному злу или божкам зла и разрушения, имеющих передаваемое сквозь многие и многие века традиции личного посвящения адептов в мрачные тайны колдовских учений.
В космогонии сатанистов зло приобретает вселенские масштабы, олицетворяясь в сверхъестественном существе, которое снимает само понятие греха, моральное и физическое напряжение, давая последователям сатанизма «стимул» существования на Земле [177].
Сатанистская листовка, отпечатанная в Реутово-1 Московской области базирующейся там «церковью сатаны», гласит: «Срок хранения христианской жвачки истек две тысячи лет назад... Нам не по вкусу трупный яд давно помершего иудея. Если вы не хотите, чтобы русская земля и дальше заражалась им, продайте свою душу сатане - символу религии нового времени».
«Записная книжка дьявола» Ла Вея: «Христианство продолжает выступать против контроля над рождаемостью и в то же самое время скулит о бедственном положении беспризорных детей в недоразвитых странах... Если бы они действительно хотели сделать что-то, то боролись бы против положений в своей религии, которые подавляют ставший необходимым контроль над рождаемостью» ([23], с.73).
В сатанизме все перевернуто: дьявол христианства становится богом сатанистов, христианские добродетели рассматриваются как пороки, а пороки как добродетели. Жизнь понимается как непрерывная борьба между силами света и тьмы, причем сатанист сражается на стороне тьмы, веруя, что в конце концов она одержит победу [13]. Авторы [18] считают, что как таковой сатанизм существует лишь постольку, поскольку существует христианство, и может быть понят лишь в контексте христианского мировоззрения. Следует отметить, что культы поклонения силам тьмы существовали и в дохристианский период человеческой истории.
В одних сатанистских сектах категорически запрещается заходить в православные храмы. В других адепт может посещать церкви иных религий, соблюдая основные принятые там нормы (т.е. с непокрытой головой в христианской церкви, с покрытой в - синагоге, босиком и с покрытой головой в мечети и т.д.). Но он должен придерживаться принципа пяти «не»:
1. Не совершать культовых действий (не креститься, не кланяться и т.д.).
2. Не преклонять колен (мы, вообще: преклоняем колени только в самых исключительных случаях).
3. Не осквернять рук и рта (святой водой, елеем, мирром, хлебом и вином причастия и т.д.).
4. Не произносить слов молитв данной религии.
5. Не оказывать специального почтения жрецам данной религии (не целовать рук, не кланяться и т.д.).
Отступление от этих принципов дозволяется адептам только в случае прямой и явной угрозы для жизни члена секты.
3. Человеконенавистничество - «мораль» сатанистов
«Мораль» сатанистов базируется не только на отрицании, но и на полном извращении христианских жизненных ценностей. Все основные православные обряды и молитвы имеют у сатанистов варианты, противоположные по смыслу, но схожие по форме. Их девиз - воздай другим то, что воздали они тебе. Для сектантов сатанизм есть высочайшее воплощение человеческой жизни, так как нужды людей якобы прежде всего - потребности плоти. Высший праздник сатаниста - его день рождения. По поводу жизни после смерти у сатанистов весьма неопределенные высказывания на уровне «все будет хорошо». Некоторые секты уверены, что им достанется вечное блаженство мучить своих врагов и иные формы удовлетворения их эго. Они считают, что наступает новая сатанинская эра.
«Церковь сатаны» и другие сатанистские секты поддерживают все виды сексуальной активности, удовлетворяющей желания человека, будь то гетеросексуальность, гомосексуальность, адюльтер или супружеская неверность. Ла Вей проповедовал необходимость создания такой церкви, которая могла бы плотские желания человека превратить в объект поклонения, почитания и прославления: «С тех пор, как культ телесных желаний приносит людям удовольствие, с тех пор существует и храм славного снисхождения, храм вожделения, храм этого культа...» [11].
Человеконенавистничество, злоба и лживость насквозь пропитали «Черную библию»:
«Благословен тот, кто разбрасывает врагов своих, ибо они сделают из него героя - проклят тот, кто творит благо глумящимся над ним, ибо будет презираем!»;
«Трижды прокляты те слабые, чья незащищенность делает их низкими и подлыми, ибо они вызывают отвращение!»;
«... прокляты покорные и смиренные праведники, ибо они будут раздавлены парнокопытными» [11].
«Черная библия» Ла Вея априори снимает все грехи последователей сатаны. Сколько бы преступлений адепт-дьяволопоклонник не совершил, провозглашается, что ответственности он не несет, так как ему разрешены все грехи: «Сатана величайшей милостью разрешает и дарует человечеству все так называемые «грехи», которые ведут человека к физическому, интеллектуальному или эмоциональному удовлетворению» [11].
«Черная библия» Ла Вея фактически призывает адептов сатанистских культов к кровавой борьбе с внекультовым миром:
«Отвечай ударом на удар, смертью - на смерть, насмешкой - на насмешку, оскорблением - на оскорбление, - отплачивай щедро... Глаз - за глаз, зуб - за зуб, мсти четырехкратно, стократно! Стань олицетворением самого Террора для врагов своих...»;
«Разве по инстинктам не походим мы все на хищных животных? Но если люди абсолютно прекратят охотиться друг на друга, обманывать..., смогут ли они продолжать свое существование?»[11].
«Черная библия» гласит: «Сатана провозглашает месть вместо подставления другой щеки» [11], что учитывая тезис о необходимости увеличения мести в 4-100 раз относительно величины проступка по отношению к дьяволопоклоннику, фактически является призывом к террору против всего внекультового социума, так как, например, в ответ на косой взгляд в направлении дьяволопоклонника последний, исходя из вышесказанного, вполне может убить автора этого непонравившегося ему взгляда.
4. Отношение сатанистов к сатане и своей вере в него. Объект поклонения сатанистов
В центре традиционного сатанизма находится поклонение личностному и могущественному дьяволу. В некоторых сатанистских течениях адепты поклоняются (хотя и уверяют, что якобы не поклоняются, а просто общаются) безликому злу, абсолютному началу разрушения, тления и смерти. Современные сатанисты также поклоняются изображениям змея из рая, как носителя знаний, и Люциферу, как обители огня.
На «интернетовских» сайтах сатанисты упрямо отрицают тезис, что они поклоняются сатане. Они-де не поклоняются, а общаются с ним, служат ему. При этом они ссылаются на работы популяризатора сатанизма Питера Гилмора: «Не имеется никаких элементов поклонения Дьяволу в Церкви Сатаны. Такая практика рассматриваются как христианская ересь: вера в христианское мировое представление Бога, противостоящего Дьяволу и выбор стороны Принца Тьмы. Сатанисты не верят в сверхъестественное, ни в Бога, ни в Дьявола. Бог для Сатаниста - он сам. Сатана - символ Человека, живущего как гордая натура, движимая собственными чувствами. Действительность, стоящая за Сатаной, - просто темная эволюционная сила, которая пронизывает всю природу и обеспечивает механизм выживания и распространения, свойственный всем живым существам. Таким образом, Сатана не сознательное существо, которому нужно поклоняться, а резервуар мощи внутри каждого человека, открываемый по желанию». Необходимо учитывать гипертрофированную гордыню сатанистов, которая проявляется как в нежелании признать реально имеющее место поклонение ими сатане, так и уверенность, будто их течение является в сатанизме единственным (это когда они заявляют за всех сатанистов по поводу «поклонения»). На деле же существует огромное количество сатанистских течений, доктринально и организационно очень сильно отличающихся друг от друга. В любом случае, анализ явления религиозного отношения сатанистов к объекту их веры показывает, что это отношение все равно является формой поклонения.
В миропонимании сатанистов сатана - «властный архетип, олицетворяющий такие черты, как сексуальность, власть, индивидуализм и управление собственной судьбой». Апологеты сатанизма говорят, что сатанист в праве выбрать что ему больше нравится из различных лиц сатаны и дополнить это своими собственными или заимствованными из иных источников принципами.
«Как это не парадоксально - истинные сатанисты не верят в сатану. Точнее, они не верят в дьявола, черта или другой персонаж библейских сказок. Не существует персонажа с рогами, копытами, хвостом, пахнущего серой и таскающего за собой толстый портфель, набитый контрактами покупки душ, подписанных кровью. Оставьте такие бредовые представления христианам. Сатана - это архетип, символ реальной, полноценной жизни - олицетворение всего человеческого в человеке - властность, гордость, мудрость, чувственность, эгоизм, любовь и ненависть, наслаждение жизнью,... но ни в коем случае не личность. Сатана не реален сам по себе - но очень реально то, что он олицетворяет, воплощаясь в каждом сатанисте. Так что же такое сатанизм, если отбросить клевету церковников? Это, с моей точки зрения, скорее философия, чем религия» [129].
«Сатана не является антропоморфным божеством. Строго говоря, он, вообще не является божеством. Однако восприниматься он может и антропоморфно, и зооморфно. В зависимости от уровня подготовки адепта. Сатана внеличностен. Личностью он обладает только в восприятии индивидуума. Если он способен принять Сатану только как черта с рогами и вилами, то это черт с рогами и вилами. Если у него интеллекта хватает на внеличностное восприятие - значит это так. Сатана - это не личность. Однако, каждый вправе выбрать для себя лик Сатаны и стремиться общаться с ним. Поэтому у Сатаны может быть множество имен, и все они равноценны».
Сатанистский магистр Питер Гилмор: «Позвольте нам настоять на взгляде на современный сатанизм как на то, чем он является на самом деле: жесткая религия элитаризма и социального дарвинизма, которая стремится восстановить господство способных над идиотами, быстрого правосудия по справедливости и всеобщего отхода от принципа милосердия, как мифа, который нанес вред развитию человеческого вида в течение последних двух тысяч лет. Является это чем-то, чего надо бояться? Если вы - один из большинства человеческих посредственностей, просто существующих, как потребляющие продукты средств массовой информации трутни, держите пари - вам надо бояться!» [129].
В космологии Кроули сатана - это «Солнце-Отец, трепет Жизни, пылающей Космической Энергией», солярно-фаллический Поток.
«Церковь сатаны» основной акцент делает на материализме и гедонизме (гедонизм - направление в этике, утверждающее удовольствие в качестве основного мотива и цели человеческого поведения). Для ее последователей Сатана - скорее символ, нежели реальность. В этом отношении они отличаются от других направлений сатанизма. В центре их внимания - плотские утехи и земные блага [13]. О своей «Церкви сатаны» и сатанизме вообще Ла Вей заявлял: «Храм великолепной вседозволенности мог бы стать отрадой для людей... Но главная наша цель - собрать группу единомышленников и использовать их соединенную энергию для вызова темной силы природы, которая именуется сатаной»; «Это вызывающе эгоистическая, грубая религия. Она основывается на вере, что человек - непреодолимо эгоистичное, агрессивное создание, чья жизнь представляет собой дарвиновскую борьбу за существование, где побеждает сильнейший, что землей правят те, кто борется до победы»[18].
Сатана, считает Ла Вей, прозванный многими из своих последователей «Черным папой», является концентрацией всех темных сторон человеческой натуры. «В каждом из нас сидит сатана, и задача состоит лишь в том, чтобы выявить и познать его. Сатанистское начало, заключенное в людях, - главное и наиболее могущественное. Им надо гордиться, а не тяготиться. Его надо культивировать, что мы и делаем в нашем храме с помощью различных магических заклинаний», - утверждал Ла Вей. «Загробной жизни не существует, по крайней мере райской, - констатировал он, - поэтому надо спешить наслаждаться земными радостями» [11].
Религиозные аспекты сатанистских сект весьма разнообразны даже в рамках их общей примитивности. Многие из них считают Бога безличностной силой Вселенной, стоящей выше добра и зла. Другие уверяют, что Бог все-таки Личность, но при жизни человек должен ублажать дьявола, как хозяина Земли. 10 апреля 1994 г. в передаче «Оазис», подготовленной ТПО «Открытый мир», студией «Ковчег» и переданной в эфир каналом «Российские университеты», Кандауров назвал Христа «братом сатаны». Затем Кандауров поделился своим убеждением, что Люцифер якобы любимое создание Божье, которое никуда от Творца не отпадало, что добро и зло - это два проявления единого мирового начала: «Христос и сатанаил связаны в одно целое; в эзотерической символике Христос и сатанаил изображаются как двуглавый змий. Они делают одно дело. Христос - учитель человечества, сатанаил - экзаменатор...» [26].
Сатанисты утверждают, что все религии лживы, так как их много, и все они придуманы людьми, склонными к мазохизму. По их словам, сатанизм заполняет пустоту между религией и психиатрией (авторы [2] здесь явно просматривают аналогии с «Церковью саентологии»). Храмы сатаны должны быть для людского разгула вольностей, беспредела природы зверя. В ритуалах сатанистам необходимо выпускать свою ярость, жестокость и мстительность, чтобы затем любить тех, кто заслужил любовь. В свою очередь, любовь можно познать лишь через познание ненависти. Им важно ощущение освобождения от комплекса вины. Но все извращения должны быть свободными, без насилия. «Добровольность» часто достигается наркотиками. Любые формы свободной сексуальной любви сатанисты принимают как «нормальное» удовлетворение индивидуальных нужд, естественных склонностей. Они проповедуют потворство вместо воздержания, но без внешнего принуждения «сексуальных свобод» [2].
О «философии тьмы» рассказывает Лорд Сет (в миру - Андрей Шмелев) - магистр культа, лидер группы «Сатариал» («Satarial»): «Все мы пришли к сатанизму сознательно, через изучение древних культов, магии. Наша философия уходит в древние мистерии магических традиций, мы не признаем единобожия и ведем непримиримую борьбу с догмами. Любой монотеизм призывает к смирению, страданию, истязанию плоти и импотентному аскетизму - это жизнеубийство. Мы не признаем ханжества, наслаждаемся жизнью и свободно воспринимаем эротизм. Алистер Кроули, положивший в 20-х годах начало «Церкви сатаны», сформулировал главную заповедь - делай что хочешь, и это будет твоим пределом. Ла Вей, написавший библию сатаны, считал, что сатанизм дает свободу и позволяет наслаждаться жизнью, брать от нее все. Нет ни ада, ни рая, никакие высшие силы не могут наказать человека, поскольку находятся в другой плоскости бытия. Есть американский сатанизм - он очень строг и догматичен, поскольку искусственен. Мы же - приверженцы европейского сатанизма: он вобрал в себя все естественное, что есть в природных культах древних, и тем радикально отличается от заокеанского своей раскрепощенностью от догм. Здесь мы воплощаем многие языческие традиции, тантрические культы, магию, включаем части египетской, индийской и восточной философии... Как день сменяется ночью, как солнце сменяется луной, так и эра торжества монотеизма закончится: многим тесно в тисках догм. Мы своим мировоззрением и музыкой предвещаем новую эру» [22].
Сатанисты выстраивают целую цепочку умозаключений по поводу возможности и необходимости идти в услужение к сатане, обосновывая это своими врожденными склонностями: «Рай и ад - суть энергоинформационные понятия, соответствующие энергетике того информационного сгустка, который эквивалентен душе. И если душа попадает в «рай», то для нее это благоприятная среда, «ад» - наоборот. Понятия даны в кавычках, так как то, что для души с положительной энергетикой ад, то для отрицательной - рай. В аду информационный сгусток постепенно рассасывается, «развоплощается». Это и есть адские муки. В раю же, наоборот, идет постоянная подпитка энергии этого сгустка. Отсюда следует, что потенциальный сатанист, рьяно предавшийся христианству, имеет все шансы попасть в христианский рай, а фактически оказаться в аду. А все из-за того, что пошел против своей природы».
5. Продажа души сатане
«Продажа души» - один из обязательных обрядов Сатанинской Церкви и Ордена. Мы называем этот обряд Заключением Контракта. Служит он, прежде всего, для окончательного отторжения неофита от христианства. Состоит этот обряд, действительно, в написании вполне определенного текста, подписании его кровью и передаче адепту соответствующего ранга. Что характерно, Контракт можно заключить с формулировкой «я - душу, он - блага». Обычно срабатывает, но чрезвычайно дорогой ценой. Истинный член Сатанинской Церкви подписывает Контракт просто о передаче души сатане и отречении от бога».
6. Отношение к Библии
На вопрос: «Можно ли сатанисту читать Библию и подобные книги?» - сатанисты отвечают: «Не просто можно, но совершенно необходимо! Это помогает и для общего развития, и для понимания менталитета христиан и принципов, на которых основано общество, в котором мы вынуждены жить. Это христианам позволительно не знать то, во что они верят. А мы должны знать, во что мы не верим».
В 1580 г. Жан Боден, французский эксперт по ведьмам, напоминал своим слушателям, что даже самые незначительные солдаты сатанинских легионов обладают огромной мощью, достаточной для того, чтобы обманывать и соблазнять человечество: «Нет сомнения, что дьяволы имеют во всем глубокие познания. Ни один богослов не истолкует Священное писание лучше, чем они; ни один юрист не знает более детально, как составлять завещания, договоры и акты; ни один врач или философ не сможет лучше их разобраться в человеческом теле, в небесных силах, звездах, птицах и рыбах, деревьях и травах, металлах и камнях».
Вот так и получается, что враги наши Библию штудируют, а мы считаем для себя возможным этого не делать...
Надо сказать, что в России действует и множество редких сатанистских сект с экзотическими вероучениями. Есть очень тайные восточные секты, учения которых уходят корнями в тьму веков, в доисторические времена. Есть и более новые, но выпадающие из общей обоймы.
Так, секта крысятниц отвергает Бога, но поклоняется первой женщине, созданной, а затем уничтоженной Им, имя которой, согласно их учению, Лолит. Поскольку Лолит была покровительницей животных, символом секты была избрана крыса - живучее и сильное существо. Согласно доктрине секты, женщина стремится повелевать миром, поэтому крысятница должна стремиться к физическому и нравственному совершенству и установлению господства над мужчинами. Если старые крысятницы не решались обзаводиться детьми, то нынешнее поколение ратует за продолжение рода через искусственное оплодотворение. Себя крысятницы представляют, своего рода, современными амазонками, стремясь поддерживать этот имидж [68, 75].
Есть еще один очень интересный момент, пусть даже он кому-нибудь поначалу и покажется спорным. Некоторые исследователи утверждают, что сквернословие уходит корнями в мрачные века черномагических цивилизаций, когда каждое такое слово являлось ничем иным, как заклинанием.
Приведем мнение Епископа Варнавы (Беляева) [361]: «Сквернословие - гнусный порок, который в Священном Писании приравнивается к смертному греху (Еф.5,4,5). От него стонет земля русская, им растлены души и уста великих философов и писателей, которые еще стараются учить других добру и произносить вслух прекрасные слова, никак не могут справиться наедине, когда ничто уже не препятствует сдерживать себя... Есть растление тела и есть растление души, и насколько душа превосходит тело, и поскольку слово есть самое ценное и высокое в человеке, отличающее его от скотов и уподобляющее Богу (Бог-Слово), настолько растление души и этого слова - великий грех в сравнении со всеми прочими. Срамословие присуще всем векам, местам и народам. Порок этот есть наследие чисто языческое. Он всецело коренится в фаллических культах древнего Востока, начиная с глубин сатанинских и темных бездн в честь Ваала, Астарты, Хамоса и проч. Причем этот порок и какое-то тайное, странное тяготение к нему стоят в прямой зависимости от того, насколько близко стоит человек к Богу. И если он отодвигается от Божества, то тотчас же начинает задом входить в область сатанину и приобретать эту скверную привычку - вместо Бога имя лукавого и вместо божественных вещей поминать срамное. Скверные чудовищные выражения суть на самом деле «священные» «молитвенные» формулы, обращенные к срамным демонам. Христианин! Употребляя их, кому ты служишь вместо Бога, кому молишься, что ты делаешь! Ты не просто совершаешь легкомысленное дело, не простую грубую шутку допускаешь, слова твои - не просто колебания воздушных волн. Но ты произносишь - хотя, несчастный, и не веришь - страшные заклинания, ты накликаешь и привлекаешь гнуснейших бесов, ты в это время сатане приносишь противоестественную словесную жертву!...Ты делаешься, не зная и не хотя этого, колдуном, магом, чародеем»...
Московское издательство «ПаломникЪ» издает новые тома энциклопедии, приобретая которые, вы получаете доступ к полной версии энциклопедии, обширным аналитическим материалам, информации о сотнях новых культовых групп, огромной базе документов и массиву фотографий. Приобрести книгу, как в розницу, так и оптом, жителям Украины удобнее в Интернет-магазине «Благовест», оплатив стоимость пересылки книги из России, или в самом издательстве «ПаломникЪ». Главный редактор издательства - Павел Николаевич Роговой. Адрес издательства: 127015, Москва, ул. Бутырская, 86 Б, тел. (499) 972-36-45, e-mail: [email protected].
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИИ ДЕСТРУКТИВНОГО, ОККУЛЬТНОГО И НЕОЯЗЫЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА»