«Ананда марга»


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИИ ДЕСТРУКТИВНОГО, ОККУЛЬТНОГО И НЕОЯЗЫЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА»

Том 4. Восточные секты


Вернуться к содержанию энциклопедии

Вернуться к содержанию IV тома

Название «Ананда Марга» переводится как «Путь к блаженству», полное название организации - «Ананда марга прачарак сангх» («Общество пропаганды пути к блаженству»).

«Ананда марга»Основатель и руководитель организации - Анандамурти (в миру - Прабхат Ранджан Саркар), родился в 1921 году (по другим данным - в 1923 году [4]) в индийской деревне в штате Бихар. Умер 21 октября 1990 г.

В настоящее время главная штаб-квартира «Ананда марга» находится в Калькутте. Здесь, в районе Тилджала, в 1982 г. был построен «глобальный ашрам» (обитель) организации, но ее ежегодные собрания, называемые «дхарма махачакра» (великое колесо веры), проводятся в разных местах [4].

«Ананда марга» активно действует на территории США, Германии, Австралии, Великобритании, Румынии, России, Украины и Беларуси.

Основные зарубежные центры «Ананда марга» размещены в Нью-Йорке, Лондоне, Берлине, Гонконге, Маниле, Сиднее и Найроби [4].

Известно, что группы «Ананда марга» действуют в следующих городах России: Владивосток, Волгоград, Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск [6,7], Южно-Сахалинск и др.

Общая численность последователей «Ананда марга» колеблется от 2 до 3 млн. человек (по данным самой «Ананда марга» - 8 млн) [4].

Учение организации представляет собой пеструю смесь йоги с ее медитационными практиками, шиваитского направления индуизма с акцентом на карательных функциях грозного бога Шивы и тантризма. Саркар неоднократно заявлял о том, что к нему якобы являлись Шива и Кришна, которые наделили его способностями исцеления и сверхъестественными силами.

Учебное пособие для вузов «Философия», выпущенное в Киеве в 1994 году под редакцией доктора философских наук Ю.В.Осичнюка и доктора социологических наук В.С.Зубова так классифицирует эту секту: «Секта «Ананда марга» использует христианскую и восточную мистику, восточные магии» [5].

Поначалу Саркар назвал свою организацию «Обществом моралистов». Саркар предложил следующую концепцию: элитарная руководящая группа прогрессивно мыслящих людей должна построить новое общество, свободное от кастовой системы. Неутомимое честолюбие побудило Саркара обратиться к модному и доходному в современной Индии занятию «богочеловека», главы религиозного ордена или течения. Основав свою организацию, он принял титул Анандамурти (воплощенное блаженство) и довольно быстро приобрел значительное число сторонников и учеников, которые уважительно называют его «баба» (отец) и «гуру» (учитель). Принцип гуруизма - слепое и безоговорочное подчинение ученика наставнику, младшего старшим - есть организационная и идеологическая основа «Ананда марга». Соответственно в «Ананда марга» нет никаких выборных руководящих органов. Вся ее деятельность, политическая тактика и стратегия определяются главой общества и его ближайшим окружением [4].

Согласно учению секты, «моралисты» посредством медитации должны достигнуть «высшего сознания», что сделает их братьями и сестрами, позволит им освободиться от тягот нынешней жизни и затем править обновленным миром. Саркар писал: «Я сделаю моих приверженцев богами и моих последователей великими святыми. Надо забыть свою жизнь, чтобы победить». При этом от адептов требуется полное повиновение руководителям: «Поскольку мы следуем учению «баба», наша совесть чиста. Какое нам дело до того, что говорят и думают о нас?» [1].

«Ананда марга» выступает с критикой как капитализма, так и коммунистической модели построения общества. Подобно другим религиозно-общинным организациям, «Ананда марга» старательно подчеркивает свою «истинно индийскую», точнее - индусскую самобытность, отвержение любых западных «измов». Ее лидеры развивают тезис о мессианской роли индуизма, призванного, по их мнению, принести духовное избавление всему человечеству, погрязшему в грубом и бездуховном материализме. Для достижения собственных целей руководство общества открыто проповедует насилие и с презрением относится к демократии [4].

В учении Саркара адептов привлекают, возможно, следующие аспекты [1]:

1. Пропагандируемые сектой гуманные цели: помощь бедным, угнетенным, исцеление страждущих, любовь ко всему человечеству (для этого предлагается сжечь частичку человечества - себя; социально значимые для всех людей цели на деле оборачиваются изуверством в отношении к самому себе и своему окружению).

2. «Ананда марга» представляется некоторым людям подлинным эталоном человеческого общества, семьи. Зачастую безработные, без надежд на будущее молодые люди отзываются на приманки душевности, увлеченности интересным делом («идеальная семья», «истинное сообщество» Саркара является в то же время инициатором процесса разрушения реальной семьи, разрыва отношений между родителями и детьми).

3. Ищущему смысл жизни молодому человеку предлагаются готовые образцы восточной мудрости, мнимое глубокомыслие изречений Саркара, тем самым как бы предлагается возможность обретения некой душевной гармонии (разрушение духовного мира адептов, потеря ими психического и физического здоровья, а иногда и жизни наступают позже).

«Ананда марга» - крайне реакционная организация, признанная во многих странах экстремистской и террористической группировкой.

«Ананда марга» была квалифицирована как деструктивная религиозная организация в:

● Обращении участников Конференции «Духовная безопасность России» (г.Москва, 11 декабря 1998 г.) к Президенту, Правительству, Федеральному Собранию, Совету безопасности и Генеральной прокуратуре России;

● Инициативном письме - депутатском запросе депутата Государственной Думы Российской Федерации Н.В.Кривельской Министру внутренних дел Российской Федерации генералу армии А.С.Куликову (январь 1997 г.);

● выпущенном в 1998 году Российской академией государственной службы при Президенте РФ справочнике «Новые религиозные культы, движения и организации в России» [4];

● изданной Государственной Думой РФ в 1998 году книге «Религиозная среда обитания: Оценка угроз и поиск мер защиты» [22];

● статье Сергея Пономарева «Вчера - пионеры, завтра - миссионеры» [6];

● Официальных заявлениях представителей Хабаровской инициативной группы «Охрана сознания»;

● официальных заявлениях руководства Индии в 1972-1974 гг.;

● материалах «Приморского центра содействия духовному здоровью», в частности - в статье координатора этой общественной организации И. Степановой - [20];

● письме председателя Комитета защиты семьи и личности В.А.Рычковой №269/97 от 7 июля 1997 г. в Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий;

● Экспертном заключении Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий №35 от 1 августа 1997 г. [19].

Организация была создана в 1955 г. в штате Бихар (Индия). Основатель - Прабхат Ранджан Саркар, выходец из семьи обедневших бенгальских брахманов, под влиянием своего дяди Зубхаса Хандра Бозе, который участвовал в борьбе индийского народа за независимость и критиковал учение Ганди о непротивлении, начал увлекаться тантризмом, религиозная система которого нацелена на достижение абсолютного божественного единства. Проповедовать Саркар начал в 30 лет, выступая при этом против «эгоизма, эксплуатации и коррупции, за мораль, порядок и честность» [4].

В 1967 году «моралисты» начали участвовать в выдвижении кандидатов для участия в политической жизни, но безуспешно, тогда Саркар сменил тактику и начал вербовать в свои ряды представителей органов власти. В 1970 году в руководстве секты завязалась борьба за власть. Саркар сменил своего секретаря. Позже в джунглях нашли тела шести бывших приверженцев Саркара, изрубленных на куски. Бывший помощник гуру опознал погибших и сказал, что и он сам был приговорен Саркаром к смерти. Состоялся судебный процесс по этому делу и в 1971 г. Саркар был осужден на 5 лет тюрьмы по обвинению в убийстве шести бывших единоверцев. На процессе свидетели заявили, что «проповедник морали» участвовал в оргиях, пьянках и других отнюдь не нравственных деяниях [1,2].

В 1972 г. «Ананда марга» на территории Индии была объявлена вне закона в связи с физическим уничтожением своих бывших адептов и причастностью к убийству ряда политических лидеров; наряду с этим, по сведениям индийской печати, спецслужбы Индии располагали данными о связях руководства секты с ЦРУ США, получении им от спецслужб США значительной финансовой помощи.

Из экспертного заключения Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий [19]: «Принимая во внимание политику США на вмешательство во внутренние дела любых стран мира и множество освещенных в СМИ прецедентов поддержки американскими спецслужбами различных экстремистских религиозных движений, можно вполне предположить, что именно так все и происходило. Тогда становится вполне понятным факт отсутствия критики организации «Ананда Марга» в изданных в США специализированных энциклопедиях. Вполне закономерно и то, что официальные круги США называли арест Саркара и запрещение секты в Индии «сфабрикованным», ибо ни одна страна мира никогда не признает ни одного факта проведения ее спецслужбами тайных операций на территории других стран».

С конца 60-х годов учение «моралистов» стало распространяться в Европе, а затем в США и на других континентах. В центр секты, находившийся в пригороде Калькутты, ежедневно стали съезжаться последователи «Ананда марга» со всего света. Там они пели незамысловатые мантры, созерцали конвульсивные танцы с черепом в одной руке и кинжалом в другой и, если удавалось, своего гуру и бога Саркара, невысокого лысого человека в очках и белой одежде [3].

В 1974 г. Индира Ганди подтвердила запрет этой секте действовать в Индии [2].

«Ананда марга» организована по принципу ордена. Маргии (так называются ее члены) подчинены своему гуру, которого они называют «баба» (любимый отец), а самих себя - Вава Lovers (возлюбленными). Члены организации носят монашеское одеяние и получают санскритское имя. Структура общества не определена каким-либо уставом. Его возглавляет Анандамурти, обладающий неограниченными полномочиями. Он назначает генерального секретаря, ведающего организационными вопросами и замещающего Анандамурти в его отсутствие. Внутри «Ананда марга» функционируют так называемые департаменты, сформированные по принципу «теневого» правительства:

департамент внутренних дел (разведка и контрразведка),

по связям с общественностью (агитация и пропаганда),

социального благосостояния (филантропическая деятельность),

образования.

Образованию придается особое значение - ставка делается на молодежь. В этих заведениях подростки и юноши не только получают знания, но и главным образом воспитываются в духе соответствующей идеологии. По существу эти учебные заведения служат центрами предварительной подготовки и вербовки членов «Ананда марга» [4].

«Ананда марга» держится на фанатичной дисциплине и беспрекословном повиновении вождю. Прием в «Ананда марга» обставляется таким образом, чтобы произвести впечатление на неофита. Чтобы быть принятым в правящую элиту этой секты, послушник должен совершить магический ритуал, сидя на трупе человека и держа в руке череп, что вполне в традициях тантрических сект. Обычно такие церемонии проводятся по ночам в местах захоронения. Обряд инициации призван создать нужный психологический настрой, ощущение принадлежности к могущественному тайному ордену, который заботится о своих членах и жестоко наказывает отступников. Это не может не импонировать подросткам и юношам 12-17 лет, вступающим в «Ананда марга», а ведь именно из молодежи формируются наиболее фанатичные ее представители. Семь молодых членов общества, например, публично сожгли себя ради своего «бабы» [1,4].

Организация секты подразделяется на две категории: приверженцев и посвященных, которые позже меняют свое имя и становятся монахами. Монахи, полностью подчиняющие свою жизнь секте, активно вербуют новых приверженцев, организуют курсы йоги и лекции о ней, обучают «истинным чувствам» и техникам медитации. Клюнувшие на экзотику молодые люди попадают в специальные лагеря, разбросанные в разных местах Европы, Азии и Америки. В них планируется каждая минута: музыка и танцы чередуются с докладами, телесные упражнения с медитациями. Адепты почти не спят. Когда они спрашивают у монахов о волнующих их проблемах, те в ответ им советуют больше медитировать [1].

Из молодежи созданы отряды, составляющие Общество добровольной службы, численность которого держится в строгой тайне. Члены таких отрядов одеты в рубашки цвета хаки и серые шорты, на головах у них черные гуркхские шапочки с эмблемой свастики. Они обучены владению холодным оружием и приемам рукопашного боя. Ежемесячно контролируемая программа, состоящая из 16 пунктов, содержит точные предписания относительно физического очищения, одежды, вегетарианской пищи, а также указания по медитации. Считается обязательным участие в совместном еженедельном медитировании (по меньшей мере пять человек). Известны более 100 общественных инициатив (например, детские сады, биомагазины, общежития) «Ананда марга» [4].

Члены «Ананда марга» неоднократно совершали террористические акты против отдельных политических деятелей Индии как у себя в стране, так и за рубежом через заграничные отделения организации.

Не случайно правительство Индиры Ганди запретило деятельность «Ананда марга» за призывы к антидемократическим тенденциям, а сам Саркар находился в тюрьме в 1971-1978 гг. Поражение на выборах Индиры Ганди обеспечило свободу членам этой организации.

Зарубежные центры секты превратились в очаги международного терроризма. Их представители подбрасывают самодельные бомбы, бьют стекла, поджигают здания индийских учреждений за рубежом, нападают на индийских дипломатов и членов их семей, пытаются организовать угоны гражданских самолетов. Индийская общественность различной политической ориентации в целом враждебно относится к «Ананда марга». Власти, обеспокоенные террористическими акциями, постоянными нарушениями со стороны активистов организации законности и порядка, вводят различные ограничения на их деятельность. Однако члены общества либо нарушают эти ограничения, либо добиваются их отмены через судебные» инстанции, что, очевидно, объясняется тем, что в руководстве «Ананда марга» имеются высокопоставленные чиновники, судьи, полицейские, армейские офицеры [4].

Известен факт убийства уже в середине 70-х годов 18 бывших адептов секты «Ананда марга», пожелавших порвать с ней, по приказу руководителя культа Саркара. 2 августа 1978 года Саркар был освобожден из тюрьмы, где он сидел по обвинению в подстрекательстве к этому убийству. А 2 октября 1978 г. последовательница «Ананда марга» - студентка медицинского факультета из Сиднея, Линетта Филипс - произвела самосожжение перед зданием отделения ООН в Женеве (облилась бензином). Последними ее словами перед актом самосожжения были: «У меня есть пламенное желание бороться против роскоши и эгоизма этого мира» [1].

На этом самоубийства адептов секты не закончились. Молодые немцы Эрика Рупперт, 24 лет, и Гельмут Кляйнкнехт, 28 лет, после путешествия в Индию и США, где они изучали практики секты и пытались проповедовать ее идеи, облили себя бензином и подожглись перед берлинской церковью. В прощальном письме-листовке они написали, что сделали это «из любви ко всему человечеству». Лидеры германских филиалов «Ананда марга» не посчитали себя ответственными за это самосожжение. По их словам, это было свободное волеизъявление бывшего студента-психолога из Мюнхена Дода Локеши (культовое имя Гельмута) и юной Диди Ума Брчии (культовое имя Эрики).

Несколько лет назад Бухарестский суд осудил деятельность «Ананда марга» за проведение в детских домах Румынии опасных психических экспериментов на детях.

Однако российские власти все это не интересует. «Ананда марга» чувствует себя в нашей стране как дома. Особенно распространилась эта секта на Дальнем Востоке.

В 1992 году по приглашению Дальневосточной народной академии наук в Хабаровск с «гуманитарной помощью» прибыли американские миссионеры из «Ананда марга». По итогам визита была разработана долговременная программа духовного и делового сотрудничества между Дальневосточной народной академией наук и организацией «Ананда марга» [7].

В августе 1994 года на заседании хабаровского городского арбитражного суда был рассмотрен вопрос о деятельности в Хабаровске объединения «Ананда марга» или «путь блаженства», зарегистрированной как общественная организация. Краевая прокуратура потребовала привести все в соответствии с законом. Религиозная организация должна быть и зарегистрирована как религиозная. Решение суда: признать объединение «Ананда марга» религиозным и отменить его регистрацию в качестве общественной организации. Никто из взрослых иностранных граждан, вдохновителей хабаровской «Ананда марга», проживающих в Хабаровске, не пришел на суд. Не потрудились они и нанять адвоката. За всех отвечала 18-летняя девушка, студентка-первокурсница. Сам процесс был связан с прямой бедой: в прокуратуру стали обращаться родители. В их семьях трагедии. Дети бросают учебу. Меняются на глазах теряют способности, живость, доброту, развитость ума и души. Психиатрическая экспертиза установок и методов работы «наставников» из-за рубежа показала, что в секте не только допускается, но и поощряется вмешательство в психику человека чтобы изменить ее. В ходе судебного заседания в свидетельских показаниях всплыли факты и погрубее. Действительная цель закордонных наставников, которые прикрываются детьми и молодежью, коммерческие интересы, которые не всегда достигаются чистыми руками [17].

В августе 1995 года суд Центрального района Хабаровска признал недействительной местную регистрацию организации «Путь к блаженству» («Ананда Марга»). Как заявил ответственный работник хабаровской краевой прокуратуры Владимир Машинец, поводом для иска стало нарушение российских законов: организация с религиозной деятельностью провозгласила себя как краевое общественное объединение, что позволяет ей уклоняться от некоторых налогов и вести под видом гражданской деятельности религиозную пропаганду [18].

Получила скандальную известность провокация индийских спецслужб в отношении русских летчиков латвийской авиакомпании, когда их самолет был загружен оружием для подразделений секты «Ананда марга» в Западной Бенгалии, но оружие было тщательно замаскировано под иные грузы, и летчики ничего об этом не знали. При пролете над назначенным районом летчиков под дулами автоматов заставили сбросить контейнеры с оружием. Из официального запроса депутата Государственной Думы РФ Н.Кривельской министру иностранных дел России Е.М.Примакову №3.16-144 от 15 апреля 1998 г.: «Летчики не были информированы о характере перевозимого груза, а воздушная выброска груза для «Ананда марга» осуществлялась летчиками под угрозой расправы с ними и членами их семей со стороны лиц, сопровождавших груз». Виновникам этой акции странным образом удалось уйти, а наших летчиков задержали и бросили в тюрьму. Продержав их в заточении несколько лет и подорвав их здоровье ужасными условиями содержания, индийское «правосудие» приговорило их зимой 2000 года к пожизненному заключению, при этом международные правозащитные организации заявили о явной фальсификации доказательств, предъявленных индийской стороной на суде. Многие эксперты утверждают о наличии в этом деле явной провокации индийских спецслужб, которые сами всю эту акцию и спланировали (см.: [8-16]). Неоспоримым доказательством этого является то, что судья Бишвас возбудил 16 уголовных дел в отношении главных свидетелей обвинения по факту предоставления ложных показаний и улик [21].

В 2000 году русские лётчики были отправлены наконец-то в Россию…

К разделу «Ананда марга»

1. Задорожнюк И. Моралисты с ножом и черепом // Советская культура, 16 мая 1980 г.

2. Объявленные вне закона // Рабочая трибуна, 23 марта 1993 г.

3. Тайные общества и секты. Культовые убийцы, масоны, религиозные союзы и ордена, сатанисты и фанатики / Подгот. текста Н.И.Макаровой. - Мн.: Литература, 1996.- 624 с. - (Энциклопедия преступлений и катастроф).

4. Новые религиозные культы, движения и организации в России / Под ред. Н.А.Трофимчука. - (2-е издание, дополненное и переработанное). - М.: Изд-во РАГС, 1998. - 346 с.

5. Философия. Учебное пособие для вузов / Под ред. Ю.В.Осичнюка и В.С.Зубова. - Киев, 1994 г. - 382 с.

6. Пономарев С. Вчера - пионеры, завтра - миссионеры // Российская газета, 9 июня 1994 г.

7. Сообщение РИА-Новости от 15 декабря 1992 г.

8. Волков А. Тайна оружия, упавшего с неба // Московские новости, 30 января 1996 г.

9. Лашкевич Н. Прерванный полет за три моря. Как латвийских летчиков превратили в тайных торговцев оружием // Известия, 18 марта 1997 г.

10. Что случилось в Пурулиа? // Бизнес & Балтия (Рига, Латвия), 13 января 1997 г.

11. Котов Л. Индийский суд вновь отклонил петицию об освобождении до начала судебного процесса пятерых летчиков из Латвии, участвовавших в переброске оружия в восточные районы Индии // Сообщение ИТАР-ТАСС от 9 апреля 1996 г.

12. Котов Л. Индийский суд отказался выпустить на свободу пятерых латвийских летчиков, ожидающих суда по обвинению в тайном сбросе оружия над штатом Западная Бенгалия // Сообщение ИТАР-ТАСС от 29 марта 1996 г.

13. Котов Л. Центральное бюро расследований Индии предъявило официальные обвинения участникам тайной операции по выброске оружия с самолета Ан-26 над штатом Западная Бенгалия // Сообщение ИТАР-ТАСС от 21 марта 1996 г.

14. Скосырев В. Судьба русских летчиков в руках индийского судьи. В Калькутте открывается процесс по делу о переброске оружия // Известия, 23 августа 1997 г.

15. Котов Л. Индийские силы безопасности провели общенациональную операцию по поиску лиц, причастных к тайной выброске оружия с самолета Ан-26 в Западной Бенгалии // Сообщение ИТАР-ТАСС от 3 марта 1996 г.

16. Котов Л. Индийские силы ПВО заставили приземлиться в Дели самолет Ан-26, ранее на прошлой неделе такой же был посажен в Бомбее // Сообщение ИТАР-ТАСС от 25 декабря 1995 г.

17. Приамурские ведомости (Хабаровск), 13 августа 1994 г.

18. В Хабаровске признана недействительной регистрация религиозной организации «путь к блаженству» // Сообщение РИА-Новости «Выпуск «Горячая линия») от 15 августа 1995 г.

19. Экспертное заключение Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий №35 от 1 августа 1997 г. по поводу вероучения и деятельности религиозной организации «Ананда Марга», выполненное по запросу председателя Комитета защиты семьи и личности (Санкт-Петербург) В.А.Рычковой.

20. Степанова И. Под прицелом психотеррора // Гудок, 27 марта 1996 г.

21. Бичурин А. Русские летчики крестились в индийской тюрьме // НГ-религии, 9 февраля 2000 г. - №3(50).

22. Религиозная среда обитания: Оценка угроз и поиск мер защиты. - М.: Издание Государственной Думы РФ, 1998. - 176 с.
© Игорь Куликов, 1999 г.

Московское издательство «ПаломникЪ» издает новые тома энциклопедии «Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера», приобретая которые, вы получаете доступ к полной версии энциклопедии, обширным аналитическим материалам, информации о сотнях новых культовых групп, огромной базе документов и массиву фотографий. Приобрести книгу, как в розницу, так и оптом, жителям Украины удобнее в Интернет-магазине «Благовест», оплатив стоимость пересылки книги из России, или в самом издательстве «ПаломникЪ». Главный редактор издательства - Павел Николаевич Роговой. Адрес издательства: 127015, Москва, ул. Бутырская, 86 Б, тел. (499) 972-36-45, e-mail: [email protected]


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИИ ДЕСТРУКТИВНОГО, ОККУЛЬТНОГО И НЕОЯЗЫЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА»

Том 4. Восточные секты


Вернуться к содержанию энциклопедии

Вернуться к содержанию IV тома

«Украина сектантская»
 
11 апреля 2009 admin
 

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ

  • Некоторые примеры частных классификаций
  • «Ананда»
  • Четвертый том справочника «Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера»
  • Глава 11. Лапин и Ляховицкий
  • Глава 11. «Ананда марга»
  •  
     
    Раздел форума
    Обсуждаемая тема
    Автор сообщения
    Время