Алиса Леонтьева, «Институт духа» и другие посланцы гималайского оккультизма
ИГОРЬ КУЛИКОВ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИИ ДЕСТРУКТИВНОГО, ОККУЛЬТНОГО И НЕОЯЗЫЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА»
Издание третье, дополненное и переработанное «ПаломникЪ», Москва. 2002
Третье издание справочника «Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера» является уникальным по охвату огромного количества неизвестных и малоизвестных широкому читателю и даже специалистам религиозных организаций. Справочник содержит описание сотен нетрадиционных и экзотических религиозных новообразований, действующих на территории Российской Федерации. Четко структурированная информация, вошедшая в справочник, явится огромным подспорьем для специалистов различных направлений, в том числе правоохранительных органов.
Том 8. Вторжение религиозных новообразований в систему образования
Религиозные секты, оккультизм и деструктив в педагогике
Игорь Куликов «Метастазы оккультизма в системе образования»
АЛИСА ЛЕОНТЬЕВА, «ИНСТИТУТ ДУХА» И ДРУГИЕ ПОСЛАНЦЫ ГИМАЛАЙСКОГО ОККУЛЬТИЗМА
«Сатана, когда его перестают рассматривать в суеверном, догматическом и лишенном философии, духе церквей, перерастает в величественный образ того, кто создает из земного человека - божественного» (Письма Елены Рерих)
В 1995 году Центральным окружным управлением Московского департамента образования под редакцией методиста этого округа Алисы Ивановны Леонтьевой была выпущена книга: «Учитель и общество» [12], посвященная формированию у школьников некоего «интегрального духовного мировоззрениям, которое на деле вылилось в самый банальный оккультизм. Упомянутая публикация показывает, как антинаучная, антиисторическая, антинациональная псевдодуховность находит себе дорогу к учителям, в школу посредством научно-методических центров, призванных как раз ограждать наших детей от всей подобной дикости.
Несмотря на наличие в этой книге нескольких вполне достойных статей, явно противоречащих основной направленности сборника, основное его содержание толкает учителя на то, чтобы воспринять вульгарно-мистическую, оккультную религиозность и распространять ее в школах. По мнению специалистов-правоведов, в части пропаганды нетрадиционной религиозности данная книга противоречит нормам действующего законодательства о религии и школе.
В Официальном ответе Московского комитета образования депутатам Государственной Думы РФ заместитель председателя Московского комитета образования Г. Д. Кузнецов по поводу сборника «Учитель и общество» [13] сообщил:
«Сборник «Учитель и общество» 1995 г. (редактор-составитель А.И.Леонтьева) не был представлен на Экспертный совет учебного округа и был издан без согласования с Центральным окружным управлением и научно-методическим центром. Методический центр высказал свою отрицательную позицию в отношении сборника и не рекомендовал школам использовать его в работе. В Центральное окружное управление образования и методический Центр неоднократно обращались авторы статей и составитель сборника с претензиями на отказ в популяризации данного издания. Для более обоснованного отказа Экспертный совет получил отрицательные рецензии от религиоведческой группы Российской Академии образования и Московского института повышения квалификации работников образования. Центральному окружному управлению образования поручено взять под особый контроль вопросы, связанные с введением новых курсов религиоведческой направленности в образовательных учреждениях округа».
Негативное заключение на сборник Леонтьевой также дал доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник ИМЛИ им. А. М. Горького РАН, профессор В. Ю. Троицкий.
Казалось бы вопрос решен. Но нет, Леонтьева развернула бурную деятельность, направленную на снятие запрета с ее сборника.
В 1996 году НПО «Образование» выпустило в Москве книгу «Дорога к книге» [14], которая была разрекламирована как сборник «общих психолого-педагогических знаний, необходимых каждому учителю словеснику, независимо от того, в каком классе он преподаете. Предисловие написал заместитель министра образования Российской Федерации А. Г. Асмолов: «И наконец, о месте религии на уроках литературы. Актуальность и ненавязчивость поставленных в этой связи проблем несомненно будет оценена читателем... Я надеюсь, что книга, которая сейчас перед вами, поможет вам вести своих учеников по «дорогам книги» в поисках ответа на этот и многие другие вопросы - ([14], с.4). И сразу же за предисловием дается цитата из Е. Рерих в качестве эпиграфа. Вообще почти все эпиграфы взяты из оккультно-мистического псевдоучения «Агни-йога» Рерихов и Блаватской. В этом же духе написана и вся книга, хотя это для неспециалиста, быть может, и не явно заметно.
Довольно ясно просматривается крайне негативное отношение к христианству и, особенно, к Православной Церкви: «Охлаждение к религии связано с тем, что в сознании многих людей она стала отождествляться с одеяниями» церковников» ([14], с. 92-93). Когда говорится, что на смену культу античных богов пришло христианство, то подчеркивается, что культ античных богов был именно жизнелюбивым, чтобы таким образом принизить христианство ([14], с. 93). Христиане выставляются недалекими и агрессивными фанатиками ([14], с.93).
Для иллюстрации якобы имевшихся повсеместно злодеяний христианских «церковников» приводятся слова оккультистки и человеконенавистницы Е. Рерих ([14], с. 95). На Православие фактически в этой книге был вылит ушат рериховских помоев. После такой своего рода артподготовки приводится следующая сентенция: «Не менее важной причиной охлаждения к религии и ухода многих людей в атеизм является тот факт, что сегодня практически все «живые» религиозные учения часто до неузнаваемости искажены церковниками» ([14], с. 96). И вывод, являющийся целью деятельности всех рериховских организаций в стране: «Церковь должна быть разрушена, чтобы очиститься и возродиться» ([14], с. 96).
На уроках литературы составители книги настоятельно рекомендуют учителям изучение таких «великих» книг и легенд, как: легенды о Раме (3 из 10 рекомендованных), легенды о Кришне (5 из 10), «Рамаяна», легенды об Архимеде (1 из 10). Из всего этого явно видна конфессиональная окраска всей книги, а именно - оккультизм с элементами неоиндуизма. И вот такую книгу рекомендует учителям заместитель министра образования Асмолов.
«Живая Этика» Рерихов и Блаватской, как несущая дурную кровь артерия, питает как сборник Леонтьевой «Учитель и общество», так и «Дорогу к книге».
Учение Е. Рерих («Агни-йога», «Живая Этика») - появилось на фоне глубокого духовного кризиса, охватившего российское общество в начале XX века, приведшего в дальнейшем к революционным потрясениям. Тогда значительная часть интеллигенции, особенно гуманитарных специальностей, обратилась к нетрадиционной, нецерковной религиозности, к системам взглядов, которые с точки зрения сравнительно-мировоззренческого анализа могут быть охарактеризованы как неоязыческие, пантеистические, оккультно-мистические. Оккультно-пантеистическое, религиозное учение «Агни-йоги» Е. Рерих никакого действительного отношения собственно к йоге, как направлению в традиционном индуизме, не имеет и не может считаться современной ее модификацией. Оно представляет картину мира, образованную смесью элементов гностицизма, оккультно-мистических учений средневековья, понятий индуизма («йога», «карма», вера в переселение душ и т. п.) и невероятным образом извращенных представлений, заимствованных из христианства [15].
Гностицизм - ранняя христианская ересь, проявившаяся с первого века существования христианской Церкви. В ней, с одной стороны, проведена известная рационализация, формальное упрощение учения Церкви, а с другой - мифологизация. По сути гностицизм никогда не представлял формально фиксированного учения и церковными богословами оценивался скорее как особая психологическая направленность отдельных людей, падких на все мистическое и таинственное, одержимых фантастическими идеями и стремящихся воплотить их в собственные богословские схемы. Такие люди всегда заявляли, что они обладают или получили каким-то образом особое знание (греч. - «гнозис»), ставящее их выше всех других людей.
В учениях гностического типа особо подчеркиваются идеи личного религиозного спасения и религиозного избранничества в рамках сравнительно узкой группы «посвященных» (в противоположность соборному церковному учению); акцентируются представления дуализма в смысле извечной борьбы добра и зла (манихейство); разрабатываются системы различных уровней в доктрине (посвященные-непосвященные); особенно выделяется направленность к построению фантастических «космических иерархий», зачастую принимающих и бредово-комический характер. Религиозная практика при этом насыщается магическими элементами и техниками «взаимодействия» адептов со «стихиями», «энергиями», «силами», «духами» мироздания. Цель адепта - эволюционирование к высшим формам космического бытия, в сравнении с современным состоянием человека, осуществление связи с «Высшими» - «Силами», «Духами», «Иерархами» и т. п. [15].
В учении Е. Рерих объектом религиозного отношения выступает «Огонь», «Единое Естество», «Единый Элемент», «Бог», «Дух», «Абсолют» и т. д., в потенциале заключающий в себе обе полярности (духа-материи; мужского-женского) или являющийся андрогином. Промежуточные «божества» - «Учителя», «Иерархи» и т. п. Особая роль в учении Е. Рерих отводится женщине, что и понятно, учитывая тот факт, что именно ее собственные писания, а также сочинения Е. Блаватской во многом были положены в основу. Именно «Женщинам «поведет за собой человечество в Эпоху Водолеям.
Последователи «Агни-йоги» ныне не представляют организационно единой общности, в их среде существует несколько направлений, конкурирующих за право трактовки и интерпретации мировоззренческого наследия Рерихов. Известно стремление последователей этого культа представлять его как «культурное движение», распространение данного вероучения как развитие культуры, приобщение к культуре. Подобно тому, как последователи «Церкви саентологии» (учение Р. Хаббарда) утверждают, что их вероучение - «наука». Вероятно, это обстоятельство в случае «Агни-йоги» связано с имеющимся в российском обществе уважением к культурному художественному наследию семьи Рерихов. При том, что большинство людей, уважающих это наследие, ничего не знают о религиозной системе Рерихов, для последователей данного культа возникает удобная возможность религиозной пропаганды и свободной проповеди вероучения под видом культуртрегерства, «распространения культуры», «культурного просвещения» и т. п. [15].
Тем не менее «Агни-йога» продолжает насаждаться в системе государственного образования, пролезая туда не мытьем, так катаньем. В 1996 году Мурашов Валерий Иванович - научный руководитель Центра интегральной педагогики, заведующий кафедрой проблем воспитания и социальной педагогики Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования (АПКиППРО) Министерства образования РФ, зарегистрировал общественную организацию «Институт духа» - оформлен отделом по регистрации некоммерческих организаций Департамента общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы (свидетельство № в реестре 5040-2 от 19 марта 1996 г.). Сам он, являясь его учредителем, стал, соответственно, директором этого «Института духа».
Тревожность ситуации заключается в том, что «Институт духа» рекламирует себя как одно из подразделений авторитетнейшей в государственной системе образования структуры АПКиППРО. Во всех рекламных документах «Института духа» (например, в листовке, рекламирующей журнал Мурашова «Школа духовности») указываются данные АПКиППРО, а именно - адрес (Москва, ул. Короленко, 2), номер телефона (тел. № 268-76-20 - комн. 30 АПКиППРО).
Практически окопавшись в АПКиППРО, «Институт духа», возможно, на государственные деньги и деньги, выделяемые из внебюджетных средств, проводит переподготовку учителей со всей страны, преподающих школьные курсы по различным предметам (психология, логика, правоведение, экология, москвоведение, человековедение, экология, мирове-дение, этика, эстетика, религиоведение). Часть денег учителям предлагается оплатить самим.
Учителям предлагается пройти такие курсы, как, например, «Наука духа», «тео-космо-антропогенез», «феноменология духа» и т. п.
В мировой науке принята устоявшаяся практика определения компетентности и занятой позиции (ориентации) того или иного специалиста - анализ его трудов. Этим же методом можно воспользоваться и сейчас. Ибо набожный индуист, всегда проповедовавший индуизм, не станет в одночасье менять конфессиональную принадлежность. А буддист, проповедовавший в 12 часов 10 минут буддизм, не станет в 12 часов 15 минут проповедовать кришнаизм.
Религиоведческий анализ таких работ В. И. Мурашова, как книга «Космическая педагогика Эпохи Огня» [16], книга «Интегральное воспитание: Педагогические беседы» [17], статья в ныне запрещенном к распространению сборнике «Учитель и общество» [12], - ясно показывает, что «Институт духа» - не что иное, как религиозная организация оккультно-мистической (теософской) направленности. Разработанная Мурашовым «Космическая педагогика Эпохи Огня», «Азбука духовности» и «Наука духа» ничем не отличаются от хорошо известных неоязыческих построений космистов и оккультистов XX века.
И цитаты из книг Мурашова «Интегральное воспитание: Педагогические беседы» и «Космическая педагогика Эпохи Огня» совершенно ясно доказывают религиозный характер (огнепоклонство, теософия, оккультизм) наработок Мурашова и его произведений:
«В процессе мышления человек производит как логически истинные и огненно-сияющие, так и ложные, морально-нечистые и огненно-темные мысли. Мировые энергии, проходя через человека, выходят из него либо мыслью-светом, либо мыслью-тьмою, а также мыслеформами со смешанной светотенью. Духовно низкие мысли - это психоэнергетические существа мира четвертого измерения, называемые лярвами. Как вампиры, притягиваются они к энергетическим оболочкам своего создателя и высасывают из него жизненные силы» ([17], с. 46);
«Можно переломать кости, но мощь огненной воли победить нельзя... Цель воспитания - развивать волю через дисциплину духа: управление мыслью, преодоление своеволия низших тел, овладение умственной, эмоциональной и физической оболочками души человека и преображение их в Духовный Свет... Огорчение - зараза мира, поражающая печень и порождающая вредные бациллы; обида - скрытый нарыв; сомнение - пожирание огня» ([17], с. 48-49);
«Универсальный способ воспитания Добром - устремление огненно напряженной человеческой воли к Высшей Воле... Главное - соединиться с Высшим Огнем, удержаться в его орбите и действовать Волей Ведущей» ([17], с. 50);
«Когда люди поймут Мир Огненный и излучения, они не будут бессмысленно махать руками и ногами, трясти головой и качаться без нужды. Если бы они представили свое аурическое яйцо, они не стали бы беспорядочно нарушать его ненужными колебаниями... Именно Огонь любви по своему химизму ближе всего к Миру Огненному» ([17], с. 35);
«Яо своей божественной сущности человек - существо огненное... Мысль, чувство и волеопре-деление - это оформленный человеческим духом пространственный Огонь. Дух-огонь мыслит огнем. Пропуская через себя волну Океана-Огня и преобразуя ее в соответствующую мыслеформу, дух человека оставляет на ней свою печатью ([17], с. 38-39);
«Истоки Учения вне пределов человеческих... Учение Живой Этики имеет земное и надземное происхождение. Его первоисточник - Иерархия Сил Света, состоящая из Духовных Существ... Это освобожденные Души различных степеней посвящения - Махатмы, Арахаты, Дхиан-Коганы и т. д., образующие в своей совокупности космический и планетарный Разум, управляющий эволюцией нашей планеты, в далеком прошлом были обыкновенными людьми. В будущем они станут планетными, солнечными и космическими Логосами, а выдающиеся представители земного человечества займут их места в системе планетной иерархии» ([16], с. 8);
Попросту говоря, развитие человеческого индивида в системе понятий религиозного культа «Агни-йоги» предполагает в перспективе превращение адепта в «духа» планеты, звезды или какого-то еще космического тела.
«У нас, у Сынов Разума - Руководителей Планеты, говорит Великий Владыка, есть, на вашей планете доверенная... Этот Великий Дух, тысячелетиями сотрудничавший с Иерархией Светлых Сил... Дочь Великого Владыки, стоящего во главе Иерархии нашей планеты, воплотилась среди людей. Живя жизнью обычной женщины, она показала, что каждый, не уходя от обычной человеческой жизни, может пройти путь Нового Учения и зажечь все центры высшими огнями. Ее опыт... Огненного Крещения, лег основанием Нового Учения. .. Свидетельница великих космических явлений, носительница поручений Владыки Превышнего, пророчица будущего человечества прошла весь опыт пробуждения духа, познав непередаваемые радости духа и страдания тела. Опыт Матери Агни-йоги был не только опытом восприятия Огня, но и искуплением человечества, испитием всех ужасных ядов, которые наводнили планету до такой степени, что угрожали ей взрывом» (Ц б], с. 9).
«Космическая педагогика Эпохи Огня» вообще насквозь пронизана оккультизмом. Провозглашающий идею ^Начало всему в педагогике - духовностью, Мурашов на деле пропагандирует в качестве духовности именно оккультизм Блаватской и Рерихов, разрушительную» духовность, духовность со знаком «минус» в отношении традиционной духовной культуры россиян.
Здесь уместно вспомнить, что О. Мандельштам называл теософию Блаватской религией аптекарей. О ее книге «Разоблаченная Исида» газета «Нью-Йорк трибюн» писала: «Знания Е.П.Блаватской грубы и не переварены, ее невразумительный пересказ брахманизма и буддизма скорее основан на предположениях, чем на информации автора» [19]. К этому известный российский индолог Б.3.Фаликов, еще раз подчеркивая полный профанизм Блаватской, добавляет: «Индуизм и буддизм для автора - это единая религия, священная книга которой называется «Бхагавадгита» (написание Блаватской), содержание же ее, судя по всему, Блаватская путает с Бхагавата-пураной» [18]. Крупнейший русский историк А. Ф. Лосев отказывал теософии в праве называть себя не только христианством, но и просто религией в высоком (неюридическом) смысле этого слова [19]. Н. А. Бердяев писал: «Духовная настроенность теософов не христианская, в ней есть ложная возвышенность и ходульность» [20], «Блаватская в своей чудовищной по стилю и своему смешению книге «Тайная доктрина» вульгаризирует древние индусские учения в духе современного натурализма» [21].
Основываясь на подобного рода псевдоучении, Мурашов никоим образом не может привнести в школы ничего, кроме вреда. Оккультно-теософский характер пособий В. Мурашова подтверждает «Словарь теософских понятий^ ([16], с. 70). Здесь приведены понятия, заимствованные из религиозной культуры индуизма (архат, ашрам, карма, ма-хатма, аум), буддизма (майтрейя, нирвана), а также из собственно теософско-оккультных религиозных систем (атлантида, трансмутация, шамбала, иерархия).
В обращении от 1996 года ряда ведущих ученых страны - академика Н. Лаверова, академика В. Кудрявцева, академика В. Гинзбурга, профессора, действительного члена РАЕН С. Капицы, ректора МГУ В. Садовничего - содержится весьма негативный отзыв на распространение подобного рода «знаний»: «Мы, нижеподписавшиеся ученые, представляющие различные области знаний, хотим привлечь внимание общественности к проблеме духовной безопасности российского общества. В нашем обществе возник определенный вакуум в духовной жизни, который быстро заполняется извращенными представлениями, примитивными предрассудками, антинаучными и псевдонаучными идеями... Мы считаем, что распространение и пропаганда мракобесия во всех его формах и проявлениях представляют серьезную угрозу духовным, нравственным и социальным ценностям нашего общества и опасность для физического и психического здоровья людей... Наиболее сложным объектом познания оказывается сам человек. На этом спекулируют представители парапсихологии, психотроники и т. п. и выдают за установленные факты проявления телепатии, телекинеза, ясновидения. Строго научно проведенные исследования, не подтвердив существование такого рода явлений, выявили при этом, что большинство фактов, приводимых как доказательства, были результатом мошенничества... Совершенно недопустимо, чтобы органы власти России вступали в какое-либо взаимодействие со всякого рода сомнительными представителями парапсихологии, уфологии и тем более астрологами, ясновидящими и т. п.».
По поводу собственно «Агни-йоги» довольно ясно высказались в своем обращении ученые и общественные деятели Новосибирска (1996 г.), в том числе председатель Сибирского отделения РАМН академик РАМН В. А. Труфакин: «Мы свидетельствуем о глубоко противном и враждебном духу Православия характере учения, связанного с именем Рерихов, также называемого «Агни-йога» или «Живая этика» . В основе этого учения лежит отрицание личности Бога, и, наоборот, возвеличивается фигура того, кто в Священном Писании назван «отцом всякой лжи» и «человекоубийцей искони» - сатаны. О сектантском характере рериховского движения и в том числе такого его ответвления как «Духовный центр им. Сергия Радонежского» свидетельствует факт двойного учения. Одно - благодушное, использующее интерес народа к истории Отечества и православной символике, а другое - тайное, пре, 1азна-ченное для внутреннего использования, богохульное, христоборческое и античеловеческое».
Многие специалисты - психологи, психиатры, религиоведы солидарны во мнении, что оккультные практики и доктрины чрезвычайно опасны для человеческой психики.
Самое тревожное заключается в том, что «Институт духа», обучая учителей со всей страны чистой воды оккультизму, рекламирует выдачу дипломов, свидетельств и удостоверений государственного образца об окончании курсов обучения: « «Институт духа» приглашает работников образовательных учреждений на повышение квалификации (переподготовку) по проблемам духовно-развивающего обучения и воспитания учащихся методом интегральной педагогики. 1. Для учителей, преподающих школьные курсы по предметам: логика, психология, правоведение, этика, эстетика, религиоведение, мироведение, человековедение, экология, москвоведение, - институт предлагает
следующие образовательные программы: двухгодичные очно-заочные с выдачей диплома государственного образца о профессиональной переподготовке; ... одногодичные при сессионной форме обучения с выдачей свидетельства государственного образца...^ (рекламная листовка «Института духа»).
Согласно Закона РФ «Об образовании» (ст. 33, п. 17), любая негосударственная организация может выдавать дипломы государственного образца только после ее аккредитации. Государственная аккредитация образовательных учреждений проводится федеральными и ведомственными государственными органами управления образованием или по их доверенности иными государственными органами управления образованием на основании заявления образовательного учреждения и заключения по его аттестации (ст. 33, п. 18). Аттестация образовательного учреждения проводится один раз в пять лет (ст. 33, п. 19). Условием аттестации образовательного учреждения являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех последовательных лет. Первая аттестация вновь созданного образовательного учреждения может проводиться не ранее чем через три года после получения лицензии при условии положительных результатов итоговой аттестации (ст. 33, п. 20).
Имеется ли лицензия на право образовательной деятельности «Института духа» в настоящее время, неизвестно (хотя, судя по обращениям Мурашова в различные инстанции в 1996 году, не имеется), но с 1996 года, года регистрации этой оккуль-тно-религиозной организации, три года, необходимых для прохождения первой аттестации, явно не истекли. Соответственно, государственной аккредитации у «Института духа» нет, и дипломы государственного образца эта организация выдавать не имеет права. Получается, религиозная организация «Институт духа» выдает дипломы АПКиППРО, ибо больше «Институту духа» взять дипломы государственного образца просто негде.
Налицо ситуация, когда в государственной образовательной структуре АПКиППРО действует оккультная религиозная организация. Этот происходит в нарушение: Конституции РФ, Закона РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» 1997 г., Приказа Министерства образования Российской Федерации № 47 от 5 февраля 1996 г. «О мерах по выполнению решений Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации», Письма Министерства образования Российской Федерации № 47/20-11п от 19 марта 1993 г. «О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации», Письма Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации № 17-36-37/17-22 от 18 октября 1996 г. «О соблюдении законодательства Российской Федерации о свободе вероисповеданий в системе государственных и муниципальных учебных заведений», Распоряжения мэра Москвы № 642-РМ от 19 августа 1997 г.
Мурашов только лишь на «Институте духа» не остановился. Им разработан проект Центра интегральной педагогики, включая программу и концепцию. Штат центра планируется из 180 человек [22]. Что это будет за центр, абсолютно ясно из анализа трудов Мурашова по интегральной педагогике, в частности [17].
С самого начала этот проект поддержала «Лаборатория «Грядущее», в лице А. И. Леонтьевой, которая в своем проекте предложений от 27 мая 1996 года писала, что деятельность такого центра была бы направлена на формирование духовно-нравственных основ образования, на подъем авторитета учителя и профилактику преступности.
Интересно, что при АПКиППРО действует еще одна оккультная организация - так называемый Федеральный центр валеологии. По поводу валео-логии было написано уже много критических статей [23], поэтому отметим здесь только, что одним из светочей российских валеологов является ставший уже широко известным из-за своих оккультно-мистических образовательных программ Толгат Фоатович Акбашев. Известны ряд публикаций Акбашева по валеологии, в частности «Всеобщая валео-грамотность» [24].