Психиатрия и религия - время устанавливать границы
Вполне традиционными, но, на наш взгляд, абсолютно неоправданными являются представления об общности задач, стоящих перед религией и «науками о душе». Несомненно, психология, психотерапия, психиатрия с одной стороны, и религия с другой, имеют зону общего интереса - то, что проще всего назвать душой.
Именно объединяющий всех интерес к нематериальной субстанции, каким-то неочевидным образом связанной с телесной (материальной, органической) сущностью человека и порождает, по-видимому, желание рассматривать всех «специалистов» в области души в качестве коллег. Мы считаем, что религиозный и научный подходы к душе не имеют иных точек соприкосновения, кроме самого объекта интереса. Достаточно ли этого, чтобы говорить об общности задач? Наверное, всё-таки нет. Согласитесь, выглядело бы по меньшей мере необычно, если бы зашла речь о совместных целях, стоящих перед художниками-портретистами и врачами-окулистами. Хотя и тех и других очень интересуют глаза…
Мы уверены, что пренебрежение границами чревато серьёзными последствиями для обеих территорий. Очевидны результаты проникновения научной реальности в религиозную - последняя просто перестаёт существовать. На первый взгляд, последствия встречного процесса не столь катастрофичны. Однако при более внимательном рассмотрении оказывается, что вторжение религиозно-метафизических мотивов в профессиональную деятельность врачей-психиатров, психотерапевтов, психологов чревато весьма негативными последствиями. Необходимо уточнить, что в данном случае мы имеем в виду не веру специалиста в Бога и не отправление им религиозных обрядов в предназначенном для этого местах. Губительным для лечебного (консультативного) процесса является ориентация врача на иррациональные, метафизические, мистические представления о собственной роли и месте в этом процессе.
Печально, но сами специалисты могут совершенно неосознанно выполнять роли духовника, посредника между высшими силами и смертными либо даже выступать в качестве мессии, считая себя атеистами. В какой-то степени эти роли навязывается нам процедурой нашего обучения, требующей принятия на веру множества понятий и усвоения стереотипов поведения, порой очень сильно напоминающих религиозные ритуалы. Например, чего стоит широко распространённый в отечественной психиатрии тезис о принципиальной невозможности понять психологическую подоплёку шизофренического бреда! Сколько молодых психиатров, ориентированных на научное познание, были упрекаемы в ереси «психологизации» и усвоили стереотипы психиатрической диагностики, исключающей понимание. Отказ от самих попыток понимания, полная удовлетворённость констатацией, отсутствие беспокойства по поводу невыясненности психодинамических, биохимических, биоэлектрических и других механизмов образования психопатологической симптоматики превращают процесс лечения в ритуал.
Псевдорелигиозные рассуждения о божественной природе или «непостижимости» человеческой души при ближайшем рассмотрении оказываются защитными построениями, предохраняющими врача от ответственности за неудачу, оправдывающими необразованность, формализм в отношениях с пациентами. В итоге психиатрия, наркология, психотерапия да и психология зачастую выступают в качестве своеобразного монастыря, убежища для незрелых личностей, избегающих взрослых отношений с полновесной ответственностью за некомпетентность.
В некоторых феноменах психологической и психотерапевтической реальности нетрудно найти элементы сектантства. Например, мы часто слышим от психотерапевтов: «Успех Вашего лечения зависит от того, насколько сильно Вы мне поверите…». В этих случаях речь идёт не о доверии пациента врачу, как профессионалу, действительно необходимом для формирования лечебного альянса, а о готовности пренебречь здравым смыслом, поверить в сверхчеловеческие возможности «целителя», быть готовым фанатично выполнять самые нелепые инструкции и даже втянуться в садо-мазохисткие отношения. В этой ситуации неважно, апеллирует ли «специалист» к традиционному богу, анонимным высшим силам, или скромно заявляет о своей способности словом (или взглядом) пробуждать «неисчерпаемые резервы организма».
Мы считаем, что пренебрежение границами между религиозной и научной реальностями является проявлением личностной незрелости специалиста либо носит спекулятивный характер, в любом случае обусловливая негативные для пациента последствия.
Публикуется по изданию «Психиатрия и религия на стыке тысячелетий». Сборник научных работ Харьковской областной клинической психиатрической больницы № 3 (Сабуровой дачи) и Харьковской медицинской академии последипломного образования / Под общ. ред. П. Т. Петрюка, Р. Б. Брагина. - Харьков, 2006. - Т. 4. - С. 56-58. «Новости украинской психиатрии»
Психиатрия и религия: прошлое и настоящее
27.07.2006, Статьи
«Психологические» культы в системе современной религиозной культуры
25.07.2006, Статьи
Парапсихология, археопсихиатрия и религия (информациологическая гипотеза)
17.06.2006, Статьи
Религиозный экстремизм – угроза национальной безопасности Азербайджана
24.09.2011, Новости
Нет комментариев. Не желаешь оставить первый комментарий?
Перед публикацией, советую ознакомится с правилами!