Проблема самоубийств с каждым годом приобретает всё более глобальный характер, а суицидальные попытки всё чаще становятся формой поведения, к которой прибегает человек в той или иной кризисной ситуации. Ежегодно на планете кончают жизнь самоубийством около одного миллиона человек, 25% из которых страдают какими-либо психическими и поведенческими расстройствами (ВОЗ, 2001).
В развитых странах главными причинами смертности в порядке убывания являются 5 следующих причин: болезни системы кровообращения, лейкемии, злокачественные новообразования, несчастные случаи и самоубийства. Самоубийц-мужчин в четыре раза больше, чем женщин. «Треугольником смерти» называют территорию бывшей Австро-Венгерской империи, где у входивших в её состав стран наблюдается самый высокий уровень самоубийств. Особенно высок он в Венгрии - 69,0 случаев на 100 тысяч населения в год. Однако мировой столицей самоубийств является Берлин: до 70,0 случаев на 100 тысяч населения (по данным ВОЗ, уровень самоубийств более 20,0 на 100 тысяч населения является критическим). Доказано, что в частоте самоубийств наблюдается два пика: первый приходится на возраст 15–24 лет, второй - 65–75 лет. Второй пик в большинстве стран на протяжении последних лет снижается или, по крайней мере, не меняется, тогда как первый - неуклонно растёт. Более того, учащаются самоубийства и у детей (H. Jacobziner, 1960; А. П. Чуприков, 1997; Л. Н. Юрьева, 1998).
В современной суицидологии принято считать, что в основе аутоагрессивных действий лежит состояние социальной, психологической и очень часто психической дезадаптации. Мысль о взаимосвязи суицида и социальных причин впервые была высказана французским социологом Э. Дюркгеймом (1912), который утверждал, что «число самоубийств измеряется обратно пропорционально степени интеграции религиозного, семейного и политического общества», т. е. доказал, что в основе суицидального поведения лежат социально-экономические причины. В отличие от его концепции, отечественные психиатры представили самоубийство как один из вариантов поведения человека в экстремальной ситуации.
Согласно этой точке зрения, суицидальный конфликт и самоубийство могут быть вызваны реальными причинами у здоровых лиц или являться результатом психического заболевания (А. Г. Абрумова, 1978; А. П. Чуприков, 1997; Л. Н. Юрьева, 1998).
Суицид - это не только индивидуальная поведенческая реакция, обусловленная психологическими и патопсихологическими особенностями в экстремальных жизненных обстоятельствах. Суицидальный феномен представляет собой статистически устойчивое социальное явление, распространённость которого подчиняется определённым закономерностям, связанным с социально-экономическими, культурно-историческими, этническими и эколого-техническими условиями развития страны и отдельных её регионов. Объективные условия существования конкретных людей и целых социальных групп, вне всякого сомнения, влияют на частоту самоубийств, однако, это влияние осуществляется не прямо, а опосредованно - через действия социально-психологических факторов. Сама статистика самоубийств образуется из совокупности индивидуальных решений и поступков (А. Г. Абрумова, 1996).
Религиозная принадлежность чрезвычайно важна в принятии суицидального решения. Условно можно подразделить конфессии на антисуицидальные, где моральные и психологические запреты на пути к самоубийству чрезвычайно жестки, и конфессии, не считающие самоубийство абсолютным злом. В связи с тем, что религия является неотъемлемой частью культуры, она косвенно влияет и на поступки человека нерелигиозного (Л. А. Юрьева, 2002).
К «антисуицидальным» относятся христианство, ислам и иудаизм. Среди христиан церковь считает самоубийство грехом и запрещает хоронить самоубийц в ограде кладбища. В Новом Завете описан всего один случай самоубийства, который вошёл в историю и дал впоследствии название самому явлению - «иудин грех». Ещё Фома Аквинский в XIII веке в «Сумме теологий» объявил самоубийство трижды смертным грехом: против Господа, дарующего жизнь; против общественного закона; против человеческого естества - инстинкта самосохранения, заложенного в каждом живом существе. Согласно церковным канонам самоубийство ни в коем случае не есть преодоление страха смерти, а наоборот - гипнотическое подчинение ей. В древности христианином называли того, «кто не боится смерти», так как знает: цена человеческой жизни - вся жизнь и смерть Христова. И поэтому самоубийство - это не просто отказ от данной Богом земной жизни, но по существу - отвержение Креста и Воскресения Христова.
Поэтому по церковным правилам все самоубийцы лишаются отпевания и христианского погребения, если их самоубийство произошло не в состоянии безумия.
Среди христиан больше всего самоубийц у протестантов, затем идут православные и меньше всех самоубийц поставляют католики. Как видим, даже в этой конфессии, где имеется табу против суицида, статистика крайне неоднородна. При анализе уровня суицидов в странах, где превалирует западное христианство, было выявлено, что в протестантских странах уровень суицидов втрое выше, чем в католических. Этот факт объясняют тем, что в религиозном мировозрении протестантов выражен индивидуализм, больше свобода выбора, ответственность за неудачи не перекладывается с личности на Бога или судьбу. Самое сильное табу против суицида имеют католики. В этой религии суицид считается смертельным грехом, наказуемым даже после смерти.
С Фомы Аквинского христианская церковь устанавливает как непринуждённую истину, что шестая заповедь - «не убий» - в равной части относится и к самоубийству. Фома Аквинский подтвердил, кроме того, взгляды Платона (человек - солдат Бога и друг самому себе), Аристотеля (самоубийство противоречит обязанностям человека по отношению к обществу), Плотина (самоубийство мешает свободному парению духа) и добавил собственный сокрушительный аргумент: самоубийство мешает покаянию (А. П. Зильбер, 1978).
Ислам отвергает самоубийство. Свойственный мусульманам фанатизм удерживает их, за редким исключением, от самоубийства при любых обстоятельствах.
Иудаизм также отвергает самоубийство, хотя при некоторых обстоятельствах самоубийство допускается, например, при неизлечимых заболеваниях. Для евреев самоубийство никогда не считалось великим грехом, а в Ветхом Завете - истории древних евреев - описано много случаев самоубийства: Авимелеха, Самсона, Агитофеля. Например, Авимелех, царь Израиля, которому женщина проломила череп камнем, попросил своего оруженосца убить его мечом, что и было сделано (Суд 9:54). Покончил жизнь самоубийством Самсон, обрушивший на себя и на своих врагов фалистимлян кровлю дома (Суд 16:30). На собственный меч бросился Саул, после того, как оруженосец отказался его убить, когда их догнали фалистимляне; так же покончил с собой и оруженосец Саула (1 Цар 31:4). Агитофель Гилонянин, советник Давида, предавший его, удавился от угрызений нечистой совести (2 Цар 17:22), как и предавший Христа Иуда (Мф 27:5). Исторически установлены массовые самоубийства, например, в крепости Масада (73 г. н. э.), когда 960 евреев во главе с Елеазаром покончили жизнь самоубийством в знак протеста против Римского владычества.
К конфессиям, не считающим суицид абсолютным злом, относятся религии буддизм и индуизм. В этих религиях самоубийство не имеет стигмы греховности и не считается преступлением против Бога.
Буддизм, в общем, самоубийство отвергает, но допускает его при мучительных болях и болезнях. В Японии, где широко распространены синтоизм и буддизм, самоубийство, как и в Китае, является обычным выходом из многих трудных положений.
Индуизм и его многочисленные секты признают самоубийство как добровольную эйтаназию лишь при неизлечимых болезнях.
Конфуцианство признаёт самоубийство при многих обстоятельствах, в том числе при неизлечимых болезнях. Поэтому в Китае во все времена самоубийство было весьма распространённым выходом из многих трудных ситуаций.
Синтоизм также широко допускает самоубийство, в том числе при неустранимых болях и неизлечимых болезнях (А. П. Зильбер, 1998).
Эпоха возрождения внесла мало нового в отношение к самоубийству. Томас Мор, безусловно, защищающий эйтаназию для неизлечимо больных людей на острове Утопия, с тем же категорически выступает против неоправданного самоубийства: «Если кто причинит себе смерть, не доказав причины её священнику и сенату, то его не удостаивают ни земли, ни огня, но без погребения позорно бросают в какое-нибудь болото».
Следует отметить, что в XVII-XVIII веках происходит постепенное освобождение философского взгляда на самоубийство от религиозных догм.
Однако, всё вышеперечисленное - это только тенденции, которые не являются строгой закономерностью, ибо однозначно судить о влиянии только религиозной идеологии на частоту суицидов в популяции в отрыве от исторического и многообразного социокультурального контекста, а также индивидуальных характеристик, как справедливо подчёркивает Л. Н. Юрьева (2002), бессмысленно, потому что все факторы необходимо учитывать в комплексе при изучении обсуждаемой проблемы касательно взаимосвязи проблемы самоубийств и современных религий.
Публикуется по изданию «Психиатрия и религия на стыке тысячелетий». Сборник научных работ Харьковской областной клинической психиатрической больницы № 3 (Сабуровой дачи) и Харьковской медицинской академии последипломного образования / Под общ. ред. П. Т. Петрюка, Р. Б. Брагина. - Харьков, 2006. - Т. 4. - С. 89-92. «Новости украинской психиатрии»
Армянские сектанты массово сводят счеты с жизнью
16.09.2011, Новости
Кировоград. Сектанты предлагают переименовать город, чтобы уменьшить
26.03.2010, Новости
Секты и суицид
17.09.2011, Статьи
Украинские адепты секты «Фалуньгун» провели акцию в центре Киева
29.05.2006, Новости
Нет комментариев. Не желаешь оставить первый комментарий?
Перед публикацией, советую ознакомится с правилами!