Секты в Липецке

Секты в ЛипецкеМногие из нас не раз сталкивались с представителями различных неформальных религиозных организаций. Идёшь по улице, и вдруг подходят двое, «безобидно» протягивают листовку или на словах приглашают посетить некий богословский семинар, спрашивают «А вы читали Библию?».

Если отвечаешь «Да», то они тут же начинают уверять, что её нужно по-новому изучить, потому что многое из того, что там написано, люди понимают неверно, а, мол, в нашей церкви вам всё «правильно» растолкуют. Иногда сразу ошеломляют: «Скоро конец света. Подумайте о спасении своей души!». Ну и дальше по сценарию приглашение на проповедь, послушав которую сделаешь первый шаг к спасению и вечной жизни.

Неудачная вербовка

Некоторые адепты ходят по квартирам и предлагают купить религиозную литературу. Помню, однажды приобрела у незваных гостей, признающих одного бога - Кришну, «Бхагават-Гиту» и «Науку самоосознания». Из любопытства. Последнюю даже прочитала. Правда, к «просветлению» меня это не приблизило.

17 лет назад я играла в одном музыкальном коллективе. После каждой репетиции двое из оркестрантов старались завязать разговор о Боге, о вере и спасении. Они оказались сторонниками организации «Церковь Иисуса Христа». В один из вечеров пригласили на репетиционную базу своих братьев и сестёр (так они называют друг друга) и устроили службу. Мы (те, кто не с ними) не рискнули остаться. Любопытство «довело» лишь до наблюдения за ритуалом через приоткрытую дверь. Картина была такая: братья-сёстры встали в круг, положили друг другу на плечи руки и запели что-то непонятное. На слух это был какой-то гул. Стало не по себе. И мы ушли. Первый этап - завлечение новичков - нашим адептам-музыкантам на этот раз не удался.

«Ловцы душ» меняют импринт

Видно, не сильно опытными они были. Психологи говорят, что обычно такое задание поручают вербовщикам. Часто в религиозных конфессиях эту роль выполняют прекрасно обученные психологи-практики. Уже по внешнему виду они могут определить потенциальных жертв. Когда таковые выбраны, вербовщики подходят к ним и начинают разговор.

- В жизни каждого человека бывают моменты, когда он легко мог бы попасть в религиозную организацию, - говорит психолог Константин Комелев. - Проблемы в семье, неудовлетворённость работой, духовные поиски, чувство одиночества и так далее. Адепт выискивает того, кто подходит под категорию несчастного и начинает описывать его состояние: «Я знаю, что ты чувствуешь, ты одинок, я помогу тебе». Достаточно пяти-шести последовательных попаданий и всё: он - твой. Метод - втереться в доверие и предложить что-то своё. Чем ювелирнее проделана работа, тем незаметнее она для «клиента».

Если вербовщику удалось завлечь «жертву», при первом же посещении вовлечённым «проповеди» или собрания начинается атака на его сознание. У каждого человека есть так называемый импринт. Впервые этот термин был описан в 1935 году австрийским этнографом и антропологом, лауреатом Нобелевской премии Конрадом Лоренцом. Впоследствии один из основоположников нейро-лингвистического программирования в психологии Роберт Дилтс дал такое определение: импринт (буквально от англ. imprint - запечатлевать, оставлять след) - это имеющий большое значение опыт или последовательность жизненных опытов прошлого, сформировавшие у человека убеждение или целую совокупность убеждений.

Дом и семья как жертва лжепророкам

Так вот, задача каждой неформальной организации - полностью заменить импринт новоиспечённому последователю. Иными словами, «перепрограммировать» сознание. А достигается это постепенной изоляцией человека от привычного ему мира. Новому адепту «растолковывают»: всё, что он делал и чем жил раньше - греховно, что ради своего же спасения общаться надо только с членами группы, а слушаться только руководителя «церкви», ему же и поклоняться.

Через какое-то время у человека формируются новые убеждения, и он без всякого сожаления уходит из семьи, от родителей, супругов.

- У свидетелей Иеговы, например, есть такое правило, - цитирует «Липецкая газета» начальника Центра по противодействию экстремизму УВД по Липецкой области Алексея Юрьевича Душкина, - новый адепт «церкви» должен вовлечь в неё свою вторую половину. Если этого не получается, человек обязан покинуть супругу или супруга, а сектанты находят ему новую жену или мужа.

…Тысячи людей бросили работу, семью и свои дома, последовав за Виссарионом, объявившим себя Иисусом Христом, сошедшим на землю. Почему люди поверили бывшему милиционеру Сергею Торопу? Он утверждает, что в январе 1991 года принял крещение от небесного Отца и был благословлён на создание единой объединяющей веры. Теперь он Виссарион. Лжепророк составляет «Последний завет». А потом призывает последователей продавать свои квартиры и дома, отдавать ему все деньги и больше не вспоминать о них, объединиться в одну общину, чтобы в таёжной глухомани построить «Город Солнца». Тороп арендовал участок в 250 гектаров в Курганинском районе Красноярского края. В центре - гора Сухая в 700 метров высотой. На ней и строится город. Условия жизни там просто ужасающие - морозы зимой доходят до 55 градусов, место глухое, до ближайшего поселения 20 километров. Последователи лжехриста самовольно обрекли себя на изнурительные работы. При этом соблюдают не менее изнурительную «диету», на которую посадил их Учитель. Они не только отвергают мясо, но не едят и рыбу, молочные продукты, сахар, мёд, хлеб из магазина.

«В моей семье произошла беда. Супруга с двумя малолетними детьми всего лишь один раз сходили на видеопроповедь Виссариона. После этого она перестала кормить детей нормальной пищей и давала им есть только овес и пророщенную пшеницу (всё в сыром виде, пропуская через мясорубку). Через несколько дней членами этой организации они были отправлены в г. Минусинск Красноярского края для якобы новой счастливой жизни», - письма, подобные этому, не перестают приходить в разные инстанции.

Родственники попавших в виссарионовские сети в отчаянии. Сам же основатель нового верования за счёт своих последователей построил себе храм и два массивных дворца - один в общине, другой в селе Петропавловское, теперь он называется «гостевой дом».

Организация Торопа «Церковь Последнего Завета» была классифицирована как деструктивная (тоталитарная). Число её сторонников более пятидесяти тысяч, из них около трёх тысяч сосредоточены в районе города Минусинска. Есть среди них и липчане, которые также подались в тайгу за лжепророком.

По мнению специалистов, в связи с несостоятельностью проекта Виссариона построить город избранных и невозможностью возвращения членов секты к прежним местам жительства, могут произойти массовые самоубийства последователей культа. Предпосылки к такой развязке создают и некоторые «заповеди» Виссариона («не осуждай уходящего»), оправдывающие самоубийство.

Действия и мысли - под контролем

Чтобы контролировать поведение, мысли, эмоции адептов, в подобных организациях вводятся очень строгие правила и многочасовые ритуалы. Некоторые учения отличаются жёсткой дисциплиной, когда без разрешения руководителя нельзя совершать ни одно действие. А чтобы контролировать поведение новичков, им позволяют общаться только с поборниками, могут даже навязать «группу приятелей», с которой нужно быть всегда вместе. Система поощрения и наказания - тоже из разряда «контролирующих» схем. Больше новых людей привёл, распространил религиозной литературы - могут повысить в «должности». Ну а если напротив - подвергнут публичной критике. А могут и наказать. Иногда очень жестоко.

Также и доктрины таких учений носят жёсткий идеологизированный характер. «Полутона» в ней не допускаются. Только «белое - чёрное», «хорошее - плохое», «мы - они». «Хорошее и белое» - это, естественно всё, что связано с организацией. Остальное - плохое. Греховное.

«Озорной» дух «спасённого» человека

«Чувствуя потребность узнать что-то новое и необходимость изменить свою жизнь, я мучился, искал и, наконец, неожиданно на улице встретил людей, которые уверенно раздавали религиозные брошюрки и говорили о Боге, о любви, о счастливой жизни. Внутренне находясь в состоянии поиска, я подумал, что нашёл именно то, чего мне не хватало - духовность, то есть что-то настоящее, искреннее. И я по приглашению этих людей пошёл в один из домов культуры, где они собирались. Не скрою: там я сразу же был ошеломлен их улыбками, вниманием, радостью, и меня захватил этот… весёлый, я бы даже сказал «озорной» дух «спасённого» человека…».

Это из того же письма Андрея К. Его история подобна многим тысячам историй людей разных возрастов, попавших под влияние улыбчивых и «заботливых» «проповедников». Людей, которые искали выход из сложной жизненной ситуации или устали от одиночества, намучились с болезнями, собственными или своих близких.

- Казалось бы, почему не пойти в Православную церковь, помолиться, исповедаться, - рассуждает Константин Комелев. - Но проблема в том, что человек здесь не находит того участия, того особого внимания к своей персоне. Никто не кинется интересоваться: «У тебя, наверное, что-то случилось? Тебе нужна помощь?» А неформальные религиозные конфессии действуют именно так - окружают любовью и заботой, и человек на такую лжеискренность легко поддаётся.

Сомнительные верования

По оценкам экспертов, сегодня в России около 700 различных религиозных организаций и движений, которые вовлекли в свою деятельность уже около миллиона россиян. Вообще всякие лжеучения существовали в разные времена. Привычно мы называли их «сектами». Это понятие трактуется как религиозная или нерелигиозная группа, имеющая свои учение и практику, отличные от господствующей церкви или идеологии. Баптисты, адвентисты, пятидесятники, мормоны - эти названия у нас давно на слуху, а организации существуют ещё с советских времён. Но численность их последователей в России была незначительной.

В начале девяностых годов прошлого века разного рода организации стали расти, как на дрожжах. Почва была благоприятная. Развал Союза, кризис, неразбериха. В Россию устремились западные и американские «миссионеры», навязывающие православному люду доктрины евангелических церквей. Профессор Александр Дворкин, изучающий российские «секты», говорил, что долгие десятилетия государственной пропаганды атеизма заставили многих россиян искать ответы на духовные вопросы вне религии.

В тот период за день можно было не единожды столкнуться с религиозными неформалами. Они совали в руки листовки, брошюры и журналы, предлагали купить какие-нибудь безделушки или книги. Сейчас таких открытых проявлений адепты меньше себе позволяют. Но это не значит, что нет проблемы. Просто действовать они стали более тонко.

- Многие помнят историю с судебным процессом в отношении Богородичного центра, - рассказывает Алексей Душкин. - Приехали некие люди и устроили с виду безобидную выставку «Соловки - вторая Голгофа». А тут как раз у старшеклассников по истории тема сталинских репрессий. Они и пришли на выставку. В ходе лекции некоторые дети почувствовали себя плохо, а когда пришли домой, родители заметили, что с ними что-то неладное творится. К нам поступила информация, что там людей одурманивают. Провели оперативные мероприятия с УФСБ и прокуратурой, собрали материалы на лиц, устроивших выставку, и направили дело в суд. Правда, отделались «сектанты» лишь штрафом. Что касается религиозной литературы… Не так давно в Долгоруковский район пожаловали миссионеры церкви «Свидетели Иеговы» из Краснодара и распространяли среди местного населения журнал «Сторожевая башня». Литература была изъята. Эксперты провели исследование и признали её экстремистской, то есть способствующей разжиганию ненависти и вражды. Были случаи распространения «Сторожевой башни» в Красном, Становом, Тербунах. Сегодня в нашей области зарегистрировано 296 религиозных организаций, в том числе одна мусульманская и 40 - неправославных.

За ширмой духовности

Когда человек попадает под влияние лжеучения и становится его последователем, это на самом деле большая беда. Сам он, конечно, этого не осознаёт, потому что пребывает в состоянии, подобном эйфории. Ему кажется, что он нашёл своё «счастье», у него много друзей. Но его родные и близкие люди видят, как он целыми днями пропадает на проповедях и занятиях, что он потерял интерес к работе, к семье, и уже ни о чём не может говорить, кроме навязанной ему религии.

- Попав в неформальную религиозную организацию, человек становится одержимым её идеей, - рассказыват Алексей Юрьевич Душкин. - Её руководителям это только на руку. Людьми можно управлять. И они под воздействием своего наставника совершают какие-либо акты - ушли в подземелье ждать конца света, или жертвоприношение.

Есть, безусловно, религиозные учения более-менее безобидные, в некоторых положениях расходящиеся с Православием. Страшно, когда за ширмой духовности лжепророки скрывают совсем иные цели - манипулирование людьми, достижение материальной выгоды. В этом смысле самую большую опасность представляют тоталитарные организации, которые завлекают в свои ряды людей, используя жёсткие методы. А потом путём психологического насилия лишают их свободы и права на информированное согласие. Тем самым нарушают основное положение Всеобщей декларации прав человека и Конституции Российской Федерации.

Сегодня опасность уже исходит не только от американских и западных учений, прочно обосновавшихся на нашей территории. Сейчас в России идёт волна распространения вполне отечественных неформальных организаций, лидеры которых поняли, какая это выгодная кормушка. Как сказал в своё время Рон Хаббард, основатель сайентологии, хочешь быть богатым - создай свою религию. Сегодня очень много расплодилось организаций оккультного плана, психокультов. Действуют они под видом психологических курсов. Спрос рождает предложения. Люди хотят быть счастливыми и богатыми и получить всё сразу. И кто-то этим пользуется. Посмотрите, сколько вокруг разного рода рекламы каких-то тренингов личностного роста и прочих занятий по психологии и оздоровлению. Но стоит ли верить во всё, что нам предлагают? Счастье, спасение, материальные блага, любовь… Всего этого нельзя обрести за одни курсы или за слепую веру в лидера непонятно какой религии. Эти блага даются человеку за труд, физический, нравственный, духовный. За сохранение тех ценностей, что лежат в основе нашей истинной веры.

К «спасателям» обращаются люди с дефектами личности

Борис Анатольевич ФЁДОРОВ, заведующий отделением неврозов ГУЗ ЛОПНБ №1, кандидат медицинских наук, психиатр высшей категории, психотерапевт и нарколог:

- Начнём с того, что структура личности имеет три составных и взаимосвязанных элемента: биологическую основу, социально-психологическую и духовную. Это - наследственность, воспитание и образование. Всё это формирует самодостаточного человека и гражданина, знающего, кто он, откуда он и куда идёт.

Если одна из названных составляющих страдает, то это ведёт к социально-психической дезадаптации человека.

Вот некоторые примеры. Можно быть физически здоровым, но таким хамом, что люди будут избегать тебя. Или окончить институт, но не найти работы по специальности. Или ждать принца на белом коне, а выйти замуж за простого рабочего парня и столкнуться с повседневными заботами, которые идут вразрез с красивой мечтой. При этом, испытывая обиду на всех и вся, люди зачастую не ищут причины в себе. Такая позиция ведёт к невротизации индивида, поиску той социальной ниши, где, мнится, что тебя понимают, где не кажешься себе и другим белой вороной.

В любом случае, говоря о психическом состоянии современного общества, нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что происходящие в нашей стране исторические реформы, наряду с позитивными переменами в общественно-политической и социально-экономической сферах, вызвали существенные изменения в укладе жизни людей, в их иерархической структуре и системе ценностей. Всё это в совокупности вызвало небывалый рост невротизации населения.

Современное состояние психического здоровья россиян отражает общемировые тенденции, но вместе с тем отличается некоторыми неблагоприятными признаками. Стрессогенными факторами, прежде всего, являются особенности технологического развития, в частности, урбанизация с сужением жизненного пространства и отчуждением человека от природы, миграционные процессы с разрывом родственных связей, социальное неравенство, безработица, неуверенность в завтрашнем дне, военные конфликты.

Как следствие, мы получили ослабление и разрушение института семьи, единственно способной противостоять социальным бурям. Это первое. Как второе можно рассматривать непредсказуемость жизни, бесконечные кризисы, отражающиеся на жизни государства и человека, невозможность долгосрочного планирования действий, личных и общественных перспектив. Как третье - институт нового духовенства, производного от всех перечисленных обстоятельств, пытающегося применить старый обычай в новых условиях со всеми вытекающими последствиями. Наряду с подвижниками мы встречаем и дельцов на ниве церковной, и православных мракобесов.

В складывающихся условиях индивиду можно обещать всё что угодно, и он - это наша национальная черта - хочет верить в счастье «по щучьему велению». А его сулят многие - проповедники разных религий с Запада и Востока, маги, «потомственные», «академически обученные» и доморощенные колдуны-шарлатаны, «экстрасенсы», гадалки, психологи.

Чаще всего к «спасителям» на рынке духовно-душевных услуг обращаются люди с дефектами личности. С одной стороны, те, у кого в силу многих причин разлад в семьях - конфликт с родителями, мужем, женой, детьми. И если нет между такими родственниками или свойственниками любви, взаимопонимания и поддержки, то сколько не ходи в «кружок по интересам», легче не станет. В замкнутой структуре «единомышленников» такой индивид получает дозу радости и ощущения стаи, а дома всё по-старому. Конфликт и разлад лишь углубляются. Более того, уход члена семьи в другой мир воспринимается близкими людьми крайне болезненно. С другой стороны, это могут быть люди с психическими заболеваниями. Есть и богоискатели - те, кто в силу недостатка знаний, хотят узнать мир веры и избранного ими культа, стремятся к овладению духовными практиками словно видами спорта. Я встречал и таких, которые сначала были православными, затем пятидесятниками, виссарионидами… Как правило, это психопатоподобные личности, стремящиеся к лидерству, ищущие признания.

Таких пациентов сегодня много. Лечатся и родители, и супруги тех, кто попал в сферу деятельности нетрадиционных конфессиональных групп. Как правило, они страдают различными формами невротических расстройств, всевозможными депрессиями, расстройствами поведения, алкоголизмом, наркоманией. Из психических расстройств в результате органических заболеваний головного мозга или наследственных патологий на первом месте - шизофрения.

Орудия в руках лжепророков

Николай Иванович ЗАГНОЙКО, Уполномоченный по правам человека в Липецкой области:

- Распространение сектантства - это свидетельство болезни общества. Религиозные организации предлагают лёгкие пути решения самых сложных проблем, которые существуют у человека. Это ловушка, которая освобождает нас от духовных поисков. Мало того, будучи вовлечённым в деятельность группы, человек расплачивается своим здоровьем, имуществом. Сколько известно случаев, когда люди уходят из семьи, страдают их дети, близкие, когда они жертвуют своё имущество якобы на спасение своей души. А на самом деле всё это попадает к руководителям «церквей» и общин, которые купаются в роскоши. Адепты становятся орудием в руках лжепророков-мошенников. В этом прямое нарушение прав человека. И более страшно то, что они духовно порабощают людей, воздействуют на их психику. По данным специальных исследований, террористы в свои ряды часто вербуют сектантов. Механизмы практически одни и те же, что в тоталитарной, что в религиозной организациях. В результате - полное подчинение воли человека, полная его зависимость. А ведь из всех вовлечённых в такие организации и движения 70 процентов составляет молодёжь. И это очень тревожит.

Слава Богу, что в Липецке проблема сектантства стоит не так остро. Благодаря тому, что активно работает наша Епархия, священнослужители на местах. Но довольствоваться тем, что у нас всё относительно тихо, нельзя. Ведь распространение неформальных верований свидетельствует о том, что в законодательстве есть пробелы. Государство должно разработать комплекс мер по отношению к подобным организациям.
 
10 октября 2010 Ангелина ЛИСНЯК
 

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ

  • Секта сквозь призму психологии и психиатрии
  • О наркотиках, Церкви и сектах
  • Как я был кочетковцем
  • Казахские харизматы переходят в православие
  • Азбука психологической безопасности
  •  
     
    Раздел форума
    Обсуждаемая тема
    Автор сообщения
    Время