ИГОРЬ КУЛИКОВ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИИ ДЕСТРУКТИВНОГО, ОККУЛЬТНОГО И НЕОЯЗЫЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА»
Издание третье, дополненное и переработанное «ПаломникЪ», Москва. 2002
Третье издание справочника «Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера» является уникальным по охвату огромного количества неизвестных и малоизвестных широкому читателю и даже специалистам религиозных организаций. Справочник содержит описание сотен нетрадиционных и экзотических религиозных новообразований, действующих на территории Российской Федерации. Четко структурированная информация, вошедшая в справочник, явится огромным подспорьем для специалистов различных направлений, в том числе правоохранительных органов.
Том 8. Вторжение религиозных новообразований в систему образования
Религиозные секты, оккультизм и деструктив в педагогике
Г.Карелин, священник Олег Стеняев ЛОВЦЫ ДЕТСКИХ ДУШ: ЧУЖДАЯ ДУХОВНОСТЬ В РОССИЙСКИХ ШКОЛАХ М.: Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий памяти А.С.Хомякова, 1998.
Проблема проникновения деструктивных религиозных организаций в систему государственного образования России нарастает. Только вот секты начали ныне маскироваться. Они тщательно скрывают свою религиозную суть, а в школы пролезают под видом внедрения «новой духовности». Но «духовность» эта в подавляющем большинстве случаев - разрушительная, деструктивная, развращающая души юных россиян, превращающая их в бездушных роботов, «иванов, не помнящих родства»...
В 1996-97 годах издательство АСТ-Пресс выпустило в одной серии две книги для детей - «Краткий курс юного сыщика» (1) и «Краткий курс юного шпиона» (2). Благодаря хорошей рекламе и профессиональной раскрутке, издания стали пользоваться успехом. В некоторых школах эти издания стали использовать чуть ли не в качестве учебников.
Все бы хорошо, да вот только специалисты стали бить тревогу. Первыми серьезно проанализировали русские варианты цветастых заокеанских «руководств» специалисты Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий памяти А.С.Хомякова (3), они пришли к неутешительным выводам.
На первый взгляд эти книги предлагают детям просто занимательные истории и загадки из жизни частных сыщиков и шпионов, каковыми предлагается стать самим ребятам. Но при более глубоком изучении книг возникает масса недоуменный вопросов.
Прежде всего, заявления, что книги рассчитана на взрослую аудиторию «до 60 лет», по меньшей мере, странны и несерьезны. Взрослые люди читать подобные детские книжки в большинстве своем не станут. Поэтому совершенно очевидно, что эти книги рассчитаны именно на детскую аудиторию «от 6 лет».
Очень странные рекомендации даны под названием «Измени свою походку». Детям дается совет «походить с одной негнущейся ногой», прихрамывать, походкой человека с больной спиной (4). Не менее странны рекомендации создания эффекта старческих рук путем прорисовывания карандашом «синеватых линий», накладывания на пальцы «голубоватых теней», втирания в кожу рук пудры и т.д. (5) Игры в старичков с практическим гримированием под старых людей нетипичны и ненормальны для детей. Степень воздействия таких «игр» на детскую ранимую психику могут оценить специалисты-психологи и психиатры. Положительной оценки таких странных занятий они, скорее всего, не дадут.
Содержание книг, образный ряд, выстраиваемый в них, необъяснимая тщательность прописывания действий преступников производят вполне устойчивое психологическое впечатление, что эти книги являются детскими пособиями по подготовке к совершению преступлений.
Наводит на эту мысль и приведенная на последней странице обложки аннотация книг: «Два оригинальных «учебника» для «юных шпионов» и «юных сыщиков»... рассказывают о том, как уходить от преследователей и заметать следы...».
Просматривается явный перебор с описаниями различных воровских техник, что фактически переворачивает смысл с ног на голову. И детям фактически даются советы: как лучше залезать в ограбляемую квартиру (6), как сделать так, чтобы подозрение в ограблении квартиры пало на другого (7), как сфабриковать доказательства (8), как обыскать помещение (9) и где искать спрятанные в квартире ценности (10), как проработать пути и способы отступления с места преступления (11), как по всем правилам затаиться после преступления от правоохранительных органов (12), как переодеваться и изменять внешность, чтобы не быть узнанным (13), как не «проколоться» при организации преступления и предусмотреть все неожиданности (14).
Приведенные рекомендации, как сыщику открыть стол, не повредив отпечатков пальцев, оставленных преступниками: «Открывая и закрывая столы, пользуйтесь деревянной палочкой или носовым платком» (15), вполне могут быть восприняты и, скорее всего, будут восприняты детьми, как совет по открыванию столов при совершении кражи, не оставляя отпечатков пальцев.
Совершенно непонятно, для чего детям от 6 лет знать, как подделывать подписи (16), как организовано и как функционирует производство фальшивых денег (17).
Кроме совершенно чуждых педагогике рекомендаций в книгах наличествуют и просто опасные для здоровья советы.
Например, приведенные рекомендации по поводу изготовления накладного носа путем налепливания на свой нос куска пластилина и заглаживания краев (18) может привести к сильнейшему раздражению кожи лица.
А приклеивание к ногтям кусочков бумаги на клей «момент», как то советует «Краткий курс» (19), может травмировать руки ребенка.
Мало того, что анализируемые книги ничего доброго и толкового детям дать не смогут, «Краткие курсы» прямо противопоказаны детям, потому что они исподволь и незаметно инфицируют детей вирусом насилия и размывают те являющиеся залогом их нормальной жизни в дальнейшем зачатки правосознания, которые привили им их родители и учителя.
Хотелось бы верить, что все дети воспримут анализируемые книги как шутливую подборку своего рода загадок и развлекательных картинок. Однако, скорее всего, определенная категория детей воспримет их именно как руководство к действию.
За внешне привлекательными обертками и обложками в действительности зачастую скрывается стремление вмешаться в психику ребенка, нацелить его на тот строй, тот образ жизни, который ему ничего полезного не принесет, а напротив - навредит.
Совершенно очевидна огромная важность содержания изданий, используемых в качестве учебных пособий в школах. Дети, особенно в младших классов, впитывают в себя практически все, что им преподают в школе, а, как стало известно, анализируемые книги уже рекомендовались детям в ряде школ страны.
У нового поколения снижен уровень информации об основополагающих человеческих качествах и правилах бытия. А с экранов ТВ, с книжных страниц без ограничений им подаются безвкусица, пошлость, жестокость. И дети этому подражают. Уже были страшные факты убийств детей их же сверстниками, насмотревшимися западных боевиков.
В нашем нравственно больном обществе существует огромное количество семей, живущих за чертой бедности. В такой семье не часто могут порадовать ребенка сладостями, новой одеждой. С другой стороны, ребенок видит, что у его одноклассников из обеспеченных семей есть все. Есть такое понятие - «неудовлетворенные потребности». Они накапливаются, и в какой-то момент ребенок срывается, совершает кражу. Так вот в «Кратком курсе юного шпиона» и «Кратком курсе юного сыщика» детям разъясняется, КАК все это проделать, чтобы их не поймали.
Нынешнее образование ориентировано и организовано таким образом, что в итоге выпускаются в жизнь молодые люди, духовно ущербные, с ослабленным социальным иммунитетом, неграмотные. Но теперь детей хотят превратить в подготовленных специалистов по взлому, грабежу, уходу от погони и заметанию следов.
Школьников настраивают на заведомо узкий, примитивный или попросту неверный взгляд на правоотношения. Вместо воспитания в них позитивного правосознания, ориентированного на уважение законов и соблюдение их, детей под видом обучения на сыщиков фактически обучают, как эти самые законы нарушать. Эти книги могут пагубно сказаться на их нравственном самосознании, они, по выражению доктора философских наук Всеволода Юрьевича Троицкого, «расчеловечивают» детей (20). Детям нужно прививать понятие о бесценности человеческой жизни, о недопустимости правонарушений, учить их основам правовой науки. Только тогда станет возможно построение правового государства в России.
Осознав, что прямым натиском сегодня в российские школы уже не попасть, проводники чуждой и разрушительной духовности стали активно маскироваться. Детям никто теперь уже не говорит открыто, что, мол, «православие устарело, не модно, закостенело, а лучше мы займемся с вами оккультными методиками». Нет. Теперь это делается несколько по-иному. Учитель, ударившийся в оккультизм, просто постепенно внедряет в сознание детей элементы оккультного учения.
И возможности здесь у учителя огромны. Дети могут усваивать чуждые религиозно-нравственные принципы, например, показывая спектакль о древних языческих богах, или же класс декорируется соответствующей оккультно-религиозной символикой. Позже появятся задания написать сочинение на странную тему, связанную с вероучениями деструктивных религиозных организаций. Детей вовлекают постепенно, по капле вливая в их души и сознание отраву оккультизма. А потом все удивляются, откуда берутся адепты «Белого братства»?
Много лет терроризировавшая души московских школьников оккультная секта «Юнивер» выступала и продолжает выступать как театр детского творчества и образовательный центр (21). Лидер секты Иван Гавриленков, почему-то утверждавший, что на самом деле является французом Жаном Гавэром, вовлекал детей постепенно, все более и более затягивая в свою разрушительную секту. Но, например, директор школы №48, в которой окопался «Юнивер» в Гавриленкове души не чаяла. Уверены в его позитивных «новаторских методиках» были и родители учеников. Напротив, все восхищались: «Какой прекрасный педагог, какие он ставит спектакли!»
В то, что Гавриленков внедряет в российской школе околосатанистское религиозное вероучение, никто поначалу не верил. Но позже выяснилось, что дела обстояли еще даже хуже, чем только лишь внедрение оккультизма в школы, что само по себе недопустимо. По данным Московского комитета образования, секта «Юнивер» «культивировала среди подростков гомосексуализм, и представляли собой псевдонаучное эклектичное соединение различных оккультных учений» (22).
По утверждению специалистов Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий «Юнивер», являясь оккультно-мистической сектой, выдает себя за образовательный центр. Все заявления лидера Центра «Юнивер» Гавриленкова или его последователей об отсутствии религиозной подоплеки деятельности их организации - ложь» (23).
Лишь много позже, когда многим детям были уже нанесены душевные травмы, общественность прозрела. Появились разоблачающие статьи в газетах, проснулись правоохранительные органы. Депутаты Государственной Думы были вынуждены направить в Генеральную прокуратуру России пакет документов о разрушительной и противозаконной деятельности секты «Юнивер».
Несмотря на то, что пресечь полностью деятельность секты «Юнивер» все же не удалось, ибо слишком влиятельные у нее были защитники (руководитель Управления образования Юго-Западного округа Ямбург и другие), из школ секту прогнали.
Но это лишь одна секта. И чтобы изгнать ее из нескольких школ понадобились усилия сотен людей, в том числе работников прокуратуры и депутатов Государственной Думы.
Сколько еще таких оккультных организаций, скрывающих свою деструктивную религиозную суть, пытается пролезть в наши школы, и сколько таковых в школах уже крепко сидит?!
Продолжает насаждаться в системе государственного образования рериховская «Агни-Йога», пролезая туда не мытьем, так катаньем. В 1996 году Мурашов Валерий Иванович - научный руководитель Центра интегральной педагогики, заведующий кафедрой проблем воспитания и социальной педагогики Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования (АПКиППРО) Министерства образования РФ, зарегистрировал общественную организацию «Институт духа» - зарегистрирован отделом по регистрации некоммерческих организаций Департамента общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы (свидетельство № в реестре 5040-2 от 19 марта 1996 г.). Сам он, являясь его учредителем, стал, соответственно, директором этого «Института духа».
Тревожность ситуации заключается в том, что Институт духа рекламировал и, по всей видимости, рекламирует и сейчас себя как одно из подразделений авторитетнейшей в государственной системе образования структуры АПКиППРО. Во всех рекламных документах «Института духа» (например, в листовке, рекламирующей журнал Мурашова «Школа духовности») указывались данные АПКиППРО, а именно - адрес и номер телефона.
Практически окопавшись в АПКиППРО, «Институт духа», возможно, на государственные деньги и деньги, выделяемые из внебюджетных средств, проводил переподготовку учителей со всей страны, преподающих школьные курсы по различным предметам (психология, логика, правоведение, экология, москвоведение, человековедение, экология, мироведение, этика, эстетика, религиоведение). Часть денег учителям предлагалось оплатить самим.
Учителям предлагалось пройти такие курсы, как, например, «Наука духа», «тео-космо-антропогенез», «феноменология духа» и т.п.
В мировой науке принята устоявшаяся практика определения компетентности и занятой позиции (ориентации) того или иного специалиста - анализ его трудов. Этим же методом можно воспользоваться и сейчас. Ибо набожный индуист, всегда проповедовавший индуизм, не станет в одночасье менять конфессиональную принадлежность. А буддист, проповедовавший в 12 часов 10 минут буддизм, не станет в 12 часов 15 минут проповедовать кришнаизм.
Религиоведческий анализ таких работ В.И.Мурашова, как книга «Космическая педагогика Эпохи Огня» (24), книга «Интегральное воспитание: Педагогические беседы» (25), статья в ныне запрещенном к распространению сборнике «Учитель и общество» (26) ясно показывает, что Институт духа - ни что иное, как религиозная организация оккультно-мистической (теософской) направленности. Разработанная Мурашовым «Космическая педагогика Эпохи Огня», «Азбука духовности» и «Наука духа» ничем не отличаются от хорошо известных неоязыческих построений космистов и оккультистов XX века.
И цитаты из книг Мурашова «Интегральное воспитание: Педагогические беседы» и «Космическая педагогика Эпохи Огня», совершенно ясно доказывают религиозный характер (огнепоклонство, теософия, оккультизм) наработок Мурашова и его произведений:
«В процессе мышления человек производит как логически истинные и огненно-сияющие, так и ложные, морально-нечистые и огненно-темные мысли. Мировые энергии, проходя через человека, выходят из него либо мыслью-светом, либо мыслью-тьмою, а также мыслеформами со смешанной светотенью. Духовно низкие мысли - это психоэнергетические существа мира четвертого измерения, называемые лярвами. Как вампиры, притягиваются они к энергетическим оболочкам своего создателя и высасывают из него жизненные силы» (27);
«Можно переломать кости, но мощь огненной воли победить нельзя... Огорчение - зараза мира, поражающая печень и порождающая вредные бациллы; обида - скрытый нарыв; сомнение - пожирание огня» (28);
«Универсальный способ воспитания Добром - устремление огненно напряженной человеческой воли к Высшей Воле... Главное - соединиться с Высшим Огнем, удержаться в его орбите и действовать Волей Ведущей» (29);
«По своей божественной сущности человек - существо огненное... Мысль, чувство и волеопределение - это оформленный человеческим духом пространственный Огонь. Дух-огонь мыслит огнем. Пропуская через себя волну Океана-Огня и преобразуя ее в соответствующую мыслеформу, дух человека оставляет на ней свою печать» (30);
«Когда люди поймут Мир Огненный и излучения, они не будут бессмысленно махать руками и ногами, трясти головой и качаться без нужды. Если бы они представили свое аурическое яйцо, они не стали бы беспорядочно нарушать его ненужными колебаниями... Именно Огонь любви по своему химизму ближе всего к Миру Огненному» (31).
Наслушавшись подобных бредовых откровений оккультных наставников, некоторые учителя и впрямь зацикливаются, видимо, на своих «аурических яйцах».
В центре Москвы, в школе №122, есть второй класс «б» под названием «Кумир». На первый взгляд - вполне обычный класс, каких огромное количество по всей стране. Родители учителем этого класса В.Рамзиным довольны. Все нормально вроде бы. Но вот только стали прорываться за стены школы обрывки информации о том, что на самом деле творится в нем. И информация эта свидетельствует о том, что в классе творятся очень странные вещи и самые настоящие безобразия.
Начать можно хотя бы с того, что Рамзин очень любит фотографировать детей в несколько непотребных позах. Ученика своего класса Дениса Г. (32) Рамзин снял с него тренировочные штанишки и намочил место напротив гениталий водой из-под крана, велев их в таком виде надеть на себя. Поставил Дениса Г. босыми ногами на россыпь бумажных листов, надел ему на голову женский черный парик. И в таком виде сфотографировал его. Фотографию позже Рамзин сопроводил надписью: «Писака - это тот, кто писается в штаны», поместив ее в классный фотоальбом, где уже была подобная фотография.
Денис рассказал: «Однажды, когда я после уроков был на продленке и остался один в классе, то он закрыл дверь на ключ для того, чтобы никто не входил и сказал, чтобы я снял джинсы до трусов, затем он взял мои спортивные штаны, намочил их водой из стакана в том месте, где находится застежка на джинсах. Потом он сказал, чтобы я одел намоченные спортивные штаны, что я и сделал, и он еще добавил (намочил) уже на мне надетые штаны в том же месте. Я сказал, что мне холодно, но он ничего не ответил. Он достал большую горсть бумаги, положил ее под мою левую ногу (ступню), достал женский парик с темными длинными волосами и одел мне на голову. Дал в левую руку бумагу и карандаш в правую и опросил меня сделать вид, будто я пишу, лист бумаги закрывал мое лицо. После того, как он меня сфотографировал, я переоделся, мокрые спортивные штаны повесил сушить на батарею, вскоре за мной пришла мама. Маме я рассказал, что меня Рамзин сфотографировал, но про подробности (мокрые штаны и парик) я не рассказал» (33).
А вот как позже описывал эти события в Пресненской прокуратуре сам Рамзин: «По поводу случая, когда я фотографировал Дениса для альбома, могу пояснить. Это было где-то в январе. Я спросил Дениса, может ли он сняться для альбома и рассказал, как ему это сделать, наступить на пачку бумаг, взяв в руки лист бумаги и ручку. Фраза, которая должна быть под фотографией «Писака - это человек, который (пардон) писает в штаны». Денис согласился. Он достал тренировочные штаны, я их намочил водой в том месте, где писают, отдал ему их и ключ, сам вышел для того, чтобы Денис переоделся. Затем я вошел и сфотографировал его, дав ему парик (клоунский)» (34).
Интересно, а как бы Рамзин отреагировал на то, что его где-нибудь отловили, сняли с него брюки, намочили их напротив половых органов водой, надели обратно, а потом, присовокупив к такому наряду еще и дурацкий парик на голову, сфотографировали его? Не сомнений, что он побежал бы в милицию писать заявление, что над ним издевались.
Так вот, учитывая, что учитель в младших классах имеет чуть ли не абсолютные авторитет и власть над учениками, можно уверенно говорить об аналогии таких ситуаций.
По словам бабушки Дениса, Рамзин заявлял: «А я на него парик надел, чтобы не узнали!» (35). Замечательное оправдание! Надел бы лучше на себя, тогда не пришлось бы издеваться над бедным мальчишкой.
Но это, однако, не самое лучшее и остроумное из рамзинских высказываний. Есть у него и более изумительные оправдания и объяснения. Например, он говорит, что все его действия «как в телепрограмме «Городок». Как будто это что-то разъясняет и что-то оправдывает! То есть, по его логике, если кто-нибудь ударит со всего размаху кого-то дубиной по голове и скажет, что это, мол, как в мультфильме «Том и Джерри», то все, видимо, должны радостно сказать: «А-а, а мы и не знали, ну тогда извините, ничего страшного». Так что ли?
На стене класса Рамзина висит еще одна странная фотография - мальчик, одетый в солдатскую гимнастерку, пилотку и то ли обутый в солдатские сапоги, но без штанов, то ли со спущенными штанами. Рассмотреть конкретно это не удалось. Рамзин чужих в свой класс, к своим стендам близко не подпускает. Но и то, и другое - странно.
Есть у Рамзина и другие довольно специфические идеи. Например, на стенах класса «Кумир» висят плакаты, на которых изображены арифметические действия. Так вот цифры и знаки изображены темной краской на детских раздетых телах.
Денис Г.: «Хочу добавить, что у Рамзина есть фотоальбом учеников класса, эти фотографии Вячеслав Владимирович помещает на стенной стенд, на фотографиях мальчики обнаженные по пояс, на животе у них написаны арифметические примеры» (36).
То, что все это - издевательство над детьми, нет никаких сомнений. Но здесь есть еще вот какие подозрения. Отчего-то Рамзин упорно вешает на плакате с названием класса маленькие рекламы со стилизованными изображениями радуги. И это очень тревожит.
Дело в том, что в последнее время этот символ берут в качестве символа своей сексуальной ориентации гомосексуальные сообщества. Заместитель председателя Комитета по спасению молодежи Светлана Романюк утверждает: «Действительно, по поступившей к нам информации, некоторые организации (клубы, группы) гомосексуалистов избирают изображение радуги символом своей организации» (37).
А вот мнение Председателя Межрегионального комитета спасения от тоталитарных сект Н.К.Русских: «Действительно на территории России действует ряд оккультных сект, проповедующих гомосексуализм. При этом в некоторых случаях подобные сообщества пользуются символом своей сексуальной ориентации стилизованным изображением радуги» (38). Видимо, стоит всерьез поразмышлять над вопросом, а неспроста ли такой гипертрофированный интерес Рамзина к раздетым малышам (с цифрами на грудках или же на фото без штанов)?
Имеет все это отношение к Рамзину или нет, но в купе с вышеприведенными описаниями «фотоноваций» наводит на весьма тревожные мысли.
Но даже и это не самое интересное из того, что выявилось. Когда Рамзин фотографировал Дениса в описанном странно положении, как оказалось, он ставил мальчика в ритуальную позу древнеегипетского бога Тота: человек стоит, левая нога его отставлена вперед, в выпрямленной правой руке, вынесенной вперед, держит предмет, на котором он что-то отмечает пишущим предметом, держа его в согнутой в локте левой руке (или зеркальное отражение такого положения). Эта поза практически совпадает с позой древнеегипетского бога Тота на дошедших до наших дней его древних изображениях, преимущественно на гробницах.
Тот - древнеегипетский бог с головой ибиса, олицетворяющий «Божественный Разум». В мифологии Древнего Египта это - один из главных божеств, бог луны, мудрости, письма и счета, покровитель наук, писцов, священных книг и колдовства. Главная его сила заключалась, согласно мифам, в знании истинных тайных имен всех богов.
Герметисты и оккультисты считают Тота родоначальником европейской эзотерической традиции (39). Тоту поклоняются и некоторые закрытые оккультные и сатанистские группы. Интересно, что последнее значительное произведение самого известного сатаниста XX века Алистера Кроули называлось «Книга Тота».
Описанная поза совпадает с позой Тота, когда он, судя по изображениям, отмечает на зубчатой линейке (символе разлива Нила) тростником уровень подъема воды. В других случаях Тот изображен в той же позе, но в образе обезьяны, пишущей на табличках. Отождествляется эта поза и с той, какую принимал Тот в время суда Озириса над душами умерших, когда взвешивал их сердца и записывал решения суда (40).
Директор Пермской общественной организации Православное общество «Панагия», старший миссионер Пермской епархии М.Медведев вполне согласен с таким утверждением (41): «Описанная Вами поза, в которую принуждал становиться Вашего внука Дениса учитель В.Рамзин: человек стоит, левая нога его отставлена вперед, в выпрямленной правой руке, вынесенной вперед, держит предмет, на котором он что-то отмечает пишущим предметом, держа его в согнутой в локте левой руке» (или зеркальное отражение такого положения), идентична известной по древнеегипетским изображениям традиционной ритуальной позе древнеегипетского бога Тота, являвшегося в те далекие времена олицетворением «божественной мудрости», «божественного разума». Среди прочего, древние египтяне почитали его и как покровителя колдовства. Ныне - это один из объектов почитания и поклонения в некоторых группах оккультистов и сатанистов. Учитывая, этот факт, а также то, что в некоторых сатанистских и оккультно-религиозных сектах, обряд инициации (посвящения) проходит, в том числе, и с использованием манипулирования половыми органами посвящаемого, имеются основания для предположения, что все действо - не просто забавы В.Рамзина, а дело здесь гораздо глубже и хуже, с точки зрения личной физической и психической безопасности Дениса Г. и вообще всех учеников класса «Кумир». Возможно, описанное Денисом и подтвержденное позже в Пресненской прокуратуре самим Рамзиным странное действо является неким оккультно-религиозным или магическим обрядом инициации ребенка».
Символично, что греки отождествляли Тота с Гермесом, атрибутом которого является кадуцей - символ, представляющий собой жезл, обвитый двумя змеями и увенчанный двумя крылышками. Позже этот символ был атрибутом древнеримского бога Меркурия.
Так вот именно этот оккультный символ был изображен на объявлении психологической службы школы №122. Случайно ли?
Кадуцей - это символ, представляющий собой жезл с набалдашником, оплетенный двумя змеями и увенчанный двумя крылышками. Форма, размер и цвет составных элементов указанного символа могут быть различными, однако внутренний смысл символа от этого не меняется. Первоначально этот символ был атрибутом древнегреческого бога Гермеса, позже - древнеримского Меркурия. В Большой Энциклопедии Кирилла и Мефодия «Кадуцей» (иначе - кадукей) определяется как «жезл, обвитый двумя змеями, атрибут Гермеса (Меркурия)».
Однако в средние века внутреннее содержание этого символа наполняется совсем иным смыслом - оккультным, связанным с масонскими, антихристианскими, а зачастую, и с откровенно сатанистскими учениями. В «Энциклопедии мистических терминов» (42) говорится, что «в средневековой Европе кадуцей стал символом «герметического искусства» (алхимии), а в последствии - всех «тайных наук» (оккультизма)».
Этот символ активно использовался представителями тайных гностических сект, а позже и явными сатанистами. И в этом случае кадуцей являл (да и являет ныне) собой фаллический фетиш, «член Бафомета», как называли гностики сатану - свое верховное божество (43).
Согласно «Энциклопедии мистических терминов» (44), «в средневековой Европе кадуцей стал символом «герметического искусства» (алхимии), а в последствии - всех «тайных наук» (оккультизма)». В языческой мифологии Гермес является отцом козлоногого Пана, поэтому кадуцей - обязательный атрибут жрецов, отвечающих за соблюдение предписанной сатанистскими книгами церемонии во время сатанистских ритуалов и месс.
Поэтому в оккультной энциклопедии Элиаса Леви (45) с кадуцеем изображен уже сам сатана.
Оккультный трактат «Гермес Трисмегист» гласит: «Но наука эта бывает реальной лишь для тех, которые принимают и понимают философию и религию; ее опыты удаются лишь адепту, достигшему верховной воли и ставшему таким образом властелином мира стихий, ибо великий агент дела Солнца есть сила, описанная в символе Гермеса на Изумрудной Скрижали... Это мировая универсальная сила - духовный огненный двигатель, астральный свет - вот великий агент дела Солнца, это мировая сперма, изображаемая в виде кадуцея Гермеса... Кадуцей, изображенный вместо полового органа, представляет собой жизнь вечную» (46).
Прямо скажем, замечательная эмблема психологической службы школы №122 г.Москвы! Выбрать в качестве символики школьной службы символ «мировой спермы» и «полового органа», не додумался бы даже Гитлер! А вот в указанной школе додумались.
В этой школе, это не единственный сомнительного рода знак. Например, на эмблеме школы использована сложенная специальным оккультным узлом лента (47).
Но вернемся к кадуцеям. Человек, не исповедующий индуизм, не станет носить на своей одежде, использовать в качестве эмблемы своей организации религиозные индуистские символы и знаки. Не буддисту не придет в голову декорировать рекламное объявление своей организации буддистскими религиозными символами. Не являющийся иудеем не станет использовать в качестве декора своего офиса, квартиры, класса шестиконечную звезду.
Таким же образом обстоит дело и с символом кадуцея. Использование этого символа, вне всяких сомнений, несет религиозный подтекст, который в данном случае просто скрывается от родителей учеников. Целесообразно напомнить, что в оккультных сообществах активно насаждается и культивируется принцип: «Ври, изворачивайся, нарушай клятвы, только не выдай тайны». В подавляющем большинстве оккультно-религиозных групп доктрина прямо указывает на допустимость обмана непосвященных, то есть не являющихся адептами группы.
Председатель Межрегионального комитета спасения от тоталитарных сект Нинель Русских: «Кадуцей... однозначно представляет собой оккультно-религиозный символ и присутствие его в качестве символики в стенах образовательного светского учреждения недопустимо» (48).
Как уже было сказано, Тот - это древнеегипетский бог разума. Поэтому не случайно, видимо, Рамзин дал такое название классу - «Кумир». Ведь в его собственной расшифровке: КУМИР - это «коллектив увлеченных, многознающих, интересующихся ребят». Ничего плохого в том, что дети будут много знать, нет. Но это если в нашем обыденном понимании. Смысл же, вкладываемый Рамзиным в слово «знание», судя по ритуальным «новациям» в процессе обучения, совсем иной - гностический и оккультный. Кроме того, само слово «кумир» так же несет явную оккультно-религиозную окраску.
Специалисты Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий уверены: «Слово «кумир», взятое в качестве названия класса общеобразовательной школы, однозначно несет в себе религиозный смысл и религиозную окраску» (49).
Толковый словарь Владимира Даля так определяет слово «кумир»: «Кумир - изображение, изваяние языческого божества; идол, истукан или болван. Предмет бестолковой любви, слепой привязанности. Кумиропоклонник - язычник, идолопоклонник. Кумирница, кумирня - языческий храм, жрище, капище или требище. Кумирослужитель - язычник, жрец».
Вышедшая в 1998 году компьютерная Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия дает следующее толкование этот слова: «Кумир - идол, языческий божок. В переносном смысле - предмет восхищения, преклонения».
Слово - это проводник, через который вливаются в душу ребенка не только мысли и образы, но и поток ощущений, переживаний и пожеланий. Словами можно возвышать, очищать и облагораживать детей, прививать им веру, радость, бодрость, возрождать в них любовь и милосердие, сообщать душе мир и спокойствие. И наоборот - скверными словами можно убивать и отравлять душу, можно заражать всеми видами страстей, греха и порока, можно растлевать невинные, чистые сердца, можно отравлять существование окружающих (50).
Как писал св. Иоанн Кронштадтский: «Из существа мыслящего духа рождается слово, присущее ему, в себе показующее мысль и равное ей; от мысли и с мыслию исходит дух, почивающий в слове и в слове сообщающийся слушающим; этот дух вполне равен мысли, и слову и присущен им». По словам о.Павла Флоренского: «Слово есть эманация воли человека; это выделение души его, самостоятельный центр сил - как бы живое существо, с телом, сотканным из воздуха и внутренней структурой - формой звуковой волны».
Но может быть, все-таки это просто название класса, безо всяких там задних мыслей?
В главе «Магическое посвящение» оккультного трактата «Гермес Трисмегист» написано по поводу таких «просто названий»: «Свойства вещей создают слова и существует строгая зависимость между идеями и словами, которые суть первые формы и словесные реализации идей... Найти незыблемые основы истинной религиозной веры - вот весь секрет Гермеса... Великое дело Гермеса есть операция чисто магическая и при том наивысшая, ибо оно предполагает наличие абсолюта в знании и воле» (51).
То есть слово не является простым и безобидным сотрясением воздуха. И в случае поименования класса общеобразовательной школы оккультным термином «кумир» все далеко не так безобидно, как это пытаются навязать родителям учеников. Нет никаких сомнений, что родители ни за что не позволили бы назвать класс, где учатся их дети названиями типа: «Юные друзья сатаны», «Наследники вельзевула», «Следопыты ада» и т.п.! А так: «Веселые бесенята», «Друзья черного колдуна», «Общество в защиту черных месс»? А вот так: «Секта», «Оккультисты», «Языческое капище»?
По всей видимости родители просто не осознают того, что название «Кумир» стоит в этом же ряду. Почему бы не называть класс любыми другим названием, кроме несущих религиозный (деструктивный религиозный) контекст? А потому что, очевидно, это помешает классному руководителю «Кумира» Рамзину и иже с ним реализовать свой план по внедрению своей религии в систему школьного образования, хоть и в масштабах пока одного класса!
Православный миссионер Михаил Медведев считает: «Большие сомнения вызывает также необходимость и целесообразность определения в качестве названия класса общеобразовательной школы оккультно-религиозного термина «Кумир», несущего явную религиозную окраску. Вполне в духе оккультно-гностических сект Рамзин дает расшифровку названия класса: «коллектив увлеченных, многознающих, интересующихся ребят». Очень печально и тревожно, что этого не понимает руководство школы. Если же администрация школы отдает себе отчет, что делает, тогда имеет смысл поднять вопрос о проверке происходящего в школе №122 вышестоящими органами государственной системы образования» (52).
Такую же оценку дает и председатель Межрегионального комитета спасения от тоталитарных сект Нинель Русских: «Название класса школы №122 «Кумир», вне всякого сомнения, несет в себе религиозный смысл. Кумир - это изваяние языческого божества, идол или истукан, объект поклонения оккультных и гностических сект. Слово это скорее подошло бы религиозной организации гностического толка, нежели классу общеобразовательной российской школы. Слово «Кумир» ассоциируется с чем то таким хлипким, хрупким, низвергающимся с пьедесталов. Известно выражение «кумир хоть на час...». Конституцией Российской Федерации провозглашен светский характер образования, поэтому подобные названия школьных классов недопустимы» (53).
Никакой нормальный человек не станет просто так воспроизводить ритуальные позы страшных древних богов, случайность здесь также исключена. То есть Рамзин, судя по Вашим описаниям, намеренно заставлял Дениса Г. принимать указанную позу. Мотивы его не просматриваются. Однако можно предположить, что это странное и для ребенка оскорбительное действо являлось неким ритуалом посвящения ребенка в религиозную традицию (скорее всего, деструктивную), которую исповедует сам Рамзин.
Что-то уже слишком много набирается всего лишь на один класс. Уж не новый ли вариант «Юнивера» действует в школе №122? В любом случае, все описанное вряд ли является совпадением и безобидными фантазиями Рамзина. Но и это еще не все.
Стены класса Рамзин украсил пентаграммами, поместив внутрь них фотографии малышей - учеников класса. Причем некоторые из пентаграмм - явно перевернутые, то есть сатанистские символы. И это уже вызывают не только недоумение, но и тревогу.
Равноугольная пятиконечная звезда (или пентаграмма) - один из самых распространенных магических символов в Европе. В оккультизме пентаграмма представляет собой «человеческий микрокосм, пять оконечностей тела и пять его тайных центров силы, которые она как раз и претендует разбудить ото сна» (54). Пентаграмма - это символ богочеловека.
В черной магии и сатанизме пентаграмма используется в перевернутом виде - двумя лучами кверху. Это, с одной стороны, означает символ мертвого человека, символ смерти и разрушения. С другой - этой символ являет собой козлиную голову бафомета, обоготворяя этот идол тамплиеров и сатанистов. По сатанистскому вероучению бафомет - «это великий возбудитель магической энергии, живой и астральный огонь Земли, - это змий древней книги Бытия... Его зовут профаны дьяволом, но для нас - он Пан, бог современной нашей философской школы, он - бафомет тамплиеров» (55).
В любом случае, перевернутая пентаграмма - это сатанистский символ, широко используемый сатанистами самых разных течений во многих странах. И особенно - в России. Скорее всего, В.Рамзин использовал в качестве оформления класса «Кумир» перевернутые пентаграммы с фотографиями детей внутри них вполне сознательно, из каких-то только ему ведомых собственных религиозных мотиваций. Даже во времена расцвета комсомола, пионерии и октябрятства никому в голову не приходило вешать на стены изображения перевернутых звезд.
А если учесть религиозный подтекст названия класса, странные ритуальные позы, которые Рамзин заставляет принимать детей, убежденность в том, что помещение фотографий детей в сатанистские символы производилось неспроста, только окрепнет. Любые рассуждения о том, что пентаграммы расположены по дуге, поэтому они кажутся перевернутыми, а на самом деле, мол, они вовсе не перевернуты, не заслуживают внимания, потому что подобными утверждениями можно замаскировать все, что угодно.
Показательно, что у масонов «пламенная звезда» символизирует человеческий гений, что вновь коррелируется с богом знания Тотом и той расшифровкой, которую дает названию своего класса «Кумир» В.Рамзин.
Михаил Медведев: «Факт размещения детских фотографий в сатанистских символах (перевернутых пятиконечных звездах) очень сходен с оккультными и магическими практиками в деструктивных сектах, которые посредством воздействия на изображение человека (в том числе и путем помещения его фотографии в специально начерченный магический круг, внутрь пентаграмм или прочих оккультных и сатанистских символов) пытаются оказать разрушительное воздействие на самого человека, его душу, здоровье или психику» (56).
Известный исследователь сект, заместитель главного редактора газеты «Татьянин День» МГУ им. М.В.Ломоносова, зав. информ-центром «Сектор» Александр Егорцев в своем экспертном заключении писал (57): «Пятиконечная звезда (пентаграмма) является древним магическим символом, имеющим ярко выраженное негативное смысловое наполнение. Особенно зловещим оккультным знаком рассматривается перевернутая звезда. В XX веке перевернутая пентаграмма становится общепризнанным атрибутом символики различных церквей сатаны и используется в их практике, в частности, в сатанинских мессах».
Председатель Межрегионального комитета спасения от тоталитарных сект Нинель Русских: «Размещение фотографий детей - учеников класса «Кумир» внутри подобной сатанистской символики на стенах класса является поводом для проведения расследования реальной деятельности учителя Рамзина, потому что случайность здесь крайне маловероятна» (58).
Вполне возможно, что и количество пентаграмм на стене класса, так же неслучайно. На имеющихся в нашем распоряжении фотографиях их видно девять. А в главе «Магическое посвящение» оккультного трактата «Гермес Трисмегист» написано: Число «9 выражает в мире божественном Абсолютную Мудрость. В мире интеллектуальном означает благоразумие, управляющее волею. В мире физическом - осмотрительность руководителя действий» (59).
Оккультная компиляция «Амулеты и талисманы» гласит: «Поскольку пятиконечная звезда пользуется большой популярностью..., термины «пентакль» и «пентаграмма» стали синонимами со значением «магический пятиконечник» (60).
А в оккультной книге «Судьба на ступенях Золотого Таро» (61) девятка пентаклей определяется как: «Основное прорицательное значение карты: выполнение, достижение цели, осуществление, действенность, а также уберечься, обезопаситься... Девятка Пентаклей хорошо символизируется парадоксальным утверждением: «Осмысли грех и предайся ему». Одни видят в нем способ преодоления греха, другие - попытку оправдать этот грех».
То, что оккультные расшифровки понятий «мудрость» и «знание» связаны с девяткой пентаграмм, ясно. Но, казалось бы, причем здесь пентакли Таро, одного из атрибутов оккультизма?
Ответ находим все в том же трактате «Гермес Трисмегист», который вполне однозначно увязывает алфавит Таро (каждому набору пентаклей соответствует буква алфавита Таро) и Гермеса:
«Ключом этих аллегорий следует взять единую догму Гермеса,... а дабы классифицировать знания и управлять операцией, надо следовать порядку, указанному в каббалистическом алфавите Таро» (62).
Объектив фотоаппарата, возможно, захватил не все пентаграммы, тогда их на стене несколько больше. Это несколько меняет дело - но только в сторону иных оккультных толкований.
А может быть, это все только привиделось родителям и бабушкам малышей? Может быть, это все существует лишь в их «больном воображении», как это хотели бы представить Рамзин со-товарищи?
Нет, это не так. Ведь уже несколько специалистов-экспертов дали свои заключения на странные события в классе «Кумир». Заинтересовались ими и журналисты, общественные организации. И напомним, что одними из первых встревожились по поводу творящихся в этой школе событий депутаты Государственной Думы России.
А заместитель председателя Комитета по спасению молодежи Светлана Романюк в своем письме председателю Московского комитета образования Кезиной Л.П. писала (63): «Педагог Рамзин в нарушение законодательства России активно внедряет в процесс обучения атрибуты и символику религиозно-оккультных сект (сатанистские пентаграммы на стенах класса, религиозная суть названия класса - «Кумир» и пр.), совершает странные манипуляции со своими учениками, которые вызывают устойчивые ассоциации и подозрения в растлении малолетних и издевательствах над ними. Учитывая, что события происходили с первоклассником, для которого мнение учителя значит очень много, нет никаких сомнений, что ни о какой добровольности со стороны мальчика в участии его в этом странном действе не было. Своими действиями В.В.Рамзин нарушает законы и другие нормативно-правовые акты, определяющие светский характер образования в России».
«Веселая», одним словом, обстановка в школе №122. Но, боимся, что это все лишь верхушка айсберга. В мае 1998 года директор школы №122 в разговоре с бабушкой Дениса в своем кабинете сказала: «Мальчик хороший, только страх в глазах какой-то», а затем, обращаясь к Рамзину: «Пять месяцев с ним ничего не делай». Ну не прелесть ли, а?
А что именно в таком случае он делал (или они делали) с ее внуком ранее? Ответ мы вряд ли найдем. Руководство школы №122 хранит свои тайны покруче, чем озеро Плетцензее, где нацисты, по слухам, спрятали свои сокровища.
Все эти «педагогические изыски» очень сильно напоминают вовлечение детей в некие оккультно-религиозные и магические обряды, что, по законодательству России, является незаконным и недопустимым. Согласен с такой оценкой и Михаил Медведев (64): «Все эти факты являются весьма тревожными симптомами и поводом для проверки деятельности руководства школы №122 г.Москвы, и в особенности - учителя Рамзина, потому что все это весьма сильно напоминает скрытый процесс вовлечения детей в оккультное сообщество».
Председатель Межрегионального комитета спасения от тоталитарных сект Нинель Русских: «Подобные «педагогические новации» и «методические новинки» создают устойчивое впечатление, что подобным образом учеников класса просто-напросто вовлекают в какую-то оккультную секту. И разобраться в действительном положении вещей в школе №122 г.Москвы должна компетентная государственная комиссия» (65).
На запрос родителей учеников класса «Кумир» заместитель председателя Комитета по спасению молодежи Светлана Романюк ответила, что сведениями о религиозной организации «Кумир» Комитет по спасению молодежи не владеет, пояснив, что «в стране действует огромное множество деструктивных оккультно-религиозных организации, а возможности членов Комитета по сбору информации ограничены» (66). То есть нет сведений об именно такой организации, но и что таковая не существует, никто так же поручиться не сможет.
Тем более не вполне понятен официальный ответ начальника Центрального окружного управления Московского комитета образования А.Б.Полле (67), не пожелавшего объективно разобраться в проблеме и писавшего про Рамзина: «Методические средства и приемы учитель имеет право выбирать сам». Это все так, но выбирать учитель имеет право, не нарушая Конституцию и законодательство России. А между тем, деятельность Рамзина была оценена депутатом Государственной Думы России Н.В.Кривельской как «безнравственные практики, моральные надругательства, внедрение оккультной символики» (68).
Так что же все-таки это такое? Новая тайная секта в школе? Или странные сексуальные и оккультные фантазии «новатора»?
В любом случае необходима серьезная проверка, экспертно-педагогическая и правовая оценка деятельности педагога Рамзина и ее соответствия: Конституции России, Закону «О свободе совести и о религиозных объединениях», Приказу Минобразования России № 47 от 5 февраля 1996 г. «О мерах по выполнению решений Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации», Письму Минобразования России №47/20-11п от 19 марта 1993 г. «О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации», Письму Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации №17-36-37/17-22 от 18 октября 1996 г. «О соблюдении законодательства Российской Федерации о свободе вероисповеданий в системе государственных и муниципальных учебных заведений», Распоряжению Мэра Москвы №642-РМ от 19 августа 1997 г., а в части, касающейся действий с раздеванием детей, - и Уголовному Кодексу России.
Но уже сейчас ясно, что подобные факты ни в коем случае не должны оставаться без внимания общественности.
Не бывает духовности вообще как таковой в отрыве от какой-либо религиозной системы. Даже в советские времена духовность в людях воспитывалась со школьной скамьи на литературных произведениях известных российских классиков (Пушкин, Лермонтов, Чехов и др.), духовную основу которых составляло православие.
Доктор философских наук Ю.А.Шрейдер писал: «Само понятие «духовность» не является однозначно позитивным. Духовность может быть и бесовской. Коммунизм, нацизм, фанатический религиозный фундаментализм в высшей степени духовны, но эта духовность разрушительная. Трезвый прагматизм лучше дурной духовности, ибо не заполняет чужое место. Не бывает духовности «вообще», бывают духовные традиции - добрые и дурные» (69).
По мнению специалистов Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий: «В классе «Кумир» детям прививается чуждая нашему народу разрушительная духовность, фактически - религиозная доктрина, имеющая корни в деструктивных учениях оккультно-религиозных и религиозно-языческих сообществ» (70).
____________________
Ссылки
1. Сиварди Э., Хиндлей Дж., Уилкс А. Краткий курс юного сыщика. - М.: АСТ-Пресс, 1996.
2. Трэвис Ф., Хиндлей Дж., Томпсон Р., Эмери Х., Роусон К., Харпер А. Краткий курс юного шпиона. - М.: АСТ-Пресс, 1997.
3. Экспертное заключение Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий №40/3-э от 11 декабря 1997 г. по содержанию книг «Краткий курс юного сыщика» и «Краткий курс юного шпиона».
22. Справка Московского комитета образования «О контактах администрации школы №1226 с религиозными организациями и о фактах нарушения законодательства о свободе вероисповеданий в школах г.Москвы» (1997 г.).
23. Экспертное заключение Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий №41-э от 12 декабря 1997 г. на характер вероучения религиозной организации «Юнивер».
24. Мурашов В.И. Космическая педагогика Эпохи Огня. - М.: «Школа», 1997. - 72 с.
25. Мурашов В.И. Интегральное воспитание: Педагогические беседы. - М.: «Школа», 1997. - 56 с.
26. Учитель и общество: Сборник статей / Сост. Леонтьева. - М., 1995. - 144 с.
32. Здесь и далее имя мальчика по этическим соображениям изменено.
33. Объяснительная Дениса Г. от 19 мая 1998 г. для Пресненской прокуратуры.
34. Объяснительная В.В.Рамзина от 20 мая 1998 г. для Пресненской прокуратуры.
35. Заявление бабушки Дениса Г.
36. Объяснительная Дениса Г. от 19 мая 1998 г. для Пресненской прокуратуры.
37. Экспертное заключение - официальный ответ Комитета по спасению молодежи №75а от 9 сентября 1998 г. по поводу класса «Кумир».
38. Экспертное заключение Межрегионального комитета спасения от тоталитарных сект (г.Санкт-Петербург) №53 от 24 ноября 1998 г.
39. Энциклопедия мистических терминов / Сост. С.Васильев и др. - М.: Локид; Миф, 1998.
40. Менар Р. Мифы в искусстве старом и новом. М., «Молодая гвардия», 1992.
41. Экспертное заключение директора Православного общества «Панагия» М.Медведева №24 от 24 ноября 1998 г. по поводу класса «Кумир».
42. Энциклопедия мистических терминов. - М.: Локид-Миф, 1998.
43. Записка о ритуальном кодировании. - М., 1993.
44. Энциклопедия мистических терминов.
45. Леви Э. Трансцендентальная магия.
46. Книга Гермеса, содержащая Изумрудную Скрижаль, рисунки и описание Мажорных Арканов Таро. - Аделаида, 1985. - Екатеринбург, б.г. - С.30,36.
47. Символ был использован, например, в оформлении приглашения на творческий отчет по поводу 60-летия школы №122. Смысл см., например, в: Лукин Ю.Н. В мире символов. - Харбин, 1936.
48. Экспертное заключение Межрегионального комитета спасения от тоталитарных сект (г.Санкт-Петербург) №53 от 24 ноября 1998 г.
49. Экспертное заключение Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий №67 от 14 сентября 1998 г. по поводу класса «Кумир».
50. См.: Где просто - там ангелов со сто. Основы взаимоотношений с ближними. - М.: «Благо», 1997.
51. Книга Гермеса, содержащая Изумрудную Скрижаль, рисунки и описание Мажорных Арканов Таро.
52. Экспертное заключение директора Православного общества «Панагия» М.Медведева №24 от 24 ноября 1998 г. по поводу класса «Кумир».
53. Экспертное заключение Межрегионального комитета спасения от тоталитарных сект (г.Санкт-Петербург) №53 от 24 ноября 1998 г.
54. Энциклопедия мистических терминов.
55. Нилус С. Грядущий антихрист и царство дьявола на земле. - Сергиев Посад, 1911.
56. Экспертное заключение директора Православного общества «Панагия» М.Медведева №24 от 24 ноября 1998 г. по поводу класса «Кумир».
57. Экспертное заключение Информационного центра «Сектор» от 25 ноября 1998 г. на характер символики, декорирующей класс «Кумир», в виде перевернутых пентаграмм.
58. Экспертное заключение Межрегионального комитета спасения от тоталитарных сект (г.Санкт-Петербург) №53 от 24 ноября 1998 г.
59. Книга Гермеса, содержащая Изумрудную Скрижаль, рисунки и описание Мажорных Арканов Таро.
60. Гонсалед-Випплер. Амулеты и талисманы. - Санкт-Петербург: Питер Ком, 1998. - 320 с.
61. Бейнс Дж., Вронский С. Судьба на ступенях Золотого Таро. Книга 2. Синтез Астрологии, Нумерологии, Каббалы и Магии как Система Психологического Изучения Человека и его Судьбы. - М.: Гелиос, 1998. - С.166-168.
62. Книга Гермеса, содержащая Изумрудную Скрижаль, рисунки и описание Мажорных Арканов Таро.
63. Письмо заместителя председателя Комитета по спасению молодежи С.В.Романюк №77а от 9 сентября 1998 г. председателю Московского комитета образования Л.П.Кезиной.
64. Экспертное заключение директора Православного общества «Панагия» М.Медведева №24 от 24 ноября 1998 г. по поводу класса «Кумир».
65. Экспертное заключение Межрегионального комитета спасения от тоталитарных сект (г.Санкт-Петербург) №53 от 24 ноября 1998 г.
66. Экспертное заключение - официальный ответ Комитета по спасению молодежи №75а от 9 сентября 1998 г. по поводу класса «Кумир».
67. Официальный ответ начальника Центрального окружного управления Московского комитета образования А.Б.Полле №2-4-27 от 24 июля 1998 г.
68. Депутатский запрос депутата Государственной Думы России Н.В.Кривельской №3.16-161 от 27 мая 1998 г. председателю Московского комитета образования Л.П.Кезиной.
69. Отзыв профессора колледжа католической теологии св. Фомы Аквинского, председателя Отделения «Наука и теология» РАЕН, доктора философских наук Ю.А.Шрейдера на программу оккультно-религиозного курса для учителей «Воспитание духовности российских школьников» В.И.Мурашова (директора оккультной организации «Институт духа»), ноябрь 1997 г.
70. Экспертное заключение Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий №67 от 14 сентября 1998 г. по поводу класса «Кумир».