1.1. Сектантская тематика от Второго Ватиканского собора до середины 1980-х гг.
Еще в 1970-е гг. католики классифицировали меннонитов, пятидесятническое движение, новоапостольскую церковь, мормонов, миссионерские (протестантские) общества и протестантские деноминации как секты79. Но с 1986 г. на официальном уровне для названия сект, появившихся с XIX в., стали использовать термин новые религиозные движения, который стал вытеснять термин секта. Так, в краткой католической богословской энциклопедии 1987 г. термин секта отсутствует, а есть только понятие «ересь» 80.
Изменения понятийного аппарата были отражением перемен, происшедших в католичестве после Второго Ватиканского собора (1962-1965 гг.), что отразилось и на отношении к сектантству. С XVIII в. до первой половины XX в. католическая апологетика «носила преимущественно общий, недифференцированный характер, отражая наиболее частые обвинения, выдвигаемые против Церкви, от кого бы они ни исходили. Критике учений тех или иных конкретных сект уделялось весьма мало внимания в сравнении с критикой уже хорошо известных протестантских идей»81.
Но ситуация изменилась к середине XX в., когда в Европе стали активно распространяться «Свидетели Иеговы» и мормоны, а также новые секты, такие, как сайентология, и тогда в католических странах появились первые попытки анализа и критики их доктрин и религиозных практик. Однако после Второго Ватиканского собора, на котором «была провозглашена политика открытости и диалога с «отделенными братьями», апологетика как богословская наука и как сфера церковной деятельности отошла на второй план. В частности, в документах Собора ни слово апологетика, ни слово секта не упоминается ни разу, а о подготовке священников сказано, что они должны владеть богословием «точно изложенным и не в полемическом преломлении»82.
Не случайно в конце 1977 г. прот. А. Шмеман писал, что «постватиканская» Церковь протестантизируется (отказ от авторитета, от понятия «ереси», от тональности «объективности»)83. На фоне широко развернувшейся в послесоборный период экуменической деятельности антисектантская полемика также стала восприниматься многими католиками как проявление нетерпимости и «духовной агрессии». Это зачастую приводило к явным перегибам.
Известны случаи, когда отдельные представители католического духовенства вступали в «экуменический» диалог с откровенно сектантскими организациями. Несмотря на сектантский бум, в США и в Европе с конца 1960-х гг. этой проблеме на общекатолическом уровне практически не уделялось внимания. Антисектантской деятельностью продолжали заниматься лишь отдельные священники в своих приходах. Ситуация начала меняться лишь в середине 1980-х годов, когда Ватикан стал изучать феномен новых сект84.
______________________ 79 Sacramentum Mundi: an Encyclopedia of Theology. 1970. Vol. 6. P. 57-61. 80 The new dictionary of theology. Dublin. 1987. 81 Дремлюг И. И. Римо-католицизм и проблема сект. Электронная версия. http://apologet.narod.ru/apologetika/oglavlenie/sektovedenie.htm 82 Второй Ватиканский Собор: конституции, декреты, декларации. Брюссель, 1992. С. 131. 83 Шмеман А., прот. Дневники. 1973-1983. М., 2005. С. 347. 84 Дремлюг И. И. Римо-католицизм и проблема сект. Электронная версия.