Историко-религиозные предпосылки современного отношения к проблемам психиатрии в Украине

С целью изучения характера отношения различных слоёв украинского общества к проблемам психически больных, к психиатрическим учреждениям и к врачам-психиатрам в 2000-2002 гг. сотрудниками Института неврологии, психиатрии и наркологии АМН Украины (г. Харьков) было проведено специальное социологическое исследование.

Анализировалось отношение к этим вопросам большой группы профессионалов (800 чел.), в той или иной степени занимающихся проблемами психического здоровья населения (психологи, врачи-неврологи и психиатры, педагоги, журналисты, работники МВД и др.), некоторых категорий пациентов психиатрических учреждений (200 чел.) и их родственников (200 чел.). У большинства обследованных было выявлено достаточно предвзятое отношение к изучавшейся проблеме. Независимо от характера образования и социального положения, 85% лиц из I и III групп обследованных считали пациентов психиатрических учреждений, даже бывших, социально опасными, требующими ограничения в гражданских правах и изоляции от общества. При этом даже врачи-психиатры разделяли патерналистские подходы к таким пациентам. Они, как правило, отрицательно или скептически относились к новому Закону Украины «О психиатрической помощи», который значительно расширяет права психически больных и требует партнёрского отношения к ним со стороны медперсонала. Большинство психиатров считало, что существовавшая в советские времена система оказания медицинской помощи психически больным была почти оптимальной, а проводящаяся в последние годы её реформа нецелесообразна и даже вредна. Какие-либо инициативы, направленные на изменение у них исторически сложившихся профессиональных стереотипов по отношению к лечению и реабилитации таких больных, обычно осуждались. При этом любые попытки обратить внимание врачей на необходимость выработки новых принципов их профессиональной этики в психиатрии всерьёз не воспринимались.

Понятно, что имеющий место в Украине характер взаимоотношений в системе «общество-психиатрия» не является случайным. Он выступает частным случаем для всей исторически сложившейся системы социальных отношений и общественных ценностей, свойственных нашему посттоталитарному государству. Это не соответствует культурной традиции западноевропейской цивилизации и служит основным препятствием для приобщения к ней Украины. Между тем, и для нашей страны, и для государств Западной Европы базовыми этическими ценностями являются принципы христианской морали. Однако в трактовке этих принципов в восточном и западном христианстве имеются существенные различия. Так, в восточном христианстве (православии), к которому активно или пассивно относит себя большинство граждан Украины, одной из главных добродетелей верующего провозглашается покорность, смирённое принятие любых распоряжений «власти». В западном же (католицизм, протестантизм, неопротестантизм) в значительно большей мере приветствуется его инициативность, социальная активность. Эти различия в одобряемых церковью формах гражданского поведения со временем стали ментальными особенностями населения, с одной стороны, православных стран Восточной и Южной Европы, а с другой - протестантско-католических государств Центральной, Северной и Западной Европы. Ещё в большей степени ментальные различия у населения этих 2 групп государств усилились вследствие многовековой оккупации славянских стран Восточной (Киевская Русь) и Южной (Болгария, Сербия, Македония) Европы восточными деспотиями (татаро-монгольское и турецкое иго). Система ценностей новой «власти» в той или иной степени была с покорностью воспринята порабощёнными народами. Она привнесла в ментальность населения оккупированных стран свои модели общественных отношений, в том числе - негативное восприятие разного рода «инакомыслящих» (среди них и психически больных) или «излишне инициативных» граждан. И, как следствие, необходимость их изоляции от общества. Такие модели общественных отношений и в последующем, после обретения независимости от поработителей, в этих странах не только не вызывали отторжения, а наоборот, закрепились и получили своё дальнейшее развитие. В частности, сначала в Российской империи, а затем - в СССР, частью которых более 3 столетий была и Украина. В то же время в государствах Западной Европы в течение столетий, начиная с периода Возрождения, сложилась достаточно целостная система социальных ценностей, базирующаяся на приоритете прав и свобод гражданина, на понимании уникальности и неповторимости каждой Личности, - «творения рук Божьих», в том числе даже имеющей те или иные физические или психические особенности и недостатки. Поэтому, понимая необходимость цивилизационных гуманистических реформ в нашей стране, в том числе в системе организации психиатрической помощи населению, при их проведении следует учитывать по меньшей мере два рода весьма значимых обстоятельств:
Механический перенос эффективных моделей социальных взаимоотношений, являющихся практическим результатом общественного развития западноевропейских государств, в нашу страну невозможен в связи с исторически обусловленной иной ментальностью нашего населения.
Историческая принадлежность Украины к христианскому миру и принципиальное восприятие её населением основных постулатов христианской морали и системы христианских духовных ценностей, позволяет рассчитывать на постепенную гуманистическую эволюцию этой ментальности, в особенности, в условиях новых социально-экономических отношений, возникших в нашей стране в последнее десятилетие.


Публикуется по изданию «Психиатрия и религия на стыке тысячелетий». Сборник научных работ Харьковской областной клинической психиатрической больницы № 3 (Сабуровой дачи) и Харьковской медицинской академии последипломного образования / Под общ. ред. П. Т. Петрюка, Р. Б. Брагина. - Харьков, 2006. - Т. 4. - С. 92-94. «Новости украинской психиатрии»
 
18 июля 2006 admin
 

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ

  • Динамика религиозного мировоззрения врачей-психиатров восточной Украины
  • Влияние религиозного мировоззрения врачей-психиатров на их профессиональную деятельность
  • Значение религиозной веры в преодолении реакций горя в позднем возрасте
  • Понимание религиозного опыта в психологии
  • Социальные особенности и характер психопатологии у лиц, использовавших религиозный подход в восстановлении психического здоровья
  •  
     
    Раздел форума
    Обсуждаемая тема
    Автор сообщения
    Время