Об актуальности создании православной ассоциации психологов и недопущении псевдоправославной психологической практики

 


Вернуться к списку документов круглого стола
«Православие в Украине: актуальность современной апологетики»
(г. Киев, 24-25 ноября 2011 г.)


24.11.2011 г.

Киево-Печерская Лавра
Киевская Духовная Академия и Семинария

Собравшиеся по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира участники Круглого Стола «Православие в Украине: актуальность современной апологетики»

ОПРЕДЕЛИЛИ:

Продолжающийся в течение последнего десятилетия всплеск общественного интереса к психологии и психотерапии не обошел стороной и Церковь. Стремление духовенства и церковнослужителей помочь людям, часто не готовым к восприятию духовных советов и наставлений, заставляет искать компромиссные - психологические методы помощи. В то же время часто сами психологи, приходя в Церковь, стараются использовать свои знания и навыки для помощи людям. Не маловажна психология и в организации волонтерского служения, решении семейных проблем, реабилитации алко- и наркозависимых, бывших заключенных и других видах социального служения. Особенно актуальны психологические вопросы, когда речь идет о молодежи.

Однако применение психологических навыков и методик требует особо трепетного, крайне осторожного анализа возможных последствий, как для психики человека, так и для его духовной жизни. Часто популярные методы вступают в прямое противоречие с наставлениями святых Отцов, а то и вовсе представляют из себя игру в «русскую рулетку» с психикой человека.

За последние двадцать лет на постсоветском пространстве возникло много школ и направлений как импортного, так и отечественного происхождения, называющих себя психологическими. При новаторской полезности некоторых из них, порой даже возможности их синергии со святоотеческой аскетикой, некоторые из них несут в себе и нечто совсем обратное - антинаучные, оккультные составляющие.

К таковым относиться т.н. «позитивное мышление», построенное на самовнушении и деформации восприятия реальности, НЛП, заведомо устремленное на недопустимое для православного христианина стремление влиять и манипулировать другими людьми. К ним же относятся те из методов психотренингов, которые направлены на «выработку командности», «привитие корпоративных ценностей» и «повышение эффективности», которые переводят рабочие обязанности из ранга социально и личностно значимых в ранг смысла жизни и основы всего в сознании человека. Таким образом, выводят их на место в жизни человека предназначенное лишь для Господа Иисуса Христа. Следовательно, стираются грани человеческой личности, формируется внешняя корпоративная личность, при этом игнорируется внутреннее состояние человека.

К ним относятся и всевозможные методы, включающие в себя скрытое воздействие на психику человека, пусть даже и с благими целями, но без информирования объекта о применяемых к нему методах и возможных последствиях. К сожалению, есть случаи, когда такие методы с целью «повышения эффективности» иногда по неведенью используют при проведении православных мероприятий социального или молодежного направления. Как правило, это есть следствие желания «повысить эффективность» мероприятия и восприятия информации, без понимания самим тренером сути используемых им техник.

Иногда из-за недостаточной информированности православные люди воспринимают в качестве научных явно оккультные практики, такие как ДЭИР Верещагина, «метод Сильвы», «Вальдорфская педагогика», практики Козлова, Некрасова, Норбекова и другие.

Порою сомнительные системы вовсе позиционируются как «православные» или «очень близкие к Православию». К сожалению, могут исходить они и от лиц наделенных священным саном. Например - психологические методы и рекомендации игумена Евмения, несмотря на то, что в феврале 2008 года пресс-служба Синодального миссионерского отдела РПЦ распространила заявление, оценив его методы и тексты, как «сомнительные примеры и сравнения, которые вносят смущение в умы и сердца новоначальных и не могут служить главному назначению миссионерства - распространению православной веры».

Разобраться во всевозможных психологических школах и методах, оценить степень квалификации специалиста, который в случае недостаточной подготовленности может этим нанести вред, даже используя вполне полезные методы, - задача не из простых. Она под силу профессионалам, имеющим хороший консультационный опыт и опыт воцерковления. Только так можно оценить научный потенциал психологической методики и возможные духовные последствия ее применения. Сочетание таких двух качеств - достаточно редкое явление. Поэтому, порой благословение священноначалия получают люди, просто пользующиеся расположением и доверием. Часто и без всякого благословения отдельные граждане или группы, именуемые в сектоведении психокультами, выдают себя за православных психологов, при этом не являясь ни православными, ни психологами.

Еще одним риском является смешение понятий «психологической помощи» и «духовного наставничества», которое иногда практикуют не в меру ретивые православные прихожане, под вывеской «православной психологии» занимаясь духовным наставничеством, при этом не будучи ни священниками, ни монахами.

Для предостережения от возможного вреда прихожан Православной Церкви и людей, просто доверяющих именно православным психологам, участники Круглого Стола считают целесообразным:
1. создать при структурных подразделениях Священного Синода Украинской Православной Церкви Православную ассоциацию психологов из числа грамотных специалистов в психологии и психотерапии, имеющих опыт церковный жизни и соответствующие характеристики духовенства ведущего их духовное окормление;
2. признать рецензию данной Ассоциации необходимым обоснованием для церковного благословения психологической практики позиционирующейся во взаимосвязи с Православием и Церковью или с ее структурами и приходами;
3. создание в тесном взаимодействии с Православной ассоциацией психологов епархиальных психологических служб, действующих на основании того же рецензирования;
4. распространить в церковных СМИ и довести до ведома духовенства и прихожан УПЦ информацию о необходимости наличия официальной рецензии Ассоциации у лиц, ссылающихся на некие церковные благословения или именующих себя «православными психологами»;
5. отказывать в благословении лицам, не имеющим указанной рецензии и, несмотря на это, продолжающих практику и «православное» позиционирование. Распространить в церковных СМИ информацию об этом.

Участники Круглого Стола:

Председатель Учебного комитета при Священном Синоде УПЦ, ректор Киевской духовной академии и семинарии

Архиепископ Бориспольский Антоний

Председатель Богословско-канонической комиссии при Священном Синоде УПЦ и Синодального отдела УПЦ по взаимодействию с вооруженными силами и другими военными формированиями Украины

Архиепископ Львовский и Галицкий Августин

Председатель Синодального миссионерского отдела УПЦ и Синодального отдела религиозного образования и катехизации УПЦ

Архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп

Председатель Синодального отдела УПЦ по делам семьи

Епископ Васильковский Пантелеимон

Председатель по охране здоровья и пастырской опеке медицинских учреждений

Епископ Дрогобычский Филарет

Председатель Синодального отдела УПЦ по делам молодежи

Епископ Обуховский Иона

Председатель Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ

протоиерей Георгий Коваленко

Председатель Синодального отдела УПЦ протоиерей пенитенциарной системы

протоиерей Виктор Яценко

Председатель Синодального отдела УПЦ по благотворительности и социальному служению

архидиакон Сергий Косовский

Председатель Всеукраинского Апологетического центра во имя свт. Иоанна Златоуста

протоиерей Александр Мирошниченко

Советник Министра обороны Украины, Президент Всеукраинского межконфессионального религиозного христианско-военного братства

Лысенко С.П.


Вернуться к списку документов круглого стола
«Православие в Украине: актуальность современной апологетики»
(г. Киев, 24-25 ноября 2011 г.)
 
11 марта 2012 admin
 

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ

  • О формировании молодежного апологетического движения
  • Об оскорблении чувств верующих и разжигании межрелигиозной розни
  • Православие в Украине: актуальность современной апологетики
  • Украинских детей в школах учат саентологи
  • Определены итоги всеукраинского совещания Апологетического центра во имя Святителя Иоанна Златоуста
  •  
     
    Раздел форума
    Обсуждаемая тема
    Автор сообщения
    Время