Порфирия Иванова секта


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИИ ДЕСТРУКТИВНОГО, ОККУЛЬТНОГО И НЕОЯЗЫЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА»

Том 2. Оккультизм

Оккультные организации и группы - по названиям с «П» по «Р»


Класс «Экология духа, оккультизм и оккультное целительство».

Подгруппа О-3 «Группы и сообщества колдунов, магов и экстрасенсов» с признаками подгруппы О-1 «Устойчивые организации и группы (секты)».

Порфирия Иванова сектаОснователь - Порфирий Корнеевич Иванов, прославившийся тем, что в любую погоду ходил только лишь в длинных семейных трусах. Родился он в 1898 году, жил и учил на хуторе Верхний Кондрючий (Ворошиловградской обл.), где и умер в 1983 г. В молодые годы был шахтером, грузчиком, образование - 4 класса [4].

В настоящее время одна из основных руководителей движения последователей Порфирия Иванова - Валентина Леонтьевна Сухаревская.

Активисты - О.Г.Быков и Н.М.Быкова [17], Юрий Иванов [22].

Основные центры расположены на Украине, в Луганской области:

«Дом здоровья» - 349200, Украина, Луганская обл., Свердловский район, п/о Должанское, хутор Верхний Кондрючий, ул.Садовая, д.58;

349084, Луганская обл., Лутугинский р-н., с.Ореховка, ул.Первомайская, д.51, коммуна Порфирия Иванова (Александр Сопроненков).

Центры последователей Порфирия Иванова есть во многих городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Белгороде, Вологде, Череповце и др.

125319, Москва, ул. Академика Илюшина, 5, кв. 84, «Школа Порфирия Иванова» - Татьяна Алексеевна Шаблонова.

123007, Москва, Хорошевское шоссе, 64-1-19, тел. 941-25-16 - Акимов Александр Арсеньевич.

129282, Москва, ул.Полярная, 54-3-294.

Центр «Начало»: Москва, пр-т.Мира, 43, м. «Проспект Мира» (2-й и 4-й вторники каждого месяца, 18.00 - 20.00).

Контактные телефоны: 901-37-89, 473-83-15, 350-12-60, 350-49-81, 350-91-76.

О численности адептов точных данных нет. Предположительно - свыше тысячи активных адептов на Украине.

В Белгороде около 10 активных последователей Порфирия Иванова, в Вологде - около 30.

Вероучение Порфирия Иванова носит оккультно-религиозный характер и называется «Детка». Рекламным фасадом учения являются 12 заповедей последователям учения. Сокращенно эти заповеди выглядят следующим образом [1]:

«1. Два раза в день купайся в холодной, природной воде... Горячее купание заверши холодным. 2. Перед купанием или после него, а если возможно, то и совместно с ним, выйди на природу, встань босыми ногами на землю, а зимой - на снег хотя бы на 1-2 минуты... 3. Не употребляй алкоголя и не кури. 4. Старайся хоть раз в неделю полностью обходиться без пищи и воды с 18-20 часов пятницы до воскресенья 12 часов... 5. В 12 часов дня воскресенья выйди на природу босиком... 6. Люби окружающую тебя природу. Не плюйся вокруг и не выплевывай из себя ничего... 7. Здоровайся со всеми везде и всюду... 8. Помогай людям... 9. Победи в себе жадность, лень, самодовольство, стяжательство, страх, лицемерие, гордость... 10. Освободи свою голову от мыслей о болезнях, недомоганиях, смерти... 11. Мысль не отделяй от дела... 12. Рассказывай, передавай опыт этого дела...».

Если бы не мистическая подоснова «Детки», то правила жизни по Иванову могли бы быть совершенно безобидными, являясь просто сильно упрощенным, даже убогим, вариантом христианских заповедей, хотя бы в сравнении с Нагорной проповедью Христа (Еван.Мф.5-7). На самом же деле учение Порфирия Иванова - это вовсе не безобидное учение о здоровом образе жизни, как пытаются представить его некоторые ивановцы, а оккультно-религиозное учение. В его вероучении нет места Христу, это место занято Ивановым, который почитается адептами как харизматическая личность [3]. И даже как бог.

По учению ивановцев, Христос принес соборность между людьми, а Иванов дал более высокую степень соборности людей и природы. Обожествив природу, ивановцы объединяют ее новой ипостасью Бога, слившись с которой человек получает спасение. Ивановцы отрицают бессмертие человеческой души, церковные таинства, неизбежность загробного возмездия, существование ада и рая. Они не признают церковную иерархию, утверждая, что для общения с Богом Духом Отцом через природу иерархия не нужна - «каждый ивановец сам себе поп» и только «один ходатай за нас перед Богом Духом Отцом и природою - Господь Животворящий Порфирий Корнеевич Иванов» [4].

Поначалу неофитам объясняют, что Иванов - это великий «Учитель», но по мере продвижения вглубь системы адептам постепенно втолковывают, что Иванов - это бог. Порфирий Иванов считал себя «Богом земли»: «А этому всему делу помогает Учитель, Победитель природы, Бог земли» ([8], с.136), и даже воплощением Бога Отца. Да, это Христос был всего лишь воплощением Бога-Сына. А вот Иванов это Сам Отец. По крайней мере так он сам пишет в своих дневниках:

«Бог вечный явил себя в лице Учителя. Никто не знал, кто Бог земли. Люди жили рядом с ним и не могли понять, кто он есть. Сын в лице был - это Иисус Христос, а Отец в лице еще не был ни разу на земле. И теперь он пришел и явился в лице учителя... Эта книга. Библия, писала в свое время, что настанет час - с Востока человек придет, будет рассказывать, Ему никто верить не будет. А будет против Него созданное законом гонение, и впоследствии Ему не дадут права пользоваться словом. Его признают за Его Идею больным. А - это есть Он. Это Нечто такое в жизни: не человек ходит по земле - сам родившийся в Природе Бог земли!» ([9], с.252-253).

В других своих тетрадях он утверждал, что является Духом Святым: «Я приходил на Землю как все терпящий Святой Дух» ([17], с.29).

И тут же обещает, что скоро придет в образе беса: «Теперь приду на Землю как Великий Дух, который поломает все на свете» ([17], с.29). Сам разобраться не смог, чего из себя представляет. Но ясно, что ничего доброго.

«Если веришь этому Учению, то проси меня как Учителя: Учитель дорогой мой, дай мне мое здоровье. Проси с душою и сердцем и никогда в обиде не останешься, а все что следует, ты получишь...Умолить меня надо. Просите меня, а не природу, вы не заслужили перед ней. Я заслужил перед природой и выпросил у нее эти силы и стал посредником между природою и людями», - говорит Порфирий Иванов. «Если считаешь Богом, ему веришь - он твой покровитель и сохранитель во всех твоих делах», - соглашаются с ним его адепты ([17], с.6-7).

А Иванов конкретизирует, что он - не просто бог, а бог конкретного бугра: «Это я есть истина, обо мне что я есть Бог этому бугру, этому месту» ([8], с.139).

Интересно, что тот Чувилкин бугор, «богом» которого является Порфирий Иванов, адепты Иванова считают живым: «Чувилкин Бугор - это место живое... Цветами цветет, дела никакого, воздух, вода да земля - азот, ток, электричество - неумираемое существо со всеми такими условиями... Чувилкин Бугор - это природная она для людей тайна. Это не гора та, на которой был Христос распят, это - Чувилкин Бугор, где своими ножками прошел сам Господь... Чувилкин Бугор - это место святое, это эволюция Святого Духа... Чувилкин Бугор он был, он есть, он будет первым началом. Это эволюция Святого Духа» ([17], с.23-24).

Эту веру поддерживал и сам Иванов: «... это все сделает наш великий этот неумираемый бугор» ([8], с.135).

Понятно, что ивановцы к такому «богу бугра» должны припадать с молитвой: «Если веришь этому учению, то проси меня как Учителя: «Учитель мой дорогой, дай мне мое здоровье!» Проси с душой и сердцем, и никогда в обиде не останешься, а все, что следует, получишь». Здесь налицо мистическое действие, которое обеспечивает связь человека, призывающего имя «учителя», с демонической сущностью, исполняющей желаемое.

Довольно интересно здесь свидетельство последовательницы Порфирия Иванова, фактически его «правой руки», Валентины Сухаревской: «Когда я в 1954 году встретилась с Учителем и потом сказала Ему, что пришла к Нему не как к Учителю, а как к Богу, то Он спросил у меня: - Откуда ты это взяла? Я Ему говорю: - Мне моя мать с детства вложила это в голову - что на землю должен прийти Сам Бог. Учитель строго сказал : - Валентина, не время! Смотри не урони!».

А вот что пишет другой его последователь, культорг Парка культуры и отдыха «Люблино» (Москва) Алексей Афанасьев: «Самое главное, что дает эта система - это признание над собой Бога, Который ради атеистов и безбожников опустился на самое дно (тюрьмы и психушки), Который (Афанасьев здесь Богом называет именно Порфирия Иванова, - прим. авт.) принял на Себя нечеловеческие страдания в течение 50 лет - шел на смерть. Какое сердце останется равнодушным, непризнательным и неблагодарным??? И вот, тысячи бывших атеистов начинают проявлять смирение, послушание и благодарение Творцу неба и земли, Богу Единому в Троице славимому. В Гимне «Слава жизни» говорится: «Люди Господу верили как Богу, А Он Сам к нам на землю пришел...». Слова «А Он Сам к нам на землю пришел» означают, что к людям на землю явился Бог Дух святой, проходивший на землю видимым образом во Христе Боге, также, видимо, являвшийся в виде голубя и виде огня. А теперь он пришел лично, как личность в виде человеческой личности, как воплотившийся и вочеловечившийся Дух. Последователи системы «Детка» воспринимают эту информацию не как противопоставление Христу, а как радостное событие, позволившее им уверовать» (письмо А.Афанасьева в Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий памяти А.С.Хомякова).

Вторит ему и активнейший популяризатор учения Иванова О.Г.Быков: «Учитель - наш поводырь, вождь из вождей вождь... Учитель нашего всего мира - Бог земли. Он открыл свет этому всему... Учитель - он пробудитель всех живых и мертвых людей, победитель природы, учитель народа, бог Земли, бог Дух Святой» ([17], с.22,24).

Из приведенных цитат совершенно ясен религиозный характер деятельности адептов Порфирия Иванова, поэтому вызывают недоумение их постоянные попытки уверить широкую общественность в обратном.

Оккультно-религиозный и сектантский характер деятельности последователей Порфирия Иванова подтверждают и специалисты Кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте РФ: «... под видом укрепления здоровья пропагандируются ритуалы,... служащие формированию у человека чувства сектантской избранности... Наблюдается стремление сблизить мистическую фигуру учителя-пророка Иванова с христианской традицией. В нем видят сошедшего на землю Бога в ипостаси Святого Духа: «после Христа пришел Святой - Дух - Иванов. Как после периода Ветхого Завета наступил период Нового Завета, так теперь пришло время Завета Учителя Иванова». К тому же идеи о втором пришествии и о загробном суде связываются с фигурой божественного Учителя» [4].

Вообще учение Порфирия Иванова представляет собой гремучую смесь хлыстовства, оккультизма и слащавых побасенок типа «Сделайте то-то и то-то, и будет вам ща-астье-е».

Одним из основных ритуальных действ для адептов Порфирия Иванова является обливание холодной водой, что безотносительно его системы, в принципе, не является чем-то плохим. Однако то, что обливание водой действительно в разумных пределах носит оздоровительный эффект, для последователей Иванова не является доминирующей мотивацией; они утверждают, что вода является живой, и именно поэтому призывают ею постоянно обливаться: «Не бойтесь холодной воды. Она же живая! Как всякое живое существо, холодная вода может помочь, а может и «наказать», «скрутить в бараний рог». Все будет зависеть от готовности человека войти с ней в правильное «общение» ([10], с.139-143).

Комментирует известный православный миссионер диакон Андрей Кураев: «Напомню, что Бойль свой закон о перепаде уровней воды в сообщающихся сосудах формулировал именно ради того, чтобы отбросить представление о воде как о живом существе. Не потому меняется уровень воды, что «природа не терпит пустоты», не страхом движется водяной поток; он движется потому, что... (см. учебники по физике). Наука возникла в полемике с анимизмом и оккультизмом. Если бы люди полагали, что «всюду жизнь», всюду духи - то не было бы у нас физики, и химии, но и по сию пору изучали бы мы лишь разные аспекты «ангелологии» и «демонологии». И это вполне соответствовало бы заветам каббалистики. В иудейской мистике считается, что причина роста растений в том, что «Каждая былинка имеет ангела-хранителя, который властно повелевает ей: расти!» ([12], с.10). Это значит, что понять рост и движение былинки можно, лишь угадав волю ее ангела. Современные оккультисты в таких случаях говорят об «эгрегоре» или «элементале». Но это ни на йоту не приближает их к научной биологии» [2].

Отношения «учителя» Иванова с «природой» довольно запутанные. В личных записях Порфирия Иванова, в его тетради «Школьник», многие положения вызывают недоумение своей логической непоследовательностью. Так, с одной стороны, «учитель» ставит себя в подчинение «природе», часто обращается к ней за помощью, за указаниями, «как действовать дальше», с другой же - утверждает, что сам стал победителем «природы» и «Богом земли». Природа у Порфирия Иванова явно одушевлена: в одном случае она производит на него давление, заставляя выполнять пункты «закалки-тренировки» вопреки желанию, в другом - способна на обман («Природу обмануть нельзя, скорее всего она обманет человека»). «Учитель» утверждает, что «природа» обладает могучими силами, способными породить героя, так же, как она родила самого бога (читай - Порфирия Иванова), у которого есть «нелюдские силы», дарованные самой «природой» [13].

А закаливающая сторона системы Порфирия Иванова - это то, что человечество знало всегда. На Руси раньше так и жили - ходили босиком и зимой, ибо на семью были одни валенки. Народ жил бедно, поэтому надевали очень мало одежды. Умывались холодной водой из колодца. На землю не плевали, ибо она Святая. Здоровались со всеми людьми. И выполняли все положения закалки. Просто раньше не подозревали, что это есть цельная система «закалки-тренировки». По воскресеньям не ходили на природу вдыхать воздух, а шли в церковь на Литургию. Молились Святой Троице и Богородице и в молитвах просили о милости. Постились не по субботам и воскресеньям - для православных праздничным дням, а по средам и пятницам. Если давали милостыньку и здоровались с чужими людьми, то не с мыслью получить здоровье (как призывал Иванов), а с мыслью, что Бог милосердных любит, а на все остальное, что с человеком произойдет, - Его Святая воля [13].

Учение «бога бугра» отрицает бессмертие человеческой души, предлагая удлинение этой жизни за счет принятия ивановского образа жизни. Доходит до того, что некоторые ивановцы питаются только раз в неделю и подвергают себя другим аскетическим «подвигам».

То, что учение Порфирия Иванова - это религиозная доктрина, доказывает хотя бы гимн, посвященный Порфирию Иванову, который поют в определенное время практически все ивановцы [15]:

Люди Господу верили как Богу

А Он Сам к нам на землю пришел

Смерть как таковую изгонит

А жизнь во Славу введет

Где люди возьмутся на этом Бугре

Они громко скажут Слово

Это есть наше райское место

Человеку слава бессмертна

Я пою Гимн ежеминутно

В Гимне сейчас все.

Вот как характеризует Иванова выпущенная в Перми православным обществом «Панагия» книга «Исцеления истинные и ложные. Оккультизм в медицине» [13]: «В начале своего жизненного пути он ничем не выделялся среди окружающих: жил как все, благочестием не отличался - пил, курил. Ивановцы утверждают, что их «учителя» посетил «Дух Святой», после чего Порфирия Иванов стал основателем религии второго пришествия Бога на землю, т.е. «новым Христом». После данного «просветления» Порфирий приобрел особые качества: претерпевал любой мороз, зимой и летом ходил в одних трусах, мог долго находиться под водой. Ко всем этим качествам прибавился еще и дар целительства. Для православного сознания вполне ясен источник таких дарований. Божественным он не может быть по той причине, что Иванов не являлся образцом святости и благочестия и ничем не заслужил подобной милости у Господа. Сам характер насильственного вхождения «некоей» силы ясно говорит о демоническом характере происшедшего с Порфирием Ивановым. И то обстоятельство, что Чувилкин бугор, как известно, был местом древнеязыческого капища, проливает свет на природу особых «даровний» учителя. Становится понятной и сущность так называемой «природы», с которой «учитель» с тех пор вошел в самый тесный контакт и получил от нее руководство к действию - ту самую «закалку-тренировку». Поддавшись демоническому обольщению, Порфирий Иванов сформировал целую систему взглядов на жизнь, где нет места Богу, любящему и милующему, - Его место занял сам «учитель» и неведомая могущественная «природа», где нет вечной жизни, нет бессмертной души, а следовательно, и посмертного возмездия, нет ада и рая. Зато гарантируется исцеление от всех болезней и крепкое здоровье на многие годы здесь, на земле. Для неверующего, атеистического сознания - это тот самый крючок, на который попадаются ослепленные души».

Организации последователей Порфирия Иванова представляют собой ветви деструктивной оккультно-религиозной секты с неоязыческим налетом, причем некоторые бывшие адепты указывают на возможное смыкание культа Иванова с сатанизмом.

В книгах последователей Порфирия Иванова говорится, что Порфирий Иванов в конце 20-х годов стал ощущать какую-то связь с природой, стал слышать внутри себя голоса, призывающие его к единению с природой. Затем 25 апреля 1933 года на Чувилкином бугре на него нашло некое «просветление» [4], которое, по словам его последователей, было вызвано тем, что в него вселился Дух Святой (третья ипостась христианской святой Троицы), и он явился основателем новой религии, религии второго пришествия бога на землю (для христиан - нового Христа, для мусульман - махди, для буддистов - Матрейи). После данного «просветления» Порфирий приобрел особые свойства, претерпевал любой мороз и стужу, зимой и летом ходил всегда голый (в одних трусах), мог долго находиться под водой и даже исцелять некоторые болезни. Сам Иванов, не раз показывая своим ученикам на изображение распятого Христа, двусмысленно намекал о распятии «брата своего». Несмотря на такое «родство», Иванов в церковь не ходил, Богу не молился, креста боялся, своим последователям объявлял, что в Церкви все ложно. В Великий пост «бог бугра» угощал заходивших к нему христиан мясом, поститься же своих учеников заставлял именно в те дни, которые являются христианскими праздниками, и поститься в которые по религиозным убеждениям нельзя. В противном случае следует отлучение от Церкви [3].

В войну Иванов якобы ввел гестаповцев в состояние транса и удивления от его способностей (не понятно только для чего такие способности нужны). В то время, когда советский народ самоотверженно воевал с захватчиками, Иванов оккупантов «удивлял», одним словом, устраивал им шоу.

В 1964 году Иванова арестовали, обвинив его в том, что он использует незаконную врачебную практику с целью обогащения. В феврале 1965 года под конвоем его отправили в Казанскую республиканскую больницу МВД для принудительного лечения [19].

«Раскрутка» Иванова пошла с начала 80-х годов. В январе 1983 года в Москве состоялась первая большая публичная лекция о его системе. Она проходила в Химках во Дворце культуры «Родина» и собрала почти тысячу человек. Проводил ее методист по лечебной физкультуре Олег Григорьевич Быков. Лекция началась и закончилась гимном секты. За первой лекцией последовало множество других.

Умер Иванов в 1983 г. на хуторе Верхний Кондрючий. Довольно интересно свидетельство одного из его адептов: «А ты хочешь верь, хочешь не верь - несколько дней над могилкой его земля шевелилась и подрагивала» [18].

Смерть Иванова стала катализатором развития движения его последователей. В апреле 1985 года была проведена лекция об учении Иванова в Останкино. К концу 1984 года появились адепты Иванова в Ленинграде, а после Чернобыльской аварии сначала сотни, а затем тысячи киевлян стали выполнять «Детку». В 1986 году проводились встречи и лекции в Москве, Ленинграде, Калинине, Киеве, в 1987 - уже и в Вологде, Таллинне, Казани, Зеленодольске.

Летом 1987 года Валентина Сухаревская предложила провести на родине «учителя», в Ореховке, встречу последователей с жителями села. 28 июля в Ореховку съехалось более сорока человек из разных городов. Вместе с Валентиной Леонтьевной они поднялись на Чувилкин бугор. После этого приехавшие последователи и жители села собрались в клубе, где была проведена лекция об «учителе» Иванове. «Проткнули тоненькой иголочкой в атмосфере, и теперь потекут реки», - так заявила тогда В.Сухаревская об этом событии. В конце 1987 года, 26 декабря, по I программе Центрального телевидения была показана небольшая передача об Иванове - «Если хочешь быть здоров», в которую были включены документальные кадры, снятые в свое время Э. К. Наумовым. Впоследствии телепередачи об Иванове стали выходить в эфир регулярно. 10-13 марта 1988 года в Киеве состоялись Всесоюзные научные чтения, посвященные 125-летию со дня рождения В. И. Вернадского. На этих чтениях прозвучало несколько докладов и выступлений об учении Порфирия Иванова. После окончания чтений Валентина Леонтьевна пригласила всех желающих собраться на Чувилкином Бугре 25 апреля. А перед этим договорились потерпеть, кто может, три дня без пищи и воды. В Ореховку съехалось около 400 человек.

22 октября 1988 года в Москве прошел экологический фестиваль «Если мы хотим выжить» по глобальным проблемам современности. С воспоминаниями об «учителе» выступили В.Л.Сухаревская, Э.К.Наумов, В.Г.Черкасов, О.Г.Быков и другие, встречавшиеся с ним лично. В 1988 году также были проведены лекции и встречи в Луганске, Минске, Ижевске, Старом Осколе, Тюмени, Новосибирске и многих других городах бывшего Советского Союза. В областных и республиканских газетах, да и в центральной прессе стали появляться статьи о Порфирии Иванове и его оккультной системе (правда, в прессе она называлась оздоровительной).

В октябре 1988 года на Выставке достижений народного хозяйства СССР начала работать экспозиция, посвященная Иванову и его системе. В 1989 году эта экспозиция значительно расширилась. На выставке постоянно проводились консультации, лекции, распространялась литература. Очень многие впервые узнали об этом учении именно на ВДНХ в 1989-1990 годах. В сентябре 1989 года подобную экспозицию организовали адепты Иванова в Киеве на ВДНХ Украины.

В Казани и Ленинграде состоялись Научно-практические конференции по системе Порфирия Иванова, а в Москве 3-4 июня 1989 года на II Всесоюзных Федоровских чтениях работала специальная секция, на которой прозвучали доклады последователей Иванова.

В апреле 1990 года по распоряжению заместителя Министра здравоохранения СССР состоялся «круглый стол» медработников Москвы, а также прошли встречи последователей с сотрудниками редакций журнала «Наука и религия» и газеты «Советский спорт». В том же, 1990-м году, были сделаны доклады о системе Иванова на Форуме глобальных нравственных и экологических проблем во Дворце молодежи и на III Федоровских чтениях в Москве. В Государственном выставочном зале «На Солянке» открылась экспозиция «Живое мироздание», в которую вошел раздел, посвященный Иванову. Газета «Советский спорт» начала публикацию целой серии статей, касающихся самого Иванова и его учения. Вышли материалы в ряде центральных журналов и газет. Летом в телеэфир вышла передача «Ступени», которая транслировалась по первой программе Центрального телевидения, передачи по другим программам. На Киевской киностудии документальных фильмов был создан 30-минутный художественно-публицистический фильм о «боге бугра» и его последователях «Я тот, кто во мне» (режиссер Виталий Сегеда).

8 июня 1991 года в Москве состоялась 1-я Всесоюзная конференция медицинских работников по системе Порфирия Иванова. Зал Дворца культуры ГПЗ, рассчитанный на 1200 человек, был полон: съехались медики, интересующиеся «Деткой», более, чем из ста городов.

В Алма-Ате в сентябре 1991 года состоялась Республиканская научно-практическая конференция «Путь к здоровью через Природу по системе Порфирия Иванова», на которой присутствовали медики не только из Алма-Аты, но и из большинства районов Казахстана. Конференции прошли также в Красноярске, Днепропетровске, Хабаровске и других городах.

В 1992 году в Москве состоялись две самые большие по своим масштабам конференции. В январе прошла Всесоюзная педагогическая конференция «Все начнется с детей», на которую были приглашены работники высшей школы, среднего образования и дошкольного воспитания из многих регионов и республик. Конференция проходила в Большом конференц-зале Парламентского центра России и собрала 2000 человек. Выступления педагогов-адептов были посвящены неким воспитательным и нравственно-этическим аспектам системы Порфирия Иванова, которые на самом деле отсутствуют. 21 марта 1992 г. в этом же зале прошла Межрегиональная молодежная конференция адептов Иванова «Мой подарок молодежи».

В 1992 года прошло несколько конференций и иных публичных мероприятий адептов Порфирия Иванова в различных городах России и республик СНГ: в Коломне, Уфе, Вологде, Костроме, Тюмени, Витебске, Магнитогорске, Казани, Якутске, Петрозаводске, Инте, Череповце, Южно-Сахалинске и т. д. Особенно крупные конференции состоялись в Киеве (для медицинских и педагогических работников Украины), в Сургуте Тюменской области (Западно-Сибирская конференция «Природа, человек, здоровье»), в Смоленске («Дорога к Двухтысячелетию одна - учиться делу Иванова»).

На конференции в подмосковном Подольске 30 октября 1992 года речь шла о самом Иванове, как о Боге. Конференция называлась «Бог родился в России» и собрала около тысячи человек.

25 апреля 1992 г. на Чувилкином Бугре был проведен массовый сбор адептов-ивановцев. В тот день собрались свыше тысячи адептов Иванова (по словам адептов - не менее 10 000).

В феврале 1993 года в Москве в кинотеатре «Кишинев» была проведена юбилейная городская встреча-конференция, посвященная 95-летию Иванова.

24 апреля 1993 г. состоялась праздничная встреча во Дворце культуры «Меридиан», которая собрала 1200 человек, а 25-го - адепты Иванова собрались в Измайловском парке.

В августе 1993 года в Москве была закончена работа по созданию полнометражного художественно-публицистического фильма об Иванове «Живая жизнь» (автор сценария Вадим Иванов). Фильм был создан на киностудии «Центрнаучфильм» и впервые показан в Минске 21 августа 1993 года.

2–3 октября 1993 г. прошла Межрегиональная московская конференция адептов Иванова «Человеку слава бессмертна», которая проходила в кинотеатре «Мир» в центре Москвы. На конференции присутствовало около 2000 человек.

Осенью 1994 года в Москве состоялась Международная конференция «Порфирий Корнеевич Иванов. Личность и Учение».

В августе 1994 года в доме Иванова началась работа по созданию фотовыставки под названием «Я жизнь предложил людям» для местного краеведческого музея в г. Свердловск Луганской области. 22 октября 1994 г. состоялось ее торжественное открытие. В августе 1995 года эта выставка экспонировалась в одном из залов Центрального Дома художника на Крымском валу в Москве.

И в настоящее время наблюдается большая организационная активность ивановцев: проведены конференции во Владивостоке, Коломне, Жуковском. Летом 1995 года в Москве состоялась международная конференция, собравшая представителей стран СНГ [4]. 21 апреля 1996 года в концертном зале Дома офицеров МВО состоялась встреча с последователями Иванова. С 17 по 29 апреля 1996 года прошла фотовыставка ивановцев.

В 1998 году к 100-летию со дня рождения «бога бугра» режиссер-документалист Георгий Давиденко снял фильм «Чтобы жить...». Картина, пропагандирующая оккультно-религиозную систему П.Иванова, была создана «Центром природного оздоровления «Джерело» при содействии «Киевнаучфильма» [20].

Вполне определенным образом характеризует Порфирия Иванова его дневник. Чтобы понять, что это был за человек, достаточно прочесть лишь его первую страничку без редакторской правки: «1967 года 2 апреля 12 часов ночи праходят 1-го числа уремя Я начинаю переходит за закалку описоват постараюс к 50 лет октябрю молодежи представит за свою работу за свое учение какую я получил в этом сам ползу и другому человеку что то даст впоследствии по моему излогу по Иванову выводу мы должны за это дело узятся все общеми силами и может быт мы не это раскроем уприроде чего нам нашел Иванов унего мысел не такая как унас свами воюем сприродою и хочем ее своими индивидуальными силами доказат Иванов говорит наша болшая у этом деле ошибка...» ([8], с.16).

Комментирует известный православный миссионер диакон Андрей Кураев: «Что ж, действительно, «мысел унего не такая как унас свами». Но зачем же психически больного человека выдавать за «Учителя»?! Однажды после открытой лекции в Москве, на которой мне пришлось немного коснуться Иванова, ко мне подошла пожилая женщина и передала записку следующего содержания: «О. Андрей! Порфирий Иванов был психически больным (паранойя). Он был пациентом моего мужа, психиатра, профессора Юрия Сергеевича Николаева. - А. Николаева» [2].

Людей в учении и системе Иванова привлекает обещание полного исцеления от всех болезней и крепкого здоровья на все годы. Для достижения этой цели используются различные механизмы закаливания обливанием холодной водой в совокупности с принятием воздушных процедур. Все эти ритуалы всегда связаны с разными мистическими действами, в частности, с обращениями к «Учителю Иванову», чтобы тот дал энергию.

Специалисты Кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте РФ дали негативную оценку деятельности секты Порфирия Иванова, особо акцентировав именно ее сектантский характер: «Его последователи порой усугубляют суровость закаливания и голодания, превращая их в изнурительные, опасные для здоровья аскетические процедуры. В этом случае под видом укрепления здоровья пропагандируются ритуалы врачевательной магии, направленные на овладение мистическими силами природы и служащие формированию у человека чувства сектантской избранности и божественной просветленности [4].

Практикующие такого рода магические ритуалы и аскезы, а кроме того и различные оккультные методики, составляют так называемый внутренний круг последователей Порфирия Иванова, информация о котором держится от непосвященных в строгом секрете. Однако иногда информация об этом все же становится известна из книг секты:

«Идея Учителя не в том. что кушать и как, а научиться совсем обходиться без пищи, получая энергию из воздуха, воды и земли» ([17], с.8);

«Искупайся и иди на снег - все будет хорошо, только воздух потяни и скажи: «Учитель помоги». Совместно с купанием лучше будет, электризация по всему телу пойдет - это самое главное, самое хорошее. Надо ходить босиком по земле или по снегу для того, чтобы электрозироваться, чтобы набраться этих сил. Земля дает силы человеку» ([17], с.7).

Совершенно очевидно, что сеанс «электризирования», как выражаются ивановцы, не имеет ничего общего с реальностью, это оккультный обряд.

Отрицание бессмертности человеческой души естественно вызывает желание жить здесь, на земле, вечно, что как раз и приводит к тому, что некоторые ивановцы ради развития личной аутотрофности (самостроения) питаются только раз в неделю, постоянно обливаются холодной водой и терпят другие аскетические «подвиги» [3], что, в свою очередь, приводит к необратимым процессам в сознании и психике этих адептов Порфирия Иванова.

После смерти Порфирия Иванова (очень мучительной и тяжелой) всех желающих зазывали на хутор Верхний Кондрючий к «жене господа животворящего Порфирия Иванова» для принятия от нее крещения в Ивановскую веру [3].

Со всех концов страны в Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий памяти А.С.Хомякова поступают жалобы родителей, что в школы и детские сады лезут последователи Порфирия Иванова (Тверь [16], Пермь, Санкт-Петербург и др.). Но, как было показано выше, деятельность групп последователей Порфирия Иванова носит именно оккультно-религиозный характер. Поэтому деятельность адептов Иванова по привнесению своего оккультно-религиозного учения в учреждения государственной системы образования, в том числе дошкольного, грубо нарушает российское законодательство и целый ряд подзаконных актов Министерства образования, а именно: Конституцию России, Закон РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» 1997 г., Приказ Министерства образования Российской Федерации № 47 от 5 февраля 1996 г. «О мерах по выполнению решений Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации», Письмо Министерства образования Российской Федерации №47/20-11п от 19 марта 1993 г. «О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации», Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации №17-36-37/17-22 от 18 октября 1996 г. «О соблюдении законодательства Российской Федерации о свободе вероисповеданий в системе государственных и муниципальных учебных заведений».

Поэтому все такого рода факты должны решительно пресекаться правоохранительными органами.

И такая практика уже есть. Так, в конце сентября 1997 г. в ряде школ Центрального, Заволжского района г.Твери последователи Порфирия Иванова провели встречи с учащимися. Разрешение на проведение этих встреч Управление образования администрации г.Твери не давало. По запросу ряда педагогов, возмущенных этими вопиющими фактами нарушения российского законодательства о светском характере образования, в районные отделы образования, во все образовательные учреждения города был направлен приказ Управления образования, в котором руководители учреждений были предупреждены о недопустимости в дальнейшем нарушений существующих нормативных документов о миссионерской, проповеднической и иной публичной религиозной деятельности среди несовершеннолетних в государственных и муниципальных общеобразовательных и детских дошкольных учреждениях [16].

Зато в другой области - Владимирской - с 29 сентября по 3 октября 1997 года адепты секты Иванова с помощью «Союза защиты детей» (!) провели серию бесед с учащимися, посвященных «богу бугра» и его оккультно-религиозной системе, которая в разговорах с детьми почему-то называлась «оздоровительной». Акция, которая так и называлась - «Неделя бесед и встреч с учащимися, посвященных Порфирию Иванову и его системе», была проведена в самом Владимире, Александрове, Карабанове (правда, из этого города их быстро прогнали) и других городах области. Заместитель директора департамента образования Владимирской области Г.В.Фролова, очевидно, даже не поинтересовалась, что скрывается под «укреплением нравственного здоровья людей», когда выписывала предписание всем школам принять «ивановцев» с распростертыми объятиями. Детям г.Александрова какие-то старые тети, наплевав на российское законодательство, с придыханием рассказывали о том, что Порфирий Иванов - это бог: «Иванов - ты представь себе только, какая тайна! - сам Бог, который с небес сошел, чтобы спасти всех» [21].

Рассказывает директор школы №4 г.Александрова Л.И.Дорошенко: «Меня поразило невероятное нахальство ивановцев. Я дважды их прогоняла - что-то мне показалось у них не то... Но они, как танки, наступали на меня: «Это только вы одна такая! Вы ничего не понимаете, не хотите вашему руководству подчиниться! Мы будем на вас жаловаться - все равно вы нас пустите в школу!» [21]. Если бы в России было побольше таких достойных директоров школ, как Л.Дорошенко, то никакие наглость и хамство не позволили бы сектантам пролезть в школы.

Адепты Иванова уверяют, что ничего плохого их система школьникам не принесет, а, напротив, она поможет их оздоровить. Но в системе Иванова нет отдельной религиозной системы и отдельной от нее оздоровительной. Порфирия Иванова можно лишь слушаться и исполнять всё без творческой отсебятины. Последователи «бога бугра» уверяют, что «важно выполнять каждый совет «Детки» буквально... Самая характерная ошибка - это стремление выполнять только часть правил, делить их на обязательные и необязательные... Другой характерной ошибкой являются попытки модифицировать «Детку» для себя...» ([10], с.139-143).

Поэтому не об оздоровлении радеют адепты Порфирия Иванова, а о привлечении новых членов в свою оккультную секту.

Исследователи С.Борис и А.Бочманова утверждают: «Люди, решившие порвать с системой Порфирия Иванова, на себе испытывают ее «оздоровительные» последствия: здоровье резко ухудшается, появляются болезни, которых не было раньше. Занятия «Деткой» приводят и к нарушениям в психике человека, а в конечном итоге и к смерти духовной. Возлагая на себя аскетические подвиги, человек должен ясно осознавать, чем ему это грозит, т.к. душа его, не очищенная от страстей, может быть уловлена в бесовские сети» [13].

С.Борис и А.Бочманова в своей статье приводят несколько историй людей, побывавших в секте Порфирия Иванова. Их рассказы разительно отличаются от тех слащаво-лубочных историй, которыми потчуют общественность адепты «бога бугра» [13].

Рассказ Валерия К.

Поиски смысла жизни привели меня к встрече с учениками Иванова, они научили меня обливаться холодной водой и призывать имя учителя. Когда в первый раз совершил эту процедуру, призвав учителя и испросив у него силы и энергии, какая-то дрожь пронзила мое тело, и я почувствовал бешеный прилив энергии. Не зная, куда ее приложить, занялся перестановкой мебели в комнате, двигал огромные шкафы, как пушинки. Спустя некоторое время ученики Иванова сказали, что я готов для встречи с учителем. Они повезли меня к нему на хутор. Там я прожил несколько дней, но Иванов сказал, что я еще недостаточно готов для посвящения, не до конца поверил в него. Когда я поверю и отдам ему свою душу, он наделит меня большими силами. Я побоялся этого и уехал. Перед отъездом Иванов через учеников передал мне, что меня постигнет испытание, но не надо смущаться. Если заболею, то к врачам обращаться не стоит, они не помогут, только он, по моей вере в него, исцелит меня. Когда я возвращался домой, в поезде у меня вскочил за ухом прыщик. Дома он превратился в фурункул. Домашние средства не помогали, в больнице сделали операцию, но рана не заживала. Лег в центральную городскую больницу, но становилось все хуже и хуже. Сквозь рану уже проглядывала черепная кость. Поехал в Ленинград и лег в военно-медицинскую академию. Рядом лежал православный христианин, он посоветовал поехать в Усть-Нарву к священнику Василию Борину, чтобы тот отчитал (разрушил колдовство и чародейство чтением специальных молитв). Я выписался из больницы и поехал. Было время Страстной седьмицы Великого поста. Несколько раз О.Василий меня отчитывал. В Великую Субботу, молясь со слезами Господу нашему Иисусу Христу, я приложился ко святой плащанице. После этого почувствовал, что какой-то огромный груз свалился у меня с плеч. Отошла Пасхальная служба, за которой я причастился. Наутро подошел к зеркалу и не поверил! Раны не было! Только маленький шрам свидетельствовал о перенесенных мною страданиях. Зато еще в течение трех лет, даже уже после смерти Порфирия Иванова, во время молитвы, когда я закрывал глаза, передо мной вставало искаженное злобой лицо Порфирия, с ненавистью смотрящее на меня. Спустя пять лет все это прошло. Слава Богу, что я стал православным христианином!

Рассказ священника Алексия Мороза.

Когда я читал лекции в Екатеринбурге, ко мне подходила женщина, ученица Порфирия Иванова, рассказывала, что трижды пыталась крестить своего ребенка, но каждый раз у него резко повышалась температура и он заболевал, но когда проходило время крещения, тотчас выздоравливал. Здесь налицо мистическое воздействие темных сил, которые пытаются не допустить ребенка до крещения, ибо через это они могут потерять над ним власть. Также это говорит о том, что через родителей демоническая зараза, подобно наследственной болезни, может переходить и на детей, которые являются естественным продолжением своих родителей.

Рассказ священника Николая Г.

Некоторые ивановцы и сейчас имеют непосредственную «связь» с учителем. Так, в доме, где я проживаю, ниже меня этажом живет последовательница учения Иванова. Как-то раз я принес ей Евангелие и молитвослов для чтения. Она сказала, что сначала спросит у «учителя», без разрешения которого она ничего не делает. Через пять минут она вошла в мою комнату и, бросив на стол Священные книги, заявила: «Учитель Порфирий сказал, что мне это не надо». После моя матушка несколько раз встречалась с ней и пыталась рассказать ей о Христе, о вере, о молитве, но вскоре сама сильно заболела. При этом она ощущала сильное мистическое воздействие. Ивановка же вскоре попала в психиатрическую больницу, где кричала, что сильно прогневала учителя и за это страдает.

Рассказ Анастасии Б.

В новоначальный период своего обращения к православной вере какое-то время я находилась под духовным влиянием двух супругов-экстрасенсов. Прислушиваясь к их советам и рекомендациям, я кое в чем начала им следовать, а именно, заниматься по системе Порфирия Иванова обливанием. Правда, меня смущало то обстоятельство, что в этом учении не было места Иисусу Христу, и я по собственному произволению стала обливаться с молитвой к Господу. Думаю, что именно это и защитило меня от пагубного воздействия учения Иванова и привело к осознанию его демонического происхождения. Решающим моментом в этом понимании явился пример одной моей знакомой О., которая активно и с жаром, по моему же совету, занялась «Деткой». Те метаморфозы, которые с нею произошли вскоре, наводили на мысль о далеко не безобидном воздействии этого учения на психику человека. Общее состояние О. я охарактеризовала бы тогда как безумное, т.к. и изменение ее внешнего вида, и ее поведение говорили о явной ненормальности. Практически сразу она сильно похудела, при разговоре глаза ее беспокойно бегали, зрачки были расширены. У нее открылись экстрасенсорные способности. По ночам она почти не спала, несколько раз за ночь (дело было зимой) выходила обливаться, почти перестала есть. При этом она слышала голос, который ей диктовал труд по воспитанию детей (О. была педагогом). Она ощутила в себе также способность лечить и предугадывать события, во время обливания перед нею возникало лицо «учителя». У нее появились совершенно безумные, с точки зрения здравомыслия, методики проведения уроков, которые она пробовала применить на практике, после чего ей предложили уволиться. Возникла враждебность и подозрительность по отношению к родителям. Ее собственные дети для нее как бы и вовсе перестали существовать по причине якобы дурной наследственности по линии отцов (отцы были разные). Пришла идея родить третьего ребенка (без мужа) с тем, чтобы сразу его облить и воспитать «должным» образом - согласно учению Иванова. Такие мысли и намерения ранее доброжелательной уравновешенной и заботливой дочери и матери вряд ли можно объяснить чем-то иным, кроме как бесовскими кознями, воздействием демонических сил. В довершение вышесказанного, бес, с которым она вошла в контакт в результате призывания имени «учителя» и обливания, погнал ее в храм (верующей О. не была, хотя и была крещеной). Там ее беснование проявилось в непристойном крике и оскорблении Таинства исповеди. Изгнанная из храма О. впоследствии поливала грязью и сам храм, и священнослужителей, и меня, грешную. Хочу добавить, что О. приступала к занятием «Деткой» дважды с интервалом в год, и оба раза дело чуть было не закончилось психиатрической лечебницей. Милостию Божией она оставила учение Иванова и вернулась в прежнее нормальное состояние. Вот уже в течение нескольких лет каждый день я молюсь о спасении ее души и надеюсь на ее приход к Богу.

Рассказ Ники Стрельцовой

...Недалеко от меня живет многодетная семья, полностью выполняющая советы «учителя». Зимой они бегают босиком, легко одеваются. Год назад старшая девочка заболела - саркома ноги. Ей ампутировали ногу, девочка вся облысела после химиотерапии, но упорно родители остаются атеистами. Мне не удалось их убедить, что девочку мог исцелить только Бог. Без веры, надежды и любви к Богу не обойтись нам, смертным и грешным людям. Только Бог нам пошлет нужного врача, нужные знания, нужные средства врачевания.

Рассказ Лилии

Прочитала в «Новой жизни» статью «Опять Иванов?!» и решила написать вам письмо. Впервые я познакомилась с учением Иванова года 3 назад. Его ученики пришли к нам на работу, рассказывали о Порфирии Иванове, пели его гимн. Затем раздали всем книжечки с его проповедями о «здоровом образе жизни». И я клюнула на эту удочку. Обливалась ледяной водой сама, стоя на снегу босиком, и обливала своих детей, пробовала голодать. Самочувствие у всех было отменное, настроение приподнятое. Все мне в его учении нравилось. Только я никак не могла заставить себя призывать во время обливания Иванова, так как являюсь христианкой, и Бог у меня только Иисус Христос. И каждый раз перед обливанием я просила не Иванова, а Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он мне помог. Однажды мне показалось, будто сам Иванов - лохматый, седой - вошел внутрь меня через рот. Мне стало неспокойно на душе. Меня стали одолевать сомнения. Видимо, Господь послал мне испытание. Я упала на колени перед иконой Божией Матери и просила Ее помочь мне разобраться в этой ситуации, понять, где правда, а где ложь. Ведь я считала учение Иванова безобидным, только укрепляющим здоровье. И получила незамедлительную помощь и ответ на мой вопрос. Вскоре мне попалась в руки статья в православном издании об учении Порфирия Иванова. Его называли в ней бесноватым. А о бесноватых я кое-что слышала. В моей голове все стало на свои места, и я вздохнула с облегчением. Мы прекратили обливаться холодной водой и придерживаться «диеты» Иванова. Ночью мне приснился сам Иванов. Он сердито посмотрел на меня и сказал: «Ах ты, испытательница!» После его «здорового» образа жизни у дочери появился хронический гайморит, а у - меня гастрит. Если бы я не просила помощи у Иисуса Христа, то бес мог поразить и наши души.

Секта последователей Порфирия Иванова была квалифицирована (активные члены, а не те люди, которые просто по неведению читали его книги и т.п.) как деструктивная оккультно-религиозная организация в:

● выпущенном в 1997 году Главным информационным центром МВД РФ сборнике «Правоохранительные органы и религиозные организации» [11];

● Информационном бюллетене Новосибирского центра по борьбе с сектантством при Соборе во имя благоверного и великого князя Александра Невского «Сектантство, оккультизм и целительство в современной России: проблемы и опасности» (1996 г.) [6];

● книге А.И.Хвыли-Олинтера «Опасные тоталитарные формы религиозных сект» (1996 г.) [5].

● Обращении участников Конференции «Духовная безопасность России» (г.Москва, 11 декабря 1998 г.) к Президенту, Правительству, Федеральному Собранию, Совету безопасности и Генеральной прокуратуре России;

● Итоговом заявлении Православной сибирской международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты в Сибири», прошедшей с 10 по 13 января 1999 г. в г.Белокурихе Алтайского края;

● статье православного исследователя Валерия Ярхо «Второе пришествие Порфирия Иванова» [14];

● книге «Современные секты и неоязычество в России» [23];

● Экспертном заключении Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий №49-э от 28 февраля 1998 года на вероучение секты Порфирия Иванова;

● статье И.Усманова «Тропы ада. Провозвестники сектантского рая» [24];

● в книге В.И.Кременя «Последнее искушение» [25];

В апреле 1998 г. во Владивостоке прошел двухдневный 1-й съезд миссионеров Владивостокско-Приморской епархии Русской Православной Церкви, участники которого указали на опасность участия в секте Порфирия Иванова [7].

К разделу «Порфирия Иванова секта»

1. Орлин В.С. Учение Порфирия Иванова - «Детка». - М.: «Совэкспорткнига», 1991. - 48 с.

2. Что скрывается под маской валеологии? Сборник статей / Сост. А.Добросоцких. - М.: Православный медико-просветительский центр «Жизнь», 1999. - 61 с.

3. Мороз А. Лжеучение Порфирия Иванова. Зловредная секта «Белое Братство». - Санкт-Петербург: «Сатисъ», 1995. - 31 с.

4. Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России: Справочник / Под рук. Н.А.Трофимчука. - 2-е издание, дополненное и переработанное. - М.: Изд-во РАГС, 1996. - 472 с.

5. Хвыля-Олинтер А.И., Лукьянов С.А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. - М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1996. - 83 с.

6. Сектантство, оккультизм и целительство в современной России: проблемы и опасности / Материалы к семинару 11 марта 1996 г. - Новосибирск: Центр по борьбе с сектантством при Соборе во имя благоверного и великого князя Александра Невского. - 1996. - Информационный бюллетень №1.

7. Сырцов А. Первый съезд православных миссионеров призвал бороться с неверными // Владивосток, 8 апреля 1997 г.

8. Порфирий Иванов. Труды. - М.: «Кокон», 1992. - 288 с.

9. Сандрова А. Димиров В. Путь Спасителя. Система Порфирия Иванова в свете Учения Живой Этики. - Санкт-Петербург, 1995.

10. Валеология человека. Здоровье - любовь - красота. В 5 томах. - Санкт-Петербург, 1996. - Т.3.

11. Правоохранительные органы и религиозные организации: Сборник материалов. - М.: ГИЦ МВД РФ, 1997. - 127 с.

12. Агада. Сказания, притчи, изречения Талмуда и мидрашей. - М., 1993.

13. Борис С.В., Бочманова А.И. Порфирий Иванов - бог земли? // Исцеления истинные и ложные. Оккультизм в медицине: Статьи / Сост. Т.П.Калашникова. - Пермь: Православное общество «Панагия», 1998. - 160 с.

14. Ярхо В. Второе пришествие Порфирия Иванова // Воскресная школа, июль 1998 г. - №27(51).

15. Оптималист. - 1992. - №2(17).

16. Письмо начальника управления образования администрации г. Твери Е.Е.Шестернинова от №484 4 ноября 1997 г. Заместителю главы г. Твери Е.А.Новиковой и Председателю постоянной комиссии по социальной политике тверской Городской думы С.Ю.Дмитриеву.

17. «Чтобы человек жил...» Идея учителя Иванова / Сост. Н.Остапченко, В.Джуренко. - Набережные Челны, 1992.

18. «Детка» // Целительные силы. - 1997. - №1(13).

19. Добровольский Д. «Если хочешь быть здоров, поступай как Иванов» // Труд-7, 20 февраля 1998 г.

20. Гончарова Н. По стопам Учителя - босиком // Вечерняя Москва, 23 февраля 1998 г.

21. Лукавый дедушка Порфирий Иванов // Православная газета для простых людей. - 1997. - №3(6).

22. Иванов Ю. Верю и говорю вам: сознание победит тупость // Рабочая трибуна, 13 мая 1994 г.

23. Современные секты и неоязычество в России: Сборник статей. - М., 1998. - 128 с.

24. Усманов И. Тропы ада. Провозвестники сектантского рая // Советская Россия, 12 октября 1999 г.

25. Последнее искушение: «Тайное знание» в свете православия / Сост. В.И.Кремень. - М.: Даниловский благовестник, 1999. - 272 с.
© Игорь Куликов, 1999 г.

Московское издательство «ПаломникЪ» издает новые тома энциклопедии, приобретая которые, вы получаете доступ к полной версии энциклопедии, обширным аналитическим материалам, информации о сотнях новых культовых групп, огромной базе документов и массиву фотографий. Приобрести книгу, как в розницу, так и оптом, жителям Украины удобнее в Интернет-магазине «Благовест», оплатив стоимость пересылки книги из России, или в самом издательстве «ПаломникЪ». Главный редактор издательства - Павел Николаевич Роговой. Адрес издательства: 127015, Москва, ул. Бутырская, 86 Б, тел. (499) 972-36-45, e-mail: [email protected]mtu-net.ru.


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИИ ДЕСТРУКТИВНОГО, ОККУЛЬТНОГО И НЕОЯЗЫЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА»

Том 2. Оккультизм

Оккультные организации и группы - по названиям с «П» по «Р»


«Украина сектантская»
 
28 ноября 2008 admin
 

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ

  • Луганский священник Алексий Слюсаренко защитил в России диссертацию о секте Порфирия Иванова
  • Первая леди Казахстана Сара Назарбаева навязывает школьникам учение секты «Школа ДЭИР»
  • «Питомцы природы»
  • «Оптималист»
  • «Водолей» Клуб
  •  
     
    Раздел форума
    Обсуждаемая тема
    Автор сообщения
    Время