Талгат Акбашев - гуру российских оккультистов в системе образования

ИГОРЬ КУЛИКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИИ ДЕСТРУКТИВНОГО, ОККУЛЬТНОГО И НЕОЯЗЫЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА»


Издание третье, дополненное и переработанное
«ПаломникЪ», Москва.
2002


Третье издание справочника «Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера» является уникальным по охвату огромного количества неизвестных и малоизвестных широкому читателю и даже специалистам религиозных организаций. Справочник содержит описание сотен нетрадиционных и экзотических религиозных новообразований, действующих на территории Российской Федерации. Четко структурированная информация, вошедшая в справочник, явится огромным подспорьем для специалистов различных направлений, в том числе правоохранительных органов.


Том 8. Вторжение религиозных новообразований в систему образования

Религиозные секты, оккультизм и деструктив в педагогике


Игорь Куликов
«Метастазы оккультизма в системе образования»



Вернуться к содержанию энциклопедии

Вернуться к содержанию VIII тома

Вернуться к содержанию книги «Метастазы оккультизма в системе образования»


ТАЛГАТ АКБАШЕВ - ГУРУ РОССИЙСКИХ ОККУЛЬТИСТОВ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Негативная деятельность Акбашева тянется еще с Новосибирска, где он основал и широко пропагандировал деятельность Ассоциации «Колыбель Сибири». Известно, например, экспертное заключение Управления образования мэрии г. Новосибирска № 12-172 от 5 марта 1996 г. на семинар «Космопланетарные факторы на грани веков», проведенный ассоциацией «Колыбель Сибири» 4-10 февраля 1996 г.: «Его теория во многом противоречива, не оформилась до конца в сознании самого автора. Гуманистические принципы и принципы научности всегда являлись основой нашей педагогики. На данном семинаре была представлена смесь из идей физики, философии, религии. Предлагаемые технологии образования спорны с научной точки зрения, не проверены временем и, наконец, не допустимы в учебных заведениях. То, что Т. Ф. Акбашев называет своей методикой, на самом деле является отдельными выкладками различных методик безо всяких ссылок на авторов (например Выготского, который говорил о цели образования как приобщения ко всеобщей культуре; что это возможно, когда ребенок вовлекается в решение жизненно важных вопросов; что у детей должно быть дело или дела, по поводу которых они вступают в отношения и т. д.). Кроме того, комиссия отмечает, что семинар имеет ярко выраженный религиозный и вероучительный характер. «Теория рас», обсуждаемая на семинаре, - атрибут многих оккультных религиозных учений, таких как теософия, антропософия, живая этика».

Религиозно-оккультный характер учения Акбашева, который сам всем представляется не иначе, как «посланник Бога» или «ученик Иисуса», ясно просматривается, например, не только в его «теории рас», но и в том, что продолжая традиции оккультистов - «проводников преданий о Шамбале», Акбашев говорит о «грядущем царстве людей, обладающих паранормальными оккультными способностями-» , причем установлению этого царства, по словам Акбашева, будет предшествовать «война, в которой все, не приемлющие идеи оккультизма, будут истреблены» .

Некоторое время назад Правительство Москвы запретило распространение в московских учебных заведениях очередной инициативы Акбашева под названием «Формирование детского и молодежного движения инструкторов Мира, Здоровья и Согласия», собравшей огромный пакет резко негативных заключений и отзывов различных авторитетных специалистов.

Главный созидатель этой программы - «Межрегиональная педагогическая лига» (прежде она называлась «Образование ради выживания»), одним из руководителей которой является Т. Акбашев. Вице-президент ее - Шендерович Андрей Александрович. Идея сформировать «детское и молодежное движение инструкторов Мира, Здоровья и Согласия» родилась давно. Еще на собраниях в городской Думе любители иррационального хотели пристроиться к президентской программе «Дети России», а соответствующий Указ главы государства интерпретировали как основание для внедрения собственных разработок [25].

Зимний лагерь, или «оргсбор Мира, Здоровья и Согласия» (начальник - научный руководитель «пионеров Башкирии» и автор книги «Путь животворящий» Нина Филиппова) состоялся без предъявления необходимой документации. Его государственный заказчик - район Ясенево - получил кота в мешке, а Юго-Западное управление образования оказалось вообще не у дел.

В лагере практиковались ритуалы «высасываниям энергии из деревьев, которые заключались в долговременном стоянии детей, прислонившись к коре деревьев. «Мастера» лагеря (нечто вроде пионервожатых прошлого) учили детей, что можно не есть и не пить, но возыметь много сил. В ответ дети сонно кивали, топали по снегу и встречали рассвет в обнимку с деревом. Спать ложились далеко за полночь, хотя медики предупреждали:

бдения и большие интервалы в еде к добру не приведут, а древесным стволом и дыхательными упражнениями сыт не будешь. Но ничего не менялось. Школьники «обменивались энергиями», во время специального массажа пробуждали «внутренние силы», тренировали какие-то пассы, прикосновения и взгляды «глаза в глаза». А также помногу раз повторяли бессмысленные фразы и выражения. Инструкторы говорили, что «формальное мышление разрушительно», а «головное» и вовсе «может быть вредным для организма» и втолковывали, что детей дома ждут непонимающие родители, но «мастера» всегда помогут: нужно только выполнять миссию - приводить своих друзей и знакомых. Тем временем «программа по формированию детского и молодежного движения инструкторов Мира, Здоровья и Согласия» претендует на государственный статус и высасывает не только энергию из деревьев, но и деньги из бюджета. Любители потустороннего скромно требуют 1,5 миллиарда рублей (!) [25].

Официальное заключение Комитета по делам семьи и молодежи при Правительстве Москвы на Региональную целевую программу по формированию детского и молодежного движения инструкторов Мира, Здоровья и Согласия (№ 248/1-23м от 27 марта 1997 г.) было также негативным. Пакет документов, включающий настоящее Заключение, за подписью Председателя Комитета по делам семьи и молодежи при Правительстве Москвы И.Н. Муравьевой был направлен Заместителю Премьера Москвы В.А. Коробченко. В сопроводительном письме было, в частности, сказано: «Реализация данной программы может создать ситуацию непредсказуемого социального кризиса» аналогичного кризисам после развития сектантских организаций «Белое Братство», «АУМ Синрике».

В экспертном заключении эксперта Московского комитета образования Ю. Г. Белькинда на «Программу инструкторов Мира, Здоровья и Согласия» Талгата Акбашева написано: «Региональная целевая программа по формированию детского и молодежного движения инструкторов Мира, Здоровья и Согласия» представляет из себя необъявленную религиозно-вероучительную инициативу и является попыткой проникновения в образовательную и социальную сферы одной из новых российских оккультных групп... Практические мероприятия программы (оргсборы, мастерские, праздники и проч.) устроены как своеобразный мировоззренческий миксер. Включение детей в то или иное практическое задание (общественное дело, образовательное упражнение, оздоровительная процедура и т. д.) используется руководителями мероприятий для психотехнического или религиозно-идеологического воздействия, диапазон которого простирается от уважаемых русских космистов (Федоров, Вернадский) до скандальных индуистских эзотеристов (культ Ошо), и обратно: от гималайских высот Рерихов - на хутор Верхний Кондрючий к Порфирию Корнеевичу Иванову. Политическое обоснование программы можно квалифицировать как своего рода подлог. Ссылка на Указ № 1696 и Постановление № 1299, касающиеся государственной программы «Дети России», сформулирована таким образом, как будто бы Президент и Премьер поручили московскому депутату и башкирскому педагогу сформировать в столице детское и молодежное движение. Надо полагать, что это и ввело в заблуждение авторов рецензии профессоров Амонашвили Ш.А., Зинченко В.П. и Зуева Д.Д. На основании вышеизложенного следует рекомендовать учреждениям МКО воздержаться от всякого рода участия в «движении инструкторов Мира, Здоровья и Согласия».

Доцент кафедры общей социологии и социальной работы Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, зам. председателя областного Общественного Экспертного совета содействия формированию здорового социально-психологического климата при Комитете по связям с общественностью и общественными организациями администрации Нижегородской области Е. Н. Волкова в своей Аналитической записке о «Региональной целевой программе по формированию детского и молодежного движения инструкторов Мира, Здоровья и Согласия на 1996-1997 годы, г. Москва» от 23 января 1997 г. так охарактеризовала эту программу Акбашева: «Как методы реализации программы также предлагаются подходы и техники, не прошедшие настоящего научного исследования на эффективность и отсутствие негативных побочных эффектов («онтопсихологиям, «нейролингвистическое программированием, «оргдеятельностные игры», «дэнс-терапия» и т. п.). Подобные методы, к тому же, широко применяются в псевдодуховных и псевдопсихотерапевтических группах и движениях, получивших на Западе определение «деструктивные культы». Общий характер концепции, предлагаемые и применяемые методы, словарный состав программных текстов, наблюдения педагогов за реальным ходом занятий позволяют со значительной уверенностью утверждать, что предлагаемая программа относится к ряду дилетантских непрофессиональных проектов, создаваемых амбициозными, некритично относящимися к себе личностями, претендующими на создание «абсолютно истинных инструментов» мирового переустройства. Это еще один вариант «пирамиды» в духе «МММ», только в качестве фантастических дивидендов обещаются невиданные достижения в духовной и образовательной сферах. Как показывает мировой и отечественный опыт, авторы и лидеры подобных движений плохо вменяемы в плане восприятия критики и вряд ли способны к созданию действительно научно и практически обоснованных проектов с социально приемлемыми положительными результатами. Анализируемая программа не подлежит улучшению или развитию на явно и скрытно предлагаемых методологических основаниях и должна быть безусловно отвергнута и лишена какой-либо государственной и муниципальной поддержки в любом виде».

Процитированные выше документы практически характеризуют все предыдущие и все последующие инициативы Толгата Акбашева.

Заместитель министра образования России Александр Асмолов негативно оценил деятельность Акбашева: «Когда я узнал, что в его программе говорится об энергии Второй мировой войны, трансформации энергии вообще, у меня в уме возникла формула: «Чур меня». Как личности мне зябко становится от этого, как заместителя министра образования России меня это злит... Уже в процессе верстки этих программ я выступил за их приостановление» [25].

Надо сказать, что Акбашев очень близко сошелся с тогдашним депутатом Московской Городской Думы (МГД) А. Горошко (депутатские полномочия - до декабря 1997 года), который в кулуарных беседах называет Акбашева «своим новым учителем». Горошко стал широко известен общественности в связи со скандалом по поводу существования в стенах Московской Городской Думы его лаборатории «Грядущее» [б], собравшей под свое крыло всевозможных сектантов из различных оккультно-религиозных течений и организаций.
[i]© Игорь Куликов, 1999 г.

 
23 сентября 2010 admin
 

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ

  • Экспертное заключение Управления образования мэрии г.Новосибирска
  • Аналитическая записка о «Региональной целевой программе по формированию детского и молодежного движения инструкторов Мира, Здоровья и Согласия»
  • Заключение эксперта Московского комитета образования Белькинда Ю.Г.
  • Оккультно-религиозные инициативы Талгата Акбашева в педагогике
  • «Движение инструкторов Мира, Здоровья и Согласия»
  •  
     
    Раздел форума
    Обсуждаемая тема
    Автор сообщения
    Время