Журнал «Школа духовности» - новый рупор оккультизма в России
ИГОРЬ КУЛИКОВ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИИ ДЕСТРУКТИВНОГО, ОККУЛЬТНОГО И НЕОЯЗЫЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА»
Издание третье, дополненное и переработанное «ПаломникЪ», Москва. 2002
Третье издание справочника «Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера» является уникальным по охвату огромного количества неизвестных и малоизвестных широкому читателю и даже специалистам религиозных организаций. Справочник содержит описание сотен нетрадиционных и экзотических религиозных новообразований, действующих на территории Российской Федерации. Четко структурированная информация, вошедшая в справочник, явится огромным подспорьем для специалистов различных направлений, в том числе правоохранительных органов.
Том 8. Вторжение религиозных новообразований в систему образования
Религиозные секты, оккультизм и деструктив в педагогике
Игорь Куликов «Метастазы оккультизма в системе образования»
ЖУРНАЛ «ШКОЛА ДУХОВНОСТИ» - НОВЫЙ РУПОР ОККУЛЬТИЗМА В РОССИИ
В 1996 году В.Мурашов зарегистрировал в Комитете РФ по печати (рег. №015120 от 30 июня 1996 г.) журнал «Школа духовности», главным редактором стал он сам. Летом 1997 года вышел в свет №1 журнала «Школа духовности» [29], осенью 1997 г. - второй [30].
Первый номер этого журнала содержит в основном вполне нормальные статьи, за исключением статей самого Мурашова - «Школа духовности» ([29], с. 6-18), «Воспитание духовности российских школьников. Программа курса для учителей» ([29], с. 47-61), которые явно демонстрируют оккультно-религиозный характер разработок Мурашова. Есть оккультные тезисы и в статье М. А. Люкшиной «Чуткость раскрывает цветок души» ([29], с. 39). Эксперты, учитывая религиозный характер «Института духа» и всех известных им произведений Мурашова, однозначно оценивают этот журнал как очередной рупор оккультизма в России.
В рекламном объявлении журнала Мурашова сказано: «Основная идея новых изданий - выработка духовно-практического мировоззрения - внутренней основы нравственно-правового образа жизни. С этой целью на страницах журнала-учебника будут систематически публиковаться: статьи, посвященные космической и социальной природе духа, тексты из редких философско-педагогических источников, в том числе и малоизвестных широкому кругу педагогов...». Вполне закономерно будет предположить, что «редкие тексты» будут представлены преимущественно оккультными произведениями Блаватской, Рерихов и т. п. или отрывками вероучений ряда неоиндуистских и оккультных религиозных сект.
Вступительная статья первого номера журнала «Школа духовности» под названием «Слово к читателю» сразу же вызывает устойчивые подозрения в именно оккультном характере всего журнала. Автор (по всей видимости, Мурашов) приглашает читателей «совершить трудное, но и увлекательное путешествие в Мир Духа. Путь к нему, проходящий по сознанию, чувству и воле человека и освещаемый Духовным Светом Учителей человечества, и есть суровая школа духовности, требующая от путника напряжения всех его сил в восхождении по огненным ступеням школы духовной жизни». Любой квалифицированный религиовед сразу же классифицирует термин «Учителя человечества» (в культовой основе журнала), причем именно с большой буквы, как элемент «Агни-йоги», имеющий отношение к «Владыкам Космической Иерархии» или «Махатмам». Понятие «огненные ступени» - это не метафора, приведенная для «красного словца», а вполне конкретный термин, который в «Агни-йоге» обозначает этапы «духовно-космической трансформации бытия» и сопутствующей ей реинкарнации [31].
Добавим, что адепты «Живой Этики» или «Агни-йоги» уверяют всех, что их учение - не религия, а культура, культурологическое учение, причем совместимое с Православием. Поэтому в «Школе духовности» есть и околоправославные материалы. В номере первом журнала иллюстрация рублевского образа «Святой Троицы» препровождена довольно странными комментариями члена редколлегии журнала К.С. Столярова: «Жить в священном может только тот человек, который следует ипостасям Святой Троицы. Бог Отец - Воля, Бог Сын - Любовь и Бог Дух - Разум. Только три эти качества божественного и человеческого духа могут рождать великое. Святое Добро» (с. 5). Процитированный тезис является не столько похвалой Святому Добру, сколько хулой на Бога, Ипостаси Которого, никогда не понимаются как «качества» какого-либо «духа». Термин «Качества Бога» присущ опять же рерихианству или индуистским религиозным течениям («качества Кришны» ит.д.)[31].
В разделе «Авторские программы» редактор В. И. Мурашов предлагает свою «Программу курса для учителей» под многообещающим названием «Воспитание духовности российских школьников. В этой программе педагогам предлагается объяснять детям, что христианство - лишь определенный вид и алогический и исторический результат развития Абсолютной Духовности». И это отнюдь не отвлеченный взгляд. Это четкая и именно религиозная концепция, в которой все иные формы религии воспринимаются как эпифеномены, неполноценные проявления религии истинной. Напомним, что в другом своем «эпохальном» труде Мурашов называет подлинной религией рериховскую «Агни-йогу» («Живую этику») [32].
Здесь уместно частично процитировать Отзыв профессора Колледжа католической теологии св. Фомы Аквинского, председателя Отделения «Наука и теология» РАЕН, доктора философских наук Ю. А. Шрейдера на программу курса для учителей «Воспитание духовности российских школьников» [33]: «Программа просто чудовищна. Абсолютно недопустимо ее использовать как основу подготовки учителей и, тем самым, как основу духовной подготовки школьников. О недостатках здесь и говорить не приходится - порочен сам замысел... Рецензируемая программа подготовлена узкой маргинальной группой единомышленников, где роль лидера играет г-н В. И. Мурашов... Рекламируемый журналом «Институт духа» предлагает совершенно несусветную специализацию учителей (феноменологии духа, человековедения, мироведения, экологии и пр.) на основе никому не ведомой «интегральной педагогики», объявляя о наличии в его распоряжении «ведущих ученых», имена которых не называются. Автор использует никому не ведомые жаргонные словечки вроде «цугпланетарной катастрофы»... Буквально по каждому пункту программы можно продемонстрировать его полную несостоятельность и вопиющую неграмотность составителя г-на Мурашова... Все это может служить иллюстрацией амбициозности и невежества составителя. Здесь не о чем дискутировать».
Во втором номере журнала «Школа духовности» опубликована статья «Наследие Ивана Ефремова и ценностные ориентиры российской национальной доктрины образованиям ([30], с. 21-26), в которой из фантастических произведений И. Ефремова вполне в духе последователей рерихианства сделана попытка обожествить Ефремова, наполнить его (хорошие в литературном смысле, но вовсе никакие ни эзотерические) произведения несуществующим религиозным подтекстом. В религиозной практике российских последователей «Агни-йоги» уже был подобный прецедент. В Челябинске существует секта «Бажовцы», основатель и нынешний духовный лидер которой Соболев обожествил произведения известного сказочника Павла Бажова. Естественным следствием из этого псевдодуховного сомнительного эксперимента явилось то, что последователи Соболева в своих некоторых откровенно бредовых высказываниях проповедуют приход божества Сибири и Урала - «Медной Горы Хозяйки», которая со временем, по их же словам, откроет им умение «превращать фекалии в золотом .
И вот вновь нам пытаются навязать оккультное толкование научной фантастики. Но как фантастику не толкуй, она фантастикой и останется. Можно по-разному относиться к подобным трактовкам абсолютно не имеющих отношение к духовности или религии произведений, однако совершенно ясно, что подобные интерпретации фантастики не имеют никакого права использоваться в системе государственного образования России в духе «ценностных ориентиров российской национальной доктрины образования».
В этой же статье преподавателям рекомендовано в обязательном порядке включать в программы школьного образования «элементы психофизиологической саморегуляции, заимствованные из культур Востока» ([30], с. 23). Автор статьи забыл добавить к слову «культур» слово «религиозных», так как на Востоке нет никаких нерелигиозных систем психофизиологической саморегуляции. Возникает вопрос, почему в православной и мусульманской, по большинству населения, стране в качестве одного из обязательных элементов концепции образования следует вводить элементы восточного религиозного мистицизма, тем более круто перемешанного с оккультизмом? Ответ находится далее:
«По мнению автора «Лезвия бритвы»; каждый гражданин должен прежде всего знать культуру своего народа, но ни в коем случае не замыкаться в ней... Он устами Гирина жестоко осуждает Церковь за то, что она не отмежевалась публично от иудео-христианской традиции отношения к женщине как к сосуду греха... Ефремов восхищался достижениями восточной культуры (прежде всего индийской) в области психофизиологической саморегуляции, искал не просто рациональное зерно, но глубокий смысл в древних легендах и верованиях» ([30], с. 24). Как и следовало ожидать, вновь нападки на православие, умышленное смешивание иудейской традиции и христианства и реклама индуизма [32].
В декабре 1997 года эксперты Российской академии образования также дали резко негативное заключение на авторскую (В. Мурашова) программу учебного курса для учителей «Воспитание духовности российских школьников» в № 1 за 1997 г. журнала «Школа духовности» и другие труды Мурашова, где было доказано [15]:
а) деятельность «Института духа» и концепция и содержание журнала «Школа духовности» носят оккультно-религиозный характер;
б) вероучение данного религиозного направления содержит элементы, которые могут быть оценены как деструктивные;
в) в содержании обоснования и текста «Программы» просматривается желание Мурашова завуалировать ее религиозную направленность, скрыть действительную мировоззренческую основу и духовно-нравственные принципы за отвлеченными, ничего не поясняющими по существу формулами;
г) в отношении текста программы можно сказать, что он вообще не воспринимается как разработка учебного курса по духовно-нравственному образованию;
д) применение образовательных материалов данного религиозного направления в педагогической практике государственной общеобразовательной школы не может способствовать естественнонаучному и гуманитарному образованию учащихся, их культурному развитию, нравственному совершенствованию, а религиозная экзальтированность, жесткий психологический прессинг, направляемый на ребенка, могут дестабилизировать психику детей, отрицательно сказаться на учебе, межличностных отношениях, провоцировать конфликты в семье;
е) в психолого-педагогическом отношении образовательная практика, имеющая своим источником данное религиозное направление («Агни-йога»), является ненаучной, потенциально опасной для психического здоровья детей и нравственно неприемлемой.
Труды Мурашова и журнал «Школа духовности» были проанализированы экспертами московского Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий, которые также дали негативный на них отзыв: «Исходя из анализа трудов В. И. Мурашова, как главного редактора журнала «Школа духовности», ряда статей, опубликованных в этом журнале, общей концепции журнала, мы вправе сделать вывод об оккультной направленности журнала «Школа духовности» [32].
В начале 1998 года на оккультно-религиозный журнал «Школа духовности» негативное заключение было дано целым коллективом ученых (15 авторитетнейших специалистов) Института этнологии и антропологии РАН [34].
Если бы Мурашов просто выпускал этот журнал для себя, проблем бы не было. Но он подает свой журнал как «журнал-учебник». Мурашов занимает далеко не последнее место в структуре АПКиППРО, чем активно пользуется для распространения своего журнала. Можно предположить, что каким-то образом он вышел на источники внебюджетного финансирования процесса переподготовки учителей. Завязав часть этих финансовых потоков на себя, Мурашов свой журнал задумал, прежде всего, как средство рекламирования процесса переподготовки в его «Институте духа» с целью увеличения масштабов своей деятельности.
Мурашов лично или его покровители подписали у заместителя Министра образования В.Д. Шадрикова письмо (№ 04-52-425/ин от 5 сентября 1997 г.), информирующее и, учитывая характер подписанных столь высоким лицом документов, фактически рекомендующее принимать журнал «Школа духовности» как учебное пособие в государственной системе образования и подписываться на него. Письмо было адресовано руководителям министерств образования республик РФ, комитетов, департаментов и управлений образования краев, областей, городов Москва, Санкт-Петербург, автономных областей и округов, руководителям институтов повышения квалификации работников образования, ректорам педагогических вузов.
При этом в письме В.Д. Шадрикова журналу «Школа духовности» почему-то присваивается статус учебника: «Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации информирует о выходе в свет нового журнала-учебника «Школа духовности», который ставит своей целью педагогически эффективное осуществление духовно-нравственного образования и воспитания, обучения основам практической психологии».
Подписанное В.Д. Шадриковым письмо стараниями благодетелей Мурашова сразу же попадает на стол исполняющей обязанности Председателя Московского комитета образования Л.Е. Курнешовой, которая была вынуждена продублировать письмо В.Д. Шадрикова по Москве за своей подписью (№ 2-1-16 от 23 сентября 1997 г.).
После того, как копии письма В.Д. Шадрикова, а по Москве - и письма Л.Е. Курнешовой, с рекомендациями о применении журнала «Школа духовности» в качестве учебника были разосланы по методическим центрам страны, с копиями этих двух писем член редакционного совета журнала Карапетян Давид Георгиевич отправился по различным методическим центрам Москвы. Он приносил в каждый окружной методический центр Москвы копии этих писем по количеству образовательных учреждений в округах. Карапетян убеждал, что письма имеют не чисто информативный, а именно инструктивно-рекомендательный характер, настаивал на распространении информации о журнале среди всех образовательных учреждений и на организации широкой подписной кампании на этот журнал. При этом представителям каждого образовательного округа Москвы он дарил оккультные книги Мурашова, & частности «Космическую педагогику Эпохи Огня» [31].
Интересно, что когда по запросу депутата Государственной Думы РФ Н.В. Кривельской по поводу деятельности «Института духа» в Министерстве общего и среднего образования Российской Федерации была проведена проверка, то рериховцы стали везде разъяснять, что «Институт духа» существует пока только на бумаге и не работает. Однако, объявления публикуются по-прежнему. Кроме того, известно, что В. Мурашов в 1996 г. от своего «Института духа» обращался в органы управления образованием г. Москвы с тем, чтобы организовать за бюджетный счет подготовку «творческих учителей», то есть, фактически, вербовку новых адептов в религиозную организацию. При этом, действуя от лица образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт духа», он предлагал органам управления образованием оказать ему содействие в получении лицензии на право ведения образовательной деятельности. А помимо того предоставить помещения, технические средства обучения и бюджетные средства финансирования на десятки миллионов рублей.