Заключение о вероучении и деятельности в Российской Федерации организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет»
ЧАСТЬ 1 ИЗ 3
Заключение подготовлено по запросу Главного управления юстиции г.Москвы (№5/3734-00 от 28 марта 2000 г.).
Заключение является комплексным научным аналитическим исследованием, подготовленным с привлечением специалистов в различных областях науки на основании фактических материалов изученного объекта - организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет».
При подготовке заключения использовались книги, документы и иные печатные материалы, видео- и аудиоматериалы, распространяемые организацией «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет», публикации, видеоматериалы, документы, заключения специалистов и показания российских граждан.
Содержание
1. Материалы организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» и иные документы, использованные при проведении комплексной экспертизы.
1.1. Литература организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» на русском языке.
1.2. Иные материалы и документы.
1.3. Видеоматериалы.
1.4. Аудиоматериалы.
1.5. Законодательство Российской Федерации, иные официальные документы.
2. Общие сведения и правовой статус организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» в Российской Федерации.
3. Установление религиозного характера вероучения и деятельности организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет».
4. Характеристика религиозного вероучения, принципов построения организации и деятельности в российском обществе организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет».
4.1. Противоречивость, запутанность, абсурдность религиозного вероучения, принятого в организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» и распространяемого в качестве религиозной проповеди, пропаганды и образовательных программ.
4.2. Признаки тоталитарной организации в вероучении, построении структуры и практике деятельности организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет».
4.3. Искажения вероучений традиционных религий, нападки на традиционные религии и возбуждение религиозной розни в вероучении и пропаганде организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет».
4.4. Апокалипсические запугивания и пропаганда войны в вероучении и пропаганде организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет».
4.5. Тотальное отрицание в религиозной пропаганде организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» всех ценностей человеческой культуры в прошлом и абсолютный негативизм в отношении ценностей и институтов современной цивилизации (религий, философий, науки, семьи, государства и т.д.).
4.6. Отрицание института семьи в вероучении и практике деятельности организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет».
4.7. Наличие нескольких уровней в мировоззренческой доктрине организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет», когда пропагандируемые идеи для различных потребителей не совпадают или даже противоположны.
4.8. Религиозное образование для детей, осуществляемое в России организацией «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет».
4.9. Образовательная деятельность организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет», направленная на «предупреждение наркомании».
4.10. Религиозная пропаганда организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» в печати и других средствах массовой информации и коммуникации.
4.11. Исследование и анализ пропагандистских видео- и аудиоматериалов организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет».
5. Сведения о деятельности организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» за рубежом.
6. Выводы о деструктивной направленности вероучения и деятельности религиозного объединения «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» в Российской Федерации.
1. Материалы организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» и иные документы, использованные при проведении комплексной экспертизы.
1.1. Литература организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» на русском языке.
1. Авьякт БапДада. 1995-1996 / Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет. – М.: 4-й филиал «Воениздата», 1996. – 160 с.
2. Авьякт БапДада. 1993-1994. 1994-1995 / Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет. – М.: 4-й филиал «Воениздата», 1995. – 256 с.
3. Всеобщая гармония: Пер. с англ. / Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет. Маунт Абу (Раджастан), Индия. - Без указания места и года издания. – 32 с.
4. Всеобщий мир и устройство лучшего мира / Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет. - Без указания места и года издания. – 24 с.
5. Духовное знание и раджа йога. Краткий курс / Всемирный Духовный Университет Праджапита Брахма Кумарис. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский центр всемирного духовного университета Праджапита Брахма Кумарис, ПО «Типография имени Ивана Федорова», 1992. – 74 с.
6. История о тебе. Путешественники / Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет. – Без указания места издания, 1999. – 64 с.
7. Как сделать жизнь полной блаженства и ценной, как бриллиант / Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет. - Без указания года и места издания. – 32 с.
8. Мысли на каждый день: Пер. с англ. / Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет. – М.: 4-й филиал «Воениздата», 1999. – 32 с.
9. Скажите наркотикам нет! / Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет. - Без указания года и места издания. – 38 с.
10. Новое знание для нового мира / Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет. – М., без указания года издания. – 35 с.
11. Медитация. Легкая практика для покоя разума и жизни без стрессов: Пер. с англ. – М.: Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет, 1995. – 64 с.
12. Джагдиш Чандер Хассиджа. Раджа йога: метод и цель / Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет. – Санкт-Петербург: Государственная типография №4, 1994. – 128 с.
13. Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет: 60 лет развития и общественной деятельности (1936-1996) / Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет. – Без указания года и места издания. – 36 с.
14. Если хочешь сделать мир лучше – начни с себя / Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет. – Без указания года и места издания. – 48 с.
15. Духовность – новое измерение. – М.: Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет, без указания места издания, 1999. – 36 с.
16. Джагдиш Чандер Хассиджа. К лучшему миру через самопреобразование (В контексте бизнеса и промышленности) / Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет. - Без указания года и места издания. – 16 с.
17. Жизнь, наполненная духовными ценностями, - великий дар / Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет. - Без указания года и места издания. – 16 с.
18. Университет, который отличается от других / Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет. - Без указания года и места издания. – 16 с.
19. Ценности для лучшего мира / Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет. - Без указания года и места издания. – 32 с.
1.2. Иные материалы и документы.
20. Письмо Директора Отделения Брахма Кумарис Всемирного Духовного Университета в РФ Гупта С.Р. №БД/РАГС/31 от 21 марта 2000 г. профессору кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте РФ М.Н.Кузнецову.
21. Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет. Что собой представляет консультативное членство в ООН? / Печатный материал «Брахма Кумарис Всемирного Духовного Университета».
22. Вербальная нота Посольства Федеративной Республики Германия в РФ от 22 ноября 1995 г. // Миссионерское обозрение (г.Белгород), март 1996 г. - №3.
23. Программа глобального сотрудничества для лучшего мира / Печатный материал «Брахма Кумарис Всемирного Духовного Университета». – (Указанный и ниже поименованные печатные материалы получены от родственников адептов организации).
24. Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет. Философия религии / Печатный материал «Брахма Кумарис Всемирного Духовного Университета».
25. Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет. Единство религий / Печатный материал «Брахма Кумарис Всемирного Духовного Университета».
26. Чистые надежды БапДада по случаю 62-й годовщины Тримурти Шив Джаянти / Печатный материал «Брахма Кумарис Всемирного Духовного Университета».
27. Письмо Б.К.Пракашмани из Мадхубана, март 1999 г. / Печатный материал «Брахма Кумарис Всемирного Духовного Университета».
28. Признаки состояния, близкого к Авьякт состоянию или состоянию совершенного ангела / Печатный материал «Брахма Кумарис Всемирного Духовного Университета».
29. Авьякт БапДада, 13.02.1999, Мадхубан / Печатный материал «Брахма Кумарис Всемирного Духовного Университета».
30. Вместе с увеличением служения увеличивайте и те ощущения бестелесности даже при нахождении в теле / Печатный материал «Брахма Кумарис Всемирного Духовного Университета».
31. Тема: «Бог – Режиссер и Актер в мировой Драме» / Печатный материал «Брахма Кумарис Всемирного Духовного Университета».
32. Подготовка ума к практике Раджа-йоги / Печатный материал «Брахма Кумарис Всемирного Духовного Университета».
33. Сейчас создавайте атмосферу духовных усилий, проявив отношение безграничной незаинтересованности (верагьи). Ом шанти Авьякт БапДада, Мадхубан, 18/01/99 / Печатный материал «Брахма Кумарис Всемирного Духовного Университета».
1.3. Видеоматериалы.
34. Женщины, сильные духом. Видеокассета / Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет. - Без указания года и места выпуска.
35. Мадхубан. Видеокассета / Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет. - Без указания года и места выпуска.
36. Авьякт БапДада от 23.2.97. Видеокассета / Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет. - Без указания года и места выпуска.
1.4. Аудиоматериалы.
37. Путешествие. Аудиокассета / Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет. - Без указания года и места выпуска.
38. Озеро Знания. Аудиокассета / Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет. - Без указания года и места выпуска.
39. Песни для медитации-7. Аудиокассета / Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет. - Без указания года и места выпуска.
40. Бридж Мохан. Вопросы и ответы. Аудиокассета / Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет. - Без указания года и места выпуска.
41. Волны безмолвия. Аудиокассета / Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет. - Без указания года и места выпуска.
42. Резонанс. Аудиокассета / Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет. - Без указания года и места выпуска.
43. Сборник для медитации-6. Аудиокассета / Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет. - Без указания года и места выпуска.
44. Сборник для медитации-7. Аудиокассета / Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет. - Без указания года и места выпуска.
45. Золотой звук-2. Аудиокассета / Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет. - Без указания года и места выпуска.
46. Золотой звук-3. Аудиокассета / Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет. - Без указания года и места выпуска.
47. Песни от души. Аудиокассета / Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет. - Без указания года и места выпуска.
48. Золотой мир. Аудиокассета / Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет. - Без указания года и места выпуска.
49. Песни праздников. Аудиокассета / Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет. - Без указания года и места выпуска.
1.5. Законодательство Российской Федерации иные официальные документы.
50. Конституция Российской Федерации.
51. Уголовный Кодекс Российской Федерации.
52. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях».
53. Федеральный закон «Об образовании» и Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».
54. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. №333 «О внесении изменения в Федеральную целевую программу по усилению борьбы с преступностью на 1996-1997 годы».
55. Постановление Государственной Думы Российской Федерации «Об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России» (Российская Газета, №249 от 28.02.1996).
56. Письмо Министерства образования Российской Федерации №47/20-11п от 19 марта 1993 г. «О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации».
57. Приказ Министерства образования Российской Федерации №47 от 5 февраля 1996 г. «О мерах по выполнению решений Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации».
58. Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации №17-36-37/17-22 от 18 октября 1996 г. «О соблюдении законодательства Российской Федерации о свободе вероисповеданий в системе государственных и муниципальных учебных заведений».
59. Приказ Министра здравоохранения и медицинской промышленности РФ «Об упорядочении применения методов психологического и психотерапевтического воздействия» №245 от 13.06.1996 г.
60. Приказ Министра здравоохранения и медицинской промышленности РФ «Об отмене «Методических рекомендаций «Программа детоксикации» №254 от 19.06. 1996 г.
61. Постановление Европейского Парламента о сектах в Европе.
2. Общие сведения и правовой статус организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» в Российской Федерации.
В рекламных публикациях сообщается: «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет основан в 1937 году в Индии. Университет является неправительственной, неполитической, некоммерческой, учебной общественной организацией, работающей для создания мира и гармонии в мире через распространение систематического нравственного и духовного образования, которое способствует развитию личности, творческих способностей, воспитанию нравственных ценностей, формированию сильного характера и положительного отношения к миру, установлению лучших взаимоотношений с другими, что необходимо для спокойной и уравновешенной жизни общества» (9).
Организация была зарегистрирована в Российской Федерации в Министерстве юстиции РФ 25 июня 1992 г., за № 1052 в качестве «отделения международной организации Праджапита Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет», расположенного в г. Маунт Абу, в Индии. Центральная учебная база организации расположена также в Индии, в Мадхубане (15).
В Российской Федерации организация «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» ныне официально зарегистрирована Министерством юстиции РФ (9,20) в качестве некоммерческой международной организации: «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет – это некоммерческая негосударственная добровольная общественная организация… Университет зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации. В ноябре 1999 г. Правительством Москвы университету присвоен статус благотворительной организации» (20).
Основная деятельность задекларирована как образовательная: «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет зарегистрирован Министерством Юстиции России, имеет лицензию на образовательную деятельность в сфере обучения нравственным и духовным ценностям» (9, с.39).
3. Установление религиозного характера вероучения и деятельности организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет».
Организация «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» по существу взглядов, принятых среди ее членов, нормам их отношений между собой и к внешнему миру, формам деятельности (миссионерство, религиозная пропаганда и т.п.) является религиозным объединением.
Организация ведет свое происхождение с 1937 года. Основателем культа является житель Индии, бывший ювелир, который объявил себя инкарнацией (воплощением) Бога. «В 1976 году исполнилось 100 лет со дня рождения Праджапита Брахмы, основателя Всемирного Духовного Университета Брахма Кумарис. Праджапита означает Отец Человечества, Брахма - имя, даваемое создателю. Это имя он получил в 1937 году, когда по зову Господа он стал Его инструментом для возрождения мира. До этого он был процветающим ювелиром, славящимся своей честностью и деловой хваткой» (5, с.58). Таким образом, для членов организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» ее основатель является не только прародителем человечества («Брахма - Адам»), но и «телесным посредником бестелесного Господа Шивы или Иеговы, Высшего Отца всех душ». «Только бестелесный Господь приносит благо всем душам. Поэтому Его имя - Шива, то есть Благодетель. Шива - это имя, указывающее на качества Господа» (12, с.36).
Через основателя организации было передано учение, которое «затрагивает все сферы человеческого познания: социологию, психологию, обществоведение, историю, метафизику, эстетику, этику и многие другие» (5, с.58).
«Услышав призыв Всевышнего стать посредником между людьми и Им Самим для восстановления высших ценностей и получив божественное видение будущего человечества, Дада… стал проводить в своем просторном доме небольшие духовные собрания» (13, с.5-6).
Все те взгляды, которые распространяет организация «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» и которым обучает своих «студентов» являются различными интерпретациями «видений» основателю культа, а также «непосредственными словами Бога», переданными через него: «с его уст исходило то знание, которое мы сейчас передаем» (5, с.54), «Бестелесный Бог, который выбрал тело Дады в качестве своего посредника» (13, с.7), или через его избранных учеников.
«Бог», который, якобы говорил с людьми посредством его тела отождествляется в вероучении секты с иными богами разных религий. Это и индуистский Шива, и библейский ветхозаветный Иегова, и божество-нирвана буддистов. В публикациях и материалах организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет», основатель культа называется различными именами, обозначающими «божественное достоинство» - Брахма Баба, Шива Баба, Праджапита Брахма и т.д.
После его смерти в 1969 году руководящую роль в организации стали играть женщины. Управление организацией перешло к двум его последовательницам - Диди и Дада. Это также культовые имена. «Когда Брахма Баба завершил свою телесную роль, Шива Баба дал роли Администраторов двум высокодуховным женщинам. Их с любовью называют Дади и Диди (и то, и другое слово на разных языках означает «старшая сестра»). Дади и Диди - это не замена Брахма Бабе...» (5, с.66). Сложилась иерархическая структура управления организацией. Основатель культа, который ныне, якобы, находится в «Тонком Мире», оттуда «продолжает свою работу по обновлению мира, не связанную уже с материальным телом, в совершенном союзе с Высшим Отцом» (5, с.66). «Он достиг того, что называется «Высшей Стадией» 18 января 1969 года, оставил затем свое тело и сейчас продолжает свою работу из Тонкого Мира в «ангельской» форме. Это высший урок обожествления человека, превращения его в ангела» (5, с.58).
Таким образом, то, что ныне от имени «Всевышнего» вещают последователям этого религиозного вероучения современные лидеры культа, считается непосредственными словами Бога, которые каким-то непостижимым образом проходят и через умершего основателя, и озвучиваются через еще живого «вещателя». Например, через тело «старшей сестры» Гульзар. В предисловии к одному из сборников таких «вещаний» (2) это формулируется следующим образом: «Эта книга, изданная на русском языке, представляет собой сборник Мурли, сказанных Авьякт БапДадой (объединенной формой Бестелесного Всевышнего Отца, Всевышней Души Шивы, Точки Света, и отца Брамы, тонкого ангела), через тело Дади Гульзар Своим давно потерянным и вновь найденным детям».
Члены организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» считаются «особыми душами», «божественной семьей»: «Члены божественной семьи из России, Белоруссии, Украины, Латвии, Узбекистана и других мест...» (2).
Подобно любым другим религиозным объединениям, в организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» имеется сложная многоступенчатая структура с различными уровнями посвящения (религиозной инициации):
«Чтобы достичь состояния соединения, вступающему на этот путь необходимо пройти четыре ступени:
1-ая ступень. Настрой на практику Раджа-йоги. На этом этапе необходимо внешнее безмолвие. Также нужно сохранять покой ума. Если в уме будут возникать отрицательные или пустые мысли, их надо заменять на положительные, основанные на духовном Знании.
2-ая ступень. Положительное мышление (медитация). Это мысли о себе как о душе, о Всевышней Душе и о нашем вечном Доме. Надо не только думать об этом, но и стараться визуализировать это и ощущать.
3-я ступень. Концентрация. Концентрация наступает, когда ум перестает блуждать. Здесь уже нет необходимости создавать мысли, т.к. мы становимся олицетворением этих мыслей о себе, о Всевышней Душе, об изначальном Доме. Когда это состояние длится долго, то наступает осознание.
4-ая ступень. Осознание. Это - осознание себя душой, светом, ребенком Отца-Очищающего, осознание нашего изначального Дома - сладкого Дома безмолвия. В этом состоянии душа имеет переживание света, покоя, блаженства, силы. Лучи света, покоя, чистоты, идущие от Всевышней Души, как бы проходят сквозь душу, наполняя ее этими качествами, и распространяются по всему миру» (10, с.17).
Самих себя адепты организации называют «браминами» или «брахминами». Судя по дефиниции, приведенной в одной из книг организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет», эти названия тождественны понятию «адепт религиозной организации» (для сравнения: адепт Общества Сознания Кришны – кришнаит, последователь Муна – мунит и т.д.): «Он спускается в этот мир и входит в тело обычного человека, которому дает имя Праджапита Брахма (Отец человечества)… Тех, кто следует этому Знанию в жизни, называют Брахминами, устами рожденными потомками Брахмы (то есть индуистского божества, - прим. авт.)» (10, с.25).
Им обещается, что следование указаниям лидеров культа позволит достичь всех религиозных целей жизни. «Бестелесный всемогущий Бог говорит: «…Я - ваш Всевышний учитель, который может благословить вас процветанием на многие поколения. Я - Наставник всего Мира, о котором упоминают все писания, и Я могу даровать вам Высшее Знание Покой, блаженство, Силу и Чистоту на двадцать одну жизнь. Помните, Я - Единственный Освободитель Всех душ» (7, с.32).
В организации в обязательном порядке практикуются религиозные обряды, ритуалы и техники восточно-мистической направленности («Раджа-йога», различные медитационные техники).
Пропагандируемая в организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» йога представляет собой ни что иное, как неоиндуистскую религиозную систему и «самый правильный метод прийти к Богу. Йога подразумевает устойчивое упоминание о Господе. Вот почему без любви к Нему йога не может быть успешной» (12, с.62);
«Раджа-йога – соединение со Всевышним» (13, с.2);
«На самом деле в Раджа-йоге у нас есть особое имя для Всевышнего – Шив Баба. «Шив» означает «Благодетель»... Баба – это сладкое имя для отца. Аким образом, Шив Баба – это Отец Благодетель… Баба-Друг всегда со мной… Как учитель Бог каждый день наполняет меня истиной» (11, с.45,48);
«Это высшая и самая легкая из йог. Ею безо всякого труда может заниматься любой от крестьянина до короля» (12, с.22);
«Для занятий этой йогой не нужно принимать какие-либо телесные позы и контролировать дыхание, не нужны тяжелые физические упражнения и суровая проверка выносливости (хатха-йога)» (12, с.21);
«Ягья - ритуальный огонь, в который верующие кладут различные предметы, в том числе продукты - рис, масло и другие, и при этом читают священные писания. Этот ритуал совершали в Индии в особых случаях, когда призывали дождь во время засухи или для спасения людей во время войн и т.д. Духовная семья приобрела к этому времени форму уникальной священной Ягьи. Здесь каждый, зажигая на тонком уровне огонь Знания, должен был принести ему в жертву свои грехи, злые и негативные наклонности и недостатки, чтобы избавиться от своих примесей, расплавив их в жарком пламени огня йоги. Каждый теперь жертвовал этим на благо человечества, для очищения атмосферы и всех элементов природы. Это было место, где изучалось божественное духовное Знание и практиковалась интенсивная йога» (13, с.8);
«Практика Раджа-йоги помогает нам развить хорошие санскары, что гарантирует для нас будущую счастливую жизнь» (10, с.21).
Религиозный характер носят и практикуемые в организации медитативные техники:
«Такая Медитация может быть названа настоящей религией человека. Именно она способна положить конец религиозным и социальным распрям и привести к чувству единства всего человечества... Медитация, о которой говорилось выше, является подлинным спасением от всех социальных и духовных бед как для Востока, так и для Запада. Это и есть практическая и универсальная религия. Поэтому значение йоги в ее истинном смысле и необходимость обучения ей по всему миру вряд ли можно переоценить» (12, с.52-53);
«…медитация сладка и приятна» (12, с.102);
«Третий глаз – это глаз духовной мудрости, глаз знания о своей истинной сущности, о душе» (10, с.7);
«За пределами телесного мира есть Тонкий мир, или Мир ангелов… Его можно только ощутить с помощью духовного средства – медитации… Еще выше, за пределами Тонкого мира, существует Бестелесный мир, мир золотисто-красного света. Он тоже невидим физическими глазами… Именно оттуда души приходят на Землю, чтобы играть свои роли. Это и есть Дом безмолвия – Дом душ» (10, с.11);
«Медитация способствует «стиранию», снятию с души бремени старой кармы» (14, с.17).
Свою систему медитации адепты организации наделяют мифическими достоинствами, навязывая ее всем и каждому в качестве панацеи буквально от всего, в том числе от болезней и преступности:
«Поэтому представляется необходимым, чтобы врачи и весь штат лечебных учреждений… практиковали медитацию, чтобы улучшался их характер и повысился уровень работы» (19, с.6);
«У каждого преступника… есть какой-то потенциал добра, и поэтому бескорыстная любовь и практика медитации могут сотворить чудеса в его преобразовании» (19, с.8);
«…чтобы судьи и адвокаты тоже практиковали медитацию» (19, с.9);
«Тюрьмы должны стать воспитательными домами, где и заключенные и персонал могли бы… практиковать медитацию» (19, с.10);
«Производители и бизнесмены… Им нужна практика медитации» (19, с.12);
«Если ученые будут практиковать медитацию, это приведет к значительному укреплению их нравственного потенциала… Медитация наполнит их покоем и милосердием, одарит глубокими озарениями и силой предвидения» (19, с.18);
«Без чиновников административная работа невозможна… Они также чувствуют, что… им нужна практика медитации» (19, с.21-22).
Подтверждает религиозный характер «Брахма Кумарис Всемирного Духовного Университета» наличие в этой организации единой для всех адептов общей мантры (непременного атрибута индуизма) - «Ом шанти» (11, с.15), а также пропагандируемые в организации религиозные теории реинкарнации и кармы:
«…вы могли выработать санскару курения за прошлые рождения» (11, с.26);
«Закон кармы, действия и противодействия, применим к духовной сфере и является абсолютным» (11, с.37);
«…я залез в кармические долги… Я должен закрыть свой кармический счет» (11, с.39);
«Зная философию кармы, мы понимаем, что все страдания, которые мы испытываем, мы заслужили, совершая греховные действия в этом и прошлых рождениях» (10, с.19);
«Вера в нерушимость закона кармы дает человеку власть над собственным умом и органами чувств… Все, кто верит в… закон кармы, убеждены, что в мире, несомненно, есть справедливость. Карма, совершенная человеком, приносит со временем свои плоды» (19, с.9);
«Знание закона кармы позволяет поддерживать баланс, равновесие в разных сферах жизни» (14, с.9).
Никто и никогда не подтвердил научными методами теории кармы и реинкарнации. Это именно религиозные теории. И тот факт, что руководители «Брахма Кумарис Всемирного Духовного Университета» выдают положения своего религиозного вероучения за некие научные «знания», маскируют религиозную суть учения и деятельности. Попытки выдавать свое религиозное вероучение за некое «не религиозное, а духовное знание»: «Это не религия. Это духовная наука» (10, с.3), вообще просто нелепы, так как неоиндуизм ясно просматривается практически во всех книгах «Брахма Кумарис Всемирного Духовного Университета».
И, наконец, сами руководители организации пишут, что пропагандируют религиозную систему:
«…одна божественная религия, которая сейчас, в Переходный век, устанавливается вновь самим Богом Шивой – Бестелесным Отцом всех душ» (13, с.32);
«Всевышний отец и его качества… Его имя – Шива» (10, с.14-15).
Их учение, как говорится адептам, уже прошедшим первые ступени вовлечения, является «первоначальной религией»: «Теперь эта первоначальная религия воссоздается снова. Она вновь открывается человечеству» (24).
Эти утверждения обусловлены исключительно религиозным характером учения организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет». Организация «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» является именно религиозным объединением, а не «общественной организацией», «Университетом», т.е. учебным заведением, образовательным учреждением и т.п.
Таким образом, можно сделать выводы:
о несоответствии действительности заявленного при официальной регистрации в органах юстиции РФ статуса объединения «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» как общественного объединения;
о введении в заблуждение представителями организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» органов государственной власти и общественности использованием термина «университет», используемого в общепринятой лексике, в том числе, применяемой в законодательных актах и нормативных документах, для обозначения образовательного учреждения, предоставляющего гражданам высшее образование по широкому кругу специальностей;
о несоответствии действительного содержания и целей деятельности заявленным при официальной регистрации организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» в Министерстве юстиции РФ;
о необходимости отмены официальной регистрации в Министерстве юстиции РФ организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» в качестве общественного объединения.
4. Характеристика религиозного вероучения, принципов построения организации и деятельности в российском обществе организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет».
При анализе религиозного вероучения, принципов построения организации и деятельности в российском обществе организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» выявляются признаки, характерные для нетрадиционных религиозных объединений деструктивной направленности и тоталитарных сект.
Эти признаки, общие для объединений подобного типа, отличают эту организацию от традиционных религиозных конфессий и имеют следствием деструктивное в целом воздействие деятельности организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» на российское общество.
4.1. Противоречивость, запутанность, абсурдность религиозного вероучения, принятого в организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» и распространяемого в качестве религиозной проповеди, пропаганды и образовательных программ.
Для новых религиозных течений характерна слабая разработанность вероучительных доктрин. При всей внешней сложности, нагромождении массы положений буквально обо всем - человеке, обществе, истории, космологии и т.д. такие доктрины отличает внутренняя противоречивость, а иногда и прямо абсурдность. Эту абсурдность прикрывает экзальтированная, неадекватно активная, абстрактно отвлеченная нравственная проповедь. Адепт «ловится» на эту эмоциональную проповедь и вместе с ней «заглатывает» и мировоззрение секты. Это мировоззрение, взятое без выспренной эмоциональной накачки, логически противоречиво и абсолютно несостоятельно с интеллектуальной точки зрения. Однако, привязав человека к секте эмоционально, на уровне личностных отношений, затем эту привязанность закрепляют усвоением адептом абсурдных идей.
Учение религиозного объединения «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» об истории человечества явно абсурдно. В соответствии с ним, человечество существует 5000 лет: «Цикл Мировой Драмы длится 5000 лет. Свастика делит изображение Цикла на четыре равные части: по 1250 лет каждая (Свастика - благоприятный символ, включающий в себя знание о душе)» (10, с.23). Этот срок делится на периоды. В Золотой век - первые 1250 лет, и Серебряный век - вторые 1250 лет, на земле существует «одна религия, одно нераздельное королевство» (5, с.61). Следующие периоды: 1250 лет Медного века и 1250 лет Железного века. Затем следует период распада. «Железный век - период отсутствия религиозности и праведности, пик разложения этических ценностей. Именно в это время Всевышняя Душа, всемогущий Отец спускается на землю, чтобы вывести человека из столь печального положения» (4, с.12). Железный век заканчивается глобальной катастрофой, после которой человечество вновь создается на новые 5000 лет. И так без конца.
В соответствии с этим пониманием не было древних цивилизаций, существовавших ранее 5000 лет назад (в Египте, Палестине, Месопотамии), все человечество до I тысячелетия до новой эры якобы жило в едином государстве, и с одной религией. Потом, если «переходный век» наступил со времени организации культа в 1937 году, то сколько он должен длиться - сто, двести или 1250 лет? 5000 лет человеческой истории в общем-то, уже закончились и, получается, мы живем уже в новом «Золотом веке»?
Вся эта бессмыслица совершенно серьезно подается адептам как «Божественная Истина». Может быть, это покажется интересным для малограмотных жителей индийской деревушки, но на разум российских граждан, которые учились в средней школе, усвоение подобных диких представлений об истории может оказать самое разрушительное воздействие.
Следствием такого абсурдного понимания истории, принятого в вероучении организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» являются очевидно не соответствующие действительности заявления. Историческая наука полностью отменяется для адепта, он должен отказаться о представлении о прошлом, «каким оно дошло до нас и зафиксировано исторической наукой» (4, с.7).
В одном и том же издании потенциальным адептам секты внушаются два совершенно несовместимых положения. «И мы рады передать благоприятную весть о том, что Он, Всемогущий Отец сейчас выполняет свою роль на земле, и в ближайшем будущем наступит мир и процветание... Его приход, или инкарнация, чтобы реформировать, или преобразить мир. Атомное оружие, нейтронная бомба созданы только для разрушения... При сложившихся обстоятельствах очевидно, что именно Всевышняя Душа передает нам через Праджапиту Брахму (основатель культа - прим. авт.) божественное наследство чистоты, мира, процветания» (7, с.4).
Через несколько страниц читателям сообщается нечто совершенно иное - в ближайшем будущем должны наступить вовсе не «мир и процветание», а ядерная война: «И сейчас все быстрее приближается тот день, когда эта Мировая Драма закончится взрывами атомных и водородных бомб» (7, с.18). Война является не злом, которое надо исключить из жизни людей, а «необходимым средством» для человеческой эволюции в направлении реализаций идей организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет».
Несмотря на это вероучительное положение, организацией «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» принимаются некие «Хартии мира», где говорится о том, что «все наши усилия будут направлены на сокращение расходов на вооружение» (3, с.10). Как же, в таком случае, завершить «Мировую Драму»?
В тех же «Хартиях» организация «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» выступает с поучениями о необходимости любви и высокой нравственности во взаимоотношениях людей друг к другу. Она призывает принять на себя обязательство быть добрым, участливым, «помогать слабым слоям общества», прикладывать искренние усилия для «обладания смирением, терпимостью, дружелюбием, сладостью речи...» (3, с.14-15). С другой стороны, мировоззрение, принятое в самой организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет», требует относиться к людям за пределами своей секты, как к «мертвой массе» и «скелетам»: «...мир кажется уже падающим... нравственно он уже погиб. За что же тогда любить эту мертвую массу и эти мертвые тела? Зачем вступать в отношения с этими «скелетами...» (7, с.29).
Чтобы достичь высших религиозных целей, по вероучению организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет», человек должен отказаться от создания семьи и не вступать в половые отношения. Безбрачие (целибат, брахмачарья) - обязательное условие «спасения» (см. ниже). Однако в публикациях секты будущим адептам обещают «благословение» на многие поколения. «Бестелесный всемогущий Бог говорит: «... Я - ваш Всевышний учитель, который может благословить вас процветанием на многие поколения» (7, с.32). В рекламных «Хартиях» говорится, что «В женщинах надо воспитывать сознание того, что они наделены особыми качествами нежности, материнской любовью и добротой, способностью к самопожертвованию ради семьи» (3, с.27). В другом месте адептов ориентируют относиться к «самопожертвованию ради семьи» как к злосчастным путам, которые мешают самопожертвованию ради секты (см. ниже).
Пример абсурдного утверждения, которые время от времени попадаются читателю при чтении «Мурли» - «божественных наставлений»: «Бхарат вечен (Бхарат - Индия, - прим. авт.). Бхарат будет всегда. Америку открыли недавно, и вскоре она исчезнет» (1, с.83). В другом месте «ученые» «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университета» убеждают в абсолютной действенности магии: «Когда кто-то колдует, он полностью лишает другого контроля над самим собой» (2, с.39). Кто кого лишает контроля - не совсем понятно, но, во всяком случае, такое убеждение не может сочетаться с якобы принятым в организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» единобожием.
Как пережиток мифологических представлений в сознании лидеров секты, в ее публикациях можно встретить убеждения о неизвестных науке качествах насекомых. «Как муха превращает некоторых насекомых в подобных себе, постоянно жужжа над ними, так и тот, кто занят сбиванием божественного знания в своем уме, а также «жужжания» этого знания другим, непременно станет божественным» (7, с.30). В этом высказывании сформулирована доктрина навязчивого миссионерства - которое также считается религиоведами признаком религиозного объединения деструктивной направленности (приставания на улицах кришнаитов и мунитов, хождения по квартирам иеговистов и т.п.)
4.2. Признаки тоталитарной организации в вероучении, построении структуры и практике деятельности организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет».
Термин «тоталитарный» возник в политологии. В словаре русского языка под редакцией С.Н.Ожегова тоталитаризм определяется как режим, характеризующийся полным подавлением демократических свобод и прав личности как насилие. Впервые этот термин был введен итальянцами П.Габети и Дж.Алиендола для обозначения фашистской диктатуры. Позже феномен тоталитаризма изучался такими авторами, как Х.Аренд, Р.Арон, К.Фридрих, в России В.Ядовым и многими другими.
В результате это явление оказалось сегодня достаточно изученным, и его признаки обстоятельно проанализированы и описаны в литературе. В их числе отмечаются: контроль над сознанием и поведением; подавление личности; запрет на получение информации извне; фиксирование внимания на определенном противнике, что должно содействовать некритическому сплочению сторонников одной идеологии; культ харизматического лидера, вождя, который наделяется чертами абсолютной прозорливости, «данной свыше» и выводится из-под всяких нравственных оценок его поведения, деятельности; призывы жертвовать реальными интересами семьи, общества и государства ради безраздельного «служения» организации; всеобщее личностное порабощение, которое, однако, в сознании членов культа иллюзорно воспринимается как «самопринуждение» ради общих интересов; самоизоляция от внешнего мира и др.
Анализ вероучительных текстов и рекламных публикаций организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» выявляет в них положения, позволяющие относить ее к деструктивным религиозным организациям (деструктивным культам, тоталитарным сектам).