Профессор Дмитрий Евгеньевич Мелехов - крупный учёный-психиатр и верующий человек
Дмитрий Евгеньевич Мелехов (1899–1979) является крупным отечественным психиатром, одним из основоположников социальной психиатрии, внёсшим неоценимый вклад в разработку клинических основ прогноза трудоспособности при психических заболеваниях и в развитие новых форм медико-социальной помощи психически больным.
Д. Е. Мелехов родился 23 февраля 1899 года в Рязани в многодетной семье потомственного православного священника. Окончил Рязанскую гимназию с золотой медалью, а затем медицинский факультет Московского университета.
В 1925 году, сразу же после окончания университета, Дмитрий Евгеньевич начал работать в психиатрической клинике на Девичьем поле под руководством П. Б. Ганнушкина и Т. А. Гейера. Здесь он приобщился к клиническим традициям, заложенным ещё С. С. Корсаковым, и здесь он начал научную деятельность. Уже в своей первой научной работе «Клиника и патогенез церебрального атеросклероза», выполненной совместно с С. В. Крайцем, вполне отчётливо прослеживается главная черта его творческой индивидуальности - широкое видение проблемы, в котором - на базе глубокого клиницизма и при его безусловном примате - органично сочетаются биологические и социальные её аспекты (А. В. Медведев, 1999).
Окончив в 1930 году ординатуру в клинике П. Б. Ганнушкина, он начал работать в Институте нервно-психиатрической профилактики Министерства здравоохранения РСФСР, где совместно со своим учителем Т. А. Гейером открыл первое в СССР отделение экспертизы трудоспособности и восстановительной терапии и параллельно с этим вёл научно-исследовательскую работу в Институте психиатрии Министерства здравоохранения РСФСР, одновременно оказывая помощь ряду практических лечебных и экспертных учреждений. С 1932 года Дмитрий Евгеньевич работает в Центральном институте экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов Министерства социального обеспечения РСФСР, помогая Т. А. Гейеру в организации психиатрического отделения этого института, а с 1948 года заведует этим отделением, которое является руководящим научно-методическим центром по врачебно-трудовой экспертизе при психических заболеваниях. Работа в указанных двух институтах создала тот синтез клиники и экспертизы, который помог Д. Е. Мелехову разработать и общие клинические проблемы и основные вопросы советской психиатрической врачебно-трудовой экспертизы.
Педагогическую работу Д. Е. Мелехов проводил на кафедрах психиатрии и экспертизы трудоспособности Центрального института усовершенствования врачей, а в 1937-1938 годах в Воронежском медицинском институте в качестве заведующего кафедрой психиатрии.
С 1951 по 1956 годы Дмитрий Евгеньевич являлся директором Государственного научно-исследовательского института психиатрии Министерства здравоохранения РСФСР.
Д. Е. Мелехов провёл основополагающие исследования по проблеме клинического и социального прогноза при психических заболеваниях. Им были разработаны такие узловые для теории и практики социально-трудовой экспертизы понятия, как «функциональный диагноз», «тип течения» и «стадии течения» болезни, «психический дефект». В последующем Дмитрий Евгеньевич на основе этих понятий значительно развил и обогатил клинические представления о закономерностях течения и исхода различных психических заболеваний, но, прежде всего, это касалось шизофрении и черепно-мозговой травмы. Предложенные учёным принципы квалификации типов и стадий течения болезни, а также типов психического дефекта получили широкое признание и стали основой дальнейшего, в том числе мультидисциплинарного, изучения основных форм психических заболеваний, как отдельными учёными, так и исследовательскими коллективами (Т. С. Ерёменко, 1981; А. В. Медведев, 1999).
Для Д. Е. Мелехова как учёного и врача было характерно, прежде всего, унаследованное от П. Б. Ганнушкина максимальное стремление к синтетической, целостной оценке психической патологии, включая самые разные её состояния. Нередко он обнаруживал у психически больных признаки соматоневрологических заболеваний, не распознанных «специалистами». Д. Е. Мелехов проявлял подлинную виртуозность, расспрашивая больного, как у него меняется трудовая деятельность и более широко - жизненный стиль (то, что сейчас называется «качеством жизни») под влиянием душевного расстройства. Недаром клинические описания Д. Е. Мелехова, например, типов шизофренического дефекта, столь жизненны. Дмитрий Евгеньевич очень тщательно готовился к выступлениям, даже небольшим. Поверхностные импровизации были ему чужды - любителей подобных выступлений он называл «журналистами» или «ораторами» (А. В. Медведев, 1999).
Таков был официальный профессор Д. Е. Мелехов, известный широкому кругу врачей и научных работников. Однако существовала область научных и практических интересов Дмитрия Евгеньевича, о которой в силу известных причин знали немногое, а именно область, связанная с вопросами религиозной жизни. Д. Е. Мелехов через всю свою жизнь пронёс глубокую веру в Бога. Быть верующим означало для него, прежде всего, непрестанно работать в своей профессии, что в свою очередь открывало ему путь к духовности.
Вместе с тем, как верующий, учёный и гражданин Д. Е. Мелехов стремился воплотить потребность в духовной жизни непосредственно в своей практической и научной деятельности. Он всегда с готовностью консультировал верующих душевнобольных, которые не могли рассчитывать на правильное понимание своих болезненных переживаний большинством психиатров, воспитанных на одномерном, материалистическом видении мира и нередко расценивающих обычные религиозные взгляды пациентов как патологический феномен. Дмитрий Евгеньевич считал своим долгом пестовать кадры православных врачей-психиатров, которые смогли бы оказать адекватную помощь верующему человеку с нарушением психики.
Уникальный в наши дни опыт верующего учёного, психиатра, врача и гражданина нашёл воплощение в работах Д. Е. Мелехова: «Психиатрия и проблемы духовной жизни» и «Н. И. Пирогов и вопросы жизни». Первая из них, оставшаяся, к сожалению, незаконченной, задумана автором как практическое пособие, адресованное и церковным служащим и медикам одновременно. В соответствии с идеями христианства стержневым в ней является принцип трихотомического строения личности, состоящей из духа, души и тела. Психическая болезнь - это обусловленное телесными нарушениями повреждение души. Однако эти нарушения могут иметь и «непосредственную духовную причину». Дмитрий Евгеньевич подчёркивал особую важность различения у душевнобольных религиозных переживаний как признака болезни («ложной мистики») и религиозных переживаний как проявления «положительной здоровой мистики», которую учёный считал мощным терапевтическим фактором в борьбе с болезнью. Д. Е. Мелехов полагал равно недопустимым со стороны врача «сходу трактовать всякое религиозное переживание как патологию», а со стороны священника - рассматривать все случаи душевного расстройства как проявление «бессодержимости».
Бесспорно, как священник, так и врач найдут в этой работе много полезного для решения подчас очень непростых вопросов, возникающих и там, где душевнобольным оказывается верующий человек, и там, где психическое расстройство определяется переживаниями религиозного содержания. «Поиски целостного учения о человеке», «Трихотомическое понимание строения личности», «Попытка объективного понимания религиозного опыта в современной психологии» - названия глав труда Д. Е. Мелехова говорят об уровне рассматриваемых в нём проблем.
Вместе с этим, этот труд представляет собой своего рода введение в религиозную психопатологию - область знания о человеке, фактически у нас не существующую. Кроме того, в нём имеются малоизвестные данные, касающиеся истории психиатрии, связанные с отношением религиозных деятелей к душевнобольным. Наконец, в этой работе раскрывается ещё одна грань научного творчества Д. Е. Мелехова: его интерес к патографии - разделу психиатрии, также практически у нас не развивавшемуся многие годы. Д. Е. Мелехов оказался единственным учёным, занимавшимся в эпоху богоборства в СССР религиозной психиатрией - направлением, в определённой своей части пересекающимся с социальной психиатрией и весьма развивающимся в настоящее время.
И всё же психиатрия для Дмитрия Евгеньевича была не единственной областью религиозного осмысления. Его глубоко волновали вопросы соотношения веры и науки вообще, веры и нравственности, веры и морали. Всё это учёный отразил в замечательном очерке «Н. И. Пирогов и вопросы жизни», где раскрыл ранее замалчивающиеся стороны личности и деятельности знаменитого хирурга - человека глубокой, деятельной веры, страстно призывающего к воспитанию гражданина как «внутреннего человека» на основе христианских заповедей. Личность знаменитого хирурга особенно привлекала Д. Е. Мелехова. В нём он видел образец необычайно плодотворной жизни, соединившей в себе великие достижения учёного-медика и глубокую действенную религиозность. Именно эта вторая сторона жизни и творчества Н. И. Пирогова, о которой умалчивалось в многочисленных работах о нём, подробно раскрывается Дмитрием Евгеньевичем.
Одновременно «с помощью Н. И. Пирогова» он поставил глубоко правдивый диагноз состояния нравственного и духовного воспитания в нашем обществе. Оно вполне совпадает с тем, о чём с тревогой говорится теперь с самых высоких трибун: «Нравственное воспитание вовсе не заключает в себе необходимости заглянуть в себя, прислушаться к голосу совести»… «Перед юношеством не встают задачи поисков мировоззрения и борьбы за него. Оно даётся в готовом виде, и поэтому даже для тех, кто его перенимает, редко оказывается подлинным убеждением». Д. Е. Мелехов был человеком очень глубокого ума. При общении с ним, даже не по профессиональным вопросам, постоянно ощущалось его мощное интеллектуальное влияние и редкостное человеческое обаяние. Он обладал даром неослабевающего, живого интереса к самым разным сторонам жизни, способностью увлекаться новыми сколь-либо значительными её явлениями (А. В. Медведев, 1999).
Д. Е. Мелехов является автором 170 научных работ, в том числе 5 монографий. Ему принадлежит основополагающий вклад в разработку теоретических положений в области врачебно-трудовой экспертизы и социально-трудового устройства психически больных. Он внёс вклад в установление зависимости клинического и трудового прогноза шизофрении от типа течения заболевания, разработал типологию личностных изменений и структуры ремиссий; дал рекомендации по трудовому устройству больных при различных типах и стадиях заболевания. Им выявлены основные условия, способствующие компенсации посттравматических расстройств головного мозга, вскрыт сложный патогенез неблагоприятного течения невроза и патологического развития личности при утрате трудоспособности. Его перу принадлежат следующие основные работы: «Диагностика дефектных состояний при шизофрении (к постановке вопроса)» (1941); «Врачебно-трудовая экспертиза в трудоустройстве инвалидов Отечественной войны с нервно-психическими заболеваниями» (1945); «Общие принципы врачебно-трудовой экспертизы при психических заболеваниях» (1960); «Прогноз и восстановление трудоспособности при шизофрении» (1960); «Шизофрения» (1960); «Клинические основы прогноза трудоспособности при шизофрении» (1963); «Development and results of social psychiatry in USSR» (1968); «Теоретические и организационные основы реабилитации психически больных в СССР» (1977) (Д. Е. Мелехов, 1960; Т. С. Ерёменко, 1981; А. В. Медведев, 1999).
Свою научную, лечебную, экспертную и педагогическую деятельность Дмитрий Евгеньевич совмещал с большой общественно-организационной работой: был членом правления и председателем секции реабилитации Всесоюзного и Всероссийского обществ невропатологов и психиатров, редактором редакционного отдела «Психиатрия» БМЭ. Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Следует отметить, что профессор Д. Е. Мелехов является одним из самых цитируемых в отечественной специальной литературе исследователей.
Умер Д. Е. Мелехов 13 мая 1979 года. Его жизненным кредо были слова святого Игнатия Брянчанинова: «И слепому, и прокажённому, и повреждённому рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажи почтение, как образу Божию. Что тебе до его немощей и недостатков? Наблюдай за собой, чтобы тебе не иметь недостатка в любви».
Теперь, когда понятию «милосердие» возвращается его первоначальный смысл, когда создаются предпосылки сближения науки и религии, церкви и медицины во благо человека, нет сомнения, что и работы профессора Д. Е. Мелехова станут активными участниками этого животворного процесса.
Вне сомнения, творческая биография и научное наследие Дмитрия Евгеньевича представляет большой интерес для истории отечественной науки и нуждается в дальнейшем тщательном исследовании.
Публикуется по изданию «Психиатрия и религия на стыке тысячелетий». Сборник научных работ Харьковской областной клинической психиатрической больницы № 3 (Сабуровой дачи) и Харьковской медицинской академии последипломного образования / Под общ. ред. П. Т. Петрюка, Р. Б. Брагина. - Харьков, 2006. - Т. 4. - С. 84-88. «Новости украинской психиатрии»