Другие названия: Оомото-кё («Учение Великой основы»).
Основательницей считается неграмотная женщина Дэгути Нао, которая, якобы, обрела дар рисования иероглифов, ибо ее рукой «водил бог» [1].
Руководитель секты в Беларуси - Валерий Францевич Буяк (религиозное имя - Бумата Мататацу; титул - «Священник веры») [1,2].
Основная штаб-квартира - в Японии.
Центры секты действуют в ряде стран мира, в том числе, в Беларуси (Минск) и России (Москва).
Учение организации представляет собой синтез религиозно-философских идей синтоизма, конфуцианства, даосизма и буддийских сект дзэн, сингон и тэндай.
Вероучение Оомото было изложено Дэгути Нао в «святом письме» (охудэсаки). В качестве основной идеи постулировалась мысль о том, что «Бог есть дух, одухотворяющий все. и человек есть руководитель Вселенной. Когда человек и Бог сольются воедино, тогда проявятся безграничные божественные добродетели». Этими добродетелями являются прежде всего, благотворительность и милосердие. Учение Оомото было воспринято и развито помощником и преемником Дэгути Нао, священником Уэда Конисабуро (дзэн). Последний, согласно учению секты, в 1888 году, в возрасте 27 лет, вел уединенный образ жизни, занимался медитацией в горах. В пещере горы Такакума якобы получил откровение о необходимости встречи с Дэгути Нао; сделался приемным сыном Нао, получив имя Онисабуро Дэгути и титул «Спаситель» [1].
Культовые аспекты Оомото сводятся к почитанию различных плодов земли, приносимых в жертву Богу. В поклонении природе, матушке-земле можно усмотреть реминисценцию давних обрядов сельскохозяйственного цикла, свойственных большинству народов мира. Непременным условием богослужения является медитация верующих, представляющая собой сеанс групповой терапии продолжительностью 2-3 минуты. Значительное мосто в доктрине Оомото отведено поиску точек соприкосновения между различными религиями в сферах культуры и искусства. По мнению Онисабуро «искусство - мать религии», а сочетание искусства, религии и жизни выражает суть бытия. После обнаружения общей платформы для различных конфессий в виде культурных и эстетических принципов наступает период ликвидации внутренних барьеров между религиозными лидерами, а затем, как результат радикальная трансформация религий, ломка преград между церковными доктринами в целях глобальной унификации последних. Вот как об этом пишет адепт Оомото Кётаро Дэгути (Япония): «Если будем стремиться сравнивать соответствующие доктрины религий, то сотрудничество войдет в трудное положение из-за факта, что религия имеет тенденцию «видеться» как независимая Вселенная. Для того, чтобы она была широко принята людьми, необходимо изменить старое сознание. Что такое старое сознание? Это только порождение противоположных мнений согласно собственной вере или принципам соответствующих религий». Таким образом, приверженцам классических религий отказывается в праве исповедовать традиционные убеждения, как и в прочих тоталитарных сектах, предлагается смена сознания, ведущая к вражде, конфликтам, бесплодным дискуссиям. На этом фоне симптоматичными выглядят всплески деятельности Оомото именно в периоды социального неблагополучия, снижения жизненного уровня миллионов людей (конец 20-х годов на Западе и начало 90-х годов в странах Восточной Европы). Активная миссионерская деятельность, укрепление финансово-экономической основы Оомото пришлись на периоды крупнейших катаклизмов ХХ-го века [1].
Эмблема организации - стилизованный цветок сливы [2].
Организация возникла в 1892 г. в Японии.
В Беларуси «Оомото-кё» появилось с конца 1994 г. в результате миссионерской деятельности В.Буяка. Принципы «Оомото» Буяк постигал в общинах Японии. Одним из важнейших принципов, свидетельствующих об экуменической сущности «Оомото», является тезис «Единый Бог, единый мир, единый язык». Руководствуясь этим положением, приверженцы «Оомото» отправляют свои обряды в храмах различной конфессиональной ориентации (свидетельством тому выступают экуменические богослужения на горе Синай). Показательно и то, что в качестве святою в «Оомото» канонизирован автор искусственного языка эсперанто А.Заменгоф [1].
В Беларуси Валерий Францевич Буяк основал компанию «Сэкай», которая стала банальной финансовой пирамидой. Не бонсай и икебана, не благотворительность и милосердие (2 главных столпа «Оомото») двигали местным «гуру», а обман и алчность, наглость и жестокость. Свыше трех с половиной тысяч вкладчиков поплатились двадцатью тысячами долларов и 1,3 миллиарда расчетных билетов Нацбанка Республики Беларусь за интерес и доверчивость к «Сэкай» и «Оомото». Кстати, многие члены компании были членами религиозной общины «Оомото-кё» в Минске. Получив в соответствии с Уставом общины право заниматься экономической и издательской деятельностью. Буяк развернул широкую рекламу компании, учредил ряд изданий, открыл валютные счета, причем вклады скреплял не подписью, а факсимиле (штампом с указанием его религиозного имени) [1].
Уголовное дело за нарушение порядка осуществления предпринимательской деятельности в отношении Валерия Буяка было возбуждено в 1995 году. За это время оно дважды прекращалось и возобновлялось. Причиной тому - несовершенство белорусского законодательства, определенные пробелы в котором использовал Бумата Мататацу. Он заключал с клиентурой договоры займа от своего имени, что действующими законами вообще никак не регламентируется. Как частное лицо Буяк мог при этом предлагать практически любые условия, наиболее естественными в данном случае были привлекательные для граждан процентные ставки. Помимо того, сами бланки договоров займа обладали, по словам священника, целебными свойствами. А здоровье, как известно, дороже денег. Все шло хорошо. Клиенты были довольны размещением своих капиталов, пока внезапно Буяк не прекратил выплату дивидендов. При этом он сослался на предусмотренный договором пункт об ««обстоятельствах непреодолимой силы». К таковым, с его точки зрения, относился указ президента Белоруссии «О регулировании деятельности финансовых компаний» от 2 мая. Согласно ему выплату денег Буяком клиентам можно было квалифицировать как финансовую операцию, на проведение которой необходимо специальное разрешеиие Соответствующей лицензии ми у Бумата Мататацу, ни у его системы «Сэкай» не было. Обычно в таких случаях заемщик исчезает вместе с собранными деньгами. Однако Бумата Мататацу вполне добровольно продолжал встречаться и с клиентами, и с сотрудниками милиции, расследовавшими уголовное дело. Тем не менее, когда обращения граждан, посчитавших себя обманутыми, в правоохранительные органы приобрели массовый характер, последние сочли необходимым взять Валерия Буяка под арест. По информации журналиста А.Старикевича, «японскому священнику» удалось собрать у белорусских граждан от 500 тысяч до двух миллионов долларов. Как их сейчас вернуть, не знает никто, поскольку какую бы то ни было информацию о своей финансовой деятельности Буяк следствию предоставлять отказывается. Счетов в белорусских банках и сколько-нибудь существенного имущества которое можно было бы конфисковать, у него тоже нет [2].
По делу Буяка ведется следствие, но огромная финансовая масса растворилась в воздухе, будто после пасса Копперфильда. «Бог дал Бог взял», - твердит Буяк на следствии [1].
По словам А.Старикевича, пока милиция и прокуратура решают эти непростые задачи, а клиенты мечутся по инстанциям в надежде вернуть деньги, Бумата Мататацу не без пользы для общества проводит время в следственном изоляторе. Согласно сообщению принадлежащего к основанной им системе агентства «Сэкаи-пресс», «оттуда он послал послание к белорусскому народу в связи с 51-й годовщиной окончания второй мировой войны» Кроме того, в камере он оказывает энергетическую помощь - снятие головной и зубной боли, антистрессовая подготовка перед судом. Ведет антитабачную пропаганду, хотя пока безуспешно. Приобщает зэков к японской культуре и языку. Один из молодых подсудимых за ночь освоил устный и письменный счет по-японски. Зэки шутят, что вот освоят японский и тогда будут «малявы» гонять по стенам из камеры в камеру, не опасаясь, что они попадут в руки следователя» [2].
К разделу «Оомото»
1. Неокультовые объединения в Беларуси / Институт философии и права Национальной академии наук Беларуси / Под редакцией чл.-корр. НАН Беларуси А.С.Майхровича. - Минск: Веды, 1998. - 184 с.
2. Старикевич А. Японский бог подвел под монастырь белорусских вкладчиков // Известия, 5 сентября 1996 г.
Московское издательство «ПаломникЪ» издает новые тома энциклопедии «Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера», приобретая которые, вы получаете доступ к полной версии энциклопедии, обширным аналитическим материалам, информации о сотнях новых культовых групп, огромной базе документов и массиву фотографий. Приобрести книгу, как в розницу, так и оптом, жителям Украины удобнее в Интернет-магазине «Благовест», оплатив стоимость пересылки книги из России, или в самом издательстве «ПаломникЪ». Главный редактор издательства - Павел Николаевич Роговой. Адрес издательства: 127015, Москва, ул. Бутырская, 86 Б, тел. (499) 972-36-45, e-mail: [email protected].
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИИ ДЕСТРУКТИВНОГО, ОККУЛЬТНОГО И НЕОЯЗЫЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА»