ИГОРЬ КУЛИКОВ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИИ ДЕСТРУКТИВНОГО, ОККУЛЬТНОГО И НЕОЯЗЫЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА»
Издание третье, дополненное и переработанное «ПаломникЪ», Москва. 2002
Третье издание справочника «Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера» является уникальным по охвату огромного количества неизвестных и малоизвестных широкому читателю и даже специалистам религиозных организаций. Справочник содержит описание сотен нетрадиционных и экзотических религиозных новообразований, действующих на территории Российской Федерации. Четко структурированная информация, вошедшая в справочник, явится огромным подспорьем для специалистов различных направлений, в том числе правоохранительных органов.
Том 8. Вторжение религиозных новообразований в систему образования
Религиозные секты, оккультизм и деструктив в педагогике
Игорь Куликов «Метастазы оккультизма в системе образования»
Специфика деструктивных религиозных организаций заключается в почти маниакальном стремлении их лидеров пролезть в систему, государственного образования страны. Всевозможные секты и секточки, едва зародившись, тут же «озаряются» идеей в срочном порядке привнести свою «духовность», свое «тайное знание» в школы и вузы, организовать какие-либо курсы обучения. И здесь сектанты зачастую опираются на поддержку некоторых государственных чиновников.
В Финляндии, если до 10 человек в классе исповедуют ту или иную религию, государство берет на себя материальную ответственность за преподавание им этой религии. Если в России 80% детей принадлежит к Православной Церкви, то причем здесь муниты, кришнаиты, иеговисты, оккультисты и т. п.? Если есть в классе хоть один католик, пусть к нему приходит католический священник. Если есть один последователь оккультно-религиозной «Агни-йоги» Рерихов, пусть он отправляет свои обряды в своей религиозной организации. Но для чего же пускать к практически полностью православной (или мусульманской) детской аудитории проповедников абсолютно чуждых России иностранных религиозных сект и уже тем более одиозных личностей, типа Гавэра с его сектой «Юнивер» (см. [3])?
Тем не менее, огромное количество фактов внедрения оккультизма и прочих направлений деструктивных религиозных организаций в школы имеет место в Москве, которую, благодаря самоотверженной деятельности председателя Московского комитета образования Любови Петровны Кезиной, еще можно отнести в разряд более или менее благополучных в этом отношении городов.
В ряде школ Москвы имели место факты установления отношений сотрудничества руководства образовательных учреждений с религиозными организациями деструктивного и оккультного характера, которым сдавались на коммерческой основе учебные и другие помещения в нарушение установленного порядка арендных отношений и положения Закона РФ «Об образовании» (ст.1 и 2), Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» (ныне имеют место факты в нарушение Закона РФ «О свободе совести и религиозных объединениях»).
В стенах ряда московских школ по договоренности с их руководителями в разное время вели проповедническую, оккультно-целительскую работу среди учеников и населения [4]:
«Церковь в Москве» («Церковь свидетеля Ли», «Живой Поток») - в школах № 518 и № 555 Центрального округа;
Корейская методистская церковь «Янгмун» - в школе-интернате № 68;
Христианская пресвитерианская церковь «Слава» (пастор Хан Сун Су) - в школе № 790 Юго-Западного округа;
Центр психофизического совершенствования «Единение» (имеет также фонд «Одухотворение» и программу детского клуба «Маугли») в школах № 1749 Восточного округа, № 1249 Северного округа, № 136 Центрального округа, Центрах детского и юношеского творчества в Черкизово (Восточный округ) и «Сокол» (Северного округа);
Духовно-творческий центр «Сатори» - в школе № 577 Северо-Восточного округа и № 318 Восточного округа;
Астрологическое общество (ТОО Учебный центр «Фамальгаут-плюс», пропагандирующий оккультно-целительскую религиозную систему «Рэй-ки») - в школе № 870 Южного округа;
«Церковь Объединения» Муна - в школах № 709 Северо-Восточного округа, № 347 Восточного округа, № 1260 Юго-Западного округа, № 1542 Западного округа и № 1519 Северо-Западного округа проводились семинары по учебнику мунитов «Мой мир и я», завозились, хранились и продавались пособия для учащихся, учителей и родителей, в учебные планы включались соответствующие дисциплины;
Негосударственный «Институт Универсального духовного знания «Тетрада» («Школа - Ашрам VII Луча эпохи Водолея в России») разместился в школе № 975 Южного округа по ходатайству руководителя управления образования Южного округа.
Руководство школы № 1054 Южного округа по ходатайству начальника окружного управления образования от 19.08.94 на арендной основе разместило «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет».
Директор школы № 1226 Юго-Восточного округа А. Н. Лазарев предоставил школьные помещения сразу нескольким нетрадиционным мировоззренческим организациям: «Буддийскому университету» (точное название не установлено), Общественному объединению «Межрегиональный центр изучения единоборств» (таэквондо «по оригинальной методике соединения тренинга духа, разума и отела»), Общественному объединению «Феномен» (формирование мировоззрения о ^космической сущности жизни и разума* и научение биоэнергоинформационному обмену и целительству - практическим навыкам экстрасенса и парапсихолога), Межконфессиональному христианскому религиозному объединению «Новая Жизнь». В 1994-1997 гг. доминантами воспитательной работы в школе № 1226 стали проводимые при участии миссионеров «Новой Жизни» праздники «Рождество в Америке», «День Благодарения», «День независимости США». Таким образом, директором школы А. Н. Лазаревым формировались новые традиции духовно-нравственного образования при помощи протестантских миссионеров, гуру восточных боевых искусств и оккультистов 00 «Феномен» . Эта работа велась без согласования с родителями и учителями. После того, как в Московском комитете образования стали известны эти вопиющие факты, директор школы № 1226 Лазарев А. Н. был освобожден от занимаемой должности [5].
Распространение практики предоставления учебных помещений миссионерским и оккультно-оздоровительным организациям привело к тому, что в ряде школ под видом педагогических инноваций произвольно вносились изменения в учебные планы и учащимся на уроках или факультативах прививалось мировоззрение, прямо противоположное традиционным мировоззренческим и духовно-нравственным основам уклада жизни россиян.
Так, в 1993/94 учебном году в школах № 48, № 53, № 789 Юго-Западного округа, № 1134 Западного округа, № 40 Центрального округа в урочное или внеурочное время преподавались различные курсы, программы и пособия которых были разработаны оккультной сектой «Юнивер», культивировавшей среди подростков гомосексуализм, и представляли собой псевдонаучное эклектичное соединение различных оккультных учений. Только вмешательство Московского комитета образования позволило прекратить деятельность Центра «Юнивер» в школах Москвы. Директор школы была уволена. Также был уволен насаждавший эту секту в ряде школ тогдашний начальник Управления образования Юго-Западного округа Е.Ямбург [б]. В настоящее время Генеральная прокуратура РФ организовала проверку фактов противозаконной деятельности Центра духовно-нравственного и физического воспитания «Юнивер» [7].
В школе № 790 Юго-Западного округа Корейская церковь «Слава» организовала изучение восточных единоборств с элементами восточной психокультуры. В школе № 1652 Центрального округа завуч Н. М. Лепихова создала Детско-юношескую лигу «Знамя Мира», одноименную с известным печатным органом последователей оккультного «Учения Живой Этики»; в 7 и 8 классах был введен учебный курс «Живой Этики» в актовом зале оформлен «Музей Мира», раскрывающий «признаки времени Шамбалы».
В школе № 161 (г. Москва), в здании начальных классов с 23 по 31 марта 1996 г. прошла «Выставка рисунков, портретов, книг и аутотренингов, посвященная высотам и глубинам человеческого сознания».
В школе № 36 (г. Москва) длительное время по воскресеньям проходили собрания «Церкви Иисуса Христа Святых последних дней» (мормонов).
В результате отсутствия должного контроля со стороны окружных управлений образования, методических центров и руководителей школ за содержанием и качеством преподавания изучаемых предметов отдельные педагоги внедряли в сознание детей опасные для духовного и психического развития идеи и образы:
в школе № 256 Западного округа учитель Ю.А.Щапин на уроках ОБЖ знакомил учащихся с новинками эзотерической литературы, делал выставки по тематике «Агни-йоги»;
в школе № 813 Восточного округа учитель истории О.Н.Борисова внедряла в сознание школьников учение «Брахма Кумарис Духовного Университета», в сентябре-октябре 1996 года уроки граждановедения ею велись по дидактическим материалам «Брахма Кумарис» и мунитского учебника «Мой мир и я»;
в школе № 1529 Центрального округа учитель ИЗО Е.С.Медкова в начальной школе проводила уроки «Лепим нечистую силу», «Рисуем как один черт убивает другого», «Кто живет в нас и подрубает дерево жизни» и готовила «Праздник нечистой силы».
Имели место факты, когда сами руководители школ становились на путь активного внедрения чуждых российской культуре взглядов и морали деструктивных культов и неоязыческих движений. Так, директор школы № 1009 Западного округа В. В. Морозова в январе 1995 года установила в своем кабинете «алтарь Божией Матери», который был освящен священником «Церкви Божией Матери Преображающейся» - другое название религиозной организации «Богородичный центр», относимой рядом авторитетных экспертов к деструктивным религиозным организациям. 22 февраля 1995 года В. В. Морозова и «отцы» Богородичного центра «освятили» школу и всех учащихся во время уроков.
Директор школы № 555 Центрального округа А. С. Комаров привлек к разработке программы развития личности учащихся лицейских классов астрологов, парапсихологов, оккультистов различных духовных центров, в том числе Центра «Тетрада», одновременно в стенах школы работала самая крупная в Москве группа миссионеров «Церкви свидетеля Ли» («Живой Поток») во главе с Трониганом Голлом (США, Калифорния, Сиэтл). Директор УПК «Хамовники» Л. А. Дмитриева направила семь педагогов на повышение квалификации за счет госбюджета в негосударственное образовательное учреждение «Студема», где они изучали методики Р. Хаббарда.
Многие руководители школ, проявляя халатность и превышая свои полномочия, представляют миссионерам право встретиться с учащимися в урочное или внеурочное время. Так, в школах № 280 Северо-Восточного округ и № 514 Южного округа последователи Порфирия Иванова проводили «уроки духовного здоровья», раздавали тексты «заповедей Учителя» и молитв, обращенных к нему.
В школах и детских садах муниципального округа «Марьино» Юго-Восточного административного округа в 1994-96 гг. на родительских собраниях регулярно выступала организатор образовательных программ религиозного объединения Евангельских христиан Е. Ф. Гуровая. При проведении комплексной проверки округа в декабре 1996 года отмечены факты, в частности в школе № 1142, предоставления часов школьного компонента катехизаторским курсам, разработанным в Германии.
Руководство школы №727 Северного округа предоставило возможность саентологической организации «Ассоциация по улучшению жизни и здоровья» в стенах школы провести агитацию за изучение Дианетики, после чего 30 учителей и несколько родителей записались на соответствующие курсы.
Самым распространенным методом внедрения миссионеров в школы является преподавание английского языка. Так, в школе № 555 Центрального округа преподавал сам Трониган Голл, в школе № 518 - другие миссионеры «Живого Потока». В десятках школ Москвы преподавали и преподают миссионеры «Новой Жизни». Абсолютное большинство этих «преподавателей» не имеют педагогического образования, не знают русского языка, работают непродолжительное время (срок визы). Подчеркнем, что у многих «преподавателей» в визе был определен характер их деятельности в России пометкой «Религиозные дела». В школе № 807 Западного округа у директора вообще не оказалось никаких документов граждан Великобритании и США, преподающих английский язык; зато в школьной библиотеке хранились книги харизматического лидера «Живого Потока» Уитнесса Ли.
По данным экспертов Миссионерского отдела и МВД, реально количество обращений от сектантов к образовательным учреждениям Москвы - значительно больше. Однако большое количество директоров школ все же проявляли высокий профессионализм и вовремя отказывались от образовательных услуг оккультистов и сектантов. В лучшую сторону можно отметить директоров школ № 1232 Западного округа и УВК № 1624 «Созвездие» Южного округа.
Председатель Московского комитета образования Л. П. Кезина своим Приказом № 129 от 12 мая 1997 г. [5] обязала начальников окружных управлений образования не допускать предоставления помещений образовательных учреждений для миссионерской и проповеднической деятельности; конфессионально-ориентированным негосударственным образовательным учреждениям предоставлять только те помещения, которые не используются по прямому назначению; ограничить практику почасовой аренды; принять меры по предотвращению злоупотреблений и привлечению к дисциплинарной ответственности руководителей образовательных учреждений, допустивших нарушения законодательства о свободе вероисповеданий и положений статей 1 и 2 Закона РФ «Об образовании»; провести до 1 сентября 1997 года экспертизу образовательных программ религиоведческой ориентации во всех типах образовательных учреждений; разрешать организацию и ведение занятий по изучению восточных боевых искусств только при наличии экспертного заключения МГФСО.
Однако известно, что в настоящее время в школе 1145 (ул. Маршала Голованова, д. 9) с попустительства директора этой школы Тактаевой Лейлы Измаиловны работает Марьинский корпус Армии спасения. Всего в Москве сейчас 17 приходов этой религиозной организации, один из которых поселился прямо в школе (8].
До сих пор находятся некоторые директора школ, которые под гипнозом громких слов сектантов о необходимости повышения духовности школьников, не разобравшись в том, какую именно духовность хотят нести в школу обратившиеся, принимают с распростертыми объятиями разномастных сектантов. Это является грубейшим нарушением принципов государственной политики в области образования и норм законодательства о свободе вероисповеданий, наносит моральный ущерб учащимся и их семьям, учителям и трудовым коллективам, системе образования в целом.
В такой ситуации качественному решению новых задач по выполнению Московского стандарта образования в религиоведческой и этноконфес-сиональной части его содержания, по экспертизе и методической работе с мировоззренческими и ре-лигиоведческими курсами, по предупреждению нарушений прав личности и семьи в вопросах вероисповеданий могло бы послужить создание городского научно-методического и учебного центра, занимающегося всем комплексом проблем религи-оведческого и этноконфессионального содержания образования. Гораздо более сложное положение в школах Санкт-Петербурга, Тольятти и в некоторых других регионах страны.
В значительном числе российских школ ведется преподавание по мунитскому учебнику «Мой мир и я». В школы лезут рядящиеся в одежды учителей адепты других религиозных объединений, так же относимых различными отечественными и зарубежными экспертами к разряду деструктивных («Брахма Кумарис», «Региональная целевая программа по формированию детского и молодежного движения инструкторов Мира, Здоровья и Согласия» и пр.). При этом они находят поддержку со стороны некоторых руководителей школ и представителей местных администраций, которые разрешают им оболванивать наших детей, даже не вдаваясь в суть их учений.
Например, «Международное общество Сознания Кришны» при горячей поддержке местных структур государственного образования в настоящее время проводит эксперименты по преподаванию «ведической культуры» в старших классах некоторых школ Тюмени и Барнаула. Ведется подготовка к распространению этого опыта на ряд пермских и екатеринбургских школ. Интересно, какую такую ведическую культуру преподают кришнаиты, если в одной из статей известного российского индолога Ирины Глушковой (сотрудника Центра индийских исследований Института востоковедения Российской академии наук) черным по белому сказано, что «Махабхарата», частью которой является кришнаитская «Бхагавад-Гита» к веди-ческому канону не относится. Да и вообще чему доброму могут научить наших детей кришнаиты, духовный лидер которых Прабхупада в своей книге «Бхагавад-Гита как она есть» называл всех детей - «побочными продуктами тела», а девяносто девять и девять десятых процентов населения (всех некришнаитов) - «низшими среди людей», называл их «ослами», «свиньями», «верблюдами» с «куриными мозгами»
Как же еще можно оценивать учение МОСК по отношению к традициям и истории России, если не враждебное и антагонистичное? Как можно допускать к детям учение, подрывающее нравственные ценности общества, призывающее к разрушению семей, оскорбляющее абсолютное большинство населения России такими грязными эпитетами, как: «отвратительные формы жизни» («Шримад-Бхагаватам», песнь 1, гл. 11, комм. к т. 36), «рафинированные животные» («Шри Йшопанишад», мантра 3), «низшие среди людей, низшие формы жизни» («Бхагавад-Гита как она есть», гл.7, комм. к т. 15; «Шримад-Бхагаватам», песнь 1, гл. 11, комм. к т. 34), «свиньи», «собаки», «ослы» (неоднократные эпитеты в целом ряде произведений Прабхупады), «рафинированные кошки и собаки» («Шримад-Бхагаватам», песнь 1, гл. 8, комм. к т. 5), «человекоподобные собаки и свиньи» («Шримад-Бхагаватам», песнь 2, гл. 3, комм. к т. 19), «находящиеся в отвратительной гуне невежества» («Бхагавад-Гита как она есть», гл. 14, комм. к т. 18), «тупые труженики» («Бхагавад-Гита как она есть», гл. 7, комм. к т. 15)? Прабхупада говорил, что «человек, который считает побочные продукты тела своими родственниками, а землю, на которой родился, достойной поклонения, должен считаться подобным ослу». И это только малая часть оскорблений, которыми буквально осыпает в своих человеконенавистнических произведениях всех не-кришнаитов (а это практически все население России) Прабхупада.
Еще в 1994 году тогдашний заместитель министра образования России Ю. Роговский писал: «Если суждено в ближайшие годы пробить финансовую стену на пути западных инвестиций в Россию, то прорыв произойдет именно в образовательную сферу нашей экономики» [10]. Его прогноз сбывается, система государственного образования усилиями некоторых государственных чиновников, депутатов и сектантов медленно превращается в полигон для оккультных и других религиозных сект.
Генеральная прокуратура в 1996-1997 годах обратила пристальное внимание на факты проникновения деструктивных религиозных и псевдорелигиозных организаций в государственную систему образования, и особенно в Санкт-Петербурге [11]:
«В процессе проверки, проведенной прокуратурой г. Санкт-Петербурга в 1996 году было установлено, что в нарушение ст. 1 п. 5, 2 п. 4 Закона Российской Федерации «Об образовании», ст.ст. 5, 9 Закона Российской Федерации «О свободе вероисповеданий» в государственных образовательных учреждениях (школах, ПТУ, гимназиях, учебно-территориальных комплексах) читались проповеди и лекции религиозного характера. Так, представители Христианской миссии милосердия «Гедеон» провели проповеди в семи классах Кировского района г. Санкт-Петербурга, нарушив тем самым конституционные права несовершеннолетних. По окончании проповеди дети с поднятыми молитвенниками в руках фотографировались финскими представителями Миссии для журнала «Гедеон». Две школы города и школьное учебно-производственное предприятие Пушкинского района заключили договоры о совместной деятельности с религиозными объединениями «Иисуса Христа святых последних дней» и «Свидетелями йеговы» о предоставлении актового зала и кабинетов для изучения религиозной литературы. Директор профессионального училища № 80, являясь одновременно генеральным директором 000 «Аванти» заключил трехсторонний договор с Центром Всемирного Духовного Университета Праджапнта Брахма Кумарис «О взаимном сотрудничестве и совместной деятельности в области нравственного и духовного законодательства», в котором возложил на себя обязанность оказывать содействие в пропаганде идей данного религиозного объединения. Таким образом, директор училища нарушил ст. 8 ч. 4 Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий», запрещающую государственным структурам оказывать идеологическую помощь религиозным объединениям. 11.12.96 прокуратурой города внесено представление председателю Комитета по образованию с предложением устранить допущенные нарушения законодательства». Со стороны Генеральной прокуратуры это даже более чем своевременно, потому что в процесс оккультизации государственного образования оказались втянуты многие государственные чиновники, в нарушение законов пользующиеся своим служебным положением для проталкивания в школы всевозможных оккультных программ.