Заключение о вероучении и деятельности организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет»


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИИ ДЕСТРУКТИВНОГО, ОККУЛЬТНОГО И НЕОЯЗЫЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА»

Том 7. Возбуждение религиозной вражды. Исследования. Факты. Терминология


Вернуться к содержанию энциклопедии

Вернуться к содержанию VII тома


Заключение о вероучении и деятельности в Российской Федерации организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет»

ЧАСТЬ 3 ИЗ 3


«Если мы ощущаем себя наблюдателями и не имеем никаких привязанностей и влечений, то мы закладываем прочный фундамент для йоги» (12, с.105);

«Практика йоги требует полной отдачи себя Всевышнему, отказа от любви близких и дорогих ему людей. Йог должен отречься от мирских привязанностей - корня телесного сознания и источника всех пороков» (12, с.87);

«Нынешнее общество развращено телесным сознанием, из которого проистекают все человеческие пороки. Похоть привела к неконтролируемому росту населения; гнев - к разладу в семье и преступлениям в обществе; жадность - к коррупции на всех социальных уровнях; привязанность - к несправедливости, а гордость - к вражде и повсеместным раздорам» (12, с.91);

«Чувственная жизнь ведет его к порокам и привязанностям. Она вызывает злобу к тем, кто препятствует ей, и, самое главное, порождает всепроникающий страх смерти» (12, с.14);

«Привязанность вызывает пристрастность, фаворитизм, эмоциональную зависимость от других, экстремизм религиозных общин, национализм» (13, с.25).

Адептам прямо внушается, что они не должны поддерживать отношений с внекультовым социумом: «Тем, кто хочет практиковать Радж-йогу, необходимо отойти от плохой компании – от людей с нечистыми и порочными мыслями, от тех, кто провоцирует в Вас телесное сознание» (10, с.35), то есть со всеми, кто не состоит в организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет». И прежде всего не следует поддерживать отношений с членами своей семьи, не состоящими в организации: «…практика йоги требует отречения от всего, принадлежащего йогу в этом мире: своего ума, мирских богатств, любви близких и дорогих ему людей. Короче говоря, йоги (так в тексте, - прим. авт.) необходимо отвергнуть все мирские привязанности» (32).

Даже своих детей адептам следует отвергнуть: «Вам надо стать Бап саман… Не было привязанности ни к материальным вещам, ни к детям… Итак, надо закрепить сегодняшний урок – стать как отец. «Нам надо обязательно стать такими, как отец Брахма!» (33). В традиционных религиях выполнение религиозных обязанностей не требует отказа от общения с родственниками, близкими, членами семьи.

Конечно, не всех адептов и не сразу призывают порвать супружеские и семейные узы. Это делается постепенно.

Создавать семьи и рожать детей, по убеждению лидеров организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» можно было только в другие исторические эпохи. Тогда это делалось, якобы, не обычным путем, а «благодаря силе йоги»: «...в семейной жизни Шри Лакшми и Шри Нараяна и их подданных не было и следа похоти; воспроизводство людей в эту эпоху происходило благодаря силе йоги» (7, с.23). Интересно, что мешает лидерам культа, этим «возвышенным и святым кумарам» рожать детей «силой йоги» и воспитывать из них таких же «кумар»? Это было бы полезно хотя бы для того, чтобы не морочить головы нашим детям.

Следует иметь в виду, что положение о невозможности достижения религиозного «спасения» при сохранении семейных отношений имеет целью укрепить сектантскую организацию посредством отрыва адепта от социального окружения и недопущения глубоких личностных связей вне культовой среды. Этот метод использовался в первый период деятельности организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет», применяется он и сейчас.

Ведущее положение в организации сохраняют безбрачные женщины. Но со временем, уже имея ядро лидеров, перед организацией «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» встала задача широкого распространения своей пропаганды, привлечения новых членов для «служений» и получения новых доходов для лидеров. Поэтому в видах необходимости расширения влияния организации и возможностей приобретать новых адептов семейные люди, семейные пары допускаются на собрания, получают «благословения».

Лидеры организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» понимают, что, имея в своем составе только безбрачных женщин и мужчин, они будут стеснены в пропаганде своего культа, особенно - через официальные, государственные структуры в различных странах. Поэтому, в случае вовлечения в секту семьи или связанного семейными обязанностями человека, их используют, но постоянно напоминают, что семья это «путы» и следует все больше времени уделять «служению» в организации и все меньше - своей семье.

Семейные пары используют для создания благоприятного образа организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» в обществе: «...именно семейные пары, став компаньонами в служении, явились примером прославления имени Баба. Раньше люди думали, что стать Брахма Кумаром или Кумари значит бросить свой дом. Они боялись этого. Теперь люди понимают, что Брахмины очень хорошо заботятся о своих семьях, выполняют свою работу и при этом остаются счастливыми. Видя все это, люди чувствуют, что и они способны вести такую жизнь... Таким образом, семейные пары стали инструментом по распространению служения. Поздравляем» (1, с.35).

В случае матерей семейств дается установка постепенно «освободиться от пут». «Они еще в тех или иных путах: внук, муж и т.д. Пусть у матерей будет больше силы. Заботьтесь о своих семьях, но будьте друг другу товарищами, помощниками и время от времени уезжайте на служение на два-три месяца. И как только вы почувствуете вкус к служению, вы автоматически освободитесь от всех пут» (1, с.93-94). В действительности так и происходит. В случае вовлечения в секту, мать семейства вначале ходит на «собрания», потом едет на «семинары», потом регулярно пропадает на два-три месяца и, наконец, полностью «освобождается от пут» - мужа, детей, внуков и т.д.

Принимается и своеобразная «жертва заменой», когда от семейного человека требуют «взамен» недостаточного личного вклада в деятельность организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» вовлечь в нее кого-либо другого: «...время приближается, и служение в соответствии с этим должно распространяться. Если вы сами не можете освободиться от пут, если есть на то какая-то причина, подготовьте к служению своих друзей. Если, например, вас связывает семья, и вы не можете освободиться от этих пут, то непременно подготовьте к служению своего друга» (1, с.33).

Такое отношение к семейной жизни можно рассматривать как проявление еще одного признака деструктивной направленности в деятельности некоторых нетрадиционных религиозных объединений - наличия в вероучении и практике абсурдных запретов.

Эти запреты должны оградить адептов от свободного общения, внушить им сознание избранных «детей Бога» у которых не может быть ничего общего с людьми вне секты - в демонизируемом мире. Подобные абсурдные запреты содержатся в учении организации «Свидетели Иеговы» (запрет на переливание крови), в учении «Агни-Йога» (запрет на содержание животных в жилых помещениях) и в иных нетрадиционных религиозных объединениях и культах деструктивной направленности.

В «Брахма Кумарис Всемирном Духовном Университете» внушается запрет на прием пищи, приготовленной вне секты. Адепт должен принимать только ту пищу, которая приготовлена членом организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет», и никем иным. Только такая пища является «чистой». «Мы должны принимать пищу, приготовленную в воспоминании Бога и только тем, кто соблюдает брахмачарью» (7, с.25).

Принятое в организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» вегетарианское питание объявляется строго обязательным для всех членов: «Если женщина считает себя богиней (а именно такое внушение практикуется в организации, - прим. авт.), дочерью богинь Лакшми и Сарасвати, она может добиться того, что в семье перестанут употреблять алкоголь и мясо» (19, с.16). Такой тезис, внушаемый адептам, является психологической ловушкой, ведущей либо к вовлечению всей семьи последовательницы в организацию «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет», либо к разрушению такой семьи. Ибо если муж не поддается давлению жены принять вегетарианское питание, значит, как это следует из приведенной цитаты, он мешает своей жене стать «богиней», не дает ей «реализоваться духовно». Поэтому с таким мужем надо расстаться.

Чтобы провести еще большее разграничение между своим адептом и его не желающей присоединиться к организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» семьей, отказ от принятия вегетарианского питания объявляется равным по опасности СПИДу (19, с.5).


4.7. Наличие нескольких уровней в мировоззренческой доктрине организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет», когда пропагандируемые идеи для различных потребителей не совпадают или даже противоположны.

Религиозная пропаганда организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» вводит читателей их рекламных брошюр в заблуждение, представляя ее лидера «спасителем мира» от всех угроз и бедствий, в том числе и от угрозы ядерного уничтожения, а организацию - верным «оплотом мира».

С одной стороны, можно прочитать следующее: «Среди направлений деятельность Университета - активное содействие упрочению мира, широкому международному сотрудничеству... Университет координировал многие программы ООН, был удостоен нескольких Премий мира и признан «Вестником мира». Деятельность Университета охватывает многие гуманитарные разделы, такие как развитие общества, права человека, проблемы женщин, забота о детях, разоружение...» (9, с.39).

В других публикациях организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» утверждается совсем иное. Адепт должен вырабатывать к миру такое отношение: «Он имеет отрешенный и независимый взгляды на свою роль и также на роль других в этой Мировой Драме. Это значит, что, общаясь с другими, он всегда думает: «Все мои родственники, друзья и знакомые являются душами и каждый имеет тело - одежду души. Они надевают различные костюмы - физические формы - и исполняют свои роли в этой Драме как актеры, вместе со мной. Когда отношения с ними, основанные на записи кармы, закончатся наши взаимоотношения в этих формах прекратятся. И сейчас все быстрее приближается тот день, когда эта Мировая Драма закончится взрывами атомных и водородных бомб. И все мы, сыграв свою роль до конца, вернемся в свой сладкий дом - Мир душ, откуда мы все пришли». Его не покидает мысль о том, что та роль, которую он играет сейчас, последняя в этом цикле Драмы, который подходит к концу. При этом его ум отвлечен и как бы отстранен от предметов, прежде вызывавших наслаждение органов чувств. Он видит себя над всем земным и нет больше пут, связывающих его ум с этим миром... он также поднял якорь своего ума и больше непривязан к берегам моря пороков, то есть этого мира, и движется к своей цели. С чувством смирения он сосредоточивается на обретении более высокого духовного состояния» (7, с.18-19).

Можно ли представить себе такого высоко-духовного «летуна», озабоченным проблемами «развития общества, прав человека, проблем женщин, заботой о детях, разоружением» и т.п.?

По действительному мировоззрению организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет», в ближайшем будущем должны наступить вовсе не мир, а ядерная война. И эта война является не злом, которое надо исключить из жизни людей посредством борьбы за мир, разоружения и т.п., за что лидеры организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» получают рекламу, а возможно, и деньги от ООН (значит - и от нас, деньги российских налогоплательщиков), а «необходимым средством» для человеческой эволюции в направлении реализаций своих идей.

Подобное расхождение наблюдается во взглядах на институт семьи, которые распространяются организацией «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет». Как видно из приведенной выше цитаты организация «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» серьезно озабочена проблемами «развития общества, прав человека, проблемами женщин, заботой о детях...». В книгах для детей образ лидеров культа ассоциируется с любящим и благим «Отцом». Каким образом можно всем этим заниматься, одновременно требуя от своих адептов отказа от создания семей, от нормальной половой жизни, а значит и рождения, воспитания детей - совершенно не понятно.

Получается, что мы будем рожать, кормить, одевать, в общем - растить наших детей для того, чтобы потом воспитатели из организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» превратили их в бездушных добровольных скопцов, которые будут взирать на весь мир, в том числе и своих родителей, сверху вниз - как на «море пороков».

Как было показано выше, вероучением организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» отрицается какая-либо ценность традиций человеческой культуры в прошлом, формируется абсолютный негативизм в отношении ценностей и институтов современной цивилизации (религий, философий, науки, семьи, государства и т.д.). Однако при рекламных декларациях своих взглядов, вызванных необходимостью официальной регистрации, привлечения к себе внимания, первичной вербовки сочувствующих адептов выражается уважение ко всем этим ценностям. Более того, организация «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» якобы и создана для того, чтобы приобщать людей к этим ценностям посредством учебной, образовательной деятельности.

Цель подобных искажений и несоответствий очевидна - сформировать терпимое или даже позитивное отношение к своей деятельности в обществе с тем, чтобы получить свободу действий для пополнения рядов своей организации. И уже там, в организации, соподчинить сознание и поведение адепта жестким и абсурдным идеям и требованиям.

Получение более высокого уровня посвящения в организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» обеспечивает адептам более широкие права в организации.

Наличие иерархических уровней в организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» предполагает различный доступ к благам, получаемым от вовлеченных в секту адептов. За это право идет своеобразное соревнование. Особенно ценится привлечение в секту «ВиПи» - «важных персон» - должностных лиц, администраторов, влиятельных общественных деятелей, предпринимателей и т.п. За право сидеть в комфорте и пользоваться доходами от своей «образовательной деятельности» старейшие лидеры организации требуют от наступающих им на пятки новых «учителей» вначале обеспечить массив доходных поступлений, а уже потом - наслаждаться комфортом.

Например, для «учителей» среднего уровня «Всевышний Шива», устами ведущих лидеров, дает такое наставление: «Создайте группу из таких душ (здесь - влиятельных чиновников, - прим. авт.), а потом увидите, вы будете сидеть в комфорте, а они будут распространять весть о вас. Сейчас новые учителя видят, что старшие Дади живут в большом комфорте, и думают: «А нам-то приходится бегать туда-сюда». Но они же (Дади) подготовили вас, поработали над вами, поэтому-то они и сидят в комфорте (без тревог). И вам тоже надо подготовить такие души, чтобы и вы сидели в комфорте» (1, с.68).


4.8. Религиозное образование для детей, осуществляемое в России организацией «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет».

Организация «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» прибегает к сокрытию реальной сути своей деятельности, как религиозного объединения, и использованию незаконных путей для получения возможностей приобщать детей к своему религиозному мировоззрению, осуществлять тем самым религиозное воспитание и привлечение детей и их родителей к членству в своем культе.

А то, что это именно религиозное образование, нет никаких сомнений:

«Молодым следует открыть глаза на тот факт, что светское образование позволит им всего лишь поддерживать материально свою семью и стать грамотным членом общества. Однако, чтобы вести спокойную и счастливую жизнь и встречать достойно жизненные трудности, необходимо обучение нравственным ценностям и медитации. Такая учеба… не позволит загрязнять ум… Обучение медитации – вот способ изменить жизнь молодых и вдохновить их на созидательную работу по улучшению этого мира» (19, с.29,30);

«Организация учебного процесса… Он включает в себя четыре раздела: Будущее человечества. Духовные истины, моральные ценности и формирование характера. Духовные силы для позитивного образа жизни. Физический, тонкий и бестелесный миры. Закона действия и противодействия – философия Кармы» (14, с.33).

Свою образовательную деятельность в России организация «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» ведет на основе так называемого «Положения об учебно-образовательном центре Брахма Кумарис Всемирного Духовного Университета», утвержденного генеральным директором «Брахма Кумарис Всемирного Духовного Университета» Гуптой Судха Рани 9 декабря 1996 г. Но никаких оснований для ведения образовательной деятельности это «Положение» секте не дает. Российское законодательство устанавливает светский характер государственной системы образования в России и запрещает вмешательство религиозных объединений деятельность государственных образовательных учреждений. Однако известен конфликт, который закончился выдворением организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» из общеобразовательной школы №1054 Южного округа г.Москвы, где она пыталась вовлекать учеников школы в свои программы религиозного образования, выдавая их за светские.

Помимо «образования» для взрослых, которое сводится к религиозной проповеди и психологической обработке адептов в подразделениях «Университета» по всему миру, выработке в общинах безусловного подчинения лидерам культа, ведется активная деятельность, направленная на вовлечение в организацию и детей. Дети привлекаются и с родителями и без них. В исследованных публикациях организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» нигде не говорится о необходимости или праве контроля со стороны взрослых за ребенком, который может быть вовлечен в организацию без их ведома.

Вовлечению детей в организацию «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» придается особое значение. Организацией «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» издается детская литература. Цель этих книг для детей - внушить им религиозные идеи и представления, принятые в организации, под видом детских сказок. «История, которую я хочу вам рассказать, - это подлинная история. Правда она больше всех других историй похожа на сказку» (6, с.3). От читателя-ребенка требуется относиться к этим «историям» как к важнейшему сообщению, которое может изменить всю его жизнь «Слушай, слушай! Это важно, так важно! Это может изменить твою жизнь!» (6, с.3).

С первых же страниц такой книги на ребенка обрушивается поток религиозно-оккультных идей и мистических понятий, слабо прикрытых адаптированной для детского восприятия лексикой и формой доверительного диалога - «собеседования» с неведомой «рассказчицей». Рассказ ведется от лица женщины - верный психологический прием, при помощи которого в сознании ребенка сектантское внушение ставится в ряд с рассказом от лица матери или любимой бабушки. Дети должны читать эту книгу и «объяснять взрослым», т.е. в данном случае сделан расчет на привлечение внимания к вероучению организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» изнутри семьи. «Дети! Интересно ли вам, не устали ли вы? Все ли понятно? Если вы что-то поняли, то, пожалуйста, объясните это взрослым» (6, с.16).

Мимоходом говорится об «эфире (тонкий, невидимый элемент)», «сознательных звездах», «аппарате речи», «плазме, или энергии высоких температур». Наряду с такой концентрацией совершенно неуместных в сказке для детей представлений вводится культовое понятие о салиграмах - «живые звезды», «духовная звезда»: «...это энергия в виде настолько маленькой точки, что ее нельзя ни разделить, ни уничтожить каким-либо способом: в огне не горит, в воде не тонет, не разбивается и ластиком не стирается. Можно сказать, бессмертная точка. Вечная» (6, с.6).

Дальше следует логический абсурд. «Все салиграмы одинаковы по размеру и форме, даже Главная Звезда - такая же точка. И все салиграмы похожи на Главную Звезду, как дети на Отца. Поэтому они называют Ее Отцом. И еще они называют Ее Матерью, а когда Она учит своих детей - то и Учителем. В общем, эта Звезда становится для своих детей всем на свете» (6, с.7).

Салиграм - «точка», но имеет форму и размер. Из этого следует, что в «Университете» «Брахма Кумарис» физика не изучается. Из всех одинаковых, равных «по размеру и форме» салиграмов (под которыми подразумеваются души людей) - есть одна, «более равная». Похоже, что не изучается и математика.

Этот «более равный», но один из всех салиграмов, почему-то оказывается не только «Отцом», но «Матерью» других «точек» - хотя никого не родил. Все одинаковые салиграмы существуют вечно, но это «оно» - Главный или Главная - начинает всех учить. Таким образом синкретические построения индийского ювелира - основателя культа, который бился над тем, чтобы создать свое собственное религиозное вероучение из вероучений различных религий - весь этот абсурд вбивается в головы наших детей под видом доброй детской сказки.

«У салиграмов нет собственных имен. У них, как у маленьких планет и астероидов, есть только номера. Например, салиграм №25 или №4512. У Отца же есть собственное имя - ШИВА. ... «Шива» означает Благодетель для всех» (6, с.7).

«Оказывается, что... весь космос представляет собой маленькую черную точку. Хотя ученые об этом еще и не знают» (6, с.15).

Сам сюжет религиозно-оккультной «сказки» от Брахма Кумарис внутренне противоречив и алогичен. Похоже, что авторы текста, пока сочиняли его, сами запутались во всех этих «планетах» и «звездах».

Читателя-ребенка «глушат» оккультными представлениями, по которым Земля то отклоняется от своей оси, то вновь возвращается в исходное положение, планета то уничтожается, то заново создается. Школьники узнают, что вся «Мировая история в точности повторяется каждые 5000 лет» (6, с.24), что нравственное, ответственное отношение к истории своего народа, к своей Родине не обязательно, поскольку вся Планета - «Сцена Театра», что в древности люди рожали детей «сильной мыслью обоих родителей: мы творим новую жизнь! И новый салиграм входил в крошечное тельце, которое нормально развивалось, и в свое время на свет появлялось дитя» (6, с.24).

Жить в древности было гораздо лучше: «Школы там тоже были, и дети учились с радостью и удовольствием. Обучение было интересной и увлекательной игрой. История и география были очень простыми, потому что это было одно большое королевство и других на планете еще не было... особенно много было танцев...» (6, с.31). Не то что ныне, когда учеба не всегда только радость и игра, но иногда - и труд, надо учить историю, а на танцы отводится совсем мало времени.

Затем наступила беда - «В салиграмы незаметно вошли злые духи» (6, с.37). Это в точки-то! Земля треснула и поглотила королевство. Салиграмы «совсем забыли о том, что когда-то они были божествами» и потому не улетели с планеты, а страдали и умирали на ней.

«Салиграмы перестали понимать, что происходит с ними, когда они покидают тело-костюм. И назвали этот момент жизни СМЕРТЬЮ... вместе с ней пришел и СТРАХ СМЕРТИ, страх потерять тело» (6, с.39). Таким образом, ребенок должен усвоить, что будь эти салиграмы умнее, они бы не боялись потерять свой костюм-тело и спокойно улетели куда угодно. «Страх потерять тело» - ничего не стоящее заблуждение. Интересные вопросы могут задавать дети учителям по ОБЖ. Зачем беспокоиться о безопасной жизнедеятельности? Что опасного может быть в том, чтобы в очередной раз сменить «тело-костюм»?

Не улетев вовремя с земли, эти добрые, но глупые салиграмы попали в сложное положение, потому что «пришло много салиграмов, которые любили играть роль военных: генералов, командиров, полководцев. Остальных людей они старались сделать солдатами. Женщин, детей и стариков они не считали за людей, за исключением тех, которых назвали «моими»: моя семья, мой ребенок, а потом моя земля, моя страна и т.д.» (6, с.42).

Такое внушение - не что иное, как целенаправленное разрушение в наших детях чувств любви к своей семье, стране, Родине, уважения и благодарности к ее защитникам и героям.

В законе РФ «Об образовании» цели формирования гражданских качеств личности, воспитания высокоценного отношения к Родине, Отечеству, национальной культуре зафиксированы в качестве принципов образовательной политики. По нашему мнению, образовательные материалы и «сказки» для детей организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» направлены на подрыв этих принципов и потому не должны свободно распространяться в нашей стране.

Бедные хорошие салиграмы, которые «пришли из Золотого Мира, очень страдали от этих войн и такой ужасной жизни». Возникшие было религии и их основатели - Авраам, Будда, Христос, Магомет не сумели дать избавления. «Мир стал миром сплошной лжи. Все стало фальшивым: мысли, чувства слова, дела. Даже маленькие дети начали лгать. Даже те, кто не хотел этого делать, лгали, не зная об этом. Мир стал королевством кривых зеркал» (6, с.48).

И, наконец, явился «избавитель» - Отец Шива прилетел на планету и воплотился в одного доброго дядю. «Он был очень богатым ювелиром... У него совсем не было высокомерия. Его украшения славились по всей стране. Короли и богачи были его заказчиками... Многие говорили, что ему следовало быть королем... Отец Шива... вошел в него. И теперь они уже вдвоем смотрели через одни окошечки-глаза и говорили через одни уста» (6, с.52). «Но не всем салиграмам понравилось новое Знание и не все признали своего Отца...». За это Природа сначала мучила их голодом, холодом, землетрясениями, засухой и потопом, а потом всех смела огромной океанской волной.

Почему-то «сказочница» из организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» забыла о ядерной войне как единственном средстве покончить со «старым миром». Для детей не уточняется, что это наказание непослушных салиграмов производится посредством взрывов атомных и водородных бомб (см. выше). Вероятно, в педагогических целях адаптируя рассказ для младших школьников, ядерное побоище заменили вселенским потопом:

«Но Отец - это же Отец. Он спас всех, и своих бестолковых детей тоже. Он всех забрал Домой. Только непослушных детей Он сначала хорошенько наказал за плохие поступки...». «Но как вы помните, не все дети-путешественники улетели Домой с Отцом. Некоторые остались, чтобы привести в порядок Планету, подготовить ее к Новой Жизни и чтобы все началось по новому кругу. Точно так, как 5000 лет назад» (6, с.57)

Получается, что «некоторые», особо приближенные «сладкие дети» должны будут очищать нашу планету, которую «любящий Отец» забросал атомными и водородными бомбами, от радиоактивных завалов и трупов - ненужных «костюмов» толковых и бестолковых «детей».

После всего этого ребенку задают вопрос: «Ну что, дети, вы наверное, решили стать послушными, достойными, благоухающими цветами? Ведь это совсем не трудно! Самое главное - это ваше искреннее желание и немножко старания. Доброго пути в Страну Счастья!» (6, с.58). Указывается и способ установить контакт со «Страной Счастья». Для того, чтобы «самую правдивую на свете историю» из сказки сделать былью взрослым и детям «открывают один секрет». Они могут «... написать письмо Главной Звезде, нашему любимому Отцу, который очень любит всех нас и всегда рад получать письма от своих детей» (6, с.61). В книге указаны адрес электронной почты и сайт организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» в Интернете для связи.

Представьте - растроганный малыш говорит маме: «Давай напишем письмо Главной Звезде?» Мама сомневается, но в этой книге столько добрых слов про «любовь»... Наверно, придется уступить малышу. А там, на другом конце провода уже ждут, чтобы сообщить: куда пойти «учиться» и когда приезжать с вещами для поездки на «служение» в «Медовый лес» (Мадхубан (15)).

Указывая в своих публикациях и документах, что организация «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» занимается «нравственным воспитанием», всячески избегают определения этого воспитания как религиозного. «Нравственное воспитание, пропагандируемое Духовным университетом, основывается на следующих философских, духовных и психологических концепциях:

...4. Нерушимость закона кармы соответствует вере в повторное воплощение, которая, в свою очередь, основывается на философском принципе: все мы - сознательные существа и наша сознательная сущность «я» нематериальна по своей природе, совершенно отлична от тела материального и называется душой.

...6. Существует Всевышняя Душа - наиболее добродетельная и непорочная Сущность...

7. ...это был Золотой век (Сат-юга), истинный Рай, а каждый человек - мужчина и женщина - был настоящим божеством» (4, с.4-5) и т.д. в том же роде. Очевидно, что все эти положения и принципы являются религиозными.

В соответствии с религиозным по существу мировоззрением, принятым и пропагандируемым в организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет», преподаваемые в нем «учебные предметы» не имеют никакого отношения ни к науке, ни к университетскому образованию. «В программе духовного университета представлены предметы, которые весьма существенны для науки, философии, политики, социологии, медицины, воспитания и пр. Среди них: 1. Покой ума и мир в мире... 3. Чистота... 6. Осознание Бога... 11. Знание о Тонком мире Вселенной... История и география мира, включая Золотой и Серебряный века... 18. Как вести жизнь, подобную лотосу...» (4, с. 8-9).

Очевидно, что все это не имеет ничего общего с наукой.

Выводы:

образовательная деятельность организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет», направленная на воспитание детей, является формой обманной вербовки в число членов религиозного культа родителей детей и самих детей;


под видом нравственно поучительных или воспитывающих «историй», публикуемых в качестве детских «сказок», проводится внушение детям религиозно-оккультных представлений, абсурдных мировоззренческих, исторических схем, не имеющих ничего общего с действительностью, мистифицирующих сознание детей;

образовательная деятельность религиозного объединения «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» является социально опасной, поскольку не предоставляет обучающимся никаких научных знаний, а нравственные нормы, принятые в организации и усваиваемые «слушателями» противоречат общечеловеческим нормам нравственности, традициям и ценностям российской культуры.



4.9. Образовательная деятельность организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет», направленная на «предупреждение наркомании».

Организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет», осуществляет ряд социальных программ, направленных на привлечение дополнительного числа адептов и расширение влияния организации. К подобным программам прибегают многие деструктивные культы. С помощью «борьбы за мир», «борьбы с алкоголизмом», «борьбы с неграмотностью», «борьбы с наркотиками» и т.п. они получают доступ к социального дезадаптированным группам населения, а зачастую - и к бюджетным источникам, создаваемым для борьбы с теми или иными социальными аномалиями. Выигрыш очевиден: секта получает «признание» в обществе, новых благодарных адептов и широкую рекламу. Одной из таких программ организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет», является «борьба с наркоманией».

Рекламная брошюра на эту тему обычно делится на две части. Первая, большая по объему, списана с существующих изданий разных организаций, занимающихся борьбой с наркоманией и наркобизнесом. Она правильно описывает причины наркомании, ее страшные последствия для личности и общества, показывает пути избавления от этого порока. И в этих «путях» особо выделяется проблема изменения мотивации в жизни человека, который потреблял наркотики или находится в группе риска.

Помимо обычной в таких случаях помощи от врачей, психологов, социальных работников упоминается о «молитве, медитации, положительном мышлении» (9, с.20). Вначале это делается вскользь, без определенного указания на конфессиональную принадлежность. Действительно, традиционные религии участвуют в борьбе с наркоманией, и обращение человека к ценностям традиционной в данном обществе религии может способствовать отказу от наркомании, успешной социализации бывших наркоманов. Не бывает наркоманов - православных христиан, магометан или буддистов. Это несовместимо с заповедями мировых религий.

Затем в систему необходимых для реабилитации наркоманов и профилактики наркомании мер включаются «релаксация и медитация» и указывается, что организация «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» обладает такой «легкой для усвоения техникой положительного мышления» (9, с.28). О действительном вероучении организации не сообщается. Но постепенно вводятся культовые представления и понятия, - «Раджа Йога», «Всевышний Океан блаженства», «сознательный свет». Одновременно проводится убеждение, что такую подготовку или реабилитацию следует проходить в специальной группе.

Отрицательная оценка окружения наркомана переносится на все общество. «Зачастую человек хочет освободиться от цепей наркомании, однако общество, в котором он находится, всячески противится его попыткам оставить группу, стремится подорвать его решимость. В центрах Раджа Йоги происходит прямо противоположное. Здесь все члены коллектива свободы от наркотической зависимости, поэтому, учась Раджа Йоге в одном из таких центров, человек ощущает сильнейшую поддержку группы» (9, с.31). При этом не уточняют, что обучаться он будет, на самом деле, не в «центрах Раджа Йоги», а общинах организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» и никакой не Раджа Йоге, а вероучению организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет». Везде далее в рекламной брошюре предлагается изучать именно Раджа Йогу, чтобы у читателя не возникало лишних вопросов, о «Брахма Кумарис Всемирном Духовном Университете» говорится как просто об образовательном учреждении, где эта самая Раджа Йога изучается.

Таким образом, человек, желающий избавиться от наркозависимости или избежать вовлечения в наркопотребление, воспринимает организацию «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» в качестве некоего учебного заведения, где ему помогут психологически укрепиться в этом желании. Однако, попадая туда, он оказывается в религиозной общине, где массированным внушением «сестер» и «братьев» вербуется в данный культ. От наркотиков он, может быть, и избавится, но как социально активная личность будет все равно потерян для общества, превратится в очередной «инструмент» для «служения» лидерам культа и «микрофон» для распространения сектантской пропаганды.

Вывод: образовательная деятельность организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет», направленная на предупреждение наркомании и в связи с иными социальными проблемами является, на самом деле, формой обманной вербовки в число членов религиозного культа поклонения лидерам организации.

4.10. Религиозная пропаганда организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» в печати и других средствах массовой информации и коммуникации.

Указываются адреса организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» для электронной почты: e-mail: bksu@ glasnet.ru и в сети Интернет: http://www.brahmakumarisru.com.

Практически все печатные материалы организации публикуются с нарушениями правил издания в открытой печати. Не указываются многие выходные данные публикаций. В выходных данных по-разному указывается место издания книг, как будто отпечатанных в той же типографии. Например, книги (1,2,8), вроде бы, отпечатаны в одной типографии, но ее наименование в каждом случае указано иначе, чем в другом.


4.11. Исследование и анализ пропагандистских видео- и аудиоматериалов организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет».

Экспертной группой было исследовано и проанализировано содержание видео- и аудиоматериалов организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» (34-49).

Распространяемые этой религиозной организацией видео- и аудиокассеты сами по себе являются своего рода религиозными образами. Просматривающий видеокассету или прослушивающий аудиокассету одинаково участвует в религиозном ритуале или религиозном собрании, отображенном на магнитном носителе (видео- или аудиопленке), с физически присутствующими во время и в месте проведения обряда адептами, поскольку для участвующего не важно обстоятельства места и времени участия в обряде.

Анализ качества съемки видеосюжетов привел к выводу, что съемки сделаны профессиональной камерой и профессиональной режиссерско-операторской бригадой. Об этом свидетельствуют качество цвета, четкость и синхронность перевода. Все это говорит не о любительской съемке, а о создании видео-версии, своего рода виртуального видео-варианта религиозного обряда для участия в нем тех, кто по каким-то причинам не смог посетить его в соответствующее время и в соответствующем месте. Дополнительно об этом говорит равная обращенность говорящих руководителей организации как к присутствующим в зале, так и в видеокамеру. То же можно сказать и относительно аудиокассет.

Эксперты уверены, что на адепта организации, прослушивающего пропагандистские аудиокассеты или просматривающего видеокассеты «Брахма Кумарис Всемирного Духовного Университета», оказывается сильнейшее психологическое воздействие, направленное на удержание его в организации и полное подчинение своим руководителям


5. Сведения о деятельности организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» за рубежом.

Организация постоянно ссылается в подтверждение своей якобы имеющей место позитивности на то, что «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» имеет связи с ООН. Об этом говорят адепты «Брахма Кумарис Всемирного Духовного Университета», об этом написано во многих материалах организации:

«Университет имеет Генеральный консультативный статус при Экономическом и Социальном совете ООН и также при ЮНИЕФ. В области образования по нравственным ценностям университет тесно сотрудничает с ЮНЕСКО» (20).

«В июле 1998 г. Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) ООН присвоил БКВДУ Генеральный консультативный статус. Этот статус указывает на значимость вклада Духовного университета в работу ООН… Обладание Генеральным консультативным статусом предусматривает установление политических связей с вытекающими отсюда правами и обязанностями» (21).

На самом же деле, Генеральный консультативный статус при ЭКОСОС ни в коем случае не указывает на какие-либо заслуги «Брахма Кумарис Всемирного Духовного Университета» перед ООН («заслуги» ограничиваются участием в ряде конференций (13, с.34-35)). Этот статус показывает, что международная неправительственная организация, получившая его, вправе присутствовать на заседаниях ЭКОСОС, высказываться о своей позиции по обсуждаемым проблемам, подавать письменные заявления и разъяснения, вести консультации с сотрудниками Секретариата ООН и пр. Международная практика доказала позитивность участия международных неправительственных организаций в работе ЭКОСОС, это позволяет обеспечивать большую объективность и демократизм при рассмотрении тех или иных вопросов. Но этот статус ни в коем случае не позволяет говорить о том, что «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» имеет какое-либо отношение собственно к ООН. Наличие или отсутствие Генерального консультативного статуса при ЭКОСОС у «Брахма Кумарис Всемирного Духовного Университета» для внутрироссийского правового статуса этой организации абсолютно безразлично. Этот статус только обеспечивает возможность «Брахма Кумарис Всемирному Духовному Университету» обращаться в ЭКОСОС напрямую и без излишних проволочек. Это их право, которое никто и не оспаривает. Но для Российской Федерации это никаких правовых последствий не имеет.

Необходимо отметить, что «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» нигде не публикует копии документа о присвоении указанного статуса (что вызывает сомнения в его действительном наличии), зато во многих своих материалах организация опубликовала копию документа, который свидетельствует, что в 1987 г. Генеральный секретарь ООН Перес-де-Куэльяр присвоил «Брахма Кумарис Всемирному Духовному Университету» звание «Посланник мира» (13, с.36). Это звание вызывает особенную гордость адептов «Брахма Кумарис Всемирного Духовного Университета», хотя никакого правового статуса или уважения это звание БКВДУ не прибавляет. Совершенно не ясно, какого мира посланником, куда и к кому является БКВДУ. Более того, в литературе БКВДУ это звание пишется почему-то как «посланик» (13, с.36), что вызывает еще больше недоумения и вопросов.

Широкая миссионерская деятельность по всему миру позволяет поддерживать или даже расширять численность организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет», создавать у адептов иллюзию признания их организации в мире и убеждать в скорой грядущей победе организации во всемирном масштабе. «Вы не станете правителями Земного шара, если не будете отправляться в турне» (2, с.203).

Имеются прямые и косвенные доказательства, что деятельность организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» в других странах вызывает негативную реакцию, характеризуется как деструктивная для культуры, традиций и социальных институтов в различных обществах и государствах.

В частности, в публикациях организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» встречаются сетования на проблемы, с которыми сталкиваются миссионеры организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» при распространении своих взглядов в Индии и других странах. Адепты на Ближнем Востоке инструктируются действовать скрытно: «когда вы вернетесь, не устраивайте религиозных маршей! Сейчас все инкогнито. Про Пандаваов помнят, что они тайно действовали в чужом королевстве. А сейчас вы из скрытых постепенно становитесь явными» (2, с.231). Это не что иное как провоцирование граждан к неподчинению законам, действующим в их государствах. Иностранных адептов призывают действовать более активно с тем, чтобы поднять авторитет организации в самой Индии. Это, по нашему мнению, подтверждает тот факт, что вероучение организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» вызывает отторжение и на родине ее основателя, в Индии. Таким образом, деятельность организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» не только не может рассматриваться в контексте межкультурного диалога народов Индии и России, но и вводит россиян в заблуждение относительно верований индуизма, социальных норм и ценностей индийской культуры, объективно приводит к дискредитации традиционной индийской культуры в российском обществе (подобно деятельности других квазииндуистских объединений типа Общества Сознания Кришны, Ананда Марга, Шри Чинмой, Трансцендентальная Медитация и т.п.)

За пределами Индии, в других государствах, вероучение и деятельность организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» также воспринимается как деструктивная и оценивается как тоталитарная. Например, в Германии. В 1995 году от лица Федерального правительства Германии было сделано заявление, в котором организация «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» ставится в один ряд с известными деструктивными сектами и ее вероучение и деятельность признаются «опасными»:

«Федеральное правительство уже долгое время интенсивно занимается вопросом явления т.н. молодежных сект, в первую очередь ввиду возможной опасности для социального развития молодых людей, исходящей от подобных группировок.

По мнению Федерального правительства, опасность т.н. молодежных сект заключается, в частности, в том, что их иерархическая, авторитарная структура часто противоречит общепризнанным демократическим ценностям... а также в требовании безоговорочного подчинения своих членов, для чего порой применяются также изощренные угрозы. Отрицательными последствиями членства в этих сектах могут быть: срыв школьного или профессионального образования членов, коренные изменения их личности и утрата восприятия реальности, что может привести к конфликтам с родственниками, близкими людьми... могут возникнуть психосоциальные проблемы.

...Введение в заблуждение путем скрытых методов пропагандирования и преднамеренное проникновение этих сект в сферу политики и экономики показывают опасность тоталитарных организаций.

Федеральное правительство считает т.н. молодежными сектами в особенности нижеследующие группировки:

Ананда Марга (пути к блаженству);


Брахма Кумарис (индийское гуру-движение);


... Дети Бога/Семья Любви (секта, основанная в Калифорнии покойным проповедником Мозе Давид Берг);


общество Кирпа Рухани Сатсенг/Тхакар Сингх (гуру-движение индуистского происхождения);

Международное общество сознания Кришны/Искон (индийское гуру-движение;


движение Осхо/Бхагван (новоиндуистское гуру-движение);

Саентолоджи (базирующийся на сочинениях Л. Рона Хаббарда психокульт с исключительно экономической направленностью, который требует признания его как религиозной общины. Федеральным судом по трудовым спорам недавно определено, что организация «Саентолоджи» является коммерческой структурой, которая не вправе претендовать на статус религиозной общины.


Шри Чинмой (миссионерская новоиндуистская группировка);

Трансцендентальная медитация (движение, основанное гуру Махариши Махеш Йоги);


...Церковь Объединения/движение Муна (мессианская организация вокруг корейского гражданина Сан Мьюнг Мун)» (22).



6. Выводы о деструктивной направленности вероучения и асоциальном характере деятельности религиозного объединения «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» в Российской Федерации.

Выводы:

Организация «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» является нетрадиционным религиозным движением с деструктивным, а по некоторым вопросам, и человеконенавистническим вероучением, составленным на основе синкретического (внутренне противоречивого) синтеза ряда представлений из индуизма и оккультизма.


Это относительно новый религиозный культ, основанный на безусловном поклонении и следовании учению обожествленного лидера секты (ядра лидеров в настоящее время, после смерти основателя).

Религиозное вероучение и практика деятельности организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» содержат признаки тоталитарного культа.


Имеются очевидные аналогии в вероучении и деятельности организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» с вероучением и деятельностью ряда подобных новых религиозных направлений и культов, оцениваемых специалистами, общественностью, государственными органами ряда стран как деструктивные («Церковь Объединения» Сан Мен Муна, «Свидетели Иеговы», «Международное Общество Сознания Кришны», организации последователей Шри Чинмоя и др.).


Пропаганда религиозного вероучения организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» и ее деятельность в российском обществе («просветительская», «образовательная», «миротворческая» и т.д.) носят деструктивный характер в отношении ценностей отечественной культуры, института семьи, государства, интересов российского общества в целом.

Деятельность организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» способствует разрушению семей и создает надуманные препятствия для молодежи в создании полноценной семьи.


Образовательная деятельность организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» препятствует гражданскому воспитанию детей и молодежи - выработке ценностного отношения к национальной культуре, Родине, государству, отечественному культурному наследию в целом.

Проведенное комплексное междисциплинарное исследование религиозного вероучения, принципов построения и деятельности в России организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» позволяет сделать вывод о том, что деятельность организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» в России является деструктивной (разрушительной) в отношении традиционных нравственных ценностей народов России, социального института семьи, Российского государства.

8. Осуществляемая представителями этой организации в Российской Федерации - как иностранными гражданами, так и российскими адептами культа, привлеченными к работе в структурах организации, миссионерская и пропагандистская деятельность, основанная на религиозно-мистических, антинаучных, абсурдных и асоциальных идеях и представлениях:

8.1. оказывает отрицательное воздействие на психологическое состояние (рациональное, логическое мышление) и духовное здоровье детей;

8.2. способствует разрушению семей и деградации социального института семьи в российском обществе;

8.3. возбуждает религиозную рознь и провоцирует рост межконфессиональной напряженности;

8.4. вводит в заблуждение государственные органы и общественные организации, осуществляющие контакты с представителями организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет», относительно реального характера своего вероучения и деятельности;

8.5. не соответствует целям и задачам, заявленным при официальной регистрации организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» в органах юстиции России.

04.04.2000 г.
Экспертная группа в составе:

Кандидат философских наук
И.А.Галицкая

Кандидат педагогических наук
И.В.Метлик

Доктор юридических наук,
профессор кафедры
государственного строительства и права
Российской академии государственной
службы при Президенте РФ
М.Н.Кузнецов

© Игорь Куликов, 1999 г.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИИ ДЕСТРУКТИВНОГО, ОККУЛЬТНОГО И НЕОЯЗЫЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА»

Том 7. Возбуждение религиозной вражды. Исследования. Факты. Терминология


Вернуться к содержанию энциклопедии

Вернуться к содержанию VII тома
 
12 сентября 2010 admin
 

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ

  • Письмо профессора Российской академии государственной службы при Президенте РФ М.Н.Кузнецова
  • Обращение делегатов конференции «Миссия Православия, XXI век»
  • Письмо пастора Евангелическо-лютеранского прихода
  • Письмо священника Благовещенского Храма
  • Возбуждение религиозной вражды
  •  
     
    Раздел форума
    Обсуждаемая тема
    Автор сообщения
    Время